План конспект организации дежурства в подготовительной группе. Конспект по организации трудовой деятельности «Дежурство по столовой в старшей группе». план-конспект занятия на тему. Дежурство по столовой в

У многих молодых родителей возникает вопрос о необходимости дежурства в детском саду. Так ли ребенку важно научиться выполнять поручения? Может, это слишком рано для такого возраста или сложно? Есть ли преимущества в дежурстве для детей? Ответы на эти вопросы - далее в статье.

Зачем нужно дежурство?

Первое слово, которое ассоциируется с понятием "дежурство" — это "ответственность", и не только за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова "труд".

Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать, побуждает к самостоятельному труду.

Польза дежурства

Благодаря дежурству, ребенок начинает нести ответственность за поручение. Даже если задание довольно простое, дежурство в детском саду сформирует любовь к труду. Ведь малышу будет очень приятно, когда благодаря его собственным приложенным усилиям станет, например, чище.

Отталкиваясь от такого жизненного опыта, ребенок в дальнейшем будет выполнять дежурные задания с большей концентрацией и отдачей.

Виды дежурств для воспитанников детского сада

Нужно понимать, что дежурство в детском саду не включает в себя элементы наказания. Это лишь возможность продемонстрировать воспитаннику, каково это - заботиться о других. Дежурство может включать в себя:

  • помощь в столовой комнате;
  • помощь в игровой комнате.

Выполнение обязанностей по столовой

В обязанности ребенка будет входить помощь в распределении посуды для других ребят. Дежурство в детском саду по столовой имеет ряд преимуществ. Такое несложное задание сформирует у ребенка ответственное отношение к работе, а также станет возможностью для развития памяти. В том случае, если опыт с дежурством подойдет для группы воспитанников, данное действие будет повторяться часто, соответственно, и задания станут повторяться. Поэтому регулярные дежурства помогут быстрее запомнить расположение посуды на столах, что благоприятно повлияет на развитие памяти.

Помощь в игровой комнате

Дежурство в игровой комнате детского сада потребует от ребенка следующего: помощи воспитателю и другим ребятам в раскладывании игрушек по местам. Подобная процедура поможет развить внимательность, так как необходимо будет знать, куда что складывать, а также улучшить уровень взаимодействия между воспитанниками детского сада, так как дежурный возьмет на себя часть роли воспитателя и уже с позиции старшего помощника будет содействовать поддержанию порядка и помогать другим ребятам.

В любом случае это не столько помощь воспитателю, сколько развитие таких черт, как ответственность, взаимопомощь, любовь и уважение к труду.

График дежурств: как создать

Для поддержания порядка и дисциплины воспитателю необходимо задуматься над способом введения графика дежурств в детском саду. Такая мера поможет подсчитывать и учитывать все заслуги воспитанника и не запутаться в очередности. Выглядеть подобное расписание может по-разному, в зависимости от творческого подхода воспитателя. Желательно, чтобы в создании уголка дежурств принимали участие сами воспитанники. В таком случае возникнет чувство сопричастности к нововведению. Сделанная своими руками работа для дежурства может послужить отличным стартом для объединения детского коллектива. К тому же каждый ребенок сможет вложить собственное видение и проявить фантазию, так необходимую для создания уголка дежурств в детском саду своими руками.

Как организовать график дежурств?

Основой для оформления дежурства в детском саду, создания расписания и графика может послужить ватман. На листе лучше всего разместить фотографии воспитанников либо закрепить за каждым ребенком собственный символ. Подобное обозначение пригодится в дальнейшем. Очередь дежурств можно выстроить в алфавитном порядке фамилий детей, по желанию либо по принципу парт, сначала дежурят дети за первым столом, в конце месяца — дети за последним.

За хорошее поведение, помощь и внимательность по окончании дежурства ребенок будет получать карточку. Если, к примеру, бумага красного цвета, значит, ребенок справился со своими обязанностями на отлично. Если что-то в процессе дежурства не получалось — то карточка может быть другого цвета.

На ватмане с графиком дежурств в детском саду своими руками можно добавить небольшие кармашки под фотографиями воспитанников, в которых будут храниться листочки, указывающие на достижения ребенка. Либо можно обойтись без фотографий детей и складывать изображения специальных символов, которые характеризовали бы воспитанника, сразу в специальную сумочку.

Например, дежурный выбрал себе белочку как собственный символ, и за успешно проделанную работу в кармашке будут появляться красные карточки с изображением белочки. Это будет означать, что именно этот воспитанник прекрасно справляется со всеми задачами.

Таким образом, дежурство развивает еще одну черту в детях — умение фантазировать. Ведь при создании уголка дежурств в детском саду своими руками воспитанники смогут в полной мере проявить свои творческие способности, так же как и при выборе личной картинки, которая станет символом успешной работы.

При проведении подобного трудового воспитания педагогу стоит обратить внимание на некоторые моменты:

  • Нельзя ругать ребенка за неправильно выполненную просьбу. Стоит помнить, что главная задача дежурства — это не столько научить, как выполнять различные бытовые действия, сколько привить ответственность за то, что должен сделать малыш, а также уважение к труду. В противном случае в будущем ребенок будет выполнять поручения без энтузиазма и график дежурств в детском саду может быть нарушен.
  • Необходимо хвалить воспитанника. Именно похвала на данном этапе психологического становления является мощным мотиватором для выполнения задач. Когда ребенок понимает, что его вклад оценен и замечен, он начинает чувствовать себя нужным. В такие моменты формируется любовь к труду, и в то же время воспитанник осознает значимость работы.
  • Ценить индивидуальность, но не чрезмерно выделять. Когда ребенка хвалят — это прекрасно, особенно если это заслуженно. Но как же быть, если один воспитанник не очень хорошо справляется с дежурством на первых порах, в то время как его друга постоянно хвалят? Из-за этого у ребенка может появиться обида, что никак не способствует развитию трудолюбия и уважения к работе. Не только своей, но и окружающих. Данный вопрос решается именно с подачи воспитателя. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, что подразумевает собственный подход к каждому. Кому-то может понадобиться чуть больше времени, чем другим, чтобы войти в график дежурств, а кто-то из детей может начать пользоваться своим преимуществом и приобретенным авторитетом среди сверстников уже в собственных целях. Дабы не допустить подобного, самое главное — не переборщить и следовать правилу "золотой середины".
  • Совместный труд. Дежурство в детском саду — это подходящий повод для самовыражения, приобретения новых навыков и умений, а также возможность улучшить микроклимат в детском коллективе. Иногда между воспитанниками могут возникать конфликты на разной почве. Задача воспитателя — свести на нет подобные стычки. Ничто не помогает лучше, чем совместный труд. Взаимопомощь и взаимовыручка помогут предотвратить появление многих разногласий в компании детей одного возрастного диапазона. Тем более что при совместном времяпрепровождении обиды забываются быстрее.

Творческий подход к сплочению коллектива, а также выработка личных умений, навыков и черт характера является приоритетом для педагога и воспитателя. Благодаря введению дежурства, дети станут более дисциплинированными и дружными.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА

Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. В этом виде деятельности воспитателю недостаточно использовать обучающие приемы, он должен также хорошо продумать организацию этого вида труда.

Для этого в группах организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.

Со старшего возраста в уголок дежурного помещается график дежурства – картинки маркировки, условные обозначения.

Наглядная результативность и общественная польза дежурств делают их в глазах детей важными серьезным делом. Поэтому все оборудование (веники, щетки и т.п.) в уголках рабочее, а не игрушечное. Младшие воспитатели не подменяют дежурных.

Дежурства в детском саду организуют со второй младшей группы – вторая половина года. Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки. Это задание детям удобнее выполнять, если они держат в левой руке ложки, а правой раскладывают.

Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей первой младшей группы. Во второй половине года малыши после еды могут относить к мойке свою чашку, ложку, салфетницу. Особое удовольствие доставляет ребенку стряхивать крошки со своей салфетки. Покажите детям, как это делается: соберите уголки салфетки вместе, отнесите салфетку к раковине и стряхните над ней.

Давая поручения детям 4-го года жизни , педагог воспитывает у них умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала учат детей ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.

На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя, а так же дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др.

Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова – они отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Таня и Света».

В средней группе с начала года дети дежурят по столовой, начинают принимать регулярное участие в дежурствах.

Детямсредней группы о дежурстве ежедневно утром напоминает воспитатель.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру или вернуться в группу после прогулки. В это время младший воспитатель уже протерла столы и поставила на каждый стол стопкой посуду.

Когда столы уже накрыты, и младший воспитатель начинает разливать первое блюдо, тарелки дежурных уже наполнены раньше других. Второе и третье блюдо они получают тоже раньше других. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, т.к. пока ему еще трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Вместе с тем, даже если дежурные назначены по количеству столов, между детьми уже возникают начальные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола, если нужно, помочь товарищу.

В средней группе ребенок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи, ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками, раздать второе блюдо, собрать посуду. Эта деятельность гораздо сложнее выполнения аналогичных отдельных поручений типа: «Помоги Нине Васильевне разложить салфетки в вазочки и разнести их по столам».

Во время дежурств в начале года нередко бывает так: дети то чашку разобьют, то остатки супа разольют из тарелки, то забудут дать кому-нибудь второе. На подобных промахах не следует сосредотачивать внимание остальных. Это смущает и огорчает дежурного, он теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать, как брать чашку; нести тарелку, не наклоняя; как надо крошки сначала собрать щеткой, а потом смести в совок. Необходимо напоминать дежурным, по какому из проходов между столами удобнее ходить каждому из них, - такой порядок позволит избежать столкновений во время работы, уменьшит случаи боя посуды, очень огорчающие детей.

Помогая дежурным, педагог не только показывает, как и в какой последовательности выполнять действия, но и регулирует темп работы: следит, чтобы не задерживались около товарищей в ожидании, пока каждый доест свою порцию; напоминает, что второе блюдо можно подавать, когда ребенок съел первое, готовит место у раздаточного стола для складывания использованной посуды.

Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребенок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

В некоторых детских садах принят такой порядок, при котором все дети после еды сами убирают за собой посуду, относя ее на раздаточный стол. Дежурные собирают лишь некоторые предметы сервировки стола (хлебницы, салфетницы), сметают со стола крошки. Такая практика оправдана: все дети, в том числе и дежурные, едят в своем темпе, без спешки, каждый ребенок приучается к самообслуживанию, что пригодится ему в дальнейшем в школе.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущим является показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми.

Дети нуждаются в показе отдельных приемов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напомнить им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.

Воспитатель даст объективную оценку труда детей: застенчивого – подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: «Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался и т.д.».

Педагог должен обязательно использовать трудовую деятельность детей для их нравственного воспитания, формирование навыков положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать. Необходимо постоянно обращать внимание детей на их товарищей («Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно наводить порядок, и стала помогать ей»).

В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

В старшей группе дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, т.к. в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Старшие дети должны сами твердо знать очередность своего дежурства и без напоминания приступать к нему. Дежурные первыми моют руки, надевают фартуки и головные уборы. Для дежурного фартук – не просто защита от загрязнения, а эмблема выполнения ответственного задания. У нас в детском саду был проведен конкурс между группами на лучшую форму дежурных. (Обратить внимание слушателей на выставку)

Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают младшему воспитателю раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. Дети дежурят по два человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть объективным, учитывать индивидуальные возможности, особенности каждого, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать.

При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине. Либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение товарищей.

В подготовительной группе интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширенного содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают младшему воспитателю принести из кухни салат, хлеб, фрукты.

Во время дежурств по столовой важно использовать и создавать такие ситуации, чтобы ребенок учился принимать самостоятельные решения. Например, узнавать меню и накрывать на стол, решить самостоятельно нужны на завтрак вилки или ложки, мелкие или глубокие тарелки, поставить на стол соль, расставить стулья к столам и салфетницы в соответствии с числом детей, проявить выдумку в украшении праздничного стола и многое другое.

По мере овладения детьми необходимыми навыками, требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределить обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

· Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов - тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра - другие дети».


· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».


· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

· Задачи:

Формировать ответственное отношение за порученное дело.

Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

Уметь правильно сервировать стол.

· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку - в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СТАРШИХ ГРУППАХ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

· Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

· На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

· Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

· Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

· Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

· Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

· Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

· Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

· Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

· Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

· Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

· Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

· Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

· В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

· Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5

2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8

3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11

4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16

5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20

Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».

1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23

2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26

3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Литература

Приложение


Введение

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.

В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.

Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Большой вклад в разработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова, З.Н. Борисова.

Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.

1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;

2. Изучить основные направления работы дежурного.

3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.

Объект – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет – особенности формирования трудолюбия в процессе организации дежурства.

Гипотеза: уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду в ходе дежурства.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за работой воспитателя, проведение исследования.


Глава I . Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» .

Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».- А.П. Чехов; « Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человека соблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» .

Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Были определены две ведущие задачи т рудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно .

В давние времена, когда детство было короче, и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако, современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей.

Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.


"Воспитание дошкольника в труде" . Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

Приведено с некоторыми сокращениями

Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности.
Важной задачей в организации дежурств старших дошкольников является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.
Воспитание этих качеств может быть достигнуто только при регулярном участии детей в труде.
В практике детских садов дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда.
Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, может сказать: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!»
В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие?»
И после утвердительного ответа предложить: «Приглашайте ребят на занятие».
Все это повышает отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а положительная оценка педагога поощряет их действия.
Он приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду».
Или: «Кто расставит сегодня раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов; чтобы они не задержались и могли лечь спать вместе со всеми, им надо помочь» и т. д.
Если воспитатель умеет опираться на дежурных, всячески повышает их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим».
Помимо разных познавательных задач, формирования речи, педагог здесь решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относится к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу - сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Решая этот вопрос, воспитатель должен исходить из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем - мелкую, а в заключение - чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки.
И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных.
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)
Точно так же следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные - ту часть необходимого материала, который не находится постоянно в ящике.
Это тем более важно, что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности и т. д.).
Организуя работу дежурных таким образом, воспитатель экономит их время и вместе с тем приучает детей убирать за собой, заботиться о своей готовности к занятию и пр.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям может тоже значительно быть увеличено. Так, дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетки краску гуашь, клей, приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий (флажки, ленты, обручи и т. п.). Иногда работа дежурных может переноситься: например, нарезать геометрические формы для занятий, принести из методического кабинета картины, наглядный материал удобнее накануне.
В старших труппах вводится еще один вид дежурств - дежурство по уголку природы.
Разъяснить значение дежурств можно на занятии. Воспитатель выделяет новые объекты живиго уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода за новым объектом сложны или детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следует соединять в одном занятии. Лучше такой объект внести в группу несколько позднее.) Он особо нодчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе.
На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие - нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, с тем чтобы в группе постоянно был зеленый лук, как заготавливать воду для полива растений и т. д.
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений; дети отмечают малейшие изменения, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных.
В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу.
При организации работы дежурных воспитатель в начале года определяет, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Необходимость таких наблюдений и формирования поведения приводит к тому, что в начале года в старшей группе воспитатель определяет каждому дежурному отдельное задание, например: «Вова накроет на эти два стола, Галя - на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы и разнесет розетки».
Спустя некоторое время (через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен.
Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда ты уже полил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете играть».
Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?»
Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Если раньше этот вопрос не стоял, так как каждый из детей выполнял работу отдельно, то теперь, объединяя их в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет полезно для воспитания детей.
Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой.
Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление не только обучать навыкам другого ребенка, но и оставаться при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д.
Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным.
Приведем типичные примеры.
Галя - собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе со Славой З., который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Галя почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя на Славу. В результате за три месяца совместной работы Слава так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело.
Упущением воспитателя в данном случае было то, что он обращал основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А соответствие объема его работы и работы, выполненной каждым из детей он не учитывал.
Игорь - инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Юрой Е., нерешительным, но добросовестным и аккуратным. Под влиянием Игоря, проявляющего доброжелательное отношение к Юре, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца.
Объединение детей для общей работы становится регулярным в старших группах детского сада.
Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, оказали положительное влияние и на совместную работу.
Надя хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением, подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дружить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет.
Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д.
Так, Славу следовало учить быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Гали. Может быть, стоило на некоторое время разделить их обязанности, предложив Славе самостоятельно накрывать на два стола, а Гале - на другие два стола.
Помогая Славе работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Гали, можно добиться того, что и Слава научится работать более собранно, будет стремиться не отставать от Гали.
У Нади же следовало формировать доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывать на то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь.
О дружной работе Игоря с Юрой можно рассказать всем детям, чтобы она стала примером для подражания.
В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это также следует учитывать, поддерживать тягу детей друг к другу, поручать им дежурить вместе.
Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»