Скоро в детский сад. Советы родителям. Скоро в детский сад: полезные советы родителям малышей Подготовка к детскому саду

СКОРО В ДЕТСКИЙ САД: полезные советы родителям малышей.

Скоро наступит волнующий день — первый день Вашего малыша в детском саду. Это важное событие в жизни малыша.

Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, давайте подготовимся к нему сами. Познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, каковы требования и т. п.). Желательно предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы, в которую будет ходить ваш ребенок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах и т. д.

1. АДАПТАЦИЯ.

Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше нарушения в поведении ребенка в период адаптации, а следовательно, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.

Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова) показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8 месяцев - 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет.

После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.

На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили выше, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.

2. ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Вам уже сейчас хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими детьми. А для этого понаблюдайте за поведением ребенка в ситуациях с незнакомыми взрослыми, детьми.

Б) Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.

В) Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка - действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более простые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.

Г) Желательно побывать с малышом на участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются. Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату. Это создаст положительный настрой у малыша.

Д) Продумайте, на какое время вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе.

Е) Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойства. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе. Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе. Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду. Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и т. п.). Если вы последуете всем советам, вашему малышу будет легче привыкнуть к детскому саду.

Рано или поздно придет то время, когда родитель будет вынужден расстаться со своим драгоценным малышом и доверить его другому человеку, отдав в детский сад. Что ждет его на новом месте? Будет ли он в безопасности вдали от родных? Хорошо ли к нему отнесутся? Эти и многие другие вопросы мучают родителей будущего детсадовца.

Вспоминая свою жизнь в детском саду, редкий взрослый поделится радостными и светлыми воспоминаниями. Для большинства садик так и останется детским кошмаром с невкусной едой, пенкой в молоке и грубыми нянечками.

Woman’s Day поможет разобраться, так ли уж страшен детский сад сегодня и чего стоит опасаться родителям.

Первым делом – воспитатель

Фото Getty Images

Ключевым моментом благополучного во всех аспектах пребывания ребенка в детском саду является фигура воспитателя. Грамотный, чуткий, ответственный педагог – это залог того, что малыш полюбит детский сад, будет ходить туда с удовольствием, его жизнь в стенах заведения окажется наполненной увлекательными и интересными событиями, а главное – он окажется в полной безопасности. Но попасть к такому воспитателю – большая удача.

Несмотря на то что педагогические вузы ежегодно выпускают молодых специалистов в области дошкольного образования, воспитателями от Бога становятся единицы. Ведь в этой профессии недостаточно просто иметь знания, важно подходить к своей работе с душой, то есть любить детей.

Поэтому, выбирая для ребенка детский сад, обязательно ознакомьтесь с отзывами других родителей о педагогическом составе

Фото Getty Images

Имейте в виду, что не в каждом саду есть логопед или психолог, например. Если ребенку нужен какой-то конкретный специалист, заранее узнавайте, в каком саду он есть. Но в общем уровень кадров все же стал выше, чем раньше, когда воспитателем мог пойти работать человек, не имеющий педагогического образования. После реформы дошкольного образования 2015 года отбор работников в детский сад стал значительно строже, впрочем, как и надзор департамента образования за детскими садами. Поэтому попасть на неквалифицированного педагога сейчас практически невозможно.

Из болезни в болезнь

Фото Getty Images

Один из основных страхов родителей перед детским садом – различные инфекции, которые дети передают друг другу. Статистика заболеваний в детском саду неумолима. Детсадовские детки болеют намного чаще, чем домашние. И даже учитывая, что санэпидемнадзор в последнее время частый гость в детских садах и гигиене уделяется особое внимание, дети продолжают болеть. К сожалению, от этого никто не застрахован. Поэтому, отдавая ребенка в детский сад, будьте готовы к тому, что больничный вам придется брать как минимум в два раза чаще.

Маленькая банда

Фото Getty Images

Многие родители боятся, что их ребенка в детском саду будут обижать сверстники. Ведь детки, возвращающиеся домой с синяками от кулаков другого ребенка, не редкость. Но дети есть дети, и очень часто они наносят друг друга увечья непреднамеренно, во время подвижных игр, например.

Свести подобные инциденты к минимуму – задача воспитателя, но уследить за всеми удается не всегда, поэтому помимо банальной царапины или синяка дети в саду могут получить и более серьезные травмы. Бок о бок с вашим ребенком может оказаться агрессивный ровесник либо ребенок, подающий дурной пример.

Часто дети приносят из детского сада новые слова, и не всегда они имеют положительный оттенок. Малыши перенимают манеру общения друг у друга, поэтому не удивляйтесь, если ваш покладистый и воспитанный карапуз вдруг начнет ругаться или драться, ведь дурной пример заразителен. Главное – объяснить ребенку, что так делать не стоит. Но детскую среду, в которую попадет ребенок в саду, выбрать невозможно.

В каждой группе обязательно найдется хоть один драчун или хулиган, и в ваших силах научить ребенка общаться и с такими детками тоже

Я от бабушки ушел и от дедушки ушел

Фото Getty Images

Это действительно то, чего боятся все родители. Прийти однажды за малышом и не найти его в детском саду. Возможно ли такое и как это может случиться?

Несмотря на то что современные детские сады находятся под бдительной охраной, оснащены камерами видеонаблюдения, ведется строгий контроль проникновения посторонних на территорию дошкольного учебного заведения, все равно бывают случаи, когда дети пропадают.

Во-первых, ребенок может самовольно уйти из детского сада, и хотя теоретически это почти невозможно, на практике случается. Например, во время прогулки ребенок может просочиться через дырку в заборе или перелезть, оставшись незамеченным, и пойти гулять либо отправиться домой, соскучившись по маме. Чем больше детей в группе, тем выше вероятность, что кого-то воспитатель может упустить из виду, и юный искатель приключений, воспользовавшись моментом, убежит.

Случается, что детей могут похитить из детского сада, забрав ребенка под видом друзей родителей либо родственников. Конечно, сделать это непросто. Ведь родитель обязан писать доверенность на любого другого человека, кто приходит за их ребенком. Но сбои случаются, и невнимательный, наивный, безответственный воспитатель может доверить ребенка чужаку, особенно если предварительно кто-то под видом родителя позвонит и предупредит об этом.

Подобные эксперименты проводили журналисты, и каждый раз каким-то неведомым образом ребенок выходил из детского сада за руку с совершенно незнакомым человеком.

Именно родители в первую очередь обязаны предупреждать своего ребенка, с кем можно отправиться домой, а с кем ни за что и никогда. А добрые тети и дяди с конфеткой, выдающие себя за друзей родителей, должны быть на первом месте в списке табу.

Уже совсем скоро многие родители поведут своего ребенка первый раз в Детский Садик.

И в это время я получаю много вопросов о том, как быстро и легко подготовить ребёнка к детскому саду, чтобы его адаптация прошла хорошо.
И в этой статье я дам ответы на некоторые из них.

Во сколько лет отдавать ребенка в садик?

« Стоит ли сынулю отдавать в этом году или следует все-таки подождать до исполнения 3-х лет? »

В целом, психологи рекомендуют до 3 лет ребёнка в садик не отдавать, если есть такая возможность , и я с этим согласна. До 3 лет у детей нет ярко выраженной потребности играть и общаться с другими детьми, они не всегда умеют сказать словами, объяснить, что именно они хотят или не хотят. Детям до 3 лет сложнее оставаться долгое время без мамы рядом, им сложнее даются навыки самообслуживания.

Но всегда нужно индивидуально решать этот вопрос, учитывая особенности данного конкретного ребёнка.

Есть такие активные, общительные малыши, которым и до 3 дет будет хорошо в садике. А есть такие детки, которым даже в 4 года будет непросто находится целый день в саду.

В любом случае помните: в каком бы возрасте вы не отдавали ребёнка в садик, очень важно его заранее подготовить, чтобы избежать порой очень драматических ситуаций.

Если ребенок в садике не ходит на горшок?

« Интересует вопрос с туалетом. Дома на горшок ходит, но зачастую с моей подачи. Спим пока только в памперсе:(даже дневной сон, с этим не знаю, как быть. »

Обычно в садике детей организованно высаживают на горшки в определённое время: перед прогулкой и перед дневным сном:)

Дети подражают друг-другу и часто бывает так, что если ребёнок сам на горшок не садился, глядя на то, как это делают другие, он быстро начинает это делать.

Вопрос по поводу памперсов лучше всего заранее уточнить у воспитателя либо у заведующей садика. Как правило, воспитатели ничего не имеют против того, чтобы ребёнок был в памперсе во время дневного сна.

Кроме того, во многих детских садах даже в течение дня в группе можно ходить в памперсе, если ребёнок пока ещё не приучен к горшку. Правда, в некоторых есть свои требования. Поэтому этот вопрос лучше всего прояснить с конкретным садом.

Желательно, конечно, чтобы к началу посещения детского сада ребёнок мог сам попроситься на горшочек, если ему хочется.

Есть один забавный и весёлый способ, который помогает научить ребёнка делать то, что он делать не хочет. С помощью этого способа можно научить ребёнка самостоятельно кушать, одеваться, а также проситься на горшок.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

P.P.S. Я подготовила для вас эти , чтобы вы смогли хорошо подготовить своего ребёнка к садику.

Пожалуйста, также посоветуйте эти уроки тем родителям, кто скоро собирается начать водить ребенка в детский сад.

Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу.

Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет - может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру.

Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад , особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.

В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше - 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком.

К сожалению, это действительно так. Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, малыш должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина.


Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 - 3-х лет нецелесообразно . Однако существуют альтернативные варианты.

Наверняка в вашем районе найдется несколько садиков на коммерческой основе, которые принимают малышей от 1,5 лет, а то и младше. Количество детей в группах там не превышает 7-12 человек, дети занимаются по различным современным методикам (Монтессори, Никитины, Зайцев и другие), проходят оздоровительную программу. В таких садиках не устанавливают жестких требований к тому, что ребенок должен уметь, а от чего обязан отказаться. Хотя, конечно, самостоятельность и здесь приветствуется. Казалось бы, рай для ребенка и для родителей. Но необходимо приготовиться к тому, что ежемесячная оплата за посещение такого садика составит от 100 до 400 долларов в месяц.

Родители, которых не устраивают ни первый, ни второй варианты, объединяются с другими мамами в своем дворе и создают «семейный детский сад» . Это означает, что каждая мама по очереди сидит со всеми детьми у себя дома. Или одна из мам устраивает садик в собственной квартире, а остальные приводят к ней ребятишек за определенную плату. В случае с семейным, или частным детским садом есть возможность более гибкого, индивидуального подхода к детям, и максимально снижается риск заболеваний.

Если ваш ребенок активен, общителен, интересуется другими детьми - вероятно, он легко адаптируется к коллективу. Если же он замкнут, задумчив, не проявляет интереса к другим детям - возможно, с садиком лучше подождать.

И вот вы все-таки приняли решение о том, что малыш пойдет в детский сад. Позаботиться об этом надо заранее. Запись в группы на осень производится, обычно, в марте-апреле, а иногда и раньше. Если же речь идет об обычном районном садике, то бывают случаи, когда приходится ждать очереди по 1,5-2 года. Иногда мамы записывают детей в детский сад, еще в период беременности. Совсем как в дореволюционные времена, когда отцы определяли в гвардейский полк еще не родившегося сына, даже не будучи уверенными, что родится именно мальчик.

Подготовка к садику не заканчивается записью в группу. Чтобы избежать частых болезней, необходимо заняться закаливанием ребенка. Для этой цели не обязательно проводить сложные ежедневные процедуры. Достаточно просто не считать ребенка тепличным растением, не кутать его, а одевать так же, как себя. Годовалый малыш уже вполне может пить сок и кефир не подогретыми, прямо из холодильника. Постепенно снижайте температуру воды при купании, доводя ее до 28 - 26 градусов. Можно также использовать контрастный душ в конце купания, но если ребенку эта процедура не нравится, от нее лучше отказаться. А летом не стоит терять возможность искупаться в естественных водоемах.

Постарайтесь приучить малыша к режиму, максимально приближенному к тому, который ожидает его в детском саду. Если ваш ребенок никак не может овладеть премудростью использования горшка, не отчаивайтесь. Как правило, малыш, глядя на других детей, сам отказывается от памперсов, и начитает пользоваться горшком. То же самое касается и самостоятельной еды.

Адаптация к садику должна быть постепенной. Сначала приходите туда на пару часов, давая возможность малышу поиграть с другими детьми, и сами посидите, понаблюдайте за своим ребенком. Когда ребенок привыкнет к новому коллективу, на некоторое время оставьте его в садике, но обязательно предупредите его о том, что собираетесь уйти, и сообщите время, когда собираетесь вернуться. Так как в этом возрасте понятие «два часа» для ребенка еще ничего не значит, скажите, например, что заберете его после обеда, и обязательно выполните обещание.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от характера ребенка. Если малыш замкнутый и слишком привязан к вам, то - как выход из положения, может быть посещение адаптационной группы при детском садике, которая специально создана как промежуточное звено между домашним воспитанием и садиком.

Надеемся, что вам повезет с садиком, и ваш ребенок будет посещать его с удовольствием!

Вашему малышу исполнилось три года , и он готов выйти в «большой свет». Большой в прямом смысле слова: помещения (игровая комната, столовая, спортивный зал), люди (педагоги и другие, более взрослые дети), ежедневные занятия (первичная подготовка к школе) - все это будет для него иным, чем прежде, и жизнь его приобретет другой масштаб. Первое время ребенок наверняка будет растерян или даже подавлен этим новым миром. Поход в детский сад ознаменует важный этап развития малыша: он будет учиться жить в коллективе и в то же время привыкать к самостоятельности. Эти два главных навыка он должен приобрести в первый же год пребывания в детском саду. Разумеется, ребенка будет наставлять воспитательница, но обучение - это процесс цельный, поэтому и вы со своей стороны можете помочь малышу стать более независимым. Не стоит медлить: воспользуйтесь отпуском, чтобы направить ребенка по верному пути.

Что будет для него самым трудным? Разлука с вами. Если он уже способен мириться с ней, значит, он взрослеет. Не случайно специалисты советуют отдавать малыша в сад примерно в три года. Этот возраст соответствует вполне конкретному уровню развития ребенка: он уверенно ходит, неплохо выражает свои мысли, у него структурируется сознание и начинает проявляться стремление к независимости, которое вам следует всячески поощрять. Если вы сами искренне хотите, чтобы ребенок взрослел, то и у него это желание будет проявляться явственнее. Недостаточно постоянно твердить ему о том, что он уже не маленький, нужно соответствующим образом перестроить его повседневную жизнь.

Все вместе

Вовлекайте малыша в общее дело. Пусть поможет вам накрыть на стол, придержит миску, когда вы что-нибудь готовите, очистит яйцо для салата... Во время летних дней, которые вы проводите вместе, у вас есть масса возможностей передоверить малышу какие-нибудь мелкие хлопоты.

Если у него есть младший брат или сестренка, укрепите его в статусе старшего: пусть он даст малышу соску, напоет ему колыбельную. А «на сладкое» разрешите старшенькому посидеть с вами вечером, когда маленького уже уложили спать. Используйте это время для общения с ним. Внимательно выслушайте, что он вам расскажет, и дайте понять, что вам было интересно. Вместе с папой поиграйте с ним в настольные игры. Это позволит ребенку помериться с вами силами и - кто знает - может быть, даже победить! Чем чаще вы будете привлекать его к участию в общих делах, тем быстрее он приобретет уверенность в себе.

Больше свободы

Вы постоянно рядом с ребенком: вам трудно оставить его одного или доверить родственникам. Ваши мысли, ваши действия - все вращается вокруг него. Как же он может стать независимым? Настало время проявить некоторую «жестокость»: время от времени позволяйте ему поиграть наедине с друзьями, оставляйте подольше с папой, бабушкой или дедушкой и, главное, не вмешивайтесь, если он спорит с другими детьми. Постоянно стоя у ребенка за спиной, вы рискуете подавить его волю, а значит, впоследствии ему будет очень трудно проявить себя без вашей помощи.

Зову тебя по имени

Вы привыкли называть малыша «солнышком», «заинькой» или «котенком». Будьте осторожны! Пусть эти ласковые прозвища много значат для вас обоих, но, если пользоваться ими постоянно, ребенок будет ощущать сильную зависимость. Речь идет не о том, чтобы вообще исключить их из общения, но старайтесь как можно чаще называть ребенка по имени. Таким образом вы продемонстрируете, что признаете его самостоятельной личностью.

Счастье – это когда тебя понимают

В детском саду некоторые дети говорят мало или неумело: с трудом подыскивают слова, часто ошибаются, употребляют неточные выражения. Когда малыш чувствует, что его не понимают, он начинает нервничать. Воспитательницы подтверждают: чем больше трудностей испытывает ребенок с речью, тем более резко реагирует на непонимание окружающих. К тому же у многих родителей есть вредная привычка предвосхищать малейшие желания ребенка. Едва малыш откроет рот, они уже торопятся удовлетворить его просьбу. Иногда бывает достаточно одного взгляда или жеста, и малыш тут же получает желаемое.

В среде педиатров известен анекдот о мальчике, который никак не начинал говорить. Родители были в отчаянии: к какому бы специалисту они ни обращались, никто не мог объяснить причину его молчания. Однажды за столом уже повзрослевший мальчик попросил передать ему соль. «Почему же ты так долго молчал?» - воскликнула взволнованная мать. «До сих пор обслуживание было безупречным», - ответил сынок.

Овладение речью, умение к месту употреблять слова -одна из главных задач первого года пребывания в детском саду. Вам следует мягко, но настойчиво приучать малыша правильно формулировать фразы - хотя бы наиболее значимые.

Отдельная сложность состоит в том, что в каждой семье есть условные выражения, которые могут быть непонятны посторонним. Вот какую историю поведала молодая воспитательница, работавшая в младшей группе. Как-то раз к ней обратилась одна из девочек: «Я хочу сделать цветочек». Ей дали бумагу и карандаши. «Нет, не то», - сказала девочка. Ей принесли цветную бумагу. Но девочка продолжала капризничать, повторяла свою просьбу, начала нервничать, стучать ногами… Наконец воспитательница поняла, что нужно сделать, и отвела девочку в туалет. Оказывается, «сделать цветочек» означало сходить в туалет «по-большому». Мама нашла весьма поэтический образ!

Прощание с соской

Соске в детском саду не место. Из-за нее возникает множество гигиенических проблем: ребенок оставляет ее то тут, то там, она ходит по кругу… К тому же дети не всегда проявляют такт, и некоторые не преминут посмеяться над «грудным младенцем», сосущим соску. Чтобы отучить ребенка от этой привычки, не бойтесь проявить власть, если это необходимо. Разрешайте соску сначала только во время послеобеденного отдыха, а потом только перед ночным сном. И объясните, что в детском саду ее не будет вовсе. Что касается любимой игрушки, психологи признают, что она помогает легче перенести разлуку с матерью, поэтому детям можно иметь при себе, скажем, куклу или медвежонка. Потребуется некоторое время, чтобы научить ребенка узнавать свои личные вещи, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом. Эти навыки лучше всего прививать ему опять же заранее.

Федорино горе

«Чей это жилет?» Десять пар невинных глаз уставились на воспитательницу. Во всех детских садах происходит одно и то же: в конце дня всегда найдутся бесхозные шарфы, жилеты, варежки, шапочки… Дети привыкли к тому, что за ними подбирают разбросанные вещи, поэтому совершенно не заботятся об их сохранности и часто даже не узнают.

Выход, конечно, существует: пришивать к одежде бирки. Но это довольно нудная работа. Решайте вместе с ребенком, что ему надеть. Ничего, что он еще не помнит своих цветов, скоро он научится их распознавать. Не позволяйте бросать жилет в прихожей, ботинки - в гостиной, а рубашку - в спальне. Пора приучаться к порядку!

Помочь малышу стать самостоятельным необходимо, даже если в глубине души вам не очень хочется, чтобы он так быстро «взрослел». Его автономия – гарантия его уверенности в себе и успешного начала жизни в обществе.

Всегда с иголочки одет

Поначалу он будет делать это долго и мучительно. Зато как здорово выйти из комнаты самостоятельно одетым, пусть даже на правой ноге красуется левый ботинок! Маленькая хитрость: чтобы научить малыша отличать левую ногу от правой, приклейте к подошвам бумажки двух разных цветов. Это быстро поможет ему разобраться, где что. Чтобы завязать шнурки и застегнуть пуговицы, малышу потребуется больше ловкости и терпения: способность к точным движениям дети приобретают не сразу (девочки обычно быстрее, чем мальчики). В некоторых случаях спасением могут cтать ботинки на застежках-липучках.

За столом

Пора учиться пользоваться вилкой и ножом, а также пить из чашки, а не из бутылочки. И, наконец, кроме известных формул вежливости - «пожалуйста», «спасибо» - нужно приучить ребенка задерживаться ненадолго за столом, а не убегать сразу после того, как он проглотит последний кусок.

Все чисто

Если ребенок «забывает» проситься в туалет, не стоит чересчур беспокоиться, ведь у вас в запасе есть еще несколько недель. Лето – время благоприятное: трусики быстро высыхают на солнце. Во время послеобеденного отдыха не надевайте ему подгузники и поставьте горшок в туалет, в отведенное для него место.

Пусть вас не тревожат мысли о том, что малышу скоро придется идти в садик. В детском саду «непредвиденные случаи» особенно часты в первые дни: дети неуверенно чувствуют себя в незнакомом мире и не решаются проситься в туалет. Не отчаивайтесь и не давайте отчаиваться ребенку: если он регулярно садится на горшок, то чистота будет обеспечена даже при некотором количестве «несчастных случаев». Если он из стыдливости не желает, чтобы взрослые сопровождали его в туалет, то должен научиться самостоятельно разоблачаться. Используйте брючки на резинке. Объясните ему, что нужно закрывать за собой дверь, тщательно вытираться и не разматывать весь рулон туалетной бумаги.

И, наконец, добейтесь того, чтобы он не забывал мыть руки. В общем, будьте принципиальны во всем, что касается гигиены: перед едой и после посещения туалета нужно мыть руки; следует пользоваться личными столовыми приборами и не пить из чужого стакана.

Режим – прежде всего

Понежиться в постели? И не мечтайте. Это привилегия холостяков или тех родителей, чьи дети уже выросли. Не разрешайте ребенку засиживаться допоздна с расчетом, что завтра можно будет подольше поваляться в кровати. Специалисты предостерегают: такие опыты могут иметь нежелательные последствия. Конечно, совсем без послаблений отпуск будет не так приятен, но не стоит грубо нарушать режим: ночной сон (в среднем 10 часов) и перерыв на послеобеденный сон - вот распорядок, который принят в детском саду и необходим для психического равновесия ребенка.

Не забывайте, что первые месяца три малыш будет привыкать к новому существованию, и этот период будет для него особенно утомительным. Поэтому лучше отправляться в детский сад в хорошей физической форме. В то же время не нужно заставлять его ложиться в кровать, если он слишком противится - это может привести к расстройствам сна. Предложите ему на это время заняться каким-нибудь спокойным делом: сложить головоломку, порисовать, послушать сказку или посмотреть картинки.

Общий завтрак

Заведите обычай завтракать в кругу семьи. Если ваш малыш еще питается из бутылочки, постарайтесь приучить его к чашке. На этом новом этапе, кроме всего прочего, можно будет перейти к более разнообразной и более густой пище: кашам, хлебу, маслу, фруктам…

Завтрак - это не только хорошая подзарядка энергией. Он оказывает и благоприятное психологическое воздействие: по словам специалистов, дети, позавтракавшие вместе с родителями, проводят более счастливый день. Объясняя этот феномен, психологи используют образное выражение: они говорят, что утром дети «насыщаются» родителями и поэтому в течение дня не чувствуют, что им чего-то недостает. Так что заведите летом традицию семейных завтраков и следуйте ей после прихода вашего ребенка в детский сад.

Пусть в этот день будет праздник!

Итак, все справки собраны, прививки сделаны, улажены необходимые формальности. Заветный день настает. Постарайтесь превратить его в праздник.

  • Приведя ребенка в сад, не убегайте сразу, как только тот отвлечется на новые игрушки, даже если так посоветует воспитательница. Ваш малыш уверен, что вы никогда его не бросите и никуда не пропадете вдруг, – не разочаровывайте его. Обязательно предупредите ребенка, что уходите ненадолго и скоро за ним вернетесь. Не обманите его ожиданий и не задерживайтесь. В первые дни достаточно 2–3 часов, проведенных в саду.
  • Если малыш плачет и цепляется за вас, умоляя не бросать его, вам придется остаться с ним, а «уйти в магазин» вы сможете только через несколько дней. Не волнуйтесь и не расстраивайтесь. Главное – не спешить и не торопить ребенка. Рано или поздно он привыкнет, зато его нервная система останется в порядке и уверенность в вашей любви и поддержке только окрепнет.
  • Поступление в детский сад даже при должной подготовке – огромный стресс для ребенка, поэтому постарайтесь создать вокруг малыша спокойную обстановку, атмосферу любви и участия: избегайте домашних ссор, конфликтов. На время прекратите походы в гости, в цирк, театр, поменьше смотрите телевизор. Сдерживайте собственные отрицательные эмоции, не ругайте ребенка за его выходки, не наказывайте за капризы, почаще хвалите и поощряйте.
  • Основными проявлениями стресса при адаптации к новой обстановке, возможно, станут нарушения сна и расстройства аппетита, временная потеря оттренированных дома навыков самообслуживания, уменьшение словарного запаса. Малыш может начать шепелявить или изъясняться давно, казалось бы, забытыми «детскими» словечками. Все это пройдет в течение нескольких недель, как только он привыкнет к новой среде обитания.

НЕ ИДЕАЛИЗИРУЙТЕ ДЕТСКИЙ САД

Рассказывать ребенку о его будущей жизни в детском саду следует сдержанно, стараясь избегать двух главных подводных камней: воспевания и драматизации. Ошибкой было бы идеализировать детский сад, говорить: «Там у тебя будет много друзей, ты будешь рисовать цветными карандашами и красками, играть в игры…» Если вы станете слишком расхваливать это заведение, малыш быстро разочаруется в нем. Не забывайте, ему предстоит оказаться среди десятка незнакомых ребятишек, он должен будет следовать определенным правилам, не нарушать запретов, слушаться воспитательницу. Все это потребует больших усилий.

В то же время не пользуйтесь детским садом как пугалом: «Если ты не прекратишь плакать, в детском саду над тобой будут смеяться!», «Будешь писаться, не пойдешь в детский сад!», «Ну же, не бойся, ты уже большой, тебе скоро идти в детский сад!»… И главное, не говорите с ребенком долго на эту тему. Лучше изобрести ролевую игру с участием любимых игрушек. Она успокоит и подбодрит вашего малыша.