Капризы у ребенка: что делать? Почему ребенок может капризничать, причины и что делать, советы психологов Как сделать чтобы ребенок не капризничал

Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.

Когда ребёнок капризничает, что он чувствует?

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».

Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.

Почему важно правильно реагировать на капризы ребёнка?

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.

Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.

Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают.

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания.

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова.

Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.

5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».

Что нужно делать, когда ребёнок капризничает и ноет?

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

  1. Удержите себя от привычных командных фраз;
  2. Начните со слов «Я тебя понимаю»;
  3. Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
  4. Обнимите его;
  5. Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
  6. Подскажите, что нужно делать;
  7. Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Всего Вам самого доброго!

Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-курс, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Каждый ребёнок, даже самый послушный, время от времени из ангела превращается в маленького монстра. Он раздражается, нервничает, постоянно твердит: «Не хочу! Не буду! Не нравится! Не…» И каждое новое «не» повышает градус накала, и ваша нервная система постепенно закипает.

Умом вы понимаете, что взрыв эмоций ни к чему хорошему не приведёт, но очередной каприз срабатывает катализатором, и, подобно «Ментосу», брошенному в стакан с кока-колой, ровную гладь превращает в брызжущий фонтан. От этого становится плохо и детям и взрослым.

Что же делать? Где брать терпение? Как предотвращать конфликты с такими дорогими и любимыми, с нашими детьми?

Ругать нельзя, понять

Когда вы чувствуете, что терпение на исходе, скажите себе «стоп». Несколько раз глубоко вздохните (лучше с задержкой дыхания на несколько секунд). И после этого постарайтесь определить причину нервозного состояния малыша. А потом устраните её. В большинстве случаев вам легко удастся предотвратить конфликт.

Как правило, ребёнок ведёт себя не так, как вы ожидаете, не потому, что хочет навредить, а потому, что у него есть для этого основания. Не надо его ругать. Вполне возможно, что он отказывается поступать, как вы хотите, из-за высокой температуры. Или его мучает жажда. Или его напугали тени на стене.

Причины детской раздражительности

1. Накопилось слишком много неизрасходованной энергии

Если ребёнок долго находился без активного движения, например смотрел спектакль или неподвижно сидел во время переезда в машине, ему обязательно надо выплеснуть всё, что собралось за это время. Для ребёнка противоестественно долго находиться в статичном положении. Он подобен реке, которая бурлит и должна быть в движении.

Что делать. Дайте ему возможность побегать, попрыгать, полазить. Любые физические упражнения помогут снять этот вид напряжения.

2. Ребёнок возбуждён и испытывает неприятные эмоции

Малыш может испугаться, а вы этого даже не заметите. Или рассердиться, или обеспокоиться чем-то. И, конечно, все эти эмоции будут прорываться наружу в виде плохого настроения. Не каждый взрослый способен контролировать свои чувства и не выплёскивать негатив на окружающих. Что уж говорить о детях.

Несмотря на то что взрослым детские поводы для расстройств часто кажутся несерьёзными, нужно внимательно и уважительно к ним относиться. Не стоит убеждать ребёнка, что это пустяк. Раз причина вызвала такую реакцию, значит, она заслуживает внимания.

Что делать. Скажите, что понимаете его. Что вы тоже испугались бы (рассердились) и, может, даже сильнее. А потом постарайтесь переключить его внимание на что-то позитивное.

3. Ребёнок испытывает голод или жажду

Казалось бы, что может быть проще - понять, что ваш малыш проголодался. Но основная сложность в том, что не все дети осознают желание есть или пить. Они чувствуют дискомфорт, но не понимают почему.

Что делать. Регулярно спрашивайте, предлагайте, а иногда и настаивайте. Особенно это касается .

4. Ребёнок испытывает усталость

Причин, вызывающих усталость у детей, много. Помимо физических (долгая ходьба или продолжительные активные игры), есть и эмоциональные. Ребёнок устаёт, если ему не интересно происходящее или если действие длится очень долго. Также ребёнок может устать от избытка положительных эмоций. Часто родители пребывают в растерянности, если после посещения парка с аттракционами, мороженого и всевозможных развлечений ребёнок бурчит и злится. А разгадка проста: много хорошего тоже плохо.

Что делать. Необходимо дать ребёнку возможность отдохнуть или переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Ребёнок заболел

Иногда бывает так, что утром малыш весёлый, общительный. А потом вдруг всё меняется, как будто резко переключили тумблер. Он начинает капризничать, плакать, сопротивляться.

Что делать. Присмотритесь к малышу. Потрогайте лоб, измерьте температуру и, если есть основания, обращайтесь к врачу.

6. Ребёнок хочет настоять на своём

Все хотят чувствовать свою значимость, и дети в том числе. Даже самые маленькие - уже личности со своим мнением и взглядами. Дети желают хоть изредка управлять ситуацией и самостоятельно принимать решения. Куда пойти, что надеть, какие игрушки взять с собой, какой маршрут выбрать, что заказывать в кафе. Это повышает их самооценку.

Что делать. Согласитесь с ребёнком, если для вас это не принципиально. Если же то, на чём ребёнок настаивает, вы не можете принять, объясните почему.

7. Ребёнок копирует взрослых

Каждый человек уникален, со своим набором качеств, и нет двух одинаковых людей. Но окружение корректирует нас, как морская вода камни. Неосознанно мы подражаем друг другу и становимся похожи.

Как-то я слышала об одном эксперименте, проведённом американскими психологами. В изолированную комнату пригласили двух человек с хорошим настроением. Они познакомились и начали общаться. В комнату зашёл третий - с плохим настроением. Он молча сел на свободный стул и никак себя не проявлял. Не двигался, не разговаривал, не принимал участия в беседе. Тем не менее вскоре у двух других участников эксперимента настроение испортилось.

Для детей семья и близкое окружение подобны такой комнате. Если мама и папа раздражены, нервничают или злятся, то ребёнок очень скоро будет делать то же самое. Дети чувствительны к нашим настроениям, они всё впитывают.

Что делать. Следите за собой и контролируйте свои эмоции.

Иногда случается так, что дети требуют постоянного внимания к себе, пристают и не дают шагу без них ступить.

Вот наиболее частые причины такого поведения:

Важно отличать обоснованное требование от каприза и действовать соответственно. Если ребёнок эгоистично требует, чтобы мир вращался только вокруг него, объясните, что он не прав. Он должен учитывать интересы всех членов семьи так же, как это делают они.

В конфликтной ситуации всегда начинайте с объяснений и по возможности давайте выбор. Только потом ребёнка можно заставлять. Иногда приходится и поругать, но делать это стоит в самую последнюю очередь.

Когда вы что-то объясняете детям, важно убедиться, что они вас понимают правильно и вы имеете в виду одно и то же.

Однажды мы собрались ехать на море. Вечером решили, утром выехали. Трёхлетнему сыну сказали о поездке уже в машине, так как не хотели расстраивать, если что-то сорвётся.

Услышав, что мы едем на четыре дня на море, сын начал плакать и кричать: «Я не хочу! Поворачивай назад! Едем домой!» Мы в растерянности остановились возле придорожного кафе. Он съел пирожное, побегал, немного успокоился. Потом мы договорились, что доедем до моря и только посмотрим на него. Если ему там не понравится - сразу же поворачиваем назад.

И вот когда мы прибыли на место и заселились в апартаменты, настроение ребёнка резко изменилось. Он начал веселиться, напевать, достал из рюкзака игрушки и принялся их раскладывать. И тут выяснилось, что сын решил, что мы будем жить возле моря на песке, как герои мультфильма, который он недавно смотрел. И это его очень напугало. А мы поселились в доме с кроватями, и его такой отдых вполне устраивает. Для нас этот случай стал хорошим уроком: надо всегда уточнять, правильно ли мы понимаем друг друга.

Если же ситуация накаляется и терпение вот-вот лопнет, постарайтесь сделать паузу, прежде чем ругать ребёнка. Сосчитайте до десяти. Спросите себя: «Зачем? Кому станет от этого лучше?»

И научитесь . Делайте это редко, но твёрдо. Скажите, что понимаете его желание, а затем объясните коротко и понятно, почему вы не можете сейчас сделать то, что хочет он. Ребёнок поймёт. Если же он продолжит настаивать (что часто делают дети), используйте его же приёмы. Просто повторяйте: «Нет, нет, нет».

Рано или поздно с проблемой детских истерик сталкиваются все родители, ведь детки, как и взрослые люди, переживают кризисные моменты, иногда находятся в плохом расположении духа, болеют. Факторов, влияющих на настроение малыша, множество. Если у вас дома место милого карапуза вдруг занял капризный ребенок, не знающий, чего он хочет, в первую очередь разберитесь, почему это происходит. Зная причину, можно найти эффективный способ исправить ситуацию и вернуть на место своего славного карапуза.

Самый «капризный» период в жизни ребенка – младшее дошкольное детство. К 2.5 годам малыш уже научился разговаривать, объяснять свои желания, выражать мысли. Около трех лет начинается кризис «непослушания» — появляются бурные капризы, протесты, ребенок постоянно противоборствует со взрослыми, демонстрируя свою волю, самостоятельность, проявляя упрямство. Четырехлетки – достаточно самостоятельны, дисциплинированны, даже рассудительны, частые истерики им несвойственны.

Интенсивные, регулярные капризы старших дошкольников – сигнал к тому, чтобы проанализировать атмосферу в семье. Психологическая консультация поможет выявить возможные проблемы, дающие стрессовую нагрузку на психику ребенка.

Причины плаксивости детей 2 – 3 летнего возраста так или иначе связаны с ощущением дискомфорта – физического, либо эмоционального. Малыши не всегда осознают свои чувства, эмоции, потребности, поэтому не могут объяснить родителям, чего они хотят. Для крохи такое состояние является сложным испытанием, он пользуется единственно доступным инструментом – капризностью – чтобы избавиться от негативных переживаний. За слезами от куртки неправильного цвета или не купленного мороженого могут скрываться гораздо более глубокие проблемы.


Какими бы ни были причины капризов, их суть одна – малышу плохо, некомфортно, ему нужна помощь, чтобы справиться со своим состоянием. Маленькие детки не имеют в своем арсенале других приемов, чтобы попросить взрослых об эмоциональной защите, принятии, любви. Чрезмерно капризный, плаксивый ребенок – это ребенок, нуждающийся во внимании к его истинным потребностям.

Методы борьбы с плохим поведением

Разобравшись с тем, откуда берутся капризы, слезы и противоборство, родители могут сделать самое главное – хладнокровно принять ситуацию, понять своего кроху. Следующий важный шаг – осознать, что ребенок имеет право переживать любые эмоции. Если малыш зол, обижен, раздосадован, значит, есть нечто, вызвавшее в нем эту реакцию.

Дайте ребенку право чувствовать то, что он чувствует. Фразы вроде «так плакать некрасиво!», «ну что ты врешь, это совсем не больно», «прекрати, ты уже взрослый!» несут один посыл – твои чувства неправильные, перестань чувствовать, ты неправильный, ты мне такой не нужен. Задача взрослых – научить распознавать свои эмоции, экологично, безопасно выражать их.

Если запрещать чувствовать нельзя, что делать для исправления поведения?

  • Отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер описала технику активного слушания, которая помогает родителям и детям всех возрастов понимать друг друга без слез и истерик. Прием заключается в том, чтобы продемонстрировать ребенку свое безусловное принятие, сопереживание, готовность быть рядом. Назовите эмоцию малыша и сообщите о том, что понимаете его. «Да, я вижу, что ты очень хочешь эту игрушку, она тебе нравится, тебе очень обидно, что я не буду ее покупать. Ты на меня рассержена, и тебе хочется плакать. Я бы на твоем месте тоже расстроилась». Слыша подобные слова регулярно, капризный ребенок постепенно научиться выражать свои чувства спокойно. Многим родителям сложно перейти к такой модели поведения, потому что она сильно расходится с привычными паттернами. Те мамы и папы, которые попробовали и закрепили активное слушание в своей семье, замечают, что детские капризы стали случаться гораздо реже и заканчиваться быстрее.
  • Знаменитая и популярная Людмила Петрановская предложила в сложных ситуациях использовать метод контейнирования. Что это значит? Взрослый создает для малыша своего рода контейнер, кокон, психологически безопасное пространство здесь и сейчас. Каждый раз, встречаясь с преградой, кроха испытывает фрустрацию. Задача близкого взрослого – создать безопасные условия для переживания этой фрустрации. Быть рядом, выслушать, присесть, чтобы оказаться с чадом на одном уровне, установить зрительный контакт, крепко обнять, погладить, взять за руку, позволить выплакаться. Лучший способ контейнирования – объятия.

Взаимодействуя с ребенком изо дня в день, что делать, чтобы снизить вероятность капризов?


При общении и планировании деятельности с чадом, нужно учитывать его темперамент, особенности характера, предпочтения. Ищите компромиссные варианты взаимодействия, не требующие «ломки» малыша.

Важнейшее условие хорошего настроения отпрыска – внутреннее состояние родителей. Даже самый капризный ребенок станет спокойным, если рядом с ним отдохнувшая, умиротворенная, довольная мама. Поэтому в первую очередь, насколько это возможно, – заботьтесь о себе, радуйте себя, обеспечивайте себе необходимый уровень комфорта.

Если капризничает малыш до года

Как быть, если совсем маленький ребенок – очень капризный, все время куксится, плачет, требует, чтобы его взяли на ручки и снова плачет?

Такие крошечные детишки еще не умеют капризничать. Если ребеночек беспокоится – значит ему больно, страшно или одиноко. Что можно попробовать, чтобы облегчить состояние крохи:

  • Дети на ГВ обычно успокаиваются на маминой груди,
  • Колики, режущиеся зубки, плохое самочувствие из-за изменения погоды легче проживать у матери на руках. Альтернативное решение, разгружающее руки, — слинг,
  • Некоторые ребятишки любят теплую воду, массаж, прыжки на фитболе,
  • Бывают детки, которые успокаиваются, просто глядя в окно,
  • Белый шум благотворно влияет на психику младенцев: включенная вода, фен, запись звуков водопада,
  • Смена «дежурных». Несмотря на сильнейшую привязанность к матери, новорожденные часто затихают на руках у других взрослых. Возможно, это связано с состоянием мамы, которая от капризов буквально сходит с ума. «Свежий» взрослый дает малышу чувство умиротворения,
  • Очень важно вовремя уложить чадо спать, поищите оптимальное время укладывания на ночь,
  • Приобретение новых навыков – переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить – часто сопровождается капризами. Наберитесь терпения, помогайте, когда это необходимо,
  • Дети первого года жизни связаны с мамой на глубинном, подсознательном уровне, поэтому очень важно ее состояние. Порой, чтобы малыш снова стал улыбчивым ангелочком, женщине нужно на две-три недели забросить бесконечные домашние дела, выспаться и отдохнуть.

Какими бы ни были причины детских капризов, большинство мальчишек и девчонок успешно преодолевают сложный период повышенной слезливости и противоборства. Умение взрослых слушать, слышать, понимать своего ребенка позволяет выйти из кризисного этапа максимально быстро и с минимальными потерями.

Многие родители задаются вопросом: как воспитывать капризного ребенка.

Его поведение может выводить из себя, но бороться с детскими капризами нужно обязательно.

Причины

Почему дети капризничают? Причины капризов могут различаться в зависимости от возраста.

1-2 года

Почему малыш постоянно ноет? В данном возрасте наиболее частыми причинами капризов становятся:

  1. Недосып : ребенок не выспался, поэтому становится плаксивым и раздражительным.
  2. Переутомление : если родители водили малыша на мероприятие, в больницу, долго были на прогулке, он может устать и дать знак капризами, что нужно идти домой и отдыхать.
  3. Смена обстановки : ребенок привыкает к определенному помещению и людям, и если обстановка вдруг изменилась он пугается, не понимает, почему все изменилось, пытается привлечь к себе внимание, чтобы его защитили.
  4. Реакция на слово "нельзя" : малыши начинают интересоваться всем, что находиться за пределами кроватки и не понимают, почему родители им не дают познавать мир.
  5. Невозможность высказать свое мнение : чадо чувствует, что им руководят и у него складываются определенные убеждения, а выразить их не способен, поэтому единственным выходом из ситуации остаются капризы.

Психологи называют этот возраст первым . У ребенка к этому времени накапливается определенный багаж знаний и навыков, который требует перехода отношений с родителями на новый уровень.

Он начинает осознавать, что является личностью . Ему интересен окружающий мир, который с помощью освоения речи пытается познать.

Дети в этот период еще не могут наладить контакт с окружающими с помощью речи и сказать, что им нужно или не нравится: не способны выразить словами то, что их волнует, поэтому начинают капризничать.

Происходит осознание того, что такое поведение привлечет внимание близких людей.

3-4 года

Этот возрастной период является сложным, потому что происходит перестройка отношений между малышом и родителями.

У него к этому времени уже сформировался , происходит осознание собственного "я". С учетом изменившегося поведения, ставшего более осознанным, пытается построить отношения заново.

Если происходит непонимание со стороны взрослых, малыш реагирует очень эмоционально , возмущаясь, что его не понимают и не хотят воспринимать всерьез. Даже спокойные дети становятся и могут вести себя следующим образом:

Психологи говорят о том, что такие действия нельзя назвать устоявшимися .

Чадо экспериментирует с воздействием на окружающих. Ему интересно, получится ли обладать тем, чем хочется, если плакать и кричать.

5-6 лет

В этом возрасте эмоциональные срывы случаются уже вполне осознанно . Ребенок знает, что добьется своего, если начнет плакать, визжать и стучать ножками о пол.

Он воздействует таким образом на окружающих, чтобы были выполнены его желания. Подобные в будущем усилятся, если их не пресечь в этом возрасте.

Такое случается, если в более раннем возрасте капризы заканчивались нужным для него результатом . Родители просто не знали, как на это реагировать, поэтому давали любимому чаду желаемое.

Следует перестать это делать и не идти у него на поводу, продолжая придерживаться собственной точки зрения.

Почему малыш капризничает только с мамой?

Некоторые дети капризничают только с мамой, при этом у них может быть прекрасное поведение в или при общении с другими людьми.

Такое происходит, потому что маму малыш любит больше всего.

С этим человеком выстраиваются более доверительные и близкие отношения .

Психологи говорят о том, что такое бывает при доверии матери. Он не притворяется, не боится проявить все свои чувства. В будущем сможет делиться самым сокровенным с этим человеком.

Может происходить такое и по другой причине: ребенок не успел перестроиться . Например: проводил время с бабушкой и подстроился под ее поведение, а когда пришла мама, не успел перестроиться. Продолжает вести себя так, как вел с бабушкой.

Чтобы настроиться под поведение матери, нужно время. Пока происходит перестройка, он может вести себя странно и плохо контролировать собственное поведение.

Со стороны это выглядит, как . В этой ситуации следует успокоиться и не повышать тон голоса, не провоцируя ухудшение его поведения.

Что делать?

Ребенок часто психует и капризничает? На капризы и эмоциональное поведение детей родители часто не знают, как реагировать. Психологи говорят о том, что бороться с этим криком, повышением голоса нельзя .

Это только усугубит ситуацию и сделает его очень нервным, эмоционально неустойчивым.

Существуют другие пути решения проблемы. Специалисты предлагают делать следующее:

  • пытаться найти общий язык, поговорить;
  • успокоить, обнять;
  • чаще спрашивать у ребенка его мнение, чтобы он понял, что его мнение важно близким;
  • выделить малышу собственное пространство — комнату или уголок, где он сможет играть, отдыхать от других людей, проводить время наедине с собой;
  • по возможности идти на уступки, чтобы найти компромисс.

Можно поиграть с ним, проводить с ним больше времени , чтобы он не испытывал дефицита внимания, понимал, что его любят и ценят, а капризы не нужны.

Вместо крика следует обнять малыша, проявить любовь. Крик только оттолкнет его и замкнет в себе.

Как справиться с капризным чадом?

Чтобы справиться с такими ситуациями необходимо знать несколько хитростей:

Данные методы помогут установить связь, справиться с капризами.

Как бороться с детскими капризами?

Методов борьбы с данным поведением существует несколько:

  1. Разъяснение правил. Родитель должен подробно разъяснить, что можно делать, а что нельзя. Он должен понимать, что ему не все дозволено и существуют определенные рамки. Не стоит поддаваться на провокацию, если чадо продолжает требовать свое. Нужно проигнорировать его слезы, провокации и манипуляции. Через несколько минут малыш успокоиться и сам прибежит с извинениями.
  2. Бывает, что капризы появляются из-за того, что ребенок голодный или уставший. Надо поинтересоваться, возможно его стоит покормить, либо он хочет отдохнуть. Разговоры помогут решить ситуацию.
  3. Надо объяснить, что за неподобающее поведение следует наказание . Он должен понять, что его негативные эмоции и крики не одобряются близкими.

Следует объяснить малышу, что требование не будет выполнено.

Говорить надо строго, но не кричать.

Как воспитывать капризулю?

Зачастую такие дети бывают более чувствительными , требовательными к окружающим. Им нужно, чтобы близкие поддерживали их, были рядом и не обижали.

Любая фраза может вывести их из себя, но только из-за ранимости и обидчивости. Злоба и агрессия являются последствиями, а не причиной возникновения такого поведения.

Ни в коем случае нельзя называть таких детей плохими или , поскольку ситуация изменится в худшую сторону.

Следует воспитывать таких детей немного по-другому. К ним нужно проявлять больше заботы и внимания , разъяснять, что хорошо, а что плохо.

Родители должны стать и наставниками, и друзьями . Они должны видеть в них поддержку, любовь. Если и случилась истерика, либо срыв, кричать не нужно, лучше ограничиться строгим разговором.

В моменты истерик следует поговорить, но если это не помогает, надо слегка отойти от него на небольшое расстояние и продолжать наблюдать за поведением.

Скорее всего, спустя несколько минут малыш поймет, что поступил плохо и сам подойдет с извинениями. Нужно дать время это понять .

Надо выработать установку, что поощряется только хорошее поведение. Если он ведет себя хорошо, его хвалят, делают комплименты, готовят вкусные блюда. Это будет стимулом для хорошего поведения. Истерики останутся в прошлом.

Как успокоить перед сном?

Капризы перед сном: что делать?

Перед сном дети капризничают по разным причинам: устают, либо не хотят ложиться спать из-за мультфильма по телевизору, компьютерных игр.

В этом случае нужно найти подход, успокоить его, поскольку излишняя нервозность и раздражительность может спровоцировать нарушение сна .

Надо выяснить причину такого поведения. Возможно, он на что-то обиделся, хочет о чем-то сказать родителям.

Перед сном надо создать комфортные условия в комнате : проветрить ее, слегка приглушить свет, если имеется боязнь темноты. Следует обеспечить малыша удобной подушкой, потому что порой из-за дискомфорта появляются недовольство и истерики.

При воспитании детей следует помнить о нескольких рекомендациях :

  • надо быть честным и искренним в общении, ложь рано или поздно раскроется и оттолкнет малыша;
  • следует делать попытки в установлении связи, нужно пытаться его услышать и понять;
  • нельзя срываться на крик и повышение голоса, это не выход из ситуации;
  • необходимо быть терпеливым, держать себя в руках, не проявлять негативные эмоции.

Если малыш ведет себя плохо, нужно с ним поговорить. Необходимо донести информацию, что родители — не враги, а друзья и хотят для него только лучшее.

Ошибки родителей

Главными ошибками в процессе воспитания являются:

  • потакание ребенку, выполнение его требований;
  • отказ от разговора и контакта с чадом;
  • проявление негативных эмоций, крики;
  • высказывание обидных фраз;
  • применение телесных наказаний.

Многие родители не пытаются исправить ситуацию: предпочитают срываться на крик, физически наказывать, а не объяснять, что он сделал неправильно. Нужно рассказать ему, что делать нельзя, чтобы в будущем малыш так не поступал.

Крики и негативные эмоции ни к чему хорошему не приведут и могут стать причиной развития психических заболеваний в будущем.

Воспитание капризного ребенка — непростое занятие. Нужно учитывать несколько правил, следовать рекомендациям психологов.

Чтобы не допускать ошибок, надо тщательно следить за собственным поведением . Правильное воспитание поможет ребенку раскрыться и перестать проявлять негативные эмоции.

Что делать, когда ребенок капризничает? Узнайте из видео:

На излишнюю капризность детей жалуются многие родители. Конечно, основной вопрос мам – что делать, когда капризность становится постоянным состоянием малыша. Как реагировать правильно – игнорировать, ругать или отвлекать? Но следует понимать, что не менее важно найти причину такого поведения ребенка. Именно от нее зависит ваше решение этой проблемы.

Капризный ребенок: в чем причина?

Ни одно действие ребенка не возникает само по себе – из ниоткуда. Любое действие – это отражение чувств и внутреннего состояния малыша. Основными причинами для излишней капризности обычно являются:

  • Проблемы со здоровьем.
    Ребенок не всегда понимает, что он болен, голоден или устал. Если он слишком мал или переполнен эмоциями, он не может выразить свое состояние. Этот дискомфорт и выражается в капризном поведении.
  • Излишек опеки от родителей и родственников.
    Желание оградить кроху от опасностей и различных ошибок нередко приводит к тому, что ребенок полностью теряет необходимость в проявлении самостоятельности. Следствием тотального контроля, сдувания пылинок и традиции все делать за ребенка становится неспособность и нежелание малыша взрослеть. В этом случае, капризность ребенка, как правило, означает его избалованность.
  • Кризис трехлетнего возраста.
    Резкие перемены в ребенке этого возраста замечают многие мамы. В первую очередь, это вызвано тем, что малыш заявляет о себе, как о личности, и требует для себя свободы. Ребенок начинает бунтовать против гиперопеки, выражая это в силу своих возможностей – то есть, капризностью.
  • Отношения и микроклимат в семье.
    Поток информации извне, активное общение и новые впечатления – это основная причина усталости малыша. Поэтому дома он ждет спокойствия, стабильности и атмосферы любви между родителями. При отсутствии таковых (ссоры и скандалы, перемены в жизни и пр.) ребенок начинает протестовать. Отсюда и появляется капризность, плаксивость и другие реакции малыша на действительность, которая его не устраивает.

Инструкция для родителей: как справиться с капризами ребенка

В первую очередь, родители должны понять, что именно они – самая частая причина капризов . Если со здоровьем малыша все в порядке, то его каприз – ответная реакция на окружающую обстановку, поведение родителей, методы воспитания и пр. Поэтому для начала определитесь с причиной и разберитесь – почему ребенок капризничает. Далее, исходя из ситуации, научитесь реагировать на капризы правильно.