Базовые схемы оригами с описанием. Базовые формы оригами методическая разработка по технологии на тему. Форма «Двойной дом»

2106

21.10.15 06:50

Оригами – это искусство создания оригинальных фигурок из листов бумаги. Зародившись в Древнем Китае, направление получило большое распространение на Востоке. Сначала бумага была доступна только очень богатым людям, а основы оригами в обязательном порядке входили в план обучения представителей знатных сословий.

Со временем техника получила широкое распространение и стала общедоступной. Сегодня оригами постепенно набирает популярность по всему миру. Работа над изделием состоит из нескольких этапов и требует соблюдения ряда правил. Специальные знаки, которые используются для составления схем, позволяют систематизировать и упростить процесс создания даже самых сложных фигурок.

Изделиям, созданным в технике оригами, всегда предавалось повышенное мистическое значение. Даже бесстрашные самураи использовали их в качестве амулетов, а влюбленные с помощью оригинальных элементов передавали друг другу записки. Сегодня поделки сохранили свое декоративное значение, их нередко применяют при оформлении убранства помещений или проведении определенных ритуалов, например, чайных церемоний.

Основы оригами – требования к материалам

  • Бумага не должна сгибаться и ломаться.
  • Можно использовать только такой материал, который держит форму и не раскрывается, иначе поделка быстро развалится.
  • Качество бумажного листа можно легко проверить – его нужно сложить пополам, провести пальцами по сгибу, формируя плотную складку, и развернуть. Если линия сгиба с внутренней стороны ровная, без мелких трещинок, идущих в равные стороны, то материал можно использовать для работы.
  • Цвет сырья должен быть ровным, не пачкающим руки и соседние детали.
  • Современные основы оригами допускают использование клея, ножниц, канцелярских ножей и других вспомогательных приспособлений.
  • Если изначально для создания фигурки можно было использовать только квадратный лист обычной бумаги, то сегодня в ход идут основы любой формы (круги, треугольники, многоугольники, ромбы). Листов может быть несколько, применение ножниц не является обязательным требованием. Помимо обычной бумаги допускается использование фольги.

Типы и формы оригами – описание и особенности

  • Классика. Это основы оригами, подразумевающие использование одного прокрашенного или чистого листа бумаги.
  • Оригами для детей. Упрощенные вариации на классическую тему, призванные развить мелкую моторику малыша, логику, быстроту мышления.
  • Модульный подход. Изделия создаются из множества деталей и частей, приобретая вид гирлянд или других сложных композиций.
  • Кусудама. Разновидность модульного направления. Изделие состоит из множества одинаковых частей, которые складываются друг в друга. Причем каждая деталь создается по строгим классическим правилам. Обычно это объемный предмет шарообразной формы.
  • Обычное оригами. Направление, предназначенное для новичков или людей с ограниченными двигательными возможностями. Создание изделий не подразумевает использования сложных приемов.
  • Работа по развертке. Самая сложная для понимания и воспроизведения разновидность оригами. Для создания подобных предметов нужно хорошо разбираться в сложных чертежах.
  • Мокрое складывание. Для работы используется мокрая бумага. Такие фигурки не имеют острых сгибов, отличаются мягкостью и кажутся живыми.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

План-конспект

занятия по оригами:
«Базовые формы оригами»

Составила:

педагог дополнительного образования

Лексау Людмила Михайловна

п. Новый Ургал

2017 – 2018 учебный год

Тема: «Базовые формы оригами».

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

    Познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки.

    Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

    Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

    Воспитывать интерес к искусству оригами.

Материал: наглядный материал по базовым формам оригами: «Треугольник», «Книжка», «Дверь»; образцы изделий; 6 квадратов белой бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия:

    Оргмомент.

Ребята, Дракончик приглашает вас в путешествие по своей бумажной стране, чтобы узнать много нового и интересного! Ну что отправляемся в путешествие?

Ну, а ещё для путешествия Дракончик, правитель бумажной страны, прислал нам волшебный кубик, который поможет нам!

Начнём! (педагог бросает кубик так, чтобы выпал треугольник).

2. Знакомство с новым материалом.

    Ой, смотрите, куда мы попали? С какой геометрической фигурой можно сравнить этот город?

Педагог показывает различные поделки, выполненные на основе базовой формы «Треугольник» (парусник, рыбка, тюльпан и другие).

Правильно, это город «Треугольник». Все города в стране обозначают базовые формы. Базовая форма – это заготовка поделки. Вот и город так называется, потому что в этом городе все жители сделаны на основе вот такой заготовки (Педагог демонстрирует детям базовую форму «Треугольник», дети повторяют за ним, прикрепляет её к доске), она называется базовая форма «Треугольник». Выучим стихотворение про треугольник.

Я сложу квадратный лист по диагонали.

Что же это? Треугольник! Сразу все узнали.

А теперь, сделайте базовую форму «Треугольник» самостоятельно. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу. (Дети выполняют задание). Педагог еще раз закрепляет с детьми название базовой формы «Треугольник».

Мы с вами попали в город, который называется …

Давайте отгадаем как: Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшитая,

Не человек, а рассказывает. (КНИГА).

Мы с вами попали в город «Книжка». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Книжка». (Педагог демонстрирует базовую форму и прикрепляет ее к доске). Я думаю, и вы умеете сложить из квадрата вот такую «книжку», давайте попробуем?! Согните свои квадраты пополам, совмещая две противоположные стороны.

Как называется эта базовая форма? А теперь самостоятельно сделайте её.


Я квадратный лист бумаги пополам сложу.
Тоненькую книжечку я листать смогу.

    Вот и в этом городе мы тоже чему-то научились, отправляемся дальше! (Педагог бросает кубик, так, чтобы выпал рисунок двери и показывает поделки, в основе которых лежит базовая форма «Дверь» (гриб, поросенок, лодка, тюлень и другие).

А это город, который называется «Дверь». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Дверь» (Педагог демонстрирует базовую форму и помещает ее на доску).

Чтобы сложить базовую форму «дверь», для этого возьмём наши «книжечки» и раскроем их, что вы там увидели? (линию сгиба)

А теперь опустите боковые стороны к линии сгиба, посмотрите, какая у нас получилась «дверь»!

Дети еще раз самостоятельно выполняют эту базовую форму.


«Дверь» сложить не так уж сложно:
Створки открывать в ней можно.

    Физминутка

4. Закрепление изученного.

А сейчас мы с вами выполним поделки, в основу которых входят эти базовые формы.

Посмотрите на эту карту. Сейчас я вам расскажу, как по этой пооперационной карте сделать мордочку зайчика.

Педагог показывает пооперационную карту «Зайчик».

1. Нужно сложить квадрат по диагонали. Получился треугольник

2. Затем нужно загнуть нижнюю сторону заготовки немного вверх.

3.Правую и левую стороны нужно загнуть вверх к центральной линии.

4. Перевернуть заготовку и заправить верхний уголок внутрь.

5. Затем рисуем мордочку у зайчика. Вот и получился зайчик.

А теперь, дети, давайте поиграем. Разделитесь на две команды.

Одна команда попробует рассказать, как надо правильно сконструировать мордочку котика. А другая – мордочку собачки.

Дети стоят вокруг стола, карту передают по кругу, и каждый показывает и проговаривает, как нужно конструировать. Если дети затрудняются, педагог помогает им.

Молодцы. Все ребята справились с заданием.

5. Подведение итогов.

Бумажная страна очень большая, здесь вы ещё найдёте такие города – базовые формы как «Блин», «Воздушный змей», «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат», но с ними вы познакомитесь позже.

- К сожалению, наше путешествие подходит к концу, но дракончик надеется, что вы не раз ещё посетите бумажную страну ОРИГАМИ.

Скажите, а вам понравилось путешествие?

Какие базовые формы вы научились сегодня делать?

Что интересного было на занятии?

Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу.

Базовые формы оригами — это основа, на которой создаются самые разные модели. Некоторые с минимальным добавлением складок, а некоторые так далеко уходят от «базы», что даже и угнать их невозможно! Кроме того, многие самые простые базовые формы оригами служат основой для складывания более сложных базовых форм. Здесь мы приводим шесть наиболее простых базовых форм, доступных для складывания детям-дошкольникам:

Базовая форма оригами «Треугольник» Треугольник Базовая форма оригами «Воздушный змей» Базовая форма оригами «Блинчик» Базовая форма оригами «Книжка» Базовая форма оригами «Дверь» Базовая форма оригами «Дом»

Остальные, формы сложить труднее. Вы можете посмотреть их в статье о базовых формах оригами для детей 6-12 лет.

Простейшая форма. Квадратный лист бумаги перегибаем по диагонали. Малыши хорошо воспринимают такое объяснение: делаем из «платочка» «косыночку». Для аккуратного складывания соединяем противолежащие углы, придерживаем их пальцем одной руки, а второй рукой заглаживаем складку.

На основе базовой формы «Треугольник» вы можете сделать с малышами, например, оригами мордочки животных (с 4 лет), цыпленка из бумаги (с 4 лет) или модель оригами коготь (с 5 лет) и бумажный стаканчик(с 5 лет).

Базовая форма оригами «Воздушный змей» для детей с 4 лет

Сначала складываем базовую форму треугольник, разворачиваем ее. У нас получилась намеченная диагональ. Соединяем стороны треугольника с этой линией и базовая форма «Воздушный змей» готова.

На основе этой базовой формы можно сделать модульную модель оригами «Цветы для мамы»

Базовая форма оригами «Блинчик» для детей с 5 лет

Сложим квадрат по диагонали сначала в одну сторону. Развернем и сложим в другую. Опять развернем квадратик. У нас получаться две намеченных складками диагонали. Место пересечения диагоналей — центр нашего квадрата. Согнем все углы квадрата к центру.

Это базовая форма «Блинчик».

Базовая форма оригами «Книжка» для детей с 4 лет

Очень простая форма — просто сгибаем квадрат пополам.

Базовая форма оригами «Дверь» для детей с 5 лет

Складываем квадрат пополам и разворачиваем. Сгибаем края листа к намеченной центральной линии. Это базовая форма «Дверь»

Базовая форма оригами «Дом» для детей от 6 лет

Это самая сложная из представленных здесь базовых форм.

Складываем квадрат пополам, соединив верхнюю и нижнюю сторону квадрата. Складываем получившийся прямоугольник пополам и разворачиваем. Получаем намеченную складкой центральную линию. Сгибаем к этой линии обе стороны прямоугольника.

Теперь осталась самая сложная часть модели. С одной из сторон берем пальцами правой руки самый верхний слой бумаги и начинаем разворачивать его от центра.

Левой рукой придерживаем модель, чтобы остальные слои бумаги оставались на месте. Когда мы полностью отогнете бумагу, то сверху сформируется крыша-треугольник. Разгладим ее пальцем. То же самое повторим с другой стороны. Получился домик с двумя «входами».

Базовую форму оригами «Дом» вы можете использовать для создания аппликации-оригами «Теремок». Более сложные базовые формы оригами: квадрат, двойной треугольник, рыба, птица и катамаран вы можете найти в статье «Базовые формы оригами для детей 6-12 лет» Чтобы правильно и легко читать схемы, познакомьтесь с основными обозначениями и условными знаками, принятыми в оригами. Но учитывайте, что предназначены эти символы прежде всего для вас. К знакомству с элементами этих знаков дети готовы лишь после семи лет, а «читать» схемы полноценно смогут не раньше 10-12 лет, когда у них сформируется абстрактно-логическое мышление.

Простые базовые формы оригами «треугольник», «дверь» и фигурки на их основе. День святого Валентина. Сердечное письмо к празднику

  • Ильичёва Валентина Васильевна, учитель технологии

Разделы: Технология

Практическая работа:

Цели урока : сделать в технике оригами три работы на основе базовых форм «треугольник» и «дверь», используя схемы; продумать и празднично оформить композицию.

образовательные:

воспитательные:

Методы проведения занятий:

Средства обучения:

Форма организации работы — индивидуальная.

Межпредметные связи: история, графика, математика.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока. Определение цели (запись на доске).

Для подведения итогов урока предлагаю по ходу занятия вести учет ответов и выполнения практических работ и делать соответствующие пометки в таблице.

Форма учета ответов и выполнения практической работы ученика (для каждого ученика)

Критерии оценок

— устные ответы учащихся: «+» — 1 балл;

— практическая работа оценивается по «5» -ти бальной системе: аккуратность, умение работать со схемой, сроки выполнения; творческое начало, охрана труда.

1. Какая страна является родиной оригами?

2. Как переводится с японского языка слово «ОРИГАМИ»?

Доклады учащихся по теме «История оригами».

3. На основе какой геометрической фигуры складываются в основном фигурки в оригами?

4. Какие свойства квадрата вы знаете?

Приложение № 1 « Условные знаки, принятые в оригами и приёмы складывания»

  • выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
  • овладеть основными приёмами складывания;
  • знать базовые формы и уметь их складывать на память;
  • бумага, ножницы, клей.

III. Контроль знаний и умений

Правильность ответов;

Участие во фронтальной беседе.

IV. Формирование знаний и умений

Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково — из квадрата, который на первых этапах работы можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки и называют «базовые формы». Их немного — одиннадцать. Каждый оригамист знает их наизусть. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Они очень древние, придуманы японцами, и каждая форма имеет свое название. Объединение фигурок по базовым формам систематизирует огромное количество моделей.

Приложение № 2 «Базовые формы» (на доске).

Эти способы являются начальным этапом для других базовых форм.

Так, «косынка», имеющая как базовая форма и другое название — «треугольник», служит началом для базовых форм «воздушный змей», «рыба». Из «книжки» получаются базовые формы «дом», «дверь», «катамаран».

Некоторые базовые формы образуются путём сочетания других.

У многих базовых форм существуют несколько вариантов складывания.

Освоим простейшие базовые формы — «треугольник» и «дверь» .

Базовая форма «треугольник» Рисунок 1

Эту базовую форму можно выполнить как из квадрата, так и из прямоугольника.

Напоминаю вам правила безопасной работы с ножницами.

Эти базовые формы лежат в основе нашей практической работы, которая приурочена к празднованию Дня святого Валентина.

14 февраля в Европе и Америке празднуют День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. В последние годы этот весёлый праздник стал популярен и у нас в стране. Для того, чтобы принять в нем участие, нужно подарить сердечко тому, кого любишь — маме, папе, сестренке или братишке, бабушке, а может быть и приятельнице, которая тебе нравится. Сердечки могут быть любыми — сделанными из теста, нарисованными на открытке или сложенными из бумаги.

Немного истории.

В 269 году римской империей правил Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и император был убежден, что основная причина этого — браки, поскольку женатый легионер о славе думает гораздо меньше, чем о семье. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но солдаты от этого не стали меньше влюбляться, и к их счастью нашёлся человек, который стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Как только об этом узнал император, он решил его подобную деятельность прекратить, и Валентина приговорили к казни.

Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблён в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Впоследствии Валентин был канонизирован католической церковью, а в 496 году римский папа Галасиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

По всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки — «валентинки». Кроме того в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви. Массово День святого Валентина в Западной Европе стал отмечаться с 13 века, а в США с 1777 года.

В России празднуют День влюблённых.

И в России появился праздник, призванный стать ответом католическому Дню святого Валентина. Новый праздник получил название «День супружеской любви и семейного счастья». Днем всех влюбленных назначено 8 июля — в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на Муромской земле в XIII в. . Супруги были образцом верности и любви и идеалом семейного счастья. Святые Петр и Феврония считаются образцом супружеской верности Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо, в старости приняли монашество и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. Мощи супругов покоятся в Муромском Храме Свято — Троицкого монастыря. В 2008 году отмечалось 800 — летие памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник ежегодно отмечают в Муроме 8 июля. Он давно уже стал неофициальным местным Днём всех влюблённых.

V. Продолжение формирования знаний и умений

1. Какие способы складывания квадрата существуют?

2. Что такое базовая форма?

3. Как получить базовую форму «треугольник», «дверь»?

Сегодня мы сделаем три бумажные фигурки: " письмо с сердечком«; «открытое сердце», «голубь».

Особое место в нашей работе необходимо будет уделить оформлению своей работы, проявив, таким образом, свое творческое отношение к ней. Заранее продумайте какого размера будут ваши фигурки, цвета, какие дополнительные элементы они будут содержать (письмо, открытку, рисунок, украшения), продумайте также возможности совмещения фигурок, т.е. попробуйте создать свою композицию

Эти работы могут стать теми самыми сердечками, которые вы подарите любимым на праздник.

В основе выполнения работ, как уже было сказано, лежат такие базовые формы как «ТРЕУГОЛЬНИК» и «ДВЕРЬ», которые вы уже умеете складывать. Но для складывания фигурок «письмо с сердечком» и «открытое сердце» нам понадобится освоить ещё один часто используемый прием работы: «вогнуть внутрь».

Из оставшейся от квадрата полоски бумаги сделайте маленький квадрат, на котором мы и потренируемся.

Посмотрите, пожалуйста, в условных знаках, что обозначает темная стрелочка?

Освоим приемы работы. (Демонстрирую приёмы работы. Ученики выполняют работу вместе со мной).

Теперь приступим к изготовлению фигурки.

Практическая работа № 1 «Письмо с сердечком».

Рисунок 5

Вспомним условные обозначения способов складывания. Работу выполняем по пунктам инструкционной карты: Приложение 3 , которая определяет последовательность выполнения и отражает приемы работы.

Учитель демонстрирует приемы работы. Ученики сверяют правильность работы с образцом учителя.

Требования к работе: внимание, аккуратность.

Практическая работа № 2. «Открытое сердце».

Эту работу можно использовать не только на праздник. Она может стать чрезвычайно полезной вещью. В нём можно хранить скрепки, карандаши, резинки, наклейки, марки:, любую мелочь.

Эту работу вы выполняете самостоятельно, работая по схеме. .Приложение 4

Практическая работа № 3 «Голубь»

Для выполнения этой работы нам необходимо освоить ещё один прием «вогнуть внутрь». Он часто употребляется при оформлении клюва на головке птицы.

VI. Контроль знаний и умений (практические работы № 2 и № 3)

Творческое задание: «Оформление работы»

Придумайте свой вариант оформления работы.

VII. Подведение итогов.

1. Закрепленияе материала по вопросам:

2) Почему нужно знать международные условные знаки, принятые в оригами?

3) От чего зависит качество выполненной работы?

2. Заполненную форму учета работы учащихся сдают учителю, который подводит итоги, отмечает лучшие работы, активность учащихся, выставляет оценки.

2. Заключение

Оригами — это идеальный конструктор, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.

Сегодня на уроке вы узнали о происхождении праздника «Дня всех влюбленных», самостоятельно сделали подарки к этому дню — два маленьких сердечка, освоив приемы работы в технике оригами, научились работать со схемами, попытались составить нехитрые композиции из получившихся фигурок.

Интернет ресурсы:

Список литературы:

Приложения.

Базовые складки и формы оригами

После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами — часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание «начинаем с формы „квадрат“», вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает.

Итак, базовые формы оригами: 1. Совсем простые треугольник и прямоугольник :

2. Блин или блинчик :

3. Водяная бомбочка (чувствуете, как детством повеяло?):

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей) , плавно переходящий в ромб Змей:

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:

Базовые формы.

Большинство фигурок оригами имеют в своих схемах базовые формы складывания. Базовая форма - исходная форма, которая используется в дальнейшей заготовке. Базовые формы могут быть различными - квадратными, прямоугольными, треугольными и даже круглыми. В этой главе мы будем рассматривать каждую базовую форму в отдельности.

Базовая форма «Квадрат».

Возьмите равносторонний (квадратный) лист бумаги. Этот лист сгибается по диагонали. Полученный треугольник сгибается «долиной» вправо. После этого верхний угол заготовки отгибается влево сгибом «гора», а заготовку переворачивают. Затем еще раз осуществляется сгиб «долиной», и еще раз сгиб «горой». В результате получается базовая форма «квадрат».

Базовая форма «двойной квадрат».

Равносторонний лист бумаги складывается по диагонали на себя. Лист разворачивается. Складывание повторяется с другой стороны. В итоге получается две намеченные диагонали. Лист вновь разворачивается. По горизонтали складывается «горой» и вновь разгибается. Операция повторяется по вертикали. В итоге часть складок прогибает лист вниз, другая часть - вверх. Затем лист необходимо согнуть по намеченным линиям в ту сторону, куда направлены складки.

Базовая форма «книжка».

Наиболее простая форма. Квадратный лист бумаги складывается пополам.

Базовая форма «дверь».

Эта форма делается поэтапно. Наметьте по центру листа серединную линию (лист складывается пополам). Эта линия разделила лист на две равные части. Каждая из частей поочередно складывается к середине.

Базовая форма «дом».

Квадрат дважды складывается пополам, лист после каждого раза распрямляется. Затем боковые стороны складываются к средней линии, которая наметилась. Верхние слои бумаги раскрывают вправо и влево и расплющивают.

Базовая форма «треугольник».

Это также одна из самых простых форм. Равносторонний лист бумаги складывают по диагонали.

Базовая форма «блин».

Через центр равностороннего листа из его углов проводятся диагональные линии. Затем каждый угол складывается в направлении центра листа, соприкасаясь носом с другими тремя.

Базовая форма «воздушный змей».

Форма выполняется в три этапа. Для начала необходимо наметить линию, для этого квадрат складывают по диагонали складкой «долина». Затем полученную форму в виде треугольника распрямляют. После этого боковые стороны квадрата нужно сложить к диагональной линии.

Базовая форма «бомбочка».

Эту форму еще называют «водяной бомбочкой». Квадратный лист сложите пополам (вправо «горой»). Затем снова складывается, но уже влево «долиной». После этого нужно часть левого угла получившейся заготовки оттянуть вправо и расплющить. После этого заготовку нужно перевернуть и выполнить складку «долиной». Затем новый верхний слой бумаги нужно оттянуть вправо и также расплющить (примять).

Базовая форма «рыба».

Следует выполнить базовую форму «воздушный змей». После этого полученную форму распрямить и проделать туже базовую форму с другой стороны листа. После того, как лист размечен (видны четко все линии), нужно сложить лист пополам, разогнуть его и сложить изделия по линиям.

Базовая форма «катамаран».

Это довольно сложная форма, поскольку она не терпит плохих линий. Для начала следует наметить четыре линии: две крестообразно и две по диагонали. Затем нужно сложить все углы к центру и развернуть обратно. Теперь стороны листа нужно сложить к центру. Затем верхнюю и нижнюю сторону полученного прямоугольника нужно тоже свернуть к центру. После этого каждый угол нужно вытянуть изнутри.

Базовая форма «лягушка».

Сначала нужно сложить базовую форму «квадрат». Затем наметить поочередно линии с каждой из сторон, для этого с каждой из сторон надо отвернуть влево угол по направлению к центру и расплющить. То же самое проделывается и с другой стороны заготовки.

Затем верхние боковые стороны укладываются к середине, после этого надо выполнить верхнюю складку «долиной». Ту же операцию теперь надо повторить с другой стороны. После чего заготовка перелистывается, и операция повторяется вновь.

Базовая форма «птица».

Первый этап складывания: создать базовую форму «треугольник». После этого треугольник складывают «долиной» вправо, а верхний слой заготовки отгибают влево «горой». Теперь переверните заготовку, вновь согните ее «долиной» вправо и влево «горой».

Затем все углы заготовки надо согнуть к центру. Углы разгибаются, заготовку раскрывают, отгибая ее верхний слой на себя. Теперь заготовку следует перевернуть другой стороной, вновь наметить складки, раскрыть их и выгнуть верхний слой на себя.

Все базовые формы и схемы их складывания приведены в разделе Схемы.

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со "школы оригами" - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм.

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга.

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы "квадрат" можно сделать базовые формы "журавлик", "лягушка". Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как "треугольник", "квадрат", "трапеция","прямоугольник"; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой формы "Журавлик" можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

Из базовой формы "Шляпа" можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

Из базовой формы "Верблюд" можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

Из базовой формы "Пони" можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы "Журавлик", будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы "Верблюд", не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.