Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки? Как избежать наказания от родителей за плохую оценку Наказание за плохие оценки в школе

Как поступать, если ребенок принес «двойку», и как правильно мотивировать на хорошую учебу. Рекомендации психолога .

Марина, нужно ли объяснять ребенку про систему школьных оценок, что «пять» — это хорошо, а «два» — плохо?

Если в школе существует система оценок, и особенно если она принята в начальной школе, то о ней, безусловно, нужно говорить с ребенком. Объясните ему, в каких случаях и за что можно получить ту или иную оценку. Важно, чтобы у ребенка не сформировалась такая негативная связь: «если у меня плохие оценки, значит я – плохой».

В традиционной российской школе оценка – это публичный акт. То, на какие отметки учится тот или иной ребенок, знает весь класс, а то и вся школа. И очень часто, особенно в младшей школе, оценки являются мерилом личности ребенка в целом, когда ярлыки типа «троечник» или «отличник» свидетельствуют о способностях ребенка в принципе. Они же являются фильтром в процессе адаптации ребенка как в коллективе сверстников, так и в учительском сообществе. И эта призма является основной в школьной среде. То, что у ребенка скорость восприятия материала ниже, чем у других, к примеру, или в силу своего холерического темперамента ему трудно сосредоточиться на задаче – все эти нюансы будут учтены в самую последнюю очередь.

Зачастую школа не учитывает и динамические процессы в развитии ученика. В начале года ребенок мог показывать далеко не лучшие результаты, зато к концу четверти его успеваемость стала выше, однако общий балл при выведении четвертной отметки не учтет этот прогресс – начальные низкие оценки, тем более в большом количестве, обесценят конечные высокие отметки.

Поэтому ребенок, конечно, должен знать, что ему необходимо стремиться получать хорошие оценки, чтобы быть успешным в будущем. Но плохие оценки при этом не должны трактоваться как незнание, безалаберность и лентяйство.

Ребенок получил «двойку». Стоит ли наказать?

Не нужно этого делать. Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Если есть плохая оценка, значит, нужно больше стараться, чтобы улучшить результат. Наказывая ребенка за плохую оценку, например, лишая прогулок, игры или общения с друзьями, его мотивация будет негативной. Она формирует либо страх, либо нигилизм. В случае страха ребенок будет бояться проявлять инициативу. Это может реализовываться так: например, у одной задачи может быть несколько решений, но даже если они есть у вашего ребенка, он будет молчать или использовать единственно допустимый ответ, потому что будет бояться ошибиться. В случае нигилизма возникает агрессия и отвращение к учебе, ребенок будет мыслить так: «если у меня плохая оценка, значит, я буду поступать плохо во всем».

Дайте ребенку понять, что плохая оценка – это лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Это как в спорте, где проигрыш или пропущенный гол – не провал, а очередная тренировка и шаг к новому достижению, победе. Именно таким должно быть отношение у ребенка к отметкам учителя.

Если за каждой плохой оценкой следует ее разбор, причем в коннотации положительного исхода, то избежать их удастся быстрее. Потому что ребенок, принесший двойку, будет знать, что сможет объяснить родителю, почему такое произошло, за что двойка, в каком месте он недопонял материал. У школьника будет чувство безопасности, а не страха. Задача родителей и учителей обеспечить такое безопасное пространство для ученика и в первую очередь ученика начальной школы.

Ребенок боится получить плохую оценку, сильно нервничает перед контрольными? Что делать?

Если ребенок боится плохих оценок, скорее всего, здесь свою «роль» уже сыграли родители, которые «нагрузили» ребенка своими ожиданиями и негласными требованиями.

Не нужно делать из ребенка продолжение собственной успешности! Станьте товарищем своему чаду! В каждом оценивании нужна поддержка, забота, ребенок должен знать, что у него есть безопасное место и это место – его семья.

Если ребенок переживает перед контрольной, расскажите историю о себе, о том, как вы шли на контрольные работы, как сдавали экзамены, о том, что вам тоже было порой страшно и волнительно, как и ему сейчас. И очень часто контрольные заканчивались благополучно, потому что знаний было достаточно, точно так же, как и у вашего ребенка. Но когда вы получали не очень хорошую оценку, у вас всегда был шанс ее исправить. И этот шанс есть и у ребенка. Эта идентификация в данном случае важна, она обеспечивает поддержку вашему ученику.

В том, что ребенок постоянно боится получить плохую оценку, нет ничего хорошего. Психика ребенка, которому угрожает плохая оценка, в родительском и учительском неприятии будет включать защитные механизмы. И это нормальная психическая функция. Однако защита будет сама по себе не лучшая. Один вариант – это бесконечное чувство вины за плохую отметку и недовольство собой, что в результате способно привести к идентичности неполноценного человека. Второй вариант – это выработка такого качества, как лукавство, замалчивание, в простонародье называемое враньем. Чтобы избежать наказания (конечно, при условии, что его наказывают за плохие оценки), ребенок будет врать. Есть и третий вариант. Чтобы доказать, что он хороший, школьник, получив плохую оценку, вступит на рельсы перфекционизма и будет заниматься только уроками. Результат может быть впечатляющим при условии, что у ребенка развито сильное Эго и что он способен противостоять неудачам. Но в младшей школе, которая закладывает в ребенка знания о себе с помощью оценок, это не характерно. К тому же все три варианта объединены общим чувством – чувством страха, который во взрослой жизни перерастает в фоновую тревогу и становится одной из составляющих невротических состояний. У кого-то это практически не заметно, а кто-то, кому не повезло с учителем в детстве, будет весьма чувствителен к тревожному воздействию на психику.

Нужно ли хвалить за «пятерки»?

Хвалить за пятерки, безусловно, нужно. Но не переусердствуйте с комментариями «ты самый лучший», «ты все знаешь» и т.п. Не создавайте культ «пятерки», когда «пятерка» — это хорошо, а все остальное – ниже планки и не заслуживает похвалы, тогда «плохая» оценка не станет для ребенка трагедией.

Если ребенок получает отличные оценки, это повод для гордости, прежде всего, родителей. Именно они могут повлиять на развитие так называемого синдрома отличника. Детский перфекционизм – очень тяжелый невроз для ребенка, но попадает в него ребенок при прямом содействии взрослого. Как правило, такой ребенок изначально нагружен большими родительскими ожиданиями. Единственный способ их оправдать – быть хорошим во всем, стать отличником, побеждать даже не в своей игре. Если этого не происходит, то ребенок чувствует себя недостойным и ненужным родителям.

Прежде всего, дайте понять ребенку, что вы хвалите его не за оценки, которые он получает, а за то, что он стремится к знаниям, проявляет интерес к изучению чего-либо. И нет никакой беды в том, что в какой-то момент ребенок проявляет меньшее любопытство к предмету и не получает за него отличные отметки.

Ребенок считает, что преподаватель был несправедлив с ним и занизил оценку. Как поступить?

Разберите ситуацию, выясните, почему учитель поставил такую оценку. Когда вы обсуждаете с ребенком его оценки, вы демонстрируете ему свою поддержку. Но важно также и не уронить авторитет учителя в глазах ребенка. Поэтому стоит встать не в позицию родителя вашего ребенка, а в позицию преподавателя. Потому что часто из позиции родителя у нас возникает одно желание – защитить ребенка. Если действительно есть несправедливость в отметке, то тогда стоит обсуждать это с педагогом.

На фото: картина Решетникова Ф.П. «Опять двойка»

Нам так хочется, чтобы ребенок вырос успешным, что иногда мы перегибаем палку. Например, требуем приносить высокие оценки и ругаем за низкие, веря, что хорошая оценка равна крепким знаниям. Но ведь это далеко не всегда так. Так стоит ли наказывать детей за плохие оценки?

Источник фото: pixabay.com

В круговороте дней находим время только на то, чтобы властным голосом спросить: а что ты сегодня получил в школе? Или же, наоборот, считаем, что успешность неважна, и советуем: да не волнуйся ты за оценки, мол, все гении плохо учились.

Как правильно реагировать на низкие оценки, чтобы мотивировать, а не отпугнуть ребенка от обучения?

Система оценок в школе создана для того, чтобы побуждать детей учиться

На практике часто получается так, что одноклассники конкурируют между собой за лучшие оценки, и эта конкуренция не всегда здорова.

Некоторым из отличников завидуют, некоторых презирают, обзывая «ботанами», поэтому высокие оценки - еще не признак успеха. Зато низкие баллы часто наоборот демотивируют, совершенно отворачивают от учебы - мол, если я получаю плохие оценки, зачем вообще учиться? Оценки также и не являются мерилом знаний. Все мы знаем (в том числе и вспоминая собственные школьные годы), что оценку можно повысить благодаря рефератам, стенгазетам или даже старательной уборке в ​​классе.

Имеет ли это какое-либо отношение к знаниям? Конечно, нет.

А в наше «интернетное» время даже для реферата или сочинения не надо ходить в читальный зал или составлять план повествования - достаточно нажать кнопку «Скачать» - и готово!

Оценки воспринимаются как валюта, которой можно расплатиться

Например, от родителей можно получить желаемые игрушки, развлечения или карманные деньги. От одноклассников - признание. От учителей - хорошее отношение. Высокие баллы в аттестате не гарантируют, но повышают шансы попасть в престижный вуз.

Так стоит ли родителям слишком беспокоиться об оценках? И да, и нет.

  • С одной стороны, ругать за оценки не следует.

Во-первых, ребенку действительно может «не идти» материал или вообще весь предмет. Поэтому, ругая за оценки, вы унижаете ребенка. По этой же причине нельзя ни смеяться, ни угрожать.

Ребенок и без вас может находиться в стрессе, а вы еще и способствуете его низкой самооценке. А для того, чтобы начать хорошо учиться, надо быть спокойным и уверенным в своих силах.

  • Во-вторых, ребенок может подумать, что вы любите его только за хорошие оценки, а не просто так.

Такое отношение может глубоко оскорбить ребенка, сделать его закрытым или даже нечестным. Иногда и одного скандала хватит, чтобы ребенок начал скрывать от вас свою школьную успеваемость, прятать дневник, подтирать плохие оценки, и главное - не доверять вам.

Исследования показывают, что сочетание низких баллов со строгим родительским контролем повышает риск развития или усиления у детей комплекса неполноценности, энуреза, расстройств сна, тиков, заикания, истерик и даже может спровоцировать склонность к самоубийству.

Однако как действовать, если ваш школьник, который раньше учился хорошо, вдруг стал приносить плохие оценки?


Источник фото: pixabay.com

Попробуйте разобраться, что именно стало причиной школьной неуспеваемости

Ведь плохая оценка - не всегда признак низкого уровня знаний.

Возможно, ребенок плохо себя чувствовал, переживает конфликт с учительницей или одноклассниками, растерялся и забыл выученное, перепутал и ответил не на тот вопрос... Причин много.

Но и если ребенок действительно не выучил, не разобрался - для этого тоже есть какая-то причина. Может, она лежит на поверхности (сложная или скучная тема) или спрятана глубже. Помогите ребенку преодолеть ее, даже если это банальная лень.

Не стоит также торговаться с ребенком за оценки: мол, закончишь семестр по английскому на «отлично», поедем на каникулах кататься на лыжах. Такая практика вообще не является хорошим воспитательным методом, хотя она, возможно, иногда эффективна. Таким образом вы только провоцируете ребенка гнаться за оценками.

Вместо этого попробуйте заинтересовать именно получением знаний, расскажите, какие преимущества это даст.


Источник фото: pixabay.com

Так, может, пусть учится, как хочет?

В такие крайности вдаваться тоже не стоит. Ребенок может чувствовать себя брошенным; кроме того, оценки действительно могут быть симптомом проблем, которые вы могли бы помочь решить.

Сводить на нет любую мотивацию ребенка фразами типа «оно тебе не понадобится», «еще никто без этого не умер», «я тоже этого не знаю, и прекрасно живу» также не надо.

А нужно ли, в таком случае, хвалить за хорошие оценки?

Конечно, но непрямо - не говорите ребенку:

Ты молодец, потому что получил "отлично".

Говорите:

Ты молодец - так хорошо выучил, что на ‘отлично’ ответил!.

И вообще - старайтесь как можно меньше обращать внимание на полученные баллы, обращайте внимание на полученные знания и на чувства ребенка.

Может, это и не станет залогом добросовестной учебы, но сохранит нервы и вам, и вашему школьнику.

Источник: sittersglobal.com

А для вашего школьника важны оценки? А для вас?

Когда сделать ЭКО будет так же просто, как сходить в магазин? Интервью с репродуктологом

Родительское собрание в 3 классе.

Тема « Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? »

Для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но так хочется, чтобы он был лучшим и среди остальных детей. Кому понравится выслушивать нотации классного руководителя в адрес своего чада? С другой стороны, неуспеваемость в школе вовсе не означает, что в будущем ваш ребенок не добьется успеха в жизни.

Шпаргалка для родителей

1.Часто, когда родители раздосадованы плохой оценкой, которую ребенок принес из школы, в ход идут всевозможные укоры, осуждения и даже насмешки. Он воспринимает вашу негативную реакцию исключительно, как оценку своей личности, а не его стараний. Поэтому запомните первое правило: « хвалить исполнителя, но критиковать исполнение».

2.Второе правило звучит, так: « не более одного недостатка в минуту ». Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Иначе, ваше чадо просто перестанет реагировать на ваши тирады. Выберите один, самый существенный недостаток, который хотите искоренить, и говорите только о нем.

3.Важно научиться сохранять спокойствие

4.Необходимо исправлять ошибки

5.Необходимо ставить реальные цели, которые ребёнок сможет и захочет достичь. Не надо ставить перед ним невыполнимые задачи, чтобы не провоцировать его на враньё. К примеру, если ребёнок допустил в диктанте 6 ошибок, не надо от него требовать, чтобы в последующем он не допускал их совсем, пусть он просто попробует сделать на пару ошибок меньше. Всем достигнутым и успешным результатам надо радоваться вместе со своим ребёнком.

6.За знаниями? Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки». «Два» и «три», как же себя вести? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны! 7.Будь уверенной совой! Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно. Обсуждение учителя под запретом Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки. Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

9 советов от школьного психолога:

1.Разделите себя и ребенка. Все, что было у родителей, совершенно не обязательно должно повториться в ребенке. У него могут быть другие способности и другие интересы.

2.Дети сегодня - другие. Раньше ценность учебы была ярко выражена, детям нравилось учиться, и хотелось делать это не хуже других. Сегодня познавательный мотив уходит на второй план. Современным детям интереснее сидеть в Интернете, гулять по торговым центрам.

3.Родителям сложно увидеть реальное положение дел. Возможно, у ребенка не те способности, на которые они рассчитывали. А может быть, он просто не был готов к школе физиологически или психологически.

4.Нередко родители принимают отметки ребенка, как оценку собственной работы по воспитанию чада.

5.Системны ли плохие отметки? Случайные бывают у кого угодно. Если они появляются постоянно, поймите причину - тут их может быть масса. Возможно, ребенку некомфортно отвечать в классе или он боится большой аудитории.

6.Когда причины выявлены, должна начаться работа. Ребенка необходимо заинтересовать учебой и нацелить на результат. Надо понимать, что отметка в дневнике - вторична, а первичны знания. Допустимо заменять познавательный мотив другими. Например, родители предлагают ребенку сделать аккуратно и правильно домашнее задание, и тогда он получает возможность погулять с друзьями или поиграть на компьютере.

7.Хвалите ребенка за любые достижения. Так вы погружаете в ситуацию успеха. И ребенок сам втягивается в учебный процесс. Стремление добиться успеха может стать хорошим мотивом.

8.Не сравнивайте ребенка с другими детьми по принципу: другие могут - и ты должен суметь. Итогом таких сравнений может стать развитое чувство отчаяния, которое не способно привести ни к чему хорошему.

9.Ни в коем случае не наказывайте за плохие отметки. Ребенок и так постоянно находится в ситуации неуспеха. Руганью родители эту ситуацию усугубляют. Так школьник может отчаяться и окончательно потерять интерес к учебе.


Доброго дня, уважаемые родители! Признайтесь, у кого из вас в школьные годы не было в дневнике плохих отметок? Даже если кто-то и , наверняка двойки были у каждого.

А теперь вспомните, какова была реакция ваших родителей? Скорее всего, Вы наталкивались на суровый взгляд отца или повышенный голос матери, готовых в сию же минуту отправить Вас мести метлой дворы или тряпкой намывать подъезды. Ведь именно такую перспективу даже сегодня многие родители прочат своим «преуспевающим» в учёбе детям.

А как на самом деле правильно: ругать ли ребёнка за плохие оценки, хвалить ли за то, что он ещё хоть как-то умудряется «переваливаться» из класса в класс либо успокаивать получившего «неуд» отличника, что «у всех бывает»?

План урока:

Как оно часто бывает

Устоявшаяся статистика: узнав о полученной ребёнком двойке, мы невольно «включаем» негативную реакцию. Правда? Конечно! Мы начинаем злиться, пробуем прочитать нотацию, что нужно вовремя всё учить, сопровождаем это повышенной интонацией и на невербальном языке пальцев рук недовольно возмущаемся.

Что мы имеем взамен? Столкнувшись пару раз с такой агрессивной реакцией, когда отчитывают, даже не вникнув, а почему «опять двойка», школьник уходит в себя, замыкается и попросту не доводит до сведения итоги своей «успеваемости», отодвигая порицательную процедуру как можно дальше, пока «тайное не станет явным».

Пронесло раз-два-три, и не говорить, что что-то не получается, входит в устоявшуюся привычку, сопровождаемую и утаиванием истинного положения вещей. И мы начинаем возмущаться уже по другому поводу: «Да он (она) ещё и врёт!» Хотя, по мнению психологов, такое враньё — это не что иное, как простая попытка ребёнка защититься от родительских агрессивных нападок.

Чем это заканчивается? Как правило, классикой жанра – к подростковому возрасту ребёнка мы с ним не можем говорить на одном языке. Наши дети, как мы начинаем говорить, «становятся неуправляемыми»: родителей не слышат, претензии игнорируют. И что интересно, мы ведь не роемся в глубине памяти и не ищем причины такого поведения, а продолжаем читать нотации с уверенностью, что наконец-то всё изменится. Увы, уже не изменится.

И вот ведь парадокс: казалось бы, обычная двойка, с кем не бывает, а сколько последствий! Приведу мнение психологов, которое даст однозначный ответ на наш вопрос: ругать школьника 7-12 лет за плохую отметку в школе просто не имеет смысла. В этом возрасте дети не способны ещё мудро оценивать ситуацию и сделать правильные выводы из Вашей критики. Вывод будет лишь один: «Я плохой!» Так нужно ли?

Важность отметок

В наших школах от системы оценок освобождены только лишь первоклашки, которым в тетрадях в первый год учёбы педагоги рисуют улыбки и хмурые личики. Для всех остальных – это мерило, когда к ребёнку липнет ярлык «двоечник» и «отличник».

При этом классическая российская школа привыкла навязывать стереотип всеобщего оценивания и раздавать штампы публично: спросите, как учится тот или иной ребёнок, и большая часть учеников, не говоря об учителях, расскажет Вам в красках о его успеваемости. И это становится либо комплексом либо возносит на пьедестал, приучая к зависимости от оценки окружающих на всю последующую жизнь.

Да, для нас, родителей, школьные оценки зачастую тоже имеют немаловажное значение. Мы считаем, что это показатель будущего успеха ребёнка, «зелёный свет» для поступления в лучшие ВУЗы страны и стремительно летящая вверх карьера. Но вынуждена вас огорчить: это не 100%-ный счастливый билетик, открывающий все двери. Нет! Это лишь половина будущего успеха.

Но без оценок никак. Именно поэтому нужно объяснять, для чего есть в школе «пять», а для чего ставят «два», и почему нелишним станет хорошо учиться, но при этом плохие отметки – не всегда показатель незнания, а повод подтянуться.

И что это вовсе не потому, чтобы сказать отличной оценкой, что «ты сегодня хороший», а «двойкой» показать, что «ты плохой». Это в первую очередь, оценка трудов и повод поработать над пробелами. Вообще психологи советуют не заострять внимание на полученных «2» и «3», когда это мелькает лишь изредка. Но при регулярном появлении «красных лебедей» стоит поискать причины.

  • Это может быть слишком сложная , которая не по силам ребёнка без учёта его природной склонности к тем или иным наукам.
  • Причиной неуспеваемости нередко становится потеря мотивации к учёбе либо задержавшаяся депрессия, когда становится просто неинтересно учиться хорошо.
  • «Двойки» ученик нередко получает по вине учителя, например, из-за либо по причине низкой квалификации учителя, неполноценно объясняющего детям учебный материал.

А как должно бы быть?

Итак, теперь для нас очевидно, можно ли отчитывать своего школьника за плохие оценки. Нет, не можно! Родительская ругань – не помощник в учёбе, а лишь повод поселиться неуверенности и вызвать отвращение ко всему учебному процессу в принципе.

Так что же нам, возмущённым родителям делать? Вед тут «палка о двух концах». Если не обращать внимание совсем, так можно и запустить всю учёбу, поднять которую на должный уровень будет ой как сложно.


Ну как, убедила вас в том, что в вопросе с оценками работает метод пряника без кнута? А вы как боретесь с плохой успеваемостью? Рассказывайте в комментариях) Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Побольше вам пятерок!

Ваш ребенок самый сообразительный, умный, талантливый, одаренный? Из всего перечисленного адекватным является только утверждение, что это «ваш ребенок». Остальное – мечты, фантазии родителей, которые они почему-то принимают за данность, реальность, а любимое чадо обязан соответствовать ожиданиям любящих мам и пап. Так ли уж и любящих? И кого они любят? Этого ли реального ребенка, который вовсе не так и гениален? Или все-таки свои мечты и ожидания?

Между прочим, ребенок тоже может уподобиться своим родителям и по их примеру сравнивать их с более успешными, эрудированными, креативными родителями других сверстников. Как себя почувствуют в таком случае амбициозные родители? Ну-ка попробуйте, станьте такими, какими являются родители какого-то другого ребенка, в доме которых ваш отпрыск любит бывать. Почему ваш ребенок не может сравнивать? Мамы и папы, не задумываясь, позволяют же себе такую вольность. А вернее – жестокость.

Итак, получил опять «два»? Что делать? Как отреагировать?

Сказать: «Ты совсем не учишься?» Или вообще не обращать внимания – вдруг у него из-за упреков чувство вины появится, из которого затем разовьется целый букет комплексов? А может быть все-таки сравнивать с успехами других ребят?

Вообще не замечать двойки нельзя – получается, что вы воспринимаете такое отношение к учебе (то есть его работе) как норму, тем самым дезориентируете его в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Отругаете? Такое унижение воспримется им как плата за двойку, а потому он спокойно и дальше может ничего не делать.

Добиваться от ребенка хороших оценок надо постепенно. За неделю двоечник никак не превратится в хорошиста. Будете ставить такую планку – может вообще отказаться ходить в школу.

Успех в какой-то деятельности поможет начать более ответственно относиться к учебе. Любит рисовать? Пусть дополнительно учится в художественной школе. Никак не дождется зимы, чтобы встать на лыжи? Подберите лыжную секцию. Победы в какой-либо деле окрыляют, вдохновляют на новые подвиги, делают человека более ответственным во всем, а со временем это положительно отразится и на успеваемости.

Старайтесь больше общаться с ребенком. Говорите с ним, говорите и говорите. Обо всем, не только б учебе.

Нужно признаться себе, что страх перед не сложившимся из-за плохой учебы будущим вашего ребенка довел нервы уже до предела. Повышенная нервозность всегда мешает налаживать нормальные отношения, находить верное решение проблем. А потому нужно принять действительность такой, какая она есть: ребенок – двоечник. И что теперь? Жить дальше нельзя ни вам, ни ему? Жить можно и нужно!

Пытайтесь примирить себя с тем, что ребенок не особо желает учиться и радовать своими достижениями мам и пап. Вспомните своих одноклассников. Наверняка, были отличники и почти отличники – исполнительные, предупредительные, всегда такие правильные. Для своего успокоения узнайте, как сложилась их судьба. А также успешны ли ваши одноклассники – троечники, у которых в голове вечно крутилось множество идей и они воплощали их в жизнь, а потому на учебу времени не хватало. Возможно, в результате именно слабые ученики оказались более успешными и счастливыми.

Нужно спокойно поговорить с любимым чадом о школе. Почему он не успевает по предметам? Выслушайте его версию. Далее обсудите каждый предмет в отдельности. Не может же он не понимать, допустим, не только математику, но и литературу, историю.

Причина все ж таки в непонимании предмета? Запустил материал? Помогите, найдите вместе курсы, где опытные педагоги помогут ему ликвидировать пробелы в знаниях.

Говорит, что не хватает времени? Сядьте за стол, распишите каждый день недели по минутам. Вот увидите, выяснится, что еще и свободного времени часа по два ежедневно выкраивается.

Так много задают, что после шести-семи уроков в школе ему просто не заставить себя взяться за выполнение домашних заданий? Поверьте, детям действительно тяжело. Особенно если они не трудоголики и не слишком амбициозны. Но поищите приемлемый выход. Количество уроков меньше не сделаешь, домашнее задание не сократишь. Значит, ищем другие варианты. Может быть, попробовать выполнять часть заданий, потом разрешить заняться любимыми делами (пусть это даже просто поваляться на диване), затем следующую порцию выполнить. Может быть ребенок настолько выматывается эмоционально и физически в школе, что ему после уроков требуется отдых, а потом уже можно взяться за подготовку по завтрашним предметам.

Сами понимаете: если выяснились причины получения двоек, то появляется реальная возможность помочь выйти из замкнутого круга низких оценок, нервозности, неприятия, озлобленности.

Может быть ребенок считает, что сила вашей любви к нему полностью зависит от успеваемости в школе. А потому он проверяет, что будет, если он начнет приносить плохие оценки. Если же он решит, что действительно его любят за успехи, то может нарочно перестать учиться – своеобразная месть вам за такое отношение к нему, вымещение боли за нелюбовь.

Нужно различать, что ребенок может плохо учиться, потому что у него много дел, он постоянно находится в поиске, что-то экспериментирует, исследует. А может демонстративно, назло, причем еще и бравирует этим, например: «А я не буду готовиться к контрольной (а еще хуже — к экзамену и т.д.). И что вы сделаете? Не заставите меня все равно». И действительно не подготовится, будет бездельничать. Это уже очень сложная ситуация, в которой поможет разобраться только хороший психолог.

Обсудите с ребенком важность и необходимость успешного освоения школьной программы. Замечайте любые положительные сдвиги в этом направлении. Получил за контрольную три с минусом, а до этого были две двойки? Молодец! Самостоятельно справился с заданием по математике, даже не списал? Отлично!

Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его, цените успехи, поддерживайте позитивные начинания.