Возрастные периоды жизни человека и его психического развития. Возрастные классификации

Время наступления старости чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX в. - свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер считал 50-летний возраст старостью, 70-летний - почтенной старостью.

Как известно, на практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 03.05.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «старые старые» люди, вышедшие на пенсию давно, существенно отличаются от «новых старых», т.е. тех, кто вышел на пенсию недавно. Для социальных работников важна, в первую очередь, исчерпывающая информация о контингенте пожилых и старых людей, которых они обслуживают. В гериатрии и геронтопсихиатрии стало аксиомой, что физические и психологические характеристики людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т.д. Поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности того или иного района, но и картину демографических изменений в этой группе населения.

Обычно выраженные признаки старения появляются у человека с 60 лет (возраст от 60 до 75 лет условно считают пожилым). Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчивается рост и развитие организма.

Согласно классификации ВОЗ, возраст

  • до 44 лет считается молодым ;
  • 45-59 - средним ;
  • 60-74 - пожилым ;
  • 75-89 - старческим ;
  • люди от 90-100 лет и старше - долгожители.

Конечно, все эти деления условны, точных границ разных периодов человеческой жизни установить нельзя, так как она представляет собой непрерывное развитие, а совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны.

Таким образом, условно человек считается старым с 75 лет, т.е. через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию.

В ювенологии (практической геронтологии) своя градация:

  • до 30 лет - юность ;
  • 30-60 лет - первая молодость ;
  • 60-90 лет - вторая молодость ;
  • после 90 лет - третья молодость.

Так что долгожителей, сохранивших физическую и творческую активность, с позиции ювенологии можно назвать молодыми. Они в определенном смысле - модель будущего.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определении границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступления старости процесс старения не заканчивается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

По словам американского психолога Э. Эриксона считается, что старость является стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния потому, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения, который знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Э. Эриксона, основная задача старости - достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Целостность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать ее сначала.

Английский геронтолог Д.Б. Бромлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Цикл старения включает три стадии:

  • 1) удаление отдел, «отставки», по выражению автора - 65-70 лет;
  • 2) старости - 70 и более лет;
  • 3) дряхлости, болезненной старости и смерти - максимум около 110 лет (в условиях Англии и Западной Европы).

Старость, по мнению Д.Б. Бромлей, характеризуется весьма лаконично: полная незанятость, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Однако важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

  • пожилой возраст - 60-74 года (мужчины), 55-74 года (женщины);
  • старческий возраст - 75-90 лет;
  • долгожители - 90 лет и старше.

Границы пенсионного возраста устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического - количества прожитых лет.

Выделяют также функциональный возраст , который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологический возраст - группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологический возраст - показатель уровня износа структуры и функций организма.

Отмечается, что разграничения на периоды являются условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Различают также нормальное, или физиологическое, и преждевременное старение. При физиологическом старении изменение основных физиологических систем организма происходит относительно плавно: человек до глубокой старости сохраняет физическую и умственную активность, интерес к окружающему миру. Старость как общебиологический процесс не следует отождествлять с болезнью. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными ранее заболеваниями, неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, вредными привычками, а также нагрузками на регуляторные системы организма.

Причины нормальной и преждевременной старости различны. Естественная, физиологическая старость развивается постепенно и характеризуется гармоничным снижением всех жизненных функций, равномерно развивающимися атрофическими изменениями с почти полным сохранением работоспособности, жизнерадостности и интереса к окружающему миру. Такие люди подчас выглядят моложе своих лет.

Старость патологическая, или, как ее еще называют, преждевременная, характеризуется ранним наступлением старческих изменений, приводящих к преждевременному ослаблению физических сил и умственной деятельности. Как правило, возрастные изменения отягощаются различными хроническими заболеваниями, ускоряющими одряхление. Поэтому мы порой и отмечаем несоответствие биологического и паспортного возраста: иногда молодой человек в 20-30 лет выглядит стариком, а старик в 90 - бодрым, полным энергии.

Несоответствие состояния стареющего организма возрастным нормам и вызвало необходимость введения понятия «биологический возраст», который может не совпадать с календарным возрастом, в частности «опережая» его в связи с преждевременным старением. И, наоборот, нередки случаи, когда, например, в возрасте 70 лет состояние организма соответствует возрастным нормам 60-летнего человека. Определение биологического возраста имеет большое практическое значение в профилактике и лечении различных заболеваний, в решении вопросов рационального образа жизни и трудовой деятельности.

Существует несколько методик его определения, одна из них разработана в России (Л. Белозерова) . При определении биологического возраста определяется совокупность функциональных нарушений у индивида, которая соотносится со средними показателями для определенного возраста. Биологический и календарный возраст могут не совпадать между собой и различаться на 10-20 лет. Особенно часто приходится встречаться с явлениями преждевременного старения - прогерией. Обычно преждевременное старение связано либо с заболеваниями (например, сахарный диабет, хроническая инфекция, артериальная гипертония), либо с неправильным образом жизни - в первую очередь с курением, пьянством. Бытующее мнение о том, что физическая нагрузка старит человека, не верно - если физическая нагрузка не превышает физиологической нормы, то она, наоборот, способствует уменьшению биологического возраста.

Биологический возраст конкретного человека зависит от совокупности функциональных резервов всех органов и систем. Именно на увеличение этого биологического возраста с ориентацией на здоровое и активное продление жизни должны быть направлены усилия геропротекции (профилактики преждевременного старения) - не просто жить, а жить качественно.

Таким образом, в живом организме протекают одновременно два взаимно противоположных процесса, тесно связанных между собой, но всегда уравновешенных - созидание и разрушение. Созидание - сложный комплекс биохимических процессов, происходящих в организме, связанный с усвоением веществ, поступающих из внешней среды, и образованием более сложных химических соединений. При этом происходит восстановление разрушенного вещества клеток, их обновление и вместе с тем - рост и развитие организма, всех его отдельных частей.

Противоположный процесс - разрушение - сводится к расщеплению клеточных белков и других соединений. В период роста и развития организма преобладает первое, во время старения - второе.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы (ЦНС). Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения и сила аккомодации глаз, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности, наблюдается заострение характерологических особенностей, развивается эмоциональная неустойчивость. Пожилому человеку страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым. В старости легко возникает тревога, часто по ничтожному поводу.

Значительная часть неприятностей, отравляющих существование пожилых людей, связана с психологическими и социальными моментами. Уход на пенсию после долгой трудовой жизни сопровождается резким изменением привычек, жизненного стереотипа, тягостным ощущением одиночества и ненужности, существенным сокращением материальных средств. Влияние внезапного изменения социальных условий сказывается особенно на людях, работающих в узкоспециальной области. Лица с многогранными интеллектуальными запросами, наоборот, радуются предстоящей возможности целиком отдаться своему любимому делу.

Резкое нарушение привычного образа жизни особенно болезненно воспринимают мужчины, так как у женщин остаются их прежние повседневные заботы.

Критический период ухода на пенсию часто совпадает по времени с ослаблением семейных связей между родителями и детьми. Молодое поколение в это время вступает в состояние зрелости и часто не желает мириться с проявлениями консерватизма и догматизма пожилых людей. Поводы для мелких конфликтов учащаются вследствие совместного проживания. Если же пожилому человеку приходится жить вдали от детей, то усиливается чувство одиночества.

Положение стариков становится еще более трагичным, если один из супругов умирает задолго до другого. Одинокий мужчина в этой ситуации оказывается еще более растерянным и беспомощным по сравнению с женщиной. Не имея сил справиться с мелкими заботами повседневной жизни, часто без всякой помощи в быту, одинокий мужчина мало-помалу теряет вкус к жизни, хуже питается и совсем опускается. Весьма возможно, что этим объясняется значительный рост числа самоубийств в возрасте старше 70 лет.

При старении психические нарушения чаще всего проявляются неврозоподобными, ипохондрическими, депрессивными, тревожнодепрессивными синдромами, выраженным заострением личностных характерологических черт. Психотические расстройства, как правило, являются следствием эндогенных, эндогенно- и экзогенноорганических и функциональных заболеваний головного мозга у лиц пожилого и старческого возраста (пресенильные и сенильные деменции, депрессии, церебральный атеросклероз).

Как заглянуть в глубинные тайны раннего старения? В чем секреты долгой жизни?

В настоящее время существует несколько сот теорий и гипотез, пытающихся объяснить механизм старения, но ни одна из них не дает полного, исчерпывающего обоснования. Одни частично объясняют механизмы старения, другие представляют лишь исторический интерес, третьи отвергнуты как несостоятельные. Рассмотрению теорий старения посвящена гл. 2.

  • Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определения биологическоговозраста человека // Успехи геронтологии. 1999. Вып. 3.

Возраст - это не только количественное и абсолютное понятие. Он ещё существует в качестве этапа в процессе психологического и физического развития. Причём довольно долгого. От рождения и до самой смерти, если быть точнее. Десятки лет, а у некоторых - около или более ста. И, соответственно, не могли не образоваться возрастные категории и периоды жизни, которые во многом пересекаются друг с другом. Впрочем, об этом можно рассказать и более подробно.

Младенчество

Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием - у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.

2-й период - от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой. Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице.

Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.

В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.

Детство

Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).

Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.

К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный

Подростковый период

Его также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные категории. Данный период неоднозначен. Девочки считаются подростками от 10 до 18 лет. Мальчики - от 12 до 18.

Дети этого возраста переживают переломные моменты в развитии организма, ведь происходит половое созревание. Деятельность эндокринной системы меняется, как и функциональность органов. Дети начинают расти интенсивнее, наблюдается увеличение массы тела. Выработка гормонов усиливается, что отражается на психосоциальном развитии. завершается вместе с окончанием полового созревания. И дети переходят в другую возрастную категорию.

Юность и молодость

Здесь уже большую роль играет психологический аспект, а не биологический. И мнения расходятся. Так, например, психолог Э. Эриксон считает, что юность длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость, которая продолжается до 35-летнего возраста. В этот период личность начинает «зреть», реализовывать себя и, как правило, вступать в отношения.

А вот если обратиться к классификации АПН СССР, определённой в 1965 году, то вслед за подростковым периодом следует Но для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20, а для парней длится с 17 до 21.

Если говорить о биологической составляющей, то у людей данной возрастной категории наблюдается окончательное завершение физического развития. Но только у парней тело ещё не достигает силы и крепости, свойственной взрослому мужчине. То же самое касается и девушек. Фигура юных леди явно отличается от тех, которыми обладают женщины, прошедшие через роды. И вот в биологическом плане понятие молодости условно именно поэтому. Особе может быть 19 лет, и, по сути, психологически она считается девушкой. Но если она родила ребёнка, то тело её утрачивает молодость. И называть её объективно женщиной, а не девушкой.

Средний возраст

Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это - самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 - у женщин.

Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый - от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни - то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей - это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, - совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.

Специфика зрелости

Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.

А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, - ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.

А сердечно-сосудистые заболевания - это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.

Пенсионный возраст

В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».

Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам - это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, - совсем другое.

Старчество

Это - последний промежуток жизни, выделяется он условно. Длится обычно от 75 до 90-100 лет. Но это в наше время. Вообще, возрастная периодизация - странная и неоднозначная тема, особенно если она касается людей, которым «за 35».

Вспомнить, хотя бы, конец XIX века. Тогда глубокими стариками, которым уже пора бы на покой отправиться, считались люди 45-50 лет! И это, на самом деле, воодушевляет в наше время. Выходит, старость постепенно «отступает», и продолжительность молодых возрастов вследствие этого увеличивается.

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый - что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже - и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) - 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

Возраст как категория служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Другими словами – это цикл (этап, период) развития. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития, специфику возрастных изменений психики.

Существует разделение возраста человека на хронологический, социальный и психологический. Охарактеризуем их.

Хронологический возраст обозначает уровень биологического развития человека с момента рождения. Чаще всего под ним понимается физиологическое существование индивида. Еще этот возраст определяют как паспортный возраст. Его основными критериями считаются рост и вес человека, скелетная зрелость, сроки появления молочных и постоянных зубов, сроки наступления вторичных половых признаков и др.

Психологический возраст характеризует уровень онтогенетического развития, обуславливаемый закономерностями психофизического созревания организма. Его определяют по степени развития психических процессов и свойств личности. С точки зрения Л.С. Выготского, психологический (условный) возраст – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования (в психике или поведении), которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Социальный возраст включает уровень социальной зрелости человека, его адаптивности в социуме. Основными критериями данного возраста могут быть усвоение нравственно-правового уровня и социальных ролей, развитие профессиональной направленности и др. Градациями социального возраста выступают следующие: школьный, студенческий, пенсионный возраст и др.

Психологический возраст, как и социальный, в большинстве случаев не совпадают друг с другом и с хронологическим возрастом, что зависит от социокультурных, экономических, природных и других факторов.

Кроме того, существует также субъективно переживаемый возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Понятие возраста, как единицу психического развития, ввел Л.С. Выготский, который считал, что возраст имеет свою структуру и динамику. С учетом данного понимания им была разработана периодизация детства. В ее основу положено два критерия – динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические (спокойные, стабильные) этапы. С точки зрения содержания Л. С. Выготский разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа. Таким образом, у него была получена следующая периодизация детства.

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год).

Кризис одного года.

Ранний возраст (1 – 3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8 – 12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (13 – 17 лет).

Кризис 17 лет.

На современном этапе развития психологической науки полный жизненный цикл человека поделен на следующие возрастные этапы:

Младенчество (от рождения до года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 16 лет), юношеский возраст (от 16 лет до 21 года), молодость (от 21 до 35 лет), зрелость (от 35 до 60 лет), пожилой возраст (от 60 до 75 лет), старческий возраст (от 75 до 90 лет), долгожители (90 лет и более). Такое определение границ возраста условное и дается для ориентировки психологического возраста.

Следует дать определение «возрастным особенностям». Они представляют собой специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры. Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, которые ложатся в основу показателей развития на определенном возрастном этапе.

Введ?нное в психологию понятие возраста дало начало понимания возрастной нормы, которая обозначает диапазон колебаний системы психологических показателей определенной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития.

К пониманию возрастной нормы выделяют следующие подходы.

Статистический подход основывается на изменении индивидуальных различий по тем или иным показателям (рост или вес, объем памяти или внимания, коэффициент интеллекта и др.). Нормальным признается такое значение признака, которое находится в пределах среднего, а показатели, выходящие за установленные границы, считаются отклоняющимися от нормы.

В рамках данного подхода возрастную норму выражают в виде среднего количественного показателя.

Функционально-системный подход рассматривает норму не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Физическая и психическая норма понимаются через интервал оптимального функционирования организма, в рамках которого сохраняется связь со средой. Возрастная норма определяется как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы среды.

Медико-биологический подход базируется на эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма. О возрастной норме судят по таким показателям, как строение тела, работа внутренних органов в покое и во взаимодействии со средой, психические реакции и др.

С учетом подходов можно выделить виды норм:

Статистическая (характеризует статистическое большинство описываемых показателей);

Физиологическая (включает средние показатели процессов и состояний живого организма);

Психическая (определяется показателями большинства индивидуальных проявлений психики);

Индивидуальная (включает показатели функционирования организма конкретного человека без ориентировки на средневозрастные критерии).

Следует отметить, что о психической норме говорят тогда, когда функции организма, главным образом головного мозга, находятся в пределах физиологической нормы, а психические составляющие – в пределах статистической нормы.

В настоящее время существует несколько уровней психической нормы (по С. Б. Семичеву).

I. Идеальная норма. Это значит эталон, гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических норм, создающее условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта. Данный уровень соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической неустойчивости.

II. Среднестатистическая норма. Она является производным показателем усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции. На этом уровне предполагается риск психического расстройства.

III.Конституциональная норма. То есть показатель, полученный в результате соотнесения определенных типов психических состояний здоровых людей с конкретным типом телесной конституции.

IV. Акцентуация развития. Как вариант психической нормы характеризуется особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности.

V. Предболезнь. Еще один уровень психической нормы, включающий показатели первых признаков психических отклонений (патологии, дисфункции и др.).

Установление возрастной нормы развития в психологии позволяет обобщить особенности индивидуального развития, дифференцировать нормативное и отклоняющееся развитие, создавать периодизации и диагностические критерии, вводить групповые и индивидуальные ориентиры в психосоциальном развитии.