Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах. Процесс обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Краткое содержание: Как обучать ребенка правилам безопасного поведения. Безопасное поведение на дорогах. Как вести себя с незнакомцем. Безопасное поведение в обществе.

Не будем о грустном? Но ведь нужно!

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды...Короче говоря, навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше.

Прогулка - идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают "голые" советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, "с привязкой" к конкретным обстоятельствам...

Визг тормозов

Подхожу со своим шестилетним внуком Сашей к нашему дому. И вдруг - пронзительный визг тормозов. Оглядываемся. Разъяренный водитель "Жигулей" кричит на мальчишку, который, видно, под самым "носом" у него пересек на велосипеде дорогу. Мальчишка тоже перепугался: никак не может ногой попасть на педаль, чтобы удрать с "места происшествия".

Это Димка, - поясняет мне внук. - Ему недавно подарили новый велосипед.

Твой Димка чуть было не попал под машину. Вот смотри - он выскочил из-под арки нашего дома. Слева и справа от нее высокие кусты сирени. Водитель его не видел, а он не видел движущейся машины. Давай проверим - так ли это? Ты играешь Димку на велосипеде, а я - водителя... Только я "еду" по тротуару.

Саша с готовностью включается в игру. Убеждается, что из-за кустов меня, т. е. машину, не видно.

Между прочим, - говорю я внуку, - ты на своем самокате носишься так же лихо, как Димка на велосипеде. Так что, если разгонишься и вылетишь из-под арки на проезжую часть...

Внук озадачен. Дома он рассказывает о случае с Димкой маме. Я подмигиваю дочери. Она делает вид, что не понимает. Тогда я предлагаю внуку нарисовать, как было дело. Он с готовностью принимается за работу - рисует арку, кусты, дорогу. Схема готова. И внук с еще не прошедшим волнением рассказывает маме об увиденном.

В следующий раз во время прогулки я показываю другие опасные места в нашем дворе.

Например, узкие проходы между многочисленными "ракушками". Ребята, увлекшись игрой, часто выскакивают из них на дорогу перед подъездами, где носятся туда-сюда машины.

И мы снова разыгрываем сценку "наезда", по очереди меняя роли: то я "наезжаю" на выскочившего из прохода внука, то он - на меня.

Вообще полезно вот так, гуляя, ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места, где и как можно угодить под машину. И уж, конечно, следует заранее выбрать маршрут, по которому будет ходить ребенок в школу, объяснив ему и показав "в натуре", как он должен вести себя в пути.

Их разыскивает милиция

Но не только мчащаяся машина представляет угрозу для ребенка. Она может и аккуратно притормозить рядом.

Мальчик, а как мне проехать?.. А не хочешь ли ты прокатиться?..

Варианты заманивания могут быть самыми различными. И это тоже должен знать ребенок.

Вообще преступников, нападающих на детей и, прежде всего, преследующих сексуальные цели, можно разделить на две основные группы: на тех, кто, прежде чем напасть на ребенка, заманивает его тем или иным способом в места, где можно без свидетелей совершить свое гнусное дело, и тех, кто выслеживает свою жертву, идет за ней по пятам и в удобном месте нападает или, заранее выбрав такое место, терпеливо поджидает там.

Обезопасить ребенка от "заманивающих" преступников можно, если он хорошо усвоит правило, которое не раз доказывало свою эффективность: "Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!"

Преступники, "облюбовав" себе жертву, лишь в редких случаях, несмотря ни на что, преследуют ее. Как правило, не сумев "охмурить" одного ребенка, они ищут другого - более доверчивого.

Чтобы ваш ребенок не стал объектом нападения, надо убедить его избегать во что бы то ни стало опасных мест. А ими могут быть: безлюдные пустыри, придорожные лесопарки, новостройки, заброшенные дома, чердаки, подвалы. Именно такую обстановку выбирают преступники, охотясь за своими жертвами. Опасным местом, увы, стал и подъезд дома.

В наши дни на детей нападают не только сексуальные маньяки. На них посягают и с другими целями. Чтобы получить выкуп, заставить родителей подчиниться воле преступников или даже продать детей в качестве маленьких рабов.

Совершается немало имущественных преступлений. У детей отнимают деньги, одежду, шантажируют, заставляя уносить из дома мамины украшения и другие ценные вещи. Обманув ребят, преступники тем или иным способом проникают в дом и совершают кражи.

Заметив, что Саша, проходя мимо входа в подвал, бросает туда любопытные взгляды, я однажды предложил заглянуть туда. Там как раз шли какие-то ремонтные работы.

Мы спустились вниз по лестнице.
- Фу, - выдохнул, сморщившись, внук.
Один из рабочих рассмеялся:
- Это бомж здесь у вас обитал. Вон его место.
- Хочешь посмотреть? - предложил я.
- Не-е-е, - замотал головой Саша и потянул меня за руку к выходу.
И уже на улице, после долгого молчания, заметил:
- Я думал, там интересно, а там - одни трубы.

Я, конечно, воспользовался этим эпизодом, чтобы рассказать несколько историй о том, как преступники используют подвалы и чердаки для нападения на детей.

Увидев около нашего отделения милиции стенд с фотографиями, я решил во время нашей очередной прогулки показать его внуку.
- Посмотри, что там написано?
- Их ра-зыс-ки-ва-ет ми-ли-ция, - по слогам прочитал Саша.
- Давай подойдем поближе.

Я хотел, чтобы внук увидел фотографию улыбающегося мальчишки. И тоже шестилетнего, как и Саша.

У-шел из до-ма и не вер-нул-ся, - читал он по слогам слова над фотографией.

Было видно, что это жуткое несоответствие между улыбающимся мальчишкой и тревожными словами сильно подействовало на внука.

Мы долго гуляли молча.

А куда он подевался? - наконец спросил он.
Дождавшись этого вопроса, я стал рассказывать о разных случаях исчезновения детей.
- А как ты думаешь, как выглядит преступник?- спросил я внука в конце своего рассказа.
- Ну, он такой страшный, со зверским лицом и ножом за спиной.
- Ничего подобного, - сказал я. - Нападающие на детей преступники выглядят, как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Наоборот, они ведут себя вежливо, даже ласково.

Задайте такой вопрос своему ребенку. И вы услышите в ответ что-либо подобное. Вот этот разрыв между образом преступника, опасного человека, и действительностью часто играет роковую роль: ребенок доверчиво откликается на приветливое обращение.

Уже подходя к дому, внук спросил:
- А его найдут?
- Кого? - не понял я.
- Ну, того мальчика... который на фотографии.

И я понял, что мой рассказ о том, как пропадают дети, лег на подготовленную почву: он слушал меня и видел своего улыбающегося одногодка, который "ушел из дома и не вернулся".

Основные правила

Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.

Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.

Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду. Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Ребятишки этого возраста (или чуть постарше) должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.

Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.)

Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.

Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.

Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.

Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию.

Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.

Правила безопасности , которым обязательно следует обучить вашего ребенка:

Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
- Не гуляй до темноты.
- Обходи компании незнакомых подростков.
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
- Не отправляйся один в дальние поездки.
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
- Не садись в чужую машину.
- На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

« Формы и методы обучения детей правилам безопасного поведения на улице»

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих НОД по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
В младшей группе НОД лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.
На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).
Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.
В результате, дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
На НОД в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.
На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов.
И на прогулках, и на НОД в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор".
Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.
Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Следовательно, в игровом уголке 1 младшей группы должны быть:
1. Набор транспортных средств
2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу. Поэтому следует добавить:
1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
2. Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы в уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
4. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
7. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада. Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Можно использовать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
- наблюдения, экскурсии;
- игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные.
- моделирование и анализ заданных ситуаций.
-беседы, чтение художественной литературы.
-познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;
- минутки безопасности;
- больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки». Большое внимание следует уделять работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

    Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны».

    Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».

    Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте».

    Анкетирование.

    Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».

    Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.

    Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.

Список использованной литературы:

1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005
3. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 3-7 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.

Игры и упражнения по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому обучать детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать у них навыки правильного поведения на улицах является жизненной необходимостью.

Перед воспитателем стоит множество вопросов. Что такое дорожная безопасность для ребёнка? Какие правила поведения на дороге он должен знать? Как научить ребёнка избежать опасности?

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Данную работу целесообразно вести в соответствии с планом, который составляется на учебный год.

Инновационный подход к организации игр и упражнений с дошкольниками по дорожной тематике состоит в решении следующих задач:

- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для осознанного освоения правил поведения безопасной ориентации на улице;

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

При решении этих задач перед педагогами всегда возникает вопрос, какие игры необходимы детям младшего возраста, а какие игры нужны старшим дошкольникам? Ведь у каждого возрастного периода свои особенности восприятия информации и усвоения знаний. Однако осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на дороге невозможно без помощи родителей, ведь дошкольники не переходят улицу без их сопровождения. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. Только так можно избежать случаев детского травматизма. В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и поэтому следует уделять большое внимание работе с родителями: проводить собрания и круглые столы с целью ознакомления родителей с планом работы дошкольного образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Родителе следует подключать к изготовлению атрибутов, пособий, дидактических игр по рекомендациям педагогов. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей , в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль должна отводиться дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве.

Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице . Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них. Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин.

У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, зачем нужно запасное колесо, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика - кузов, то у легковой - салон с ремнями безопасности. Многие дети начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.

К детскому саду подъезжают крытые фургоны. Очень интересно обойти его и посмотреть, как выгружают разнообразные продукты.

Педагог: Одни фургоны привозят хлеб, булки - сразу вкусно пахнет! Другие - молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый.

Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками дети разводят руками влево и вправо: Поезжай налево! Поворачивай направо!

Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.

А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры . Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Театрализованные представления превращают каждое мероприятие по ПДД в сказку, игру, путешествие, поиск.

Одной из форм ознакомления детей с произведениями по ПДД может быть проведение литературных калейдоскопов , где участники читают стихи, отгадывают загадки, решают кроссворды и ребусы.

Физкультминутка. (Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения).

Мы по улице шагаем,

И ворон мы не считаем.

Смело мы идём вперёд,

Где пешеходный переход.

Когда дорогу перешли,

Можно прыгать: раз, два, три.

Вопросы для детей:

Как называют людей, идущих по улице (пешеходы) .

Где должны ходить пешеходы? (по тротуару) .

Где ездят машины? (по проезжей части) .

Как определить, где находится пешеходный переход? (на дороге нарисованы полоски – «зебра») .

По какому знаку можно узнать, где пешеходный переход? (демонстрация знака). Как этот знак называется? (пешеходный переход) .

Как нужно переходить улицу?

Ситуации для решения.

Обучение игрового персонажа Незнайки детьми.

Ситуация первая:

Глупый Незнайка играет в футбол,

Хочется очень забить ему гол,

Гонит по улице мяч со двора –

Разве для улицы эта игра?

Здесь ли футбольное поле с травой? –

Мчатся машины по мостовой!

Совет Незнайке:

Слушай, Незнайка, себя береги,

С улицы шумной скорее беги.

Сразу за домом, рядом со школой

Здесь у ребят уголок для футбола.

Там в безопасности будешь играть

Никого риску не подвергать.

Ситуация вторая:

Видит Незнайка, родителей нет,

Вмиг оседлал он велосипед,

Только сверкнули на солнышке спицы,

Решил к машине он прицепиться.

Ехал по улице грузовик,

Незнайка за борт ухватился тут вмиг…

Страшно прохожим смотреть на Незнайку,

Может попасть под машину, бедняжка.

Всюду машины – и слева, и справа.

Очень опасная эта забава!

Совет Незнайке:

Нельзя, Незнайка, цепляться к автомобилю.

Это опасно, ведь можно попасть под колеса автомобиля.

Ситуация третья:

Незнайка играл с мячом, а мяч выкатился на мостовую.

Ребята, скажите, как поступить Незнайке?

Совет Незнайке:

Незнайка, не спеши выбегать на мостовую за мячом, ведь по дороге движется транспорт. Водитель автомобиля не сможет резко затормозить и может произойти авария.

При этом ты, Незнайка, да и другие люди могут погибнуть.

Игра для детей «Собери светофор»

Правила игры:

Дети делятся на три команды. Каждой команде дается листок бумаги. Дети по команде раскрашивают один «Глазок» светофора в нужный цвет и передают листок другому.

В игре учитываются: Правильное чередование света на светофоре, скорость изображения, правильное раскрашивание методом штрихования, так же дисциплина во время игры.

Цель игры:

Уточнить и закрепить знания детей о необходимости наличия светофора на дорогах, знать и называть очередность света на работающем светофоре. Воспитывать умение быть внимательными, дружными во время игры.

Игра: «Красный, жёлтый, зелёный».

Вос-ль показывает три цветных круга: красный, жёлтый, зелёный.

Дети, прослушав стихотворение, выполняют определённые движения. Кто ошибся, тот садится.

Внимание! Глядит в упор

На вас трёхглазый светофор.

Зелёный, жёлтый, красный глаз-

Он каждому даёт указ!

На красный цвет- все хлопают,

На жёлтый - стоят молча,

На зелёный – бегут на месте.

Игра «Пешеходный переход»

Участники команд поочерёдно проходят дистанцию:

пролезают через обруч- это подземный переход; затем на одной ноге надо перепрыгнуть через полоски- это наземный переход; пройти по гимнастической скамейке – это надземный переход.

Игра «Перейди улицу»

Загадка:

Полосатая лошадка, ее зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (пешеходный переход)

У каждого игрока две дощечки в руках. Ребенок кладет одну дощечку на пол и становится одной ногой, кладет другую и становится второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, берёт и ставит перед собой и т. д.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья! »

Дети хором отвечают на вопросы: - Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас идет вперед, только там, где переход?.

Знает кто, что красный цвет, означает – хода нет?.

Кто из вас в трамвае тесном, уступает взрослым место?.

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?.

Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?.

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Я уверена, что знания «дорожной грамоты», освоенные посредством участия в разных видах игр и упражнений в детском саду, прочно запомнятся детям и помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.по развитию ВПФ, чтение и рассказывание Слушание, беседа игра Беседы...

  • Приказ № от 2013г. Рабочая программа средней группы 2013-2014 учебный год Принята на заседании педсовета от

    Рабочая программа

    Времени Игровые упражнения Народные подвижные игры и забавы. Игровые упражнения : «Пружинки» ... 2012г., курсы по программе: -«Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах », (г. Казань...

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования государственного образовательного учреждения (2)

    Образовательная программа

    ... . – М.: Просвещение, 2005. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах /Региональный стандарт Мин. образования Республики... игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. Скажи по ...

  • Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Документ

    2005. – 24 с. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. ... обучение 3. В природе все взаимосвязано ср., ст. Дидактическая игра 4. Правила поведения на природе ср., ст. упражнения ...

  • На чтение 10 мин. Просмотров 890

    Безопасное поведение детей и правильное воспитание в детях, чувства самосохранения, одна из первостепенных задач взрослых. Главное не запугать, а научить жить полноценной жизнью и адекватно реагировать на те, или иные ситуации, научить избегать или преодолевать проблемы, делать правильный выбор в различных ситуациях.

    Ни всегда рядом могут оказаться родные и близкие люди. Чрезмерная опека над ребёнком, не является гарантом безопасности, а порой только вредит развитию и становлению его личности.

    Темы безопасности детей довольно обширная и разносторонняя, поэтому рассматривать различные ситуации надо поэтапно.

    Одна из многих составляющих, затрагивающих эту тему, а также довольно часто встречающихся ситуаций – это как надо вести себя с незнакомыми людьми.

    Пример взрослого

    Дети не обладают достаточным разумом, чтобы использовать его по назначению. Если вы что-то пытаетесь рассказать, объяснить ребёнку, то демонстрируйте это и своими действиями.

    Дети чаще действуют на уровне инстинктов, а так как они у детей тоже недостаточно хорошо развиты, то моделируют поведение взрослых и поступают точно также. Авторитетом для подражания всегда, или почти всегда являются родители, а также другие близкие люди.

    Если вы сами распахиваете дверь перед незнакомцем, то и ребёнок никогда не спросит «Кто там?» прежде чем открыть дверь. То, что вы скажете просто на словах, у детей зачастую пролетает мимо ушей.

    Если хотите научить ребёнка безопасному поведению, то подкрепляйте сказанное своими практическими действиями.

    Взрослые люди довольно часто, преследуя корыстные и даже преступные цели, используют детскую доверчивость и простодушие. Безопасное поведение детей в наше время — редкость. Ребёнку надо объяснять, что есть плохие и хорошие люди, свои близкие, родные и чужие люди, пусть даже и знакомые.

    Ребёнок должен понимать, что никогда нельзя верить наслово людям, не являющимся близкими родственниками, особенно если они предлагают прогуляться или проводить из учебного заведения домой, якобы по просьбе родителей.

    Если уж вы, по сложившимся обстоятельствам не сможете забрать своего ребёнка из детского сада или школы, то покажите ребёнку, кто его сегодня или завтра заберёт.

    Желательно, чтобы это был кто-то из близких или хотя бы тех, кому вы хорошо доверяете и ребёнок, очень хорошо знает его в лицо, ведь ребёнок это самая большая ценность, которая у вас есть. Не маловажно предупредить воспитателя о том, кто придёт забирать ребёнка.

    Ребёнок с раннего возраста проявляет часть своих эмоций при помощи крика. Не подавляйте его инстинкты. Он должен уметь выплёскивать свои эмоции не только ради каприза, но и в случае, угрожающей ему опасности. Когда кто-то пытается увести ребёнка насильно, главное, чтобы он правильно отреагировал и криком привлёк к себе внимание окружающих. Случаи похищения детей довольно распространенное явление.

    Учите и постоянно напоминайте ребёнку его имя и фамилию, а так же адрес, пришейте бейджики с внутренней стороны одежды. Ребёнка могут не только похитить, но и банально, ребёнок может просто заблудиться, проехать остановку или потеряться в толпе.

    При помощи фотографий вы не только запечатлеваете яркие моменты жизни вашего ребёнка, но и можете использовать изображения в экстренных случаях. Поэтому важно, чтобы среди обычных фоток, были и снимки крупным планом и в полный рост. Это облегчит поиски, в случае пропажи ребёнка.

    В ходе обучения безопасному поведению своего ребёнка, избегайте прямых фраз о подстерегающих его опасностях, постарайтесь провести эти занятия в форме ролевых игр по заранее обдуманному сценарию. Запугивая ребёнка, вы добьётесь прямо пропорционально обратного результата, ребёнок всё обязательно сделает наоборот. При чрезмерных регулярных запугиваниях ни сколь, ни лучше, если ребёнок вырастет трусом и паникёром.

    Рано или поздно ребёнок просто обязан познать свободу и привыкнуть к самостоятельности. Мамаши не питайте иллюзий о том, что вы всегда будете рядом со своим ребёнком. Помните, что вскоре вы всё-равно займётесь, каждый своими делами и вместе будете проводить максимум, четверть времени в сутки.

    Для этого и нужно приложить максимум усилий, чтобы вам было спокойнее за собственное дитя, а ему спокойнее в ваше отсутствие.

    Безопасное поведение детей – это результат ваших плодотворных стараний, который позволит избежать, если не все, но большинство опасных ситуаций.

    Нужно понимать, что обучение проводится не спонтанно и в основе всего заложены определённые правила. От правильного подхода к обучению зависит и то, как ваше дитя отреагирует на возникшую перед ним опасность.

    Ситуации могут быть настолько неординарны, что все их предусмотреть практически невозможно и даже просто представить их сложно. Однако можно научить правильно их оценивать, быстро среагировать и действовать по обстановке. Так сказать, выработать у ребёнка защитную реакцию.

    Рассмотренная ранее ситуация с незнакомцем – это одна из многих смоделированных ситуаций.

    Ещё раз повторюсь, что родители являются авторитетом для своих детей и являются примером для подражания. Подумайте о том, как будет реагировать ребёнок, если вы учите его переходить дорогу на зелёный цвет светофора, через переход, а сами бежите с ним по кратчайшему пути прямо через проезжую часть.


    Если можно вам, то и он обязательно поступит точно также, а ваши слова просто пролетят как пустой звук.

    Не внушайте детям страх, рассказывая ужасные страшилки, и красочные подробности им вовсе знать не обязательно. Расскажите аккуратно примерные случаи с различными детьми, излишне не запугивая, чтобы при повторении ситуации, ваше дитя не остолбенело от страха и не кинулось в панику.

    Используйте время прогулок, походов в образовательные учреждения и в магазины для обучения ориентированию на местности. Это сформирует безопасное поведение детей. Дети должны изучить места своего пребывания, чтобы не потеряться и всегда, чтобы в случае чего вар ребёнок смог найти дорогу домой.

    Научите ребёнка следовать правилам:

    • держаться подальше от автомобильных дорог и других их проезжих участков;
    • проявлять внимательность;
    • держаться вдали от темных переулков, заброшенных зданий, кустов и других безлюдных мест;
    • не идти на поводу у старших товарищей и стараться избегать дружбы с детьми, пытающимися втянуть вас в неприятности;
    • не завязывать разговора с посторонними людьми и стараться избегать с ними физических контактов (не идти никуда с ними, не садиться в машину);
    • в случае если ребёнок уже оказался в руках у злоумышленника, то надо максимально громко привлечь к себе внимание прохожих, попытаться вырваться из рук, применив физические возможности. Даже ребёнок с небольшим усилием может ввести преступника в замешательство и временно парализовать его действия (ткнуть в глаз, ударить по переносице снизу вверх или в область кадыка, ударить в пах);
    • объясните ребёнку, что такое интимные органы и за что не давать никому прикасаться.

    Всё обучение безопасному поведению детей обязательно выстраивается по возрастным рамкам. Это делается для эффективности восприятия ребёнком изучаемого материала.

    Для дошкольников более доступны будут для восприятия сюжетно-ролевые игры, с использованием имеющихся дома игрушек (кукол, зверей, машинок). Это обеспечит безопасное поведение детей в реальной жизни.

    С семилетнего возраста можно уже применять более взрослые методы воспитания, в виде сценок и просто непринуждённых бесед во время совместной домашней деятельности.

    Различных ситуаций могут происходить от постороннего вмешательства, при стечении обстоятельств и даже исходить от самого ребёнка. Дети должны знать правила поведения в быту, что можно, чего нельзя делать и уметь правильно отреагировать.

    Наиболее широко распространенная ситуация, когда дети остаются дома одни.

    Объясняйте ребёнку правила постоянно, а не перед уходом из дома. Расскажите что нельзя, почему, что может произойти и если это случилось, то, как надо себя вести в такой ситуации. Ребёнок не только должен знать, но и понимать всё это.

    Есть ряд общих запретов для малолетних детей, да и не только малолетних:

    • нельзя играть с огнём, пользоваться электроприборами (электроплиты, кипятильники, утюги и т.д.),
    • пользоваться газовыми плитами, открывать окна и садиться на подоконники, выходить на балкон, трогать лекарства и бытовую химию (порошки, чистящие средства и т.д.),
    • уходить без разрешения из дома,
    • открывать двери незнакомым и малознакомым людям, приглашать гостей без согласования с родителями,
    • играть с колющими и режущими предметами (ножи, иголки и.т.д.),
    • не забывать закрывать воду в кране, не дразнить собак дома, в подъезде и на улице.

    Если ребёнок сидит один дома, то объясните ему, что если кто постучит или позвонит в дверь, чтобы он даже и не подходил близко к двери и не подавал голоса.

    Часто дети спрашивают «кто там?», а в результате диалога подаются на уговоры и открывают дверь совершенно чужому человеку.

    В случае пожара (это должен усвоить каждый)

    Если ребёнок один дома и увидел огонь или дым:

    • ни в коем случае нельзя прятаться;
    • немедленно вызвать пожарную охрану (сообщив фамилию и адрес), в домашнем и мобильном телефоне должны в первых строках быть, записаны номера телефонов экстренных служб реагирования;
    • если это электроприбор, то выключить его из розетки и попытаться потушить водой;
    • если уже загорелось сильно и выделяется много дыма, то немедленно покинуть квартиру закрыв дверь, оповестить соседей, позвонить родителям и уйти на нижний этаж дома.

    Безопасное поведение детей при заболевании

    В случае, если ребёнок почувствовал недомогание в виде головных болей, тошноты, головокружения, болей в животе и других болевых ощущений, он должен немедленно позвонить родителям сообщить соседям или в крайнем случае вызвать скорую помощь.

    Познакомьтесь сами и познакомьте своего ребёнка с соседями, их помощь возможно, когда нибудь вам понадобится.

    Предупреждайте своё чадо, когда вы вернётесь домой, так, чтобы он смог примерно сориентироваться во времени.

    Улица – не менее опасное место для ребёнка. Не стоит храбриться перед хулиганами, если ребёнок видит, что они явно превосходят в численности и силе.

    Правильнее будет, проявить инстинкт самосохранения и избежать конфликта и это не будет считаться трусостью. В крайнем случае, надо привлечь внимание окружающих людей криками.

    Избежать опасности поможет несколько правил

    Не общаться и не поддерживать разговора с посторонними людьми, не принимать от них угощения и подарки, не садиться в машину и не позволять им брать вас руками за руки, одежду и так далее, избегать столпотворений и пустынные, безлюдные места.

    Дорога

    На дороге водитель может напросто не заметить и задавить ребёнка. Нельзя выбегать и выскакивать на проезжую часть, выкатываться на дорогу с горки или сугроба у обочины.

    Переходить следует только по пешеходному переходу на зелёный цвет светофора. Обходить транспортное средство (автобусы, автомобили и так далее) только спереди.

    Вода

    Как правило, купание должно быть организовано в специально отведённых местах и под наблюдением взрослых, но в реальности дети купаются везде, где есть вода.
    Прежде, чем отпустить ребёнка на озеро, надо научить его плавать на спине и хотябы по собачьи — на животе.

    Итак: нельзя лезти в холодную воду, менее пятнадцати градусов, купаться, если организм не здоров, уплывать на глубину, плавать вблизи водных транспортных средств, подплывать к воронкам, родникам, нырять и топить друг друга, играя с детьми, нырять с высоты на водоёмах с незнакомым дном.

    В период перволедия и таяния льдов нельзя подходить близко к водоёмам, а тем более бегать и кататься по некрепкому люду.

    Природа

    На природе тоже может подстерегать достаточное количество опасностей — это:

    • ядовитые растения (грибы, ягоды и т.д.);
    • дикие животные, змеи, насекомые (осы, клещи, комары, мошки, слепни и оводы, пауки).

    Объясните ребёнку что на природе опасно разжигать костры. Плохо когда ребёнок ломает ветки, разоряет гнёзда, варварски с детства относится к миру природы и животных.

    Перед тем как выехать на природу стоит подобрать подходящую одежду для ребёнка и постараться не потерять его из виду в лесу.

    Безопасное поведение детей напрямую зависит от полученных навыков в результате плодотворного обучения в процессе взросления ребёнка.

    Консультация

    «Эффективные методы и приемы формирования у дошкольников основ

    безопасности жизнедеятельности»

    В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

    Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

    Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,

    Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

    Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.

    В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

    Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

    Следует учитывать особенности детей у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

    Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

    Планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;

    Ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;

    Организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;

    Моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;

    Максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;

    Обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

    В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.

    Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.

    Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

    При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.

    Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературные произведений. Примеры безопасного поведения литературных героев дет! вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры изобразительную деятельность, спортивные соревнования

    Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основам безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры, вводя ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний,способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

    Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

    Какие правила обязан соблюдать пешеход?

    Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

    Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

    Как защитить себя от назойливого незнакомца?

    Что делать, когда порезал палец? И др.

    На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

    Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

    Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

    Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра- драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

    Эффективной формой подачи знаний является физкультурно- оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится участником действия, что способствует формированию конкретных умений. Эффективной является такая форма, как проведение «недели безопасности ребёнка».

    Улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам лично! безопасности и защиты жизни;

    Пропаганда здорового образа жизни;

    Интеграция общественного и семейного воспитания по проблема? безопасности жизнедеятельности ребёнка.

    Предварительная работа: воспитатели составляют тематический план работ! своей группы, включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественно] литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуации театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.

    Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты;

    Театрализованный спектакль;

    Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни здоровья;

    Встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ;

    Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей п вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от и последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья;

    Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персонало на тему безопасности жизнедеятельности детей;

    Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовленног педагогами дошкольного учреждения и родителями.

    В конце Недели безопасности проводятся итоговые беседы.

    При планировании организации работы по ОБЖ необходимо соблюдай следующие принципы:

    Принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно бьп реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадае то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённы источников опасности.

    Принцип системности: работа должна проводиться систематически ве< учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специальь организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игр] театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, т эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половш дня. Можно выбрать определенный день недели, можно работа тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, ч тематический недельный план не может предугадать всех спонташ возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоватьс дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуаци привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.

    Принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные

    условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала, принцип возрастной адресности.

    Принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

    Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

    Использованная литература:

    1. Учебная программа дошкольного образования / Минск, Нац. ин-т образования, 2012. -433 с.

    2. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.- Минск «Полымя», 2001

    3. Прус, Л.И., Галеня, С.Н., Кузьменкова, Д.П., Бокшиц, Т.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ - Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2007