Кризис подросткового возраста варианты развития. Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления. Почему он возникает

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное . Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

  1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
  2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
  3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
  4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Родители наслышаны о подростковом возрасте немало, поэтому, когда ребёнок приближается к опасному порогу, стараются максимально к нему подготовиться. Особенно ярко и импульсивно проявляет себя кризис 13 лет, когда начинаются разговоры на повышенных тонах, хлопанье дверями, гулянки до полуночи в непонятных компаниях и прочие проблемы.

Как себя вести в конфликтных ситуациях, не наломать дров и не навредить неокрепшей детской психике? Помогут советы психологов, для выполнения которых сверхъестественных сил не понадобится.

Причины

Почему максимальная точка кипения подросткового кризиса наступает именно в 13 лет?

Развитие самосознания

В подростковом возрасте самосознание совершенствуется и заставляет ребёнка предъявлять повышенные требования как к себе, так и к окружающим людям. Однако нередко они невыполнимы. С одной стороны, это приводит к формированию внутренних комплексов, так как дети оказываются ещё не готовыми принимать на себя ответственность за совершаемые поступки. С другой, ухудшаются отношения с родными, близкими, друзьями.

Родительский (учительский) контроль

Считая себя взрослым, 13-летний подросток хочет больше свободы. Ему кажется, что он справится с трудностями без посторонней помощи, что может принимать верные решения. Но практический навык ещё не отработан, опыта нет. Поэтому, когда со стороны родителей (учителей) поступают какие-то запреты, ребёнок их демонстративно нарушает, но при этом оказывается в смешной или опасной ситуации. Взрослые злятся из-за открытого сопротивления и стараются доказать детям, что они ещё маленькие, чем обижают их и только обостряют кризис.

Желание самоутвердиться

В 13 лет, как ни в какой другой возраст, ребёнка охватывает настоящая жажда самоутверждения. Он хочет выделяться на фоне остальных во всех микроколлективах: в классе, в семье, в секции, в кругу друзей, даже в общественном транспорте. Появляется стремление к лжеидеалам, подгонка под них своего уже частично сформировавшегося характера. Когда в итоге ничего не получается, начинается самокритика, самобичевание и самоуничижение. В 13 лет они принимают катастрофические обороты: недовольные своей внешностью, учёбой, достижениями, подростки нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Половое созревание

Пубертатный период влечёт за собой полную трансформацию тела. Это приводит к изменению (чаще всего она понижается), формированию внутренних комплексов. Наблюдаются первые несмелые попытки установить контакты с представителями противоположного пола. Неудача в этих делах (несчастная любовь, расставания) приводит к психотравме и суицидам. На поведение подростка сильное влияние оказывает нестабильный гормональный фон. Именно из-за него они становятся эмоционально неуравновешенными.

Признаки


У одних подростков симптомы кризиса 13 лет отсутствуют или выражены слабо, у других наблюдается кардинальное изменение поведения.

Отношения с окружающими:

  • конфликтность;
  • противопоставление себя всем остальным;
  • враждебность;
  • в приоритете - общение со сверстниками (убегают из дома, не хотят проводить время в кругу семьи);
  • увлечённость виртуальным общением;
  • стремление к одиночеству, изоляции от людей (запираются в своей комнате и сидят там по несколько часов);
  • доверительные разговоры по душам с одним или двумя выбранными из окружения фаворитами.

Поведение:

  • эмоциональная неуравновешенность;
  • частые нарушения дисциплины и запретов (отказываются выполнять обязанности по дому);
  • перепады настроения;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • недовольство, раздражение, угрюмость.

Внутреннее состояние:

  • повышенный уровень тревожности, беспокойство;
  • неуверенность в себе;
  • внутренние комплексы;
  • повышенные требования к себе (особенно к своей внешности);
  • перестройка системы ценностей;
  • мысли о суициде;
  • внутриличностные конфликты;
  • интенсивное развитие саморефлексии;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • ведение личного дневника.

Когнитивные способности:

  • развитие абстрактно-логического мышления;
  • механическое выполнение упражнений по заданной схеме сохраняется на высоком уровне, а вот с творческими заданиями (написать сочинение, разработать проект) справляются далеко не все;
  • увлечение музыкой, философией, психологией, любовными романами и приключениями;
  • снижение учебных показателей;
  • смена хобби и увлечений.

Главным новообразованием кризиса 13 лет возрастная психология называет негативизм. Всё происходящее, всех окружающих и себя самого подросток воспринимает в чёрном свете, отрицательно и постоянно критикует. Это связано с формированием саморефлексии: он начинает оценивать собственные способности, личностные качества, недостатки и возможности на фоне других.

Согласно статистике, в 20% случаев подростковый негативизм остро и болезненно проявляется эмоциональными бесконтрольными вспышками практически во всех областях жизни. Ребёнок при этом может полностью выпадать из семьи или школы на несколько недель или месяцев. У 20% детей он вовсе отсутствует. 60% 13-летних - потенциальные негативисты. Они начинают возражать и конфликтовать лишь в ответ на вызов извне (несправедливые оценки со стороны учителя, предательство друга, непомерные запреты и ограничения в семье).

Сроки


Кризис 13 лет - название достаточно условное и обобщённое. И физическое, и эмоционально-психическое развитие подростка сугубо индивидуально. Поэтому трудный период может начаться у ребёнка раньше или позже обозначенного возраста.

Ранний (12-13 лет)

Наблюдается чаще всего у девочек, которые и телом, и душой взрослеют раньше мальчиков. С одной стороны, упрямство и конфликтность в этом возрасте побороть проще, так как ещё силён авторитет взрослых. С другой, поговорить с ними гораздо труднее, так как они зацикливаются на собственной самостоятельности и перестают адекватно воспринимать критику, запреты и правила.

Поздний (13-14 лет)

Развитие саморефлексии на данном этапе протекает более сглажено. Ребёнок уже в состоянии частично воспринимать оценки и критику со стороны окружающих. Однако взрослые должны проследить, чтобы они были объективными, и чтобы подросток правильно их понимал. Если мальчик, чтобы самоутвердиться, скажет при всех 14-летней девочке, что она толстая, хотя на самом деле у неё нет проблем с лишним весом, дело может закончиться . Поэтому родители должны своевременно замечать, не формируется ли патологический комплекс, который может испортить всю жизнь неправильными паттернами поведения.

Длится кризис у всех по-разному. У кого-то в сглаженном виде проявляется эмоциональными вспышками на протяжении всех 3 лет (с 12 до 14). У кого-то наблюдается острая, но краткосрочная форма. Подросток может уйти из дома, вступить в неформальную группировку, не ходить в школу, но в течение 5-6 месяцев обычно такие демонстративные протесты сходят на нет, и все возвращается в нормальное русло.

Как себя вести

Возрастной кризис 13 лет не требует лечения. Необходимость в психотерапевтической помощи или консультации у психолога возникает лишь в крайних ситуациях, когда поведение подростка выходит из-под контроля и чревато серьёзными последствиями для личностного развития. В таких случаях проводятся групповые и аутогенные тренинги, направленные на формирование саморефлексии и адекватное принятие себя.

В первую очередь специалисты дают советы родителям, как вести себя с подростками 13 лет, чтобы кризис протекал без осложнений:

  1. Находить компромиссы в общении.
  2. Искать «точки соприкосновения» интересов.
  3. Установить единые правила поведения дома, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (ужинать за одним столом, быть дома в 9 вечера).
  4. Вовлекать подростка в семейные дела. Спрашивать и учитывать его мнение. Делегировать часть обязанностей по дому.
  5. Набраться терпения и сохранять спокойствие. Разговаривать уверенно и сдержанно.
  6. Интересоваться увлечениями подростка.
  7. Хвалить, поощрять за достижения.
  8. Проводить с ним больше времени.
  9. Оставаться авторитетом, но при этом установить доверительные отношения.
  10. Постоянно быть на связи с учителями, классным руководителем, школьным психологом.


10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь - тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Пережить кризис 13 лет будет гораздо проще, если родители до его наступления придерживались грамотной системы воспитания. К этому возрасту ребёнок уже должен чётко усвоить определённые правила поведения в семье и обществе, приобрести коммуникативные навыки. Да, импульсивные подростковые вспышки неизбежны, но в норме они быстро утихают без последствий.

Поэтому психологи настоятельно советуют родителям в 8-11 лет постоянно работать над воспитанием детей, помогать в формировании системы ценностей, следить за уровнем их самооценки. А самое главное - уделять им достаточное внимание, строить доверительные отношения. При такой профилактике никакой подростковый кризис не будет страшен ни одной стороне.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей - всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, - именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

Предварительный просмотр:

Как пережить подростковый кризис? Психологические и возрастные особенности подростка.

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-17 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11 и 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не способен анализировать причины происходящего с ним.

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт.

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». В моменты особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Заметив, некоторые признаки наступления подросткового кризиса со стороны взрослых необходимо проявить такт и терпение, признание личной жизни сына и дочери как самостоятельной существующей сферы. Тогда у детей возникает (сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделится радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.

В этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости - это стержневая особенность его личности. Идет переориентация- с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.

Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. Если же подросток сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

В подростковом возрасте часто возникают подростковые комплексы. Появляется этот комплекс легко, а избавиться от него очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, вполне возможно помочь им их избежать.

Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров.

Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто, где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.

Комплекс неразделенной любви

Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.

Как правило, комплекс «отличника» формируется у подростка, к которому предъявляются завышенные требования со стороны родителей и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться», - вот мысли подростка, загнанного в угол высокими требованиями и чрезмерной ответственностью.

Возникающие у подростка комплексы могут опираться на реальные причины, а могут быть надуманы. В любом случае, справиться с ними самостоятельно подросток не может. Для этого требуется серьезная помощь взрослых.

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Кризис подросткового возраста, его особенности

Психологии известно несколько кризисов психологического развития ребенка. Одним из самых сложных переломных моментов в жизни молодой, еще не сформировавшейся личности является кризис подросткового возраста.

Сложность данного периода характеризуется изменением не только в психологическом, но и физическом плане. При этом указать точное время наступления подросткового кризиса не представляется возможным, так как зависит оно от индивидуальных особенностей ребенка. Психологи условно называют возраст от 12 до 18 лет у мальчиков и с 11 до 16 лет у девочек.

Как будет проходить кризис юности предсказать тоже сложно: на это влияет множество факторов.

Так ли страшен кризис переходного возраста? Как правильно вести себя родителям в это непростое время? На эти и другие вопросы, тревожащие родителей, попытаемся дать ответ в данной статье.

Почему он возникает?

Достигнув определенного возраста, вчерашние малыши меняются на глазах. Стремительные физические изменения, гормональный всплеск приводят к внутренним конфликтам, который сам подросток не в состоянии понять и объяснить. Сегодня перед родителями веселый, коммуникабельный, мечтающий о будущем, целеустремленный молодой человек. А завтра к завтраку выйдет хмурый, агрессивно настроенный подросток, не желающий идти ни на какие компромиссы, отказывающийся выполнять любые поручения взрослых.

Что происходит в душе у этих взрослеющих личностей? Они и сами не знают. Данный период сложен тем, что подростки уже не дети, но и стать взрослым у них не получается по причине физической и психологической незрелости.Юношеский кризис по своим проявлениям очень похож на становление личности трехлетнего ребенка. Только в раннем детстве малыш искал утверждение собственного «я» как подтверждение своего существования, а кризис подростковый проявляется утверждением в социуме, желанием найти свое место и значимость в жизни.

Это время первой любви, опрометчивых и рискованных поступков, объяснить которые не может и сам подросток. Ему кажется все возможным и доступным, стоит только захотеть. Юношеский максимализм проявляется во всем: дружбе, отношениях, учебе.

Понять свою роль в этом мире, утвердить свою значимость и полезность – желания, которые преследуют взрослеющего человека.

Половое созревание, которое интенсивно происходит с юношами и девушками, очень волнует неокрепшие умы. Такой ли я как все? Этот вопрос беспокоит всех подростков. И в то же время им хочется выделиться, проявить свою индивидуальность.

Возможные варианты переломного периода

Не правы те родители, которые считают кризис подростка чем-то непоправимым и страшным. Более того, во многих семьях этот этап становления взрослеющей личности проходит относительно спокойно.

Безусловно, подросток начинает свою «битву» за независимость, но «военные действия» могут быть вполне безопасны, если родители найдут грамотный подход к своему чаду в это непростое для него время.

Психологам известно 2 вида подросткового кризиса, которые противоположны по своим проявлениям. Каждому подростку свойственны проявления обоих видов, однако какой-то обязательно будет доминирующим.

  • Независимость. Проявление данного вида характеризуется бунтом, стремлением выйти из-под опеки любой ценой, непослушанием. Взрослеющие дети проявляют завидное упрямство, любое замечание взрослых считают необоснованным и предвзятым.
  • Зависимое положение. Вид подросткового кризиса, который вначале очень радует родителей. Дети послушны, дисциплинированны, ответственны. Им совершенно не хочется принимать самостоятельные решения, становиться взрослым. Подросткам вполне комфортно жить под четким руководством родителей, делать то, что им велят.

В этом случае радость взрослых будет преждевременной. Нежелание взрослеть обусловлено страхом и социальной незрелостью. Не научившись в подростковом возрасте «набивать шишки», такие дети во взрослой жизни продолжат искать тех, кто сможет принять за них решения, им сложно будет стать полноправным членом общества.

Зачем он нужен?

Многие считают, что главная проблема кризиса подросткового возраста заключается в попытках самоутверждения взрослеющего человека, в отчаянном желании отвоевать свободу действий. Безусловно, это так. Однако проблема как раз и состоит в том, что подростки, добиваясь пресловутой свободы, совершенно не знают, что с ней потом делать.

Незрелость психики, физическое развитие, находящееся на пике становления, социальная неустойчивость – вот факторы, не позволяющие воспользоваться свободой, к которой они так стремятся.

Так за что так отчаянно борются подростки?

Появившись на свет, ребенок еще несколько минут связан с самым родным ему существом пуповиной. Ее обрезают, но связь остается такой же сильной еще несколько лет.

По мере взросления малыш становится самостоятельнее, однако при малейших жизненных невзгодах бежит за помощью и поддержкой к родителям.

Как только ребенок приступает к обучению в школе, воспитательное воздействие на него все больше начинает оказывать социум. Связь с родителями сохраняется, но она, уподобившись резинке, которая связывает взрослых с подростком, натягивается все больше. В тот момент, когда наступает кризис юности, она натянута до максимума.

В это время важны действия родителей. Именно они должны обрезать, оборвать эту резинку, несмотря на то, что сама мысль об этом кажется им страшной. Дав подростку ту самую пресловутую свободу, о которой он так грезит, взрослые покажут степень доверия и любви к своему ребенку. Поверьте, он это обязательно оценит! Ведь получив свободу действий, он совершенно не будет знать, что делать и предпочтет оставить все, как есть. А вот отношения с родителями перейдут на новый уровень, где степень доверия, скорее всего, станет больше.

Следовательно, проблема подросткового кризиса состоит не в том, чтобы обрести свободу (тинэйджеры совершенно не представляют, что с ней делать), а в том, чтобы получить личное пространство. То есть ту степень свободы, которая предусматривает возможность получить помощь взрослых, но при этом научиться брать ответственность за свои действия и слова.

Родители – друзья

Из всего выше сказанного понятно, что от того, насколько грамотно будут вести себя родители в этот непростой для их детей период, будет зависеть тяжесть переломного периода.

Приведем несколько советов, которые помогут стать взрослым друзьями своих подрастающих детей.

  • Внимательно следите за физическими и психологическими изменениями подростков, чтобы не пропустить начала кризисного периода;
  • Уважайте стремления своего тинэйджера ощущать себя взрослым. Однако навязывать это стремление тоже не стоит.
  • Проявите серьезность ко всем заявлениям ребенка, какими бы несущественными или глупыми они вам не показались. Находите время для обсуждения каждого пункта их высказываний, добивайтесь четкого объяснения, как подросток станет решать поставленные задачи;
  • Не бойтесь предоставлять самостоятельность ребенку в рамках разумного. Однако ставьте условие, что за последствия этой самостоятельности отвечать придется ему самому;
  • Постоянно включайте подростка во все семейные проблемы, даже в мелочи. Советуйтесь с ним о посадке овощей на даче, выборе обоев, покупке новых туфель для мамы. Ребенок должен четко понять, что ему доверяют не на словах, а на деле;
  • Рассказывайте о своих друзьях и знакомых, характеризуйте их поступки. Таким образом, вы вызовете подростка на ответные разговоры о его товарищах, что поможет больше узнать о круге его общения;
  • Делитесь своими переживаниями, не скрывайте своих чувств. Видя такое доверие, подросток придет со своими переживаниями к вам, а не в ближайшую беседку на улице к друзьям.
  • Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
    Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

    Перед применением прочитанного - нужна обязательная консультация с профессионалами.

4 3 349 0

Совсем недавно ребенок доверчиво смотрел в глаза, верил каждому слову, хотел понравиться, старался быть послушным, а ваша одобрительная улыбка и похвала были ему призовым бонусом. А теперь чувствуете, что или ребенка подменили, или вы перестали понимать друг друга. Между вами вырастает стена.

Когда чадо вступает в пору подросткового переходного возраста, он еще не взрослый, но уже и не ребенок: маленький взрослый или взрослый ребенок?

Восприятие себя и своих возможностей сильно отличается от реального уровня психоэмоциональной, физической зрелости и от того, на что ребенок способен фактически. Это и есть переломный переходный период.

Чтобы не случилось перелома в ваших отношениях, надо к нему подготовиться: вооружиться знанием, пониманием и готовностью принять все грядущие изменения, трудности и возможные последствия.

Возрастные рамки переходного периода:

  • девочки – с 11 до 16 лет;
  • мальчики – с 12 до 18.

Надо обязательно учитывать фактор индивидуальности физиологического развития и, соответственно, начала и завершения подросткового периода их жизни.

Важно понимать, что подростку в этот период труднее всего. Ему надо помочь.

Начальные признаки подросткового возраста

Количественное увеличение выработки адреналина () влечет за собой как внутренние, так и внешние изменения. Симптоматика начала подросткового периода характеризуется тремя критериями:

Внутренний физиологический

Гормональная перестройка организма, которая проявляется общей вялостью и слабостью, ощущением недосыпа, формированием у девочек вторичных половых признаков, у мальчиков – поломкой голоса.

Внутренний психологический

Буря эмоций, повышенная ранимость, отчужденность, самоедство, неуверенность, негативизм.

Внешний психологический

Переход на новый уровень отношений в семье и в социуме – желание отделиться от семьи, уйти из-под контроля родителей.

Желание обладать бесконтрольной самостоятельностью может привести к:

  • нарочитой грубости (по этой ссылке полезная информация о том, );
  • демонстрационному игнорированию;
  • оспариванию и отcтаиванию своих новых прав и привилегий в общении со взрослыми, а со сверстниками – к демонстрации ложной независимости, бесшабашной смелости, порой дерзости.

Причины кризиса

Основная причина – физиологическая сущность переходного подросткового возраста. Гормональная возрастная перестройка организма.

Начиная с 8 лет, у ребенка повышается секреция веществ, которые отвечают за выработку основных гормонов, включая половые: тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек. Это приводит и к изменениям внешности, сигнализирующим о половом созревании.

Также увеличивается выработка адреналина – гормона стресса. В результате чего, помимо увеличения физической силы, частоты дыхания и сердечных сокращений, увеличивается и эмоциональная нагрузка, проявляющаяся протестным поведением, вспыльчивостью, агрессивной или гиперчувствительной реакцией.

Поведение во время кризиса

Основная психологическая установка подростка – осознание себя и заявление о себе как об полноценной автономной личности.

Проявляется выраженным желанием свободы и самостоятельности, причем ее настойчивым требованием, порой отвоевыванием. Но без учета того, что свобода и самостоятельность подразумевает другой уровень ответственности, а за приростом прав следует и прирост обязанностей.

Взрослеющему ребенку необходимо получить, а вам – постепенно и корректно ему передать свод прав вместе с обязанностями и ответственностью за его самостоятельную дальнейшую жизнь. Это обязательная задача природного этапа взросления.

Процесс этот последовательный, и от того, как он пройдет, будет зависеть многое и в его дальнейшей жизни, и в ваших с ним взаимоотношениях.

Если с вашей стороны процесс затянется и будет проходить без понимания и одобрения, то вы вызовите ответное сопротивление подростка. Оно может быть выражено или активным противостоянием, или, наоборот, пассивной замкнутостью и инфантильностью.

Насколько вы примите этот возрастной процесс, как обязательную программу, заложенную природой, и не будете его подавлять, настолько и поведение чада будет адекватным.

Если нет, тогда будете иметь дело не просто с подростковым возрастом, а с выраженным подростковым кризисом, при котором поведение будет проблемным или .

Чем ниже самооценка подростка, хуже его отношение к себе, и, как следствие, к другим, тем более проблемным будет его поведение.

Фазы

    Предкритическая

    Осторожный пробный отказ подростка от некоторых привычек и шаблонов во внутрисемейных отношениях, относящихся к маленькому ребенку.

    Кульминационная

    Посткритическая

    Выстраивание новой системы жизненных ценностей, прав и обязанностей в отношениях с близкими людьми и в социуме.

Чем грозит в будущем

Подростковый возраст надо прожить со своим ребенком так, чтобы:

  • не потерять с ним контакт и не разрушить доверительные отношения тотальным контролем и излишним давлением;
  • не подтолкнуть его на путь духовной деградации или ранней карикатурной взрослости полным отсутствием контроля, вседозволенностью и безнаказанностью за совершение серьезных ошибок.

Соблюдение баланса между разумным доверием и необходимым оправданным контролем, родительской требовательностью и снисходительностью – залог сохранения взаимного уважения и правильного постепенного взросления подростка.

  1. Если баланс нарушен в сторону давления и ограничения его личностного развития, ребенок может превратиться в безвольного, инфантильного, не повзрослевшего человека с набором подростковых комплексов, возможно даже с проблемами невротического характера.
  2. Если баланс нарушен в сторону бесконтрольности и ранней вседозволенности, то ребенок может получить урок безнаказанности, что не позволит взрастить тот уровень ответственности, который соответствует требованиям и условиям жизни самостоятельного взрослого человека.

Как помочь пережить тяжелый период

Вам поможет доброжелательная и снисходительная внутренняя установка:

«Это все тот же мой любимый ребенок. Это временные изменения. Мы вместе переживем эти трудности, и через несколько лет он снова будет таким же понятным и близким, только уже взрослым».

Для принятия и ориентирования на эту позитивную установку предлагаем следующие советы, которые рекомендуем записать и читать примерно раз в месяц и в период обострения отношений:

  • Обсуждайте с подростком любые интересные ему вопросы, уважительно выслушивая его мнение, даже если оно вам не импонирует.
  • Советуйтесь с ним при принятии различных семейных решений.
  • Культивируйте в нем сильные черты и особенности его характера, достоинства, способности, расставляя акценты на его успехах, победах, даже незначительных, на том, что у него хорошо получается.

Не уставайте напоминать, что любите его, что он нужен вам, что он играет важную роль в семье.

  • Вводите во всем, особенно в спорных вопросах, гибкую систему договоренностей, и сами строго придерживайтесь ее.
  • Идите на компромиссы, уступайте в малом, вместо категоричного отказа предлагайте возможность выбора.
  • Не ждите от него большего уровня ответственности, чем тот, на который он способен на данный момент.

Придерживайтесь уважительной формы общения даже тогда, когда поведение ребенка выходит за рамки допустимого.

  • Разговаривайте с подростком ежедневно «по душам», выделяя на это не менее 10 минут.
  • Общайтесь с ним, как с равным себе – взрослым, но повторяйте важные моменты, как в общении с ребенком.
  • Будьте тверды в важных вопросах глобальных семейных ценностей, его личной безопасности, его физического и психологического здоровья.
  • Не нарушайте границы его личного пространства, не входите в его комнату и не берите вещи без его разрешения.
  • Учите личным примером:
    – отношению к делам: , доводить начатое до конца;
    – отношению к людям: мягкости, сдержанности, ;
    – отношению к себе: , независимости от чужого поведения.
  • Подростки склонны к негативному восприятию себя. Не пропускайте моменты, когда есть за что его похвалить. Поддерживайте в непростых для него ситуациях. Развивайте в нем веру в себя.
  • Делайте вашу с ним жизнь занимательной: наполняйте ее мероприятиями и событиями, которые входят в круг его интересов.
  • Обязательно сами соответствуйте тем требованиям, которые выдвигаете ему.
  • Дарите родительское тепло, внимание и заботу. В них нуждаются не только маленькие, но и подросшие дети.

Что родителям нельзя делать

Если вы хотите преодолеть подростковый кризис без непримиримого противостояния, непродуктивных конфликтов, непреодолимых обид и взаимных претензий, внимательно ознакомьтесь с рядом правил, ключевой установкой которых является понятие «НЕЛЬЗЯ» :

  • Критиковать :
    – его друзей;
    – его взгляды и мнение, какими бы они неверными вам не казались;
    – его внешность.

Юношеский негативизм по отношению к себе более всего распространяется на внешность, причем как у девушек, так и у парней. Любой подросток испытывает «комплекс сцены», при котором характерно ощущение, что все взгляды обращены исключительно на тебя.

  • Сравнивать его с другими, если это сравнение не в его пользу.
  • Категорично отторгать его интересы.
  • Проявлять агрессивное неприятие и непонимание.
  • Наоборот, погружаться в стрессовые переживания, проявлять сверхчувствительность, демонстрируя слезы, сердечные приступы. Это может только углубить проблемы.

Неправильная реакция на проблемное поведение подростка может стать провокацией для дальнейшего углубления как самой проблемы, так и кризиса.

В этот период очень важно с сыном или дочерью, чтобы избежать непредвиденных последствий. Но делать это нужно правильно.

Заключение

Заключение

«Подростковый кризис» – это не диагноз.

Наберитесь терпения, чтобы показать своему взрослеющему ребенку пример выдержки, терпеливого отношения к трудностям, умения прощать и любить, несмотря ни на какие эмоциональные преграды.
Вам легче, чем ему, потому что вы точно знаете, что с подростковым кризисом можно справиться. Ведь в вашей жизни уже был личный подростковый кризис, который смогли преодолеть.
Поэтому спокойно перешагните через свои сомнения и страхи, и скажите себе с улыбкой:

0

Молодость отличается буйным нравом, всплеском эмоций, конфликтами с родителями, учителями и друзьями. Именно так можно описать переходный период. Такова сущность подростков, когда у них меняются мироощущения и внутренний мир. В данной статье будет рассмотрен вопрос юношеского кризиса, как его пережить и что делать родителям.

Что такое кризис в подростковом возрасте

Кризис подросткового возраста – это обозначение жизненного периода, перехода от младшего школьного возраста к подростковому, становление новой личности. У ребенка появляется стремление к самовыражению, самореализации, развитию, саморегуляции. Данная фаза жизни характеризуется частыми ссорами с родителями, учителями, снижением интереса к учебе.

После ее завершения молодой человек получает новый уровень самосознания, определяется с жизненными ценностями и стремлениями. Согласно статистическим данным, кризис начинается в период с 11 до 16 лет.

Данная фаза является наиболее продолжительной. Наблюдаются повышенные темпы в умственном и физическом развитии. Разнообразные потребности возникают достаточно быстро, но, если ребенок не находит возможности их реализовать, они также быстро перегорают.

У девочек начало подросткового кризиса наблюдается в возрасте 10-11 лет. У мальчиков – 12-13. Его продолжительность определяется социальными особенностями и условиями, в которых ребенок развивается. В нормальной ситуации он заканчивается к 14-16 годам. Случается, что период продолжается до 17-21 года.

Важно! Если родители заблаговременно перестроили свое отношение к подрастающему ребенку, можно обойтись вовсе без кризиса. По крайней мере, без его яркого проявления.

Причины

Одной из причин пубертатного кризиса у подростка является то, что ребенок начинает предъявлять к себе и окружающим новые определенные требования. В виду возраста и отсутствия жизненного опыта чадо не способно самостоятельно справляться с новыми трудностями и нести ответственность за свои поступки.

На то, как будет проходить данный период, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация может сложиться так, что ребенок станет замкнутым, неразговорчивым, снизятся успеваемость и оценки. С другой стороны, подросток может стать конфликтным и раздраженным.

Что относится к внешним факторам:

  • Повышенная опека и контроль со стороны родителей.
  • Психологическое давление;
  • Давление со стороны учителей;
  • Конфликты со сверстниками.

В первую очередь, большое влияние на психику подростка оказывает семья. Непонимание и давление со стороны родителей мешают им воспринимать свое чадо как равного. Подобное явление приводит к частым ссорам и, как результат, затяжному кризису.

К внутренним факторам относится психологическое состояние самого подростка. Ребенок начинает винить себя за свои неудачи, неумение общаться со сверстниками. В особенности это обостряется, если он от природы является скромным, застенчивым. Его раздражает идентичность поведения окружающих. Появляется желание выделиться.

Характерные симптомы юношеского кризиса

Кризис юношеского возраста, в первую очередь, проявляется в раздражительности и агрессии к окружающему миру. Наступление периода начинают показывать поступки, ранее несвойственные ребенку. Чадо может стать:

  • Нервным;
  • Раздражительным;
  • Замкнутым;
  • Угрюмым.

Также подросток начинает интересоваться:

  • Сигаретами и алкоголем;
  • Противоположным полом.

Внутренние конфликты и беспокойство могут привести к тому, что юноша или девушка полностью оградится от мира и окружающих. Родители в такое время воспринимаются как угроза. Подростки все больше времени стремятся проводить вне дома или в виртуальном мире.

Другой признак юношеского кризиса – снижение успеваемости. В частности, молодые люди хуже начинают справляться с творческими заданиями, сочинениями и научными презентациями.

Данное явление связано с изменением и перестройкой жизненных ценностей. Некоторые дети после этого начинают интересоваться совершенно противоположными науками, например, музыкой, спортом, математикой, правом.

В подобное время молодые люди предпочитают изливать свои мысли кому-нибудь другому, но только не родителям. Девушки нередко заводят дневники. Парни предпочитают общение в социальных сетях.

Важно! Определение начальной стадии кризиса поможет родителям подготовиться и перестроить свое отношение к ребенку.

Как общаться с подростком

Родителям придется полностью пересмотреть общение со своим чадом. Проблема в том, что перед взрослыми находится уже не маленький ребенок, который не может принимать решения, а еще не до конца сформировавшаяся личность.

Каким в таком случае должно быть поведение? Лучше придерживаться середины. Отказаться от тотального контроля, но и не допускать полной подростковой анархии. Молодым людям в данное время нужна свобода, но в разумных пределах. Как бы ребенок себя ни вел, он все еще нуждается в опоре в виде родителей.

Родителям стоит проявлять интерес к жизни подростка. Кризисные ситуации в подростковом возрасте – нормальное явление и порой требуют помощи со стороны взрослого.

Не стоит отмахиваться от детских проблем, считая их ерундой, не требующей внимания. Возможно, кажущаяся родителю мелкой проблема для подростка является настоящей трагедией, которую он не может разрешить.

С другой стороны, не стоит слишком давить на подростка, пытаясь выведать все его тайны. Следует стараться показывать, что мама и папа всегда придут к нему на помощь и поддержат в любой ситуации.

Можно ли помочь пережить

Родители должны понимать, что кризис юности – это не патология, не психологическое отклонение. Это нормальный период роста и развития. Только в редких случаях ребенку может понадобиться психологическая помощь, чтобы наладить отношения со сверстниками, учителями и родными.

Для сглаживания подобного возрастного периода следует придерживаться основных рекомендаций:

  • Поиск точек соприкосновения в любых конфликтных ситуациях. Если ребенку нужно личное пространство, можно договориться, что родители не заходят в его комнату без стука, а он обязан поддерживать там порядок;
  • Основные правила, которых должны придерживаться все члены семьи. Например, совместный ужин, мытье посуды по очереди и так далее;
  • Равные права. Стоит вовлекать подростка в решение семейных вопросов и некоторых проблем. Хорошо, когда ребенок чувствует себя важным и нужным;
  • Не поддаваться на провокации и эмоциональные всплески со стороны молодого человека;
  • Поддержка во всех начинаниях. Не следует ограничивать его собственный интерес и увлечения.

Когда завершается

Считается, что нормальный возраст для окончания пубертатного периода 14-16 лет. Однако психологи стали замечать, что в современном мире у молодых людей и девушек кризис стал начинаться и заканчиваться гораздо позже, в большинстве случаев уже после достижения совершеннолетия.

Психологи связывают это с тем, что современные стандарты требуют от молодых людей конкурентоспособности в плане образования, на получение которого сейчас уходит гораздо больше времени.

В связи с этим период, когда молодой человек или девушка начинает работать и жить самостоятельно, постоянно отодвигается. Поэтому окончание переходного возраста может приходиться на 17-21 год. Хорошо это или нет, сказать сложно. Хотя можно отметить, что возникновение более позднего периода способствует спокойному или менее конфликтному его протеканию.

Какова формула счастья в доме, где есть подросток? Все просто – достаточно достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Бушующие гормоны постепенно утихнут, и перед родителями появится новый, уже взрослый человек, который будет благодарен им за оказанную поддержку.

Видео