Анкетирование на тему умею ли я экономить. Исследовательская работа «Как сохранить семейный бюджет в кризис? Представьте, что выиграли огромную сумму денег. Как распорядитесь ими

Учимся экономить!!!

В рамках недели «Энергосбережение» было проведено анкетирование педагогов «Умеем ли мы экономить?». Педагоги были проанкетированы с целью проверить уровень знаний и умений в области энергосбережения. Нами были подведены итоги.

По результатам анкетирования мы выяснили, что у 60 % наших педагогов сформированы экономически правильные действия. У 40% наших педагогов знания и действия в области энергосбережения находятся на среднем уровне и им в этом направлении необходимо еще поработать.

Ниже мы представляем вашему вниманию данную анкету. Вы можете для себя ее пройти и определить на сколько Вы экономный и бережливый человек.

Анкета «Умеем ли мы экономить?»

№ п\п

Вопросы

Да

Нет

Мы проветриваем помещение быстро, не открываем надолго окна.

Мы не преграждаем путь теплу, неудачно расставленного мебелью перед батареями

На ночь опускаем жалюзи, закрываем шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.

Установили дома окна со стеклопакетами.

Для освещения используем энергосберегающие лампочки.

Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер), что позволяет уменьшить количество электроэнергии.

Содержим окна в чистоте, для лучшей освещенности.

При приготовлении пищи закрываю кастрюлю крышкой.

Для подогрева воды чаще пользуюсь газовой плитой, чем электроприборами.

Электробытовые приборы не оставляем в «режиме ожидания».

Используем емкость стиральной машины оптимально, выбирая наиболее рациональные режимы стирки.

Подсчитайте все ответы: за каждое «Да» вы получаете 1 балл, за каждое «Нет» 0 баллов.

Если у вас получилось:

От 1 до 5 баллов: вам ещё многому надо научиться, чтобы стать сознательным человеком, так что начните это делать прямо сейчас.

От 6 до 9 баллов : у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над электросбережением в вашем доме.

От 9 до 11 баллов : вы являетесь хорошим примером всем остальным, ваше поведение и действия экономически правильные, вы заслуживаете похвалы.

Введение

Совершенно очевидно, что для устойчивого развития необходимо эффективное использование имеющихся источников энергии, так как абсолютно безопасных источников энергии не существует. Любое использование энергии в той или иной степени влияет на окружающую среду. Не будем говорить о таких признанных “вредных” способах получения энергии, как тепловые и атомные станции. Гидроэлектростанции оказывают большое влияние на окружающую среду. Для получения энергии этим способом приходится затоплять огромные площади земли, которую можно было бы использовать под пашню, лес, строительство или оставить нетронутой, как особо охраняемую природную территорию. Кроме того, существует проблема миграций рыб и других водных организмов по рекам, перегороженным гидроэлектростанциями.

Ветровые станции издают сильный шум, а он, как известно, отрицательно сказывается на здоровье организмов. Кроме того, под лопастями ветровых турбин электростанций гибнет множество птиц . На солнечные батареи расходуется огромное количество дорогих материалов, а срок службы их невелик – около 20 лет . Геотермальные станции, на которых используется тепло земных недр, тоже не являются решением проблемы. При производстве энергии таким способом имеется большое количество серосодержащих отходов, а горячий рассол, спускаемый в реки способен вызвать экологическую катастрофу . Другие способы получения энергии также имеют свои “минусы”. При любом способе получения энергии расходуются ресурсы на изготовления оборудования и тратится полезная площадь земли.

Понятно, что развитие цивилизации нельзя повернуть вспять и вернуться к использованию трудоемких ручных технологий, отказаться от использования электричества и машин. Даже, если бы мы все захотели этого во имя сохранения природы, это уже невозможно из-за высокой численности населения. Даже для решения пищевой проблемы необходимы огромные затраты энергии.

Но часто ли люди задумываются, что, включая тот или иной электроприбор, мы невольно наносим вред окружающей среде? Как сделать так чтобы не один киловатт не был потрачен напрасно? Как уменьшить потребление электроэнергии в быту?

Для того, чтобы привлечь внимание людей к проблеме энергосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, мы проводили социологический опрос. Таким образом, мы в виде вопросов пытались обратить внимание людей на эту проблему. Тем более что наш Приморский район участвует в международной программе “Повестка 21” (Agenda 21) и наша работа будет небольшим вкладом в эту программу. Данные этого опроса мы собираемся передать районному экологу.

Методика проведения социологического опроса по проблеме энергосбережения

Мы опрашивали людей по заранее разработанной анкете, на большинство позиций которой были даны готовые предполагаемые ответы. На некоторые вопросы ответы не давались с тем, чтобы опрашиваемые предложили свой вариант ответа. В этом случае каждый полученный ответ записывали отдельно.

Опрос проводился анонимно. Было опрошено 23 школьника с 5 по 11 класс и 34 взрослых человека. Так как ответы взрослых и школьников записывали разным цветом, то была возможность подсчитать, как отвечали школьники и взрослые. Опрашивались как знакомые (большинство) так и случайные прохожие на улице.

Подсчитывались проценты ответов по каждой позиции для школьников, взрослых и общее число.

Результаты социологического опроса

1. Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?

Таблица 1

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили
Да 14 41,2 3 13 17 20,8
Нет 10 29,4 14 60,9 24 42,1
Редко 10 29,4 6 26,1 16 28,1


2. Стараетесь ли Вы экономить энергию?

Таблица 2

Ответило взрослых Процент от числа ответивших взрослых Ответило школьников Процент от числа ответивших школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Да 14 41,2 10 43,5 24 42,1
Нет 12 35,3 12 52,2 24 42,1
Редко 8 23,5 1 4,3 9 16,8

3. Считаете ли Вы, что производство любого вида электроэнергии наносит вред окружающей среде?

Таблица 3

Ответило взрослых Процент от числа ответивших взрослых Ответило школьников Процент от числа ответивших школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Да 23 67,6 10 43,5 33 57,9
Нет 8 23,6 5 21,7 13 22,8
Не знаю 3 8,8 8 34,8 11 19,3

4. Заклеены ли у вас окна в квартире?

Таблица 4

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Да 32 13 45 78,9
Нет 2 10 12 21,1

5. Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки (например, галогеновые или лампы дневного света)?

Таблица 5

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Одна или несколько 20 8 28 49,1
Много 2 2 2 3,5
Нет 14 13 27 47,4

6. Если Вы не используете их то какова причина?

Таблица 6

Ответило взрослых Ответило школьников Всего ответили Процент от общего числа опрошенных
Дорого 9 1 10 34,7
Не задумывался 1 10 11 37,8
Мне не нравится 4 4 8 27,5

7. На что, по вашему мнению, в быту затрачивается наибольшее количество электроэнергии?

Таблица 7


8. Какой самый эффективный способ сбережения энергии?

Таблица 8

Вариант ответа Ответило взрослых Ответило школьников Всего
Выключать неиспользуемые приборы
Не жарить мясо
Выключать свет
Меньше использовать электроприборы
Меньше смотреть телевизор
Утеплять квартиру
Исправная проводка и приборы
Меньше готовить на плите
Не пользоваться (без расшифровки)
Ни чего не иметь
Использовать альтернативные источники энергии
Не знаю
3
10
0
0
0
1
1
1
0
1
1
17
10
0
8
2
1
0
0
0
1
0
0
2
13
10
8
2
1
1
1
1
1
1
1
19

9. Что Вы сами делаете для этого?

Таблица 9


Оценка деятельности коммунальных служб:

10. Оборудована ли входная дверь в парадную пружиной?

Таблица 10

11. Все ли стекла вставлены в подъезде?

Таблица 11

12. Часто ли горит ли свет в подъезде и на улице днем?

Таблица 12

В ходе опроса выяснилось, что многие дома спроектированы таким образом, что на лестничных площадках нет окон вообще. Поэтому необходимо кругло-суточное использование освещения. Но свет не выключают днем даже там, где есть окна, и использование освещения в дневное время не требуется.

13. Устраивает ли Вас температура батарей центрального отопления?

Таблица 13

14. Если у Вас холодно в квартире, как Вы обогреваетесь?

Таблица 14

Обсуждение результатов

Результаты социологического опроса показали, что взрослых гораздо чаще волнуют проблемы энергосбережения. Так, из опрощенных нами взрослых на вопрос: “Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?” утвердительно ответили 42% взрослых и в 3 раза меньше - 13% школьников и отрицательно – 29,4% взрослых и 60% школьников. Следовательно, в школе уделяют мало внимания этой проблеме. В целом Задумываются над этим вопросом 29,8% опрошенного населения и 42,1 – не задумываются.

Возможно, что взрослые, несмотря на анонимность анкетирования, хотели показаться перед нами более “правильными”, но, может быть, им чаще приходится сталкиваться с энергетическими проблемами в повседневной жизни.

Тем не менее, на вопрос: “Стараетесь ли Вы экономить энергию?” больше положительных ответов дали школьники: 43, 5% (всегда) и 52,2 % (иногда), взрослые ответили 35,3% (всегда) и 52,2% (иногда). Таким образом, 84,2% населения всегда или время от времени старается экономить энергию, а 16,8% не экономит вообще. Если пересчитать это на кВт, это очень много. Так, одна женщина призналась, что расходует до 500 кВт в месяц!

В ходе проведения опроса выяснилось, что многие люди не понимают разницу между “экономией денег” за потребленную энергию и собственно “экономией энергии”. Оказалось, что нередко квартиры не оборудованы счетчиками электроэнергии и люди платят “по среднему”. Часто эти люди не понимали, как и для чего вообще необходимо экономить энергию. Мы учли этот момент и при проведении следующего социологического опроса (а мы планируем продолжить работу), мы включим в анкету вопрос “Имеется ли у Вас электросчетчик?”.

57,9% всех опрошенных признают влияние производства электроэнергии на состояние окружающей среды и 22,8 не считают, что каждый из существующих способов производства электроэнергии тем или иным способом сказывается на окружающей среде.

Квартиры утеплены у 78,9 % населения, остальные ответили, что им пока тепло. Таким образом – это еще один ресурс для энергосбережения. Выяснилось, что жители последних этажей жалуются на жару, в то время как жители нижних этажей замерзают. Об этом же говорит ответ на вопрос: “Устраивает ли вас температура батарей центрального отопления?” 82,5% опрошенных ответили, что температура батарей устраивает, холодно у 15,8% опрошенных (в основном жители нижних этажей) и жарко у 1,7% опрошенных (последний этаж).

Энергосберегающие лампы имеют 52,6% опрошенных, причем 3,5 % используют их активно. 34% не пользуются энергосберегающими лампочками. Из тех, кто их не использует, 34,7% ответили, что дорого, 27,5% эти лампы не нравятся, причем многие, давшие этот ответ, сказали, что это вредно для зренияи 37,8 % не задумывались, почему они не используют эти лампы.

Большинство опрошенных считает (26 из 56), что больше всего энергии тратится на приготовление пищи, и, в частности, на жарку мяса. Поэтому 20 опрошенных мяса не жарят и этим, по из мнению, они вносят вклад в экономию электроэнергии. Причем, назвали плиту основным потребителем энергии в основном взрослые (24 взрослых и 2 школьника). Школьники считают, что электроэнергия затрачивается в основном на свет (10 ответов) и телевизор (8 ответов школьников и 1 взрослый). Взрослые так же называли стиральную машину (8 ответов). Также были названы обогревательные приборы, холодильник, электротовары вообще, магнитофон и даже телефон (2! ответа).

На вопрос: “Какой самый эффективный способ сохранения энергии?” половина опрошенных взрослых затруднилась ответить. 10 человек ответили: “Не жарить мясо” (взрослые). Школьники предлагали выключать ненужные приборы и свет (10 школьников и 3 взрослых). Среди других способов экономии электроэнергии были предложены утеплить жилице, использовать исправную проводку и электроприборы, меньше смотреть телевизор, ничего не иметь и даже использовать альтернативные источники энергии (как оказалось, его дал студент 3 курса биолого-почвенного факультета университета).

На вопрос “Как вы экономите электроэнергию?” затруднились ответить 7 взрослых (20,5%) и 2 школьника (8,6%), что довольно много. Большинство взрослых (20 человек) ответили, что не жарят мясо, а школьники выключают свет и электроприборы (11 школьников и 7 взрослых). Среди ответов были: “утепляю квартиру”, “закрываю дверь в парадную” и даже “выключаю рубильник в парадной”.

При оценке коммунальных служб были даны следующие результаты: входная дверь не оборудована пружиной у 24,7 % опрошенных. Так же был ответ, что даже нет балконных дверей. Стекла в подъезде выбиты у 38,6 % опрошенных. Учитывая, что опрос проводился в ноябре и даже выпал снег, картина не благоприятная. Свет горит, не выключаясь на светлое время суток, в подъезде и даже на улице у 63,2 % опрошенных всегда, 17,5 редко и только 19,3% никогда.

В холод 45% жителей использует теплую одежду, 17% обогревается электроприборами и 15,8% - газом.

Таким образом, если бы коммунальные службы сами оплачивали убытки, нанесенные их плохой работой, можно было бы сэкономить много кВт энергии.

На основании проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  1. Жители Приморского района уделяют недостаточное внимание проблеме энергосбережения.
  2. Хотя взрослые чаще задумываются над этой проблемой, школьники чаще экономят электроэнергию.
  3. В квартирах, оборудованных электросчетчиками, чаще заботятся об экономии электроэнергии.
  4. Коммунальные службы района недостаточно работают в направлении экономии энергии и создании комфортных условий для жизни жителей.
  5. При анкетировании жителей некоторые впервые задумались над проблемой энергосбережения.

Литература

  1. Небел Б., Наука об окружающей среде. Как устроен мир, т. 2, М., Мир, 1993
  2. Местная повестка дня на XXI век для Приморского района. Издание подготовлено Форумом по местной повестке дня для Приморского района под руководством Управления по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга.
  3. Ревелль П., Ревелль Ч., Среда нашего обитания. Энергетические проблемы человечества, т. 3, М., Мир, 1995

Анкета №1.

на определение уровня экологической культуры.

  1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
  2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
  3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
  4. Что такое природа?
  5. Что такое экология?
  6. Что такое охрана природы?
  7. Каковы правила поведения человека в природе?
  8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
  9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
  10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
  11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
  12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
  13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
  14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
  15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
  16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

имею низкий уровень

имею средний уровень

имею высокий уровень

затрудняюсь определить.

Анкета № 2.

Охранная грамота природы

(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,

уровня экологических знаний).

  1. Что такое природа?
  2. Что значит охранять природу?
  1. Для кого человек должен охранять природу?
  1. От кого человек должен охранять природу?
  1. Что такое Международная Красная книга?
  2. Что означает красный цвет Красной книги?
  3. Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
  1. Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
  2. Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
  3. Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
  4. Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
  1. Что называют легкими планеты? Почему?
  2. Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
  1. Что лично ты можешь сделать для охраны природы?

Анкета № 3.

Отношение к природе и ее охране

(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)

  1. Как Вы относитесь к природе?

а) бережно;

б) ответственно

в) безразлично;

г) с любовью;

д) неопределенно.

  1. Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
  1. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?

а) транспорт;

б) промышленность;

в) сельское хозяйство;

г) деятельность человека;

д) атомные электростанции.

  1. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?

а) правительство

б) министерство охраны природы;

в) каждый человек;

г) специалисты в области охраны окружающей среды;

д) партия «зеленых»;

  1. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

  1. Каковы главные проблемы охраны природы?
  1. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
  1. На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?

а) руководителях промышленных предприятий;

б) министерствах;

в) каждом конкретном человеке;

г) ученых;

д) системе образования.

  1. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

в) здоровье будущих поколений;

г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;

  1. Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ

Приложение 2

Проективный тест.

(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________

2. Встретив в лесу браконьера, я

3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы

Ситуативный тест.

(выявление уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций).

Задание : прочитай рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какую ценность имеет природа для человека?

2. По отношению человека к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?

3. Как бы Вы охарактеризовали отношение к природе «великолепной шестерки», вожатой, старика-конюха?

4. Насколько соответствует поведение главных героев рассказа нормам, правилам поведения человека по отношению к животным?

5. Дайте оценку поведения и деятельности главных героев рассказа в отношении к природе.

6. Чтобы Вы могли предложить в разрешении ситуации (проблемы), описанной в рассказе?

«Экологическая этика».

(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).

Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ :

Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:

· спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;

· повторяемость отдельных норм и правил;

· стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;

· уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;

· уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;

· адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.

«Общение с природой».

1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?

  1. Почти каждый день.
  2. Почти каждые выходные.
  3. Один раз в месяц.
  4. Один раз в сезон.
  5. Только во время каникул: а) летних; б) осенних; в) зимних; г) весенних.
  6. Очень редко.
  7. Затрудняюсь ответить.

2. С кем ты чаще всего бываешь на природе?

Проставь цифры: 1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.

а) с педагогом;

б) с родителями;

в) с родственниками;

г) с друзьями;

д) с ребятами из творческого объединения.

3. Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи нужные ответы кружком.

  1. Заниматься спортом (бегать, кататься с горки и т.д.).
  2. Работать в саду, огороде.
  3. Рисовать, фотографировать.
  4. Любоваться природой, ее красотой.
  5. Собирать цветы.
  6. Слушать звуки, шумы, пение птиц.
  7. Собирать ягоды, грибы.
  8. Подкармливать зимующих птиц, белок.
  9. Совершать походы, экскурсии.
  10. Расчищать от мусора родники, берега рек.
  11. Озеленять территорию улицы.
  12. Купаться, загорать, отдыхать.
  13. Наблюдать за птицами, насекомыми и другими животными.
  1. С кем ты беседуешь на экологические темы? Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) С родителями.

б) С другими родственниками.

в) С педагогом.

г) с друзьями.

д) Ни с кем.

ж) Допиши _________________________

2. Какую помощь по охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).

Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

1) чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;

2) просмотр и обсуждение телепередач на экологическую тему;

3) очистка улиц, парков от загрязнения;

4) выступление перед сверстниками на экологическую тему;

5) охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;

6) выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;

7) фотографирование;

8) участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.

Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.

  • < Назад

Н аучно - исследовательская конференция

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Макан

Исследовательская работа

на тему: « Бережём энергию! »

Выполнил: Антонюк Женя, ученик 4 класса

Руководитель: Кильдибаева Рафия Амировна,

с. Макан

2012 – 2013 учебный год .

Страница

Введение……………………………………………………………………3

Исследовательская часть:

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

в школе и дома……………………………………………………....

2. Обычная экономия…………………………………………………....9

3. Интервью.

4. Анкетирование.…………………………………………………………..11

5. Что можем мы с вами делать для энергосбережения?.............………..21

6. Домашний эксперимент……………………...…………………………..21

7. Горящие индикаторы…………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………….27

Литература………………………………………………………………….29

I. Введение.

Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды...

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

Роберт Рождественский.

История существования человека тесно связана с извлечением и потреблением энергии. Современное человечество в индустриальном обществе потребляет в 100 раз больше энергии, чем первобытный человек, да и живет современный человек в 2 раза дольше и более комфортных условиях. Как только человек познал тепло, свет и силу огня, он жадно стремится использовать его главный дар - энергию. Уголь, нефть, газ удовлетворяют энергетическую потребность в мире на 80%, но становится причиной выбросов в атмосферу углекислого и других парников газов, которые нагревают планету.

Из - за глобального потепления климата, в окружающей среде происходят различные природные катаклизмы. Наводнения в западной Европе в последние года, цунами в Юго - Восточной Азии, унесшие многие жизни… Основной удар стихии пришелся на Францию. Во время ее удара скорость ветра достигала 160 километров в час. В европейских аэропортах были отменены или задержаны до тысячи рейсов. Достаточно вспомнить пожары в Московской области летом 2010 года и удушливый смог, которым дышали все москвичи.

В 1992 г. в Бразилии, в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций (ООН), посвященная проблемам окружающей среды и развития. Участниками конференции (присутствовали представистран мира) была принята так называемая "Программа устойчивого развития”. Основная идея этой программы состоит в том, что на всех уровнях современного общества - межгосударственном, государственном, местном, индивидуальном - должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. То есть каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Но даже не это главное. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды. Загрязнение атмосферы при использовании невозобновляемых источников энергии ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Мы не знаем, когда именно скажутся эти изменения, но комиссия ООН по климату утверждает, что всеобщее потепление уже началось, и значит делать что-то для предотвращения глобальной экологической катастрофы необходимо уже сегодня и сейчас.

Нам видится, что именно экологическое образование в области энергосбережения и природоохраны может существенно повлиять на менталитет людей и изменить критическую ситуацию.

Одной из самых важных проблем человечества на сегодняшний день является загрязнение окружающей среды .

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды - беречь энергию.

Выбор темы исследования.

В последнее время много внимания уделяется энергосбережению. С экранов телевизоров, по радио, из новостей в Интернете всё чаще мы слышим о глобальном потеплении, об изменение климата на планете, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Что это? Как каждый из нас может помочь нашей планете? Как и зачем надо экономить энергию? Что такое энергосбережение? На эти и другие вопросы мы хотели ответить.

Целью данного исследования является :

1. Выявить знания учащихся об энергосбережению в быту;

2. Привлечь внимание взрослых и детей к важности энергосбережения;

3. Сбор материала по теме «Энергосбережение;

5. Показать и доказать: энергосбережение означает, что мы начинаем тратить за то же самое время меньше энергии, чем раньше, так как используем энергию более рационально.

Для достижения цели я поставил следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по теме «Энергосбережение»;

2. Определить к каким последствиям ведет неумеренное потребление энергии;

3. Из полученных выводов наметить план мероприятий по энергосбережению детьми и взрослыми;

4. Научить одноклассников экономить тепло и свет в школе и дома;

5. Взять интервью у работников РЭС, сделать видеосъёмку по теме работы; провести фотосъёмку, у заместителя директора по АХЧ;

6. Составить анкету и опросить учащихся 4 классов.

7. Подготовить видео-урок по энергосбережению «Пожиратели энергии»;

8. Создать папку творческих работ по теме (стихотворения, создать плакат, нарисовать рисунки, оформить и написать рекомендации по экономии электроэнергии)

База исследования

Учащиеся 4-х классов .

Гипотеза исследования

Можем предположить, что каждый может внести свой посильный вклад в энергосбережение, сохранять планету Земля.

Методы

Анализ научной литературы, анкетирование, интервью, сравнение результатов.

Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты. Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются.

I. Исследовательская работа.

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в школе и дома.

Энергетическая проблема – одна из глобальных проблем человечества.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и одобренный Советом Федерации 18 ноября 2009 года ставит острую необходимость ведения с учащимися разъяснительной работы по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.

По решению ООН к охране окружающей среды необходимо привлекать детей и молодежь во всем мире. Задача состоит в том, чтобы дать подрастающему поколению больше знаний об энергии и убедить молодежь в необходимости созданию общества, основанного на безопасном для окружающей среды бережном использовании энергии. Мы должны сами более рационально использовать энергию и научить этому окружающих. Теперь вместе с учителями и учениками мы сказали: “Да, мы согласны” принять активное участие в сбережении энергии в школе, дома, везде. На практических заданиях и примерах мы будем учиться искусству бережного, разумного энергопотребления и начнем понемногу сохранять энергию. Не ждите, что вы сразу все поймете и сможете все сделать правильно. Нашей целью является то, чтобы каждый из нас стал использовать энергию более разумно, чем сейчас. И, самое главное, начинать надо с себя и прямо сейчас!

2. Обычная экономия

Ничего сверхъестественного. Выключаем лампочки там, где они не нужны. Разумно потребляем электроэнергию. Например, если хотим выпить чашку чая, вовсе не обязательно кипятить в электрочайнике 1 литр воды, хватит и 0,3 литра.

Для нас с вами доступны первые два направления энергосбережения. Что же мы можем сделать?

Не растрачивайте энергию в пустую!

Энергосбережение означает, что мы начинаем тратить за то же самое время меньше энергии, чем раньше, так как используем энергию более рационально.

Используйте экономичные электролампочки (лампы дневного света вместо ламп накаливания),

Выключайте осветительные и нагревательные устройства, когда уходите из комнаты,

Используйте тепловые отходы промышленных предприятий и электростанций для обогрева жилых помещений.

Не теряйте качество энергии!

Энергосбережение заставляет задуматься над вопросом: энергию какого качества использовать для выполнения той или иной задачи? В будущем интерес к качеству энергии будет только возрастать.

Приведем примеры энергосбережения:

· Использование биоэнергии и тепловой энергии для обогрева вместо электроэнергии,

· Использование тепловых отходов для обогрева зданий,

· Использование солнечной энергии для обогрева зданий.

3. Интервью.

Мне стало интересно, а что делается в государстве, в районе для энергосбережения? Чтобы ответить на этот вопрос я обратился к работникам РЭС. Внимание на экран: 1.Что делается в государстве, в районе по предотвращению всемирной экологической катастрофы? 2. Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение, так ли это? 3.Что скажите, на счет того, что всеобщее потепление уже началось?

4. Анкетирование.

В нашем классе начал свою работу долгосрочный социально-экологический проект энергосбережения и энергетической эффективности. Создана инициативная группа проекта. Учащиеся начали работать по различным направлениям. Оформлен стенд «Советы по энергосбережению», проведено социологическое исследование среди учащихся школы «Умеем ли мы беречь энергию?».

· Опросный лист № 1.

1. На сколько повышается температура в помещении после утепления окон?

2. Больше или меньше тратит энергии чистый пылесос?

3. Расходуется ли энергия, если из крана течет вода?

4. Существуют ли энергосберегающие лампы?

5. Выключаете ли вы электротехнику из розеток?

7. Зачем был придуман день энергосбережения?

8. Страдает или нет Земля от неумеренного использования электроэнергии?

Проанализировав ответы, мы выяснили, что:

75% опрошенных не знают, на сколько повышается температура в помещении после утепления окон;

39% опрошенных не знают, что чистый пылесос тратит меньше энергии;

26% опрошенных не знают, что не закрывая вовремя воду, они расходуют лишнюю электроэнергию;

43% опрошенных ничего не знают об энергосберегающих лампочках;

38% опрошенных не всегда выключают из розеток электротехнику;

52% опрошенных не знают, почему не рекомендуется перегружать бельём стиральную машину;

85% опрошенных не знают, зачем придумали День Энергосбережения;

48% не понимают, что от неумеренного использования электроэнергии страдает наша Земля.

Мне самому интересно узнать, повышается ли температура в помещении после утепления окон? Для этого я взял интервью у заместителя директора по хозяйственной части. Внимание на экран.

(- Через окна в холодное время года уходит 40% тепла. Вместо того, чтобы заставлять электроприборы интенсивно работать на обогрев, расходуя большое количество электроэнергии, рекомендуется утеплить окна. В нашей школе, но и в современном обществе, окна заменили на современные стеклопакеты. И будет теплее, примерно на 4-5 С0. То же самое относится

дверей, стен ит. д.)

· Опросный лист №2

1. Знаешь ли ты, как экономить электроэнергию?

2. Всегда ли ты соблюдаешь правила экономии воды и света?

3. Знаешь ли ты, как влияет глобальное потепление на окружающую среду?

4. Знаешь ли ты, какой посильный вклад в энергосбережение можешь внести?

Результаты исследования:

41% учащихся не умеют экономить электроэнергию, тепло, свет в школе и дома;

30% учащихся излишне расходуют воду, не знают правила энергосбережения;

38% учащихся не знают, что от неумеренного использования энергии страдает наша планета, изменяется ее климат;

21% учащихся не знают, что каждый может внести свой посильный вклад в энергосбережение.

1. Вывод: На основе исследуемого материала я сделал вывод, что: 11 ноября - Международный день энергосбережения

— Нужно подготовить и провести урок среди учащихся начальных классов на тему энергосбережения, где необходимо рассказать ребятам то, что они не знают об энергосбережении и простых мерах, которые может сделать любой человек.

— Нужно сделать выставку школьных работ – мини-сочинений на тему: «Как мы можем помочь своей Планете», «Береги тепло и свет».

— Нужно провести конкурс рисунков среди учащихся на тему «Энергосбережение в школе и дома».

5. Что можем мы с вами делать для энергосбережения?

2. Исследовательскую работу «Энергопотребление. Энергосбережение» выполняли учащиеся 4-х классов. Было задействовано 16 человек. В соответствии с инструктивной карточкой ребята ежедневно снимали показания со своих электросчетчиков, заносили показания в таблицу. В конце недели провели все необходимые вычисления, построили график использования электроэнергии по дням недели. Выделили дни с наибольшим и наименьшим потреблением энергии. Проведен опрос по теме «Экономим ли мы электроэнергию?». Анализируя полученные результаты, участники эксперимента, нашли пути снижения потребления энергии: необходимо выключать свет, выходя из помещения, использовать по возможности местное освещение, более эффективно использовать бытовые электрические приборы. После проведения повторного эксперимента оказалось, что потребление энергии в большинстве случаев уменьшилось.

· Выполнение работы:

1. Снимать показания электросчетчика в течение недели, делая это каждый вечер. Результаты отметить точкой в соответствующей колонке отчета.

2. В конце недели провести линию через все точки. У вас получился график использования электроэнергии по дням недели.

3. Найдите общее количество электроэнергии за неделю, посчитайте, сколько будет стоить потребленная электроэнергия.

4. Отметьте, в какие дни недели потребление электроэнергии максимальное, в какие дни недели потребление минимальное. Сделайте предположение, с чем это связано.

5. Ответьте на вопросы анкеты и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.

6. Проанализируйте результаты и постарайтесь найти пути уменьшения электропотребления.

7. Проведите повторный эксперимент и сравните полученные результаты.

8. Найдите снижение энергопотребления, посчитайте, сколько денег вы сэкономили за вторую неделю эксперимента. Объясните, почему уменьшилось энергопотребление.

9. Посчитайте общее потребление электроэнергии за неделю, сложив результаты всех участников эксперимента. Сравните обобщенные результаты первого и второго исследований.

10. Сделайте вывод о расходовании электроэнергии и путях снижения ее потребления в рамках домашнего эксперимента

6. Домашний эксперимент.

Адрес:

Краткая характеристика: Квартира общей площадью - квадратных метра , трехкомнатная, проживает - человек. Потребление электроэнергии составило за первую и вторую недели эксперимента:

Отчет о проведенных домашних исследованиях

КВт

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Всего,1-я неделя

Всего, 2-я неделя

Снижение


Общее потребление электроэнергии в домах участников эксперимента за первую неделю – 1258 КВт, за вторую неделю – 1094 КВт. Общее снижение потребления – 165 КВт.


Экономия денежных средств : если 1 киловатт электроэнергии стоит в пределах социальной нормы 1, 41 рубля, то сэкономленные 164 КВт будут стоить 231 руб. 24 коп.

Вывод

Анализ проведенной работы и поведения участников эксперимента позволяет сделать вывод: к расходованию электроэнергии необходимо подходить обдуманно. Есть пути сбережения потребляемой энергии и денежных средств, это: выключение света в помещениях, когда в них никого нет; экономное использование бытовых электрических приборов; использование местного освещения, использование энергосберегающих ламп.

1. Загружайте стиральную машину полностью. Расход электроэнергии практически не зависит от того, насколько загружена машина, а расход воды изменится не значительно. Стирка при полной загрузке дает экономиюкВт ч энергии в месяц.

2. При глажении сортируйте вещи в зависимости от материала, начинайте гладить с низких температур, для небольших вещей используйте остаточное тепло.

3. В дежурном режиме многие электроприборы – телевизоры, видеомагнитофоны , ЭВМ и т. д. – потребляют около 10 кВтч за месяц. Поэтому, уходя из дома на длительный срок, или на ночь отключайте аппаратуру совсем.

4. «Уходя, гасите свет» - это стоит делать только в том случаи, если Вы уходите на долго (болееминут). Дело в том, что лампы накаливания перегорают именно в момент включения. А на изготовление новой лампы требуется гораздо больше энергии, чем вы сэкономите, часто выключая её на короткое время.

5. Используйте люминесцентные лампы, криптоновые лампы вместо ламп накаливания.

6. Вместо 2-х ламп по 60Вт используйте одну – мощностью 100Вт. или энергосберегающую соответствующей мощности (экономия 12%)

7. Периодически чистите лампы от пыли и грязи.

8. Снижайте уровень освещенности в коридорах, туалетах ит. д.

9. Выключайте свет, когда он не нужен.

10. Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески …

7. Горящие индикаторы .

Большинство электроприборов работает в среднем 1-2 часа в сутки (кроме телевизоров и компьютеров). Тем не менее, они постоянно включены в сеть и потребляют некоторое, в принципе небольшое количество электроэнергии (так называемый режим stand-by, ожидание включения), для световой индикации и готовности прибора к работе. А так как она работает постоянно, то даже 23 часа ожидания в режиме stand-by при постоянно включенных в сеть 7-12 приборах дадут вам немаленькое потребление электроэнергии. Как с этим бороться? Можно конечно подключать все через тройник с кнопкой выключения и выключать его тогда, когда вы уходите на работу, вечером, когда ложитесь спать. Это правильно не только с точки зрения экономии электроэнергии, но с точки зрения защиты электроприборов от перепада напряжения, которое случается не так уж редко. Однако, скорее всего очень скоро вам надоест постоянно включать и выключать тройник. Есть другое решение. Специальный прибор, который можно настроить на включение и выключение дистанционным управлением . Т. е. к примеру, у Вас подключены телевизор, DVD-player, музыкальный центр. Каждый из них имеет пульт управления. Все они подключаются через прибор и не потребляют электроэнергию в режиме stand-by (ожидания включения).
Даже в режиме ожидания бытовые приборы поглощают энергию.

Итак, я с помощью классного руководителя снял видео - урок по школе энергосбережения «Пожиратели энергии ».

Внимание на экран:

«…Привет! Меня зовут Женя. И не пугайтесь слова школа. Школа энергосбережения - это программа горячих советов и холодных рассуждений. Для умеющих считать деньги любителей комфорта и друзей окружающей среды.

Поговорим о пожирателях энергии.

Мы в моем доме. Никого нет дома. Родители ушли! Конечно же, выключив свет. Стоп! Счетчик крутится, наматывает ваты, киловатты. И проматывает денюшки, ну конечно холодильник работает он и должен работать. Но попробуем его отключить. Попрошу сестру помочь. Все равно крутится. Где же они эти пожиратели энергии? Так, маленькая красная лампочка. Телевизор всегда готов, стентбай так называется этот режим готовности, и хотя звука и видимости нет маленькая красная лампочка держит под контролем как минимум блок питания . И электрический ток без всякой пользы превращается в тепло.

Сколько часов в день мы смотрим телевизор, предположим часа 4 вечером и пару часов с утра. А за остальные 18 часов этот красный вампереныш съедает четверть киловатт в час, скажите, какая мелочь? Простой пример

(Просмотр через ноутбук) .

| Вот перекресток, знак дает сигнал остановится, впереди главная дорога, но в то время когда машины стоят в ожидании их двигатели продолжают работать в холостую при этом они не выполняют свою задачу привози движение автомобиль, но продолжают работать и расходуют энергию. Спросите у водителя как это влияет на экономию топлива?

А в городах красный свет светофора дает сигнал остановится, то же самое происходит…

Телевизор в режиме стентбай это тоже работа в холостую с постоянным расходом энергии. Это красная лампочка, между прочим, за год потребляет более 92 киловатт, узнал из интнрнета.

Ищем дальше, кухня любимое место мамы, да многие бытовые приборы большие помощники мамы, за этот комфорт стоит платить, но стоит ли переплачивать. Но даже будучи выключенными, остаются под напряжением без всякой пользы, за наш счет.

Мой любимый компьютер… ну часа 4 в день мы не можем от него оторваться, а все остальное время он бесцельно транжирит деньги, как говорят взрослые, т. е. пожирает электроэнергию. Еще один пример мобильный телефон, он, конечно же с вами, а зарядное как всегда оставили в розетки…

Каждый дом имеет своих домашних энерго пожирателей…

Проанализируйте, посчитайте энерго потерею вашего дома. Используют специальный чудо калькулятор и вы сами можете легко обнаружить энерго пожирателей. Это калькулятор подсчета доступен каждому в сети интернет.»

(после видео урока)

На основе исследуемого материала мы сделали выводы, что необходимо:

Найти необходимую научную литературу;

Подготовить и провести урок для учащихся классов на тему "Увлекательное путешествие в мир знаний об энергии";

Предложить ученикам написать мини сочинения на тему: "Как мы можем помочь своей планете?", "Береги тепло и свет";

Провести конкурс рисунков и плакатов среди учащихся на тему энергосбережения в школе и дома.

Заключение

Вот так, от нашей неумеренности давно страдает Земля. Согласно отчету Международного энергетического агентства «Всемирный энергетический обзор - 2008», к 2030 году потребность в энергии может возрасти на 50%, выбросы в атмосферу увеличатся, а глобальная температура повысится на 60 С.

Продукты сгорания топлива провоцирует глобальное потепление. Летом 2007 года началось таяние арктических льдов. Так, к концу лета ледовое покрытие уменьшилось на 22 % по сравнению с минимальным показателем за все годы наблюдения. Кстати, таяние произошло на 30 лет раньше, чем предсказывали компьютерные прогнозы.

Таким образом, энергосбережение очень важно для улучшения окружающей среды и в том месте, где мы живем, и на всей планете. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!

Никто не может сделать все, но каждый может сделать что – то. И если каждый что – то делает, мы многого можем достичь вместе!

Литература

1.День энергосбережения. SPARE : spare @ spareworld .о rg .

2.Скажи мне почему?- М.,1994.

3.Что такое? Кто такой? - М.,1994.

4.Почемучка. Энциклопедия. - М.,1993.

5.Эрудит. Энциклопедия. - М.,2008.

Анкета для ребят «Умеем ли мы экономить?»

№ п\п

Вопросы

Да

Нет

Мы проветриваем помещение быстро, не открываем надолго окна.

Мы не преграждаем путь теплу, неудачно расставленного мебелью перед батареями.

На ночь опускаем жалюзи, закрываем шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.

Установили дома окна со стеклопакетами.

Для освещения используем энергосберегающие лампочки.

Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер), что позволяет уменьшить количество электроэнергии.

Содержим окна в чистоте, для лучшей освещенности.

При приготовлении пищи закрываю кастрюлю крышкой.

Для подогрева воды чаще пользуюсь газовой плитой, чем электроприборами.

Электробытовые приборы не оставляем в «режиме ожидания».

Используем емкость стиральной машины оптимально, выбирая наиболее рациональные режимы стирки.

Подсчитайте все ответы: за каждое «Да» вы получаете 1 балл, за каждое «Нет»0 баллов.

Если у вас получилось:

От 1 до 5 баллов: вам ещё многому надо научиться, чтобы стать сознательным человеком, так что начните это делать прямо сейчас.

От 6 до 9 баллов: у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над электросбережением в вашем доме.

От 9 до 11 баллов: вы являетесь хорошим примером всем остальным, ваше поведение и действияэкономически правильные, вы заслуживаете похвалы.

ТЕСТ

«КАК МЫ РАСХОДУЕМ ЭНЕРГИЮ?»

Давайте выясним, насколько экономно вы расходуете энергию. Отвечая («Да» или «Нет») на вопросы приведённого ниже теста, можно больше узнать о себе, привычкахсвоейсемьииужесегодняначинать«работать над собой». Впрочем, может быть, вы, ребята, и так уже знаете, как должен вести себя экологически и экономически грамотный человек. А если ещё не совсем, то наш тест поможет в этом.

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

Мы регулярно контролируем количество расходуемой нашей семьёй

Электроэнергии.

Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из неё.

Мы используем энергосберегающие лампочки.

Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра,

торшер), тем самым потребляя меньшее количество электроэнергии.

Мы всегда заклеиваем окна на зиму.

Наш холодильник стоит в прохладной комнате, мы часто размораживаем его.

Когда пользуемся стиральной машиной, мы полностью загружаем её,

выбираем наиболее рациональные режимы стирки.

Мы не ставим мебель перед батареями отопления и обогревателями.

Мы проветриваем помещения быстро и эффективно: всего несколько

минут за один приём.

Мы закрываем кастрюлю крышкой, когда готовим пищу.

Мы чаще принимаем душ, чем ванну, тем самым используя меньшее количество воды.

Посчитайте все ответы «Да». За каждое «Да» вы получаете 1 балл . Если у вас получилось:

От 1 до 5 баллов: Вам ещё многому надо научиться, чтобы быть экологически сознательным человеком, так что начните это делать прямо сейчас.

От 6 до 9 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над энергосбережением в вашем доме.

От 9 до 11 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным, ваше поведение и действия экологически правильны, вы заслуживаете похвалы.