Педагогический проект в детском саду: Моя семья. Подготовительная группа. Проектная деятельность в доу "моя семья" Проект моя семья в садик примеры

Проект для старших дошкольников ДОУ. Тема: «Моя семья»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы МБДОУ « ЦРР- детский сад «Сказка» ОП Д/С «Ромашка» комбинированного вида»; родители воспитанников; педагог.
Продолжительность проекта: октябрь 2016 г.

Тип проекта: познавательно-творческий
Это вся моя семья:
Мама, папа, брат и я.
Мама варит и стирает.
Папа гвозди забивает.
Ну а брат мой ходит в школу,
И учиться очень рад.
Я с игрушками играю,
Посещаю детский сад.
Любим вместе мы на кухне
Обсудить наши дела.
Потому, что у меня
Очень дружная семья!

Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и
развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема
Дети не знают истории своего рода и семьи, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
Уточнение представлений детей о членах своей семьи, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге
Задачи проекта:
Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
1. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
2. Воспитывать интерес к своей родословной.
3. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
4. Обогатить словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо, предки,)
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» я планирую повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Условия реализации проекта:
1. Участие родителей в реализации проекта.
2. Подбор игр, пословиц, бесед о семье.
3. Создание интереса у детей к своей семье.

Материал и оборудование: семейные фотографии; карточки с моделью «генеалогического древа»; музыкальное сопровождение,

Паспорт проекта

Название проекта «Моя семья»
Вид проекта Познавательно-творческий
Основные разработчики проекта Палаева Екатерина Владимировна
воспитатель
Цель проекта Уточнять представления детей о членах своей семьи, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи проекта 1. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
2. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
3. Воспитывать интерес к своей родословной.
4. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
5.Обогатить словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо, предки)
Сроки и этапы реализации проекта
Краткосрочный
I этап: информационно-организационный
II этап: практический
III этап: заключительный
Содержание деятельности по этапам реализации проекта
I этап
Беседа « Что такое семья»

Цель: составлять рассказ о своей семье по плану, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Рассматривание фотографий с изображением членов семьи, семейных альбомов.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: Воспитывать у детей любовь к родителям, уважение к старшим; продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе.
Рассматривание фотографий с изображением членов семьи, семейных альбомов.
Рисование рисунков на тему: «Моя семья»
Дидактические игры «Домашний труд».


«Чем можно порадовать маму»

II этап
Изготовление фотоальбомов «Я и моя семья!»

Цель: Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью, развивать трудолюбие, аккуратность, внимательность.
Игры на развитие мелкой моторики «Семья», «Дом». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; развивать мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Составление генеалогического древа
Цель: познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»; упражнять в составлении связных рассказов о своей семье на основании генеалогического древа
Пословицы и поговорки о семье


Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.

В семье и каша гуще.

Везде хорошо, но дома лучше.

III этап
Защита работы.

Цель: формировать умение представлять свою работу, составлять короткий рассказ, отвечать на вопросы педагога, способствовать воспитанию инициативы детей.
Исполнители дети подготовительной к школе группы, родители
Ожидаемые, конечные результаты проекта Воспитанники получат больше информации о своей семье, что семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Список использованной литературы.

1 Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада
/Сост. Жуковская., Р.И Пеньевская., Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

Приложение №1

Беседа «Что такое семья»
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2.Кто самый младший член семьи?(Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать, одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья? (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Дидактические игры

«Домашний труд»
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Чем можно порадовать маму»
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Ход игры.

Воспитатель. Ой, смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»
Педагогический проект:Моя семья

Пословицы и поговорки о семье.
Цель: пополнять литературный багаж пословицами и поговорками.
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Составление генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
-А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Проект «Я и моя семья»

Автор проекта : педагог- психолог Сырцева Е.П.
Тип проекта: практико –ориентированный
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
«Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»
Обоснование актуальности проблемы
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей
Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:
Для детей:
1.Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»
2.Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения
3.Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
4.Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
5.Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
6.Развивать коммуникативные навыки детей;
7.Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Для родителей:
1.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
2.Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.
3.Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т.д.
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)
1.Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье
2.Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей
3.Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта
4.Активизация психолого-педагогической компетентности родителей
Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая
Название игрового мероприятия проекта:
- развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
-
Формы работы
С детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья» ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями
С родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Счастливая семья. Какая она?»; анкетирование; развлечение «Папа, мама, я – отличная семья», видеопросмотры, совместная деятельность с ребенком
Продукты проекта:
для детей:
альбомы «Я и моя семья»
рисунки «Моя семья»

Совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья»
для родителей:
коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия»
совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья»
родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
для педагогов:
Сбор и накопление материалов по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
Укрепление детско-родительских отношений
Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
Оценка проекта в целях определения его актуальности.
Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Этапы реализации проекта «Я и моя семья»:
1 этап - подготовительный (февраль).
Цель: диагностические исследования и определение перспектив.
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап - деятельностный (март - май).
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап - завершающий (май).
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»

Перспективный план группового проекта «Я и моя семья» в старшей группе

Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей
февраль анкетирование родителей и диагностика детей
- анкета «Что я знаю о себе и моей семье»
- «Рисунок семьи»
март
занятие 1 «Тайна моего имени»-
беседа на тему»Для чего человеку дано имя»
игра «Эхо»
игра «Ласковое имя»
игра «Объясни имя»
конкурс «Кто знает больше имен»
раскрашивание своего имени
интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка
март занятие 2 «Автопортрет»
стих «Еще одно эхо»
игра «Радио»
игра «Ветер дует на»
рисунок «Мой портрет»
совместный просмотр семейных фотографий: на кого похож ваш ребенок. «Влияние родительских установок на развитие детей»
март занятие 3 «Мой внутренний мир»
беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
игра «Радио»
игра «Мне нравится»
упражнение «Ладошки»
составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»
в альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка
март занятие 4 «Моя семья»
беседа «Моя семья»
рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья
пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
рисунок «Моя семья»
совместный просмотр семейных фотографий
составление рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй»
«Чего нельзя говорить при детях»
апрель занятие 5 «Расскажу вам о моей семье»
чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
игра «Мы очень любим»
беседа «Семейная фотография»
игра «Родители и дети»
мини – проект «Генеалогическое древо моей семьи»
апрель занятие 6 «Мамина профессия»
беседа «Моя мама - лучшая на свете»
игра «Как я помогаю маме»
рисование «Портрет мамы»
Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
изготовление коллажа «Мамина профессия» «Стили воспитания»
апрель занятие 7 «Папина профессия»
беседа «Мой папа – самый, самый»
рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»
сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Спасатели».
дидактические игры «Назови профессии», «Кому, что нужно?»
рисование « Мой папа»
изготовление коллажа «Папина профессия»
апрель занятие 8 «Семейные традиции»
беседа «Традиции моей семьи»
рисование «Особый день моей семьи» «Традиции моей семьи»
май
развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»

АННА НЕКРАСОВА
«Проект «Моя семья» (старшая группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№26 «РЕЧЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ »

(старшая группа )

Подготовила :

Некрасова Анна Николаевна

Воспитатель группы №7

Проект «Моя семья »

старшая группа

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви , уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка , приобщает его к окружающей жизни.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье , уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка . В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи , свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи , установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья » , которая помогает детям понять значимость семьи , воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому .

В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи , семейных традициях.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье , где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья » . Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому .

Проблема : дети имеют скудные знания о семье , о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Цель проекта :

Расширять представления детей о своей семье , родословной.

Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье , о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Тип проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшей группы , родители.

Формы организации проекта :

1. Опрос детей.

3. Консультация для родителей

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи » .

5. Выставка рисунков и фотографий «Моя семья » .

6. Сюжетно - ролевая игра «Семья » , «Больница» , «Магазин» .

7. Родительское собрание «Вся семья

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

Опрос детей по проблеме

Определение цели и задач

Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье , её происхождении

Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи »

Выставка рисунков и фотографий «Моя семья »

Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья » , «Больница» , «Магазин»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Родительское собрание

Презентация проекта «Моя семья »

Место проведения : МАДОУ «Детский сад №26» .

Режим работы : во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта :

Дети : воспитание чувства любви к членам семьи , расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи , традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье .

Родители : повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Реализация проекта

Подготови-

тельный Опрос детей : «Что я знаю о семье

Основной НОД на тему «Моя семья »

Коммуникация «Моя семья »

Рисование «Мама»

Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых» .

Лепка «Мебель для трех медведей»

Коммуникация

«Группировка предметов »

(одежда, обувь, головные уборы) .

Конструирование «Мамины косички»

Чтение художественной литературы :

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Мамина дочка» В. Белов

«Косточка» К. Ушинский

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

Дидактические игры :

«Кем быть?»

«Закончи предложение»

«Кто старше «Кто младше?»

«Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)

«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)

«Собери портрет из деталей»

«Составь семью из фигурок »

«Радость - или огорчение?»

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры :

«Семья » , «Больница» , «Магазин» .

Беседы :

«Выходной день в моей семье »

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

Чтение стихотворений, загадки.

Пальчиковая гимнастика. (приложение 1)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье» , «Блинчики»

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи »

Выставка рисунков «Моя семья »

Заключитель-ный Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте» (приложение 2)

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

Заключение : Я предполагаю, что :

За время реализации проекта «Моя семья » уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;

В процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников , с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта , на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители» , где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Срок реализации (планируемый) : апрель 2014г.

Конспект НОД

в средней группе по теме «Моя семья » .

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Цели : Образовательные : учить правильно называть всех членов семьи . Дать понятия «родственники» , «родня» ; учить отвечать на вопросы;

Развивающие : развивать представление о семье как о людях , которые живут вместе и любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления о составе семьи , используя фотографии членов семьи ;

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение, любовь и уважение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье .

Предварительная работа :

1. Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.

2. Изготовление генеалогического дерева.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» .

4. Разучивание стихотворений о маме, папе, семье .

5. Рассматривание семейных фотографий.

Оборудование : семья медведей-кукол к сказке «Три медведя» , фото семьи , корзинка для игры, вырезанные фигурки с изображением : детей, взрослых, пожилых людей (для каждого ребенка, клей, листы бумаги, салфетки.

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети стоят в кругу)

Мы сначала будем топать :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А потом мы будем хлопать :

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

А потом мы повернемся

И друг другу улыбнемся.

Дети рассаживаются на стульчики.

Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье .

«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя» . У меня есть мама и папа. Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю своих родителей. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья ? Расскажите мне о вашей семье , о том, как вы живете».

Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье (Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье ).

Ребята, мы с Мишуткой поняли, что вы много знаете о своей семье . Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки - это ваши родственники, ваши родные, ваша семья .

Дети, а вы знаете, где живёт каждая семья ? (дом, квартира)

Физминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья . (Хлопаем в ладоши.)

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын - сынок, сыночек, сынишка, сынулечка.

Папа - папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама - мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка, сестричка.

Игра «Скажи наоборот» .

Дедушка старше , а папа. (моложе) .

Мама моложе, а бабушка (старше ) .

Папа выше, а мама. (ниже) .

Папа большой, а сын. (маленький) .

Физминутка.

Три медведя шли домой. /Дети имитируют ходьбу на месте. /

Папа был большой – большой, /Тянут руки вверх. /

Мама чуть поменьше ростом,/ Наклоняются. /

А малыш малютка просто. / Приседают. /

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. / Изображают игру погремушками. /

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.

Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

Что делает по дому мама?

А что делает папа?

Чем занимаются бабушка и дедушка?

Какие заботы по дому есть у вас?

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело : мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…

Творческая работа детей под руководством воспитателя- Игра «Составь семью из картинок » (Во время работы звучит спокойная музыка.)

Детям и Мишутке предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их рядом, составляя семью .

Давайте посмотрим, что получилось.

Анализ работ. Выставка.

У нас у всех есть семья . У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. И вы всех любите! Вы - самые счастливые дети на свете.

Мишка рассказывает стихотворение :

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас, друзья?

Наша дружная. (семья ) .

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

Вы со мной согласны? (Да)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Пальцы - дружная семья .

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .

Пальчиковая гимнастика «Кто живёт в моей квартире…»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев) .

Вот и вся моя семья !

Пальчиковая гимнастика «Моя семья »

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся моя семья !

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-Пальчик»

Мальчик-пальчик-- Где ты был?

С этим братцем- -В лес ходил.

С этим братцем-- Щи варил.

С этим братцем-- Кашу ел.

С этим братцем-- Песни пел.

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем)

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья .

А еще у меня есть другая родня :

Вот – сестра,

Вот – братец,

Вот – дядя,

Вот – тетя,

Вот – любимый котик …

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем сначала на одной руке, потом на другой.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада

«Вся семья вместе - так и душа на месте»

Форма проведения : Творческая мастерская + Мастер- класс.

Место проведения : группа .

Оборудование : магнитофон, доска, оборудование для сюжетно – ролевой игры «Дом» .

План проведения :

1. Приветствие воспитателя

2. Чтение стихотворений о семье детьми .

3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)

4. Выставка рисунков «Моя семья »

5. Вручение грамот.

6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья »

7. Обмен мнениями, обсуждение.

8. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка.

9. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»

Программное содержание :

Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;

Повысить уровень педагогической культуры родителей;

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;

Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения;

Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Подготовительный этап - Предварительная работа : 1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья » (Смотри приложения)

2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье . (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)

3. Подготовить с детьми сценку «Выходной в моей семье » .

4. Интервью с детьми на тему «Что такое семья Записать высказывания детей на видео.

5. Подготовить вопросник для беседы с родителями.

6. Подготовить выставку детских рисунков на тему : «Я и моя семья » , организовать конкурс рисунков в различных номинациях.

7. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, Сухомлинского, на тему о семье и детях .

8. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию» :

Выучить одну - две пословицы или поговорку о семье ;

Принести 2-3 семейных фотографии для изготовления коллажа;

Приобрести один журнал с картинками семьи или детей .

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями.

Основной этап

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Самое главное и ценное в жизни - это семья ! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье , о ее увлечениях и путешествиях. Дети вбегают с воздушными шарами в зал под фонограмму песни группы «Непоседы» Выстраиваются полукругом.

Чтение стихотворений.

1 ребёнок Семья – это мы .

Семья – это я .

Семья – это папа и мама моя

. Семья – это Саша , братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

2 ребёнок Семья – это крёстные тети дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье , семья – это дом .

Где любят и ждут и не помнят о злом.

3 ребёнок Эти дни - одно везенье!

Воскресенья так нужны.

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

4 ребёнок Папа чашки к чаю моет,

Вытираем их вдвоём.

А потом мы всей семьей

Чай с вареньем долго пьём.

Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»

5 ребенок Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

6 ребенок Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

7 ребенок Семья – это труд , друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно ! Семья – это сложно !

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья !

Дети садятся на стульчики рядом с родителями.

Воспитатель : - Интересно, а наши родители знают пословицы о семье ? Я начну, а вы закончите :

В гостях хорошо, а дома… лучше.

В дружной семье и в холод тепло . В недружной семье добра… не бывает .

В прилежном доме густо, а в ленивом доме… пусто.

В своем доме и стены… помогают.

В семье и каша …гуще .

В семье разлад , так и дому …не рад.

В семье согласно , так идет дело… прекрасно.

(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье )

Выставка рисунков : Дети и родители рассказывают о своем рисунке : - Кто и где изображен на рисунке? - Чем заняты? - Какая у вас семья ? И др.

Вручение грамот в различных номинациях : «За мастерство» , «За искренность и доброту» и другие. Дети уходят в группу .

Воспитатель : - Что же такое семья ? (ответы родителей)

А теперь послушайте как ответили ваши дети. (Показ интервью на видео проекторе )

Семья - организованная социальная группа , члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. (Информация на слайде) Что такое семья - этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья это счастье , к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.

Чтение стихотворения :

Как появилось слово “семья” ?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам :

Сейчас я тебе семь вопросов задам ;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя! ”

“я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья .

Для чего человеку семья ? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи . Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья . Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций : Воспитательная функция считается главной функцией семьи , которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей.

“Воспитание великое дело : им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский. -Как вы выполняете эту функцию? (ответы родителей) :

Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей , жильем и одеждой и т. д.

Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии , уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. -Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству. -Как вы реализуете эту функцию в своей семье ? (ответы родителей)

Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества. -Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей) - В какие игры вы играете всей семьей ? (ответы родителей) «Веселая мастерская» . (Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи ) (в конце все оформляют выставку)

Подведение итогов собрания, обмен мнениями :

Воспитатель : А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья , как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.

Воспитатель : Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир , покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.

Советы родителям на каждый день :

Говорите сыну или дочери : "Людям должно быть с тобой легло". Не бойтесь повторять это.

Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений : "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам.

Старайтесь , чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать : "А все-таки, как хорошо у нас дома".

Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья : "Ты хорош, но не лучше других".

Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Золушка»

муниципального образования город Ноябрьск

Проект «Моя семья - моё богатство»

Разработала воспитатель:

Абдугаппарова Ю.Б.

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: информационно практико - ориентированный.

По числу участников: групповой, ориентированный на детей средней, старшей, подготовительной к школе группе, родителей, педагогов.

По времени проведения: неделя в каждой возрастной группе с усложнением.

По характеру контактов: осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьёй.

Актуальность темы:

Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно - нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Проект «Моя семья - моё богатство» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.

Цель и задачи проекта:

Цель : Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.

Задачи : Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.

Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата.

Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.

Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в ДОУ и дома, общие подходы к воспитанию.

Этапы проекта :

Подготовительный этап:

Изучение особенностей семейного взаимодействия; донести до участников проекта важность данной темы; создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности; составление перспективного тематического плана, разработка содержания конспектов НОД, диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье.

Основной этап (реализация проекта):

Организация бесед с родителями, оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье; проведение НОД с детьми, направленной на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетной - ролевых игр, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных занятий, развлечений.

Заключительный этап:

Оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.

Проект «Семейная фотография» - средняя группа.

Итоговое событие: фотовыставка «Любимые лица», панно «Мир в нашей семье».

Мотивация для детей: Утром у воспитателя на столе замечают альбом с фотографиями новенькой девочки Кристины. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотоальбом.

В. :Ребята, чтобы мы побольше узнали о Кристине, она принесла в группу

семейный фотоальбом. А у вас дома есть фотографии, где вы вместе с мамой и папой бабушкой и дедушкой?

Цель: Формировать представление о том, что такое семья, (семья объединяет родных (родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр); семьи бывают разные -большие и маленькие; в семье все любят друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг о друге ласково).

Срок реализации: неделя.

Внесение альбомов с семейными фотографиями

Создание сборника рассказов «Выходной день в нашей семье…»

Досуг «Мама, папа, я - дружная семья»

Веселые эстафеты «Мама, папа, я - спортивная семья»

Панно «Мир в нашей семье»

Презентация «Семейная фотография».

Проект «Мир семейных увлечений» - старшая группа.

Итоговое событие: выставка творческих поделок «Умелые руки не знают скуки», Фото - стенд «В мире увлечений».

Мотивация для детей: У воспитателя на столе стоит шкатулка.

В. : Вы хотите узнать, что в шкатулке. Угадайте? (Дети задают вопросы о предмете, его свойствах. Воспитатель отвечает - «да» или «нет». В шкатулке дети находят календари разных лет) .

В. :В детстве я собирала эти календари. Собирать коллекцию- это хобби,

увлечение. А чем увлекаетесь вы и ваши родители?

Цель: Выявить способности и увлечения детей и их родителей.

Срок реализации: неделя.

Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:

Сбор различных фигурок собак для создания групповой коллекции «друг человека».

Мастер-класс с приглашением мам «Мамины косички»

Анкетирование «Как проводим мы выходные».

Консультация для родителей «Коллекционирование-это увлекательно»

Весёлые эстафеты: «Мама, папа, я - спортивная семья».

Создание сборника рассказов «Любимые занятия дома».

Досуг «В семейном кругу».

Проект «Родословная нашей семь» - подготовительная к школе группа.

Итоговое событие: Создание генеалогического древа своей семьи. Досуг «В семейном кругу»

Мотивация для детей: Утром дети обнаруживают на доске изображение

необычного дерева с фотографиями. На одной из них дети узнают своего воспитателя.

Дети строят догадки - что это за дерево? Воспитатель, выслушав детей, рассказывает им о людях на фотоснимках, об исторических корнях своего рода. В.: Это дерево обозначает историю происхождения моей семьи. А вы знаете, как появилась ваша семья, откуда она берет свои корни?

Цель: Формировать элементарные представления о родословных отношениях, расширять представления о семье - у каждой семьи есть история.

Сроки реализации: неделя.

Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:

Консультация «С чего начинать составлять родословное дерево? »

Рисование эскиза «Образ моей семьи».

Информация в раздевальной комнате о начале проекта.

Выставка рисунков «Герб нашей семьи».

Акция «Пусть прогулка станет интереснее» (благоустройство участка детского сада).

Совместная презентация «Генеалогическое древо нашей семьи».

Результативность реализации проекта «Моя семья - моё богатство»

К сожалению, до разработки и проведения проекта, результаты диагностики показывали, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не были сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи. Родители не всегда выслушивали мнение детей, отсутствовало доверие и уважение между членами семьи. Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему.

У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально - положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Вывод : Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.

«Без прошлого нет будущего»

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников : дети 4-5 лет.

Тип проекта: краткосрочный (3 недели).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

5. Создание альбома «Тайна имени».

7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

8. Родительское собрание «Моя семья- что может быть дороже»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Анкетирование детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • Создание папки-передвижки «Тайна имени»
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»
  • Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Родительское собрание
  • Презентация проекта «Моя семья»

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №8».

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

План-график реализации проекта.

Этапы

Сроки

1 этап.

Подготови-

тельный

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

(приложение №1)

2 этап.

Основной

НОД из цикла «Я и моя семья»

Познавательное «Моя семья»

Рисование «Моя семья»

Развитие речи «Литературный калейдоскоп».

Лепка «Мама»

Развитие речи.

Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Познавательное «Домашний труд»

Рисование «Моя семья (продолжение)»

Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)»

Развитие речи.

«Группировка предметов»

(одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Мамины косички»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Исправь Незнайку»

«Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

«Что такое генеалогическое древо моей семьи»

«Как я помогаю родителям»

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки. Приложение №.2

Театрализация по сказкам

«Дедка и Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Пальчиковая гимнастика (приложение 3)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

Папка-передвижка «Тайна моего имени»

Оформление альбома «Тайна имени».

Выставка детских рисунков «Моя семья»

3 этап.

Заключитель-ный

Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»

Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже»

Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»