Похищение дочерей левкиппа. Мифы древней греции в искусстве. Похищение дочерей Левкиппа

Сначала Древние придумали себе богов, которые активно похищали красивых дев, а после этого уже спокойно следовали их примеру.

__________________________

Похищение Европы

Валентин Серов. Похищение Европы . 1910

Европа (от ассирийского слова «эреб» - Закат) - в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя Агенора.

Однажды верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она любила гулять с подругами на берегу Средиземного моря. Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового и красивого. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и на серовской картине). Наконец, Европа решила прокатиться на нем - но как только, она села на широкую спину быка-Зевса, тот бросился в море и поплыл. Так Зевс с Европой на спине добрался до Крита. На острове он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились трое сыновей: Минос, Радаманф и Сарпедон. Первый стал правителем Крита, где с тех пор свято чтили образ быка.

______

Похищение Психеи

Адольф Вильям Бугро. Психея и Амур(слева) и Похищение Психеи(справа) . 1889, 1895

Психея (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Впервые миф о Психее был разработан Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл».

У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая - Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту (она же Венера). Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Амура (он же Эрот, он же Купидон), она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.

Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и тот ответил, что Психея, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил одну. Вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами. Целый день она гуляла по дворцу, а вечером, когда собралась лечь в постель, возле нее раздался голос: «Ничего и никого не бойся, дорогая Психея, с сегодняшнего дня я твой муж. Живи спокойно. Ты ни в чем не будешь нуждаться. Я буду о тебе заботиться.» Обрадовалась Психея и стала жить в этом дворце. День она проводила одна, только ночью к ней приходил ее таинственный незримый муж. Он был ласков и добр, уверял ее в своей бесконечной любви к ней, но Психее ни разу не удалось увидеть его.

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание - не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг - дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Амуром. В то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного.

Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей «свекровью» Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее. В это время больной от ожога Амур лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить нескончаемые издевательства Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Психея смогла превозмочь все заботы и печали, и тогда выздоровевший Амур добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. От брака Психеи с Амуром родилась Волупия, богиня олицетворяющая наслаждение.

_____________________________________________

_____________________________________________

Похищение дочерей Левкиппа

Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа . 1617-1618

Начнем издалека. У царя Спарты Тиндарея была жена Леда. Однажды на реке Еврот Зевс, соблазнившись красотой Леды, предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. В результате этого Леда снесла три яйца (!), из которого вылупились: Кастор, Полидевк и Елена. Стоит сразу отметить, что «Леда и лебедь» - это иконографический сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом (Юпитером) или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу своего эротического содержания сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве итальянского Возрождения. На большинстве найденных мною картин совершенно откровенно и недвусмысленно изображено, как лебедь копулирует с женщиной в разных эротических позах. Сторонникам зоофилии рекомендую обратиться по соответствующей ссылке внизу.

Диоскуры (др.-греч. Διόσκουροι - юные сыновья Зевса) - в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, дети Леды и Зевса. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.

У Диоскуров был дядя Левкипп. Левкипп жил в Спарте и у него были две красивые дочери: Феба и Гилайера, i.e. они приходились Диоскурам двоюродными сестрами. Так вот эти сестры, в свою очередь были невестами двоюродных братьев Диоскуров - Идаса и Линкея. Братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) были в ссоре со своими двоюродными братьями, поэтому решили отомстить, похитив накануне свадьбы их невест. Дело было так: Диоскуры предложили своим сестрам Фебе и Гилайере вечером прогуляться. Прогулка под луной плавно переросла в соитие между родственниками. Если вернутся к картине Рубенса, то вам представится сцена пробуждения сестер. Кастор и Полидевк уже оделись, сходили за лошадьми и начинают грузить свою ношу. Голые сонные девушки еще не совсем понимают, что происходит и что их похищают. Однако серьезных признаков сопротивления сестры не оказывают – немного озадаченные, они дают себя спокойно похитить, тем более, что в те времена кража женщины приравнивалась к женитьбе на ней.

Оскорбленные Идас и Линкей пошли войной на Диоскуров. В результате их междоусобицы Кастор убил Линкея, Идас убил Кастора, а Идаса убил Полидевк. Зевс решил подарить своему единственному выжившему сыну бессмертие, но Полидевк попросил его дать возможность умереть вместе с братом. Тогда Зевс предложил ему на выбор: или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с Кастором проводить один день на Олимпе, другой - в подземном царстве. Верный своему брату Полидевк выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры стали проводить один день на Олимпе, а другой – в царстве мертвых.

_______________________________________________

_______________________________________________

Похищение Елены


Гвидо Рени. Похищение Елены. 1626-1630

Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская; греч. Ἑλένα) - в древнегреческой мифологии прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, родная сестра Диоскуров. За свою жизнь похищалась неоднократно.

Как мы помним, Елена появилась на свет из третьего яйца отложенного Ледой. Формально Леда была замужем за Тиндареем, поэтому Елена считается дочерью царя Спарты. Она была самой прекрасной из женщин, и даже богини завидовали ей (где-то я все уже это слышал…). Однажды, наслаждаясь вином в Афинах, Тесей со своим другом-вдовцом Пирифоем решили похитить прекрасную Елену. Тогда она была еще совсем юной девушкой (12 лет), но слава о ее красоте гремела далеко по всей Греции. Тайно прибыв в Лаконию, друзья схватили Елену в храме, когда она весело танцевала со своими подругами во время праздника Артемиды, и быстро перевезли ее в крепость Афин. Спрятавшись в Аттике, Тесей и Пирифой бросили жребий, кому из них должна принадлежать дивная красавица. Жребий выпал Тесею, но еще раньше друзья дали друг другу клятву, что тот из них, кому достанется прекраснокудрая Елена, должен помогать другому достать жену. Пирифой потребовал от своего друга, чтобы он помог добыть ему в жены Персефону, жену страшного бога Аида, но, спустившись в царство мертвых, друзья попали в ловушку. В то время как обездвиженные Тесей и Пирифой оставались под землей, братья прекрасной Елены, Кастор и Полидевк, всюду искали свою сестру. Наконец, узнали они, где скрыл Тесей Елену. Тотчас осадили они Афины, и неприступная крепость не устояла. Диоскуры освободили сестру. Когда Тесей смог спастись из пут Аида, Афины уже были разрушены, власть Тесея свергнута, а Елена возвращена в Спарту.

Дома Тиндарей долгое время не решался отдать кому-нибудь из приходивших к нему героев в жены Елену. Он боялся, что другие герои из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнет великая распря. По совету Одиссея было решено, что Елена сама выберет себе мужа, а все женихи поклянутся, что никто не тронет ее избранника. Прекраснокудрая выбрала Менелая. Он женился на прекрасной Елене и после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Менелай был счастливейшим из смертных, и даже не подозревал, сколько бед сулит ему брак с дочерью Зевса.

Как-то раз, в гости к Менелаю из Трои приехал прекрасный царевич Парис. Менелай радушно принял его. В честь гостей приготовили богатую трапезу. Во время этой трапезы Парис впервые увидел прекрасную Елену. Полный восторга, смотрел он на нее, любуясь ее неземной красотой. В то же время, пленилась красотой Париса и Елена. Прошло несколько дней. Менелаю необходимо было ехать на Крит. Уезжая, он просил Елену заботиться о гостях, чтобы ни в чем не имели они недостатка. Когда Менелай уехал, Парис тотчас же с помощью Афродиты нежными речами уговорил прекрасную Елену покинуть дом мужа и бежать с ним в Трою. Парис тайно увел Елену на свой корабль, похитив у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту, и дочь свою Гермиону забыла она ради любви к Парису. В страшный гнев пришел Менелай, узнав, что обманула его Елена и что сокровища его похищены. Со своим братом Агамемноном он заручился поддержкой греческих царей и начал войну с Троей, которая продлилась 10 лет. Когда греки наконец взяли Трою, и Парис был убит, Менелай везде разыскивал свою жену с мечом в руках: согласно тогдашним обычаям, только ее смерть могла восстановить поруганную честь мужа. Его соратники, в свою очередь, тоже собирались предать ее жестокой казни – побиванию камнями, однако когда они увидели Елену обнаженной, Менелай, ослепленный ее красотой, выронил меч и со слезами на глазах простил ее, а вслед за ним ее простило все греческое войско. После долгих странствий Менелай с супругой вернулся в Спарту.

____________________________________________________________


На знаменитой картине Питера Пауэла Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа» запечатлен сюжет из древнегреческой мифологии: братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) похищают Фебу и Гилаиру - дочерей царя Мессении Левкиппа.
Феба была жрицей Афины, Гилаира же - Артемиды. Братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - появились на свет от прекрасной Леды. Для того чтобы соблазнить ее, Зевс однажды обратился в лебедя. Кастор был сыном Зевса, Полидевк - сыном царя Спарты Тиндарея. По преданию, браться Диоскуры жили недалеко от Спарты, в местечке Ферапна. Они совершили много и подвигов, и проделок. Вместе со своими кузенами, сыновьями царя Афарея, Кастор и Полидевк однажды украли в Аркадии стадо быков.

Но и этим не удовлетворились Диоскуры: они похитили еще и невест своих двоюродных братьев — дочерей царя Левкиппа.
На картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620 гг.) изображен кульминационный момент легендарного похищения. Загорелые и сильные, настоящие атлеты Кастор и Полидевк, одетые как для сражения, восседая на прекрасных и сильных скакунах, подхватывают прекрасных обнаженных дочерей Левкиппа.
На полотне Рубенса девушки выглядят растерянными. Они, как видно, не ожидали подобного оборота событий. Длинные рыжие волосы девушек искусно заплетены по моде фламандского барокко, причудливо украшены жемчугом. Но обнаженных руках сестер - инкрустированные драгоценными камнями золотые браслеты. Прекрасные лица дочерей Левкиппа полны отчаяния. Феба и Гилаира взывают к небу, моля богов защитить их. Однако мальчк-амур - шаловливый крылатый младенец - вьется рядом с дочерьми Левкиппа. Неудивительно, что Амур покровительствует Кастору и Полидевку. В древнегреческой мифологии он является признанным божеством фривольных приключений.
Насколько женственны и слабы Феба и Гилаира - настолько мужественны Кастор и Полидевк. Это противоречие мужского и женского - страсти и растерянности, непреклонной силы и слабого сопротивления - вступает в гармонию с единством прекрасного в изображении телесной и личностной красоты персонажей картины.
По легенде, братья дочерей Левкиппа - Идас и Линкей - пытались спасти своих сестер от жестоких Кастора и Полидевка. Вернуть девушек не удалось, однако один из похитителей, Кастор, был убит. Зевс, который был отцом другого брата, Полидевка, обещал ему, что тот сможет через день посещать Кастора в царстве мертвых. Вот что пишет об этом в своей поэме «Немейские песни» древнегреческий поэт-лирик Пиндар:

Переменною чередою
День они пребывают при Зевсе, милом отце,
И день — в полых недрах Ферапны.
Един их жребий,
Ибо это Полидевку милей,
Чем всецело быть ему богом и жить в небесах,
А Кастору мертвым лежать в бою.

В древнегреческой мифологии братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - стали символом крепкой братской дружбы. Их дружба символизирует жизнь и смерть, свет и тьму, ночь и день. Бывший при своей легендарной жизни отменным всадником Кастор в Древней Греции считался покровителем всадников. Искусный же в кулачном бою Полидевк покровительствовал тем, кто занимался этим искусством. А кроме этого, братьям Диоскурам приписывают изобретение военной пляски «пиррихи», некогда очень популярной в Спарте. Авторский материал:

Январь 18, 2014

«Похищение дочерей Левкиппа» излучает энергию, экспрессию, напор. Как отметил историк искусства Чарльз Шрибнер, в этой полной динамизма композиции „характерное драматическое напряжение, похоже, вот-вот вырвется за пределы картинного пространства”

Близнецы Кастор и Поллукс были рождены из яиц, которые высидела Леда после того, как Зевс «возлег» с ней, приняв образ лебедя.

Братья никогда не разлучались и прославились своей воинской доблестью. Они участвовали в походах аргонавтов, охотились на каледонского вепря, были покровителями римского Ордена справедливости. Влюбившись в дочерей Левкиппа, обрученных с другой парой близнецов, Кастор и Поллукс решают похитить девушек, чтобы жениться на красавицах самим.

Ни один из предшественников Рубенса не обращался к живописному воплощению сцены Похищения дочерей Левкиппа. Не исключено, что в процессе работы над этой картиной художник использовал предметы старины, в частности, вазы античных мастеров, которые были в его личной коллекции, — скорее всего, на одной из них мастер нашел изображение сходной, а может быть именно этой сцены.

Вполне возможно также, что источниками вдохновения для Рубенса могли послужить и известная скульптура «Похищение Сабинянок» Джованни да Болонья (1529 —1608), и конные статуи римского Квиринала, и рисунок Микеланджело «Леда и Лебедь», и античная скульптурная группа Лаокоона и многие другие работы.

Биограф Рубенса Роже де Пиль подчеркивал, что Рубенс был человеком выдающимся:

Хотя он был весьма привержен своему искусству, он всегда находил время для занятий изящной словесностью, а вернее, историей и латинскими поэтами, которых изучил в совершенстве и языком которых владел так же, как итальянским, о чем позволяют судить его рукописные рассуждения о живописи, в которых он приводит высказывания Вергилия и других поэтов по этому вопросу.

Вот почему не приходится удивляться богатству его мыслей, силе его изобретательности, учености и ясности замысла его аллегорических картин и тому, что он так умело развивал сюжеты, включая в них лишь то, что относится к делу. Будучи глубоко знаком с действием, какое он имел намерение изобразить, он мог продолжить и развить его, всегда соблюдая верность природе”

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».

Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа - Феба и Гилайера. Эти две сестры - одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия - Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя - Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».

Один спешенный, другой - на коне. Всадник - это Кастор, он укротитель коней. Спешенный - кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.

(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен.)

Место действия - не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) - около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде - неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут - вот тебе и на! - их грузят на лошадей и пытаются увезти.

Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)

Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление - да, но все не так уж и страшно!

За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.

(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.

Девушки на картине - золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.

И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена - это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом - и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня - в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это - бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата - и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Сами братья - далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Все предыдущее касалось героев картины. А теперь - о самой картине.

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).

Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия - смертельная схватка с двоюродными братьями?
И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

Три истории: о выбитом глазе, о вечных ценностях и о крепкой мужской дружбе.

В те давние времена, когда я жила в Грозном и о которых хочу поведать вам, чеченские девушки очень любили выходить замужем по методу «увоз». Даже не проводя никаких исследований – могу со всей искренностью сообщить вам, что 80% похищений были договорными и мирными.

Это считалось «крутым», приподнимало барышень в собственных глазах и – что еще важнее – глазах подруг. Милая девушка просто садилась в машину, присылаемую возлюбленным, и его верные мушкетеры отвозили оную в какой-нибудь близкородственный жениху дом.

Общество считало такое поведение вполне законным и смотрело на такой вопиющий ваолейшн женских прав благосклонно, несмотря на то, что кругом царил Советский Союз, в котором законы нет-нет да и исполнялись.

В соседнем Дагестане, кстати, ситуация была противоположная. Похищали там редко, на похищенную смотрели как на дурочку с переулочка и предпочитали говорить «она убежала». Но в Грозном царил полный разгуляй, и к первому корпусу местного университета то и дело подъезжал всякий транспорт, куда загружались, стыдливо опустив очи, всяческие невесты.

Но это скучно. Лучше я поведаю вам о тех случаях, когда похищения дочерей Левкиппа закончились почти также печально, как в греческой мифологии.

История первая. Травматическая.
С потерей глаза, сапог и влюбленного.

Девушка Шукрам была красивая – слегка очечененный вариант Ирины Алферовой – не мне вам объяснять про Алферову в 70-е! Девушка Шукрам была еще и выгодная невеста – ее мама торговала дефицитом (в те времена этих прекрасных женщин называли обидно – спекулянтками).

Где живет спекулянтка Аймани знали почти все в нашей махале: работала она по месту жительства, про «новый айманин завоз» почти всем все было известно, и даже маленькие дети понимали, в каком направлении идут стайки веселых девушек и группы суровых женщин. Шукрам — единственная дочка любящей мамы – была одета по последнему даже не писку, а визгу моды: югославские сапоги, греческая дубленка, австрийская сумка, запах духов Опиум и надменный вид: «все встречные мужчины столбенели, а какие послабже в коленках – плюхались на землю и сами с собой в штабеля укладывались» – это писано совершенно про нее.

Неудивительно, что на девушку постоянно приезжали посмотреть женихи, но самым упорным и настойчивым из них оказался гооооореееец по кличке Бульдог. То есть так его называла Шукрам, которой он, как все уже поняли, как-то не глянулся – в разговорах он также фигурировал как «Мордоворот» и «Гурон». Мало того, что он был совершенно страшный и старый (29 лет!), так он еще вырос в N! Там находился местный дурдом и все имевшие несчастье там родиться, автоматически приравнивались к обитателям этого заведения.

Этот Бульдог был довольно настойчивый парень – таскался в наш нейбохуд уже полгода, но Шукрам даже разговаривать с ним не желала. Соседки вздыхали. Говорили, что такой Меджнун, ну и что, что страшный и из села, зато преданный! Вон вчера до ночи стоял под вишнями – все ждал, что выйдет, засылал детей разных.

«Шурочка», — сказала соседка тетя Рита – он за тобой бегает, как щеночек». Это услышали злобные кузины «Шурочки» и тут же затянули песню «Мой щенок похож немного на бульдога и на дога» — и пели ее всякий раз, когда безумно влюбленный занимал свой пост под вишнями. Шукрам злилась и на ухаживания не отвечала никак – хороших слов у нее не было, а грубить мама не велела.

Разрушения были значительны: две пары дорогой обуви и глаз жениха, покалеченный метко брошенной шпилькой.

Соседки почти подружились с Бульдогом, предлагали ему воды, чаю и покушать, но он только краснел и стоял под вишней, как стойкий оловянный солдатик: не мигая!

Но однажды, в прекрасный октябрьский вечер, мама отправила дочку забрать сапоги у клиентки. Сапоги были, по моим воспоминаниям прекрасные – с тупым носом и круглым высоким каблуком. А качество! Даже провалявшись пару дней на проезжей части, сапог не утратил своих очертаний и ни единой ниточки не торчало из мягкой коричневой кожи… ну да, не мне вам рассказывать про Югославию.

Клиентка оказалась капризной стервой, затребовала свои 80 ре назад и Шукрам вызвалась зайти за сапожками после занятий. И буквально в пяти домах от дома она почувствовала, что сейчас ее будут красть. Вот! Мне так рассказывала одноклассница Ленка, а Ленка, можно сказать, всю историю почти своим глазами видела, да и не будет десятилетний ребенок такое выдумывать! Это я сказала маме, которая в историю не верила и смеялась.

Из машины – кажется, это была шестерка – вышли две фигуры, в которых Шукрам безошибочно угадала друзей Бульдога: они, объяснила она, были «гуроны» и мордовороты. Девушка побежала… На каблуках (да, таки опять СФРЮ!) с полной сумкой (индийская, со слонами из магазина Ганг») учебников, придерживая одной рукой полы (финского!) плаща, а другой – злополучную коробку с сапогами.

Силы были неравны. И тогда она схватила один сапог и швырнула его назад. Увы, если гурон и озадачился, то скорости не сбавил. Туда же последовал второй сапог, который попал мордовороту в плечо. Боеприпасы заканчивались, а швырять в похитителей казенную литературу ей в голову не пришло. На какой-то пятой скорости, она сорвала с ноги шпильку и со всей страстью швырнула ее прямо в лицо нежеланному претенденту, который оказывается, прятался до того в машине. Шуркам сбросила второй туфель и, не сбавляя скорости, заскочила в соседский двор, причем тут же забежала в дом и заперлась в туалете.

Разрушения были значительны: две пары дорогой обуви и глаз жениха, покалеченный метко брошенной шпилькой. Как ей это удалось – не знаю.

Но глаз не спасли.

Бывший Меджнун требовал сатисфакции в любом виде!

Девушку срочно вывезли не то в Читу, не то в Нижневартовск, и там ее все-таки украли. Местный чеченец, похожий на покалеченного Бульдога как брат-близнец, был его односельчанином. Но в этот раз Шукрам не смутилась таким неприятным обстоятельством, потому второе похищение свершилось с полного ее согласия.

История вторая. Травматическая. С поврежденными пальцами,
дыркой вместо зуба и потерей дружеского доверия.

Руслан был изрядный балбес и дурачок. Позже это изрядно потрепало ему жизнь – неумение концентрироваться последовательно заносило его в тюрьму, на войну и очередную женитьбу, но на момент нашего знакомства это был студент дурфака с внешностью ботаника. То есть ни ростом, ни мышечной массой там не пахло, а пахло прыщами и плохим зрением, то есть как его занесло в физкультурники, было совершенно непонятно. Тем более что дни он предпочитал проводить в читалке филфака, где, собственно, к нам и прибился. Он всегда приходил со своими книжками, баррикадировался ими в самом дальнем углу комнаты и оттуда наблюдал за девушкой Лейлой.

Лейла была девушка с двумя достоинствами: ни службы, ни груди выдающейся там не наблюдалось, но у нее была идеальной формы круглая попка и толстая коса до коленки.

Лица ее я не помню совершенно, но вот что носила она исключительно обтягивающие платья и в косу вплетала разные ленточки и жемчужинки – точно. На Руслана она не обращала ни малейшего внимания: к ней тогда ходил пехотинец.

Маленький, кривоногий и при полном параде – в синем берете и веревочках на погонах. Но Руслан, который в армии не служил по причине минус пять и сорока пяти килограмм (на медосмотре ему поставили «дистрофию3 степени»), на соперника взирал враждебно, а на прекрасную и гордую Лейлу с тоской, отчего мы все его очень жалели и все гадали, чем там дело закончится: скрадет он свою Лейлу или молча уступит ее мощному военному Ромео. Но семестр сменял семестр, а ничего не менялось: он по-прежнему сидел в читалке, прикрывшись Лениным, а она по-прежнему хлопала ресницами перед своим пехотинцем.

И потому, когда однажды Руслан пришел в читалку, опираясь на костыль (два пальца у него были сломаны, выбит зуб и кровавый фонарь светил под глазом), то все, естественно, заозирались в поисках Лейлы. Лейла нашлась — коса, попка и пехотинец были на месте, так что все бросились к Руслану с криками и расспросами.

Чутье не подвело – он действительно воровал девушку. Но только для друга с дурфака. Строго говоря, его и брать-то не хотели: парней в сопровождение невесты – а похищение задумывалось и режиссировалось девушкой – отбирали едва ли не строже, чем швейцарцев в охрану Ватикана, а уж там Русик фейс – контроль не прошел бы. Но потом кто-то выбыл, кто-то заболел и вот уже наш герой сидит в машине, припаркованной недалеко от медучилища.

Ноябрь был холодный и дождливый, машина – отечественная, невеста запаздывала. Заскучавшие швейцарцы грелись портвейном: одна бутылка на четверых троим подняла настроение и согрела, а четвертому снесла крышу полностью. И когда на горизонте появилась невеста с лучшей подругой под руку и колонной просто подруг сзади, то Русика понесло. Воровать из двух надо было ту, что ближе к дороге. Но подруга была куда симпатичнее, о чем Русик сообщил другу незамедлительно. Причем настаивал, что надо думать о потомстве, о том, что скажут люди и том, что всегда надо брать лучшее, в общем, за пять минут прочитал жениху целую лекцию, куда вместил все свои знания о генетике, мире и людях.

Оторопевший жених как-то замолчал, а потом признал, что – таки, да. Подруга лучше!

Побитого жениха другой невесты отвезли в больничку с гематомой и переломами.

Демонстрация девушек приближалась: в глазах у них горело ЗНАНИЕ, на щеках пылал румянец. Вот они уже близко…. Вот уже поравнялись с машиной – невеста глаз не поднимала, колонна сзади – тоже, а вот симпатичная подруга улыбнулась, и на щеках у нее заиграли ямочки. Следуя сценарию, друзья должны были выскочить из авто и нежными пинками загнать туда трепетную лань, которая немного стала бы пищать и хвататься за подруг. Но вот уж девушки прошли – ЗНАНИЕ в глазах сменилось НЕДОУМЕНИЕМ, как друг решился! Да, сказал он, давайте другую! (Думаю, что коварные ямочки виноваты – прим. авт.)

Сцена была жуткая! Визг, крики, царапанья, слезы! Колонна оборонялась до последнего, но девушку в ямочках благополучно запихали в машину и повезли к двоюродной тетке жениха. Причем по дороге она пыталась объяснить им жуткую ошибку, но портвейн в них смеялся и спрашивал – как тебя зовут-то, невеста?

У девушки оказался жених. Сын председателя колхоза – миллионера. Потому жених сотоварищи отказались отметелены крепкой бригадой комбайнеров в тот же день. Девушку вернули домой, но сын колхоза отказался брать ее в жены: бедняжка лишилась жениха и лучшей подруги в один день! Побитого жениха другой невесты отвезли в больничку с гематомой и переломами, а Русику объявили, что он – чмо колхозное и пить не умеет совсем.

А Лейла потом вышла за пехотинца.

А через пару лет – за инженера с завода

А еще через пять – за деятеля культуры.

Потому что круглая попка и коса – ценности форева!

История третья. Травматическая. С царапаньем автомобиля,
похитителей и прерванной дружбой.

Нехорошо, конечное, что все истории похищений как-то связаны с нарушением здоровья, но никакое грандиозное дело не обходится без человеческих жертв! Причем это не обязательно бывает жених! Иногда страдают совершенно посторонние люди.

Так, однажды два демобилизовавшихся друга решили воровать невесту. Парни дружили со второго класса – с романтической секции по боксу, затем «вместе рубали белых шашками на скаку, вместе потом служили в артиллерийском полку» (с). Затем Гасан и Гусейн демобилизовались, и целый месяц радовали махачкалинцев блестящим прикидом в стиле: «у солдата выходной, пуговицы в ряд». Но тогда это было в порядке вещей.

И вот, во время одного из кружений по городу, братья Диоскуры познакомились с девушкой, и Гасан в нее немедленно влюбился.

Невеста была не кто-нибудь, а студентка Дагмединститута! То есть невеста повышенной категории сложности – не чета там всяким филологиням и биологиням! Они долго ходили на свидания – исключительно вдвоем – потому, что друг никогда не бросит друга в таком безнадежном деле как свидание со студенткой мединститута!

Девушка между тем не говорила ни «да» ни «нет», кокетничала и интересничала всю дорогу, так что Гасан и Гусейн долго не могли ничего понять: на прямые намеки она не отвечала, а однажды высказалась в том смысле, что вряд ли ее папа одобрит брак с уже демобилизованным, но все еще непристроенным к жизни парнем.

В конце концов, Гусейн, хлопнув по плечу влюбленного друга, произнес речь. Пересказывать я вам ее не буду, но считаю необходимым перевести на человеческий: «Чем меньше женщину мы любим», — сказал он – «Тем легше нравимся мы ей!» Я вот считаю, что надо дочитывать до конца, если не всю поэму, то хотя бы строфу целиком – там весьма мудрое продолжение. Но Гасан был совершенно заворожен такими открывшимися ему возможностями, и потому Кастор и Поллукс начали готовить похищение своей Гилаиры.

Проблема заключалась в том, что у них ничего не было.

Ну, то есть вообще. Жили они с папой — мамой в небольших квартирах и единственным более-менее доступным транспортом в их распоряжении были гасанов велосипед «Школьник» и троллейбус, за рулем которого сидел отец Гусейна.

Но — нет уз святее товарищества!

Машина нашлась у друга номер три.

Засим встал вопрос – куда везти награбленное? В Дагестане, как я уже говорила, на воровство невест смотрели с крайним неодобрением, молодых людей порицали, а украденных невест считали дурочками.

Поэтому решили везти в Хасавюрт, в дом друга номер четыре — чеченца по национальности.

Настал день Х.

Прекрасная Гилаира направлялась к остановке автобуса, когда братья Диоскуры осуществили свою фантазию: студентка меда была засунута в битую «Победу» и окружена похитителями. Третьим был хозяин машины, но он не в счет.

Надо сказать, что дева успокоилась быстро. Стала болтать и кокетничать, поглядывая при этом в сторону отнюдь не Гасана.

Вы уже поняли да? В районе Кизилюрта девушка поняла, что «не тот крадет» и закатила такой скандал с царапаньем, криками и порчей автомобильного имущества, что хозяин машины быстренько повернул в сторону Махачкалы.

Кража не состоялась.

Вместо нее состоялась дуэль на пустыре – короткая и без секундантов.

У Гасана был выбит зуб и сломаны два ребра.

У Гусейна – сломан нос и ушиблены мягкие ткани (без подробностей!!!)

Гасан и Гусейн не разговаривали после этого 10 лет.

И помирились только на свадьбе Гусейна: бабы бабами, а Кастор без Поллукса – неправильно как-то.

А студентка меда вышла замуж за своего препода.

Им, студенткам, демобилизованные и не нужны вовсе.

Им доцентов подавай.

Заира Магомедова