Что дети читают в первом. Детское чтение для сердца и разума. Чем увлечь ребенка во время чтения

Надежда Бука:

В этом году мы уже идем в 5-й класс. Мой Женя ни читать, ни писать не умел, когда в школу шёл. Ему было 6,5 лет, и вот сегодня я думаю, что это было рано. Особенно для моего сына. Он три класса подряд носил в школу игрушки.

Женя знал все буквы в 6 лет, но складывать их в слоги не умел и не хотел. Я не настаивала. Знала, что в школе он всему научится! А для чего тогда 1-й класс?

Я помню сама, когда пошла в школу - не знала даже букв, а в конце года читала 102 слова в минуту, была гордостью школы. Так и мой сын к концу 1- го класса сдал технику чтения на «отлично». Не нужно опережать время, не нужно загружать детей. Дайте им детство. Это принцип, которым я всегда руководствуюсь со своими детьми.

Елена Аскерко:

В 7 лет Лиза моя шла в гимназию полностью готовая. Читала и писала печатными буквами с 5 лет. Проблем не было, все азы заложила бабушка в раннем детстве.

Обучение ей давалось легко, она не сопротивлялась, когда мы ей предлагали позаниматься. Книга для нее всегда была лучшей игрушкой.

Катерина Солодкая:

В первый класс мы пошли в прошлом году. Злате было 6,3 года. Я вообще ни разу не мама-наседка, своего ребенка в школу отдавала как в детсад. Документы за неделю до окончания приема подала.

Из подготовки обязательным считала - это умение читать, счет до 20, а остальные премудрости - за учителем.

Насиловать правописанием до школы и парить мозг ребенка в подготовительных школах - я категорически против этого. У меня ребенок по собственному желанию ходил в школу английского, потому что ей понравился педагог и пробное занятие. Если в кайф - то и знание будет даваться легко.

И я всегда была против лишней «запаренности» мозга. Возможно, потому что сама настрадалась в своё время.

Марина Кульба:

Мы пошли в школу в 6 лет и ничего не умели.

К концу года мой ребёнок оказалось, что мой ребенок лучше читает, считает и пишет, чем дети, которые прошли подготовительные курсы и в школу шли уже с какими-то заложенными азами.

Я считаю, что в школе научат лучше и правильней, чем мама дома.

Надежда Рекуть:

Сейчас у мам - повальная мода на раннее развитие своих чад. Причем, чем раньше они начинают это делать - тем это считается лучше… Ребенок еще толком ходить и по-русски разговаривать не научился, но уже учит английский язык! Интересно или нет это «шилопопу» - неважно. Ведь соседская Маша уже с 3 лет читает, а в 5 - умножает столбиком! Разделяю ли я это увлечение? Скорее нет, чем да.

Да, моя первоклашка пошла в школу уже умея и читать, и писать, но, по правде говоря, это больше ее заслуга, чем моя... Не было у меня цели научить дочку, скажем к 4 годам азбуке, а к 5 - письму...

Я всегда шла за своим ребенком, внимательно прислушиваясь к ее интересам, которые и старалась развивать... Она до безумия любила и любит книги...

Сначала просто слушала сказки, потом рассказывала их наизусть, чем немало забавляла взрослых. А потом начала пальчиком следить за тем, как я читаю - так постепенно сама и научилась. Примерно также, играя, мы освоили и письмо. С математикой познакомились на кухне, когда вместе готовили. Очень скоро дочка ловко отсчитывала, скажем, 3 огурца в салат или 5 яиц в пирог.

Бытует мнение, что когда ребенок и читает, и пишет - это мешает в первом классе. Мол, ребенку будет скучно и неинтересно на уроках. Не знаю, как кому, а нам очень повезло с первой учительницей. Ирина Николаевна быстро нашла подход к каждому ребенку и давала задания, исходя из способностей и знаний.

В итоге, к 4 классу моя доченька с нетерпением ждет окончания летних каникул, зачеркивая дни на календаре, так ей уже хочется скорее пойти в школу. Желание учиться не прошло, а только окрепло. Читает она по-прежнему много, но теперь уже сама, конечно. И да, лучший подарок на день рождения для нее - это книга.

Главное, на мой взгляд, прививая знания ребенку - не отбить желание учиться. У малыша должны гореть глазки - тогда всё получится!

В последнее время на полках детских магазинов появилось такое разнообразие детской литературы, что хочется купить все и сразу - сборники детских рассказов, сказки народов мира, веселые детективы и приключения.

Будучи мамой первоклассника, делюсь своим опытом в выборе детской литературы и тех принципов, которых я придерживаюсь относительно чтения ребенка.

Итак, первое - выбирайте книгу яркую, цветную, с большим количеством картинок и желательно крупным шрифтом. Как правило первоклашки прежде чем приступить к чтению, листают книжки, смотрят, что за герои и персонажи в ней, а потом уже начинают читать...На этом этапе книга должна заинтересовать ребенка красочностью, веселыми героями, возможностью самому что-то отмечать или отгадывать.

Во-вторых - избегайте книжек большого формата - такие фолианты как правило пугают детей...на чтение одной страницы у них затрачивается масса времени...и потом при подсчете количества страниц (а именно так просят в школе - записать сколько страниц в день ребенок прочитал) оказывается,что читал он читал...а получилось всего ничего...

В-третьих - перед покупкой обязательно пролистайте книжку, просмотрите глазами, о чем ведется речь или проконсультируйтесь с продавцом...т.к порой случаются казусы, особенно с книжками современных авторов, которые могут грешить в выражениях, да и в содержании тоже попадаются такие эпизоды, которых явно хотелось бы избежать.

В-четвертых - отдайте предпочтение веселым приключением, желательно, чтобы в качестве героев выступали животные, забавные сказочные персонажи или дети-школьники. Это то, что им сейчас близко и интересно.

Большое искушение для родителей составляют наши старые детские книги, которые вроде и в неплохом виде сохранились, и рассказы там проверенные классические...Но вид у них зачастую потрепанный, картинок мало, текст мелкий и убористый. Так вот, мой искренний совет - отложите такие книги на год-другой, когда у ребенка уже заложится тяга к чтению, когда ему будет интересно именно читать и следить за приключением героев...пока же таким образом вы попросту отобьете у него интерес к книге...у нас например из-за неудачного издания книг остались не дочитанными Карлсон, Пеппи Длинный Чулок и Большая книга сказок (к слову со сказками, особенно народными, тоже лучше не спешить, там много фольклора и не совсем понятных выражений).

Вот наш список книг, которые были прочитаны в качестве внеклассного чтения за первый год учебы в школе и которые можем рекомендовать. Книжки в основном читались на украинском языке, поэтому вначале приходилось ребенку что-то подсказывать с переводом, сейчас уже понимает все. Большую часть книг из этого списка мы покупали, что-то брали в библиотеке, многими книжками обменивались с нашими одноклассниками.

1. Владимир Сутеев "Сказки и Картинки" . Очень коротенькие и легкие, но в то же время интересные рассказы. Написаны с юмором, понятным детям.

2. Эдуард Успенский "Крокодил Гена и его друзья" . Все персонажи с детства знакомы по мультикам. Встреча с героями на странице книжки прошла на ура)

3. Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей" , "Большая книга рассказов". Незнайку читайте отдельными главами, так легче воспринимается сюжет и не идет нагромождение персонажей.

4. Наталья Чуб "Азбука дружбы" . Великолепная книжка про дружбу Белого Медвежонка Андрейки, Полярной Совы Люси, Олененка Сени и Пингвиненка Пашки.

5. Валентин Катаев "Цветик-семицветик", Дудочка и кувшинчик" . Покупали книжку, где были это 2 рассказа. Очень заинтересовался, прочитал быстро и долго фантазировал на тему, какие желания загадал бы он сам).

Попутно хочу дать небольшой совет - обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, просите рассказать, что понравилось, что не очень, пусть ребенок поставит себя на место главного героя, как он поступил бы в той или иной ситуации. Просто общайтесь, обсуждайте, но не заставляйте пересказать текст - проверено - у многих малышей необходимость пересказа отбивает всякую охоту читать. Речь и детский словарный запас еще не такие, которыми они легко владеют и могут передать весь сюжет. Поэтому легкий диалог - и не более)

6. Всеволод Нестайко "Удивительные приключения в Лесной школе" . Все 5 книг понравились невероятно. Для начинающего школьника самая интересная тема - уроки, задания, оценки, дружба.

7. Екатерина Матюшкина, Екатерина Оковитая "Лапы вверх", "Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса", "Кот да Винчи. Пираты Кошмарского моря" . Детские детективы написаны легко, читаются очень быстро.

8. Альберт Иванов "Веселые проделки Хомы и Суслика" . Герои наверняка известны ребенку по мультику, а вот в книге собран ряд добрых рассказов, которые учат дружбе и взаимопониманию.

9. Ефим Чеповецкий "Невероятные приключения Мякиша, Нетака и Непоседы" . Отличная вещь, написано с юмором.

10. Виктор Драгунский "Денискины рассказы" . Очень веселая позитивная книжка. Рассказ про фыфки, хыхки и сыски читал раз 5 и хохотал до слез.

11. Софья Прокофьева "Приключения желтого чемоданчика" . Одна из самых любимых книжек. Позитивная, интересная, легкая.

12. Анне-Катрине Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик", "Маленький подарок Антона" . Долго запоминали кого из детей как зовут)

13. Валерий Медведев "Баранкин, будь человеком" . Классика жанра.

14. Александр Волков "Волшебник Изумрудного города" . Давно читали перед сном, а вот в первом классе с удовольствием перечитал сам, многое вспоминалось по ходу чтения.

15. Энн Хогарт "Мафин и его веселые друзья" . Замечательные детские сказки, повести, истории.

16. Ян-Олав Экхольм "Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг 14 и другие" . Книжка учит дружбе, доброте и пониманию. Мы с ребенком советуем единогласно.

17. Сельма Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" . Книга и сюжет понравились, единственное - трудновато было читать шведские названия.

18. Алексей Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино" . Ищите книжку с яркими красивыми картинкам, написана трудновато, а картинки будут удерживать интерес.

И еще - постарайтесь красиво оформить уголок с книгами, не поскупитесь на хороший книжный шкаф или качественные книжные полки. Ребенок должен гордиться своей библиотекой, красивыми книгами, порядком на полках. Любовь к чтению и книгам - она в деталях тоже)

Дополню статью списком наших книжек, которые были прочитаны за время школьных каникул:

19. Эдуард Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот", "Зима в Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино" . Очень легкие и веселые, прочитаны на одном дыхании.

20. Марко Инноченти "Капитан Фокс. Пираты острова Туманов" , "Фрегат Хамелеон" и другие. Прочитали 5 книжек этой серии - для мальчиков то, что надо, очень увлекательные приключения.

21. Александр Курляндский "Про попугая Кешу" . Любимый герой из одноименного мультика попугай Кешка.

22. Майкл Бонд "Приключения медвежонка Паддингтона" . Замечательная серия книжек. Озорной медвежонок Паддингтон вызывает симпатии с первых страниц свои веселым нравом, забавными выходками и захватывающими путешествиями.

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению — главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.


Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги — и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?


Совместное чтение — лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Причины дислексии — нарушения чтения

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.


Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.


Чтение игрушкам — увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.


Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.


Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

Молодые мамы часто размышляют над тем, что мешает детям полюбить читать. Частый ответ - гаджеты тому вина. Посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Что же помогает детям полюбить читать?

Вот 3 действия, которые подготовят ребенка к периоду самостоятельного чтения. Подумайте об этого прежде, чем ребенок впервые возьмет в руки книги, чтобы самостоятельно почитать.

Перед тем как подойти к первому самостоятельному чтению, у ребенка уже возникло отношение к книгам. Большинство мам читают детям с раннего детства. Малыш получает первое представление о книгах, когда мама читает ему, и они вместе рассматривают картинки. Гораздо лучше читать ребенку понемногу и фокусироваться на сюжете, нежели ставить аудиокнигу или читать ребенку фоном, когда он занят другим делом. Фоновое чтение обесценивает книгу. Это всего лишь шум. Сколько времени уделять чтению? До тех пор, пока ребенок заинтересован. Полезно будет обратить внимание на то, что привлекло ребенка в книге и в этом удовлетворять его интерес. Внутренняя готовность к восприятию книг закладывается позитивным опытом в раннем детстве.

2. Обучите ребенка звукам и буквам

После того как у ребенка зародился интерес к книге, наступает очередь подготовиться к самостоятельному чтению технически. Для этого ребенок изучает звуки и буквы. С их помощью дети пробуют читать. На этот счет есть много методик. Каждая мама выбирает подходящую для своего ребенка. После изучения инструмента, с помощью которого ребенок пробует читать, тут нужны книжки. С ними ребенок укрепится в навыке чтения и приобретет новый ресурс для получения знаний. С увлекательной книгой также можно интересно провести время. Какие же должны быть первые книжки, чтобы ребенок зачитал?

3. Подберите подходящие книги

Книги для первого самостоятельного чтения - особенные. Они сильно отличаются от тех, которые взрослые читают детям. У книг для самостоятельного чтения четкая задача - помочь детям научиться читать и при этом получить удовольствие от чтения. При выборе книг для любимого ребенка важно учитывать следующее:

Текст

  • Крупный шрифт.
    Дает легкость в прочтении текста.
  • Легко читаемая гарнитура.
    Форма букв округлая, а не угловатая.
  • Расстояние между буквами больше, чем в обычных текстах.
    Помогает видеть каждую букву отдельно. Маленькое расстояние визуально сливает буквы и их трудно читать.
  • Расстояние между строк больше, чем в обычных тексте.
    Оно зрительно разделяет строки, из-за чего легче читать.
  • Контрастный фон.
    Помогает четко видеть буквы.

Самая большая ценность в тексте – это сюжет. Он просто обязан быть увлекательным. Иначе чтение будет скучным и нудным занятием, от которого захочется скорее избавиться. Что, к сожалению, часто дети и делают. К 4-5 годам ребенок ощущает себя уже большим и умным. Чтение сказок «Колобок» и «Репка» не увлекает. Дети, конечно, читают то, что предлагают взрослые. Это скорее вынужденное чтение, нежели чтение по интересу. И это следует признать.

Тогда что же интересно детям дошкольного возраста? У каждого ребенка свои увлечения, но есть тема, интересная большинству детей данного возраста. Это они сами! Дети 4-6 лет любят общаться. Взаимодействуя друг с другом, они учатся социализации. Таким образом, они познают самих себя и себя в обществе. Когда дети читают о таких же детях, как они сами, и о тех ситуациях, которые происходят с ними в жизни, то это резонирует с их чувствами и состояниями. Этим интересом книга дотрагивается до сердца ребенка. Чтение с занятным сюжетом становится легким, потому что ребенок фокусируется на интересном вместо скрупулезного распознавания букв. Незаметно для себя прочитывает книжку, делится впечатлениями с близкими людьми. Не задумывается, легко ли было читать или трудно. Это как раз и есть чтение на интересе.

Замечательно, а как же ребенок прочтет текст без концентрации на буквах, если только научился читать, спросите вы. И будете правы. Ребенок читает захватывающую книгу на одном дыхании, когда текст не только интересный, но и по силам для него. То есть самые первые книги легко читать, когда в них по 1-2 коротких слова на страницу. С таких книг ребенок легко начинает читать. Следующие книги уже будут с одним простым предложением на страницу. Затем 2 предложения на страницу. И так последующее усложнение с каждым шагом. Именно постепенное усложнение развивает навык плавно и результативно.

Кроме того, чтобы книги были по силам, их должно быть много. Прочтение множества книг с одной и той же сложностью текста укрепляет навык чтения. Один ребенок захочет прочесть 10 таких книг и затем выбрать книги посложнее. Другой будет рад прочитать 20-30 и только после этого возьмет более сложный текст. Дети переходят к усложнению тогда, когда чувствуют уверенность и готовность двигаться дальше.

Иллюстрации

  • Простые, реалистичные и понятные.
    Передают одну конкретную мысль, чтобы сохранить ясность сюжетной линии.
  • Цвета умеренно яркие.
    Влияют на эмоциональное восприятие.
  • Рисунок отображает текст.
    Помогает понять содержание.

Общие характеристики

  • Размер книги.
    Критерий размера детской книжки – удобство. Ребенок сам держит книгу, без помощи взрослого, и перелистывает.
  • Количество страниц.
    Соответствует сложности текста.
  • Грамотность.
    Пропуск букв, опечатки, ошибки не допустимы. Ребенок впитывает данность как правильность. Не способен увидеть ошибку.
  • Ясность в сюжете.
    В книге есть начало, середина и конец истории.
  • Текст в книге обращен только к детям. Уже с первых страниц ребенок ожидает увидеть историю для него. Текст для взрослых мешает.

Успешность первого самостоятельного чтения с такими книгами велика. С ними ребенок приобретет самостоятельность, уверенность в себе, улучшит навыки чтения и откроет для себя нового друга - Книгу. Попутно научится делиться впечатлениями о прочитанном, ясно и понятно выражать мысли, критически оценивать свои умения.

Все это ребенок получит при условии – если мы, взрослые, будем поддерживать его. Как это сделать? Вот как мы можем помочь:

– Создать подходящую среду для чтения. Комфортное место и удобные книжные полки, откуда ребёнок может сам легко брать книги. Достаточное количество книг по интересам и по силам прочесть самому.

– Создать благоприятную атмосферу для чтения, выделить для этого конкретное время дня.

– Дать ребенку рассматривать иллюстрации и читать слово или предложение столько времени, сколько он хочет. Не торопить.

– Отвечать на заданные им вопросы по книге.

– Выслушивать впечатления о прочитанном, если даже иногда непонятно и долго. Помогать наводящими вопросами выразить мысль.

– В непосредственной среде мотивировать ребенка на чтение. Показывать, что текст несет информацию. Как пример – писать записки для ребенка, предлагать прочесть простые инструкции.

– Позитивно относиться даже к малейшим успехам в чтении и не фокусироваться на неудачах.

– Показать ценность чтения книги, и не поощрять чтение «конфетами».

Когда родители учитывают эти моменты, важные для подготовки и для первого самостоятельного чтения, то ребенок читает взахлеб, упивается чтением, глотает книги… При этом учеба дается легко, потому что успешность обучаться напрямую зависит от навыка чтения. Читающий ребенок уверен в себе и готов к саморазвитию. Это так радует родителей и дает лишний раз испытать чувство радости и гордости за ребенка.

Должен ли ребенок уметь читать в первом классе? Этот вопрос очень интересует родителей, у которых ребенок поступает в школу. Отметим, что хоть немного умеющий ребенок, предоставляет намного меньше хлопот учителю во время урока. В данной статье вы можете найти ответ на волнующий вас вопрос и понять, каких принципов вам необходимо придерживаться во время подготовки к первому классу. Ребенка необходимо подготавливать к школе еще за долго до поступления в нее.

Уровень чтения первого класса

Семилетний возраст ребенка, является самым оптимальным для поступления в первый класс. В начальных классах уроки чтения предоставляются для повышения уровня техники чтения. Школьник обязан уметь читать с выражением и без ошибок, идеальный барьер – 30 слов в минуту. Обязательно необходимо обратить внимание на то, как ребенок устанавливает ударения в читаемых словах. Также следует заставлять ребенка вдумываться в читаемое, чтобы после прочтения он мог с легкостью пересказать текст.

Причины медленного чтения

Уметь читать в первом классе ребенок должен более или менее нормально, чтобы учитель мог уделить внимание всем детям одинаково. Ведь если ваш ребенок не имеет никаких навык в чтении, он может требовать больше внимания от учителя, тем самым забирая время у учителя и остальных учеников. Также вы должны быть готовыми к тому, что учитель будет задавать вашему малышу больше домашних упражнений, чтобы повысить технику чтения:

  • слабый уровень оперативной памяти, то есть ребенок может забывать прочитанный текст через каждые три, четыре слова. Следовательно, ребенок не улавливает всей сути рассказа;
  • отсутствие концентрации внимания, а также слабая усидчивость;
  • отсутствие дополнительного чтения. Чем больше ребенок уделяет времени чтению, тем лучше он будет читать;
  • слабый объем оперативного поля зрения;
  • нет заинтересованности к чтению.

Множество родителей интересуются способами обучения детей чтению, а также к развитию любви к книгам, но, к сожалению, они не могут найти однозначный ответ. Чтобы найти более подходящий подход к своему ребенку, вам нужно присмотреться к нему по внимательнее, а также учесть все его увлечения. Ведь обучить чему-либо ребенка можно посредством игры или его любимого увлечения. Вы обязательно найдете подход к своему чачу и заинтересуете в чтении.

Следует отметить, что уметь читать в первом классе ребенок может благодаря постоянному пополнению словарного запаса. Чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением в школе, нужно обратить внимание на занятия с ребенком за два или три года до поступления в школу. С самого раннего возраста нужно как можно больше разговаривать, чтобы у ребенка увеличивался словарный запас. Общение должно происходить на самые различные темы. Следует отвечать ребенку на все поставленные им вопросы, а делать это следует сдержанно и более информативно. Именно посредством общения, ребенок получает множество интересной и полезной для него информации, которая может ему пригодиться в умении чтения в первом классе.

Есть такое понятие, как регрессия. Это тот случай, когда глаза ребенка постоянно возвращаются уже к прочитанному слову, а именно к тому, которое ему понравилось больше всего. В данном аспекте необходимо дать упор на развитие внимательности.

Также в обязательном порядке необходимо обратить должное внимание на развитость дикции, ведь если с ней возникли проблемы, их нужно срочно истреблять, иначе ребенок будет постоянно иметь проблемы не только с чтением, но и в разговоре. Чтобы снизить уровень плохой дикции, необходимо усиленно работать над выражением и скоростью чтения.


Если проверки техники чтения в школе выяснилось, что ребенок читает довольно медленно, то вам следует запастись терпением. Прежде всего нужно ознакомиться с несколькими советами, которые помогут вам и вашему малышу решить проблему с чтением:

  1. Регулярное чтение в свободное время. Вы можете не заметить никаких сдвигов и улучшений в технике чтения, если будете уделять мало времени на занятия. Не следует прерывать обучение даже во время каникул и по окончанию учебного года.
  2. Нужно иметь правильное настроение и поставить перед собой цель. Вам нужно воспринять сие занятие как нечто увлекательное, в таком случае ребенок поймет, что это очень интересно и будет заниматься намного охотнее.
  3. Следует подобрать для ребенка литературные произведения, которые изложены с красочными картинками.
  4. Заниматься чтением можно не только в стенах дома, но и при прогулках в парке или в поликлинике.
  5. Следует обязательно учесть характер ребенка. Если ваш ребенок в обычной жизни непоседа, то его довольно тяжело уговорить и завлечь спокойным занятием – чтением. Он будет очень часто отвлекаться, однако ругать за это совершенно не стоит, так как в последующем он может делать вам назло и отказываться от занятий.
  6. Попробуйте сделать занятие в игровой форме. А также предварительно самостоятельно изучите материал, который планируете предложить малышу.
  7. Обратите внимание не только на быстроту чтения, но и на то, понятен ли ребенку сам смысл материала.

Чем увлечь ребенка во время чтения?

Чтобы ребенок умел читать в первом классе, необходимо заранее начать подготовку. Чтобы завлечь малыша интересным чтением, нужно придумать для него интересные варианты. Например, можно предложить будущему первокласснику прочитать книгу своей любимой игрушке. Во время чтения можно поставить возле малыша его любимую игрушку или куклу, чтобы тот в свою очередь «развлек» ее интересной книгой. Пусть ребенок представит себя учителем, так ему будет гораздо интереснее и увлекательнее.

Следует обратить внимание на то, что маленькому ребенку нужно уметь читать в первом классе, а для этого нужно давать небольшие и красочные тексты, где предложения короткие и максимально понятные. Так ребенок сможет быстро усвоить всю информацию.

Чтобы ребенок умел читать в первом классе четко, нужно учить скороговорки. Обычно, данное занятие приносит малышу смех и радость, ведь это так забавно, когда ни у родителей, ни у самого малыша не получается правильно прочесть. Но требуйте от будущего школьника четкого произношения.

Ребенок должен хоть немного уметь читать в первом классе. Данный факт значительно улучшит его успеваемость, то есть малышу будет намного проще воспринимать всю информацию. Уделяйте своему чаду больше свободного времени, тем самым вы сможете подготовить малыша к школьной программе на должном уровне. Желаем вам и вашему первокласснику высоких достижений в учебе!