Что делать если ребенок терпит в туалет. Ребенок боится какать или психологический запор у ребенка. Как быть, если ребенок боится ходить в туалет по-большому в садике

Организм человека не зря сравнивается с часами: работа всех систем обеспечивает не только физиологический, но и эмоциональный комфорт. Но иногда случается, что слаженный механизм даёт сбой. И особенное волнение вызывают ситуации, когда у ребёнка начинается запор. Причины могут быть вполне объективные: малыш переел мучного или на завтрак получил тарелку рисовой каши. Гораздо серьёзнее обстоит дело в том случае, когда сложности с дефекацией приобретает психологический характер, другими словами, дети боятся какать. В чём причины такого страха и каковы методы решения проблемы?

  • Почему дети боятся ходить по большому на унитаз или горшок

    Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.

    Это интересно. В медицине психологический запор называется неврогенным.

    Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность. Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать - это нечто постыдное. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её .

    Это интересно. С годовалого возраста ребёнок должен какать 1–2 раза в день. Допускается 1 раз в 2 дня, более длительная задержка дефекации считается запором.

    Причины запора у ребёнка начиная с первого года жизни и до периода обучения в школе

    Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.

    1. Плохие воспоминания. Возможно, малыш пережил неудачное опорожнение кишечника. Например, был понос, и мама очень огорчилась, увидев запачканные штанишки. Вот теперь карапуз и не хочет расстраивать родных - так что считает правильным сдерживать свои позывы. Или же не так давно случился запор, а затем при посещении туалета крохе было больно, появились микротрещинки вокруг анального отверстия - также неприятные воспоминания.
    2. Стеснение. Очень часто неврогенный запор наблюдается у малышей, которые начинают ходить в детский сад. Вполне вероятно, что крохе стыдно какать при других детках, так как он привык делать свои дела дома в знакомой обстановке. Кстати, это самая распространённая причина сложностей с дефекацией психологического характера у школьников - общественный туалет вызывает отвращение.
    3. Стресс. Эта причины выделена отдельно от предыдущей не случайно. Дело в том, что родители должны с большим трепетом и вниманием относиться к тому, как малыш оправляется: насколько часто, в каком месте (на унитаз или на горшок, причём по маленькому - в жёлтый, а по большому - в любимый, со спинкой). Эти мелочи создают для ребёнка психологический комфорт во время справления нужды. Не стоит ими пренебрегать.
    4. Боязнь наказания. Здесь речь идёт о таком важном моменте, как приучение к горшку. Далеко не все дети с первого раза понимают, что опорожнять кишечник нужно не в трусики, а на детском туалете. И родители, раздражённые связанными со стиркой и уборкой обстоятельствами, начинают резко и громко порицать малыша за такую оплошность. Вот и результат: кроха находит самый простой путь решения проблемы - не какать.

    Последствия запора: к чему может привести страх перед дефекацией

    Если у ребёнка начались проблемы со стулом, действовать нужно незамедлительно, иначе последствия могут быть слишком серьёзными:

    • вздутие живота, вызванное застаиванием каловых масс, приводит к появлению болей в сердце и других органах, что объясняется рефлекторной реакцией на запор;
    • отсутствие аппетита, вследствие чего кроха худеет;
    • отрыжка, которая сопровождается выходом неприятного воздуха и отвратительным привкусом во рту;
    • изменение настроения - малыш становится капризным, менее активным, трудоспособным, болезненным из-за интоксикации организма.

    Это интересно. Если проблема со стулом не решается, то к 5–6 годам начинает нарушаться сон, снижается концентрация и ухудшается память, изменяется цвет кожных покровов (они становятся желтоватого оттенка).

    Как помочь ребёнку и избавить его от боязни садиться на горшок

    Действовать необходимо в трёх направлениях:

    Это интересно. Запору очень важно не дать шанса для появления, то есть необходимо следить за тем, что малыш ест: включать в рацион больше фруктов и овощей, уменьшить количество сладостей и мучного.

    Лечение, которое поможет сходить в туалет

    • соки (свекольный, морковный, тыквенный);
    • воду (суточная норма рассчитывается по формуле: 50 мл на 1 кг веса);
    • сухофрукты (чернослив, курага, изюм);
    • кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша).

    Это интересно. Полезными считаются кисломолочные продукты «не старше» 1–1,5 дней. В дальнейшем положительного эффекта от них нет, а вот вызвать запор такие кефиры-ряженки могут. Поэтому лучше готовить домашнюю простоквашу. Берём 800 мл горячего, но не кипящего, молока, корочку чёрного хлеба, 2 ст. л. сметаны комнатной температуры. Всё смешиваем, ставим в тёплое место (например, около батареи) и после загустевания выпиваем в течение 12 часов.

    Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку - в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.

    Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.

    • Номазе;
    • Дюфлак;
    • Гудлак;
    • Порталак сироп;
    • Ливолюк-ПБ;
    • Ромфлак.

    Но назначать то или иное лекарство должен только врач.

    Психологическая помощь, чтобы преодолеть проблему

    Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать - это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания .

    Похвала

    Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы. Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное - это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке. Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.

    Сказкотерапия

    Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.

    Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять. Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти. И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.

    Игры с пластилином

    Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге - эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.

    Известный многим доктор Комаровский уверяет, что запор, если он не вызван болезнью Гиршпрунга (неразвитостью нервных окончаний на каком-либо участке кишечника, что приводит к скапливанию кала), не требует стационара. Евгений Олегович советует проконсультироваться со своим педиатром и обсудить возможность использования глицериновых свечей и сиропа лактулозы (например, Дюфалак). Применять его можно уже с первых месяцев жизни. Действие препарата основано на том, что происходит увеличение объёма кала, а также стимулируются позывы к дефекации за счёт размножения бифидобактерий в пищеварительном тракте.

    Решив проблему на физиологическом уровне, следует заниматься профилактикой, которая, по мнению Комаровского, устранит и психологический блок в том числе:

    • организовать правильное питание;
    • приучать малыша к активному образу жизни;
    • не зашлаковывать организм, отказываться от вредных продуктов (фаст-фуда, сладостей, газированных напитков и пр.);
    • следить за регулярностью стула (желательно, приучить кроху садиться на горшок в одно и то же время);
    • дышать свежим воздухом;
    • пить больше воды;
    • создать доверительную обстановку в семье.

    Что делать, если ребёнок не какает каждый день: советы доктора Комаровского - видео

От физиологии никуда не деться. По крайней мере, так кажется. Ведь некоторые дети пытаются пойти против естественных процессов и отказываются ходить в туалет по-большому. Они плачут, впадают в истерику, убегают, заставляя переживать родителей. Почему ребенок в 2, 3, 4 года боится какать? Как выйти из этой щекотливой ситуации?

Как понять, что ребенок боится какать

Все дети периодически не ходят в туалет по несколько дней. Но если причина не в обычном запоре, а именно в страхе, будут проявляться следующие признаки:

  • плач, раздражительность, плохое настроение;
  • негативная реакция на любые упоминания о туалете, будь то горшок или унитаз;
  • стремление какать исключительно стоя;
  • попытка закрыть попу руками в момент, когда «процесс» уже начался.

Ребенок не просто не может сходить в туалет: он не хочет и пытается всячески воспрепятствовать этому «действу». Педиатры говорят о психологическом запоре, который свойственен детям 2-4 лет. Подобное явление считается относительно нормальным, так как наблюдается во многих случаях.

Почему ребенок боится какать

Детская психика очень податлива и восприимчива к любым внешним факторам. В силу нехватки опыта ребенок может неправильно отреагировать на ситуацию, которая взрослому вообще не показалась бы значащей. И есть несколько основных причин, почему возникает страх перед походом в туалет:

  1. Ребенок боится какать после запора. Обычный запор иногда становится настоящей психологической травмой для маленьких детей. Затвердевший кал, «покидая» организм, способствует возникновению неприятных физических ощущений. Нередко ребенку бывает настолько больно, что этот дискомфорт откладывается в его сознании надолго. И даже после нормализации стула воспоминания не исчезают. Дети продолжают бояться, полагая, что и в следующий раз все пройдет настолько же неприятно. Они прикладывают все силы ради недопущения «опасной» ситуации.
  2. Ребенка слишком агрессивно приучают к туалету. Нередко случается, что страх перед походом по-большому возникает у детей сразу после того, как их отдают в садик. Нянечки зачастую не слишком церемонятся, высаживая ребенка на горшок насильно и буквально заставляя его покакать. Для детей это серьезный стресс, чреватый развитием психологического запора. Иногда ошибки в воспитании делают и родители. Например, они могут отругать малыша за изгаженные штанишки, напугав его своим гневом. Ребенок начнет думать, что какать – плохо, и попытается избежать наказания в будущем, отказываясь опорожнять кишечник.
  3. У ребенка есть физиологические проблемы. Детский организм сталкивается со всеми теми же недугами, что и взрослый, просто обычно о некоторых болезнях родители вообще не задумываются. Тем не менее у ребенка могут быть анальные трещины и даже геморрой (при врожденном синдроме недостаточности вен). В таких ситуациях посещение туалета действительно доставляет дискомфорт, на который дети реагируют соответственно – слезами и отказом какать.

Зачастую попытки объяснить ребенку, что ходить в туалет – нормально и «все так делают», терпят неудачу. Дети продолжают бояться, особенно если родители лечат их ректальными свечами.

Что делать, если ребенок боится какать

Прежде всего необходимо показать ребенка врачу и посоветоваться с ним. Но обычно тактика предполагает проработку двух аспектов:

  1. Избавление от боли. Нужно пролечить ребенка (в том числе и от глистов, которые провоцируют дискомфортные ощущения в животе и при опорожнении кишечника). Для предотвращения затвердевания кала необходимо сбалансировать рацион, насытив его овощами без масла, сухофруктами, большим количеством воды. Рекомендуется исключить из меню мучное и сладкое (или хотя бы активно запивать такую пищу). Кисломолочные продукты следует употреблять свежими, так как спустя несколько дней хранения они приобретают крепящие свойства и могут спровоцировать запор. По согласованию с педиатром допустимо давать ребенку легкое слабительное (в частности, принимать такие препараты рекомендует доктор Комаровский).
  2. Избавление от страха. Проработка психологической боязни гораздо сложнее, чем борьба с болью как таковой. Ведь даже когда физический дискомфорт исчезает, ребенок все равно продолжает испытывать страх – «по привычке». Важно показать, что посещение туалета не сопряжено с негативом. И тут родители ухищряются, как могут:
    • дают ребенку его любимое и редко покупаемое лакомство за каждую успешную «попытку»;
    • играют с ребенком, пока он «занят делом», читают сказки, отвлекают музыкой, катают рядом машинки или рассаживают куклы и т. д.;
    • рисуют с ребенком сказку о походе в туалет, где у главного героя «все получается»;
    • покупают горшок вместе с ребенком, позволяя ему сделать самостоятельный выбор;
    • хвалят ребенка за «успехи» и рассказывают, какой он молодец.

При психологическом запоре взрослым запрещено проявлять агрессию и кричать. От этого ребенку становится еще хуже, и момент нормального похода в туалет отсрочивается до бесконечности. Лучше позволить детям некоторое время побыть в обкаканной одежде, чем сразу же мчаться к ним для переодевания. Ребенок должен почувствовать, что ничего такого не произошло, но вот ходить в испачканных штанах очень неприятно.

Чем меньше внимания родители станут уделять туалетной проблеме, тем быстрее все нормализуется. В туалет умеют ходить все взрослые, потому можно не переживать: рано или поздно ребенок «смирится» с необходимостью посещения уборной по-большому. Главное – не упустить момент проблем с желудочно-кишечным трактом и следить за отсутствием обычных запоров.

Немногие родители сталкиваются с такой детской проблемой, как страх перед каканием. Ребенок боится горшка панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. В чем причина фобии и как справиться с психологическим запором, узнаете в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете

Причины возникновения страха

Если ребенок боится ходить в туалет по-большому после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали:

  • Боль при затрудненной дефекации. Малыш запомнил неприятные ощущения, не хочет повторения ситуации.
  • Жидкий стул. Понос раздражает стенки кишечника, кожу в области ануса. Боль может появиться, если на стенках кишечника, анусе остались незаметные родителям трещинки. В процессе опорожнения кишечника в нормальном режиме они еще ноют, слегка побаливают.

При отсутствии отрицательного опыта какания, то есть сложностей с дефекацией из-за сухого кала, регулярного физиологического запора, виновниками страха перед горшком являются:

  • Малыш не хочет ходить в туалет на горшок. Он еще мал и предпочитает делать это в штанишки. Вредность малыши проявляют чаще до 1,5 года, поэтому не стоит приучать младенцев к горшку до этого возраста.
  • Стеснительность. Неудачные замечания или шутки по поводу неприятного запаха испражнений, количества кала от родителей, старших детей провоцирует чувство неудобства у малыша.
  • Принуждение со стороны взрослых. Длительные высаживания на пластмассовый туалет, настойчивые просьбы писать–какать от взрослых придают процессу негативный оттенок.
  • Стрессы. Малыш взволнован жизненными переменами, детскими проблемами в саду, школе. Центральная нервная система дает временный сбой, ребенок протестует.
  • Негативные воспоминания, связанные с горшком. Младенец упал когда–то с пластмассового туалета, ушибся. Испуг влечет за собой страх.
  • Отсутствие похвалы от родителей за умение не пачкать штанишки. В период приучения малышей к горшку нужно регулярно отмечать каждый успех, хвалить и подстегивать желание вести себя по-взрослому.

Для решения проблемы с каканием на горшок важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей.

Если виновником страхов является физиологический запор, вылечите в первую очередь его. Иначе получится замкнутый круг. Малыш испытывает боль – боится какать, не допускает акта дефекации – скапливается кал в прямой кишке, который потом трудно опорожнить. Используйте слабительные, поменяйте режим питания и меню.

Психологический запор лечится другими методами и способами, о которых речь пойдет ниже.

Как справиться с проблемой

Для устранения деликатной трудности родителям придется разобраться в причинах фобий малыша. Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения.

Посмотрите внимательно видео, в котором доктор Комаровский дает простой и действенный совет, как справиться с этой проблемой:

После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать.

  1. Избавьтесь от физиологического запора. Найдите причину затруднения дефекации и исключите отрицательный фактор из жизни ребенка.
  2. При необходимости пользуйтесь слабительными, лучше на растительной основе. Это «Дюфалак», «Микролакс».
  3. При затяжных запорах ставьте клизмы грушей или микроклизмы из аптеки, глицериновые свечи.
  4. Питайтесь сбалансированно. Включайте в меню клетчатку, кисломолочные продукты, вареные овощи и супы на легком бульоне.
  5. Исключите из рациона большое количество углеводов. Булки, сухарики, пирожные, конфеты провоцируют запоры.
  6. Контролируйте питьевой режим. Недостаток воды приводит к затвердеванию каловых масс, физиологическому запору. Давайте пить больше жидкости. Возьмите за правило принимать стакан воды сразу после пробуждения, за 20 минут до еды.
  7. Подпитывайте кишечник пробиотиками и пребиотиками. Полезная микрофлора заселяет кишечную среду, помогая ЖКТ работать регулярно, избегать сбоев.
  8. Пейте расслабляющий коктейль перед сном. Кефир, ряженка вместо позднего ужина помогают ЖКТ. Стул утром будет мягким, дефекация - свободной.
  9. Делайте массаж животика. Это не только полезно, но и приятно. В процессе поглаживания налаживается эмоциональный контакт, можно поговорить с ребенком о страхах, переживаниях. Разубедить бояться или сдерживать позывы в туалет.
  10. Лечите ранки, трещинки в заднем проходе сразу после появления запоров или поносов. Смазывайте кожу заживляющими кремами, подмывайте ребенка после каждого похода в туалет, чтобы попа не раздражалась и не болела.
  11. Доктор Комаровский рекомендует родителям не создавать трагическую обстановку дома, если ребенок противится каканию. Нужно давать слабительные, экспериментировать с различными медикаментами, чтобы кал выходил, а не застаивался в кишечнике. Обязательно используйте сироп лактулозы по 1 мл пару дней. Дозу увеличивайте на протяжении 2–3 недель постепенно, доведя до 10 мл в сутки. Малыш сходит по-большому в штанишки или горшок обязательно. Ругать за испачканную одежду нельзя, если покакает куда нужно - хвалите. Со временем ребенок избавится от страха.
  12. Если непоседа достаточно взрослый, объясните процесс какания и важность этой процедуры. 4–5 летние ребятишки уже многое понимают. Нарисуйте картинку, покажите книжки по физиологии. Подробно расскажите, зачем, как и почему человек ходит в туалет, к чему приводит сдерживание кала, отказ от регулярного посещения туалета.
  13. Ведите активный образ жизни. Бег, лазание, игры с мячом во дворе стимулируют работу кишечника.
  14. Соблюдайте режим дня. Строгое соблюдение времени приемов пищи, походов в туалет сделают процедуру дефекации стабильной.
  1. Создайте комфортную психологическую обстановку дома. Речь идет не только о туалете. Доверительные, спокойные отношения между родителями, детьми успокаивают психику, уравновешивают состояние. Отсутствие стрессов положительно сказывается на развитии ребенка, привыкании к новому, например горшку.
  2. Не напоминайте сами, что у малыша был запор, что ему было больно. Не обсуждайте этот вопрос с ребенком или другими взрослыми. Эта история должна быть забыта. Акцентируйте внимание на успехах, положительных моментах в жизни семьи.
  3. Превратите поход в туалет в игру. Если вы увидели, что ребеночек хочет покакать, напрягается, поджимает ножки, бегите с ним к горшку. По дороге рассказывайте интересную историю о загадочных героях, которые хотят обогнать ребенка, чтобы первыми занять горшочек. А победитель соревнования получает приз, конфетку. Если крошка успеет первым, то сюрприз достанется ему. Не прекращайте рассказ до тех пор, пока малыш не покакает. Отвлекайте его внимание от процесса дефекации. Пусть это произойдет автоматически.
  4. Придумайте материальный стимул. Например, испеките волшебное печенье или угостите специальной витаминкой от страха. Обсудите это с малышом. Объясните, что, съев печенку, он станет бесстрашным, перестанет бояться пауков, змей, собак, заодно упомяните о горшке. Делайте это ненавязчиво.
  5. После серии поносов, запоров, если были болевые ощущения во время дефекации, нужно объяснить малышу, что теперь все наладилось. Недуг ушел. Боль не вернется. Постарайтесь настроить кроху на позитивный лад, чтобы он перестал страдать и бояться.
  6. Не бойтесь перехвалить. Скупого «Молодец!» при психологическом запоре недостаточно. Хвалите за безрезультатные посиделки на горшке, утвердительный ответ на просьбу сходить в туалет покакать, даже за редкую дефекацию. Создайте подготовительную площадку для будущего успеха.
  7. Подстройте график какания под время нахождения дома. Эта мера поможет справиться со стеснительностью, неудобством оборудования туалетных комнат в школе или садике. В домашних условиях ребенок может расслабиться, почувствует себя комфортно.
  8. В критических ситуациях, при истериках, попытках перетерпеть позывы к дефекации длительное время сходите на прием к психотерапевту. Доктор выпишет успокоительные лекарства, поможет разобраться в причинах испуга, боязни. Психотерапия малыша совместно с родителями приносит положительные результаты в большинстве случаев.
  9. Не сдерживайте выражение эмоций. Разрешайте ребенку плакать, кричать, выражать агрессию, если на это есть причины. Сдерживание отрицательных эмоций приводит к запорам.

Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2–3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.

Опыт родителей


Чего нельзя делать

  1. Насильно удерживать на горшке.
  2. Заставлять сидеть и какать, доводя малыша до истерики.
  3. Выдерживать малыша в туалете больше 15 минут.
  4. Стоять над малышом в пугающе строгой позе, ожидая результата. Оставьте ребенка одного.
  5. Кричать, ругать, наказывать.
  6. Угрожать физическим наказанием, отбирать игрушки.
  7. Обсуждать непослушного ребенка в присутствии малыша с другими взрослыми, подругами, родственниками. Это ранит детскую психику, настраивает на протест.
  8. Упрекать за испачканные штаны. Пусть лучше пока ходит мимо горшка, чем провоцирует удержанием кала регулярные запоры.
  9. Приучать к горшку детей до 1–1,5 года. Дождитесь позывов снять штанишки, отвращения к грязным трусикам.

Важно! Каждый ребенок индивидуален. Методы устранения фобий выбирайте внимательно, экспериментируйте. Если не подошел один способ, пробуйте другой, тогда точно добьетесь успеха.

Профилактика запоров

Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:

  • Контролируйте детское питание. Важен режим и меню. Если малыш любит булочки, пусть запивает их кефиром, ряженкой, ест больше фруктов. Сладости и газировку лучше ограничить. При отказе от овощей придумывайте оригинальные блюда: запеканки с морковкой и повидлом, капустные мишки со сметаной - прячьте овощи под вкусным соусом, маскируйте формой.
  • Гуляйте, активно играйте каждый день на воздухе. Без улицы вырастить здорового ребенка невозможно. Посиделки с печеньем возле телевизора прибавят забот о нормальном стуле.
  • Наладьте эмоциональный контакт. Общение между родными - важный аспект воспитания ребенка. Зажатые дети с большим количеством комплексов страдают фобиями, запорами гораздо чаще.
  • Контролируйте прием жидкости. Нужно пить чистую воду каждый день. Особенно утром.
  • Массаж животика. Избавляет от запоров грудничков и детишек постарше. Поглаживания, пощипывания в игровой форме стимулируют мышцы кишечника, помогают продвигать кал к выходу.

Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет - нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

– настоящий бич современного мира. Уж как ни бьются мамы, чтобы отучить кроху от удобного памперса — все без толку. Чаще всего малыш просто не понимает, что от него хотят, или же понимает, но из принципа не делает. Но что делать, если ребенок боится горшка?

Такие ситуации тоже случаются и нередко. Попробуем разобраться в этом непростом случае, выяснить причины и избавиться от страха быстро и эффективно.

Источники детского страха

Боязнь горшка – это не патология и не отклонение. Довольно часто такой страх можно объяснить простыми причинами, искоренив которые, можно искоренить и сам страх.

  1. Первая причина (самая простая и частая) объясняется слишком настойчивым желанием родителей приучить чадо к горшку. Постоянное давление так утомляет малыша, что он в прямом смысле начинает трястись при виде «ночной вазы».
  2. Вторая причина связана с первой. Довольно часто родители начинают слишком рано приучать кроху к туалету, чем только угнетают желание малыша быть самостоятельным. Рекомендованный возраст для приучения к горшку – 1,5 – 2 года.
  3. Негативная реакция на неудачу также может служить причиной. Родители и воспитатели в детском саду не всегда лояльно относятся к промахам детей и требуют слишком многого. Достаточно один раз сделать выговор, наругаться на малыша, и он откажется ходить в туалет на горшок.
  4. Отсутствие похвалы тоже не способствует приучению малыша самостоятельности.
  5. Стоит помнить, что в жизни ребенка горшок – предмет новый, он неизменно вызовет целую бурю чувств. Чаще всего этими чувствами становятся либо заинтересованность, либо страх.
  6. Некоторые малыши считают, что в унитазе кто-то живет и страшно бурлит (когда спускают воду). Если горшок – это миниатюрный аналог унитаза, то и там должен кто-то жить. Так рассуждают дети и наотрез отказываются писать в «ночную вазу».
  7. Стеснение является еще одной причиной того, что ребенок не хочет ходить в туалет иначе как в подгузник.

Как видите, все причины довольно просты и, если задуматься, легко устранимы. Особое внимание хочется обратить на то, что часто (в большинстве случаев) в нелюбви ребенка к горшку виноваты родители. Нетактичное поведение, раздражительность и нежелание понимать потребности чада ведут к проблемам, которые потом приходится решать.



Причина физиологического характера

Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.

Причин может быть две:

  • ранее акт дефекации был болезненным (вследствие какой-либо болезни или обычного запора);
  • ребенок часто слышит упреки от взрослого, когда сходит в туалет «не в том месте».

В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?

Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит

Лечение психологического запора

  1. Клизма. Облегчить состояние ребенка во время запора поможет клизма. Можно приобрести как обычную резиновую грушу, так и одноразовые клизмочки «Микролакс».
  2. Массаж. Это и профилактика, и реальная помощь страдающему малышу. Насчет техники массажа от запоров лучше проконсультироваться у опытного массажиста.
  3. Спорт. Конечно, когда речь идет о ребенке, сложно говорить о полноценных спортивных занятиях, но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше. Особенно хорошо, если вы запишете кроху в бассейн.
  4. Правильное питание. Проконсультируйтесь у диетолога насчет рациона малыша. В ежедневное меню обязательно должны выходить кисломолочные продукты, крупы, овощи, фрукты, а вот мучное лучше сократить до минимума. Если в организме ребенка не хватает каких-либо веществ или ферментов, врач назначит специальные препараты с пребиотиками.

Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.

Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.

  • Не ругайте малыша, если он боится садиться на «ночную вазу» или не понимает то, что вы говорите.
  • Не требуйте от него повиновения и беспрекословного послушания.
  • Приучайте к горшку медленно, спокойно, ненасильственно.
  • Будьте деликатны в обращении с ребенком.



Как сделать так, чтобы ребенок перестал бояться горшка?

Итак, ребенок боится горшка. Вы проанализировали все описанные выше причины этого неприятного явления, выявили «свою», т. е. ту, которая повлияла именно на вашего ребенка. Но что же делать дальше? Ведь даже если исключить проблемный фактор из жизни карапуза, горшка он бояться не перестанет.

Ниже приведены 7 последовательных шагов по избавлению малыша от страха перед горшком.

Шаг 1. Вернемся к началу

«Начать с чистого листа» можно не только жизнь или отношения с другим человеком, но и отношения с горшком, как бы смешно это ни звучало.

Пусть ребенок ходит в подгузниках, если ему так удобно. На этом этапе от вас требуется создать атмосферу защищенности и психологического комфорта. Почувствовав себя в безопасности, малыш довольно быстро забудет свои пережитые ранее негативные эмоции и будет делать то, что попросит взрослый, более охотно.

Шаг 2. Начинаем приучение

Приучать к горшку начинайте постепенно. Не стоит сразу выставлять перед малышом новый предмет и требовать писать и какать только в него.

Лучше посмотрите с ребенком видео, где карапуз сидит на горшке. Расскажите, зачем нужен этот предмет. Объясните, что все взрослые мальчики (девочки) ходят в туалет именно в «ночную вазу», а подгузники носят только «маленькие».

Шаг 3. Выбираем горшок

Как только малыш «созреет», ведите его в магазин выбирать горшок. Помните, что он должен быть не только удобным и практичным – он должен нравиться вашему малышу. Но лучше воздержаться от покупки ярких и слишком объемных горшков, похожих на игрушки. Идеальным вариантом будет пластмассовый горшок анатомической формы.

Шаг 4. Привыкаем

Не нужно сразу же требовать от ребенка, чтобы он сходил в туалет в новую «ночную вазу». Для начала объясните, что в горшке «никто не живет» (см. «Причины детского страха»), что горшок абсолютно безопасен, что это «взрослая» вещь и бояться ее не следует.

Можно посадить на горшок куклу или резиновую игрушку, набрав в нее немного воды. Пусть сначала маленький друг малыша «сходит в туалет». Это может простимулировать кроху сделать то же самое.

Шаг 5. Терпение и только терпение!

Лояльно и доброжелательно относитесь к ребенку, даже если он после всех ваших стараний не желает принимать горшок.

Кроха написал на пол? Ну и что? Уберите и спокойно скажите малышу, что в следующий раз писать нужно в горшок. Можете выразить сожаление и расстройство поступком малыша, но не разочарование самим ребенком!

Шаг 6. Режим

Сажайте ребенка на горшок в то время, когда он хочет в туалет. Как правило, это происходит в определенные моменты:

  1. утром после сна;
  2. после приема пищи;
  3. после дневного сна (или до);
  4. перед и после прогулки;
  5. перед ночным сном.

Оставьте малыша одного, если он стесняется. Не стойте «над душой», не торопите карапуза.

Шаг 7. Хвалите!

Если ребенок сходил в туалет в горшок, не поскупитесь на похвалы. Дети (как и взрослые) очень любят, когда их хвалят. Это стимулирует в них желание работать над собой и учиться новым умениям.



Заключение

Основной причиной детской боязни горшка чаще всего становится психологическое воздействие взрослых (родителей, воспитателей). Чтобы избежать проблем с приучением малыша к горшку, стоит держать себя в руках, не раздражаться, не кричать на ребенка, делать все спокойно. Только доброжелательное отношение поможет добиться успехов.
Советуем прочитать:

: Время прочтения:

Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.

Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.

Почему возникает такая проблема и как с ней справляться рассказывает детский психиатр Жерехов Алексей Борисович .

Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.

Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств . Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.

У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.

Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).

Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.

Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2-4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.