Руководство по сказкотерапии "сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека". Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми Презентация - Сказкотерапия как одна из технологий здоровьесбережения в ДОУ

МАДОУ детский сад №71 Воспитатель первой младшей группы Кормщикова Елена Наилевна

Сказкотерапия – метод достаточно известный, но, к сожалению недостаточно используемый. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.

Мы все любим сказки, а дети особенно! Я в группе читаю ребятам сказки, после обсуждаю ее с ними. Мы ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. Самое важное, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом сказки, и неоднозначностью ситуации. Почему так произошло с героем? И что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию. Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Конечно, сказочные задачи мы еще не решаем, а вот изменить конец сказки нам по плечу, ведь можно совместно с детьми, спасти колобка от верной смерти! При показе использую и кукольную ширму и различные атрибуты кукольного театра, многое из которых сделано своими руками!

Например, наши дети очень любят сказку «Колобок» , после многократного прочтения, и показа сказки, мы пытаемся драматизировать эту сказку, при этом мне нравиться использовать книгу Н.Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких» . Для этих целей мы создали огромное количество кукольных театров:

  • Кукольный театр (На плоскостной картинке, на кружочках…)
  • Стендовый театр (Теневой, фланелеграф, книжка..)
  • Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, варежковый..)
  • Верховые куклы (На гапите, на ложках, Бибабо..)
  • Напольные куклы (Марионетки, конусные)
  • Театр живой куклы (Ростовые куклы, театр масок)

Но это еще не все, после мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!

Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. Еще использую авторские психологические сказки, например, мне очень нравиться сказка КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, возраст: 2-5 лет, Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством (приложение 1) .

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев» . Иногда я прошу детей «позвать сказку» , при этом они начинают громко хлопать и топать. Я так же использую аксессуары героя, либо изменяю голос, вхожу в роль. Можно, например, рассказать знакомую сказку «Репку» от лица мышки, получается забавно.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли) ;
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Арт-терапия

Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору» , «Пузырь» , Кот и мыши» …

В работе с детьми я использую данные методы:

  • Опрос «Твоя любимая сказка»
  • «Слушаем сказку»
  • «Рассказываем сказку»
  • «Показываем сказку»
  • Рисуем любимую сказку.

Результат:

  • развитие речи, обогащение словаря
  • оптимизация эмоциональной сферы дошкольников
  • оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие творческих способностей
  • развитие изобразительных навыков.
  • Исполнение ролей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведь сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Мною была разработана консультация на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» , где подробно было рассказано о том, как сказка влияет на самосознание ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Заключение.

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Приложение 1

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

«Сказка - ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок» Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений. Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло - русло самопознания и безграничного творчества. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение» Д. Родари


Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В каких случаях уместно лечение сказкой? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.




Художественные сказки Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.


Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.


Диагностические сказки Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.


Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.


Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…»


У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 35 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен но человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.


Чтение сказки и её анализ Цель осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Приёмы работы со сказкой:


Рассказывание сказок: Рассказывание сказки от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.


Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Рисование по мотивам сказки - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; - любимого сказочного героя, - сказочной страны - Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Приёмы работы со сказкой:


Структура сказкотерапевтического занятия содержит: Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня. Ритуал «выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».


Жили – были… Начало сказки, встреча с ее героями. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью, и приписать герою все переживания ребенка. Из – за этого…. Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Кульминация Герои сказки справляются с трудностями Развязка Результат действий героев сказки: «-» герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка коррекционной сказки должна быть позитивной Мораль сей сказки такова… Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется Сочинение сказок Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Сочинение сказок Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:


Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены. Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

Кравченко Ирина Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №128
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия" - современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

«Сказкотерапия» - современная технология в работе

музыкального руководителя ДОУ

Моя работа музыкального руководителяв дошкольном образовательном

учреждении

на современном

наполняется

человека,

способного

самостоятельному

творческому

личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и

применение в непосредственной образовательной деятельности различных

педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального

воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности –

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

музыкальному

образованию

потребовали

использования

абсолютно

наиболее

эффективных

педагогических

технологий в развитии музыкальности детей. Путь к музыке должен быть

оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, я

выбираю формы и методы работы музыкально-художественной деятельности,

направлена

развитие

способности

чувственному

восприятию

наблюдению,

ассоциативности

художественного

мышления,

выразительно сти

интонации,

в о ка л ь н о й,

инструментальной.

инновационных

технологий

музыкального

воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,

ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,

импровизированное

движение

озвучивание

пантомиму, импровизированную театрализацию.

Правильно

организованная музыкальная

деятельность

помогает мне развивать кругозор и воображения ребенка, обогащает его

впечатлений,

развивает

слух, музыкальную

воспитывает

понимать

характер,

способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но, к сожалению, не

все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время

испытывают

интереса

образовательной

деятельности.

профессиональными

трудностями

столкнулась

своей практике и я.

Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная

работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных

технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Я нахожу в

сказке тот ресурс, который помогает мне решать профессиональные задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические

технологии и методические приемы, использование которых позволяет мне

достичь высоких результатов в работе с детьми. Сказка не только учит детей

переживать,

радоваться,

сочувствовать,

грустить,

побуждает

речевому

контакту.

наиболее

эффективный

коррекционного

воздействия

наиболее

проявляется

обучения: учить играя. Так сказка может предварять восприятие музыки или

прослушивание

программного

произведения

помогает

заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.

иллюстрируемая музыкой – еще один прием, используемый

мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое

иллюстрирует рассказ,

помогают

активному

восприятию

усвоению

новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы

сопровождающая сказку,

несложной

разнообразной

характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию

кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений,

развивает

музыкальную

воспитывает

и сосредоточенности.

Некоторые дети отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не

испытывают

интереса

музыкальным

занятиям,

некоторых

недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять

средства

художественной

выразительности

собственном

творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных

произведений.

Отсутствие

богатого

литературного

жизненного

ограничивает

творческие

возможности

Дошкольники

проявляют

волшебным

осмысленно

воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на

материале

телепередач,

специальную

привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях,

развиваю

творческого

рассказывания

знакомства

сказками. Для я этого разработала проект: «По дорогам сказок».

Участники.

Дети, родители, воспитатели.

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Цели:

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на

положительных

сказочных

развитие

творческих

способностей, познавательного интереса.

Задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

фантазию, творческие способности;

Развивать познавательный интерес;

Развивать речь, обогащать активный словарь;

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предполагаемые итоги реализации технологии:

Повышения внимания на музыкальных занятиях;

Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения;

Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный

опыт на примере поведения сказочных героев;

Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

2. Изучение методической литературы. Теория.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с

разработаны педагогические и психолого - педагогические технологии по

сказкотерапии, в том числе: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству»;

Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. «Подарки

фей», развивающая сказкотерапия для детей.

Сказкотерапию

эффективно

использую

формирования

благоприятных условий формирования креативных качеств личности. Дети,

которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и

не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на

хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, я

развиваю

фантазию,

внимание,

наблюдательность,

сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом

процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

Бытовые сказки;

Волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок:

медитативные

психоэмоционального

напряжения),

рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы;

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,

доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и

ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами… Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и

сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

образом, сказка – жанр устного народного

творчества;

художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового

характера.

Несмотря

классификацию

огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Сказки

вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям

необычайных

оказывают

эмоциональное

воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник

мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно

осмысливаются

абстрактно.

собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые

силы, кроме родителей? А сами родители - являются ли они доброй силой?

Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти вопросы.

образное

отражение

качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности;

произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения

сказочных героев. Существует много методов и способов работы со сказкой

для развития различных способностей ребенка.

«Сказкотерапия»

лечение

сказками ,

этот

метод

инструментом

психотерапевтов

один

способов

коррекции

отклонений в психическом развитии.

области психолог Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева определяет сказкотерапию как

способов

передачи

духовном

социальной

реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной

природе человека.

Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда,

в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки.

поставила

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях,

тщательно

использованию

средства

деятельности. В процессе использования технологии, я применяю методы и

куклотерапию,

психогимнастику,

мнемотехнику,

моделирующую

пальчиковые

словесное

комментирование,

словесное

фантазирование

музыкальной

композиции,

словесное

рисование,

пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая

красочная

предваряет

прослушивание

программного

произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

«Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой,

а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Зарянка в ладоши воды

родниковой

разбрызгивала

солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это

солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги». Далее

идёт слушание музыки Э. Грига «Утро», дети высказывают свои впечатления

об услышанном. Можно включит после высказывания детей дидактическую

игру «Росинки», где дети отбирают «росинки», соответствующие настроению

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

вызывает

слушание

иллюстрирует

помогают

активному

восприятию

усвоению

музыкальных

произведений.

Музыкальный

репертуар,

используемый

удовлетворять

одновременно

требованиям

художественности

доступности.

Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной

характеру,

средствам

музыкальной

выразительности.

сопровождают

знакомой

Исполнение

музыкального

произведения

художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы

выражение

исполнителя,

исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на

них рассказ, музыка.

Пример. Русские народные сказки «Алёнушка и лиса», «Курочка Ряба»,

«Теремок» и др.

слушания

небольшое

вступление, например: «Знаете, что однажды в осеннем лесу произошло с

Алёнушкой?

садитесь

поудобнее

слушайте.

занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно

повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, я провожу

концерт-загадку. Я говорю детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте

и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняю музыку, уже знакомую

детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку

3. «Волшебные превращения».

психодинамических

медитаций

движениями,

перевоплощениями,

развитием

различного

чувствительности,

получением

двигательного

моделированием

ситуаций

детского

медитаций

направлен

энегргетизацию тела и связан с использованием телесно ориентированных

приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение

растений, упражнения с тканью).

4. Постановка сказок, мюзиклов.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизится с героем

пережить

раздвигает

жизненного

дошкольника

обогащает

детьми подготовительной группы «Лесная сказка» и Теремок» мы поставили

сказки-мюзиклы: «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха».

Детский мюзикл -

это музыкальный спектакль для детей, включающий в

себя все основные виды искусств - музыку, театр, литературу, хореографию.

детей, основанные

современном

изложении - это музыкальные сказки «на новый лад».

Та не ц –

телесное

выражение

различных

эмоциональных

состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя,

ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им.

Я даю детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет

детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить

положительные

состояния.

становятся

более свободными и уверенными в себе.

Мендельсон

слов» (Песня

венецианского гондольера).

Без музыкального сопровождения.

В руках у детей звёздочки из блестящей бумаги. Варианты движений.

Вариант 1.

Взять звезду за лучик и нарисовать в воздухе узор, переложить её в

другую руку;

Держать звезду двумя руками за противоположные лучи, выполнять

различные волнообразные и круговые движения;

Кружиться, опуская и поднимая звёздочку;

Выполнять

небольшие

пробежки

последующими

кружениями

покачиваниями;

Сделать то же самое с музыкальным сопровождением.

Вариант 2.

Надеть детям на головы ободки – звёздочки. Предложить им разбиться на

звёздочки

придумать свой танец:

а) бегать по кругу друг за другом, выполняя красивые движения руками;

б) бегать по кругу, держась за руки;

в) кружиться;

г) сбегаться в середину, разбегаться в кружении, одновременно выполняя

плавные движения руками;

д) держась за руки, подниматься на носочки и плавно приседать, поднимать и

опускать сцепленные руки.

Дети какой-нибудь звёздочки показывают свой танец другим детям.

«Зима». Г. Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.

Пушкина «Метель»).

Движения выполняются с белыми шарфами, лентами или снежинками.

врассыпную

необходимый

Вступление: на каждый аккорд дети меняют позу. Далее дети начинают

«оживать» и очень медленно двигаться. Затем исполняют плавный танец. С

окончанием музыки останавливаются, принимая красивую позу.

6. Ходьба с закрытыми глазами. С помощью этого приёма можно

решить две задачи:

Развитие координации движений и представления о «схеме тела»;

Усиление сказочного впечатления.

Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это

усиливает

сказочный

возможность

музыкальному мне или воспитателю незаметно поменять положение или

внешний облик.

7.Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры,

игровой массаж). Их можно объединять в небольшие сказки по одной или

разным темам.

Комплекс

игрового

Пальчиковая

«Рукавичка».

Я начинаю свой рассказ: «Жила на свете одна тучка и было ей очень

грустно, потому, что никто не хотел с ней дружить и вот однажды она

подлетела

попросилась поиграть вместе с ними, но дети не захотели с ней играть и тогда

тучка обиделась и заплакала.

Игровой массаж с пением «Дождь»:

«Бегают» пальчиками по лицу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

Хлопают в ладоши.

Град! Град! Сыплет град!

Изображают руками «крышу» над головой.

Все под крышами сидят,

Гладят себя по лицу.

Только мой братишка в луже

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Ловит рыбу нам на ужин.

спрятались

рассказала им интересную сказку про рукавичку.

ладошками

Показывают

обратную

Рукавичку

Вытянуты

показать

Рукавичка

пальчиками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

поживать

распевать

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласила

жестикулируя

Вытягивают

складывают

движения

рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласили

движения

Пирожками

угостили

поживать

метелкой

подметать

Движение

коленкам

кулачками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

испугались

8. Психогимнастика.

Мимические

пантомимичекие

Релаксация.

укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к

психолого-педагогическим

психотерапевтическим

методикам,

является

сохранение

психического

здоровья

предупреждение

эмоциональных

расстройств

Основная

преодоление

барьеров

развитие

понимания

психического

напряжения,

создание

возможностей

самовыражения.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со

сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального

здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво,

дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они

нуждаются

качестве

своеобразного

использую

подвижные

перемежая

основные

музыкального

разучиваем

короткие

сказочного

предлагаю

внимательно

прослушать

стихотворение

небольшой рассказ, затем ребята «показывают» услышанное, не произнося ни

слова мимикой и жестами самостоятельно, либо под мое чтение.

«Медвежонок и пчелы», «Мухи», «Муравей» и т.д. Дети играют в

подвижные игры с участием сказочных героев.

9. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Использую

методику «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даю

задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения

(несколько предложений).

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П. И. Чайковский «Баба

яга», М.И. Глинка «Марш Черномора» и т.д.

10. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный

воплощение

эмоционально

о к р а ш е н н ы х

д в и ж е н и я х

м у з ы к у

к а ко г о - л и б о

о б р а з а.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует

коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность

осознать

посмотреть

способствуют

формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Основная цель

этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального

произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные

движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка

активизировать

фантазию

побуждать

творчеству,

использованию

выразительных

движений.

научились

музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер

музыки в движениях и у них получаются интересные образы. В младшей

группе дети исполняют простые этюды.

Этюд «Прогулка по лесной полянке»: дети гуляют, нюхают цветы, собирают

листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками. Дети средней и

старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, затем детям

дается творческое задание.

Этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом,

несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются

шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса

вокруг. Особое внимание уделяю выразительности движений. Такие

возможности,

объединяю

«Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов могут

находить

праздничных

инсценировках,

спектаклях,

хороводах.

психолого-педагогической

литературы

сказкотерапия

является

составляющей

воспитательного

процесса

дошкольного

возраста.

Применение

процессе

воспитания

детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу

эффективности этого средства воспитания.

Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие

способности,

показать

возможности

танцевальной,

музыкальной

деятельности.

застенчивые

увлечённые

действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются.

Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить,

что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке

человечность

способность

человека

волноваться

несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою»

Сказкотерапевтические

постановки

допускают

«мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой

деятельности.

Ценность

результате,

продукте

творчества, а в самом процессе. Сказки открывают ребёнку удивительный

психотерапевтического

воспитательного

воздействия

очевидна.

сказочным

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

МБДОУ №18 «Светлячок»

Воспитатель компенсирующей группы

Рязанова Валентина Васильевна

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский

Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный, аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. По-моему, один из путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказки. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В формировании и развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

Разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

Применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

Изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать воображение, мышление;

Воспитывать чувство доброты;

Укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовай, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.

Классификация сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

Игровые занятия;

Комплексные занятия;

Интегрированные занятия;

Тематические недели.

В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.

Методы и приемы работы со сказкой:

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

Элементы театрализации.

Творческие задания.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Занятия по сказкам провожу один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление - медитация.

При работе со сказкой разработала алгоритм:

1. чтение сказки;

2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

3. понтомимические этюды;

4. упражнения на активизацию лексики;

5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6. игры и игры-драматизации.

В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школ.

Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:

«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.

«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).

«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).

Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?

Творческое рассказывание по картинкам

- «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Творческая работа по мотивам сказки: Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Иголкиной с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.

Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.

Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.

В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.

Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

В нашей группе организован уголок сказки: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы

Результатом моей работы со сказкой является:

Установление психологического комфорта в коллективе.

Формирование у детей познавательного интереса.

Развитие связной монологической, диалогической речи.

Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

Развитие творческого воображения, мышления.

Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.