Эрмитаж самый древний шерстяной ковер. Самые необычные ковры. Самый большой ковер ручной работы

Среди ковров есть те, что выделяются нестандартным материалом изготовления, есть изделия огромных размеров. До наших дней сохранились старинные ковровые изделия, созданные руками человека.

Самые большие ковры

Ковры огромных размеров хранятся в Ашхабаде в Музее ковров. Один из них называется «Туркмен калбы», что переводится на русский язык, как «туркменская святыня». Его соткали в годы Второй Мировой Войны. Площадь этого изделия составляет сто девяносто квадратных метров.

Рекорд «туркменской святыни» был побит после того, как появился ковёр-гигант весом одна тысяча двести килограмм. Занимаемая им площадь – триста один квадратный метр. Рекордсмен занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Самый большой ковер ручной работы

На сегодняшний день самый большой в мире ковёр по площади сопоставим с футбольным полем. Его соткали специально для мечети в Арабских Эмиратах – это молельный ковёр. Над созданием шедевра трудились на протяжении полутора лет тысяча двести ткачей. Они израсходовали за это время около тридцати восьми тонн хлопковой и шерстяной нити, привезенной специально из Новой Зеландии и Ирана. Sheikh Zayed Grand Mosque – название мечети, в которой лежит этот яркий, пестрящий двадцатью пятью оттенками ковёр. Расстелить его было очень сложно, для этого изделие пришлось разрезать на девять частей. После того, как все части были на полу, их вновь сшили между собой.


Всего ткачи завязали два миллиона двести шестьдесят восемь тысяч узелков. Стоимость этого неповторимого ковра – семьсот миллионов долларов.

Самые старые ковры

Ковроткачество как искусство появилось в Древней Персии (сегодняшняя территория Ирана) в третьем веке нашей эры. До того времени ковровые изделия существовали на Востоке преимущественно у кочевых народов, что было обусловлено их образом жизни.

Самый старый из сохранившихся до наших дней ковёр, был найден в 1949-ом году советскими археологами во время экспедиции. Ему примерно две с половиной тысячи лет. Он хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Множество древних ковров находятся в музеях Турции. Некоторые из них датируются восьмым веком нашей эры. Несколько старинных изделий сохранилось благодаря существовавшему на Востоке обычаю дарить ковры мечетям.

Ковры из необычных материалов

Некоторые дизайнеры стремятся создать совершенно неповторимые ковры, многим из них это удаётся. К примеру, Valentina Audrito – креативный дизайнер, благодаря которому появился коврик в виде яичницы-глазуньи, коврик-кусочек колбасы, коврик-бекон и салями.


Нашли своего потребителя ковры-пазлы, которые можно собирать в разных интерпретациях. Интересно и необычно выглядит ковёр-светильник, ковёр-будильник и ковёр-напольные весы. Коврики в виде спила дерева, мха или камней поддерживают тему природы.

Самый дорогой ковер в мире

«Жемчужный ковёр» - таково название самого дорого в мире ковра, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса. Он был изготовлен в 1860-ом году по заказу индийского правителя. Шёлковый ковёр отделан бриллиантами, сапфирами и изумрудами, расшит жемчугом. На каждом квадратном дециметре этого произведения искусства – пять тысяч бусин и жемчужин.


Это драгоценное изделие было выставлено на торгах Sothebys, где за право обладать уникальным ковром боролись три покупателя. Лот продали без малого за пять с половиной миллионов долларов, благодаря чему ковёр попал на страницы Книги рекордов Гиннеса, как самый дорогой в мире. Кто стал новым владельцем «Жемчужного ковра» - неизвестно. С ювелирными изделиями связаны и другие рекорды. Так, на сайте uznayvse есть о самых дорогих драгоценных камнях.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Этимология

Считается, что слово «ковёр» было заимствовано древнерусским языком из тюркских языков . Одно из наиболее ранних употреблений этого слова в древнерусском языке - Повесть временных лет , под 6485 () годом написано:

Оригинальный текст (древнерусск.)

«и посла Ӕрополкъ искатъ. и волочиша трупьє изъ гребли ѿ оутра и до полудн҃и. и налѣзоша исподи Ѡлга подъ трупьємъ. и внєсъше положиша и на коврѣ»

Специфика обработки

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.

С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей - по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей - хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.

Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.

В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft - «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.

История ковроткачества

Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене

История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное - служили надежным способом защиты от холода.

Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI -XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице , эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.

Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов - персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .

Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).

Кочевники

Галерея

    Маленький коврик

    Ковёр из шерсти

    Ковёр для намаза

См. также

Примечания

  1. ковер // Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  2. англ. cover - покрывало, покров
  3. Ковёр - На основании того, что это слово имеет необычные фонетические черты, можно предполагать, что это заимств.; ср. Брюкнер 241. Источником было, возм., дунайско-болг., волжско-болг. (др.-чув.) *kavǝ̂r-из *kebir; ср. ср.-тюрк. kiviz, küwuz, чагат., вост.-тюрк. kigiz «войлочное одеяло», тат., казах. kīz, монг. kebis «ковёр», калм. kews̨; см. Рясянен, FUF 29, 196; ZfslPh 20, 448; Рамстедт, KWb. 230. Невероятно фонетически заимствование из др.-исл. ko

    - Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.

  4. ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 57-88
  5. Материалы для словаря древнерусского языка Труд И. И. Срезневского Санкт-Петербург, 1893. Том 1. столбик 1244
  6. Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева
  7. E. Barber . «Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with Special Reference to the Aegean» - Princeton University Press, 1991 - p. 202 - ISBN 069100224X , 9780691002248 «A scrap of another pile fabric was found in the 7th-6th century B.C. level at Karmir-Blur in Armenia, along with a garment with a small amount of tapestry decoralion dune in wool and bast on a wool warp (Verkhovskaja 1955). Unfortunately, we are given no information as to how the woolen pile was introduced. Similarly, the charred remains of both pile and weft-faced textiles in some sort of animal fiber were recovered farther south at flasanlu, from the late 9th century B.C. (Dyson 1964, 21) »
  8. Barbara Brend"Islamic art"Harvard University Press, 1991 p240 ISBN067446866X, 9780674468665 p 43 Textiles and carpets

    The earliest surviving carpet, now in the Hermitage, was found among frozen grave goods at Pazyryk in Siberia, and is dated approximately to the fifth century bc. It has a field of squared rosettes, and borders with clk lede horses. Whether the Pazyryk carpet was made Central or Western Asia is a matter of debate, but Armenia in particular has been mentioned as a possible place of origin.

  9. С. И. Руденко «Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н. э)» М.,1961
  10. Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin, p. 46, New York, 1982, Munich, 1982

    «From all the evidence available I am convinced that the Pazyryk rug was a funeral accessory and most likely a masterpiece of Armenian workmanship».

Точная дата начала изготовления первых ковров точно неизвестна. Приблизительное начало искусства ковроткачества датируется временным отрезком в 3500 лет назад. Отсутствие точных данных в первую очередь связаны с самим материалом, который ввиду своих физиологических свойств распадается с течением времени. До нас дошли лишь сведения, свидетельствующие о существовании ворсовых полотен сохранившееся на камне или дереве. Однако существует ковер, который несмотря на почтительный возраст в 2500 лет, сохранился до наших дней. Причем хранится он в России, городе Санкт Петербург, музей Эрмитаж. Речь идет о знаменитом Пазырском полотне.

Нашли драгоценное полотно советские ученные на Алтае в 1949 году. Раскопки в той местности шли уже практически 80 лет. Археологом несказанно повезло, они наткнулись на каменный курган, который практически не пострадал за все свое несколько тысячелетнее существование. Особенности климата местности и строения самого кургана позволили хорошо сохраниться всему его содержимому. Курган являлся кладбищем одного богатого рода, относился к эпохе скифов. Внутри были мумифицированные останки людей и лошадей, одежда, драгоценности и украшения. Среди всего прочего на одной из мумий лошади ученые обнаружили ворсовое покрытие. Кстати, лучшие ковры шерстяные можно купить в интернет магазине напольных покрытий ковры.рф.

Описание покрытия

На то время технологии раскопок позволяли без особого ущерба произвести транспортировку полотна. Поврежденной оказалось всего 5% поверхности. Размер находки составлял 183Х200 см. Цветовая гамма полотна состоит из красного, желтого, голубого и зеленого цветов. Изображения на ковре: по центру вытканы 24 креста, выполненных в виде 4-х листьев лотоса. Далее, поле окружает рамка с вышитыми орлами. Дальше к краю изображены пасущиеся 24 лани, рисунок идет по часовой стрелке. Следующий орнамент изображает 28 наездников. Некоторые из них изображены спешившимися. И на последний завершающей полосе изображены грифоны.

Плотность узлов составляет около 3600 штук на один квадратный дециметр. Для сравнения современные полотна содержат на такой площади до 15000 узлов.

Подробный анализ показал, что создавалось полотно мастерами из Средней Азии. Существует теория, что данное полотно является некой настольной игрой. Однако самая популярная и правдоподобная говорит о том, что ковровое покрытие использовалось всадником как своеобразное седло.

Если вы после прочтения захотели купить себе ковер через интернет, то просто наберите в ПС Яндекс запрос "ковер купить интернет магазин" и по полученным результатам выберите себе подходящий интернет-магазин.

Самый древний ковер хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, его возраст - более 2,5 тысяч лет. Отправилась посмотреть специально на него) Поэтому в конце несколько фотографий заснеженного Петербурга, сделанных по дороге)) Ковер уникальный, сохранился благодаря тому, что в захоронении образовалась своего рода морозильная камера. Найден в Горном Алтае - в самом крупном 5 Пазырыкском кургане. Использовался в качестве седла на одном из принесенных в жертву коней. В центре - орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представляет собой 4 стилизованных бутона лотоса. На одном из бордюров изображение грифона, на другом - 24 лани с рогами. На самой широкой полосе - 28 фигур верховых и спешившихся всадников. В ковре использованы ярко-желтый, голубой и красный цвета. Ковер был очень ярким.

Пазырыкский ковер выполнен симметричным двойным узлом (турецким), на 1 кв. дм вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), довольно плотный. Существует версия об иранской родине ковра, но он мог быть изготовлен и в Средней Азии, через которую алтайцы контактировали с Ираном и Ближним Востоком. Очень много исследований и версий)

Ворсовый шерстяной ковер. Пазырыкская культура. V-IV вв. до н.э. Размер 183x200 см, узелковая техника. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Пятый Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1949 г.) Эрмитаж


Ковроткачество имеет очень древнюю историю, свидетельство тому - находка бронзовых лезвий ковровых ножей, найденных в Сумбарском могильнике в Туркменистане, относящихся к XIV в до н.э. Композицию ковра обрамляют 5 бордюров - до наших дней традиционно ковры имеют нечетное количество бордюров

Это войлочный ковер из того же кургана, подробнее его исследовала Л.Л.Баркова, можно почитать и другие. Ковер служил юртой, в котором, видимо, какое-то время лежало тело вождя. Затем ковер был уложен в захоронение. На рисунке всадник стоит перед сидящей на троне богиней. Богиня лысая в парике, как и многие женщины в захоронениях

Срубная камера, в которой лежали две колоды - вместе с вождем была похоронена девушка

Повозка, доставившая вождя к месту упокоения

Мумия вождя с расшифровкой татуировок. Через плечо "перекинуто" изображение барса, которое как бы "оживало" во время его движения

Кожаная маска коня, в иной мир он отправился в виде оленя

Эти лебеди из войлока были установлены на вершинах шестов юрты, перья на концах крыльев окрашены в черный цвет, в природе такая окраска не встречается) две ассоциации возникли - кажется у маори новозеландских самыми "крутыми" были перья аналогичной раскраски, их имели право носить только "вожди", птицы, которым принадлежали эти перья, вымерли, стали использовать перья других птиц, но подкрашенные) еще вспомнились "гуси-лебеди", которые уносили героев сказок в загробный мир, за реку с кисельными берегами) ржаной кисель был составой частью тризны

Именно под этим залом в подвале Халтурин установил бомбу, чтобы взорвать Александра II, здесь находилось помещение караула, а над ним - столовая. Царь не пострадал, погибли 11 военнослужащих Финляндского полка, 56 было ранено. В столовой люстра упала на обеденный стол, треснула стена и погасло электричество

Это амулеты уже в соседнем зале

Фрагмент кожи мумии с татуировкой

Сохранившаяся рубаха из китайского шелка, шерстяная юбка, кожаная обувь


В Эрмитаж с Большой Конюшенной улицы можно пройти через дворы Капеллы - надпись над аркой показывает вход

Пройдя анфиладу дворов попадаешь во двор самой Капеллы - ниже вид на Капеллу, если обернуться

А впереди - мост через Мойку и Дворцовая площадь

Эрмитаж (Зимний дворец)

И здание Главного штаба

Зимой вход в Эрмитаж с Дворцовой площади

Это вход для тех, кто собирается покупать билет в музее, но там же во дворе есть возможость купить билет в автомате, можно в кассах Главного штаба, через интернет - с билетом можно войти в Эрмитаж без очереди. Это небольшая очередь, несмотря на субботу, потому что зима и холодно

Такой вид открывается из окон залов дворца на втором этаже

Ранее писала об украшениях и татуировках Алтайской принцессы

Суровые земли Алтайского края нечасто оказываются на страницах мировой истории. Но это не означает, что они всегда оставались нелюдимыми. С древнейших времен здесь обитали различные кочевые народности, которые сменялись в бесконечной борьбе друг с другом и климатом.

Одним из таких народов являлись племена так называемой пазырской культуры, обитавшие на территориях современных России, Казахстана и Монголии с VI по III века до н. э. Считается, что представители этой культуры имели тесные корни с иранскими племенами – когда-то давно часть из них отделилась и, гонимые голодом или войной, обосновалась в этих относительно спокойных краях. За долгие года они сохранили и распространили на соседей свои обычаи. В частности, ковроткачество.

Традиция изготавливать ковры существует с давних времен: изображения ковров, например, находили в гробницах египетских фараонов, правивших за много веков до нашей эры. В те далекие времена ковры служили как показателем статуса и богатства человека, который ими обладает, так и служили элементами убранства жилища, утепляя его в ненастные дни. Особенно сильно ковроткачество было развито на территории Передней Азии. Но несмотря на это, самый древний в мире ковер был найден вовсе не там, а как раз на территории Алтайского края в одном из курганов племен той самой пазырской культуры. С тех пор он известен всему миру как Пазырский ковер.

Археологи обнаружили его в 1949 году вместе с другими ценными вещами, принадлежавшими знатному человеку. Древний курган пропускал в себя воду, которая превращалась в лед, никогда не таявший в микроклимате захоронения, поэтому ковер отлично сохранился, несмотря на свой возраст. Специалисты склонны полагать, что Пазырский ковер был изготовлен в 6 веке до н.э., но кем именно – большой вопрос. Скорее всего, мастером вряд ли мог быть кто-либо из представителей местных племен – слишком высоко качество изделия — и этот ковер был соткан на территории Ирана, где данное ремесло было развито в значительно большей степени и где был широко распространен используемый в ковре способ плетения узла.

Пазырский ковер — самый старый в мире. Его размер 1,83×2,00 м, а толщина 2,4 мм

При детальном изучении находки было обнаружено, что в его основе лежат нитки красных, зеленых, желтых и золотых цветов, а плотность узла составляет 3600 узелков на 1 дм² — потрясающе сложная работа для того времени. К слову, редкие современные ковры обладают подобными характеристиками. В качестве материала изготовления ковра использовалась овечья шерсть.

Рекомендуем

Видно, что при изготовлении Пазырского ковра большое значение уделялось его внешнему виду: на поясах изображены всадники на лошадях, лани и грифоны. Они отделены друг от друга различными узорами, выполненными с удивительной точностью.

Как мог использовать данный ковер его обладатель? Вероятно, он принадлежал к племенной знати – только ее представители могли позволить себе иметь столь дорогую вещь. Очевидно, что пазырский ковер не использовался как защита от холода, а являлся предметом роскоши и мог висеть где-нибудь у стенки шатра. Некоторые археологи полагают, что Пазырский ковер с его сложными геометрическими фигурами и многочисленными рисунками мог быть использован в качестве доски для игры в кости. Другие же исследователи обращают внимание на некоторую несимметричность элементов рисунков, которая, по их мнению, не являются ошибками мастера, а была сделана специально. Возможно, в ковре скрыто некое сообщение, которое нам еще предстоит расшифровать?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .