Способы коррекции агрессии у детей. Психолого педагогическая коррекция агрессивного поведения учащихся. Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста по коррекции агрессивного поведения

Класс:

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.

Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.

4. Формирование позитивных качеств личности детей.

Методы исследования:

Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

Эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

Объект программы: поведение учащихся начальных классов.

Предмет программы: проявления агрессивности в поведении младших школьников.

Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению.

Методы исследования агрессивности
у детей младшего школьного возраста

Проведение программы по коррекции агрессивного поведения начинается с того, что в классах проходит диагностика детей на признак агрессивности. Первая анкета направлена на выявление агрессивных детей в классе методом опроса учащихся класса психологом. (Приложение 1)

Вторая анкета “ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка”, заполняется учителем, работающим в классе. (Приложение 2)

И третий опросник “Агрессивность ребенка глазами взрослого” дается родителям учащихся, набравших большое количество баллов по двум первым анкетам. (Приложение 3)

Также проводится содержательная интерпретация результатов проективной методики исследования эмоционально- личностной сферы “Рисунок несуществующего животного”.

В группу отбираются дети, которые набрали большое количество баллов в результате количественного анализа результатов по трем диагностическим анкетам.

Структура программы

Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.

1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

  1. Научить детей вербализовывать свои мысли и чувств.
  2. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
  3. Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.

2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

  1. Тренировать психомоторные функции.
  2. Учить навыкам релаксации.
  3. Учить навыкам самоконтроля.
  4. Снизить эмоциональное напряжение.
  5. Создать положительное эмоциональное настроение.
  6. Развивать самосознание.

3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

  1. Прививать новые формы поведения.
  2. Учить самостоятельно принимать верные решения.
  3. Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.
  4. Работать над выразительностью движений.

4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.

  1. Формировать одобренные в обществе моральные представления.
  2. Учить осознавать свое поведение.
  3. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе.
  4. Формировать адекватные формы поведения.
  5. Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения

Тема занятия Цели Количество часов
1 занятие Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. 1
2 занятие Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы. 1
3 занятие Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе. 1
4 занятие Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения. 1
5 занятие Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию. 1
6 занятие Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. 1
7 занятие Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. 1
8 занятие Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. 1

Принципы проведения

Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Занятия проводятся за круглым столом или на игровой дорожке, в зависимости от упражнения. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство. Желательно, чтобы дети были одного возраста

Оборудование

Круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки - манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений. большой зонт,пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,

Условия проведения программы

Занятия проводятся в группах численностью от 8 до 15 человек.

Данный тренинг состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 мин. каждая.

1 и 2 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

3 и 4 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

5 и 6 занятие - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

7 и 8 занятие - формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Структура занятия

№ п/п Элемент тренинга
Консультация: «Методы коррекции агрессивного поведения у детей»

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения);

д) социально-культурный статус семьи.

Причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста:

Стремление занять лидерские позиции;

Желание владеть предметом, которым владеют другие дети;

Ревность;

Замечание или наказание;

Чувство голода;

Повышенная утомляемость;

Скука, желание привлечь к себе внимание;

Давление родителей;

Впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

Чувство неполноценности.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально или физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера.

Агрессивность может быть физически и психологически обусловленной;

1) агрессивные реакции характерны для детей младшего и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольпости, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

1. Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность.

2. Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться.

3. Организаторские способности.

4. Широта кругозора.

5. Позитивная оценка взрослого.

Если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемлением самолюбия, будет направлена на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубиться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун» со стороны взрослого.

Еще одной причиной агрессивного поведения у дошкольников может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучие ребенка, можно совместно с администрацией обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручивания пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их появлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуществление такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

1. Развитие умения понимать состояние другого человека.

2. Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.

3. Обучение ауторелаксации.

4. Обучение способам снятия напряжения.

5. Развитие навыков общения.

6. Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

Подраться с подушкой;

Использовать физические силовые упражнения;

Рвать бумагу;

Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

Использовать «мешочек для криков»;

Поколотить стол надувным молотком и т.д.

Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:

Занятия психигимнастикой;

Этюды и игры на развитие навыков регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошкой, ступнями.

С целью коррекции агрессивного поведения можно ставить детям спектакли, в которых проблемным агрессивным детям следует давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари).

Можно использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, следует помнить, что их страх перед выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же и способствует навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной работы агрессивного ребенка следует включать в коллективную для того, чтобы ребенок получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.


Васильева Ольга Федоровна
«Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приво­дит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрос­лые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия - это реакция на неудовлетворе­ние базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия лично­сти ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию : не делать оце­ночных замечаний типа «не хорошо так говорить» , «нельзя так себя вести» , «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способст­вуют установлению контакта с ребенком.

В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребен­ком в ходе совместной работы :

контакт с ребенком;

уважительное отношение к личности ребенка;

положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и кон­троля.

Как выявить агрессивного ребенка ? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого .

Поэтому необходимо соблюдать следующие основ­ные правила :

для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;

строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступ­но изложить инструкцию испытуемому;

строго придерживаться возрастной границы использования методики в ра­боте с испытуемым;

выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью . Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить се­мейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога .

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста :

1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ре­бенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными .

Для определения степени выраженности агрессивности у детей старшего дошкольного возраста возможно применять :

1. Метод наблюдения.

2. Проективная методика .

3. Цветовой тест Люшера.

Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей . Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка . А так же дает возможность наглядно увидеть и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики . Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессив ­ности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полно­ценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности .

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализи­руя характерологические особенности этих детей, а также их семей, Смирновой Т. П. было выделено 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу . Каждый блок направлен на коррекцию опреде­ленной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник , позволяющих скорректировать данную особенность . Отдельным блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов .

Основные направления коррекционной деятельности педагога - психолога с агрессивными детьми :

1) Обучение техникам и способам управления собственным гневом.

2) Обучение ребенка выражению своего гнева прием­лемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реагированию на негативную ситуацию в целом.

3) Формирование осознания собственных эмоций и чувств других лю­дей, развитие эмпатии.

4) Развитие позитивной самооценки.

5) Снижение уровня личностной тревожности.

6) Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

7) Просветительская, профилактическая работа с родителями и педагогами, направленная на снятие либо предупреждение провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей .

Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Работу в группе лучше проводить по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста не более 30 минут.

Психологическое просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед, теоретических и практических семинаров, круглых столов, совместных детско-родительских занятий, ток-шоу «Есть мнение» и т. д. Оно включает два взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той исключительной ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка. Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи. Особое внимание обращается на развитие у ребенка чувства уверенности в том, что родители верят в его силы, возможности, могут защитить. Показывается значение особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Второе направление касается влияния на детей разных возрастов страхов и тревог близких взрослых, их об­щего эмоционального самочувствия, их самооценки. Основная задача такой ра­боты - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике агрессивности и ее преодолении ; обучение их конкретным способам преодоления повышенной агрессии у детей .

В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста следует использовать :

Занятия психогимнастикой ;

Этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осозна­ния детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

А также использовать в работе подвижные иг­ры, способствующие нейтрализации агрессии , снятию накопившегося напряже­ния, обучению эффективным способам общения и т. д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Методы коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Направление

коррекционной работы

Методы и техники коррекции

1. Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом

1) Пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;

2) арт-терапия (рисование гнева, лепка;

3) многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;

4) перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)

2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции, самообладанию

1) Релаксационные техники - мышечная релак­сация, глубокое дыхание, визуализация ситуа­ции;

2) ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

3) осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев)

3 Снижение уровня лично­стной тревожности

Релаксационные техники : глубокое дыхание, визуальные образы, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.

4. Формирование осозна­ния собственных эмоций и чувств других людей, раз­витие эмпатии

1) Рисование, лепка эмоций;

2) пластическое изображение эмоций;

3) работа с карточками (фотографиями, отражающими различные эмоции;

4) разыгрывание сценок (этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния;

5) методика - «Я грустный, когда.»

6) игры «Мой хороший попугай» , «Эмоциональный словарь»

5. Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов выхода из ситуации) ;

2) разыгрывание сценок вымышленного конфликта;

3) игры на сотрудничество и соперничество;

4) спортивные командные игры

6. Развитие позитивной самооценки

1) Разработка системы поощрений и наград за успехи («альбом успехов» , медали)

2) включение ребенка в работу различных секций, студий, кружков;

3) упражнения «Мне в тебе нравится.» , «Копилка хороших поступков» .

7. Работа с родителями и педагогами

1) Информирование об особенностях агрессивного ребенка ;

2) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощ­рения;

3) индивидуальное консультирование;

4) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

5) обучение высказываниям «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений» ;

6) обучение приемам регуляции собственного психического равновесия

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы :

1) методы изменения деятельности детей;

2) методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся : музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ре­бенка, коррекции его поведения . Подбор музыкальных произведений осуществ­ляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.

Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся не­достатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, пове­дение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способ­ность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивиду­альное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисо­вание по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия) . В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере то­го как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его пове­дение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в раз­личных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить» , эмоцио­нально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные спосо­бы рисования : пальцами, ладошками , ступнями. Участие ребенка в изобрази­тельной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особен­ности поведения ребенка в процессе рисования : выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оцен­ка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с аг­рессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» те­матика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло» . Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные, что позволит изменить его пер­воначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоя­щий из отдельных историй : у каждого ребенка она своя. Переживание совмест­ного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и по­нимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его пове­дении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.

Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку - относятся : личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос : «Что будет, ес­ли я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не слу­чится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспи­тателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы .

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта лично­сти, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей .

Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками старшего возраста по программе «Дорога добра»

I блок программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста , состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 25 минут.

Работу можно строить как индивидуально (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом, так и в группе.

Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.

Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком :

1. Ценностно – ориентированный принцип : эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье .

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия : ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку, не навязывая, организует его со стороны сверстников.

4. Системность организации психики ребенка : развитие эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение)

5. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства – учет их интересов, определенных их возрастом.

6. Поэтапность коррекционно – развивающей работы : при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.

7. Принцип свободного участия : если упражнения интересные и занимательные, дети примут в них участие.

8. Принцип рефлексии : для актуализации полученных знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.

Можно предложить следующую структуру занятий.

Структура занятий :

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка

3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания

С тематическим планом коррекционно –развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Дорога добра» можете познакомиться самостоятельно в приложении 2 к данному выступлению.

Психопрофилактическая , просветительская,

коррекционная работа с родителями

II блок программы рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста .

родителями :

1. Принцип гуманистической направленности психологической помощи .

3. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком.

4. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого -педагогической службы.

С формами психопрофилактической , просветительской, коррекционной работы с родителями можно познакомится в приложении 3 к данному выступлению.

Профилактическая, просветительская, коррекционная работа с педагогами

III блок программы рассчитан на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста .

Основные принципы организации работы с педагогами :

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип оздоровительной направленности.

5. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых педагогами во взаимоотношениях с ребенком.

На данном этапе можно предложить следующие формы работы :

Семинар-практикум для педагогов ;

Семинар–практикум для родителей и педагогов «Агрессивный ребенок : кто он и как ему помочь?» ;

Организация встреч в психологической гостиной «Агрессия . Пути коррекции » , «Погода в ДОУ» , «Права ребенка» ;

- проведение консультаций : «Причины детской агрессии » , «Работа с гневом» , «Работа с чувствами» , , , «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми », «Игровые комплексы для предупреждения и снижения агрессивности », «Игры на снижение у детей агрессивности и страхов » ,

Процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников будет успешным , если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, неспецифическим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы .

Тематический план психопрофилактической , просветительской, коррекционной работы с педагогами

Форма проведения

Семинар-практикум для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Семинар–практикум для родителей и педагогов

«Агрессивный ребенок : кто он и как ему помочь?»

Объединение усилий семьи и педагогов ДОУ в области профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, осуществлении конструктивного подхода к проблемам ребенка

Встреча в психологической гостиной (занятие с элементами тренинга)

"Агрессия . Пути коррекции "

дошкольников .

«Погода в ДОУ»

Формирование педагогических умений; развитие профессионального самосознания;

Выработка позитивного самоотношения;

Формирование умений расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение .

Преодоление внутренних барьеров, страха, тревоги;

Выработка навыков предоставления и получения обратной связи;

Деловая игра

«Права ребенка»

Профилактика жестокого обращения с детьми

Консультации

1. «Причины детской агрессии »

2. «Работа с гневом»

3. «Работа с чувствами»

4. «Конструктивные навыки общения»

5. «Реагирование на конфликтное поведение»

6. «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми »

7. «Игровые комплексы для предупреждения и снижения

агрессивности »

8. «Игры на снижение у детей агрессивности и страхов »

9. «Стили педагогического общения с ребенком»

Повышение профессиональной компетентности по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников .

Хохлова Олеся Валерьевна, педагог-психолог

КГУ «Исаковская средняя школа», с.Исаковка, Зерендинский район, Акмолинская область

Агрессивный ребенок - причины и способы коррекции агрессивного поведения

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невнимание школы к нервно - психическому состоянию детей; увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга. Свою долю вносят компьютерные игры и средства массовой информации, кино - и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. В психологических исследованиях выявляют факторы влияющие на агрессивное поведение :
-стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
- повсеместная демонстрация сцен насилия (сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.);
- нестабильная социально- экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека;
- социально-культурный статус семьи;
- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых «заражается» их агрессивностью;
- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;
- длительные или частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;
- унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей;
- взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения;
Часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса. Или из-за внутренней неудовлетворенности ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству или если сверстники по какой либо причине не признают ребенка.
Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети склонные к агрессии, отличаются от сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
Агрессивное поведение может принимать разнообразные формы . В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, а каждая из них может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия.
1. косвенная вербальная агрессия.
Направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях.
- жалобы
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника
- агрессивные фантазии
2. Прямая вербальная агрессия.
Представляют собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:
- дразнилки,
-оскорбления.
Физическая агрессия.
1. Косвенная физическая агрессия.
Направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.
Это могут быть:
- разрушение продуктов деятельности другого;
- уничтожение или порча чужих вещей.
2. Прямая физическая агрессия.
Представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:
- символическая агрессия подразумевает угрозы и запугивание,
-прямая агрессия-непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок и т.д.
Но об агрессивности нужно судить не только по внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации.
Среди чаще всего встречающихся причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого, с целью подчеркнуть свое превосходство;
- защита и месть;
-стремление быть главным;
- стремление получить желаемый предмет.
В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. Хотя в тоже время у некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что может, вызывает особую тревогу. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. У агрессивного ребенка существует предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.
Агрессия может быть направлена:
-на окружающих людей вне семьи;
- только на близких людей;
- на животных;
- на себя (свое тело и личность);
- на внешние физические объекты (например поедание несъедобного);
- на символические и фантазийные объекты (в форме рисунков, увлечение играми агрессивного содержания).
Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного характера).
2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).
Поэтому ведущей задачей консультанта является определение доминирующих мотивов агрессивного поведения, его направленности.
Так же для работы с агрессивными детьми необходимо знать их характерологические особенности:
1. Воспринимают большой круг ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу.
Т. П. Смирнова дополнительно выделяет еще три характерологические особенности подобных детей:
-имеют высокий уровень личностной тревожности;
-имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
-чувствуют себя отверженными.
Для диагностики ребенка существуют критерии агрессивности:
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Для детей среднего школьного возраста и подростков:
1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
2. Инициируют драки.
3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4. Жестоки по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую боль).
5. Воруют у человека, который не нравится.
6. Намеренно портят имущество.
7. Шантажируют, вымогают.
8. Отсутствуют дома ночью без разрешения родителей.
9. Сбегают из дома.
10. Не ходят в школу, либо выгнаны из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
По мнению большинства специалистов, одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков является семья.
Влияние семьи на ребенка:
- негативная оценка ребенком происходящего в семье;
- возраст ребенка (чем меньше возраст, тем больше риск негативного воздействия деструктивного семейного фактора)
- длительность и сила психотравмирующего фактора (длительное негативное воздействие на ребенка)
- биологические и конституционные предпосылки;

Работа психолога с родителями агрессивного ребенка:
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. При работе с родителями важно избегать негативного воздействия на их самооценку, нужно стремиться ее стабилизировать. А так же необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок был изначально нежелателен, то возможно выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же ребенок был желанным, а отношение к нему родители изменили, когда он уже стал агрессивным и непослушным, то нужно помочь родителям понять, что таким поведение отвечает на их собственные действия.
Так же родителям нужно понять, что самое главное в общении с ребенком, это уважительное отношение к его личности, положительное внимание к внутреннему миру. Постараться принять все недостатки ребенка, полюбить его таким, какой он есть! Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что он плохой, это может снижать его самооценку, что негативно сказывается на взаимодействии с окружающим миром. Нельзя унижать ребенка, не загонять ребенка в угол, ожесточая его. Можно обучать такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением.
А также очень важно нормализовать психологическую атмосферу в семье, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов. Также родителям желательно придерживаться одного стиля воспитания. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все. Не наказывать ребенка физическими способами, ведь чем более жестоко наказывают ребенка в семье, тем более он жесток к окружающим. Не учить ребенка подавлять свой гнев, загонять его в себя. Детям нужно разрешить выражать свои чувства. Эти чувства сильны, и их нельзя отвергать. Поэтому необходимо учить ребенка освобождаться от гнева, приемлемыми для наших социальных норм способами. Например, можно разрешить ребенку остаться одному, поплакать или закричать. С ребенком можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции, или поиграть в спортивные игры.
Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:
1.Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениями, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
2.Показать ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям.
3.Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4.Представить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
Коррекция агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер, предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
По Т.П. Смирновой существует 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:
1.Снижение уровня личностной тревожности.
2.Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3.Развитие позитивной самооценки.
4.Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5.Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6.Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:
1.Развитие умения понимать состояние другого человека;
2.развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме
3.Обучать способам снижения напряжения;
4.Развивать навыки общения;
5.Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.
Существуют специальные упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:
1.комкать и рвать бумагу;
2.бить подушку или боксерскую грушу;
3.топать ногами;
4.громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
5.пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);
6.написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
7.втирать пластилин в картонку или бумагу;
8.использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).
Примера упражнения:
«Письма гнева» (для детей старше 9 лет)
1. Психолог просит ребенка подумать о том человеке, который вызывает у него злость и активное неприятие, а также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где данное чувство проявлялось особенно остро.
2. Психолог просит ребенка написать письмо этому человеку (чаще это один из родителей или оба родителя, одноклассник, педагог).
Пусть в этом письме ребенок честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.
Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребенка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтет).
3. После того, как ребенок напишет письмо, его спрашивают, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающего воздушного шарика и т. п. Важно не предлагать ребенку варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо, символически освобождаясь от негативного чувства.
4. Необходимо обсудить с ребенком:
- трудно ли ему было писать письмо;
- все ли он высказал или что-то осталось невысказанным;
- изменилось ли его состояние после написания письма.

Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
(можно выполнять как в группе, так и индивидуально)
1. Психолог просит детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем просит их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
2. Психолог просит их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
3. Затем просит их встать (если они сидели) и начать совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
4. Психолог обсуждает с детьми:
- легко ли было выполнить упражнение;
- в чем они испытывали затруднение;
- что они чувствовали во время выполнения упражнения;
- изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

Рисование собственного гнева
(лепка гнева из пластилина, глины; выполняется индивидуально)
Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
1. Психолог просит ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с его стороны.
2. Психолог просит ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсуждает это с ребенком.
3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, его спрашивают: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:
- что изображено на рисунке;
- что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
- может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
- изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.
5. Далее ребенка спрашивают, что ему хочется сделать с
этим рисунком.
Т. П. Смирнова отметила, что некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей говорят, что их «рисунок уже стал другим». В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:
- что он чувствует, когда рисует новый вариант;
- может ли он поговорить от лица нового рисунка;
- каким стало его состояние теперь.
6. Т. П. Смирнова пишет (по И. Фурманову), что часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу своей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им,поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.

В заключение хочется отметить, что педагогам и родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача педагогов и родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Список литературы:
1.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков/ СПб: Речь 2004
2.Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет/ М-Воронеж 2007
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция/М: Владос 2005
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/ Ростов-на-дону «Феникс» 2005

агрессивный ребенок поведение коррекция

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, можно выделить 6 ключевых блоков (направлений). Каждый блок направлен на коррекцию определённой психологической черты или особенности ребёнка и содержит набор соответствующих психологических приёмов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки.

Работу можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 5-6 человек). Количество занятий - 1-2 в неделю, продолжительность - 30 минут.

Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком:

Уважительное отношение к личности ребёнка;

Положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;

Безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;

Сотрудничество с ребёнком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.

Система методов и техник коррекционного воздействия

Характерологические особенности ребёнка

Направления коррекционной работы

Методы и техники коррекционного воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальныеобразы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;

8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…»;

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т.д.);

3) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина (глины), обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приёмов арт-терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом

1) релаксационные техники - мышечная релаксация+глубокое дыхание+визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдёшь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;

6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль)

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Коррекция, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке;

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребёнком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление её в ролевой игре;

6) введение на занятиях определённых правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.);

7) ведение ребёнком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) ведение ребёнком вместе с воспитателем (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребёнка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребёнка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка;

2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмам регуляции психического равновесия;

3) обучение воспитателей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз, и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания;

7) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий