Развитие памяти и интеллекта у детей. Развитие интеллекта, развитие памяти, система развития интеллекта, развитие интеллекта у детей, скачать развитие интеллекта. Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста

Вас интересует полноценное и эффективное развитие вашего ребенка? Постоянно думаете о том, какие занятия окажутся для него интересными и полезными? Обратите внимание на самую прогрессивную методику интеллектуального развития детей — ментальную арифметику. Она основана на технике устного счета с использованием счетов абакус. Но это не просто обучение быстрым вычислениям, занятия включают в себя также увлекательные развивающие игры, танцевальные, музыкальные и спортивные упражнения. Такие уроки, всесторонне развивающие ребенка по уникальной методике, проводятся в академии ментальной арифметики «Смартум», центры которой располагаются в 11 странах мира.

Что такое интеллект?

Интеллект - это здравомыслие, умение самостоятельно разрешать ситуации, способность изучать новые вещи на основе собственного опыта, адаптироваться, правильно определять основные контексты и отношения (в т.ч. социальные), посредством которых решаются повседневные проблемы. Интеллект - это умственная развитость, мыслительная способность, характерная для человека и животных.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Виды интеллекта у детей

  • языковой - возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный - способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический - область логики и научного - исследовательского - мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный - способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный - способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);

Этапы развития интеллекта

Развитие интеллекта у детей проходит несколько этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

  • В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
  • Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
  • Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
  • Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
  • Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
  • Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции

Как развить интеллект у ребенка?

Нужно помнить про особенности развития интеллекта детей. Специалисты «Смартума» рассказали о том, как продуктивно заниматься вопросами дополнительного образования детей, и дали рекомендации по развитию умственных способностей ребенка. Какие нужно учесть нюансы и как выбрать подходящее занятие для детей с учетом его возможностей и перспектив в будущем?

Чтобы определиться с выбором оптимального занятия для ребенка, задайте себе несколько вопросов:

  • Какую вы преследуете цель, отдавая ребенка в школу дополнительного образования или кружок? Разностороннее интеллектуальное развитие, спортивные достижения или развитие творческого начала? Совпадают ли ваши интересы с интересом ребенка?
  • Каких результатов вы ожидаете от занятий и через какой срок?
  • Насколько ребенок готов к тяжелым физическим или психологическим нагрузкам?

Предугадать, в какой сфере ребенок сможет проявить себя лучше всего и добиться успеха, крайне сложно. Родители записывают детей на несколько занятий и ждут от каждых больших результатов. Но для начала лучше дать возможность ребенку подготовиться — выработать навык концентрации, усидчивости, улучшить память. Поможет в этом ментальная арифметика.

Преподаватели ментальной академии «Смартум» занимаются с детьми в возрасте от 5 до 16 лет, и в каждом из них видят потенциального гения. Почему ментальная арифметика — лучший способ развития IQ ребенка? На это есть несколько причин:

  • Занятия ментальной арифметикой направлены на равномерное развитие левого и правого полушарий головного мозга. Высокий уровень развитости обоих полушарий, например, как у Эйнштейна, считается признаком гениальности и залогом успеха. Интересные разнообразные уроки ментальной арифметикой способны увлечь любого ребенка, тем самым укрепляя в нем интерес к познанию и творчеству.
  • Результатами занятий ментальной арифметикой становятся фотографическая память, повышенная концентрация внимания и способность к устному счету.
  • Уже через 2-3 месяца регулярных посещений занятий у детей наблюдается повышение успеваемости в школе. Ребенок быстрее выполняет уроки, успевает посещать дополнительные интересные ему кружки и курсы.

Академия ментальной арифметики «Смартум» надеется, что рекомендации по развитию умственных способностей ребенка были вам полезны.

Специалисты «Смартума» уверены, что каждый ученик обладает большим потенциалом, и готовы помочь ему стать уверенным в своих силах и успешным в будущем. Записывайтесь на первое бесплатное занятие!

Игры и упражнения для повышения интеллекта

Родители должны знать, как развить интеллект у ребенка. в этом могут помочь специальные игры и упражнения. Классический перечень их составляют:

  • игры для развития (головоломки, логические, настольные игры и пр.);
  • математические науки (учат организации мышления, вырабатывают привычку к порядку);
  • чтение художественной литературы (книги - это основа для размышлений);
  • учебные курсы (польза занятий с квалифицированным преподавателем несомненна);
  • изучение иностранных языков (развивает память и активизирует мышление)
  • познавательный процесс (энциклопедии, справочники, образовательные передачи, познавательные сайты).

Главная цель всех методик - создать ребенку условия для ежедневного открытия нового. Это способствует расширению кругозора и развития эрудиции. В этом возрасте ребенку также понадобится профессиональная помощь учителя, который сможет грамотно оценить интеллектуальный потенциал школьника и направить его.

Развиваем оба полушария головного мозга. Гимнастика для мозга. Синхронная тренировка обоих полушарий головного мозга.

Сегодня мы хотим рассказать вам об уникальной программе тренировки интеллекта у детей от изд-ва "БИЛИНГВА". Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Оба полушария отвечают за разные мыслительные процессы. Если говорить кратко, то левое полушарие мозга отвечает за речь, анализ и логику, в то время как правое полушарие – за образы, мечты, фантазии, интуицию. В идеале оба полушария должны быть развиты у человека равномерно и работать согласованно. Однако в реальной жизни, обычно, какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений.

Между тем, существуют специальные упражнения, выполняя которые, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. При одновременной работе левого и правого полушарий улучшается эффективность работы всего мозга. Гимнастика для мозга полезна всегда и всем, особенно детям с минимальной мозговой дисфункцией. Иногда бывает, что работа полушарий у ребенка настолько разбалансирована, что они работают как бы попеременно.

Изд-во "БИЛИНГВА" выпустило специальные блокноты-тренажеры с наиболее эффективными упражнениями на развитие обоих полушарий мозга. Занимаясь всего по 15 минут в день в течение 21 дня можно значительно повысить интеллектуальные способности ребенка. Блокноты представлены в трех возрастных категориях: 6-7 лет, 8-9 лет и 10-12 лет. Занятия проводятся в игровой форме, что положительно сказывается на мотивации ребенка. Автор методик – Шамиль Ахмадуллин – психолог, автор методик ускоренного обучения, а также тренингов по скорочтению для детей и взрослых. Шамиль Ахмадуллин также является руководителем сети школ детского скорочтения TurboRead.ru .

Подробнее о системе тренировки интеллекта для детей

Другие публикации по теме данной статьи:

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания : увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. 😉

Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Такие упражнения - и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.

Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.

Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?

Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.


Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  • Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    - отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    - осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    - даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  • Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи , разгадывайте загадки и математические головоломки , играйте в шахматы.
  • Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…

У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.

Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?

Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?

  • Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
  • заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.

Интеллектуал - человек с высоко развитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального труда.

Развитие интеллекта у детей — это развитие способности познавать, обучаться, мыслить логически , систематизировать информацию путём её анализа , находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

Рабочая тетрадь для детей 3-5 лет «Развитие обоих полушарий мозга. Тренировка интеллекта за 21 день» включает в себя 4 вида упражнений направленных на развитие интеллекта у детей на 21 день занятий. Пособие очень яркое, красочное и интересное.!

Мы скачали такую тетрадь .

Эта тетрадь включает в себя 4 блока упражнений направленных на развитие интеллекта детей:

  1. Прописи и рисование для обеих рук для малышей — пример прописи.

  2. Устный счёт для малышей — пример заданий.

  3. Анаграммы для малышей — пример упражнений.

    Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

  4. Струп-тест для малышей.

    Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Первый блок — рисование обеими руками.

Это самый интересный и занимательный блок. Он проходит не как занятие, а больше как необычная забава. Самое главное, то как изначально преподносится ребенку обучение, чтобы оно не было в тягость. Своему я сказала, что сегодня он ученик в школе и у него очень важное задание, поэтому он с полной серьезностью подошел к его выполнению.

Вот что об это методике я вычитала в интернете: «У детей в период раннего развития формируется пространственное воображение, происходит развитие мелкой моторики рук, и таким несложным способом мы можем развивать у ребенка амбидекстрию – умение пользоваться и правой, и левой рукой »

Данная методика помогает развивать не только правое полушарие, но и левое. И заниматься этим упражнением очень интересно.

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Устный счет для малышей.

Автор предлагает малышам заняться математикой с самого легкого и постепенно усложняя задания: сложение и вычитание. Решая примеры можно использовать палочки или другие вспомогательные инструменты или можно закрывать точки при вычитании и предлагать сосчитать все точки вместе при сложении. Эти упражнения помогают ребенку познакомиться с азами математики.

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Анаграммы для малышей — третий блок.

Эти упражнения похожи на загадки или ребусы, для разгадывания которых нужно хорошенько подумать. Необходимо объединить картинку и слово, вслух медленно его проговорить и понять какую букву нужно выбрать. Для выполнения заданий ребенок обязательно должен знать буквы. На начальных этапах предлагаются простые картинки и слово состоит из трех букв, затем задания усложняются и слова становятся длиннее.

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Струп-тест.

Данная методика была предложена американцем Джоном Ридли Струпом в 1935 году. Тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета (противопоставляется реальный цвет и его название). Ребенку предлагается быстро называть цвета, что тренирует зрительную память

Восприятие цвета происходит по-особому, разными отделами полушарий, и регулярная работа со Струп тестами отлично развивает навыки восприятия, концентрацию и тренирует внимание и зрительную память.

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения в тетради не только очень полезны для развития вашего малыша, но и интересны, и занимательны. Ребенок без труда будет выполнять задания, постепенно увеличивая их сложность. Это будут не скучные уроки, а увлекательные упражнения с пользой!!

Если нет возможности распечатать все материалы на цветном принтере, то часть материалов: прописи для обеих рук, устный счет ди анаграммы можно распечтать на черно-белом принтере и заниматься.

Успехов Вам и интересных занятий!

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта у детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей

Упражнения направленные на развитие интеллекта детей