Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность проект по окружающему миру (младш

, воспитатель

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать эклогическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования .

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – , и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию элементарных экологических представлений следует начинать с первых месяцев жизни. Воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.


· Развитие элементарных естественно - научных представлений;

· Развитие экологической культуры детей;

· Развитие представлений о человеке;

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений для детей II группы раннего возраста, составлен в соответствии с

« Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. , . В плане представлены темы занятий с детьми с 1 до 2 лет и содержание наблюдений на прогулке.

Методика проведений занятий подчиняется задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятий в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой , развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях , творческих рассказах, стихах, загадках.

В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности , музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.


Примерное перспективное планирование работы по формированию экологических представлений

(ранний возраст)

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел

Задачи

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать представления детей об осенних изменениях в природе: похолодало, идет дождь, дует холодный ветер.

Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается, если полить песок водой, он станет влажным . Из влажного песка

Часть занятия оз. худ. лит-ой.

« Дождик, дождик» « Лужи» с.19.

Прогулка.« Облака плывут по небу». Наблюдение за облачным небом.

Дождик-дождик, кап да кап». Наблюдение за дождиком.

Подвижная игра.

« Солнышко и дождик»

Формочки для песка, емкость с водой, песок, дощечки, кукла Катя.

Тучка с каплями воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги.

Вертушки, флажки по кол-ву детей.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья.

Занятие по озн. с окр.

« Падают листочки» с.13

Прогулка.

«Листопад». Наблюдение за осенними листочками.

Сбор осенних листьев.

Подвижная игра.

« Листопад»

Осенние листья: зеленые, желтые, красные – большие и маленькие.

Осенние листья.

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать домашних животных, называть, выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок.

Реагировать на появление животных положительными эмоциями.

Часть занятия по озн. с окр. « Как ходит и поет петушок, бегает и лает собачка» с 68

Индивидуальная работа. « Серенькая кошечка» с. 20

Прогулка. Наблюдение за кошкой, собакой.

Подвижная игра. « Кот и мыши». « Лохматый пес».

Игрушка - петушок и собачка.

Игрушки - кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.

Игрушка - кот, собака.

Учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Индивидуальная работа. Игра с зеркалом. « Кто это?»

Часть занятия

« Где глазки, носик?»

2 квартал (декабрь, январь, февраль)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки.

Опытным путем приобрести сведения о свойствах снега.

Часть занятия оз. С худ. Лит-ой. « Снежок порхает, кружится»

Часть занятия по озн. с окр. « Рассматривание картин из серии « Времена года» Зима.

« Санки» с. 137-138.

Прогулка. « Белый снег пушистый…» Наблюдение за снегопадом.

Рисование пальчиками: « Белый снег кружится»

Картинки изображающие зиму.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Познакомить детей с новым деревом (елочкой). Она зеленая, колючая, с иголками.

Часть занятия по озн. с худ. Лит-ой. « Елочка»

Прогулка. « Храбрая елочка». Наблюдение за елочкой.

Чтение стихотворения: « Елочка» с 21

ЖИВОТНЫЙ МИР

Побуждать детей узнавать и называть диких животных. Показывать по просьбе взрослого голову, лапки, коготки, шерстку, туловище

Познакомиться с их поведением и повадками.

Называть их хотя бы детским или звукоподражательным названием.

Часть занятия по озн. С окр. « Мишка».

« Зайка». «Кого мы встретили в лесу?»

Индивидуальная работа. Чтение сказки

« Колобок»

Подвижная игра:

« Зайка серенький сидит»

« У медведя во бору»

Игрушка - медведь, заяц, и соответствующие картинки.

Побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед зеркалом.

Игра «Улыбнись, поклонись»

3 квартал (март, апрель, май)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе

Понимать смысл слов идет дождик, дует ветерок, светит ласковое солнышко.

Называть эти объекты хотя бы детским названием.

Занятие по р. р. и озн. С окр. « Рассматривание картин из серии «Времена года» «Весна» с.139 №43

Занятие по р. р.(Худ. сл.)

«Смотрит солнышко в окошко». с.80

Прогулка. Наблюдение за сосульками.

« Растет она вниз головой»

Наблюдение за весенним солнышком.

« Солнышко-колоколнышко».

«Наблюдение за весенним дождиком «Дождик-дождик пуще»..

Рисование пальчиками. « Дождик», « Солнышко»

Наблюдение за ветерком.

«Ветерок проснулся разом».

Подвижная игра:

«Солнечный зайчик»,

« Солнышко и дождик»

Картины из серии « Времена года», кукла Катя.

Картинки с солнечной погодой.

Вертушки, ленточки.

Листы бумаги, гуашь синего, желтого цвета, салфетки.

РАСТЕНИЯ

Формировать представления о растительном мире: деревья, цветы, трава

Называть их хотя бы детским названием.

Находить цветы такого же цвета и размера, как у воспитателя.

Занятие по озн. С окр.

« Выходи дружок на зелененький лужок» с.71.

Занятие по р. р. (Худ. Сл.) « Ай люли, ай люли» с. 54-55

Наблюдение за первой травкой.

« Уж трава моя шелковая»

Наблюдение за одуванчиком. «Веселый, луговой»,

« Одуванчик белоголовый»

Наблюдение за распустившимися листочками. «Зеленейся, зеленейся»

Подвижная игра

« Собери букет для мамы»

Рисование пальчиками « Травушка зеленая»

Магнитная доска или фланелеграф, одуванчик, ромашка, травка, птички, солнышко, кукла Катя.

Листы бумаги, гуашь зеленого цвета, салфетки.

ЖИВОТНЫЕ

Расширять представления детей о домашних животных и их детенышей, их характерных особенностях. Познакомить детей с домашними птицами (цыпленок, гусь)

Имитировать некоторые действия животных(бегает, прыгает, летает, клюет).

Различать животных в жизни, а также в игрушках и на картинках.

Занятие по р. р. и озн. с окр. « Желтые, пушистые». с 73-74

« Гуси-гуси»

« Животные и их детеныши» с. 99-100

Подвижная игра:

« Вышла курочка гулять»

Игрушка цыпленок, мисочка с зерном и водичкой, собачка, кукла Катя.

Игрушки - гуси, мисочки с водой и зерном.

Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Выделять и называть отдельные части своего тела.

Игры: « Топни ножкой»

4 квартал (июнь, июль, август).)

Раздел

Задачи

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: жарко, светит ярко солнце.

Уточнять знания детей о свойствах воды, выделить ее как объект неживой природы: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают.

Пополнять знания детей о свойствах песка: сухой сыплется, из влажного можно лепить.

« Лето красное пришло!»

Игра: « Тонут-плавают»

Д. и. « Вылави уточку из пруда», « Поймай рыбку».

Игра: « Сыплем, лепим», « Пирожки для мамы»

Емкость для воды, теплая и холодная вода, плавающие игрушки, рыбки, сачки, ведерки.

Лопатки, набор игрушек для игр с песком.

РАСТЕНИЯ

Знакомить детей с цветущими растениями

(ромашки, колокольчики).Уточнять отличительные особенности растений (цвет, величина)

Д. И. « Собери букет для мамы»

Д. и. « Покажи цветок такого же цвета». « Дай такой же»

Цветы - ромашки, васельки.

ЖИВОТНЫЕ

Развивать представления детей о насекомых. Способах передвижения (жучек жужит, бабочка летает, муравей ползает).

Воспитывать гуманное отношение к маленькому живому существу - обижать нельзя.

Наблюдение за божьей коровкой. « Красный сарафанчик, черные горошки».

Чтение потешки

« Божья коровка_ черная головка»

Д. И. « Посади бабочку на цветок».

Подвижная игра

« Мотыльки»,

« Пчелки»

« Комарики и лягушка»

Хрестоматия для малышей.

Вязаные цветы, бабочки.

Шапочки – пчелки, комарики, бабочки.

Учить контактировать

со сверстниками, называть имя другого ребенка. учить выделять имена взрослых и детей, а также знать свое имя

Игры-занятия:

« Паровозик», «Передай мячик»

Для игры: большой легкий мяч.

Паровозик, рельсы.

Литература:

1. «Экологическое окно» в детском саду. М.: « ТЦ Сфера» 2008г. 123 с.

2., Белоусова в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.93 с.

3.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. , . СПб.: Акцидент, 1998г., 319 с.

4.Николаева воспитание младших дошкольников. Кника для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез, 2004г. 91 с.

5.Соломенникова воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации . – 2-е изд.- М.: Мозаика - Синтез, 2006г

6.Соломенникова по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.

Консультация для родителей «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанноправильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания,специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослыхпомочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда впоследующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную ичувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут жеслышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые тамплавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься! » И вместо красочного,веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоенииэлементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его кэлементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитываетсязаботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстниками взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотоймира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, кнеумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка инравственному отношению к ней. В результате эстетические и этические оценки соединяются, образуя нравственно-эстетические нормы, по мере действенного усвоения которых можно судить о степени сформированости гуманных чувств илюбви к живым существам.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизнирастений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир ихокружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность,помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе - хозяева природы илиее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень важно постоянно показывать детям интерес кприроде, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способностьудивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоцийвзрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образомотноситься к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиесянаблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковыми действиями,чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью,

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине, количеству и др. В каждом своя красота и неповторимость.

При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними. Частое наблюдение за растениями позволяет ребенку сделать для себя открытие, что общий вид растения (цвет, размер его листьев, цветков) - показатели «здоровья», состояния растения. Растение - живое существо. Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Взрослый привлекает ребенка к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это уже первая действенная помощь «зеленым друзьям». Малыши познают окружающий мир непосредственно, практически.

Наблюдение - сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Главное в наблюдении - создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление.

Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые эмоционально-этические представления о жизни «зеленых друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка - полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных представлений о его физическом благополучии. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. При этом следует особо обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его поведенческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им.

Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями, формируется умение видеть и понимать состояние другого существа. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за все живое.

У двухлетнего ребенка есть целый мир - «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Из окна можно наблюдать за животными, их движениями, например за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком взрослый рассматривает, что они делают. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для егоинтеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

Дата публикации: 22.02.17

Негосударственное частное учреждение

Профессиональная образовательная организация «Уральский институт подготовки кадров «21-й век»

Программа профессиональной переподготовки

«Особенности психологии и педагогики дошкольного возраста»

НАБЛЮДЕНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Выпускная работа

Исполнитель: Белова Татьяна Александровна

Руководитель:Бастрикова Ирина Павловна

старший воспитатель высшей квалификационной категории

_____________________________________

отметка о допуске и подпись руководителя

Нижний Тагил


ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологического представления у детей раннего возраста …………………………………………………………………………................

1.1.Формирование экологического представления у детей раннего возраста............................................................................................................

1.2. Наблюдение - как средство в формировании экологического представления у детей раннего возраста………………………………………

1.3.Особенности проведения наблюдения с детьми раннего возраста…

ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по формированию экологического представления у детей раннего возраста ……………………………………………………………………………………

2.1. Проект педагогической деятельности по формированию экологического представления у детей раннего возраста,через ознакомления со свойствами песка……………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................

Введение.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей как взаимодействия с природой на основе глубокого понимания ее законов. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.

Формирование экологических представлений закладываются в раннем возрасте – это сложный и длительный процесс, который начинается с момента прихода детей в детский сад. Приобщение к миру природы детей раннего возраста возможно благодаря такой особенности, как эмоциональность: удивление, интерес, чувство радости, восторг, эстетическое удовольствие, восхищение при восприятии природы.

В основе подходов к организации экологического образования детей в ДОУ лежат результаты исследований многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А.Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и др

Наблюдению, как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П.М. Басе, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова,и др).
Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
Наблюдение является также и методом экологического воспитания, актуальность которого диктуется современными условиями.
Формирование системы экологических представлений следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. У детей необходимо сформировать представления по уходу за растениями и животными.

Таким образом, наблюдение, в высшем своем проявлении, - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Образовательная практика организации экологического представления детей дошкольного возраста располагает методическим обеспечением в форме образовательных программ, методических пособий и рекомендаций, но в отношении детей раннего возраста можно говорить об основах формирования экологических представлений, как процессе, который в настоящее время не обладает достаточным методическим обеспечением.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью осуществлять формирования экологических представлений у детей раннего возраста и недостаточным методическим обеспечением данного процесса

На основе выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования, которая заключается в проектировании психолого-педагогических условий в формировании экологических представлений детей раннего возраста.

Исходя из актуальности исследования, выявленного противоречия и проблемы исследования, определена тема выпускной квалификационной работы:«Наблюдения, как средство формирования экологических представлений у детей раннего возраста»

Объект исследования: процесс формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.

Предмет исследования: наблюдение как средство формирования элементарных экологических представлений

Цель исследования: дать теоретическое обоснование разработке рабочей программы по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста с использованием метода наблюдения

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого- педагогическую литературу по проблеме формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста .

2.Раскрыть значение и специфику организации и проведения наблюдений с детьми раннего возраста.

3. Разработать педагогический проект по формированию экологического представления у детей раннего возраста,через ознакомления со свойствами песка.

Гипотеза исследования: экологическое развитие детей раннего возраста может быть успешным при следующих условиях:

если будут использованы средства(методы) формирования экологических представлений, соответствующие психологическим

особенностям детей раннего возраста (методы – наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные: чтение художественной литературы, игровые: дидактические игры, прятанье и поиск);

если будет создана эколого-развивающая среда (уголок природы, комната природы, зимний сад, экологическая тропа), дающая возможность постоянного непосредственного общения с природой в различных формах;

необходимо организовать совместную работу с родителями по формированию экологических представлений у детей раннего возраста.

База исследования : структурное подразделение МКДОУ детский сад «Гармония» детский сад №1 комбинированного вида, г. Нижний Тагил.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

  • теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
  • эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование родителей).

Практическая значимость: разработанный педагогический проект по формированию экологического представления у детей раннего возраста, через ознакомления со свойствами песка может быть использован в практической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологического представления у детей раннего возраста.

1.1.Формирование экологических представлений у детей раннего возраста.

Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности».

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

Развитие элементарных естественно - научных представлений

-Развитие экологической культуры детей;

- Развитие представлений о человеке ;

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:

Наблюдения за живым объектом

Опытническая деятельность

Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

1.2. Наблюдение - как средство в формировании экологического представления у детей раннего возраста.

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят от состояния природной среды. В настоящее время экологическая бомба не менее опасна, чем ядерная. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чествует и любит ее, дышит одним с нею воздухом.

Хочется обратить внимание на слова Н.Н. Сладкова: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности личности, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ:

Развивать и наблюдать явления природы;

Умение заботиться о растениях и животных;

Воспитывать любовь к природе;

Чтобы полюбить землю, природу, надо ее узнать. В этом помогают наблюдения в природе. Систематические наблюдения за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей – развивают нравственные, эстетические чувства, уточняют представления, развивают речь, закрепляют практические навыки правильного взаимодействия с природой.

Я.А. Коменский, Ж-ж. Руссо, И.Г. Песталоцци на первый план выдвигали чувственный опыт как единственный, достоверный источник познания.

Я.А. Коменский говорил: «Начало познаний всегда вытекает из ощущений… А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: «видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»»

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Средство - это философская категория, которая в диалектике действительности рассматривается как предмет или действие, соотносимое с той целью, которую предполагается достичь с их помощью, используя или применяя соответствующие предметы или выполняя соответствующие действия.

Средства обучения –это все материалы, которые использует педагог для осуществления учебного процесса.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

Формы организации детей при ознакомлении их с природой самые разнообразные.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения- это целенаправленное восприятие.

Наблюдения проводятся под руководством воспитателя. Это способствует умственному развитию детей и формированию у них правильных представлений о живой и неживой природе. При этом необходимо использовать различные анализаторы детей.

Наблюдение- это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, мы начинаем уже с раннего возраста развивать умение наблюдать, то есть, не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо и детально представить данный образ.

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатлениянаблюдения сопровождаются:

Художественным словом (стихи, потешки, рассказы,сказки)

Играми (дидактическими, подвижными)

Методика использования наблюдения в экологическом образовании

Николаева С. Н. предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

  • ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание деревьев
  • наблюдения за животными
  • работа с календарём наблюдений
  • опытническая деятельность (эксперимент)

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления природы, но и их явления на окружающие предметы.

Наблюдая за погодой, включают три параметра:

  • определение состояния неба и осадков,
  • наличие или отсутствие ветра,
  • степень тепла и холода.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.

Таком образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразная наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволят сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности и постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Наблюдения помогают играм детей: в игре они наблюдают за растениями, птицами, погодой, повторяют материал, который давался им во время наблюдений. Все повторяется. Поэтому например в весенний период целесообразно проведение тематической недели «Птички невелички весело поют».

В течение всей недели мы снова наблюдали за жизнью птиц весной: прилет скворцов в скворечник, слушали пение птиц.

Затем все увиденное закрепляли через различные виды деятельности:

Игровая деятельность: дидактическая игра «Кто как кричит?», обыгрывали постройки из строительного материала «Скворечник для птиц», рисунки «Птичка спряталась в траве».

Общение: чтение художественной литературы «О чем поют воробушки» В.Берстова, «Птичка», «Синица» А.Барто, «Зима прошла» М.Клоковой, рассматривание картины «Птицы прилетают к скворечнику».

Музыкальная деятельность: слушание «Весна» С.Майнапар, русская народная мелодия обработка Г.Фрида «Птичка», музыкально-ритмические движения «Воробушки» муз. И.Арсеева, сл.И.Черницкой, слушание аудиозаписи птичьих голосов.

Развитие движений: подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках».

Такое повторение темы помогают увидеть изменения, происходящие в природе поведения живых объектов в разное время года.

Также в течение года мы особое внимание уделяем здоровью наших воспитанников, так как «здоровье – это тоже дар природы». На каждую тему недели нами разработаны «минутки здоровья» с использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры и упражнения.

Тема недели: «Птички невелички весело поют».

1.Игровое упражнение «Воробьишки».

2. Дыхательная гимнастика «Птицы кричат».

3.Игровое упражнение «Веселый танец для ворона».

4.Подвижная игра «Птички летают».

5.Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Первый и наиболее существенный шаг на пути формирования экологического представления – создание необходимых условий для этой работы. Наш детский сад находится в отдаленном районе от города,поселке Северный.. На территории детского сада имеется яблоневый сад, мини огород, цветники, различные виды деревьев (липа, рябина, береза, тополь, дуб, кусты смородины).

В групповой комнате для закрепления информации, которую дети получили во время наблюдения, оборудован центр природы, где собран материал, который пополняется и изменяется в течение года в соответствии с темой недели и временем года. Оборудована опытническая лаборатория, где дети с удовольствием проводя опыты и эксперименты знакомятся со свойствами: воды. песка, глины.

Осуществляется и взаимодействие с родителями при организации наблюдений. В течение года проводятся консультации и беседы по таким темам: «Прогулки с ребенком», «Собака и кошка – верные друзья», «Домашние животные», «Зеленый мир на окне» и другие.

Многие семьи проживают в частном секторе и содержат различных домашних животных и птиц. Поэтому нами часто организуются наблюдения за домашними животными: кроликом, уткой, курочкой, черепашкой. Общение с живыми объектами очень нравятся детям.

Экологическое формирование личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.

Знания, умения, навыки общения с природой, полученные нашими воспитанниками в ходе наблюдений, будут полезны в дальнейшей их жизни.

В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений:

кратковременные (направлено конкретно на объект наблюдения)

Длительные

Сравнительные

Повторные

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы, в цветнике).

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям :

  • постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов:

наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная студия и др.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, у реки, на остановке городского транспорта и др.

  • концентричность наблюдения

детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению

НАБЛЮДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы. Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети выполняют под руководством воспитателя.

Для того чтобы наблюдение способствовало формированию правильных представлений и умственному развитию детей, воспитатель должен объяснить цели наблюдения, задавать вопросы, которые направляют их внимание на характерные особенности объекта или явления.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия.

Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.

Бесспорно, природа оказывает положительное влияние на развитие ребёнка только тогда, когда он научится её наблюдать.

На занятиях в группах раннего возраста, дети второго года жизни могут наблюдать котёнка, щенка, цыплёнка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку и т.п.

На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, малышей сажают полукругом. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей.

Основная задача – сформировать у каждого ребёнка умение сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса. При повторных наблюдениях можно использовать сюрпризные моменты. Например, раздаётся стук в дверь, и входит котёнок, или же вносят корзину, а в ней кролик. В заключении воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песенку.

В осенний период воспитатель проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу (например, морковь, помидор, яблоко и т.д.) узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, - даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т.д.

Знакомство с растениями осуществляется на таких занятиях, как «рассматривание клумбы», «рассматривание осеннего дерева».Дети должны узнавать и называть домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.). А также знать некоторые особенности жизненных проявлений, чем питается, какие издаёт звуки (например, кошка мяукает, собака лает, корова мычит, лошадь ржет). Они должны также узнавать и знать названия 1-2 насекомых: бабочек, жуков; знать, что они летают, у них есть крылья

С детьми целесообразно повторить наблюдения за животными, изменив характер вопросов, усложнив задание. Они также должны знать основные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков.

Наблюдения на прогулках в детском саду .

Это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.

НАБЛЮДЕНИЯ НА ЭКСКУРСИЯХ .

Как уже ранее отмечалось, наблюдения можно проводить не только на занятиях, но и на экскурсиях, прогулках и в уголках природы. Практика обучения ознакомления детей с природой показала, что наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от неё зависят изменения в жизни растений и животных.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света – общие условия необходимые для их роста и развития. При этом воспитатель на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинаковы.

Экскурсии проводят в часы, отведённые для занятий. На экскурсиях осуществляется определённое программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулках.

Экскурсии в одни и те же места проводят в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления всех возрастных групп с природой. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы с учётом местных условий.

На экскурсиях воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движении ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений, должно быть небольшим (для младших групп 1-2). Во время экскурсий воспитатель ставит вопросы, так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

НАБЛЮДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Кроме того, дети могут наблюдать за растениями и животными в уголке живой природы.

Уголок живой природы в детском саду одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дети могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их.

В уголках природы младшей группы помещают обитателей, не требующих сложного ухода, чтобы дети возрастных групп в состоянии были обеспечить уход за ними.

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать особенности природного окружения детского сада и возраст детей данной группы.

В процессе ухода за живыми существами дети получают представления о многообразии мира. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у них развивается наблюдательность. Воспитатель учит детей сравнительному анализу.

Экспериментирование

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Для изменения уровня мотивации познания мира природы детьми трёхлетнего возраста важны не только созданные педагогические условия такие как: наблюдение, игра, беседа, но и правильно организованное психолого- педагогическое сопровождение всего воспитательно- образовательного процесса.

При поддержке и помощи взрослого, дети раннего возраста открывают для себя таинственный мир природы.Задача взрослых: помочь малышам понять, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить природу.

ВЫВОД: Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Правильная организация наблюдений решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему.

1.3.Особенности проведения наблюдения с детьми раннего возраста.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача и долг взрослых.

Ознакомление детей с природой является одним из важных средством всестороннего развити

Юлия Сафронова
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему :

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста »

Много прекрасных слов сказано многими учёными, исследователями, писателями, педагогами и психологами, которые говорили о важности приобщения детей к миру природы .

Как говорил Сухомлинский В. А.:

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия .

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста .

Приоритетным направлением ДОУ является экологическое развитие воспитанников, тем самым мы ставим цель и задачи, которые необходимо решать в течение всей работы по данному направлению.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине, умение любоваться пейзажами родных мест.

На данном слайде представлены пути реализации системы экологической работы в ДОУ - это создание условий для решения необходимых задач по формированию экологических представлений детей ; повышение экологической грамотности педагогов; обновление содержания, форм и методов работы с детьми; экологическое просвещение родителей (законных представителей воспитанников )

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу : "Юный эколог " С. Н. Николаевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников .

В достаточном количестве имеется методическая литература, дидактические пособия, плакаты, схемы, таблицы, игры, детская художественная литература для детей экологического содержания .

В результате научных исследований, многих теоретиков и практиков, таких как П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъякова, Н. А. Рыжовой и других учёных, пришли к выводу о том, что

Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве .

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, уходу за животными.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни . Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры .

Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений , готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного. Бережного отношения к природе.

В работе с детьми по экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Формирование экологических представлений проходит на протяжении всего дня во всех образовательных областях.

Интеграция разных образовательных областей позволяет формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

В разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» организуем игровые обучающие ситуации, разыгрываем литературные сюжеты с помощью кукол, театра, игрушек. В играх дети закрепляют полученные знания. Например, играя в мяч, дети повторяют «Фрукты» , «Овощи» , «Домашних и диких животных» , дети любят игру «Летает - не летает» .

11 слайд. Речевое развитие.

В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами. На занятиях образовательной деятельности «Родной мой край, любимые места» , дети не только знакомятся с достопримечательностями нашего города, а также знакомятся с природой родного края, к тематическим занятиям организуются фотовыставки, на которых дети запечатлены в любимых местах родного края.

12 слайд. Познавательное развитие.

Для формирования экологических представлений большую роль играет сенсорный опыт детей . Обращаем внимание на форму , цвет,размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Так же «угощаем» животных любимыми лакомствами, стараясь поделить всё поровну.

13 слайд. Физическое развитие.

Дети дошкольного возраста очень подвижны , поэтому активно используются сюжетные подвижные игры. Например, игра «Сороконожка» знакомит детей с особенностями насекомого, как она передвигается, игра учит детей внимательности и согласованности в действиях передвижения. А сколько радости и веселья, когда нужно догнать свой хвостик! Организуем эстафеты на свежем воздухе, напоминая о полезности прогулок на свежем воздухе. Одним из любимых занятий детей является хождение по дорожке здоровья, здесь тоже присутствуют элементы природы, собранный на участке каштан, как оказался, очень полезным для профилактики плоскостопия.

Воспитываем интерес к своему здоровью, желая поддержать его правильным питанием. Любимый персонаж доктор Айболит проводит беседы о полезности здоровой пищи.

14 слайд. Худ-эстетич. развитие.

Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

На праздник милых мам, дети готовят поделки и открытки своими руками, в которых всегда можно увидеть частички природы, это и нежный тюльпан в чашечке и бабочка на цветочке. В лепке дети передают характерные особенности и строение животных, растений, а также закрепляют их названия.

Создание условий для можно разделить на 2 составляющие : внутренняя природная зона и внешняя природная зона.

Внутренняя природная зона предполагает уголки природы в каждой группе, уголки экспериментирования с живой и неживой природой, огороды на окне.

Внешняя природная зона – огород, цветник, клумбы на участках, фруктовый сад, экологическую тропу (лиственные и хвойные деревья, муравьиные тропинки, птичья столовая)

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для .

Главной особенностью создания определенных условий является внесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка , в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду , необходимую для воспитания детей . Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей .

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста. Для наблюдений и труда в природе.

Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности . Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей .

По уже сложившейся традиции в конце февраля растёт и колосится огород на окошке каждой группы, сюжетные композиции передают ощущение сказки. Здесь любимые персонажи из сказок, животные, предметы поделок из природного материала и др.

Дети наблюдают за ростом растений, ухаживают, поливают, рыхлят посаженые растения.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности.

Вместе с педагогами дети на прогулках собирают листья и растения, затем делают гербарии, пополняя уголки новыми развивающими материалами.

Для развития познавательной сферы ребенка педагогами изготовлены макеты экосистем, цель которых закрепить знания о среде обитания животных и птиц, развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Педагоги используют в своей работе развивающие игры, с помощью которые формируются умения выделять существенные признаки предметов «Отгадай-ка» , «Что предмет расскажет о себе . Игры для развития у детей умения сравнивать , составлять, замечать, делать правильное умозаключение «Похож – непохож» , «Что лишнее» , «Что изменилось» , «Чьи следы?» . Игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «Кому что нужно?» , «Назови одним словом» , Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления «Летает-не летает» , «Испорченный телефон» , «Несуществующее животное (растение) .

Педагоги своими руками изготавливают дидактические пособия и игры, в группах имеются картотеки экологических игр , в соответствии с индивидуальными особенностями детей . Изготовление материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей , полученные в ходе восприятия природных явлений, с помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей .

В уголках природы имеется детская художественная литература, энциклопедии для детей , журналы про животных, сюжетные картинки экологического содержания , которая постоянно пополняется. Дети с воспитателями изготавливают самодельные экологические книги , содержанием которых входят иллюстрации о различных явлениях природы, рассказы и сказки о природе.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания , сосредоточенности, умственной активности.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире , формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

Педагоги постоянно стимулируют детскую любознательность; формирую умение замечать изменения в природе (С детьми ходим в гости к ёлочке и сосне, наблюдаем за изменениями в росте, уточняем знания детей о хвойных деревьях )

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

29-30-31 слайд.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

29. На слайдах представлены опыты с водой , 30. опыты со льдом, 31. –опыты со снегом.

В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе . Он расширяет кругозор детей , создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности .

Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты , в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии , сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Работа по проекту носит интегрированный характер : результаты дети обобщают в виде рисунков, аппликаций участвуют в инсценировках, праздниках.

Педагогами групп разработан ряд проектов «Покормите птиц зимой» , «Волшебница – вода» . По продолжительности проекты разные - от 1 месяца до года.

Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, важна включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей .

Мы проводим праздники, и развлечения «День Земли» , «Праздник цветов» , «День птиц» , «Давайте беречь природу» . Развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к ней.

40-41 слайд.

По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей , родителей и педагогов. (Зимушка-хрустальная, Осень золотая, Родной мой край, любимые места, Дети и природа, Осенние фантазии и Чудеса природы)

42 -43 слайд.

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с районной библиотекой им. В. В. Вересаева и художественно-краеведческим музеем.

Сотрудники библиотеки и музея проводят мероприятия с детьми экологического характера (викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе, знакомят с природой и животным миром родного края.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.

В ДОУ внедрены в работу разнообразные формы работы с педагогами .

Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания , знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников .

В работу по экологическому воспитанию включены практически все работники ДОУ.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников , подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы.

Так, педагог-психолог использует в своей работе различные методики, развивая экологическую культуру ребёнка , используя в работе сюжетную композицию, расположенную на стене, которая меняется в зависимости от поставленных целей и задач.

47 слайд :

На данном слайде представлены различные формы работы с родителями . Это : родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и др.

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников , педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры .

48-49 слайд.

Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (участие в природоохранных акциях, экскурсиях, развлечениях) . В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье , консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера ; привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала, педагогами детского сада проводится мониторинг образовательного процесса, который отражает уровень освоения необходимыми умениями и навыками в соответствии с реализуемой образовательной программой.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформированы начала экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей , которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Конечно, наша работа по экологическому воспитанию детей далека от завершения, но результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы пытаемся ввести новое : создать экологическую тропу на территории детского сада.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками .

Спасибо за внимание!

Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог.У детей раннего возраста начинают накапливаться знаия о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.

На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию ребенка, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений. В процессе ознакомления детей раннего возраста с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца. Растения -- основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.начиная с

На прогулках дети часто видят птиц. Внимание к наблюдению за птицами лучше привлечь давая им корм. Дети вместе с воспитателем подкармливают птиц, одновременно ведут наблюдения. На участок прилетают разные птицы: воробьи, голуби, синицы, снегири и др. Так дети учатся различать и называть некоторых птиц. Целесообразно привлечь внимание детей к новой птице, часто прилетающей на участок. Свои впечатления ребята отражают в играх.

Весной на участке детского сада можно наблюдать яркие весенние явления: таяние снега, появлении травы, листьев на деревьях.

Как только потеплеет земля, появляются насекомые. Воспитатель учит детей различать насекомых по внешнему виду, отличать характерные особенности (цвет, величину), некоторые особенности движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает). На участок прилетают новые птицы. Малышам нужно показать черных больших грачей, скворцов. Обращают внимание детей на то что весной прилетает много птиц. Они садятся на высокие деревья, строят гнезда, ходят или прыгают по земле, собирая корм. К прилету скворцов взрослые и школьники готовят скворечники.

Летом возможности для наблюдения окружающей природы расширяются, так как много насекомых, птиц. Дети с удовольствием наблюдают за домашними животными и птицами. После таких наблюдений проводится игра «Кто как кричит» «наседка с ципляттами»и др.