Какие насекомые просыпаются в марте. Каких насекомых можно увидеть ранней весной. Изменения в живой природе

Весна полностью вступила в свои права: уже из-под старой прошлогодней травы проглядывает ковёр весёлой зелени, появились бабочки и мухи, цветут весенние первоцветы и деревья. Сегодня я покажу фото первых цветов и насекомых, снятые при помощи вовсе не приспособленного для макросъемки объектива.

Продолжает цвести верба. Хотя такого растения, как верба, для ботаников не существует — так в народе называются некоторые из видов рода Ива — Ива козья, Ива остролистная и т.д.

Но мы продолжаем называть эти пушистые помпончики цветками вербы.

Цветут другие кусты и деревья, например, американский клён, на котором осенью появятся «вертолётики» цветёт такими красивыми кисточками.

Радуются весне птицы. Постоянно слышны песни синиц и зябликов.

Тут же, на опушке леса, в траве, синеют маленькие сине-фиолетовые цветочки. Вероятно, так цветёт какой-то из видов Шлемника, более точно я определить не смог.

В комментариях , что это будра плющевидная (Glechoma hederacea).

Недалеко, рядом с речкой, видна плоская желтая верхушка, на которой непонятно, где желтые цветки, а где окружающие их желтые же листики, которые, чем дальше от верхушки, тем более обычными, зелёными становятся. Так выглядит Селезёночник очерёднолистный (Chrysosplenium alternifolium), или обыкновенный, названный так потому, что в народной медицине используется при болезнях селезёнки.

Рядом, среди старой травы желтеют звёздчатые цветки лютика. Наверное, это Лютик кашубский (Ranunculus cassubicus) . В подсказывают, что это ветреница лютиковая (лат. Anemone ranunculoides)

Он растет в излучине реки отдельной подушкой-куртинкой.

В речке, там где у берега завалы всякого мусора, оставшегося с высокой воды, и где почти нет течения, резвятся клопы-водомерки.

Рядом на траву присела отдохнуть небольшая бабочка, окраской чем-то неуловимо напоминающая широко распространенную и всем у нас известную крапивницу, но раза в 2 меньше размером. Это Пестрокрыльница изменчивая (Araschnia levana). Она так называется, потому что бабочки разных поколений (весеннего и летнего), или даже просто выдержанные в коконах при разной температуре, выглядят совершенно по-разному. Здесь представлена весенняя форма, а летняя имеет черные крылья с широкой белой полосой.

Рядом, на соседней травинке, присел отдохнуть вот такой странный мохнатый слоник с хоботом. Это Жужжало малое (Bombylius minor), в некоторых областях занесённое в красную книгу. Длинный хобот ему нужен для того, чтобы пить нектар из цветков, рядом с которыми жужжало может зависнуть на месте в воздухе, прямо как колибри. Да и внешним видом жужжало напоминает эту маленькую тропическую птичку. Это неплохой пример конвергенции в эволюции, когда совершенно не родственные организмы, благодаря схожему образу жизни получают общие внешние признаки (более показателен здесь пример бражника, имеющего еще больше сходств с колибри).

На следующем фото бабочка из семейства Белянок, скорее всего Брюквенница (Pieris napi), хотя точка на крыле конкретно у этого экземпляра практически не видна.

И закончу подборку фотографиями трёх паучков.

Не правда ли, красавец? Чего только стоят серые мохнато-полосатые лапы, придающие ему очень суровый вид, который компенсируется парочкой блестящих глаз, почти как у кота из «Шрэка».

Из него плетут весенние венки, Это самый первый цветок,

а когда он отцветает - разлетается появляющийся из- под снега.

на все стороны света. (Подснежник)

(Одуванчик)

Какие насекомые появляются весной первыми? Почему?

Первой просыпается крапивница - яркая, пёстрая бабочка. Обычно гусеницы окукливаются осенью, куколка зимует, а весной из неё появляется бабочка. Бабочка- крапивница из куколки появляется осенью. Она зимует в любой щели, в трещине коры. Поэтому, когда пригреет солнышко, она вылетает первой!

Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница.

После бабочек появляются муравьи и шмели. Муравьи не выходят на поверхность, пока температура воздуха не прогреется до 22 градусов. Поэтому по ним можно определять окончательным приход тепла.

Когда зацветают ивы, то шмели обязательно окажутся на их серёжках. Цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, столь необходимого насекомым именно в это время, когда на лугах и лесных полянах не запестрели цветы.

С первыми весенними деньками у воды появляются веснянки. Это насекомое откладывает личинки в воду. На берегу обитают уже взрослые особи.

Пауки-бродяги появляются ранней весной и начинают свою охоту за пробудившимися от сна насекомыми.

Зеленовато-синие гренландские мухи

Божьи коровки

Все эти насекомые зимуют во взрослом состоянии.


Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно ? Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.

Там, где есть шмели, растёт красный клевер. Никто из насекомых не способен помочь клеверу с опылением, кроме трудяг шмелей.

Почему весной не бьют пушных зверей?
Весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши.

Кто раньше появляется весной – летучие мыши или насекомые? Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей.

Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? Ответ: Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

Весна - особенно радостное время. Пробуждаются земля, вода, деревья... Постепенно возвращается богатая разнообразием красота, обновляется цвето-звуковая картина природы

В народе считают, что в природе бывает 3 весны.

Первая весна - света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март) - Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)

- Вторая весна - весна воды. Это какой месяц? (Апрель)

Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов, разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды.)

- А весна травы, цветов - это какой месяц? (Это май потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях.)

Если синицы долго остаются у человеческого жилья - весна будет холодной. После прилета дроздов морозы случаются крайне редко. Жаворонок летит к теплу, зяблик - к стуже. Перелетная птица течет стаями - к дружной весне.

Длинные сосульки - к долгой весне. Гуси высоко летят - воды много будет, низко летят - мало. Первый гром при северном ветре - холодная веска, при восточном - сухая и теплая, при западном - мокрая, при южном - теплая.

12. Весна - зажги снега, заиграй овражки

Весной дождь парит, а осенью мочит

Кто спит весной, плачет зимой.

Весной час прогуляешь - неделей не наверстаешь.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Весенний день год кормит

На весну надейся, а дрова припасай.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

13. Герасим Грачевник. Все ждали прилета грачей - первых вестников весны. Если грачи прилетали вовремя, то говорилось, что Герасим грачей пригнал, а грач весну принес. День Герасима-грачевника В этот день прилетали грачи (Фото: jacglad, Shutterstock) 17 марта Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название - день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе - так и весна на дворе», «Увидел грача - весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - «грачей». Рецепт птичек из постного теста можно прочитать здесь. Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит». В день Герасима пекли птичек - «грачей» Кикимора - одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда - неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе. В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи. Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов. Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» - камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц. Кикимора - одна из разновидностей домового из древнерусского поверья Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике. Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета. По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья - отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.

Кто первым из насекомых просыпается весной? и получил лучший ответ

Ответ от Swetlana[гуру]
В конце марта, когда ещё лежит снег, появляются первые весенние насекомые. У воды можно увидеть множество веснянок Личинки этого насекомого живут в воде, а взрослые веснянки - на берегу. Летают они плохо и предпочитают бегать - благо стройные ноги позволяют. Почти у всех бабочек обычно зимуют яйца, гусеницы или куколки, а у крапивницы и лимонницы - взрослые особи.
Поэтому, как только растает снег, мы их первыми и замечаем. Первой просыпается крапивница
Замечено, что крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный день бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза. Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. У этой бабочки самец и самка разного цвета, хотя и похожи. Самка бледно-жёлто-зелёного цвета, а самец ярко-жёлтого. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. Серьёзные, неторопливые, они деловито облетают цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы.
В разгар весны, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, приходят на помощь растениям божьи коровки
По вечерам в мае вокруг лиственных деревьев можно увидеть крупного черно-коричневого жука с приметной щетинкой усов. Забавно смотреть, как, раскрыв свои большие жёсткие крылья, с гуденьем поднимается он в воздух. Это майский жук,

Источник: с

Ответ от Андрей Новосёлов [новичек]
не люблю насекомых, но отвечу-мухи, лимонница, крапивница, пчёлы



Ответ от Александр Хитрук [новичек]
Текст ответаа что ето за мух?


Ответ от Настя аистова [мастер]
ссылка


Ответ от Nерпа [гуру]
мухи


Ответ от Алина Салгарина [новичек]
Первые насекомые весны
Обычно насекомые появляются с первыми весенними деньками. Так у воды видны веснянки. Это такие крупные насекомые. У них невзрачное тельце, крылышки прозрачные, они пронизаны жилками. А на голове – длинные и тонкие усики. Это насекомое откладывает личинки в воду. На берегу обитают уже взрослые особи. Веснянки плохо летают – сказываются слабенькие крылья. Они предпочитают бегать по поверхности воды.
Как только солнышко начинает пригревать и растапливать снег, просыпаются бабочки. Из них первыми можно заметить крапивниц. У нее кирпично-красные крылышки с крупными желтыми и черными пятнышками.
Такое название «крапивница» получила за то, что ее гусеницы способны жевать крапиву. Кстати, есть приметы, связанные с этой яркой бабочкой. Если в солнечный день она вдруг решила спрятаться в укрытие, вполне возможно, что через пару часов начнется гроза.
Следующей на очереди после крапивницы просыпается желтая бабочка – лимонница. Эта бабочка очень осторожная, если ее вдруг что-то тревожит, то она складывает крылышки, поджимает ножки и падает на землю.
Цвет у самки и самца лимонниц отличается. Особь женского пола бледнее.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Cлайд 4

- Знаете ли вы, что: стрекоза съедает пищи в несколько раз больше своего веса; самое маленькое насекомое – жучок, длина которого всего 1/3 мм; майский жук носит название того месяца, в который появляется; самое большое насекомое – бабочка, живущая на Соломоновых островах, размах ее крыльев достигает 30 см!

Cлайд 5

Самое большое насекомое - бабочка с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.

Cлайд 6

Cлайд 7

А самое маленькое насекомое – жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Cлайд 8

Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Вокруг ещё лежит снег, а эти создания с прозрачными крылышками и тонкими усиками на голове уже бегают и летают рядом с водоёмами. Взрослые особи зимуют на берегу, а личинки веснянок живут в воде.

Cлайд 9

Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. А дерновые муравьи просыпаются только после того, как почва немного прогреется.

Cлайд 10

Cлайд 11

Сразу же после таяния снега, если нет морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть жёлтые и чёрные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. Своё название она получила потому, что только ее гусеницы могут питаться жгучей крапивой. Считается, что крапивница может предсказывать погоду – если в теплый день она прячется в укромное место, значит, произойдет похолодание или будет дождь.

Cлайд 12

Спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!

Cлайд 13

Остальные бабочки появляются гораздо позже, ведь у них зимуют яйца, гусеницы и куколки, которым нужно время, чтобы превратиться в бабочку. А у лимонницы и крапивницы зимуют уже взрослые особи.

Cлайд 14

Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление - корзиночки для сбора пыльцы). Благодаря быстрому сокращению грудных мышц, вызывающему громкое жужжание, эти насекомые поддерживают оптимальную температуру тела +40 С, даже если на улице не больше 10 С тепла. Способность поддерживать высокую температуру тела позволила шмелям поселиться на Севере, где другие насекомые просто не выжили бы. Шмель - лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо - это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Личностные: формирование ученической компетентности, самостоятельности, организованности, воспитание заботливого отношения к насекомым, расширение знания детей о насекомых.

Предметные: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых весной и первичных представлений о связях между животными.

Метапредметные:

  • Регулятивные
: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
  • Коммуникативные
  • : формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
  • Познавательные:
  • развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

    Дидактический материал:

    1. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2011.
    2. Федотова О. Н., Трафимова Т. В. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академнига, 2011.

    Наглядные пособия: иллюстративный материал насекомых; таблицы цепочки питания.

    Оборудование: презентация “Как насекомые весну встречают”, компьютер, медиапроектор, видеофильм “Бабочки”.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Слайд 1).

    Долгожданный дан звонок–
    Начинается урок.
    Пожелаем всем удачи –
    За работу в добрый час.
    Чтобы каждый смог сказать:
    Я понял…
    Я знаю…
    Я умею…

    2. Актуализация знаний.

    – Ребята, что нас окружает? (Окружающий мир.)

    Значит, мы начинаем наш урок … (окружающего мира).

    – А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает.)
    – А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем.)
    – Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. – Какой можно сделать вывод: зачем нам нужен этот урок? (На этом уроке мы узнаём много нового, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире.)
    – Как всегда наши помощники – гости … (Маша и Миша.)
    – Вспомните, что нового они узнали вместе с нами на прошлом уроке?

    (Какие растения весной цвести торопятся.)

    – А вот это мы сейчас и проверим, как вы поработали в рабочих тетрадях по стр.33. Как раскрасили и подписали рисунки. (Слайд)

    1) Листья, как стрелки, цветочки одиночные. (Прострел.)

    2) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.)

    3) Распускается рано по весне. Листья покрыты бархатистым пушком. Цветки жёлтые, яркие. (Первоцвет.)

    4) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником – ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)

    5) Растут цветы на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках. (Перелески.)

    6) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя – тёплая и нежная. (Мать – и – мачеха.)

    – Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы.)
    – Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)

    Для закрепления ещё проведём тест. (Слайд)

    1. Какое растение не относится к первоцветам?
    а) ветреница;
    б) мать – и – мачеха;
    в) верба;
    г) ромашка.

    2. Как называется “ключик2, которым отпирает весна двери теплу и солнцу?
    а) первоцвет;
    б) медуница;
    в) мать – и – мачеха;
    г) ветреница.

    3. Какие раннецветущие растения занесены в Красную книгу?
    а) ветреница;
    б) мать – и – мачеха;
    в) перелески.

    4. Чем растения защищаются от холода?
    а) волосками;
    б) листочками;
    в) цветочками.
    Самооценка.

    – Кто справился с работами без ошибок, поднимите руку.
    – Кто сделал 1 ошибку.
    – Кто две ошибки?

    Вывод: Кто внимательно слушает, тот много знает.

    3. Введение в тему урока

    Работа со слайдами.– Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.) (Слайд)

    – А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна.)
    – Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. День становится длиннее ночи, температура воздуха днём иногда выше нуля. Стало теплее. Тает снег и лёд. Появляются первые проталины.)
    – Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление)
    – Что происходит в живой природе? (Появляются первые цветы, цветут деревья, появляются первые насекомые, прилетают птицы)

    Схема: Потепление – проталины – насекомые – птицы. (Слайд)

    Потепление – понятно. Объясните, что такое проталины?

    Из словаря Ожегова: “Проталины – место, где стаял снег и открылась земля”.

    – А кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног).
    – А кто такие птицы? (Животные, покрытые перьями, умеют летать)
    – Может кто-то сможет объяснить эту схему? (Объясняют).

    4. Формулирование темы урока и ее сообщение.

    – Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока? (“Как животные весну встречают”.)
    – Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом весны.)
    – Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями, происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.
    – А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Выслушиваются мнения детей.)
    – Да, первыми появляются насекомые. Мы сегодня будем говорить не обо всех животных, как весну встречают, а только о насекомых
    – Посмотрите, как богат и разнообразен мир насекомых (работа по таблице “Насекомые”.)

    Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей (на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.

    5. Работа по теме урока.

    – Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды.)
    – И так первый признак весны – какой? (Потепление.)

    – Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины.)

    – Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные.)
    – Кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Насекомые.)

    – А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног.)
    – Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии)
    – Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий.)
    – Где их больше всего? (На проталинках, на припеке.)
    – Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет.)
    – Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв.)
    – Какие песни они поют?

    Маленький комарик по лесу летел,
    Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)
    Жук на ветке сидя, бросив все дела,
    Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)
    И змея тихонько на пенёк вползла
    И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)
    На лесной полянке хор такой звучит,
    Песенка так льётся, за собой манит.

    1) Разговор о комарах. (Слайд)

    – Кто его убьет, тот свою кровь прольет? (Комар.)
    – И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить?
    – Комары необходимы природе. Кто знает зачем?
    – Взрослыми комарами питаются птицы, стрекозы, мухи, муравьи, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб.

    2) Разговор о муравьях. (Слайд)

    – Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.

    Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник.)

    – Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.
    – Какую роль выполняют муравьи в природе? (Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине.)
    – Как надо относиться к муравьям? Почему? (Не разрушать муравейники!)

    3) Разговор о бабочках. (Слайд)

    А каких бабочек можно увидеть ранней весной? (Ответы.)

    Но сначала мы с вами окунёмся в прекрасный мир – в мир ярких красок. Просмотр видеофильма “Бабочки”.

    – Каких же первых бабочек можно увидеть ранней весной?
    – Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. (Слайд).

    Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколок вновь вылетят красивые бабочки.

    Не все бабочки выживают зимой. Крылышки у них выцветают и стираются. Кто-то без усов остаётся, кто – то без ноги.

    Питаются бабочки нектаром цветов, а есть и такие, которые вообще не едят.

    6. Первоначальное закрепление. Работа с хрестоматией (стр.53)Выборочное чтение.

    Чтение текста “Каких бабочек можно увидеть ранней весной” (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)

    – Что нового узнали о бабочках?
    – А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
    – Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

    Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей.

    То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

    7. Физкультминутка.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    8. Закрепление изученного материала.

    – Отгадайте названия бабочек. (Слайд.)

    • Появляется раньше других насекомых. (Крапивница.)
    • Мелькает, как солнечный зайчик. (Лимонница.)
    • Крылья из тёмного бархата, а по краям голубые точки и светлая кайма. (Траурница.)
    • На крыльях голубые “глаза”. (Павлиный глаз.)

    9. Проблемный вопрос на следующий урок

    – Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, – проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? (Птиц.)

    – Почему? (Птицы питаются насекомыми.)

    – Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран.)
    – Как называют этих птиц? (Перелетными.)

    Вот о том, как встречают птицы весну, мы узнаем на следующем уроке.

    10. Итог урока.

    – Что узнали нового сегодня на уроке?
    – С какими насекомыми познакомились?

    11. Рефлексия.

    Самооценка.

    На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружочки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

    Зеленый – “Я понял”.

    Желтый – “Я знаю”.

    Красный – “Я умею”.

    12. Дома подготовить рассказ по своим наблюдениям об одном насекомом.