Поздравление с 21 марта мусульманский праздник. Можно ли поздравлять со светскими праздниками? Традиционные блюда у мусульман в Новый год

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) - один из основных исламских праздников. Мусульмане всего мира отмечают его 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря - зуль-хиджа.

Курбан-байрам - это завершающая часть хаджа — ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня. Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот. Мусульмане по-разному трактуют суть праздника Курбан-байрам, но обьединяет всех то, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха. Суть праздника Курбан-байрам состоит в приближении к Богу, обращении к нему.

Курбан Байрам поздравления (фото\картинки)

По традиции в дни Курбан-байрама верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни.

Поздравления с праздником Куйран Байрам на русском языке:

У мусульман священный праздник —
Курбан-байрам, и пир горой!
Друзей все ждут любимых в гости,
Чтоб их попотчевать едой!

Тепла всем! Мира! Понимания!
Пусть всех вас бережет Аллах,
А светлый праздник пусть оставит
Приятный огонек в сердцах!

****
Пожелать хочу добра я,
Радости, здоровья вам.
Поздравляю с днем великим,
Мира вам в Курбан-байрам.

Накормите нынче бедных,
Помолитесь о родных:
Об ушедших в мир прекрасный
Помолитесь за живых.

Курбан Байрам поздравления (фото\картинки)

Проснется этим утром солнце,
И праздник в дом ворвется к вам.
Аллах пускай всем улыбнется,
Когда идет Курбан Байрам!

Он, жертвы ваши принимая,
Уводит беды от порога!
А в дом лишь счастье посылает!
Для счастья нужно ведь немного:

Чтоб были близкие здоровы,
Чтоб радость приносили дети,
Любовь и доброта под кровом
Чтоб прочные сплетали сети!

****
Сегодня братьев мусульман
От всей души хочу поздравить
С великим днем Курбан-байрам,
Его величие прославить!
Да пусть услышит нас Аллах!
С горы великой Арафат,
Попросим мы в своих мольбах
Здоровый ум, хороший нрав
И милосердие в сердцах,
Богобоязненность, терпимость.
Да пусть хранит нас всех Аллах!
Он нам окажет свою милость.
За все земные прегрешения
Он ниспошлет свое прощение!...

Празднуй, добрый мусульманин, ты Курбан Байрам.
Омовенье пусть подарит свет твоим делам.
Знай, что чистые одежды должен ты надеть
Да к молитве отправляться поскорей в мечеть.
Радуй сердце ты свое: бедных угости,
А в последующие дни близких навести.
Восхваляй Всевышнего, и пускай Аллах
Открывает истину, даст успех в делах.
Каждый пусть посильную жертву принесет.
Радуется пусть сейчас, в праздник, только тот,
У кого чиста душа, кто с добром живет.

Курбан Байрам поздравления (фото\картинки)

Поздравления с праздником Куйран Байрам на турецком языке:

Bayramlar berekettir, umuttur, özlemdir. Kestiğiniz kurban ve dualarınız kabul olsun, sevdikleriniz hep sizinle olsun... Kurban Bayramınız mübarek olsun.

перевод: Пусть праздник будет щедрым, долгожданным и счастливым. Пусть ваша жертва будет принята, а молитвы - услышаны. Пусть близкие будут всегда с вами. Путь праздник Курбан-байрам будет благословенным.

Bugün sevinç günü, kederleri bir yana bırakıp mutlu olalım. Kurban Bayramını doya doya yaşayalım. Her şeye kadir olan Yüce Allah, bizleri, doğru yoldan ve sevdiklerimizden ayırmasın!

перевод: Сегодня день радости. Оставив печали, давайте радоваться и праздновать Курбан-байрам. Пусть всемогущий Аллах не разлучит с нашими близкими и не собъет с верного пути!

Интересная информация о празднике весеннего равноденствия Нарвуз Байраме.

У всех народов, проживающих на нашей большой планете есть традиции, которые они стараются чтить и передавать своим потомкам. И, пожалуй, самой важной традицией для всех людей является празднование так называемых семейных праздников, которые собирают всех членов семьи в одном месте.

Таким важным днем для людей, проживающих в мусульманских странах является праздник Навруз Байрам. Этот день они считают особенным, поэтому стараются сделать все, чтобы он прошел максимально позитивно и душевно. О том, что такое Навруз Байрам и как его правильно проводить мы и расскажем в нашей статье.

Что означает праздник Навруз Байрам?

Праздник Навруз Байрам

Большинство людей считают Навруз Байрам мусульманским праздником, поэтому даже не интересуются его традициями. На самом же деле, прямого отношения к мусульманству он не имеет. Если посмотреть открытые источники, то в них можно найти информацию о том, что этот весенний праздник появился еще в те времена, когда люди поклонялись языческим Богам и верили в то, что если их задобрить, то как минимум один год они будут жить спокойно.

Большинство исследователей связывают его появление с земледельческим календарем, по которому древние люди сажали огороды. Они свято верили, что именно в день празднования Навруз Байрама зима полностью отступает и на земле настает период, когда можно пахать землю. И хотя современные люди больше не верят в языческих Богов, в этот праздник они вкладывают похожий смысл. Они верят в то, что именно в этот день наступает весна, которая приносит на землю период полного обновления, духовного роста и расцвета доброты.

Как переводится праздник равноденствия Навруз на русский язык?


Значение Навруза на русском языке

Как вы уже, наверное, поняли праздник Навруз Байрам не что иное, как день весеннего равноденствия, когда день и ночь равняются и длятся одинаковое время. Так как люди всегда ассоциировали этот душевный и добрый праздник с ожиданием прекрасного, то в наше время его стали переводить на русский язык, как Новый день . В некоторых мусульманских странах, например, в Иране на Навруз Байрам начитается отчисление первого дня наступившего года, поэтому в этой стране его переводят, как Новый год .

Какие народы и страны празднуют Навруз Байрам?


Народы, празднующие Навруз Байрам

Как уж упоминалось немножко выше, Навруз Байрам празднуется исключительно в мусульманских странах, более того, в некоторых из них он является официальным выходным днем, который принято проводить в кругу родных и близких, кушая особую еду и играя в национальные игры.

Народы, которые празднуют этот праздник, как правило, готовятся к нему очень тщательно. Они стараются максимально хорошо убрать свое жилище, отдать все долги и приготовить для своих родных много вкусных блюд.

Навруз Байрам празднуется в:

  • Иране
  • Казахстане
  • Дагестане
  • Таджикистане
  • Азербайджане
  • Татарстане
  • Узбекистане

Когда начинается, празднуется Навруз Байрам в Дагестане, Таджикистане, Азербайджане, Татарстане, Узбекистане?


Дни празднования Навруза в разных странах

Хотя официальным днём начала празднования Навруз Байрама считается 21 марта, некоторые страны начинают веселится еще 20 числа. Первые обряды, связанные с этим важным для них событием, они начинают проводить именно в этот день, сразу после вечерней молитвы.

Что касается сроков проведения праздника, то и тут у всех он разный. Некоторым народам хватает и одного дня, а некоторые веселятся и пируют от недели до 15 дней. А, например, в Афганистане и Иране принято праздновать Навруз Байрам первые 5 дней наступившего года, а также 13-тый.

Дни празднования Навруза в разных странах:

  • Казахстан . В этой стране Навруз отмечают 22 марта. Казахский Байрам немного похож на более привычную нам Масленицу. В праздничный день тоже принято накрывать стол и веселится на городской площади. Также в обязательном порядке все люди ставят на стол ключевую воду, домашнюю халву и зерна пшеницы.
  • Азербайджан . Люди, проживающие на территории этой страны, празднуют Навруз 20, 21 и 22 марта. Все эти дни являются официальными выходными и благодаря этому азербайджанцы успевают уделить время и молитвам, и общению со своими родными.
  • Узбекистан. Хотя официальным днем празднования весеннего праздника считается 21 марта, в некоторых городах и поселках гулянье растягивается до 15 дней. В эти дни люди собираются в чайных, где обязательно употребляют зерна поросшей пшеницы и ароматный плов.
  • Таджикистан. В этой стране принято праздновать Навруз Байрам с 21 по 24 марта. Главным символом праздника для таджиков является огонь. Они считают его символом очищения, поэтому стараются в этот период обязательно обойти свои владения, держа в руке зажженный факел.

Сценарий праздника весны Навруз Байрама

Как вы уже наверное поняли, Навруз Байрам очень сильно похож на славянскую Масленицу, поэтому провести его можно таким же образом как и ее. А это значит, что вы можете заранее подобрать несколько игр, которые понравятся как детям, так и взрослым, разучить насколько песенок, стихов и смело проводить праздник.

В этом случае главное создать атмосферу веселья, в которую будут вовлечены абсолютно все люди. Также не забудьте позаботиться о правильном музыкальном сопровождении и недорогих, но интересных призах.

Сценарий праздника:

  • Ведущий: Приветствую вас мои Дороги гости на самом веселом и теплом празднике весны! Сегодня настал важный праздник Навруз, который открывает нам дверь в наше светлое и теплое будущее. С праздником вас мои Дорогие!
  • В конце поздравительной речи ведущий может рассказать историю появления этого дня.
  • Ведущий: Теперь, когда я рассказал вам более подробно о Навруз Байраме давайте проверим как вы внимательно меня слушали. Тот, кто даст наибольшее количество ответов на мои вопросы получит поощрительный приз.

Вопросы викторины:

  • Когда отмечается этот светлый праздник и как он переводится на русский язык? (21 марта, Новый день или Новый год)
  • Что является символом Навруз Байрама? (поросшая пшеница и живой огонь)
  • Какие блюда являются обязательными на Навруз Байрам? (в зависимости от страны празднования это может быть плов, сумляк, халва, пахлава, шакярбура, самбуса, сабси)
  • В каких странах принято праздновать Навруз? (Иран, Афганистан, Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан)

Ведущий: А теперь гости дорогие, давайте от официальной части перейдем к веселью. Предлагаю вам посоревноваться в быстроте, силе и смекалке. Прошу всех пройти на площадь и продолжить гулянье уже там.

Игры для праздника

Принеси яйцо в ложке

Для проведения этой эстафеты вам понадобится 2 или 3 ложки, яйца небольшого размера и соответствующее количество участников. Для начала вам надо будет определить дистанцию, по которой они должны будут перенести яйца. После этого ложка фиксируется зубами, на нее ложится яйцо, и сразу же после этого ведущий должен дать старт. Участники должны максимально быстро донести яйцо из одной точки в другую, не помогая себе руками, но при этом стараясь не разбить хрупкий груз.

Перетяни канат

Данная эстафета рассчитана на большое количество участников, в зависимости от длины каната в одной команде может быть от 5 до 10 человек. Все что вам надо будет сделать, начертить на земле линию и разделить канат красной лентой на две одинаковые части. После этого командам дается знак, и они начинают перетягивать канат. Та команда, которая первая перетянет соперников на свою сторону и считается победившей.

Самый сильный мужчина

Эта игра подходит как для мальчиков, так и для взрослых мужчин. В этом случае вам придется определить кто из представителей сильного пола дальше остальных бросает камень (для детей камни можно заменить на мячики). Итак, мужчины становятся в один ряд и по команде бросают камни. Тот, кто бросил камень дальше всех и считается победителем. В случае если вы хотите растянуть игру, можете давать игрокам сделать три попытки, и уже на основании этих данных определять победителя.

Что дарят на Навруз Байрам?


Подарки на Навруз Байрам

Что касается подарков на Навруз, то они могут быть совершенно разные. При желании вы можете порадовать близкого человека красиво упакованными сладостями или домашней выпечкой. Единственное что вы должны учитывать, готовя подарки на этот весенний праздник это то, что у мусульман принято радовать в этот день людей абсолютно всех вероисповеданий. Считается, что таким образом человек делится радостью и это способствует тому, что наш мир становится добрее и чище.

Также не забывайте о том, что людям мусульманской веры выбивать подарки надо правильно. Например, подарить женщине белье не может незнакомый человек, даже если это женщина. Помимо этого, вы не можете дарить алкоголь, продукты, в которых есть свинина, золотые украшения и картины с изображением животных. Ввиду этого, будет лучше если вы будете выбирать презенты, которые сможете преподнести, не боясь обидеть человека.

Подходящие подарки:

  • Серебряные украшения
  • Коран
  • Мусульманская одежда
  • Сладости
  • Деревянные шахматы
  • Наборы для чая
  • Закладки для Корана
  • Часы с азаном
  • Шапочка и коврик для намаза
  • Четки
  • Книги
  • Комнатные растения

Какие блюда готовят на Навруз Байрам?


Рецепты блюд на Навруз Байрам

Как вы уже, наверное, поняли праздник Навруз Байрам является особенным для всех мусульман, поэтому они стараются поставить на стол в этот день только правильные блюда. Именно поэтому в каждом доме вам обязательно предложат отведать халву, приготовленную их проросшего зерна и сем блюд, названия которых начинаются на букву «син». Также на праздничный стол обязательно ставят орехи, сухофрукты, разные виды сыра и яйца зеленого цвета.

Закуска Ясмина

Компоненты:

  • Репчатый лук - 600 г
  • Шампиньоны - 300 г
  • Растительное масло - 50 мл
  • Лимонный сок - 2 ст. л
  • Соль и перец по вкусу

Приготовление:

  • Очистите лук от кожуры и прокипятите его в подсоленной воде до мягкого состояния
  • Вытянете лук из воды и дайте ему немного остынуть
  • В этой же воде отварите предварительно очищенные шампиньоны
  • Превратите лук в однородное пюре и смешайте его с растительным маслом, солью и перцем
  • Полученное пюре выложите на большое блюдо, а сверху на него положите полностью остывшие грибы

Печень с дымком

Продукты:

  • Говяжья или баранья печень - 700 г
  • Сливочное масло - 100 г
  • Чеснок - 2 зубчика
  • Соль и перец по вкусу

Приготовление:

  • Очистите печень от жестких пленок
  • Порежьте ее на крупные куски
  • Поперчите их и посолите, и запеките на углях используя решетку
  • Пока она будет доходить до готовности, приготовьте соус
  • Растопите сливочное масло, добавьте в него измельченный чеснок и немножко соли
  • Разложите печень на праздничном блюде и полейте ее ароматным соусом

Как прорастить пшеницу для Навруза?


Проросшие семена пшеницы

Как уже упоминалось немного выше, проросшая пшеница является главным символом весеннего праздника Навруза. Ее обязательно проращивает каждая хозяйка, причем старается сделать это таким образом, чтобы проросшие зернышки имели ростки одинаковой длины.

  • По возможности найдите зерна, которые предназначены специально для проращивания
  • Промойте их под проточной водой, а затем сложите в глубокую посуду
  • Подогрейте воду и залейте ею пшеницу так, чтобы она слегка покрывала зерна
  • Оставьте зернышка постоять в теплом месте 5-6 часов
  • Слейте жидкость, которую они не впитали и еще раз промойте под проточной водой
  • Удалив весь мусор, можете раскладывать пшеницу равномерным слоем и ждать пока она прорастет
  • Чтобы этот процесс происходил правильно, не забывайте 2-3 раза в день увлажнять ее из пульверизатора
  • Если все сделаете правильно, то через неделю вы получите сочные зеленые ростки

Поздравления на праздник весны Навруз Байрам 21 марта


Поздравление №1
Поздравление №2
Поздравление №3

Немножко выше мы предлагаем вашему вниманию несколько коротких поздравлений, которыми вы сможете поздравить с Наврузом своих самых близких людей. Произнося эти слова помните, что делать это надо с добрыми помыслами и от чистого сердца. Только в этом случае человек, которого вы поздравляете сможет почувствовать насколько он вам дорог.

Видео: Навруз Байрам

Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. فروردین ‎) (приблизительно 21 марта); равноденствие – равенство дня и ночи. (wikipedia). Само слово «навруз» переводится как «новый день».

Отмечается он как день Навруз (Новый год) у иранских и тюркских народов . В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом . Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу.

Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников , календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья.

Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.

Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет. Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю . У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом.

Кроме того многие действия, совершаемые во время празднования Навруза, противоречат нормам Ислама. Например, перепрыгивать через огонь, при этом считая, что смываются грехи. Распитие спиртных напитков и народные гуляния, где мужчины и женщины веселятся вместе, тоже из Навруза. Такие действия запрещены в Исламе.

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто уподобится какому-нибудь народу – тот из них » («Сунан ибн Давуд», № 3512).

عَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год празднование Навруза было запрещено официально. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор . (wikipedia).

Желаем всем мусульманам крепкой веры и понимания религии Аллаха и следования правильному пути, указанному Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Можно ли поздравлять со светскими праздниками?

Некоторые утверждают, что поздравлять с днем рождения или, допустим, с Новым годом является запретным (харам). На вашем же сайте вы пишете, что поздравлять можно. Расскажите подробнее об этом. Алия.

Можно ли с точки зрения Ислама поздравлять немусульман с их религиозными или национальными праздниками? Некоторые говорят, что это запретно (харам).

Мнение о том, что запретно поздравлять немусульман с их религиозными и национальными праздниками, может быть проговорено знатоком мусульманского богословия, изучавшим его в границах узкой идеологической направленности, либо человеком, ограниченным в своем анализе Корана и Сунны арабским, например, обществом . Обычно арабские богословы не могут понять в полной мере те проблемы или ситуации, с которыми сталкиваются мусульмане в обществах, где они составляют меньшинство. Именно не могут, потому что они не сталкивались с этим и не имеют возможности взглянуть на Священный Коран и Сунну более широко, объективно, отойдя от укоренившихся арабских стереотипов, парадигм и подойдя к широте смысла священных текстов, являющихся каноном по своей сути и по широте своего смысла не только для арабов, но и для людей вообще . Безусловно, умение выверено и при этом правильно мыслить - результат общения с мусульманами самых разных национальностей на протяжении десятилетий , а также итог постоянной работы с первоисточниками через призму многообразия культур, традиций, быта.

Сейчас в Интернете появилось много молодых людей, которые всех без разбора делят на «своих» и «кяфиров». А вот если мы все-таки говорим не о юношеских эмоциях неудачников, подпитывающих свое «я» радикальными словесными формулировками, то, например, в Священном Коране имеются два аята, которые четко определяют границы взаимоотношений мусульман с немусульманами:

«Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания] , кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений и выгоняет вас из домов ваших. [Будьте же справедливы!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит справедливых. Он [Господь миров] запрещает вам иметь близкие дружеские отношения именно с теми, кто воюет с вами из-за ваших религиозных убеждений или выгоняет вас из домов ваших, а также с теми, кто помогает им в этом. Кто с такими [притеснителями, деспотами, преступниками] будет иметь близкие дружеские отношения, тот грешен [рано или поздно сам становится таковым, уподобляясь им]» (Св. Коран, 60:8, 9).

«Аллах (Бог, Господь) не запрещает вам [верующие] относиться благородно и справедливо ко всем [ невзирая на национальность, убеждения, вероисповедания ], кроме тех, кто воюет с вами из-за ваших религиозных у беждений и выгоняет вас из домов ваших». То есть только эти две категории людей не заслуживают благородства в свой адрес за те преступления и разбой, что вершат. А что касается всех остальных, кем бы они ни были по убеждениям и взглядам, хорошие они или плохие, неважно - мы, если считаем себя покорными Творцу (а не своим прихотям), обязаны относиться к ним по-доброму и уважительно (как минимум - стараться быть таковыми). Тем самым мы покажем самим же себе суть наших душ и сердец: полны ли они сатанинской невоспитанности и грубости, прикрытой красивыми мусульманскими высказываниями, которые лишь на языке, или все-таки маленький светоч веры освещает нас изнутри, помогая отличать в лабиринтах души зло от добра, грешное от праведного.

Эти два аята четко очерчивают нормы взаимоотношений. Когда к мусульманам относятся по-доброму, по-человечески, то они должны отвечать благожелательно, проявлять к этим людям, независимо от их убеждений или вероисповедания, справедливость и благородство. Замечу, что слово «благородство» (аль-бирр), употребленное в аяте, обычно используется при характеристике отношения детей к своим родителям. То есть не простое благородство, а искреннее, с душою. Слово это (аль-бирр) в арабском языке означает также «отказ в пользу другого от того, что ты мог бы получить», а также «предоставление другому большего, чем он заслуживает». То есть на хорошее постараться ответить большим, лучшим.

Те же, кто враждует с мусульманами из-за того, что они - «мусульмане», выгоняет их с родных земель и из жилищ, как, например, это произошло в случае с пророком Мухаммадом и его сподвижниками, которые были вынуждены покинуть свои дома после многолетних притеснений и унижений, то такие деспотичные люди не заслуживают хорошего отношения к ним. Но замечу, например, что когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует), примерно через десять лет, вернулся обратно в Мекку с огромным числом сподвижников, он, имея возможность вершить возмездие, никому не отомстил: ни тем, кто убивал, ни тем, кто унижал, ни тем, кто грабил. Он всего лишь произнес свои известные слова: «Антум тулака’ », то есть «вы - свободны», вас никто не обидит, не будет вспоминать прошлые унижения и требовать возмездия. Спокойно продолжайте жить рядом с нами, как это и было когда-то.

Иными словами, для верующего человека защищать себя и свое имущество - обязательство. Это во все времена было делом чести и достоинства. Но мстить, вспоминая былые обиды, - не до лжно верующим, а тем более пророкам и посланникам Господа.

Вернемся к нашей теме. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приводится случай, как однажды Асма’, дочь Абу Бакра, спросила у пророка Мухаммада: «Ко мне в гости пришла моя мама, но она язычница. Могу ли я хорошо отнестись к ней, принять ее?» Пророк (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Ну конечно! Тепло и радушно прими свою маму!»

Учитывайте, что отношение к людям Писания, в отличие от язычников и неверующих, в Исламе занимает особое место, оно более почтительно. В Священном Коране, например, говорится: «Не спорьте с людьми Писания [иудеями и христианами], кроме как используя лучшее [лучшим может быть и красноречие, и умение где-то промолчать, и уступка, и последние технологии в вопросах просвещения, то есть все то, что способствует взаимопониманию и оставляет положительный след: на грубость ответить мягко и благосклонно, на гнев - терпеливо и сдержанно]. Исключением же [из упомянутого правила] являются тираны (притеснители) из их числа. [Очевидная тирания заслуживает соответствующего ответа и отпора - «зуб за зуб, глаз за глаз» , хотя можно и даже лучше простить, если притеснитель одумался, раскаялся и намерен мирно урегулировать ситуацию.]

Скажите [им, людям Писания]: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам [через заключительного Божьего посланника Мухаммада], а также в то, что было ниспослано вам [через пророков Моисея и Иисуса]. Наш Бог и ваш Бог - Один. [Творец всего сущего для всех Один и Един. В этом не должно быть разногласий, хотя бы между представителями небесных религий: Иудаизма, Христианства и Ислама.] Мы покорны Ему» ().

В Коране также сказано:

«И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри , церкви , синагоги и мечети , где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа ]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему [пророки, несшие Божью проповедь, ученые, продолжавшие дело пророков; праведники и простые верующие, нашедшие свое место в жизни и рационально реализующие предоставленные им возможности, не выходя за границы веры и благочестия]. Воистину, Он - безгранично Силен и Могуществен [не Он нуждается в вас, а вы - в Нем]» (см. ).

О пророках Иисусе и Моисее в Коране говорится очень много .

Ко всему прочему кораническим текстом явно разрешена для мусульман пища людей Писания, а также женитьба на христианках и иудейках:

«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена вам пища людей Писания, а ваша пища разрешена им. Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа мусульманок и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]» ().

Любовь и взаимоуважение между супругами - это то, что заповедует Сам Всевышний для полноты и гармонии семейных уз . В Коране образно показано единство и общность супругов:

«Они [жены] - одежда для вас, и вы [мужья] - одежда для них» (см. ).

Из канонической допустимости брака с христианками и иудейками мы получаем родственные связи с людьми Писания. А родственные связи предписано сохранять и развивать:

«Воистину, Аллах (Бог, Господь) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми , благородными [в поступках] и щедрыми к близким (родным) [хотя бы на доброе слово]» (см. );

«И бойтесь [о люди, нарушить, оборвать в одностороннем порядке] родственные связи. Воистину, Господь в полной мере осведомлен о вас [о ваших намерениях, словах, делах, поступках]» (см. );

«Скажи [Мухаммад]: «Я не прошу у вас [мекканских язычников] вознаграждения [за то бесценное, что передаю вам из знаний о земном и вечном], кроме [просьбы сохранения между нами] добрых (доброжелательных) родственных отношений. [В знак благодарности обратите на это свое внимание, уделите этому время и силы; не разрывайте родственные отношения из-за различия во взглядах и убеждениях.]». Кто совершает благое, тому Мы [говорит Господь миров] непременно приумножаем в нем [в данном благом поступке] благо. [Он, поступок, становится для этого человека и других людей более значимым, нежели предполагалось в момент совершения]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и [Он] необычайно Благодарен [щедро воздает за усердие и благие дела]» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) всегда призывал своих сподвижников к благородству и мягкости, воспитанности . Например, обратившись к Абу Зарру, посланник Божий воскликнул: «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! <…> И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!» . Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не сказал «относись благородно к мусульманам», он сказал «к людям»!

Относиться благожелательно к людям - это обязанность мусульманина как человека, особенно когда со стороны других проявляется почтительное отношение , когда друзья или знакомые, к примеру, поздравляют нас с мусульманскими или иными праздниками. Ведь в Священном Коране сказано:

«Если вас приветствуют, то ответьте лучшим (более полным) приветствием или [как минимум] таким же, которым вас поприветствовали [в той же форме]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все принимает в расчет» ().

Мусульманину, как человеку набожному и покорному Творцу, просто не подобает быть хуже других, быть менее воспитанным или менее благородным.

По сути дела, то, что я сейчас пишу, является настолько банальным и естественным с точки зрения исламских канонов, но мне (и не только мне) приходится подробно прописывать эти аксиомы по той простой причине, что как мусульмане, так и немусульмане сегодня настолько дезинформированы, а порой невежественны или «деревянны» в мышлении, что слов нет!

В пучине политических, национальных, социальных и экономических разбирательств как мусульмане, так и немусульмане растеряли большую часть пророческих наследий, забыли о завещанном им посланниками Творца - о великодушии, сердечной мягкости, умении прощать и не копить обид.

Сколь просты, но непонимаемы и мало применяемы слова пророка Мухаммада: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, - это те, кто обладает высоким благородным нравом [в первую очередь - кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим ]. И лучшие из вас - те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу; к своей семье]» . В чем же суть миссии Пророка, главная цель?! Мы постоянно забываем о ней. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» .

Передается, как один огнепоклонник поприветствовал Ибн ‘Аббаса, считающегося одним из самых ученых сподвижников Пророка, словами: «Ас-саляму ‘алейкум! (Мир вам!)», и тот ответил: «Ва ‘алейкумус-салям ва рахматул-ла (И тебе мир и милость Всевышнего)». Некоторые из находившихся рядом недоуменно спросили: «Ты желаешь ему (огнепоклоннику!) милости Господа?» Ибн ‘Аббас ответил: «А разве не живет он в окружении милости Творца?!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) на протяжении многих лет (около десяти) терпел издевательства и унижения со стороны мекканских язычников, но это никак не приуменьшило его надежности и благородства. Как до начала пророческой миссии мекканские язычники, многобожники, отправляясь в долгий путь, оставляли у него ценные вещи на хранение, так и после, вплоть до последних дней его пребывания в Мекке. Известный факт, что, когда пророк Мухаммад по велению Творца покинул свою хижину, окруженную людьми, нанятыми для его убийства, он оставил вместо себя ‘Али, рискуя жизнью своего еще очень молодого двоюродного брата. Зачем он оставил его в Мекке, где уже практически не было мусульман, зачем подверг его жизнь опасности? А для того, чтобы вернуть те ценности, которые люди доверили Мухаммаду, полагаясь на его надежность. Даже в такой тяжелой ситуации, не имея возможности оповестить о своем отъезде заранее, он сохраняет свою благонадежность и верность. По отношению к кому?! Да к тем же язычникам, что притесняли его братьев по вере, на протяжении многих лет унижали его самого и оскорбляли. Ведь он, во-первых, Пророк, а во-вторых, мусульманин, то есть покорный Богу, а не своим эмоциям и чувствам.

Итак, поздравлять немусульман с их религиозными праздниками, как и принимать поздравления от них в полной мере допускается с точки зрения канонов Ислама. Исключением является только дарение явно запретного .

Если же говорить о поздравлении с государственными и иными праздниками , то с этим «вообще нет никаких проблем. Можно поздравлять других, принимать поздравления, а также участвовать в праздничных мероприятиях» .

День рождения - очень хороший праздник. Именно в такой обстановке и в таком настроении сделать человеку что-то приятное, хотя бы просто поздравить, очень важно с точки зрения мусульманской этики укрепления дружеских или родственных уз.

Безусловно, я не говорю о том, чтобы участвовать в распитии спиртных напитков или устраивать дискотеку. Верующий [му’мин, уверовавший в Господа сердцем] - это тот, при взгляде на кого другие вспоминают о своем Создателе, о Господе миров! Думаю, вы знаете эти слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Верующий человек преобразует мир. Пусть постепенно, но идя именно навстречу другим, особенно немусульманам!

Ислам предполагает широкий взгляд

Люди, изучающие Ислам по-дилетантски, поверхностно и черпающие знания из сугубо идеологизированных источников, как по этой теме, так и по многим другим, в оправдание собственной категоричности (поздравлять - харам) любят цитировать следующий хадис: «Кто старается походить на других, тот - из них» . Соглашусь, что узколобая, явно выделяющаяся группа интернет-поколения, накачанная враждебным отношением ко всему, что не вписывается в их рамки понимания религии, очень любит цитировать данный хадис, не имея возможности понять его в свете Корана и Сунны, что на самом деле выдает их невежество. Любой здравомыслящий, читающий Коран и Сунну в оригинале и изучающий мусульманское богословие во всей широте взглядов, мнений, трактовок и аргументаций, хорошо понимает, что данный хадис, его смысл, трактуем в сторону запрета (а возможно, и нежелательности) тех или иных действий, поступков, употребления словосочетаний или копирования манер лишь в том случае, если есть намерение, сердечный и мысленный настрой уподобиться (копировать, походить, перенимать повадки и привычки) представителей той или иной религиозный группы или сообщества людей, народа, племени. Об этом сказано в другом очень известном достоверном хадисе: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением » . А потому если верующий человек намерен проявить внимательность и укрепить добрососедские отношения, то он может поздравить другого с немусульманским праздником, если это вписывается в общепринятые морально-нравственные нормы взаимоотношений в данном обществе. Напомню всем известный аят:

«Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще] ; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» ().

Также напомню слова заключительного Божьего посланника (да благословит его Творец и приветствует): «Человек [перенимает] веру своего халиля , и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его халилем (посмотрит, с кем он водит дружбу)». Конечно же, кто старается походить и стать закадычным другом дикарей, преступников или фанатичных исполнителей языческих ритуалов, кто усердно старается влиться в их ряды, то он - один из них, то есть постепенно станет таким же в убеждениях, в ценностях.

Поздравление соседа-христианина с Рождеством не говорит о том, что ты собрался походить на него или следовать ему в религиозных ритуалах, это говорит лишь о том, что ты, следуя достоверной Сунне, поддерживаешь добрые отношения со своим соседом. Точно так же и с иудеем, атеистом, индусом или язычником.

Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году. А Дед Мороз, Снегурочка - просто очередная сказка, сказочные персонажи, дарящие подарки, что также является сунной .

А то, как упомянутый ранее хадис («Кто старается походить на других, тот - из них») понимают и трактуют некоторые современные интернет-болтуны, можно сравнить с тем, как если бы человека, пользующегося немецким автомобилем или намеренного получить немецкое гражданство, объявили бы уподобляющимся немцу или ставшим им, того, кто ест мясо по-французски, - уподобляющимся французу, одевающегося в итальянскую одежду - итальянцу. Это - абсурд! Человек просто пользуется немецким автомобилем, ест мясо по-французски и одевается в итальянскую одежду, и делать из этого выводы о его вере никак не уместно!

В заключение приведу очень актуальный для всех времен и народов хадис: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными звездами [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые - наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

Интернет-молодежь, повторяющую это мнение на форумах, незнакомую с каноническими азами, я вообще не беру во внимание.

«Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на Земле в твой исторический период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для прислушивающихся к тебе, приобщающихся к вере и изменяющих свою жизнь к лучшему], а также в качестве (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя]. Однако бо льшая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии]» (Св. Коран, 34:28).

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом - Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Как во времена пророка Мухаммада, так и сейчас, читая аяты выборочно и без учета основных ценностей Ислама, некоторые понимали, что к немусульманам нужно относиться с ненавистью и очень недоброжелательно. СМИ конца ХХ - начала ХХI вв. часто акцентировали внимание людей именно на этом, оправдывая действия некоторых отъявленных преступников, называя бандитизм и «международные политические разборки» «исламским экстремизмом» или «исламским терроризмом».

Невежество, а тем более на пару со слепотой, ни к чему хорошему привести не могут. Особенно обидно, когда эти качества (невежество и слепота, а также хищное желание сеять вражду и ненависть) становились характерными для некоторых корреспондентов или отдельных СМИ.

Хорошо известен принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поощряемы в Исламе, ибо могут послужить причиной того, что и другие будут стремиться к широкому анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин послужит причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому мусульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства.

Именно «близкие, дружеские отношения». Просто дружеские, дипломатические, а тем более отношения в форме диалога даже в такой ситуации могут сохраняться и должны быть развиваемы для продолжения мирного сосуществования.

К сожалению, в немусульманской среде они мало кому известны. К тому же за последнее время вышло несколько фильмов о Мухаммаде (да благословит его Господь и приветствует), в которых он представлен как незаурядная историческая личность и полководец, но не как Пророк.

А также в св. х. Ахмада, Абу Дауда и др. См., например: Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]. В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993. Т. 19. С. 37, хадис № 15769.

«И Мы [говорит Господь миров] предписали им [тем, кому было дано Писание до вас], что душа за душу, глаз за глаз, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб и за раны - кысас (возмездие, наказание) [суд наказывает посягнувшего на жизнь другого так же, как тот это сделал в отношении пострадавшего, потерпевшего]. Если же простит [пострадавший], то это - искупление его грехов [то есть как истец простил ответчику, хотя мог потребовать возмездия, так и Всевышний простит обиженному его грехи, хотя мог бы и наказать за них в мирском или в вечном].

Не руководствующиеся предписаниями Аллаха (Бога, Господа) - тираны (притеснители) [так как отсутствие справедливого правосудия ввергает общество в хаос и беспредел преступности, коррупции и казнокрадства]» (Св. Коран, 5:45).

В аяте употреблено слово «муслимуун», что переводится как «покорные Богу».

Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. «Нет ничего, подобного Ему», - сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).

В этом контексте можете прослушать мою проповедь за 28.12.12. «С Рождеством! (Св. Коран, 19:27–33)».

«И из Его [Господа миров] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин - женщин, для женщин - мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).

Побуждает быть беспристрастными.

Мы даже представить себе не можем, как заключительный Божий посланник изменил тогдашнее арабское, а в последующем и многие другие общества невоспитанных пьяниц и драчунов, превратив их в высоконравственную и высококультурную державу, которая продолжила начатое, дав начало многим современным наукам, державу, которой даже в периоды войн не было равных по благородству. И это без преувеличений! Сегодняшние мусульмане далеки от примера мусульман того времени. Мы сами виноваты в том, что практически потеряли и продолжаем терять пальму первенства, но нужно учитывать, что духовное, культурное и научное лидерство мусульман продолжалось около тысячи лет, отбивая нападки диких кочевников и нищих фанатиков-крестоносцев. Но об этом уже должны аргументированно говорить историки.

Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св.х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан сахих».

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 3. С. 195, 196.

«[В общении с кем-либо, включая недругов и безбожников, старайся] отвечать на плохое лучшим [прощать, проявлять благородство, а где-то игнорировать]. Мы [говорит Господь миров] знаем обо всем, что они описывают, обрисовывают [ничто плохое с их стороны не останется безответным, если они не раскаются и не изменятся]» (Св. Коран, 23:96).

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

См.: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 149.

Во времена пророка Мухаммада был случай, когда один человек искренне и великодушно принес Пророку кувшин с прекрасным вином. Он преподнес его в качестве подарка, на что посланник Божий ответил: «Аллах (Бог) запретил употреблять спиртное». - «Тогда я его продам!», - нашел выход бедуин. «Продать не получится, так как запретивший употребление его, также запретил и его продажу». - «Тогда я подарю это вино какому-нибудь немусульманину». Пророк продолжил: «Дарить спиртное также запрещено». - «А что же мне тогда с ним делать», - спросил в недоумении тот человек. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) посоветовал: «Вылей его в долине». См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 68; аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 73.

Безусловно, имеются в виду только праздники, соответствующие общечеловеческим нормам морали и нравственности.

См., например: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 150.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих».

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами «аллаху акбар» показом молящихся в мечетях мусульман. Нужно признать, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными химией и называемыми «информационно чистый продукт».

Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 229, 230.

Халиль - очень близкий, закадычный друг.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 276, хадис № 4516, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 681, хадис № 2383, «хасан»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг, Т. 9. С. 486, хадис № 3447. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 550, хадисы № 9190, 9191, оба «сахих».

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами». См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Завтра наступает самый главный для мусульман праздник – Курбан-байрам. Посланник Аллаха, мир ему, советовал верующим дарить в этот день подарки друзьям и близким, дабы наполнить праздник любовью и радостью. Но чаще всего мусульмане не ищут повода, а дарят подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

Правила дарения в Исламе В Исламе существует этикет дарения. В отличие от западного правила «подарок нельзя передаривать», в исламе мусульманин может отдать свой подарок другому человеку. Ибо после того, как вы отдали вещь, она вам больше не принадлежит, и хозяин вправе распоряжаться ей, как пожелает. Поэтому не стоит углубляться в переживания, что «вдруг подарок не понравится». В крайнем случае, подаренная вещь найдет другого хозяина, а человеку все равно будет приятно. Что нельзя дарить мусульманину Хотя запретов не так много, следует о них помнить. Мусульманам нельзя дарить вещи, которые считаются запрещенными к использованию. Многие знают, что не стоит дарить мусульманам алкоголь или свинину. Также, выбирая подарок мужчинам, стоит помнить, что ислам не разрешает носить им золото и шёлк. Поэтому в чёрный список попадут любые украшения из этого металла - кольца, браслеты, запонки, равно как и шелковые галстуки. Абсолютно неуместно дарить статуэтки, будь то ангелочки, распятия или талисманы для фэн-шуй. Что подарить мусульманину Не стоит считать, что подарок для мусульманина сложно подобрать. Ассортимент и выбор разрешенного достаточно велик. Хороший подарок для мусульманина можно купить при мечети, найти в отделах восточных товаров или в специализированных интернет-магазинах. Чтоб помочь вам с выбором, перечислим самые оригинальные исламские подарки: Набор шоколадных конфет Если Вы не хотите повторяться в выборе подарка, то можете выбрать что-нибудь из коллекции шоколадных наборов «Конфаэль». Конфеты рассчитаны на разные вкусы и кошельки. Наряду с общеисламской символикой на выпущенных национальных коллекциях присутствуют национальные орнаменты, виды мечетей, характерные для разных народов – чеченцев, дагестанцев, казахов, татар и др. Есть даже шоколадные раскраски для детей. http://www.confaelshop.ru/catalog/confael/muslim_eid_gifts_to_fitr/ Часы с мусульманской символикой Если Вы хотите, чтобы Ваш подарок остался надолго и постоянно напоминал о Вас новому хозяину, то обязательно присмотритесь к коллекции мусульманских часов. Согласно проведенным опросам такой аксессуар является одним из самых желанных подарков для мусульманина. Сегодня часы – это, прежде всего, элемент стиля и идентификации, носящего их человека и только потом уже хронометр. В перенасыщенном рынке товаров мусульманин хочет подчеркнуть свою исламскую принадлежность, не ущемляя себя в удобствах одежды, поэтому такой подарок будет одновременно полезным и желанным. http://zamzamstore.ru/?ch=zamzam&sid=17 Для книжной полки Несмотря на развитие технологий, книга по-прежнему является хорошим подарком для мусульманина, т.к. она помогает не заблудиться в мирской суете. Безусловно, самой лучшей книгой является Коран, но скорее всего она уже есть в библиотеке того, кому Вы хотите сделать подарок. В выборе книг и мусульманской атрибутики могут помочь интернет-магазины восточных товаров. Здесь также есть диски, духи, открытки и много всяких полезных побрякушек, как, например, магнитики с аятами и т.д. http://www.islamicstore.ru/ Портмоне и кошельки для мусульман Последним ноу-хау на мусульманском рынке стали кожаные холдеры и портмоне с исламской символикой. Они сделаны из настоящей телячьей кожи высшей категории и сшиваются мастером вручную толстой вощеной нитью. Несмотря на невысокую цену, такой кошелек относится к подаркам премиум-класса, поэтому косвенно повышает статус мужчины в обществе, а самое главное внутреннюю самооценку мусульманина. http://zamzamstore.ru/?ch=zamzam&sid=17#portmone Самый лучший подарок Подводя итоги, хочется отметить самый лучший исламский подарок, который не потребует никаких денежных вложений, но окажется бесценным. Самый лучший подарок вашей жене - забота, лучший подарок для мужа - послушание, лучший подарок родителям - внимание, лучший подарок для вашего ребёнка - это воспитание, а для друга лучшим подарком будет ваша молитва за него. С наступающим праздником!