Ознакомление с окружающим подготовительная группа осень занятие. Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Осень золотая. Животный мир осенью

Никитина Инна Александровна
Воспитатель

Программное содержание:
1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября.
2. Развивать память, речь, сообразительность.
3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.
Словарная работа:
Ревун, листопадник, листогной.
Материал:
Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет.
Ход занятия:
Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)
— Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму)
Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости.
Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»
(Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки».
Воспитатель: Посмотрите — кА, ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Появляется старичок — лесовичок.
Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки!
(Дети здороваются)
Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»
Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.
Воспитатель: Попробуем ребята!
(усаживаем детей полукругом)
Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно.
Старичок — лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?»
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:
— Осень, осень золотая (идем по кругу)
Приди осень с радостью (поклон)
С великой милостью
С караваем высоким (подтянуться)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (в ладоши)
С дарами обильными (руки вперед)
(Повторяем 2 раза)
(Входит осень)
Осень: Я леса разукрасила
Паутинки развесила
Землю к празднику прибрала
Я из далека шла, много радости, веселья принесла.
Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?
Воспитатель: — А кто твои ребятки?
Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)
Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.
Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель: — А как его еще можно назвать?
(Ответы детей)
Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник.
Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали?
Воспитатель: — А как вы бы его назвали?
(Ответы детей)
Осень: — А самый младший сын — это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. (воспитатель задает тот же вопрос))
— У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)
(Старичок отбирает фотографии и путает)
Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.
(Дети ищут)
Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?
(Ответы детей)
Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)
— До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.
(Осень и лесовичок уходят)
Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.
-А вы все запомнили?
(Ответы детей)
Усаживаем детей за стол
Воспитатель: Дети что вы нарисовали?
(Ответы детей)
— А как в народе их называют?
(Ответы детей)
— А почему же их так называют?
(Ответы детей)
— Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

  • ольга ковалева
    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» (подготовительная группа)

    Ознакомление с окружающим миром через исследовательскую деятельность на тему «Осень».

    Коррекционно-развивающие: - развивать зрительную память, воображение, творчество, связную речь, расширяем словарный запас.

    Образовательные : - углубление и совершенствование знаний детей о приметах осени;

    Закреплять знания детей об осенних месяцах;

    При поддержке со стороны педагога развитие умения формулировать выводы в ходе исследовательской деятельности.

    Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и умозаключений.

    Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе, внимательность, усидчивость;

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением примет осени и примет других времен года, таз с водой.

    Раздаточный материал: пластиковые прозрачные стаканчики, тарелочка с камешками на каждого ребенка.

    Предметный: осень, деревья, листопад, урожай, заморозки, дождь, зонт.

    Слова действия : опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать.

    Слова признаки: осенний, дождливый, холодный, пасмурный.

    Ознакомление с окружающим миром через исследовательскую деятельность по теме «Осень».

    познание, исследование, социально-коммуникативное, речевое, физическое, трудовое.

    Деятельность воспитателя

    Ребята, я сегодня хочу загадать, вам загадки, если вы будете внимательно слушать, то сможете их отгадать.

    Тучи, нагоняет,

    Воет, задувает

    По свету рыщет, поет да свищет. (Ветер).

    Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает

    И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь).

    Листья желтые летят, падают, кружатся

    И под ноги просто так. Как ковер ложатся!

    Что за желтый снегопад? Это просто…. (Листопад).

    Вот старушка из сторожки

    Грязь разводит на дорожке.

    Вязнет в топи мокрый лапоть –

    Все зовут старушку … (Слякоть).

    По городу дождик осенний гулял

    Зеркальце дождик сое потерял

    Зеркальце то на асфальте лежит

    Ветер подует – оно задрожит (Лужа). Молодцы! И последняя загадка.

    Пусты поля, мокнет земля

    Дождь поливает

    Когда это бывает? (Осенью).

    Правильно! Мы с вами отгадали все загадки и узнали, что сегодня мы будем говорить об осени и ее приметах. Напомните мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей). Правильно! (сентябрь, октябрь, ноябрь). Да, месяцы сентябрь и октябрь – это ранняя осень, а ноябрь – это поздняя осень. В ноябре уже выпадает снег, который не растает и начинается зима. Посмотрите на отгадки и скажите, а мы все,приметы осени назвали? (ответы детей).

    Да осенью птицы улетают на юг, звери в лесу готовятся к зиме и делают запасы, а как еще звери готовятся к зиме (меняют свою шубку, правильно, чтобы их не было видно на снегу. А что происходит, с некоторыми зверями осенью? (ложатся в спячку). А какие это звери? (ответы детей).

    Молодцы! А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Дождик».

    Ф-ка «Дождик».

    Молодцы! А теперь давайте подойдем к мольберту и поиграем в игру «Найди лишнюю примету». Посмотрите, я на мольберте прикрепила рисунок с приметами осени, но мне кажется, художник что-то перепутал. Вам надо внимательно посмотреть и найти лишнюю примету. Молодцы!

    Исследовательская деятельность.

    Цель – познакомить детей через исследование со свойствами воды. (запах, цвет).(1 занятие).

    Ребята, мы сегодня уже говорили, что осенью часто идет дождь. А что, такое дождь? (ответы детей). Правильно! Это вода, а как вы думаете вода имеет какие-либо свойства? (ответы детей). Что бы это узнать, нам надо опять стать кем? (учеными). И провести, что? (исследование). Подойдите, пожалуйста, к столу. У вас у каждого стаканчик пластиковый прозрачный, в центре стоит таз с водой. Я хочу вам, задать вопрос, вода пахнет? (ответы детей). Чтобы это узнать вы проведете опыт? Возьмете свой стаканчик и наберете из таза, который в центре стола воду, внимательно ее изучите, как настоящие ученые. И скажите мне свое мнение! Но прежде, чем мы начнем проводить исследование, нам надо размять наши пальчики.

    П/г «Дождик».

    Вместе с воспитателем формулируют вывод. Вода не имеет запаха. Молодцы! Проведем еще одно исследование. Как вы думаете, имеет ли вода цвет? (ответы детей). Хотите проверить у вас на тарелочках камушки, вы положите их в свой стаканчик с водой и посмотрите, видны ли камушки, которые вы положили. И скажите мне свое мнение?

    Вместе формулируют вывод, что вода прозрачна, не имеет цвета и запаха. Молодцы! В следующий раз будем продолжать исследование воды и узнаем о других ее свойствах.

    Что мы сегодня с вами делали? В какие игры играли?

    Воспитатель хвалит детей за старательность.

    Публикации по теме:

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» (подготовительная группа) Окружающий мир. Подготовительная группа. Тема. Зима. Цель. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Вот так Африка!» подготовительная группа ЗадачиОбразовательные Объяснить детям, что мы понимает под словами «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом - Африкой;.

    Программное содержание: Расширять знания детей о транспорте. Развивать, речь, внимание, логическое мышление,умение составлять целостное изображение.

    Конспект занятия по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром «Осень в золотой косынке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 28 г. СОЧИ Непосредственно образовательная.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа) Тема: Путешествие в жаркие страны. Программные задачи: Расширить и закрепить знания детей о южных странах и повадках животных, живущих в.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Транспорт» Подготовила и провела: Кардаш Т. Н. Конспект.

    Хочется предложить Вашему вниманию конспект занятия, который больше подходит к экологическому воспитанию. Разработала я его, когда работала в подготовительной группе детского сада. Занятие содержит много наглядного материала. Детям данное занятие очень понравилось. Говоря о виде занятия, то оно больше подходит к типу обобщающего, поэтому проводить его лучше примерно в конце осени.

    Тема занятия: «Уж небо осенью дышало…»

    Задачи занятия: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их. Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений.

    Познакомить с природными особенностями осенних месяцев. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать связи, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

    Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Оборудование, необходимое для занятия: иллюстрации с изображением русской природы, отражающие характерные признаки сентября, октября, ноября; календарь природы; игрушечные фигурки животных – зайца, белки, медведя, ежа, волка.

    Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, перелётные птицы, листопад.

    Организация детей: полукругом сидят на стульчиках, на физкульминутках встают в круг.

    Предварительная работа: ведение календаря наблюдений; наблюдения на прогулках и экскурсиях, знакомство с детской художественной литературой об осени; рассматривание картин известных художников посвящённых осенней тематике; рисование и изготовление поделок на тему «Осень».

    Ход занятия:

    I часть.

    Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, которое мы совершим по осенним месяцам. А ещё меня попросил Айболит проверить, все ли звери подготовились к зиме. Айболит – врач особенный, кого он лечит? (зверей ). А вы знаете, как называются эти врачи? (ветеринары ). Как вы думаете, где они работают? (в ветлечебницах, в зоопарках, в цирке ). Так вот, Айболит очень беспокоится за зверей и попросил нас проверить, все ли звери к зиме подготовились и для этого нам нужно отправиться в осенний лес. Но перед тем как мы туда попадём, нам необходимо проехать три станции по осенним месяцам. Вы готовы? Тогда, в путь! (можно включить музыку с песенкой про паровозик ).

    II часть.

    Воспитатель: Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь». Его в народе называют «хмурень» . Как вы думаете, почему? (потому, что в сентябре уже нет такого тепла как летом; небо часто покрывается тучами, становится тяжелее, хмурится; идут дожди ).

    Воспитатель: За частые ветры сентябрь зовут «ревуном». А ещё этот месяц называют «златоцветом» и «листопадником» . За что, как вы думаете? (за то, что в сентябре желтеют листья и, лес стоит как золотой, а затем листочки начинают опадать, образуя листопад ).

    Воспитатель: Посмотрите на наш календарь наблюдений. Как мы назовём сентябрь, который был в этом году? (ревуном, хмурнем ). Почему? Расскажите, чем радует нас сентябрь? (сентябрь радует нас плодами в саду, в огороде, в поле, лесу ). Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу (сентябрь – первый месяц осени, начинает холодать, день становится короче, и птицы начинают собираться в тёплые края ).

    Воспитатель: Какие птицы улетают от нас? (ласточки, скворцы, грачи, журавли и т.д. ).

    Физкультминутка .

    В сентябре уже начинают опадать листья, давайте с вами встанем и покружимся как листики. Дети под музыку «Времена года» П.И. Чайковского импровизированно кружатся. Затем садятся на свои места.

    Воспитатель: Следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь» (воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины И.И. Левитана «Октябрь» ).

    Воспитатель: В народе называли этот месяц «мокрохвост» , «ветродуй» , «грязник» . Как вы думаете, почему? (Потому что в октябре чаще идут дожди, дуют сильные ветры, на улице слякотно и грязно ).

    Воспитатель: Посмотрите в календарь наблюдений на погоду в октябре. Как бы мы назвали прошедший октябрь: «мокрохвост», «ветродуй» или «грязник»? Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей ).

    Физкультминутка.

    В октябре дуют сильные – присильные ветры. Давайте представим, что мы деревья (дети поднимают руки вверх, изображая ветви деревьев). Вот подул лёгкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук). Ветер начался усиливаться, он дует всё сильнее и сильнее (дети покачиваются, увеличивая амплитуду). Ветер превратился в ураган, он приклоняет деревья к земле (дети делают наклоны до пола). Но теперь ветер стихает, стихает (дети уменьшают амплитуду движений) и совсем стих. После игры дети садятся на свои места.

    Воспитатель: Следующей и последней остановкой нашего необычного путешествия будет «Ноябрь». Ноябрь – последний месяц осени. А какой сейчас месяц? (ноябрь). Давайте попробуем описать ноябрьскую погоду. (Дети рассказывают о погоде в ноябре ).

    Воспитатель: Ноябрь в народе называли «полузимник» , как вы думаете, почему? (Потому, что зима ещё не наступила, а первые её признаки уже появляются, например, выпадает снег ).

    Воспитатель: В давние времена про тот месяц говорили «ледовый кузнец» . Кто скажет, почему? (на речках появляется лёд, лужи, озёра льдом покрываются ).

    Воспитатель: Если вы окажетесь на берегу водоёма, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае на ступайте на него! Это очень опасно! Лёд ещё некрепкий и может проломиться!

    Воспитатель: В это время ближе к людям перебираются птицы. Кто знает, какие? (снегири, синицы ). Про снегирей говорят: «снегири прилетели – на крыльях зиму принесли!». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший не в первый раз, уже не растает. Вообще снегири живут в дремучих хвойных лесах, но с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

    Физкультминутка.

    В ноябре уже выпадает первый снег, давайте с вами покружимся, как снежинки. Под вальсовую музыку дети делают припадания.

    III часть.

    Воспитатель: А теперь, заглянем в лес, проверим, как звери к зиме приготовились.

    На ковре рассажены игрушки, изображающие лесных зверей. Дети выбирают себе игрушку и составляют рассказ каждый о своём звере.

    Воспитатель: Интересные рассказы у нас получились, я думаю, что Айболит будет рад, что мы ему так хорошо помогли. А наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся на прогулку!

    Куделина Анна Эдуардовна

    ГБПОУ РО "ШПК" г. Шахты

    студентка

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе

    Тема: «Ах, какая осень!»

    Цель: Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

    Образовательные области:

    Задачи:
    Обучающие:

    • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
    • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
    • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

    Развивающие:

    • развивать внимание, память
    • улучшать общую моторику и координацию движений
    • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

    Воспитательные:

    • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
    • воспитывать чувство любви к родной природе
    • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

    Словарная работа:

    • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
    • активизировать словарь: «листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие»

    Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

    Материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

    Предварительная работа:

    Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

    Методы и приемы:

    Информационно - рецептивный метод,

    Словесный метод,

    Наглядный метод,

    Практический метод,

    Игровой метод.

    Ход ООД.

    Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

    Ребята, отгадайте загадку:

    Он с бубенчиком в руке,

    В сине - красном колпаке.

    Он веселая игрушка,

    А зовут его… Петрушка

    Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
    - Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

    Неживая природа

    Растительный мир

    Животный мир

    Неживая природа осенью.

    - Когда приходит осень?

    Какие осенние месяцы вы знаете?

    Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

    Назовите признаки осени в неживой природе?

    Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь - длиннее.
    - Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
    - Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

    Марк, ты хочешь что - то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

    Петрушка: «Ой, как скучно!»

    Да, Петрушка! Осень - унылая, но разноцветная пора.

    Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы…

    Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

    Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина -рябины, Саид - тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

    Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

    Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

    дуб - дубовый

    клён - кленовый

    осина - осиновый

    рябина - рябиновый

    берёза - берёзовый

    тополь - тополиный

    калина - калиновый

    Молодцы! Правильно

    Растительный мир осенью

    Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
    - Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
    - Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
    - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

    Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

    Летом вырастают зелёными,
    А осенью опадают желтыми.

    Под ногами лежат,
    Зашагаешь — шуршат,
    Яркие, цветные,
    Краешки резные.
    - Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

    Пальчиковая гимнастика «Осень»

    Ветер северный подул

    (подуть на пальцы)

    С-С-С все листочки с липы сдул

    Полетели, закружились и на землю опустились.

    (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

    Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап - 2 раза,

    (постучать пальцем по столу)

    Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

    (постучать кулачками по столу)

    Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

    (плавные движения вперед-назад кистями)

    Одеялом их накрыл.

    (ладони крепко к столу)

    Животный мир осенью

    Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
    - Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
    - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
    - Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
    - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
    - что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
    - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
    - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

    Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
    - Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

    Дидактическаяигра «Улетают - не улетают»
    Дети встают около стульчиков.
    Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
    Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
    - Молодцы! Очень внимательны.

    Петрушка: «Отгадайте загадку!»

    Болтлива птичка - спору нет,

    Расскажет новость и секрет!

    Красива с виду, белобока

    Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

    Эта птица перелётная или зимующая?

    Человек осенью

    Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
    - Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
    - Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
    - Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
    - Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
    - А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
    А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

    Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
    - Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

    Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
    - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом - корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

    Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

    Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
    -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
    - Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
    - Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

    Конспект НОД в подготовительной группе

    «Осень золотая.

    Волшебное путешествие в мир природы»

    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, восприятие художественной литературы.

    Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени;

    Самостоятельно находить признаки осени;

    Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

    Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы, навыки рисования красками.

    Планируемые результаты: выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы) при прочтении стихотворений З. Федоровской, К Шабановой, У. Лукина; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

    Материалы и оборудование: осенние листья, слайды с изображением осенних пейзажей, 2 зеркальца, фонарик, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомные листы.

    Ход НОД.

    Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в природу. Согласны?

    Путешествие не простое, а волшебное. Пешком идти далеко. Как вы думаете, на чем можно добраться до леса?

    Хорошо. Поедем на автобусе. А автобус мы смастерим сами – построим его из наших стульчиков. А чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. А водителя мы выберем с помощью считалочки. Вадим, посчитай. Итак, водителя мы выбрали. Занимаем места в автобусе.

    Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А для начала, назовем все времена года.

    Правильно - это зима, весна, лето и осень. А в какое время года отправимся мы? Не знаете? Тогда отгадайте загадку и узнаете, в какое время года мы отправимся путешествовать.

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

    Но не касаюсь сосен

    И елочек. Я … (Осень)

    На экране слайд с изображением осени.

    Воспитатель: - Дети, назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Молодцы! Вот теперь можно и в путь отправляться. Поехали!

    Посмотрите в окна нашего автобуса. Обратите внимание, как чудесен лес осенью! Все деревья приоделись в разноцветные наряды. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А сейчас еще одна загадка и мы узнаем, как называется первая остановка.

    Один костер весь мир согревает. (Солнце)

    На экране слайд с изображением солнца.

    Воспитатель: - Первая остановка называется «Солнечная». Нам нужно выйти, немного размяться, отдохнуть. Но двери не открываются. Чтобы открыть двери, ответьте на мои вопросы:

    1. Какое солнце было летом?
    2. Что стало с солнцем осенью?
    3. Почему солнце стало меньше греть?
    4. Какое солнце будет зимой?

    Молодцы! Двери открыты, выходим на полянку. Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Воспитатель берет 2 зеркальца, и на стене появляются солнечные зайчики.

    Солнечные зайчики играют на стене.

    Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!

    Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

    Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!

    Воспитатель: - Размялись? Отдохнули? Занимаем свои места в автобусе. Едем дальше!

    На экране слайд-шоу с изображением осени.

    Воспитатель: - Опять смотрим в окно, любуемся осенней красотой. И опять загадка – слушаем внимательно и узнаем, как называется следующая остановка.

    Крупно, дробно зачастил,

    Всю землю намочил. (Дождь)

    На экране слайд с изображением дождя.

    Воспитатель: - Остановка «Дождливая». Чтобы выйти из автобуса, нужно ответить на вопросы:

    1. Какой бывает дождь?
    2. Какой дождь бывает летом?
    3. Какой дождь бывает осенью?
    4. Какой дождь бывает зимой?

    Воспитатель: - Сейчас Соня нам прочтет стихотворение Н.Гончарова про дождь. А вы определите, какой это дождь – осенний или летний.

    Шустрый дождь на длинных ножках
    Пробежался по дорожке.
    Он ладони вымыл листьям,
    Птицам перышки почистил.
    И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
    А потом ударил в крышу,
    И в испуге отскочил.

    Воспитатель: - О каком дождике рассказала Соня? Правильно, о летнем. А кто не боится осеннего дождя? Выходите из автобуса, немного поиграем.

    Вот закрыли небо тучи,

    (дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

    Начал капать дождь колючий,

    Долго дождик будет плакать,

    (прыгают на носочках, держа руки на поясе)

    Разведет повсюду слякоть.

    (приседают, держа руки на поясе)

    Грязь и лужи на дороге,

    Поднимай повыше ноги.

    (идут по кругу, высоко поднимая колени)

    Воспитатель: Скорее садитесь в автобус, иначе мы попадем по затяжной дождь. Едем дальше – и следующая загадка.

    Падают с ветки золотые малютки. (Осенние листочки)

    На экране слайд с изображением листопада.

    А как называется природное явление, когда падают листья? И мы подъезжаем к остановке «Листопадная».

    А теперь вопросы, чтобы выйти из автобуса:

    1. Почему листья желтеют и опадают?
    2. Что будет, если не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
    3. С чем можно сравнить осенние листочки?

    Выходим из автобуса и немного погуляем по осеннему лесу.

    Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какой-то грибник оставил корзинку с грибами, а в нее нападали листья. Вставайте вокруг корзинки, возьмите эти листочки – устроим листопад.

    Дует, дует ветер,

    Дует, задувает,

    Желтые листочки

    С дерева срывает

    И летят листочки,

    С веток на дорожки,

    И бегут по листьям

    Маленькие ножки.

    Мы с тобой гулять пойдем

    И листочки соберем!

    Понравился вам листопад?

    Смотрите, к нам идет кто-то!

    Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

    Я слышал, вы листочки собирали. И, наверняка, знаете, с каких они деревьев. У меня тоже много листочков, но с каких деревьев они, запутался. Поможете мне разобраться? Лесовичок показывает листочек, дети называют дерево.

    Молодцы, дети! А сейчас я расскажу вам сказку о рябинке, и вы узнаете, почему у нее красивые листочки.

    «В моем лесу, среди других деревьев, росла рябинка. Увидела она, что все деревья стали золотыми, а она, по-прежнему, стоит зеленая. Ей говорят другие деревья: «Пора готовиться к зиме. Нужно листья сбрасывать, а то зимой замерзнешь!» стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее. И все залюбовались ею»

    На экране слайд с изображением рябины.

    Лесовичок: Понравилась вам рябина? Лесовичок:

    Воспитатель: Лесовичок, поедем с нами путешествовать. Вместе веселее будет!

    Лесовичок: А место для меня найдется?

    Воспитатель: Конечно найдется. Дети, приглашайте Лесовичка в автобус. Поедем дальше.

    На экране слайды с изображением осени.

    Воспитатель: Наша последняя остановка «Осенняя». Здесь мы постараемся понять, что происходит с природой с приходом осени.

    Лесовичок: А можно, я задам детям вопросы?

    1. С чего начинается осень?
    2. Как изменяется долгота дня?
    3. Что приходит к нам с наступлением холодов?
    4. Что происходит, когда исчезают все насекомые?
    5. Что происходит с животными?
    6. Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

    Молодцы, ребята! Все знаете.

    Воспитатель: А что делают люди осенью?

    Выходите из автобуса, встаньте в ряд. Поможем сохранить собранный урожай – посолим капусту.

    Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

    (ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

    Мы капусту режем, режем! (2 раза)

    (ребром ладошки водим вперед и назад)

    Мы капусту солим, солим! (2 раза)

    (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

    Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

    (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

    Мы морковку трем, трем! (2 раза)

    (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

    Мы солили не от скуки,

    Ох, устали наши руки!

    Лесовичок: А мне ветерок нашептал на ушко, что Герман знает стихотворение про осень.

    Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник, и зарделись клены,

    В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

    Утешает осень: "Не жалейте лета!"

    Посмотрите – роща - золотом одета. (З. Федоровская)

    Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать художниками, как осень. И попробовать нарисовать то, что вам больше всего понравилось в осенней природе.

    Пройдите в нашу импровизированную художественную мастерскую, а Лесовичок будет нам помогать.

    Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы – с помощью звуков передают характер, и свое отношение к осени. Закройте глаза и, слушая музыку П.И.Чайковского «Времена года», представьте то, что вы будете рисовать.

    Дети рисуют и выставляют свои работы на магнитную доску.

    Воспитатель: Какие красивые рисунки! Что вы на них изобразили?

    Может, подарим эти рисунки Лесовичку, на память о нашем путешествии?

    Лесовичок: Спасибо, ребята, за подарок! Я тоже хочу подарить вам подарок – «золотые» листочки с сюрпризом.

    Лесовичок раздает детям сладости. Дети благодарят его.

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с гостями.