Купальские травы: Иван-да-Марья и Цветок папоротника Добавить свою цену в базу Комментарий. Иван-да-марья - антидемоническая трава, любовь Что делать потом

Продолжение материала про Купальские травы. В мы узнали про такие полезные травки, как: Разрыв-Трава, Богатки, Плакун-Трава, Чернобыльник, Расперстьице, Пастушья сумка, Крапива и Заячья Капуста. Советуем также прочесть статью для того, чтобы узнать — как именно необходимо собирать травы. Теперь же поговорим о таких травах, которые имеют особое значение на Купалу — это Иван-да-Марья и Цветок Папоротника.

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Иван-да-марья

Иван-да-марья (Марьянник дубравный, брат с сестрой, желтяница, Иванова трава, луговой звонец, меткая трава, братка, медунка, медянка, огнецвет, желтушка, Адам и Ева, золотушная трава, сорочьи стружки, кушарка, люкрец, кобылья трава, желтоголовик, цветы Купалы) — название растения, цветы которого отличаются двумя разными цветами, чаще всего — жёлтый, синий или фиолетовый.

Именно на Купалу и рвут растение Иван-да-Марьи, которое обладает особыми свойствами. Волшебные свойства этого растения, которое сорвано в летний день солнцестояния, заключается в том, что оно помогает уйти от погони тому, кто держит его при себе. Также существует поверье, что человек, у кого есть этот цветок при себе, может ездить быстро даже на старой кляче. Если соответствовать духу времени, то можно предположить, что иван-да-марья может помочь гонщику, который вместо лошади использует автомобиль. Раньше его носили при себе гонцы и лазутчики. Кроме того, свежий сок, выжатый из этого цветка, дают пить потерявшим слух или ум, память, рассудок. Также цветы, собранные на Купалу и хранящиеся в доме, защищают жилище от людей с плохими намерениями, злых духов (антидемоническая трава) и восстанавливают лад между супругами. Цветы этого растения вкладывают в углы дома. Такой ритуал помогает защитить жилище от воров. Брат с сестрой (жёлтый и синий цветочки) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что это говорят хозяева, после чего уйдёт восвояси.

Иван-да-Марья, безусловно, одно из самых главных растений праздника Купалы. Редкая травница не пойдёт в луга, чтобы найти именно Марьянник. На само же празднество, Купала-да-Мавка является одной из травок, которые входят в плетущийся для гадания венок.

Иван-да-Марья считается лечебной даже в наше время и применяется для изготовления различных препаратов. Стебли, листья и цветки собирают и сушат в тени под навесом и в хорошо проветриваемом помещении. Хранить можно не более 10 месяцев, отдельно от других растений. Свежая трава, которая измельчена, хорошо заживляет раны.

Несколько рецептов:

3 ст. л. травы марьянника дубравного облейте литром кипятка, выдержите 2 часа, фильтруйте. Применяйте для обмываний и местных ванн при заболеваниях кожи.

1 ст. л. травы лекарственного растения ивана-да-марьи облейте стаканом кипятка, выдержите 30 минут, а затем фильтруйте. Пейте по половине стакана дважды в день при эпилепсии.

Также опытные травники советуют попариться веничком из иван-да-марьи в бане, в результате чего вы получите в организм массу полезных веществ.

Стоит знать, что этим растением нельзя злоупотреблять и принимать большие количества лекарственной травы, так как она содержит ядовитые гликозиды.

Папоротник (папорть, папороть, перекус, купирод, чертова борода, блошник, щитник, светицвет, Перунов огнецвет, жар-цвет) (Орляк обыкновенный, Pteridium aguillinum) всегда внушал людям некоторые подозрения и даже опаску. Это растение не похоже ни на какое другое, растущее в северной и средней широте. Оно больше похоже на южные пальмы, которые мало кто из древних славян видел, или на ископаемые растения, о которых люди узнали в конце второго тысячелетия нашей эры. Кроме всего прочего, папоротник, как правило, растёт не на открытых и светлых лугах и полянах, а ближе к болотам, в сырых и полутёмных местах. Всё это наводило людей на мысль, что именно папоротник может скрывать какую-то тайну и является далеко не простым порождением растительного царства.

Поверья славян гласят, что папоротник цветёт. Современная наука ботаника опровергает такую возможность, но дела магические не вписываются в контекст какой бы то ни было материальной науки и поэтому поверье живо до сих пор. Папоротник может цвести только раз в год, очень непродолжительное время, аккурат в ночь на Купалу (когда возможно всё, даже самое невероятное) и цветок его необычайно прекрасен. Можно сказать, что на Купалу папоротник является царём растений.

Цветёт он всего несколько мгновений, поэтому найти его ещё труднее. Ярко-огненный цвет распускается и может подарить тому, кто его найдёт, поистине божественный дар. Цвет папоротника ищут не только люди. За ним охотятся и различные духи, и сущности иного мира. Существует поверье, что, как только человек увидит такой цветок, он тут же должен его сорвать, не мешкая ни секунды. В противном случае его сорвёт чья-то невидимая рука и тогда можно с ним попрощаться. Так же, сорвав цветок, нужно спрятать его за пазуху и уходить прочь, не оглядываясь. Духи леса будут звать, окликивать, топать, кричать, но ни в коем случае нельзя оглядываться назад, иначе, по поверьям славян, можно попрощаться не только с находкой, но и с жизнью. Цветок папоротника может дать власть над всем, сбудутся все мечты. Такой счастливчик научится понимать язык зверей, узнает все скрытые тайны, сможет привораживать людей и даже обретёт дар невидимости. Как вы и сами можете понять, обладание такими талантами дорогого стоит. По другому поверью, цветок может указать местонахождение клада. Если человек сумел сорвать цветок, то все клады сами будут идти к нему в руки. Поэтому не только в языческой Руси, но и по сей день люди выходят в лес на Купалу, чтобы найти заветный цветок папоротника.

В Вологодской области сохранилось предание, в котором говорится, что если на Купалу найти большой папоротник и сесть возле него не шевелясь и накрывшись тканью, то можно узнать все секреты целебных трав. Перед таким человеком пробегут все травы, назовут себя и расскажут — от какой хвори они помогают.

Занимаетесь сбором и заготовкой мёда? Большой выбор медогонок вы сможете найти . Медогонки и комплектующие, тара, воскотопки, ульевые комплектующие, инвентарь, специализированная одежда и многое другое.

Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.

История праздника

До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль, который в 2019 году приходится на 21 июня.

С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием. Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель.

Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.

Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы

Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.

На Купалу ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя.

Купания в озерах и реках

Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоемах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства.

Кроме того, в купальскую ночь из озер и рек выходят русалки и водяные, поэтому до 2 августа, Ильина дня, можно купаться без опаски.

На рассвете принято было умываться утренней росой.

Очищающий огонь

На закате разжигали костры у реки или на высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.

В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.

Целебные травы

Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.

Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.

Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.

Большой силой для защиты от нечисти обладала полынь: ее сушили и развешивали в доме, вплетали в венки и носили на поясе. Для отпугивания ведьм, которые становились особо опасными в Иванову ночь, раскладывали на пороге и подоконниках в доме крапиву.

Цветок папоротника

По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник: из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.

Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.

Гадания и поверья

На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет — значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.

В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству. Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.

Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.



Известно, что цветок Иван-да-марья получил свое название в честь двух любящих сердец - молодца Ивана и красавицы Марьи. Народное предание гласит, что Иван и Марья обернулись в прекрасные цветки, дабы никогда не разлучаться друг с другом. Именно поэтому у растения всегда присутствуют цветы двух резко различаемых окрасок: у Ивана - лиловая рубаха, а у Марьи - желтый платочек. В данной публикации, будет рассмотрено общее описание иван-да-марьи, химический состав, применение иван да марьи в народной медицине, а также способы заготовки и хранения растения.
В простонародье растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.) имеет еще несколько названий: братка, брат и сестра, желтушка, желтяница, иванова травка, луговой звонец, марьянник дубравный, медунка, медянка, огнецвет, трехцветная трава. Однако большую известность получило название адам и ева (иван да марья)…На праздновании дня Купало проводятся гадания с применением венков, выполненных из четырех разных цветов - атрибутов. В состав такого венка входит также иван-да-марья.

Раньше существовало поверье, что, если на Купалу 21-22 июня собрать цветы иван да марьи, то они целый год будут охранять дом от разной нечисти, а трава оберегает семейный очаг и способствует обретению долгой и крепкой любви между супругами. Следует отметить и тот факт, что благоухающие сочные семенные мешочки очень нравятся муравьям. Эти лесные труженики растаскивают семена по лесу, способствуя, тем самым, распространению растения.

Магическое применение: антидемоническая трава. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. На мысли человека эта красивая трава практически не воздействует. Иван-да-марья применяется лишь в настоях.
Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает.
Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет. Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купала (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет порядка 10 процентов своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 21-22 июня (в день Купала), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, пожирают красоту и благополучие.
Много легенд было сложено славянами об этом распространенном на русских полях и в лесах цветке.
Это мифические брат и сестра, которые, по одному варианту, не ведали о своем родстве и вступили в брак. За нарушение обычая они были превращены богом в цветок.
По-другому - превратились сами, чтобы не разлучаться.
По-третьему - брат намеревался убить сестру, потому что она хотела соблазнить его, а она попросила посадить цветок на ее могиле.
Есть ещё одна красивая легенда: как-то раз пошли в лес за грибами Иван да Марья. Пришли они в лес, и тут началась гроза. Грибникам негде было спрятаться, и Иван заслонил собой Марью. Гроза стихла, и Иван да Марья вернулись домой целые и невредимые. А на том месте, где юноша спас девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые защищают непогоды желтые цветочки, так же как Иван защитил от грозы Марью.
Сочетая в себе желтый и голубой цвет, цветок отражал купальские значения огня и воды, столь широко используемых во время празднества. Центральными персонажами в обрядах и песнях были Иван и Марья. Праздник наивысшего расцвета природных сил стал апофеозом человеческой любви, поэтому и этот цветок явился воплощением сильной любовной страсти. Даря друг другу этот цветок, признавались тем самым в любви, преданности и верности.
Не совсем точно цветок отождествляют с трехцветной фиалкой, или анютиными глазками. Анютины глазки - это название имеет свое мифологическое объяснений. Якобы это девушка, которая была превращена в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни.


Цветок иван да марья имеет кистевидное соцветие, состоящее из множества отдельных цветков. Каждый цветок находится на своей цветоножке, спрятанной в пазухах верхних листьев. Все цветки обращены в одну сторону. Верхние прицветные листья окрашены в фиолетовый, ярко-лиловый, малиновый или синий цвет. Причем верхушка прицветного листа имеет более насыщенный окрас. Чашечка волосистая, венчик ярко-желтый. Плоды иван-да-марьи представляют собой продолговатые коробочки, которые при раскрытии делятся надвое. Зацветает иван да марья обычно в конце весны и цветет до самой осени.

Местообитание растения
Иван-да-марья является лекарственным растением и встречается в основном на полянах, опушках, по кустарникам и светлым лесам европейской части России, а также на Северо-западе и Западе лесостепи Украины, на Кавказе, и даже в Сибири.

Заготовка и хранение растения
Растение иван да марья (листья, плоды, стебли, цветки) используется для приготовления лекарственных препаратов. Для этого плоды растения запасают в июле - сентябре, а надземную часть - в мае - сентябре. Сушить траву следует в тени, а хранить - отдельно от других растений и не более 10 месяцев.

Химический состав растения
Растение содержит такие элементы, как гликозид дульцит, алкалоиды, а его семена - ядовитый гликозид аукубин.

Применение иван да марьи в народной медицине
Растение медунка обладает инсектицидным, противовоспалительны м и хорошим ранозаживляющим действием.
Настой травы нашел применение в народной медицине. Его применяют внутрь при гипертонической болезни, головокружении, болезнях сердца, невралгиях, эпилепсии, заболеваниях желудка и органов желудочно-кишечного тракта и наружно в виде обмываний и ванн при туберкулезе кожи, чесотке, диатезах, экземах, различных сыпях, заболеваниях органов грудной клетки, ревматизме и как ранозаживляющее.
Измельченная свежая трава иван-да-марьи, способствует быстрому заживлению ран. Отвар плодов этого растения применяется для уничтожения вредных насекомых.

Рецепты приготовления настоев

Настой для наружного применения:
В посуду положить 3 ст. л. измельченной травы растения и залить 1 литром горячей кипяченой воды. Настаивать 2 часа, после чего процеженный настой применять в качестве местных обмываний и ванн при заболеваниях кожи.

Настой травы иван-да-марья используют как эффективное средство для ванн и местных обмываний при лечении золотухи, различных сыпей и чесотки. Для его приготовления 3 ст. л. марьянника заливают 1 литром кипятка и, настояв около 2 часов, процеживают.

При лечении гипертонической болезни, головокружения, болезней сердца, невралгии, эпилепсии, заболеваний желудка и желудочно-кишечного тракта применяют другой настой марьянника дубравного. Для его приготовления 1 ст. л. травы заливают стаканом кипятка, затем настаивают полчаса и, процедив, принимают дважды в день по половине стакана.

С помощью свежей измельченной травы и ее порошка ускоряют процесс заживления ран, а отваром плодов уничтожают вредных насекомых.

Настой для применения при эпилепсии:
В посуду положить 1 ст. л. измельченной травы растения и залить 1 стаканом горячей кипяченой воды. Настаивать 30 минут, после чего процеженный настой пить по пол стакана два раза в день.

Противопоказания
Внимание! В состав растения входят ядовитые гликозиды, поэтому его применение требует большой осторожности!


Давно это было. Мхом забвения поросли события, когда - то случившиеся и канули в Лету даже слухи о них.

В одной деревне жил юноша, молодец - красавец. А по соседству проживала девушка, рядом с которой и звезда сияла ярче, такая она была прекрасная.

Ладненько всё было, жили, не тужили, пока в одно хмурое утро, в недобрый час случилась беда - зверь лютый из окрестных лесов да болотных топей похитил красну девицу. А для чего, то лишь ему ведомо.

Загоревал юноша, ведь любил он свою Марьюшку больше всего на свете. К великим Магам пошёл, чтобы помогли ему в деле нелёгком. Но они покивали головами, что, мол, знаем о твоём горе, но помочь не сможем, ибо нужна помощь не магическая, а иного рода.

Накинул юноша плащ на плечи, взял лук да стрелы, чтобы убить зверя непрошенного, да и двинулся в путь.

А недалеко от села, так сказать, в пригороде, жил старичок, седенький, худенький. Но на все руки мастер. И коня подковать, и по душам потолковать он мог.

Вот и привела тропинка юношу к старику. Попросил парень о помощи, на что старик ему ответил -

Любовь стреножит любого коня и дикого вепря превратит в ягнёнка кроткого, нужно лишь проявить чувство во всей полноте его так, как будто это и не зверь вовсе, а раненный в самое сердце злобой лютой человек, решивший отомстить всему миру за своё неразделённое чувство.

И рассказал старик о том, что давно, очень давно, жила в этом лесу фея, красавица и чаровница - чародейка. Приглянулась она Леснику, что жил неподалёку. Сколько он приложил стараний, чтобы быть услышанным ею, сколько стрел любовных выпустил он из сердца своего, о том нам не ведомо, лишь известно, что на погибель его души метила волшебница, а не ответным чувством одарить хотела.

Заклятие сработало. Поработилась душа Лесника злобою, а злодеяния превратили его в зверя. Не смогла растопить его сердца ни одна красавица, ибо похищенная любовь и не любовь вовсе.

Так и жил зверь, растерзавший сердце своё и мстивший каждому, кто хотя бы чуточку счастлив любовью ответной.

Выслушал юноша и призадумался.

Как быть?
Ведь теперь не лютый зверь перед ним встал, а сердце, горечью разбитое.
И решил он просить помощи
У Света Ясного, Солнца прекрасного,
У Водицы - Молодицы,
У Ветра - Богатыря
И у надёжи и опоры всем добрым людям - Землицы - Заступницы.

Троекратно помолившись, Четырём Сторонам Света поклонившись, призвал Силы Добра и Порядка и сумел заручиться их поддержкой в деле нелёгком.

И с попутчиками добрыми -
Водой Живой, струящейся Потоком,
Нисшедшей из Небесного Истока,
Святой Землёй и Ветром сизокрылым,
Что наполняет бодростью и силой,
А главное - умением ДАВАТЬ
ЛЮБОВЬ, и результата ждать
Лишь там, где Свет проявлен в полной силе
Огней ЛЮБВИ, даруя людям крылья.

И, троекратно Богу помолившись,
Его поддержкой в деле заручившись,
В лес пошагал на испытание смело,
И всё, скажу вам, сладилось умело,
Покрыл он зверя солнечной кольчугой,
Сказал, что даст любовь ему, как другу,
А Ветер напоил их ароматом
Цветов чудесных, и волшебным Платом
Покрыл жилище тёмное, убогое,
Тем высветлив его, и в путь - дорогу
Он улетел, тем сделав добрым дело -
Спасение души, Мудрец умелый!

А юноша, радея с каждым разом,
Стал наполняться солнечным алмазом
Из Света восходящего Светила,
Рассветом Славно - Жаркого Ярила!
О! Как Луч Света темень разгоняет,
И этот Луч из сердца посылает
Юнец отважный, и пронзает сердце зверя
Своей любовью! Разве быть потере?
Ведь обладает малый сердца Лучик
Былинной Силой, Доблестью Могучей!!!

И в миг возрос Росток из сердца зверя,
Наполнился надеждой и доверием
К тому, кто безраздельно смог
Узреть в сем чудище чудесный Огонёк!

Вернулась Красна - Девица к Ивану,
Они по чести славной, без обмана,
Взошли под Белокаменные Своды
В Любви, Надежде, Вере и Свободе!
Супругами назвались они радо,
Друг другу стали пламенной наградой,
Тепло их поздравляли, хлеб с вином
Вкушали, вдруг зашёл в их дом
Скиталец, чьи дороги ветром сшиты,
Отвесил им поклон, прочёл молитвы,
И пожелал им быть судьбой хранимыми
И на века бескрайние - Любимыми!

Сей путник смог постичь простой закон -
Любимым сможешь стать, коль сам влюблён
В поля бескрайние, леса и чисты реки,
Влюбиться важно и остаться Человеком,
Что, даже если чувство не разделят,
Не нужно мстить,а то явишься зверем!

КОМУ ДАНО ЛЮБИТЬ, ТОТ СЧАСТЛИВ БУДЕТ,

И ЭТОТ СВЕТ ПОДАРИТ ДОБРЫМ ЛЮДЯМ!!!

Наталия Ковалёва

/my8.imgsmail.ru/mail/ru/images/my/compass/icon-s6bdbb4381a.png" target="_blank">http://my8.imgsmail.ru/mail/ru/images/my/compass/icon-s6bdbb4381a.png); background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: 0px -2878px; background-repeat: no-repeat;">ЗЕЛЁНАЯ СИЛА МАКОШИ

Народные названия: брат с сестрой, желтяница, иванова трава.

Магическое применение: антидемоническая трава. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. На мысли человека эта красивая трава практически не воздействует. Иван-да-марья применяется лишь в настоях.

Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает.

Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет. Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Ивана Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет порядка 10 процентов своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Ивана Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, пожирают красоту и благополучие.

Много легенд было сложено славянами об этом распространенном на русских полях и в лесах цветке.

Это мифические брат и сестра, которые, по одному варианту, не ведали о своем родстве и вступили в брак. За нарушение обычая они были превращены богом в цветок.

По-другому - превратились сами, чтобы не разлучаться.

По-третьему - брат намеревался убить сестру, потому что она хотела соблазнить его, а она попросила посадить цветок на ее могиле.

Есть ещё одна красивая легенда: как-то раз пошли в лес за грибами Иван да Марья. Пришли они в лес, и тут началась гроза. Грибникам негде было спрятаться, и Иван заслонил собой Марью. Гроза стихла, и Иван да Марья вернулись домой целые и невредимые. А на том месте, где юноша спас девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые защищают непогоды желтые цветочки, так же как Иван защитил от грозы Марью.

Сочетая в себе желтый и голубой цвет, цветок отражал купальские значения огня и воды, столь широко используемых во время празднества. Центральными персонажами в обрядах и песнях были Иван и Марья. Праздник наивысшего расцвета природных сил стал апофеозом человеческой любви, поэтому и этот цветок явился воплощением сильной любовной страсти. Даря друг другу этот цветок, признавались тем самым в любви, преданности и верности.

Не совсем точно цветок отождествляют с трехцветной фиалкой, или анютиными глазками. Анютины глазки - это название имеет свое мифологическое объяснений. Якобы это девушка, которая была превращена в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни.

Иван-да-марья – не такое безобидное растение, каким может показаться вначале. У него на корнях есть особенные присоски, прикрепляющиеся к корням других растений, и высасывающие соки из них. Таким образом, марьянник дубравный получает дополнительные питательные вещества.