Cлайд 1
Система патриотического воспитания сельских школьников на основе историко-культурных традиций малой родины. Гаврилова И.В., замдиректора по воспитательной работе, МОУ «Алексейковская СОШ»Cлайд 2
Нужна ли система работы по патриотическому воспитанию? Результаты опроса школьников: большинство россиян поддерживают либеральные ценности. Основная масса учащихся 5-11 классов указывают на главную жизненную проблему – потребность в деньгах. Если раньше ученики говорили о нравственно-идейных проблемах и стремились «Стать нужными обществу», преданными Родине, приносить пользу окружающим, хотели, чтоб на Земле был мир, то в настоящее время данные вопросы поднимают редко учащиеся 5-7 классов и почти не затрагивают учащиеся 8-11 классов.Cлайд 3
Вопросы анкеты: «Люди в нашем посёлке делятся на…» (Богатых и бедных, на трудяг и лодырей, на русских и нерусских, на тех, кто работает и не работает). «Идеальная профессия должна давать возможность…» (84% ответили «хорошо зарабатывать» и «хорошо жить», и уже на 2-3 месте были ответы «чтобы профессия нравилась и приносила пользу другим людям» – 16%). «Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо…» (61% ответили «хорошо учиться, 23% - иметь хорошие связи и знакомства».) «Чтобы понравиться другому человеку, нужно…» (65% ответили «быть самим собой») «Сегодня отношения между людьми …» (только у 19% - хорошие, 41%- ужасные, примерно 50% - «хочешь жить – умей вертеться».) ИТОГ – нет гражданской позиции.Cлайд 4
Кто такой патриот? Впервые слово ПАТРИОТ стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так: «Любитель Отечества, ревнитель о благе его.» Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение: «Человек, преданный своему Отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование: « Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине».Cлайд 5
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - В.Г.Белинский. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»Cлайд 6
Цели и задачи патриотического воспитания Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края. 1.1. Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций. 1.2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения Тверской области. 1.3. Осознание молодёжью своей причастности к истории России. 1.4. Организация шефской помощи по благоустройству территории у памятника погибшим воинам (с.Сорогожское), памятника Д.Ильину (д.Застижье).Cлайд 7
«В ком нет любви к краю родному, те сердцем нищие калеки». Т.Шевченко. Содержание программы: 1-4 классы – наша малая Родина, любовь к родному краю. (Формирование доброго отношения к сверстникам, родителям, любовь к природе, животным). 5-8 классы – изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора. Любовь к России. (Формирование законопослушного гражданина. Сострадание и милосердие, активное участие и сострадание в беде товарищей, радость за успехи своих друзей). 9-11 классы – Активная гражданская позиция. (Великое могущество совести. Социальная ценность – идея справедливости и гуманизма. Любовь к людям – высшая ценность жизни).Cлайд 8
Образовательная деятельность: Организация уроков по предметам на историко-культурном и краеведческом материале; Организация уроков мужества; Организация заочных обзорных и тематических экскурсий по местам боевой славы, местам, связанных с именами знаменитых людей; Разработка социально значимых проектов; Организация интерактивных музейных часов («Аз да буки к мудрости ступеньки», «Моё родное Замоложье», «Герой Чесменской битвы Д. Ильин»). Организация литературно-музыкальных композиций по истории школы, края, памятным датам; Проведение конкурсов поисково-исследовательских работ патриотической направленности; Проведение викторин, творческих конкурсов патриотического плана.Cлайд 9
Поисковая деятельность: Составление карты – путеводителя по местам боевой славы, местам, связанным с именами знаменитых земляков, героев. Создание иллюстрированных каталогов «Образ Александра Невского в литературе и изобразительном искусстве». Встречи с ветеранами и участниками войн, с известными краеведами, журналистами, с выпускниками школы. Традиционные юбилеи школы. Поисковые экспедиции «Местный фольклор и диалекты», «История Чесменской битвы», «Трудовые будни наших земляков в годы ВОВ» и т.д. Акция «Завтра была Победа» (сбор фотографий, открыток, писем, других документов, рассказывающих о быте простых людей до, во время и после войны (с 1939 по 1950 годы). Туристические походы по родному краю. Переписка с работниками архивов, краеведческих музеев, с военнослужащими, с деятелями культуры и пр.Cлайд 10
Культурно-досуговая деятельность: Организация уголка боевой и трудовой славы; Организация выставки семейных реликвий; Организация фотоконкурсов о родном крае; Конкурс патриотической песни среди учащихся; Смотр строя и песни среди учащихся; Конкурс рисунков, посвящённых 240-летию Победы в Чесменском сражении; Тематические вечера, посвящённые народным и государственным праздникам; Просмотр кино- и видеофильмов патриотической тематики с последующим обсуждением; Участие в творческих конкурсах патриотической направленности.Cлайд 11
Общественно полезная трудовая деятельность: Трудовые десанты к ветеранам войны и труда; Уход за памятниками воинам, погибшим на Великой Отечественной войне. Благоустройство памятника герою Чесменской битвы Д.Ильину. Реализация социально значимых проектов: «Зелёный наряд школы», Благоустройство территории населённых пунктов. Изготовление сувениров для ветеранов, пожилых людей, учителей-пенсионеров.Cлайд 12
Физкультурно-оздоровительная деятельность: Занятия в секциях физической культуры и спортивных кружках; Соревнования на кубок Д.Ильина; Велопробег к памятнику павшим воинам в д. Струбно; Участие в военно-патриотических играх; Легкоатлетическая эстафета, приуроченная к памятным датамCлайд 13
Информационно-коммуникационная деятельность: Переписка и встречи с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти; Освещение деятельности МОУ в СМИ; Шефство над ДИПИ в с. Алексейково; Сотрудничество с социальными партнёрами в целях более эффективного решения задач по патриотическому воспитанию. Создание тематических альбомов и web-страниц «Учителями славится школа, ученики приносят славу ей»;Cлайд 14
Организационно-методическая деятельность: Продвижение практического опыта, наработанного школой по патриотическому воспитанию: публикации, участие в семинарах по обмену опытом и пр. Проведение консультаций по проблемам патриотического воспитания школьников и молодёжи; Разработка образовательных программ по патриотическому воспитанию.Cлайд 15
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: Моя родословная. Генеалогическое древо моей семьи. Все профессии важны, все профессии нужны». «Прекрасное рядом». «Я гражданин России». «Здоровый образ жизни». «Школа, в которой я хотел бы учиться». «Традиции и обычаи русской семьи» «Ты и твоё имя». «Как улучшить экологию села». «Красная Книга Замоложья». «Народные промыслы Замоложья» «Наши земляки. Люди. События. Факты». Районная научно-практическая конференция старшеклассников.Cлайд 16
Виды проектов: Практикоориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта, возможно использование проекта в своей жизни, жизни класса, школы, города, государства). Исследовательский (актуальная тема, задачи исследования, выдвижение гипотезы, с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов». Информационный (сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории). Творческий (максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, спортивные игры, видеофильмы, театрализация) Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Персональные и групповые. Современный российский исследователь проблем молодёжи С.П.Иваненков: «Молодёжь – это не просто будущее, это особым образом организованное и представленное будущее. Специфичность в том, что оно активно проявляет себя уже в настоящем. И молодым поколением необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы «молодой дикарь не уничтожил цивилизацию сегодня».Cлайд 19
Постановление: Использовать патриотическое воспитание как средство развития личности, её нравственного, познавательного и творческого потенциала. Организовать патриотическую работу по всем разделам: образовательная, поисковая, культурно-досуговая, общественно полезная трудовая, физкультурно-оздоровительная, информационно-коммуникационная, организационно-методическая деятельность. Классным руководителям обеспечить участие школьников во всех мероприятиях в рамках празднования 65-летия Победы, утверждённых РОО. Использовать уроки краеведения и православной культуры как средство патриотического воспитания. Формировать у учащихся уважение к историко-культурным традициям родины. Организовать проектную деятельность учащихся в плане патриотического воспитания.Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая формирования активной жизненной позиции учащейся молодёжи Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого гражданского сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
2 слайд
Описание слайда:
Основные направления государственной политики в области патриотического воспитания
3 слайд
Описание слайда:
Факторы влияния: содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность; чёткая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения; отношения между преподавателями и учащимися; влияние личностных качеств преподавателя, его педагогического мастерства; общий режим и атмосфера учебного процесса школы. СИСТЕМА патриотического воспитания Учебная деятельность (урочное время) Научно- исследовательская деятельность (урочное, внеурочное время)
4 слайд
Описание слайда:
Патриотизм - устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Это основа существования и развития государственности.
5 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого гражданского сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
6 слайд
Описание слайда:
Основная цель Концепции – определение роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства в общей системе воспитания подрастающего поколения республики.
7 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧИ Информационно-мировоззренческая подготовка молодёжи; Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни; Утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства; Формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье; Развитие потребности в здоровом образе жизни; Формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества; Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов ДНР.
8 слайд
Описание слайда:
Направления патриотического воспитания: Гражданско-патриотическое; Военно-патриотическое; Духовно-нравственное; Историко-патриотическое (краеведческое); Культурно-патриотическое; Спортивно-патриотическое.
9 слайд
Описание слайда:
Военно- патриотическое воспитание НАПРАВЛЕНИЯ Государственное Социальное Военное Психолого-педагогическое Правовое МЕТОДЫ Убеждение Стимулирование Личный пример Самоподготовка ФОРМЫ Лекции Беседы Рассказы Экскурсии в музеи Встречи с ветеранами Походы по местам боевой славы Поисковая работа Участие в работе клубов военно-патриотического направления
10 слайд
Описание слайда:
Духовно-нравственное воспитание Цель: формирование высококультурных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма. Направления: Создание воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении; Стимулирование здорового образа жизни; Организация КТД учащейся молодёжи; Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого ученика, стимулирование его самопознания и самовоспитания; Дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания; Воспитание духовности, трудолюбия; Организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности; Организация профориетационной работы; Укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения.
11 слайд
Описание слайда:
Культурно-патриотическое воспитание Цель: воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этики, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан. Культурно- патриотическое воспитание КОМПОНЕНТЫ: Потребностно-мотивационный Интеллектуально-эмоциональный Поведенческий Волевой АСПЕКТЫ: Изучение истории и культуры Отечества; Деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории ДНР; формирование гражданского мировоззрения. КРИТЕРИИ: уровень культурно-патриотического сознания; широта культурно-патриотических чувств; устойчивость культурно- патриотического поведения; систематичность овладения художественными ценностями; любовь к отечественной культуре; нравственно-эстетическая убеждённость.
КОУВО «Елань-Коленовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII – VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
«Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочное время »
Подготовила: учитель истории Китаева Н.П.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина .
Какие ждут вас в будущем дела, Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий - Большой отдачи ждет от вас страна!
- Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
- Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
- Восстановление образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
Основные задачи деятельности
- воспитание гражданина России через изучение
отечественной истории страны;
- сохранение и развитие у учащихся чувства
гордости, любви к Родине, родному краю,
школе;
- формирование у школьников готовности
вооружённой защите Родины;
- повышение интереса учащихся к военно-
прикладным видам спорта, развитию
физических и волевых качеств расширения
участия школьников в военно- прикладных и
технических видах спорта;
- воспитание у школьников уважения к подвигу
отцов;
- привлечение широкой общественности к
участию в работе по патриотическому
воспитанию школьников;
патриотическое воспитание на уроках истории.
- видеофильмы
- презентации
- исторические документы и источники
- художественная публицистическая литература
Урок истории.
Каждая тема – это прикосновение к пониманию Родины, это оценка своего отношения к месту своего рождения, проживания.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству. ”
Конкурсы, викторины, беседы, литературные композиции;
Предметные недели;
Встречи с ветеранами;
Деятельность школьного музея;
«Вахта памяти», торжественная линейка.
- Древляне – 2
- Поляне -1
- Дреговичи- 1
Воспитание во внеурочное время
Внеклассное мероприятие «Гроза 12-го года»
Акция для жителей микрорайона “Благодарим Защитников Отечества”. Вывешивание поздравлений и листовок на подъездах своих домов.
Фестивали бардовской песни для старшеклассников “Мир без жестокости и войны”.
Фестивали патриотической песни.
“ Весёлые старты”.
Соревнования по военно-прикладным видам спорта.
Единый урок Мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, воинов, участников современных событий в Афганистане, Чечне.
Акция “Память”.
Субботники на Воинском кладбище у Скорбящей.
Возложение живых цветов, корзин и венков к могилам воинов и памятникам города в День защитника Отечества и в День Победы.
Изготовление сувениров - поздравлений для ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных боевых действий, отцов и старших братьев.
Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в микрорайоне фабрики Гознака.
Совместный районный праздник, посвященный Дню Победы, с ветеранами педагогического труда Индустриального района, тружениками тыла, учителями, участниками боевых действий годы Великой Отечественной войны и воинами-балтийцами.
Олимпиада по истории.
Воспитание музейными средствами.
Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине.
Славные страницы истории родного края
Музей становится у нас центром краеведческой работы школы: мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы.
История села.
Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Традиции школы
Праздник «Масленица»
Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом выше перечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.
Вот и получается, что история :
- это и есть учитель ;
- учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем;
- учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир;
- учитель помогающий воспитывать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.
Я – патриот!
Презентацию подготовили :
Воспитатель логопедической группы № 1
Кучерук Елена Владимировна
Педагог-психолог
Таратунина Мария Александровна
ГБОУ Школа № 1973
Дошкольное отделение № 1
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
- Знакомство с государственной символикой страны, города, района.
- Формирования понятия у ребёнка о семье, составление родословной и семейного герба, история происхождения фамилии.
- Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
- Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками, народным декоративным-прикладным искусством.
- Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.
Задачи патриотического воспитания дошкольников
- Формирование чувства привязанности к своим близким, к своему дому, друзьям в детскому саду.
- Формирование чувства любви к своей Родине, культуре, традициям.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств.
- Воспитание патриотизма. Уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Принципы работы по патриотическому воспитанию
- Принцип личностно-ориентированного общения;
- Принцип тематического планирования материала;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности;
- Принцип занимательности;
- От близкого к отдаленному;
- От общего к частному (где каждое частное выступает перед ребенком как часть чего-то общего, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания);
- Опора на опыт самих детей;
- Взаимосвязь с семьей.
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей.
Система и последовательность работы по
нравственно-патриотическому воспитанию представлена в блоках:
Мы живем в России.
Вместе дружная семья.
Мой любимый детский сад.
Дошкольное детство – особый период в жизни ребёнка. Именно в это время закладываются основы будущей личности. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.
Создание условий в группе для формирования гражданско-патриотической позиции у детей
В нашей группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Собрав материал для мини-музея, было отведено для него отдельное место, где дети могли бы поближе познакомиться с историей нашей Родины, района.
Дошкольники совместно с родителями приняли активное участие в создании альбома «Расту культурным».
Для создания этого альбома родители совместно с детьми
составляли родословное древо,
рисовали герб своей семьи и поделились знаниями об истории
происхождения своей фамилии.
Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!
Т. Бокова
Природа! Как много стоит за этим простым словом! Это и растительный мир, и животный, и власть стихии. А чтобы природа поделилась с нами своими знаниями, нам надо быть очень внимательными к ней.
Посещение школьного музея боевой славы
И мне, наследнику Победы,
Сегодня не заснуть опять.
Спешу по фронтовому следу
В те годы тех людей понять.
В. Широков
И сладко песнь в честь родины поётся, И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, И с радостью внимаешь звуку слов: «Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
И. Никитин