Национальный костюм испании женский. Национальная одежда испании. Украшения, прически, обувь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)


Кафедра дизайна


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Национальный испанский костюм

по дисциплине: История костюма


Исполнитель

студент 682 группы

А.П. Шпакова


Руководитель

Т.Ю. Благова


Благовещенск 2008


Работа 41 с., 31 рисунок., 5 источников, 2 приложения.

Национальный костюм, фламенко, коррида, матадор, мантилья, бата де кола, мантон, монтера, талегилла, традиции, моделирование, проектирование


Национальный костюм- традиционный комплекс одежды, характерный для определенного этноса. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей. В данной работе рассматривается испанский национальный костюм, его особенности, характерные элементы, а также его использование в качестве источника вдохновения дизайнера.


Введение

Культура и традиции Испании

Испанский национальный костюм

1 Махо - испанские щеголи из простонародья

2 Мужской костюм

3 Женский костюм

4 Цветовая гамма

5 Головные уборы и прически

Фламенко

Коррида

Актуальность испанского национального костюма в современной моде

Создание коллекции современной одежды на основе испанского национального костюма

Заключение

Список источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ


Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. испанский национальный костюм коллекция дизайнер

Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными. В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения. Испанский национальный костюм не является исключением.

Цель работы - исследование испанского национального костюма.

1.Изучить конструктивные особенности, форму, цветовую гамму, декор свойственные испанскому национальному костюму.

2.Актуальность - отражение испанского костюма, или его элементов в коллекциях современных дизайнеров и кутюрье.

.Новизна - интерпретация испанского костюма при создании коллекции современной одежды.

Для того, чтобы отразить уникальность испанского национального костюма, необходимо изучить культуру и самобытность выбранной страны и народности.

1 КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ИСПАНИИ


Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена. Важнейшие отрасли - горнодобывающая, черная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Испания - это совершенно особенная страна, не похожая на своих европейских соседок, главным достоянием которой являются, конечно, сами испанцы. Эти шумные, темпераментные люди не скрывают своего отношения к окружающим, напротив, они стремятся выразить его, причем как можно более эмоциональным способом.

Есть страны, где что ни день - праздник. Испания как раз такая страна. По-испански праздник - это фиеста. В Испании в каждом месяце как минимум десятка два фиест. Вся страна танцует под открытым небом, кто - фламенко, кто - хоту, кто - сегидилью, а кто и хороводную сардану. У каждого города есть святой покровитель, в честь которого и устраиваются праздники. Жители Валенсии славятся на всю Испанию лучшими в мире апельсинами и самыми громкими петардами и фейерверками.

Особый праздник - день Святого Иосифа, покровителя плотников, который отмечается 19 марта по всей Валенсии. Праздник называется "фальяс" и существует со средних веков. В этот день много столетий назад городские плотники и краснодеревщики сжигали на кострах накопившиеся за зиму стружки и щепки, а уже потом из отходов стали делать забавные фигурки. Девушки и женщины в нарядных платьях украшают роскошными цветами фасад церкви Десампарадос. Большие куклы - фальясы, сделанные из материи и плотного картона, дали имя этому веселому торжеству. Днем их принято носить по улицам города, а вечером, вооружившись петардами и бенгальскими огнями, - сжигать. Всю ночь после этого не смолкает гомон, и гулянья продолжаются до самого утра.

Как и в любой другой стране, один из самых главных и шумных праздников в Испании - Новый год. Здесь его обычно встречают в большой компании на главной улице города. Известный мадридский обычай - собираться на центральной площади и под бой курантов съедать 12 виноградин, запивая их шампанским. Это настоящий ритуал: испанцы, большие любители винограда, верят, что каждый, кто съест его в новогоднюю ночь, в следующем году не встретится ни с бедностью, ни со злыми духами.

Другим амулетом против нечистой силы считается пальмовая веточка, прибитая к двери дома в конце апреля, когда празднуется так называемое «пальмовое воскресение», аналогом которому в России является «вербное». Это первый день страстной недели, а в каждый из последующих обычно проводятся представления на библейскую тему.

Еще один религиозный праздник Испании приходится на 12 октября, он посвящен Св. Деве Пилар, убедившей апостола Сантьяго обратить страну в христианство. Позже, в 1492 году, в тот же день Христофор Колумб открыл земли Нового Света. Как считают верующие, это произошло именно благодаря поддержке Св. Девы Пилар.

октября - это еще и главный национальный праздник страны. Его называют Днем Испанидад, подразумевая под этим единство и дружбу между всеми испаноязычными странами. Раньше в этот праздник вносился некий имперский характер: испанцы отмечали его как день своей расы, своего духа, но сегодня, благодаря влиянию демократических настроений в обществе, Испанидады стали праздником цивилизации, праздником, посвященным богатой истории и неоценимой культуре этой гостеприимной солнечной страны.

В устном творчестве бытовали предания, романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - копла(четырехстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко. Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо(от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ(чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана(старинные). В Испании родилось и танго, хотя прославилось оно уже за океаном.

Бытовые танцы в Испании: в эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигающие порой необычайной яркости и великолепия. На карнавальных празднествах Лоренцо Великолепного во Флоренции на улицах города разъезжают огромные колесницы, окруженные пестрой толпой масок, и хоры певцов разъясняют аллегорический смысл размещенных на колесницах персонажей - Ариадны и Вакха, Париса и Елены и других.

Среди популярных национальных бытовых танцев надо отметить следующие: Монтаньяр и Вольта, Гальярда, Павана, Куранта, Салтарелла, Сарабанда. У каждого - своя история, особенности, неповторимость.

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянской. Наиболее древние литературные произведения в Испаннии - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о Сиде» и « Амадис Гальский», действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа. Первый автор - Матео Алеман, его роман - «Гусман де Альфараче». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары. Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж(«Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В 19 в. развивается жанр костумбризма, то есть описание быта.

В архитектуре Испании представлены те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет отличительные черты. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (здесь она именуется «мудехар»), но Ренессанс уже своеобразен, и носит свое наименование, - платереско(«плоский»). Стиль барокко имеет здесь собственное название - чурригереско (по имени архитектора Хосе Чурригеры). Наиболее знаменитые памятники: собор в Бургосе, здание университета в Вальядолиде, собор Сантьяго де Компостела. Затем в Испании развиваются все остальные стили, характерные для всей Европы. Именно для Испании характерно творчество архитектора Антонио Гауди, специалисты оценивают его, как модерн. Он - каталонец, и творчество его представлено в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, ему принадлежит создание собора.

Самым популярным светским праздников остается карнавал на Тенерифе и Гран-Канарии. Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе отличается венецианским изяществом и бразильской страстью. Он известен своим парадом (Coso) на Марди-Гра (вторник Масляной недели). В параде на проспекте Анага принимают участие сотни тысяч канарцев и туристов. В первый день Великого поста на Пласа-де-Эспанья проходит очень торжественное "погребение сардины", во время которого сжигается сардина больших размеров.

2. ИСПАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ


В Испании можно встретить великое множество разнообразнейших народных костюмов, существующих в рамках единой национальной культуры. Простота и строгость некоторых испанских одеяний удивительным образом сочетаются с роскошью и поражающей взоры красочностью других. Костюмы жителей почти каждой провинции не имеют сходства с нарядами своих соседей. Несмотря на, что общее количество и разнообразие всех испанских национальных костюмов очень велико, однако среди них можно выделить общие традиционные черты.


2.1 Махо - испанские щеголи из простонародья

и их подружки majas - представители низших классов общества. Это - выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб. Щегольски одетые majos были настоящими бандитами, которые свысока смотрели не только на своих соседей, но и всем своим видом и манерой поведения подчеркивали свое глубочайшее презрение к мадридскому обществу в целом. Обычной была картина - выделяясь своей манерой одеваться, надменный махо с важным видом шагает посреди улицы, закутавшись в длинный плащ и вызывающе попыхивая большой черной сигарой.

Их женщины, махи, также выделялись из толпы своей манерой поведения и чувством собственного достоинства. Маха, популярная фигура, образ которой сложился в Андалузии со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. В ней сочетается романтизм, живописность, а также сильный националистический компонент, благодаря которому данный стиль одежды находил адептов во всех слоях общества.

Отношения между majos и majas согласно ритуалу были бурные. Считалось, что она хочет женить его, а он - не дать ей уйти, при этом не поддаваясь на ее уговоры. Их встречи всегда сопровождались бурными ссорами, часто рассчитанными на публику и иногда заканчивавшимися физической расправой (и те и другие носили ножи).

Распространение моды на аристократию

Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.

Существовал еще один аспект: в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo). Гойя. Портрет королевы Марии Луизы Пармской - монархиня изображена в народной испанской одежде, включая мантилью

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора.

Костюм махо

Костюм махо включал три главных элемента: короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро»), короткий жилет красочной расцветки, плотно облегающие декорированные штаны до колен, чулки, с кушаком, перехватывающим талию, а также сетку для волос. Обувь - низко вырезанные чулки с пряжками. За широким поясом спрятан нож - наваха (navaja).

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы. Пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался. Носилось это с традиционными до сих пор компонентами испанского национального костюма - юбкой и мантильей. Воротник мог быть стоячим высоким. Как правило, махи засовывали под подвязку короткий кинжал, надежно прикрытый пышной юбкой.


2.2 Мужской испанский национальный костюм


Традиционная испанская одежда имеет множество разновидностей и зависит от региона. В Андалусии, где и проходит действие игры, мужчины носят обычные длинные брюки, дополняющиеся светлыми гетрами, белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Куртки, как правило, короткие с узкими рукавами, на пример тех, что носят тореадоры, но без такой чрезмерно богатой отделки и без декоративных "наплечников". Отличие костюма знатного кабальеро от простого водовоза будет заключаться лишь в качестве материала его поношенности и отделки. Если у простого человека пиджак ничем не обшивался, то люди благородные могли позволить себе серебряную и золотую тесьму, вышивку, но все в рамках приличия. Это все же повседневная одежда, а не карнавальный костюм. Консерваторы могли носить костюм подчеркнуто черного цвета, но все остальные вполне могли одеваться пестро. Пояса, в основном красного цвета, шириной сантиметров в тридцать и очень длинные. Замотать такой пояс самостоятельно довольно трудно. Их часто использовали как кошельки, пряча в складки плотно затянутой материи, монеты.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет.

Валенсия: Мужчины носили облегающие бриджи до колен и короткие куртки с длинными рукавами из бледно-голубого атласа. Кроме того их костюм дополняла белая сорочка с красным поясом и белые чулки, поверх которых надевались альпартагас, завязывающиеся шнурками вокруг лодыжек. Иногда мужчины набрасывали на плечи своеобразную длинную разноцветную шаль.

Каталония: Мужчины одевались в облегающие черные бриджи, черные куртки и белые рубашки. Вокруг пояса повязывается традиционный красный кушак. На ноги также одевались белые чулки и альпарагас.

Галисия: Наряд мужчины состоит из черных штанов свободного покроя, длиной до колен, из под которых выглядывают белые нижние штаны (полольос), которые в свою очередь заправляются в высокие черные или серые гетры, Верхняя часть костюма состоит из белой рубашки со свободным воротом и черного жилета.


3 Женский костюм


Женский костюм, конечно же, более выразителен и ярок. Общий силуэт тот же, что и в общеевропейском костюме, т.е. зауженная с помощью корсета талия и широкая юбка, может быть несколько короче. Руки бывают, как открытыми, так и закрытыми до запястья. Часто платье это некоторое подобие яркого цветастого сарафана. Часто встречается юбка, состоящая как бы из трех, нашиваемых одна на другую, каждая последующая короче другой, как правило, не больше трех-четырех. Она колышется при ходьбе и свободно развевается в танце.

Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, черная или белая кружевная мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Валенсия: Женские платья в большей части шьются из шелковой парчи нежных тонов с цветочными узорами. Здесь носят передники и тонкие кружевные косынки с золотым орнаментом. Сзади на затылке косынка закрепляется бантом голубого или розового цвета. Здесь делают прическу особенным способом, известным только в этой области. В уложенные косу и пряди вкалываются различные шпильки и булавки, украшенные каменьями. Костюм дополняется белыми чулками и туфлями на маленьком каблуке.

Каталония: здесь женщины носят пышные узорчатые юбки пастельных тонов. Белый атласный лиф отделывается кружевами, а на плечи набрасывается белая или черная кружевная шаль Фартучки могут быть самого разного покроя или фасона. Руки закрывают изящные черные перчатки из кружева, иногда доходящие до локтя. На голове каталонки носят накидку - мантилью.

Манти?лья (исп. mantilla) - длинная накидка на голову и плечи у народов Пиренейского полуострова(Италия, Испания). Предположительно, ведет свою историю со времен арабского завоевания Испании и является потомком чадры. Этот предмет одежды и сейчас очень широко используется в повседневном наряде испанок.

Галисия: Женщины Галисии носят широкие красные юбки с двумя полосками черного бархата, идущими вдоль подола. Поверх юбки одевается маленький черный фартук, отделанный черным кружевом и украшенный черными гагатовыми бисеринками, или очень большой фартук, полностью закрывающий юбку спереди. Также в костюм входит черная или красная шаль, концы которой крест - накрест пересекаются на груди, затем завязывается в узел на пояснице. Иногда шаль отделывается белыми кружевами. Здесь носят блузки с высоким вырезом и длинными рукавами. На голову повязывают белый или желтый платок, на затылке завязываемый в узел.


4 Головные уборы и прически


Мужчины: Коротко состриженные волосы, а также и длинные (испанские цыгане), мужчины носят фетровые шляпы, красные шапочки, похожие на фригийские колпаки, бакский берет, платки.

Женщины: делают прически из длинных волос различных по сложности и форме, в основном собранные волосы на затылке. Прическа украшается различными шпильками и гребнями. Основная часть женщин носит платки, также встречаются фетровые шляпы с небольшими полями и тульей.


2.5 Цветовая гамма и декор


В испанском костюме можно встретить абсолютно все цвета, какие только существуют в природе: от пастельных до буйственно насыщенных. Но в большинстве случаев в костюме они сочетаются по принципу контрастов. Орнамент также различный, но чаще - это цветы и горох (пестротканые ткани).

В качестве декора используется вышивка. В Испании это целое произведение искусства.

А без кружева не обходится ни один наряд, различия наблюдаются только в его количестве.

3. ФЛАМЕНКО


Искусство фламенко - народный танец и пение самой южной провинции Испании, Андалусии, - представляет собой интереснейшее явление фольклора.

Фламенко представляет собой результат слияния культур, происходившего на Иберийском полуострове. Семисотлетнее арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от приверженности Испании византийскому христианскому ритуалу в течение XI в. и от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. В конечном счете, форма выкристаллизовалась в среде многочисленных цыганских изгнанников, пришедших в Испанию в середине XV в. и принесших с собой некоторые элементы культуры Индии - своей родины. Слова "фламенко" и "хитано" (цыганский) в Андалусии синонимы. Ф. Гарсиа Лорка и М. де Фалья придерживались гипотезы об индийском происхождении цыган. Их племена, изгнанные в 1400 году из Индии войсками Тамерлана перекочевали в различные страны Европы и вместе с войсками сарацинов переправились в Испанию. "Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорит Гарсиа Лорка в лекции "Канте хондо",- объединили древнейшие элементы местных песен с тем древнейшим началом, которое принесли они сами".

Происхождение слова "фламенко" для обозначения этого музыкального стиля покрыто мраком веков. В испанском языке фламенко дословно означает "фламандский", и некоторые утверждают, что кастильцы, которые пришли в ужас от дикого и буйного поведения вассалов королевского двора, прибывших вместе с Карлом V из Фландрии в 1517 г., стали использовать это слово для описания грубого поведения вообще. Возможно, это слово происходит от арабского выражения "фелагменгу", что означает "беглый крестьянин", так как сначала эта музыка ассоциировалась с цыганами, жившими на периферии испанского общества. Другие связывают это слово с названием устойчивых и чрезвычайно стилизованных поз цыганских исполнителей этой музыки (напоминающих фламинго) или производят его от немецкого слова "фламен" (пылать), соответствующего интенсивности и выразительности исполнения.

В искусстве фламенко центральное место занимает песня (канте) в которой отразилось сложное сплетение восточных влияний в этом виде испанского искусства. С Востока пришли две такие мелодические черты фламенко, как повторение одной и той же ноты, восходящее к ритуальным заклинаниям, и пение фигур, тяготеющих к одной центральной ноте, с вариациями вокруг основной темы текста. Распространено также частое скольжение от ноты к ноте, использование звуков, не встречающихся в западных звукорядах, и пение нот, попадающих "между" клавишами фортепиано. Изучение фламенко усложняется тем, что, как и во всякой народной музыке, традиция передается устно от учителя к ученику, а надлежащей письменной документации просто не существует. При пении фламенко добиваются того, чтобы голос был максимально выразительным, а не только красивым в обычном смысле слова. В наиболее серьезных песнях особенно необходимо, чтобы голос певца обладал грубостью, структурой "мелкой гальки", отображая муки, о которых говорится в тексте.

Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).

Атрибуты танца фламенко

Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) - традиционное платье, называемое bata de cola - типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Вообще для исполнения танца могут одеваться три разновидности платья: короткое платье с пышными оборками, платье с оригинальным шлейфом, (напоминающим хвост павлина) называемое «бата де кола», длинное облегающее платье с оборками вдоль подола.

Короткое платье состоит из длинного облегающего лифа, доходящего до бедер, и широкой юбки с подшитыми изнутри тремя-четырьмя рядами пышных оборок. Обычно его шьют из хлопчатобумажной ткани в горошек разных цветов, оно может быть как однотонным, так и узорчатым, с рукавами и без них, платье шьют также и из кружевной ткани.

Не меньшей популярностью пользуется и другое платье «фламенко», причем иногда такого покроя бывает только юбка. Оно плотно облегает бедра, а затем резко расширяется к лодыжкам. Вдоль подола юбки идут один или несколько рядов оборок. В других случаях к оригинальной юбке надевается блузка с бантом на груди.

Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.

Испанская шаль (мантон) с очень длинными кистями - один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.

Еще один классический женский атрибут фламенко - большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Традиционная одежда балайора - темные брюки, как правило, с завышенной талией, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.

Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, так как они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.

КОРРИДА


Считается, что испанцы жестоки по отношению к животным. Но это не так. Крестьяне на самом деле гоняют со своих плантаций бездомных собак, но к своим собственным животным относятся с любовью. В жестокости их обвиняют из-за корриды. Сами же испанцы не стыдятся своего пристрастия к этому виду развлечений и считают его вполне естественным. Для них коррида - занятие более благородное, чем английская охота на лис, где собаки выполняют всю грязную работу за охотников, восседающих на лошадях. В корриде же, рискуя собственной жизнью и рассчитывая исключительно на себя и на свою шпагу, испанец должен убить крупное и опасное животное.

Коррида - это театр, где у каждого своя роль, а кульминация спектакля - смерть. Здесь тореро пламенно любит и уважает быка, но обязан убить его, чтобы бык не убил тореро. Это языческий танец, религиозный и агрессивный, где язык представления такой же древний, как инстинкты, к которым он обращается. И когда на арене появляются человек и бык, когда сотни людей начинают дышать в едином ритме, восторженно приветствуя удачные выпады и замирая в минуты опасности, в каждом начинает говорить "голос предков", давно задавленный цивилизацией...

"Коррида - это ритуал, в котором удачно сочетаются отвага и красота, именно то, чего так не хватает западному сообществу. Если вы вдруг надумаете сходить на корриду, то обязательно захватите с собой белый платочек. Он понадобится вам, чтобы вместе с толпой подбадривать матадора, стремящегося получить в награду столь желанное ухо, оба уха или хвост. Местный мэр или важный политик, председательствующий на схватке, награждает победителя в зависимости от количества белых платков. Только не забывайте, что быка, выставленного на схватку; всю жизнь готовили к битве с человеком, и он жаждет вонзить острые рога в мягкое место прыгающего и размахивающего красной тряпкой у него перед мордой человека в сверкающих одеждах. Более того, у быка есть шанс отказаться от схватки и выжить. Многие быки так и поступают. Кое-кто утверждает, что быки предпочитают смерть бесконечному "пасодобле" местных музыкальных коллективов. Как сказал Эрнест Хемингуэй, всемирно признанный знаток корриды: "Бои быков существуют не для туристов и не для иностранцев, и всякая попытка изменить их во благо последним - это шаг к ограничению". А если испанцы чего и не переносят, так это всяких ограничений.

История современной корриды восходит к началу новой эры, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров, и однажды попав на землю Испании, коррида уже никогда оттуда не уходила. К концу XV века, времени объединения Испании, коррида стала развлечением благородного сословия: с быком сражались кабальеро, а христианские женихи-рыцари во время свадеб обязательно должны были вонзить в холку зверя шпагу, украшенную лентами невесты. С XVI века коррида в Испании сопровождала все крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, Пласа Майор, где происходили, в том числе, особо важные аутодафе и торжественные выходы правителей во время коронации. Бой быков так и остался бы развлечением испанской аристократии, если бы в середине XVIII века Филипп V Анжуйский, правитель из французской династии Бурбонов, не выказал явное презрение к корриде. Так бой быков "пошел в народ"

Матадор (исп. matador de toros, букв. «тот, кто убивает») - в испанском бое быков главный участник, убивающий быка. Матадором называется персонаж пешей корриды, в конной он называется рехонеадором. Матадор, убивающий молодых быков, называется новильеро.

Костюм и вооружение матадора

«Traje de Luces» (парадный костюм, буквально - «костюм света») - это наряд пешего тореро. До 18-го века этот костюм изготовлялся из замши, но затем его начали шить из шёлка и украшать золотом и серебром, а также блёстками. Влияние иностранной моды не перешло границ арен, где стиль одежды остался в стороне от светского.

Костюм тореро состоит из:: Головной убор, один из элементов одеяния, который более всего изменился. До 19-го века использовалась треуголка, но затем её заменили на шляпу, используемую сейчас. Изготовляется она из бархатной буклированной нити, очень схожей с волосами.: Короткий жилет, доходящий до талии. Настоящее произведение искусства. Украшается кисточками из золота и серебра. С плеч также свисают кисточки. Жилет должен быть жестким и с открытыми подмышками, для большей свободы движений тореро.: Штаны, доходящие до колен, очень сильно обтягивающие и закреплённые подтяжками. В нижней части они закрепляются с помощью machos. Также для украшения используется бахрома.: Гольфы. Чаще всего розового цвета, хотя иногда тореро одевают ещё пару белых под низ.: Косичка с лентой. Мода 18-го века, продолжающаяся сегодня с целью закрепления головного убора. Сегодня используются накладные coletas.

Corbatín: Тонкая лента, обычно чёрного цвета, которая завязывается как галстук.: Рубашка, обычно белого цвета, украшенная жабо.de Paseo: (досл. пер.: «парадный плащ») Такой же формы, как и капоте, но меньше. Является одной из самых роскошных частей одеяния тореро. Может быть украшен рисунками, вышивкой и т. п. на различные тематики включая религию.: Кисточки, при помощи которых закрепляются панталоны тореро.: Обувь тореро. Туфли чёрного цвета, без каблука и со специальной подошвой, предотвращающей скольжение. Сверху бант для украшения.: Ткань из синтетического волокна, очень тяжёлая, формы плаща, которая используется для игры с быком.: Ткань более лёгкая и меньше, чем капоте, красного цвета. Используется матадором в последней терции корриды чтобы сдержать и направить атаку быка.: Шпага, которой убивают быка. Чуть согнутая на конце (место, где она загнута, называется muerte - смерть).

5. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ


Актуальность испанского национального костюма в современной моде проявляется не только в изготовлении сценического костюма, и для исполнения популярного во всем мире танца фламенко, но и в творчестве знаменитых кутюрье.

Я бы хотела осветить показ коллекции Кристиана Лакруа «Весна-лето 2008».

Один из ветеранов высокой моды Кристиан Лакруа всегда остается молод душой, что несомненно, находит отражение в легкости и красоте искусно расписанных яркими красками тканей. В своей летней коллекции, отличающейся тем мастерством и артистизмом, которые свойственны только Лакруа, модельер вновь обращается к своим любимым темам. Одна из них - национальные костюмы, благодаря которым дизайнер может дать волю своему южному темпераменту.

Особый шарм творениям кутюрье по-прежнему придают эксцентричные и дерзкие цветовые сочетания, где лимонный смешивается с апельсиновым, а красный с небесно-голубым. Ему нет равных в непревзойденном умении украсить модели лентами, цветами, роскошными вышивками, характерными для народного костюма.

Шелк в различных оттенках яркого розового цвета, к которому модельер относится с пристрастием, делает особенно эффектными многослойные платья в стиле исторического костюма с ярким испанским колоритом. Нежные кружевные молочно-белые плать и изысканные черные наряды, украшенные серебром и вышивкой, поражают разнообразием форм, фантазийностью декора и единством стилевого решения. Они рождены тем высочайшим искусством моделирования, тонким вкусом и особым чутьем в работе с тканями, которым обладает этот великий мастер. (по материалам сайта www.modanews.ru )

6 СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ИСПАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА


Испанский костюм, как и многие другие национальные костюмы мира - бесценный источник вдохновения дизайнера-модельера, кладовая идей и смелых решений для создания коллекции одежды. Он очень богат разнообразием форм и силуэтов, цветовых решений и декора.

В своей работе по проектированию коллекции одежды на основе испанского национального костюма я постаралась коснуться большинства его особенностей, использовать как можно большее количество форм и конструктивных вариантов.

В моей коллекции присутствуют элементы и мужского и женского костюмов Испании. Я изменила длину платья «фламенко», трансформировала мантилью в кружевной жакет, меняла также длину мужских брюк, «болеро» и чалеко. Правда жалею, что не поэкспериментировала с цветом, а выбрала актуальные в этом сезоне цвета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Национальный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

В данной работе был исследован испанский национальный костюм, его конструктивные особенности и форма, цветовая гамма и декор.

Проанализирована актуальность данного национального костюма и совершена попытка проектирования коллекции современной одежды на основе испанского национального костюма.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


1.Страны мира. - М.: Издательский дом «Пилигрим», 1998.

Сайты Интернет:

Www.wikipedia.ru

Www.mi-espania.ru

Www.narodko.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Испания - солнечная страна на берегу Средиземного моря. Здесь растут отменные сочные томаты, простираются величественные горы, льются изумительные вина, танцуют страстное фламенко. И не только. Испания - это родина шедевров мирового значения и родина гениев. Величественная архитектура Мадрида и Барселоны, в исполнении бессмертного Гауди, зрелищная коррида, изумительная кухня, темпераментные жители, кино, музыка - все это одна и та же страна.

Барселона, Готический квартал

Туристы спешат на ласковое испанское побережье, чтобы окунуться в европейскую историю и увидеть множество интересных и удивительных вещей. Испанцы - народ очень свободолюбивый и его традиции, ремесло и культура внесли немалый вклад в историю современной Европы.

Испанская коррида

У каждого человека «своя Испания», потому как эта страна может ассоциироваться со многими моментами. Для кого - то Испания - это великолепная Средиземноморская кухня, для кого - то Испания - это место, где кипят страсти под жгучим солнцем, для кого - то Испания - это сочные оттенки красного в колоритных испанских костюмах.

Испанская паэлья

Во времена эпохи Возрождения в Испании не могло быть и речи о женской свободе. Это распространялось и на выбор платья. Моду тогда диктовали ряд значимых условий: положение женщины в обществе и отношение к ней мужчин. Мужчины же старались всячески «заковать» женщину, упрятать ее и ограничить в любом проявлении свободы. И надо сказать, что Испания преуспела в этом, больше, чем любая другая страна. Удивительно, но превращению женского костюма в футляр способствовала сама женщина. А дело было так. В 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Именно ей обязаны были испанки годами страданий внутри своих неудобных платьев.

Королева Хуана Португальская

Основа каркасному костюму, который просуществовал вплоть до начала 20 - века в разных вариациях, была положена в Испании. Это были красивые, украшенные богатейшей вышивкой, серебром, золотом и драгоценными камнями платья, которые больше напоминали шкатулки с ценностями. Носить их на себе было невозможно. Силуэт платья составляли два треугольника - малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа состоял из металлических пластин, согнутых и обтянутых бархатом или замшей. В нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вертигадо, вердугос), а сверху сначала надевали черную юбку из тафты (баскинью), а затем верхнее платье (вестидо, сайо). Немаловажная деталь «жестокого» костюма - это воротник, из тонкого рюша, преобразовавшийся в огромную гранголу.

Женское платье, рожденное в Испании, завоевало всю Европу XVI века и прославило испанскую моду. К платью прилагались туфли на толстой деревянной подошве - чапинес. Чем выше была платформа, тем «знатнее» была их несчастная обладательница, потому как сказать, что туфли эти не отличались удобством, это ничего не сказать. Не зря именно испанцы придумали изощренную пытку «испанский сапожок».

Испанские чапинес

Пока дам из высшего общества заковывали в невыносимое платье - футляр, свободолюбивые простолюдины развивали свою моду. Образ женщины Маха был воспет Гойей. Маха - испанская горожанка XVIII - XIX веков. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, которой мы привыкли представлять. Вероятно, что махи стали прообразом Кармен.

Отношения женщин - маха, с мужчинами - махо, складывались весьма своеобразно, потому как и те, и другие носили при себе ножи. Встречи проходили крайне бурно, переходя на публике в шумные ссоры в духе «он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться». Такие выяснения отношений часто заканчивались поножовщиной. Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилью, гребень - пейнета, юбку и шаль - тот самый образ испанки, настоящей Кармен.

Королева Мария Луиза, портрет Гойи

Годы шли, и костюм махи проник в высшие слои общества, а мантилья и пейнета стали частью королевского наряда. В таком образе Гойя напишет портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, на всех официальных приемах будет появляться в мантилье с паньетой. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначались для девушек, а для замужних испанок предназначался черный.

Черная мантилья

Национальный испанский костюм имеет множество вариаций. Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны - холодные кельтские мотивы. Самая яркая одежда - в Андалусии. Это многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты такого костюма -горошек и цветы. Наряды Севера более спокойные, часто в черно-белых тонах и со скромной вышивкой. Красавицы Эстрамадуры и Саламанки великолепны в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой. Костюм женщин Верхнего Арагона - льняная белая рубашка и длинная зеленая баскина в сборку, очень напоминающая силуэт русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии - это короткая сборчатая юбка, вышитый передник, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников. Красавицы южной Андалусии на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья с оборками, манильскую тонкую шелковую шаль, высокий гребень с мантильей. В руках у андалусийки - веер.

Мадрид, Каталония, Наварра, Андалусия, Сеговия, Малага - все они бережно хранят традиции народного костюма, каждый элемент которого - красота, созданная на протяжении столетий руками и душой испанского народа.

В Испании можно встретить великое множество разнообразнейших народных костюмов, существующих в рамках единой национальной культуры. Простота и строгость некоторых испанских одеяний удивительным образом сочетаются с роскошью и поражающей взоры красочностью других. Костюмы жителей почти каждой провинции не имеют сходства с нарядами своих соседей. Несмотря на, что общее количество и разнообразие всех испанских национальных костюмов очень велико, однако среди них можно выделить общие традиционные черты.

Махо - испанские щеголи из простонародья

Majos и их подружки majas -- представители низших классов общества. Это -- выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб. Щегольски одетые majos были настоящими бандитами, которые свысока смотрели не только на своих соседей, но и всем своим видом и манерой поведения подчеркивали свое глубочайшее презрение к мадридскому обществу в целом. Обычной была картина -- выделяясь своей манерой одеваться, надменный махо с важным видом шагает посреди улицы, закутавшись в длинный плащ и вызывающе попыхивая большой черной сигарой.

Их женщины, махи, также выделялись из толпы своей манерой поведения и чувством собственного достоинства. Маха, популярная фигура, образ которой сложился в Андалузии со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. В ней сочетается романтизм, живописность, а также сильный националистический компонент, благодаря которому данный стиль одежды находил адептов во всех слоях общества.

Отношения между majos и majas согласно ритуалу были бурные. Считалось, что она хочет женить его, а он -- не дать ей уйти, при этом не поддаваясь на ее уговоры. Их встречи всегда сопровождались бурными ссорами, часто рассчитанными на публику и иногда заканчивавшимися физической расправой (и те и другие носили ножи).

Распространение моды на аристократию

Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.

Существовал еще один аспект: в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии -- Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) -- «махизм», «махаизм» (majismo). Гойя. Портрет королевы Марии Луизы Пармской -- монархиня изображена в народной испанской одежде, включая мантилью

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора.

Костюм махо

Костюм махо включал три главных элемента: короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро»), короткий жилет красочной расцветки, плотно облегающие декорированные штаны до колен, чулки, с кушаком, перехватывающим талию, а также сетку для волос. Обувь -- низко вырезанные чулки с пряжками. За широким поясом спрятан нож -- наваха (navaja).

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы. Пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался. Носилось это с традиционными до сих пор компонентами испанского национального костюма -- юбкой и мантильей. Воротник мог быть стоячим высоким. Как правило, махи засовывали под подвязку короткий кинжал, надежно прикрытый пышной юбкой.

Женский народный испанский костюм сформировался благодаря культуре махо, носители которой были социальными простонародными испанскими щеголями. Жесткие каркасные костюмы вошли в моду в 16 веке при дворе испанских Габсбургов, но до этого модная эстетика была крайне противоречива. Эпоха Возрождения все ещё имела свое влияние на подчеркивание изящных форм, а католическая церковь требовала прятать все изгибы тела – это стало одним из главных определяющих факторов в истории развития испанского народного костюма.

Особенности женского народного испанского костюма

Народный испанский костюм махо для женщин состоял из приталенного пиджака с лацканами, мантильи, которая и поныне является главным элементом в народном наряде, гребня для мантильи, юбки, шали и обязательным аксессуаром был веер.

С наступлением эпохи Возрождения в 16 веке, традиционный наряд немного видоизменился, приобретя форму брони на каркасе. Костюм подчеркивал изящные женские формы, жесткий воротник помогал женщинам держать голову гордо поднятой, тугой корсет скрывал все выпуклости. Женский наряд имел идеальный треугольный силуэт, и в отличие от гармоничной , испанская одежда изображала геометрические формы, которые искажали естественную женскую форму, приводя к деформации. Платья имели закрытый глухой лиф сложного покроя. К лифу присоединяли металлический вертюгаден, который напоминал по форме конус, и на этот вертюгаден надевались юбки, верхняя и нижняя. Верхняя юбка имела глубокий разрез в виде треугольника, который соединялся с острым мысом лифа. Рукава имели узкую форму, достигая длины до запястья. Плечи в нарядах были весьма широкими, и создавался этот эффект объемных плеч специально при помощи валиков.

В наши дни традиционным народным испанским костюмом принято считать наряд танцовщицы фламенко, хотя народных костюмов очень много, в зависимости от местности. К примеру, в центре и на юге традиционным нарядом считается фламенко и коррида, на севере применяются кельтские мотивы.

Женский народный испанский костюм сформировался благодаря культуре махо, носители которой были социальными простонародными испанскими щеголями. Жесткие каркасные костюмы вошли в моду в 16 веке при дворе испанских Габсбургов, но до этого модная эстетика была крайне противоречива. Эпоха Возрождения все ещё имела свое влияние на подчеркивание изящных форм, а католическая церковь требовала прятать все изгибы тела – это стало одним из главных определяющих факторов в истории развития испанского народного костюма.

Особенности женского народного испанского костюма

Народный испанский костюм махо для женщин состоял из приталенного пиджака с лацканами, мантильи, которая и поныне является главным элементом в народном наряде, гребня для мантильи, юбки, шали и обязательным аксессуаром был веер.

С наступлением эпохи Возрождения в 16 веке, традиционный наряд немного видоизменился, приобретя форму брони на каркасе. Костюм подчеркивал изящные женские формы, жесткий воротник помогал женщинам держать голову гордо поднятой, тугой корсет скрывал все выпуклости. Женский наряд имел идеальный треугольный силуэт, и в отличие от гармоничной, испанская одежда изображала геометрические формы, которые искажали естественную женскую форму, приводя к деформации. Платья имели закрытый глухой лиф сложного покроя. К лифу присоединяли металлический вертюгаден, который напоминал по форме конус, и на этот вертюгаден надевались юбки, верхняя и нижняя. Верхняя юбка имела глубокий разрез в виде треугольника, который соединялся с острым мысом лифа. Рукава имели узкую форму, достигая длины до запястья. Плечи в нарядах были весьма широкими, и создавался этот эффект объемных плеч специально при помощи валиков.

Испания, какой мы ее видим? Страстная, жизнеутверждающая, яркая, эксцентричная, чувственная и очень музыкальная, с ласкающими душу мелодиями и безудержными танцами. А еще ассоциирующаяся с цыганкой Кармен, покорившей мир своей красотой и нарядами. Испанский костюм для танцев (фото см. в обзоре) имеет богатую историю и очень разнообразен в зависимости не то что от региона, а даже от города. И это всегда торжество красок, богатство отделки и тканей.

Само понятие «испанского костюма» связывают с определенным историческим периодом - 15-19 века. Фактически это жесткие каркасные наряды, которые были приняты при дворе королей Габсбургов в Испании (они оказали весомое влияние на моду многих королевских дворов Европы). В одежде, порой гармонично, а иногда и не очень, слились традиционные эталоны аристократии, аскетизм католической веры и былая слава рыцарских времен.

Испанский женский костюм

В том виде, в каком сейчас все знают народный испанский костюм по фильмам, книгам, иллюстрациям и средневековым картинам (то есть образ, сформированный в искусстве), он окончательно сформировался в 18-19 веке. Одну из главных ролей при этом сыграла культура махо. Это особый социальный слой населения, испанские щеголи, вышедшие из простого народа и подчеркивающие свое происхождение элементами одежды.

Красота женщины-простолюдинки и ее образ в целом особенно воспет в Принято считать, что он сложился в Андалусии, а уже затем стал считаться эталоном и визитной карточкой, по которым и поныне узнают испанский

На фото выше - женщины из региона Сардинья. Там женская и мужская одежда содержала практически идентичные элементы. Костюм махи состоял из следующих деталей:

В таком виде сейчас встретить одежду невозможно, однако современным его воплощением можно отчасти считать испанский костюм для танцев фламенко.

Мужской испанский костюм

На фоне черной женской мантильи, скрывающей не только голову, но и плечи (предполагают, что исторически этот элемент пришел с Востока) мужское одеяние выглядит более чем просто ярко. Перечислим его обязательные элементы:

  • Сильно укороченный пиджак, больше напоминающей курточку. Он не застегивался, заканчивался на талии, позже французы назовут его «фигаро».
  • Короткий жилет, при этом всегда яркой расцветки.
  • длиной до колена и обильно декорированные.
  • Кушак - широкий пояс, зачастую цветной.
  • Плащ, окутывающий с ног до головы и с ярким подкладом.
  • Монтера или Треуголка и сетка для волос.
  • Чулки.
  • Низко вырезанная обувь с металлическими пряжками.

Еще один нетипичный аксессуар, которым обладал как женский, так и мужской испанский костюм (фото см. выше) - это наваха. Большой складной нож носили только простолюдины, связано это с запретом носить холодное крупное оружие.

В современной Испании большая часть элементов такого костюма перешла в одежду тореадора.

Как мода махос перекочевала в аристократические дома…

Как известно, все запретное притягивает человека с еще большей силой, чем доступное - такова наша природа. Аморальность жизни и поведения махос, выставленные напоказ, шумные танцы с кастаньетами и тамбуринами, песни - все это привлекало высший свет. Поэтому к 1770 годам как стиль жизни, так и одежда простолюдинов превратились в повальное увлечение аристократии.

Однако, помимо всего прочего, был у данного явления и другой весьма интересный аспект. Указанный период испанской истории характеризуется засильем афрансесадо (сторонников династии Габбсбургов). Поэтому испанский костюм махо в данном случае выступал еще и как символ национального самоопределения, идентичности. Даже самые высокие чины, не стесняясь, носили отдельные элементы одежды. Вся Европа была покорена стилем ампир, а в Испании, между тем, в это время махо добралось до королевского двора.

Если же говорить об испанском костюме в контексте истории, то следует выделить периоды его развития.

Костюм аристократа эпохи Реконкисты

В среднем исторически период длился около 600-700 лет. Все это время пиренейские христиане (преимущественно португальцы и испанцы) всеми силами пытались отвоевать территории на своем полуострове, который был оккупирован маврскими эмиратами. Удивительная и уникальная ситуация, когда в одном «котле» были смешаны традиции национального костюма испанцев-вестготов, арабские веяния, а также отдельные элементы со всей Европы (в походах активно участвовали рыцари из других стран). Из готического периода в испанский костюм (фото) перекочевала обувь с длинным носком, узнаваемые головные уборы (в т. ч. капирот - длинный колпак), длинное сюрко (плащ-нарамник) без рукавов, который крепился поверх доспехов, в частности, для того, чтобы защитить металл от атмосферных осадков. Исключительно национальными являлись такие элементы образа, как собреропа (своеобразная накидка), абриго, хубон (вид куртки), плащ с драпировкой на одном плече, касака и ропилья.


Женский испанский костюм черты своей самобытности приобретать начинает в середине 15 века. Он имеет четко очерченную талию, от которой вниз и вверх расходятся лучами складки ткани, в нем часто используется пелерина. В прическах господствовала тенденция к гладкому прямому пробору и заплетенной косе. Традиционными головными уборами являются:

  • кофья-де-папос - сложная конструкция из металлического каркаса и тонкого полотна белого цвета;
  • веспайо - тонкая которая покрывала лоб и голову, опускаясь сзади на плечи, а поверх одевался металлический тонкий обруч, инкрустированный драгоценными камнями;
  • тренсадо - в ткань покрывающую макушку заворачивали косу, перевивая сверху черной лентой.

Последний головной убор использовался вплоть до 1520 годов и был заимствован итальянскими женщинами. Тренсадо иногда соединяли с тюрбаном (веяние восточных мавритаснких мотивов).

Костюм эпохи Возрождения

Период, когда абсолютно все искусство переживало бурный рассвет, не мог не отразиться на костюме. В 16 веке готический костюм с мягкими струящимися тканями начинает трансформироваться в своеобразную броню на жестком каркасе. В противовес итальянскому Ренессансу страна басков предлагает свой идеал фигуры в духе маньеризма.

Сильное влияние на испанский оказали и другие факторы - прежде всего это католическая церковь со своим аскетизмом, строгость этикета королевского двора и все то же рыцарство. Историки моды говорят о том, что испанская мода, по сравнению с гармоничной итальянской, где «уважали» человеческое тело, приобрела черты жесткости, оказалась под влиянием строгой геометрии, которая меняла естественную линию силуэта и деформировала фигуру.

Впрочем, у простолюдинов данная мода не нашла поддержки. Одежда по-прежнему напоминала современный испанский костюм для танцев (первое фото) с небольшим введением - корсет на шнуровке яркого цвета.

Мужской костюм

В эпоху Ренессанса мужской костюм претерпевает значительный изменения, он приобретает конусообразную форму, достигающую максимальной ширины в области бедер. В те времена образ дворянства был немыслим без следующих элементов гардероба.

  • Камиса - сорочка или рубашка. Ее полностью скрывала верхняя одежда из-под которой появлялся только полотняный или батистовый воротничок и высокие манжеты с кружевной отделкой.
  • Кальсес - штаны-чулки, которые, в зависимости от веяний моды, меняли свою ширину: от формы бочонка с использованием каркаса до более свободного кроя. При этом испанский костюм для мальчика или мужчины имел абсолютную схожесть.
  • Хубон - разновидность курточки колет. Лиф со стоячим воротником плотно облегал фигуру. Застежка была потайная. Кроме узких настоящих рукавов, имел еще и откидные фальшивые. Куртке старательно, с помощью подклада, придавали форму доспехов.
  • Брагетт - коротенькие штаны с гульфиком набитые ватой для объема.
  • Воротник выступал в качестве отдельного элемента. Сильно накрахмаленный по краю он имел рюши. С течением времени менялась его высота - до 20 см к концу века. Знаменитая гофрированная грангола или горгера, которая известна по всему миру.
  • Ропон (верхняя одежда средней длины или короткая с воротником из меха или с вышивкой) и сменившая его капита или фиельтро, капа (плащи различного фасона).
  • Головные уборы: мягкий берет с твердым бортиком отделанным мехом и жесткая шляпа с небольшими полями в форме конуса (в первой и второй половине века соответственно)
  • Обувь: в военное время сапоги, а в мирное - узкие бархатные или атласные туфли с разрезами.

В простонародье испанский национальный костюм времен Возрождения имел совершенно иные черты и был более ярок. Вместо узкого стягивающего хубона носили свободный капингот, например.

Женский костюм

Он претерпел тоже значительные изменения и так же, как и мужской, утратил плавность и женственность линий, а вместо этого приобрел строгость и каркасность. Силуэт как бы состоит из двух треугольников, противопоставленных друг другу (лиф и юбка) вершины которых пересекаются на талии. Костюм состоял из следующих элементов.

  • Вертигадо (вердугос) - нижняя юбка с вшитыми в нее металлическими обручами из плотного материала.
  • Баскинья - верхняя юбка надеваемая поверх предыдущей, изготавливали ее из черной тафты.
  • Сайо, вестидо - верхнее платье с треугольным разрезом спереди или застежкой на банты и петли. Составной частью являлся вакэро - лиф с откидными или фальшивыми рукавами. Его изготавливали из тонких металлических пластин на шарнирах, которые сгибали и обтягивали бархатом или тонкой замшей. Испанский костюм для девочки данный элемент исключал. Использование металла для утягивания фигуры, сокрытия естественных линий, в том числе выпуклости груди, достаточно часто травмировало, что уж говорить о неудобстве.
  • Бюска - металлическая или деревянная узкая пластинка, прикрепляемая к корсету с целью зрительно сузить талию и сделать плоским живот.
  • Грангола и сорочка - аналогичные мужскому костюму.
  • Декольте, как правило, квадратной формы и закрытое вышивкой.
  • Ропа - элемент верхнего гардероба с длинными или короткими рукавами. Вероятно, была перенята от мавров.

Работать или вести активную жизнь в таком костюме было явно невозможно. Поэтому у простых горожанок облик был иной. Они не носили жестких каркасных юбок вердугос. В ходу была простая рубашка с узким, но не утягивающим лифом со съемными рукавами. Юбка сужалась книзу крупными складками либо собиралась оборками по талии. Она и сейчас - основной элемент, входящий в испанский костюм для танцев (фото образцов это подтверждает), в том числе фламенко.

Обувь и украшения

В отличие от итальянской яркости и богатства красок декоративных элементов , одежда испанцев выглядела мрачной и более чем аскетичной. Цветовая гамма ограничивалась черным, серым, коричневым, белым и в редких случаях красным и зеленым цветом. Предпочтение отдавалось монохромны гладким тканям. Распространены были и набивные, вышитые узоры флористических или религиозных мотивов.


Мужчины носили мягкие туфли из бархата или цветной кожи, без каблука, с широким носком, который постепенно становился острым. Аналогичным был дизайн и у обуви женщин, разве что добавлялась вышивка, а в конце 16 века появился каблук. Недопустимо было показывать носки туфелек из-под одежды, исключение делалось только для чапинес (фото выше) - обуви на массивной деревянной подошве, причем чем более знатная была дама, тем толще она должна была быть.

Сетуя на аскетизм и мрачность красок, нельзя не сказать о том, что испанский костюм для девочки или женщины имел свойство дополняться крупными, броскими и яркими украшениями. Страна - хозяйка Нового Света, со всеми его богатствами, могла себе это позволить. И сам костюм отчасти выступает блеклым фоном. Основные элементы: веер, пояса, цепочки, ожерелья, пряжки, аграфы, головные украшения, вышивка жемчугом и т. д.

Мода Золотого века

Концепция костюма-брони была продолжена, и только во второй половине 17 века в Испанию стали проникать веяния например, открытое декольте. В остальном каркасность сохраняется, происходит удлинение юбки. На простолюдинках по-прежнему свободные полотняные рубашки яркие юбки и цветной корсет на шнуровке. Прически скромные и лаконичные - волосы собирали в косу, которую на затылке укладывали «корзинкой». Высший свет и простолюдинок объединяла все та же мантилья и наличие веера.

Испанский мужской костюм претерпел более значительные изменения. Штаны-бочонки исчезают, они становятся менее пышными, длиной до колена, где подвязываются бантиком. Хубон имеет наплечные валики и зачастую откидные рукава, постепенно удлиняется. Форма значительно упрощается, а самые прогрессивные модники начинают носить костюмы по типу французских «мушкетерских». Примечательно, что испанские мужчины париками не пользовались, стриглись коротко, с середины 17 века максимальная длина прически - до середины щеки.

Мода XVIII-XIX века

На пороге нового века в 1700 году умер последний представитель на престоле Испании. Новый монарх являлся внуком Людовика Четырнадцатого. В это время испанский костюм «офранцуживается» и берет абсолютный курс на моду, которую диктует Версаль. Однако историки говорят не о его перевоплощении и изменении, а о слиянии с общеевропейским, но с сохранением исключительных национальных черт.

С конца 18 века господство в высших кругах общества берет культура махо, которая, словно магнитом, притягивает аристократов. Проследить это можно в ряде работ художников, первых фотографиях. В Европе царил ампир, но местная аристократия массово увлекалась всем «народным». Помимо открытой дерзости и свободы (будь то взрослый или детский), испанский костюм открыто подчеркивал национальную самоидентичность.

Куклы в костюмах народов мира. Испания

Испанский национальный костюм

Куклы в костюмах народов мира №23. Андалузия.

Вариаций испанского костюма - огромное множество.

В наши дни ярким примером женского испанского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко.

Характерные черты в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

Считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, однако это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - чапинес. Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

  • приталенный пиджак с широкими лацканами, корсет отсутствует
  • мантилья - самый известный элемент испанского костюма
  • гребень для мантильи

Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке.

Рефахо (Refajo) - это нижняя юбка, она тоже цветная и её украшают, также есть верхняя шерстяная или хлопковая юбка (фото - в описании костюма Мурсии). Refajo - это объёмная юбка. Одевается непосредственно под верхнюю юбку - Saya . Шьётся из тканей разных фактур различных цветов. По низу украшается кантом, прошвами, вышивкой, аппликацией и т.д. По линии талии укрепляется завязками. Верхнюю юбку закрепляют так, чтобы была видна юбка-рефахо, так как она обильно украшена. В зимний период эти юбки вяжутся или шьются из более толстых тканей.

Девушки обычно шили себе юбки, состоящие из нескольких слоёв (оборок), нашиваемых друг на друга. Количество слоёв юбки не превышало четырёх и каждый последующий слой был короче предыдущего.

Причёска простая: волосы носили длинные, расчёсывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“. Женщины из народа тоже носили мантилью , которая, как и веер , являлась обязательным дополнением костюма.

Аликанте

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона.

Узорчатые ткани украшались разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.

Украшения: ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка жемчугом.

Костюмы Испании

Есть книга-альбом с рисунками испанских костюмов.

Испанский народный костюм сложился в XVIII–XIX веках под влиянием культуры махо – социальной прослойки щеголей из простонародья.

Испания отличается разнообразием областных вариантов костюма, с которым данная книга знакомит читателя.

Описание испанских костюмов по регионам

Костюмы Андалусии
Андалусия (Хаэн)
Здесь носили белую рубаху, черный жакет с узкими рукавами, юбку различных вариаций черного, синего цвета и их комбинаций, фартуки украшали атласными лентами или вышивкой. На ногах носили белые хлопковые чулки (причем, у всех испанок очень интересные носки - чулки, почти всегда ажурные). На плечи накидывали платок или шарф с кистями, который затягивали на спине.

1 Женский костюм

2 Более известный вариант

3 Наиболее интересны шляпы

Регион Наварра

Кантабрия: Кабуэрнига

Кантабрия: Льебана

Кантабрия: Горы Кантабрии

Кантабрия: Пескадора

Кантабрия: Трасмьера

Кантабрия: Тресвисо

Кантабрия: Туданка

Традиционный канарский костюм:
Для шитья использовали шерсть, лен и шелк местного производства. Для рубашек не было какой-то определенной формы, они могли быть с короткими или длинными рукавами, с воротничками и без. Юбок было две, красная шерстяная и верхняя в тонкую полоску. Фартук стал популярным только к 19 веку. Обувь была с ремешками без застежек.
Остров Ла Гомера:

Сан - Мигель - де - ла - Пальма:

Эль Йерро:

Лансароте:

Фуэртевентура:

Собирательный образ костюма островов

Костюм Астурии:
Из обуви носили кожаные ботинки на шнуровке, под которыми были тонкие шерстяные ажурные носки. Цвет мог быть разным - красный, желтый, черный, синий, или белый. Юбок было две, нижняя и верхняя шерстяная. По краю юбку украшали лентами или складками. Длина отреза на юбку была около 3-х метров, складки делали по определенным точкам, затем все собирали на ленту, которая уже завязывалась на поясе. Цвет юбок мог варьироваться (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый или черный) в зависимости от ситуации. Рубашки были с прямой линией проймы, в районе подмышечной впадины вшивали квадратный кусок материи, чтоб рубашка не сковывала движений. Поверх нее завязывали платок, его скрещивали в районе груди, а концы завязывали на поясе. Фартуки были черными с кружевной отделкой, реже с вышивкой. Праздничные фартуки были всех размеров и цветов. Их шили из льна, шерсти, бархата, атласа и других тканей, которые привозили из Кастилии, Леона и Эстремадуры. Они были украшены бахромой, лентами, кружевами, в том числе бисером, иногда нитками бисера. На них могли присутствовать карманы. На талии привязывали небольшой мешочек для денег, каштанов и т.д. Его форма зависела только от вкуса владелицы, отверстие для руки могло быть по центру или сбоку. Его украшали вышивкой, лентами, инициалами владелицы и т.д.

Региональные костюмы Мурсии.
Костюм был аналогичен костюмам Астурии. Менялись тип ткани и украшений, но форма оставалась неизменной. Основной отличительной особенностью является качество и разнообразие вышивки.

Народный костюм определяет юбка. Бытовала Refajo (кто может, помогите с произношением), это нижняя юбка, которая также украшалась, на неё одевали верхнюю юбку.

В холодных районах верхние юбки носили шерстяные, в теплых – хлопковые. Самое главное здесь – контраст и широкий спектр цветов. (Юбочки ниже). Разнообразными были и формы. Но снизу для сохранности пришивали тонкий кант.

Региональные костюмы Бургоса
Традиционный женский костюм более известен как Fiesta Burgalesa и включает в себя черные туфли, белые или синие носки, юбку (ярких насыщенных цветов), черный или зеленый шелковый фартук с отделкой из бархата или вышивкой, корсет и дублет с бархатным воротничком (черного или синего цвета). На шее носили кораллы с медальонами.

Региональные костюмы Сеговии

Валенсия – про костюм много информации есть на русскоязычных сайтах, так что несколько картинок, просто полюбоваться.

Костюмы Аликанте

Музейные платья Барселона

Испанский костюм

Андалусия (Хаэн)

Андалусия (Хаэн)

Андалусия (Хаэн)

Андалусия (Малага) Костюм можно условно разделить на 3 вида:

1 Женский костюм состоит из белой нижней юбки с красной лентой, которая идет по краю в качестве украшения, верхней черной юбки, белой рубашки, которую так же оформляют красными лентами, добавляют красный пояс или красный корсет. На ногах носят черные эспадрильи. Волосы украшают веточками жасмина или гвоздики.

2 Более известный вариант – это платье с пышными рукавами, юбка которого доходит до середины икр, сзади немного длиннее, чем спереди, украшена несколькими крупными воланами. На плечи накидывали белый шарф, на ногах носили эспадрильи с цветными полосками (из телячьей кожи) и длинным ремешком. Цвет мог варьироваться. Каждый выбирал наряд в зависимости от достатка.

Андалусия (Малага)

Андалусия (Малага)

Андалусия (Малага)

3 Наиболее интересны шляпы , их принято надевать на музыкальный фестиваль, носят как мужчины, так и женщины. Своего рода это сомбреро с массой украшений.

Андалусия (Малага)

Андалусия (Малага)

Андалусия (Кадис) Все, что написано об этом костюме, так это то, что попытка создать национальный наряд провалилась, слишком велико было в этом районе влияние французской и английской моды, по сути, и платья все были заимствованные, дабы подчеркнуть принадлежность к Испании корсет шнуровали красными лентами либо носили красный пояс, но в основном это были привезенные вещи.

Эстремадура ((Касерес) Торрехонсильо)
Торрехонсильо. Еще один город с «пограничным» костюмом. Юбка могла быть из красной, желтой или зеленой ткани, украшена плетением. Фартук, как и кошель был черным (того же цвета была и нижняя юбка). Рубашка была шелковой, с кружевным воротником.. Костюм дополняли черные сапожки.

Эстремадура (Вильянуэва - де - ла - Серена (Бадахос)))
Женский костюм был «отголоском» из Валенсии, юбки носили самых разных цветов – розовые, зеленые, белые. Лиф был черным с узкими кружевными рукавами. Обязательной была манильская шаль преимущественно белая. Забегая вперед, покажу эти красивые расшитые шали… на груди шаль скрепляли розовым цветком . Поверх юбки носили кружевной черный фартук, на ногах белые чулки и черные туфли. Волосы убирали в прическу в форме бублика, которую дополняли высоким гребнем и цветком. На шее носили ожерелье на черной атласной лнте или на кружевной.

И раз уж речь зашла о мантилье, то покажу сразу кружевные))

Эстремадура ((Касерес) Вальдеобиспо)
В Вальдеобиспо носили юбки чуть ниже колена, рубашки с кружевными воротником и манжетами, черный жакет с длинными узкими рукавами, ажурные чулки, пеструю шерстяную шаль или платок. В качестве украшения использовали золото – серьги в форме подковы и цепочки.

Эстремадура (Кастуэра (Бадахос))
По костюму Кастуэра (а именно по характеристике цветовой гаммы юбки) можно было судить о достатке женщины. Нижняя юбка могла быть любого цвета, а верхние были вручную вышитыми из шерсти или шелка с соединением нескольких цветов. Сверху повязывали черный кружевной вышитый фартук. Жакет дополняло также черное кружево. Молодые девушки носили бархатные корсеты «под грудь». Дополняли костюм манильские шали.

Эстремадура (Кабесабельоса (Касерес))
Костюм можно узнать по яркому красному цвету. Юбка была по краю богато вышита черной, синей или золотой нитью. Лиф был также красным, с той же вышивкой. Сверху его закрывали платком, который скрещивали на груди и завязывали вокруг талии. Черный фартук долгое время здесь был квадратной формы. Позже стал прямоугольным. На поясе носили сумку того же цвета с вышивкой. На ногах были белые чулки и черные туфли. Волосы укладывали бубликом и вплетали множество разноцветных лент.

Кабесабельоса

Эстремадура (Орельяна - де - ла - Сьерра (Бадахос))
Юбка была из красной шерсти с вышивкой, белую блузку украшали так же красными лентами и кружевами. Сверху носили черный корсет из вельвета с пайетками или вышивкой бисером. Фартук был черным кружевным с вышивкой в виде цветочных и растительных мотивов. На шее носили крестик или медальон с ликом святых. На голове волосы укладывали бубликом, завязывали их атласными черными лентами и прикалывали цветок. Для религиозных церемоний носили черное атласное покрывало (видимо шаль).

Эстремадура (Альмендралехо (Бадахос))
Костюм был практически копией Орельяна - де - ла - Сьерра, с тем отличием, что юбки шили из разных материалов и собирали в плиссе (цветовая гамма была той же).

Костюмы Касериса

Регион Наварра
Шили костюмы из шерстяных тканей местного производства. Вдовы и пожилые женщины носили белую льняную рубашку до лодыжек, жакет черного цвета с круглым вырезом, который на груди был украшен атласными лентами, шерстяную юбку, чулки, закрытую обувь из кожи. Волосы заплетали в 2 косы и укладывали в районе шеи.
Замужние женщины носили синие плиссированные юбки длиной до лодыжек, вторая юбка была завернута внутрь (не очень разобралась с игрой слов, смысл в том, что одна часть «смотрела в прошлое», а вторая «в будущее»). Жакет был черным, но по воротнику его украшала дорогая парча, обычно светло - голубая с золотом, серебром или шелк с вышивкой. Манжеты застегивались филигранными пуговками, а края жакета стягивали с помощью «золотого» шнура с кистями.
Дополняли костюм ожерельем, колье или металлическими изделиями по форме напоминающими серьги. Замужние женщины носили на голове шаль, от шали для пожилых и вдов она отличалось широким украшением по краю из бисера или «золота». Незамужние женщины не носили жакеты, у них был лиф из парчи, который они стягивали на груди шнуром с кистями.

Кантабрия: Кабуэрнига
Рубашки были длинными (до середины икр), украшенные кружевом. Юбки из шерсти темно - кофейного цвета, длиной до лодыжки, в крупную складку. Жакет был черным с квадратным вырезом, в качестве украшения шла строчка «зигзаг» контрастного цвета. Спереди он завязывался шелковым шнуром, который проходил через металлические колечки. На груди носили шарф из шелка или бязи. Фартук был из черного атласа, без каких либо украшений, в нижней части закладывали несколько раз материал. Носки были из синей шерсти или хлопка. На шее носили бусы из стекла или кораллы. На голове – шелковый платок.

Кантабрия: Льебана
Рубашка была короткой с квадратным вырезом и очень широкими рукавами. Закрывалась с помощью проволочных петель и пуговиц. Юбка была до щиколоток, черной из сукна или даже мешковины. Снизу была лента шириной в 4 пальца. Нижняя юбка была из фланели синего, желтого или красного цвета. По краю ее можно было стянуть на шнур (чтоб защититься от ветра). Жакет делали из муслина или бархата, спереди он был на шнуровке, которую продевали в металлические кольца (проушины). Он хорошо прилегал в талии, но были широкие рукава с манжетами. В качестве украшений здесь носили серебро или кораллы. На голову повязывали белый шарф.

Кантабрия: Горы Кантабрии
Рубашка была холщевой до середины икры с круглым вырезом и широкими рукавами. Юбки длинные, ярких цветов, на 4 или 6 пальцев выше лодыжки, по низу их украшали черными атласными лентами. В промежутке между юбкой и лифом всегда пришивали карман. Корсет был с глубоким декольте на шнуровке. Их делали из перкали в ярких тонах или же из черного бархата. На шее носили кораллы с подвесками (распятья и медальоны). На голову повязывали шелковый или хлопковый шарф.

Кантабрия: Лос - Вальес - Пасьегос
Рубашка был как и в других городах региона. Юбка была интенсивного фиолетового или черного цвета. С боков были внутренние карманы. Жакет был того же цвета и аналогично украшен тесьмой по краям и на манжетах. На жакете было 20 серебряных пуговиц сферической формы. Фартук был очень большим и тяжелы м.т. к. Его украшали широкими полосами из бархата, сам он был в форме трапеции. Иногда фартук украшали золотыми галунами. Из украшений могли носить одновременно металлы и органику.

Кантабрия: Пескадора
Рубашка та же, юбка длинная, чуть выше лодыжек, темно - синего цвета. Шили юбки из муслина. Жакет как и корсет были темных тонов. Сверху носили платок ярких цветов с длинной бахромой по краям, который скрепляли на груди серебряной брошью. Из ювелирных украшений носили массивные серебряные кольца, в том числе из черненого серебра.

Кантабрия: Трасмьера
Рубашки и жакеты были с пышными рукавами, но узким воротником. Юбки шили из шерсти, их собирали во множество складок на тали и.т. к. Под ними еще были нижние юбки из полотна до 4 метров длиной. Иногда носили цельные платья, поверх которых надевали куртку. Фартук не был обязательным. Он мог быть любого цвета в мелкую складку, с украшением в виде лент или орнамента. На голове носили небольшой белый платок.

Кантабрия: Тресвисо
Рубашки были короткими, с пышными рукавами, узкими манжетами и без воротника. Сверху носили корсет на шнуровке. Юбки и куртки были одного цвета, как правило ярких (коралловый, красный, желтый). Украшали их параллельно расположенными атласными лентами контрастного цвета. Фартук был не обязательным, чаще носили небольшие белые хлопковые фартуки без украшения.