Использование логоритмики в комплексной методике преодоления заикания у детей старшего дошкольного возраста. Использование логоритмики в коррекционно-педагогическом процессе при заикании Методики работы по заиканию логоритмика

Цели:
формирование коммуникативной функции речи,
преодоление фобии общения;
формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
развитие силы и диапазона голоса;
развитие просодических компонентов речи: навыка интонационного оформления синтагм, нормализация процесса речевого паузирования;
формирование речевого дыхания;
регуляция мышечного тонуса;
развитие координации и ритмизации движений;
формирование слухового внимания, зрительной памяти;
активизация пассивного словаря;
создание благоприятного психологического фона, спокойного, радостного настроения у детей;
совершенствование пространственной ориентировки, ориентировки в собственном теле;
воспитание выдержки у детей- невротиков.

Оборудование: кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов;
Схемы для развития голосовых модуляций.

Ход занятия:

1.ВХОД свободный. Спокойным шагом без сопровождения.
вводное упражнение

«Здравствуйте»
а) дети стоят по кругу:
посмотреть соседу в глазки;
назвать своё имя, глядя соседнему ребенку в глаза;
назвать имя того, на кого смотришь.

б) «7 Прыжков» (К.Орф)
дети двигаются по залу в разных направлениях;
на фермату останавливаются и «здороваются» заранее предложенной частью тела (правой рукой, носочком левой ноги…) с оказавшимся поблизости ребенком.
рука партнера (или другая часть тела) удерживается,пока не прекратит звучать музыка (аккорд)

2.Разминка .
Под спокойную музыку (аудиозапись) дети выполняют движения по показу логопеда, направленные на умение перераспределять мышечный тонус, на развитие мимической моторики, правильной осанки.

3.Развитие тонкой ручной моторики.
Песня «ПРО БАРАНА» муз.Савельева

На базаре спозаранок - пальчики на обеих руках расправ-
Накупил баран баранок. лены - «пляшут»
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек, - дети загибают по 1 пальчику
Семь лепешек, шесть ватрушек, постепенно оставляя мизинец
Пять коржей, четыре пышки, на одной из рук.
Три батона, две коврижки.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок
И один калач купил-
Про себя не позабыл,
А для женушки-подсолнушки.

4.Пение.
а) «Часики» (распевка)
Дети делятся на подгруппы, каждая из которых изображает голосом «свои» часы - стенные, карманные или башенные, изменяя темп исполнения и тембровую окраску голоса:
Бьют часы на башне: бом! бом! бом! бом!
А стенные поскорее: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат:тики-таки,тики-таки,тики-таки,так!
б) Игра «Радио»
Песня «СОННЫЕ ПИЛЮЛИ» (Н.Иванов)
По ходу пропевания песни педагог «включает» и «выключает» звук «радио». Песня при этом не прерывается, она «пропевается» про себя.

Воробьи на крышах спят,
Солнце в синей дымке.
Сон приходит в детский сад
В шапке – невидимке

Понарошку нам дает
Сонные пилюли,
Чтобы мы их взяли в рот
И скорей заснули.

Мы ложимся и кладём
Щечку на ладошку,
А пилюли не берем
Даже понарошку.

5.Развитие креативности.
Песня “ГРИПП” (О.Хромушин)
Трое детей, лежа на ковре изображают больных гриппом бегемотов, выполняют движения в соответствии с текстом песни. Остальные грустно, чуть иронично исполняют эту песню стоя.

Бегемот совсем охрип. Ох!
У него тяжелый грипп. Ох!
У него режим постельный
С кружкой-чашкою отдельной.

Капли в нос, таблетки в рот
И припарок штук пятьсот.
Грипп тяжёлый,
Еле- еле
Бегемот встаёт с постели….
Так и ходит по пятам,
Так и ходит по пятам
Этот грипп-гриппопотам. Ап-чхи!

6.Упражнение на формирование речевого дыхания, голосовых модуляций.
Упражнение “ПОКАЧАЙ КУКЛУ”
Используются схемы:

7.Формирование плавной речи.

Игра «ПЕРЕДАЙ ПЛАТОЧЕК»

Дети стоят по кругу. На сильную долю музыки передают друг другу платочек. На ком “остановится” звучание музыки, выбирает себе партнёра для исполнения диалога. (выбирает ребёнок)
а) диалог “ЗАЙЧИК”
Зайчик, зайчик, что ты грустный?
Потерял кочан капусты.
А какой?
Вот такой: круглый, белый и большой.
Ну- ка, зайка, шалунишка, Дай потрогать животишко… Он тугой,как барабан!
Значит, съел я свой кочан…
И забыл…
Или
б) диалог “ЧЁРНЫЙ КОТ”
Почему ты черный, кот?
Лазил ночью в дымоход.
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел.
Почему ты серым стал?
Меня пёс в пыли валял.
Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это…

8.Координация речи с движением
а) в хороводе “ВЕСЕЛИСЬ, ДЕТВОРА”
б) в инсценировке” Как живешь?”
(дети отвечают на вопросы логопеда)

Как живешь?
Вот так! (поднимают вверх большой палец)
Как идёшь?
Вот так! (шагают на месте)
Как стоишь?
Вот так! (стоят, руки “по швам”)
Ночью спишь?
Вот так! (кладут руки под щёчку)
Как шалишь?
Вот так! (нажимают пальчиками на надутые щёчки)
А молчишь?
Ш-ш-ш-ш… (прикладывают указательный палец к губам)

9.Итог занятия.
Дети молча стоят по кругу, взявшись за руки. Под спокойную музыку логопед говорит:

  • Вы самые лучшие, самые спокойные, самые дружные дети. Вы можете говорить правильнее всех, увереннее всех, выразительнее всех. Сейчас мы пойдём в группу и вы расскажете мне, что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии.

Учитель-логопед

Королева А.Н.

Коррекция заикания средствами логоритмики.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения .

В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Являясь активной формой терапии, современная логоритмика при заикании нацелена на решение целого спектра оздоровительных, коррекционных и образовательных задач. Выполнение специального игрового комплекса упражнений под ритмичную музыку дает детям возможность сформировать двигательные навыки, улучшить координацию движений, укрепить костно-мышечный аппарат. Благодаря музыкальному сопровождению и игровой форме занятий дети довольно легко осваивают и закрепляют не только двигательные, но и речевые навыки, учатся правильному дыханию.

На занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». Педагог разучивает с детьми не только стихи, сказки и песни, но и специально разработанные комплексы движений головой, пальцами, руками, ногами, а также танцевальные связки. На следующем этапе дети учатся соединять текст и движения, согласовывать темп и амплитуду движений с ритмом музыки, а также осваивают технику правильного дыхания.

Логопедическая ритмика включает в себя:

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие

внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения на развитие мелкой моторики.

Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

С заикающимися целесообразно использовать следующие средства логоритмики:

Вводные упражнения;

Упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;

Упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности;

Творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

Упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

Упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

Упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества;

Инсценировку, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей).

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М., 2002.

2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет (методическое пособие); М., 2006

3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2006

4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2007

5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ (пособие для воспитателей и логопедов). М., 2006

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников
по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы
логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой
основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.
В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой
дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной
являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика
сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,
мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,
движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического
и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых
разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,
ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической
основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе
они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое
логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и
общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении
тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет
место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики
необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная
сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике
обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения
специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные
виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не
только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно
с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные
(равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как
об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания
равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Развитие чувства музыкального темпа
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может
быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны,
как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.
Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические
единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание,
музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование
способствует развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной
близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его
скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с
мелкими предметами под музыку.
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым
разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный
материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно
развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего
музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при
помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания-
один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей
сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и
осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте,
силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых,
приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.
Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие,
как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,
вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает
настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и,
стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и
артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие,
как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового
внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.

Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать
звуки с какими – либо
музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме
подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются
детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Игры и упражнения

Развитие дыхания
(Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто
она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)
Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы
платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит
голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то
кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина,
тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом)
урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом)
кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот
эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е - ха – ли!
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания


Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Описание упражнения
Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

Логоневроз - проблема, при которой человек не может правильно говорить из-за дефектов речи, что сформировались в силу расстройства психики, стресса или являются врожденной патологией. Существуют упражнения от заикания, помогающие избавиться от него навсегда или на время.

Причины заикания

Логоневроз - нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.

Причины появления заикания:

  • Психологические - связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
  • Физиологические - логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
  • Социальные - результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
  • Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.

Провоцирующие причины логоневроза - образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 - 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Общие правила выполнения упражнений

Упражнения против заикания можно выполнять в домашних условиях, для этого требуется соблюдать правила:

  • Вдохи должны быть короткими и быстрыми.
  • На выдохе нужно расслабиться и вытолкнуть воздух без шума.
  • Движения осуществляются на вдохе, на выдохе не стоит прилагать усилий.
  • При вдохе соблюдайте ритмичность.
  • Счет про себя до 8 поможет сконцентрироваться.
  • Гимнастика от заикания должна вами выполняться в удобном положении.

Техники против заикания

Использование логоритмики для коррекции - отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Гимнастика для дыхания

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох - исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Репетиции перед зеркалом

Прием, который применяют все актеры и дикторы - проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Медитации

Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках - главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.

Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:

  • Включить спокойную музыку.
  • Зажечь аромалампу.
  • Масла эфирные

Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.

При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.

Молчание

Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.

Детям можно предложить игру, во время которой нужно помолчать. Например, изобразить морское животное.

Массаж

Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.

Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.

Альтернативные упражнения

Дыхательные упражнения:

  • Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох - исходное положение. Повторить 20 раз.
  • Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
  • Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.

Заключение

Упражнения помогают в лечении заболевания. Человек способен самостоятельно справиться с предлагаемой дыхательной гимнастикой и помочь себе в решении проблемы дефекта речи.

Значение логоритмики в системе реабилитационных мероприятий при невротической и неврозоподобной формах заикания.

Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления заикания, спе­цифической формой лечебно-педагогического воздействия. Спе­циализированная методика логопедической ритмики является сред­ством перевоспитания речи заикающихся через тренировку и раз­витие необходимых качеств общей и речевой моторики...

Выявленные в процессе исследования особенности состояния моторных функций при невротическом и неврозоподобном заи­кании требуют дифференцированной организации занятий лого­педической ритмикой.

Учитывая сохранность моторных функций и речедвигательной стереотипии при невротическом заикании, занятия логоритмики необходимо направлять на переключение внимания больных с соб­ственно речевого процесса и с техники выполнения двигательных задач на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом достаточно скоро можно вводить комбинации речевых и двигательных заданий.

Так как изменения моторики при невротическом заикании не­специфичны для заикающихся и сходны с состоянием двигатель­ной сферы при общих неврозах, занятия логопедической ритми­кой можно строить с учетом имеющихся методических разрабо­ток и указаний для больных неврозами. Повышенная двигательная утомляемость больных и снижение тонуса мышц говорят о желательном включении в логоритмические занятия элементов лечебной физкультуры, направленных на нормализацию мышеч­ного тонуса, развитие физической силы и выносливости. Таким больным не требуется длительной моторной тренировки для пе­рехода от чисто двигательных упражнений к двигательно-речевым, а затем собственно речевым упражнениям с музыкальной поддержкой и без нее. Хорошее развитие у них музыкально-рит­мических способностей позволяет быстро усложнять задачи, вво­дить разнообразные смены темпа и ритма.

При неврозоподобном заикании необходимо выработать чет­кие, координированные и ритмичные движения в темпе и ритме музыки, организовать прежде всего моторную деятельность, стре­миться развить музыкально-ритмические способности. Тренировки следует начинать с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства, и постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма, максимально используя при этом на­глядные примеры. После курса ритмических упражнений посте­пенно вводятся речевые задания, вначале элементарные, с очень постепенным усложнением задач. Поначалу проговаривание идет только под музыку или в сочетании с элементарными движени­ями. Это способствует упрочению программы действия в речевой функциональной системе, ее стабилизации. Только после успеш­ного осуществления этих упражнений можно переходить к вве­дению упражнений с сочетанием движений и речи под музыку. Поначалу они осуществляются в наиболее простых формах с постепенным переходом к тренировке переключения в темпе и ритме.

Сроки перехода к «речевым» упражнениям в этой группе даль­ше отстоят от начала занятий. Больные длительное время трени­руются в менее сложных формах речи и, как правило, лишь в небольшом проценте достигают самостоятельной речи хорошего качества на логоритмических занятиях. Диапазон сложности ма­териала вследствие этого также уменьшается параллельно с уд­линением сроков формирования и закрепления моторных навы­ков.

При условии дифференцированной логоритмической работы в случаях невротического и неврозоподобного заикания, правиль­ного построения курса занятий и точного подбора методического материала логопедическая ритмика оказывает значительное со­действие достижению заикающимися здоровой речи.

Основной задачей логопедической ритмики является содей­ствие преодолению речевого дефекта пациентов на основе и при помощи развития и совершенствования необходимых качеств общей и речевой моторики на коллективных логоритмических занятиях.

Эта задача решается в процессе поэтапного обучения заикаю­щихся на ежедневных групповых логоритмических занятиях. Наи­более эффективным является проведение ежедневных занятий по группам и общего коллективного занятия в конце недели. При этом продолжительность каждого занятия составляет от 1 часа до 1 часа 30 минут.

Материал для занятий логопедической ритмикой распреде­ляется параллельно программе логопедических занятий и учи­тывает задачи речевой работы с каждым больным, а также уро­вень речи, на котором в данный момент находится каждый боль­ной и вся группа в целом. Оптимальное количество занимаю­щихся в одной группе - 10-12 человек. При этом одна группа комплектуется из больных с невротическим заиканием, а дру­гая - из больных с неврозоподобным заиканием. Это дает воз­можность на практике осуществлять дифференцированную лого-ритмическую работу...

Специфика логоритмической работы со взрослыми заикаю­щимися состояла в том, что занятия строились на основе созна­тельного выполнения больными предлагаемых упражнений, це­ленаправленной работы над развитием необходимых качеств мо­торики и речи. Значение игрового компонента занятий, столь важ­ного в работе с детьми, значительно уменьшалось.

Работа со взрослыми давала возможность не только увеличить продолжительность каждого занятия, но и позволяла значительно повысить сложность предлагаемых упражнений и нагрузку на каж­дого больного в процессе занятия. Становилась возможной само­стоятельная работа больных, направленная на тренировку необ­ходимых качеств моторики и речи.

Перечисленные особенности позволили наряду с традицион­ными видами упражнений (ходьба, бег, построения, пение, му­зыкально-ритмические игры, упражнения на координацию дви­жений с речью и т.п.) шире использовать в занятиях элементы дыхательной, артикуляционной, мимической гимнастики, раз­нообразить речевую работу и использовать различные сочетания перечисленных упражнений.

Учет возрастной специфики контингента больных предполага­ет существенное усложнение всех видов и форм работы, по срав­нению с подобной работой, проводимой с детьми...

Поскольку первый этап курса логоритмических занятий дос­таточно подробно освещен нами в методической литературе, в данной статье мы позволим себе остановиться на втором - ос­новном этапе курса логопедической ритмики.

Ходьба. Ходьба используется на протяжении всего курса заня­тий как вступительное и заключительное упражнение на каждом занятии. По мере прохождения больными курса обучения оно все больше усложняется.

Сначала используется обычная маршировка, затем марширов­ка с изменением темпа, с чередованием бега, подскоков, с вклю­чением ритмических рисунков, а также речевых упражнений. При выполнении этого упражнения создается возможность работы над осанкой, дыханием, координацией движений, чувством темпа и ритма...

При невротическом заикании

При неврозоподобном заикании

Основное внимание обраща­ется на осанку,

пластичность движений, эмоциональное состояние.

Основное внимание обраща­ется на координацию движе­ний рук и ног.

Пластичность движений,

эмоциональное состояние.

Счетные упражнения. Эти упражнения целесообразно вводить в начале занятия (после ходьбы), ибо они помогают больным на­строиться на единый коллективный темпо-ритм. На этом фоне также есть возможность сочетать речевые упражнения с движени­ями, действиями с различными предметами.. Проводятся эти уп­ражнения как с музыкальным сопровождением, так и без него...

При неврозоподобом заикании

В едином коллективном темпо-ритме отрабатывается точное вступление в движение и речь.

При невротическом заикании

Сочетаются с разнообразными движениями и действиями с предметами в различных вари­антах.

Упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса. Весь курс логоритмических занятий благодаря большому количеству двигательных заданий способствует снятию или уменьшению чрезмерного мышечного напряжения и выра­ботке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики. Кроме того, подобная работа ведется при помощи спе­циальных упражнений. Такие упражнения мы считаем целесооб­разным вводить в начале занятия, поскольку они способствуют созданию благоприятного фона для более продуктивной работы больных в течение всего занятия...

При невротическом заикании

Самоконтроль, самостоятель­ное наблюдение за мышечным тонусом; упражнения, преду­сматривающие использование памяти физических действий и образного мышления.

При неврозоподобном тикании

Наглядный пример и провер­ка качества выполнения. Кон­кретная команда для напряже­ния и расслабления отдель­ных мышечных групп под счет

В этих упражнениях дыхание осуществляется it сочетании с рабо­той голоса и артикуляцией на фоне музыки и на основе музы­кального ритма. Это позволяет больным и подобных облегченных условиях вести работу до автоматизации продолжительного рече­вого выдоха, работу над логическим членением речи.

Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляци­ей проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента рече­вой деятельности очень тесно связаны между собой. В упражнении может выделяться один из них; в этом случае занимающиеся со­средоточивают свое внимание на наиболее качественном выпол­нении этого элемента. Инструкция может также предусматривать и одновременный контроль за всеми тремя компонентами, что более сложно и становится возможным на более поздних этапах обучения.

Упражнение № 1. («Пушинка»). Исходное положение - основ­ная стойка. На затакт («и») как бы подбросить перед собой вверх воображаемую пушинку. Сделать глубокий вдох. Затем, следя за «падающей пушинкой» взглядом, медленно опускать руку, так же медленно считая вполголоса до 10 (на одном выдохе). На последу­ющих занятиях продолжительность счета увеличивать до 12, 14 и т.д.

Упражнение № 2. Исходное положение - сидя на стульях.

Распсвания на звуки «а», «о», «у», «а-о-у-э-и», «м», «ма-мо-му-м:)-ми» и т. п. по гамме и по трехзвучным вверх и вниз с посте­пенным изменением силы голоса и тональностей. Распевания вы­полняются на одном дыхании. Начинать распевания следует с мяг­кой атакой звука.

При невротическом заикании

Не фиксировать внимание на дыхании. Отрабатывать дина­мические оттенки звучания го-лоса.Ставить целью развитие общей выразительности речи за счет правильного речевого дыхания, полного звучания голоса и четкости артикуляции.

При неврозоподобном заикании

Упражнения выполняются под счет, с точной инструкцией: на сколько счетов делать вдох, на сколько выдох и т. п.Посто­янно обращается внимание больных на повышение чет­кости артикуляции и глубины вдоха и на регулирование гром­кости голоса.

Упражнения для развития навыков движения и действий и кол­лективе. Эти упражнения способствуют развитию свободы и точ­ности движений, совершенствованию координации движений, регуляции мышечного тонуса, чувства темпа и ритма. Таким образом, подобные упражнения, разносторонне воздействуя па моторику заикающихся, способствуют воспитанию и развитию необ­ходимых качеств общей и речевой моторики, содействуя этим коррекционной работе в комплексной терапии заикания.

При невротическом заикании

Предлагается действовать и строить свои действия в зави­симости от фразы музыкаль­ного произведения.

При неврозоподобном заикании

Предлагается точно рассчиты­вать свои движения, количест­во шагов. Отрабатываются ос­новные моменты переключе­ния движений.

Упражнения для работы над чувством темпа и ритма. На заняти­ях логопедической ритмикой создаются весьма благоприятные условия для коррекции темпо-ритмических нарушений. Основой логоритмических занятий является точное совпадение ритма дви­жений и речи с музыкальным ритмом...

При невротическом заикании

Предлагается улавливать рит­мическую структуру в целом. Варьировать темп выполнения.

При неврозоподобном заикании

Начинать с подсчета количест­ва ритмических единиц в наи­более простых ритмических последовательностях. Посте­пенно развивать способность восприятия ритмических пос­ледовательностей в целом.

Упражнения для развития и совершенствования координации движений. Работа над координацией движений тесно связана со всеми остальными компонентами ритмической работы. Упражне­ния для развития координации движений включают также работу над переключаемостью и произвольным торможением движений...

При неврозоподобном заикании

Разучивается по элементам на нескольких занятиях с трени­ровкой отдельных элементов движений по конкретной ин­струкции.После этого отдель­ные элементы соединяются для выполнения более слож­ной двигательной задачи. Мак­симально используется на­глядный показ.

При невротическом заикании

После объяснения принципа действия предлагается дей­ствовать на основе словесной инструкции.Предлагается вы­полнять в медленном темпе.

Упражнения для развития и совершенствования мимической мо­торики. Развивая свободу двигательных проявлений больных, ос­новываясь на бодром и жизнерадостном тонизирующем музыкаль­ном сопровождении, логоритмические занятия вызывают у боль­ных естественные положительные эмоциональные реакции, ко­торые находят свое отражение в мимике. Для достижения более дифференцированной мимической деятельности полезно исполь­зовать специальные упражнения, в том числе сложные сочетания деятельности различных групп мимических мышц и лицевой мус­кулатуры. При выполнении упражнений следует добиваться от­сутствия содружественных движений других мышц. Зубы при вы­полнении упражнений спокойно сомкнуты. Дыхание не задержи­вается. Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в среднем темпе...

При невротическом заикании При неврозоподобном

заикании

Используются комплексные Проводится тренировка рабо-

упражнения, предусматри- ты отдельных групп мимиче-

вающие одновременную работу ских мышц, ту различных групп мимичес­ких мышц. Предлагается выра­жать мимикой различные со­стояния самочувствия.

Упражнения с предметами. Эти упражнения тесно связаны с работой над координацией движений, с развитием произвольной регуляции мышечного тонуса, с работой над чувством темпа и ритма. Поэтому на основе упражнений с предметами можно ус­пешно строить речевые упражнения...

При невротическом заикании

Групповые упражнения с элементами танцев. Способствуя раз­витию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма, эти упражнения являются вместе с тем определенной двигательной разрядкой на занятии, насыщенном сложной дви­гательной и речевой работой. В качестве материала для этих уп­ражнений могут быть использованы различные построения и пе­рестроения, включающие несложные характерные элементы того или иного танца. Выполнение этих упражнений на фоне бодрого и яркого музыкального сопровождения улучшает настроение боль­ных и повышает их работоспособность...

При невротическом заикании

При неврозоподобном заикании

Разучиваются по музыкаль­ным фразам с опорой на ха­рактер и оттенки музыкаль­ного материала.

Разучиваются под счет, не­большими отрывками, без му­зыки.Опора идет на подсчет количества необходимых дви­жений (например, шагов).

Распевания и песни. Распевания являются подготовительными упражнениями перед пением. Это короткие стихотворения, поло­женные на несложную мелодию.

Песенный материал для логоритмических занятий требует тща­тельного подбора. Необходимо учитывать темп, сначала исполь­зуя песни, написанные в медленном и среднем темпе, постепен­но переходя к песням, написанным в быстром темпе. Вокальный диапазон песенного материала в начале занятий не должен пре­вышать 5 - 7 тонов. К концу курса обучения его можно увеличить до 9,5-10 тонов.

Длина строк, динамика и характер исполнения также должны меняться в зависимости от уровня подготовки больных.

При невротическом заикании

Речевые упражнения. Специфической особенностью логоритмических занятий является сочетание речи с движениями и музы­кой. Речевые упражнения, использующиеся в курсе логопедиче­ской ритмики, имеют особую форму, отличную от материала ло­гопедических занятий. Часть речевых упражнений можно объеди­нить под названием мелодекламаций.

Мелодекламации, используемые на занятиях логопедической ритмикой, мы разделяем на стихотворные и прозаические, в за­висимости от характера текста.

Под стихотворными мелодекламациями мы понимаем чтение стихов с музыкальным сопровождением, когда стихотворная строка точно соответствует строке музыкальной. В этом случае от читаю­щего требуется точное следование темпу и ритму музыкального сопровождения, а от логоритмиста требуется умение удерживать речевой поток читающего в рамках мелодии, делая по мере необ­ходимости паузы или, наоборот, ускоряя темп музыкального со­провождения, «догоняя» читающего, даже если это не предус­мотрено нотным материалом. Поэтому большое значение при под­готовке и исполнении мелодекламаций придается способности ло­горитмиста к импровизации.

Прозаическими мелодекламациями мы называем речь на му­зыкальном фоне. При этом характер музыкального сопровожде­ния должен максимально соответствовать характеру и настрое­нию читаемого текста...

При невротическом заикании

Стихотворные и прозаические мелодекламации. Каноны с из­менением метра (2/4, 3/4, 4/4). Отработка различ­ных интонаций: вопрос, утвер­ждение, восклицание и др.

При неврозоподобном заикании

В основном - стихотворные мелодекламации.Остальные упражнения - в медленном и умеренном темпе.Не индиви­дуальное вступление, а неболь­шими группами, коллективно. Основное внимание сосредо­точено на технике речи, отра­батываемой на логопедических занятиях.

Заключительные упражнения имеют целью приведение боль­ных в спокойное состояние после выполнения целого ряда рече­вых и двигательных заданий. Помимо ходьбы в различных вариан­тах в этом разделе мы использовали и другие несложные ритми­ческие и гимнастические упражнения.

Существенной разницы в использовании этих упражнений в работе с больными, страдающими невротическим и неврозоподобным заиканием, нет...

Средства логопедической ритмики позволяют педагогу не только применять известные упражнения, но и совершенствовать их, создавая новые методические приемы.

Подобная работа, проводимая в процессе занятий логопеди­ческой ритмикой, позволяет разнообразить последние, что повы­шает интерес больных к занятиям и усваиваемость материала. Кроме того, создаются наилучшие условия для равномерного насыще­ния занятия речевой работой, а также благоприятная обстановка для необходимой дозировки моторной и речевой нагрузки для

каждого больного.

Вывод: Дифференцированная логоритмическая работа, правильное построение курса логопедической ритмики и своевременное предъявление методического материала способствуют повышению эффективности логопедической работы по преодолению заика­ния.