Коррекция аутизма: современные методы и программы реабилитации. Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции Коррекция поведения у детей с аутизмом

Центр «Доброе слово» предлагает профессиональную помощь в преодолении раннего детского аутизма. В нашей организации работают опытные специалисты, опирающиеся на обширную методическую базу.
Каждый метод лечения аутизма у детей – это совокупность мер, нацеленных на устранение нарушений в развитии.

Для каждого ребенка мы выбираем определенный подход, основываясь на результатах диагностики, после которой выявляется его основная проблема. У детей с ранним аутизмом есть схожие симптомы. Как правило, это:
нарушение коммуникации;
проблемы с речью или отсутствие речи;
склонность к повторяющимся действиям;
сложности с переключаемостью и адаптацией.

Коррекция детского аутизма: продолжительность и стоимость занятий

Виды занятий Стоимость одного занятия / сеанса Длительность одного занятия / сеанса Рекомендуемое количество занятий/сеансов
Сеанс биоакустической коррекции 1500 руб. 20 мин. 5 курсов по 10-15 сеансов
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Индивидуальное нейропсихологическое занятие 1 000руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Индивидуальное занятие сенсорной интеграции 1 000руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное занятие сенсомоторной коррекции 1000/1500 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное занятие адаптивной физкультурой 800руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное занятие АВА-тераписта 800/1000/2000 руб. 45/60 мин. от 3 раз в неделю
Диагностическая консультация логопеда 1 000руб. 30 мин. 1 занятие
Групповое занятие по продуктивной деятельности и коммуникации 800руб. 45 минут от 2 раз в неделю
Выездные интенсивные занятия иппотерапией 100 000 руб. 100 занятий 10 дней
Выездные интенсивные занятия дельфинотерапией 100 000 руб. 100 занятий 10 дней

Тем не менее, каждый случай индивидуален. Специалисты Центра «Доброе слово» работают с основным запросом родителей и, основываясь на диагностических данных, подбирают методики и составляют индивидуальную программу развития ребенка, у которого выявлен ранний детский аутизм. Это позволяет обеспечить максимальную эффективность занятий и добиться наилучших результатов.

Методы коррекции детского аутизма в Центре «Доброе слово»

На сегодняшний день в нашем Центре используется ряд успешно зарекомендовавших себя подходов к коррекции раннего детского аутизма.
АВА-терапия или прикладной анализ поведения. АВА-терапия способствует обучению ребенка с аутистическим расстройством необходимым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания, улучшает развитие устной речи, формирует социальные навыки, готовит к школе. Также этот способ лечения аутизма у детей работает с проявлениями нежелательного поведения, такими как:
агрессия или самоагрессия;
неуместные крики;
гиперактивность.
Коррекция раннего детского аутизма в Центре «Доброе слово» проводится и с помощью сенсорной интеграции. Это психолого-кинестетическое направление, которое строится на принципе упорядочивания и взаимодействия входящих импульсов из всевозможных сфер, окружающих ребенка. Главной задачей является сформировать основу системы правильного восприятия, на которой, затем будет базироваться вся сенсорная сфера ребенка: речи, звуков, тактильных ощущений, пищи, эмоций, пространственного ориентирования, окружающего мира, взаимодействия с обществом и т.д.
Методы коррекции аутизма включают в себя различные разновидности альтернативной коммуникации, среди которых:
жестовая коммуникация;
использование коммуникативных карточек PECS;
использование карточек «Запуск Речи -Доброе Слово».

Они необходимы на этапе отсутствия речи и способствуют ее развитию. Этот способ водится вводится на занятиях по АВА-терапии и «Запуск Речи».

Также методы работы с детьми с ранним аутизмом включают в себя программу «Продуктивная деятельность и социальная адаптация». В нее входят АРТ-терапия (театральная студия, хоровое пение) и адаптивная физкультура. Они используются на групповых занятиях и способствуют адаптации ребенка к социальным условиям, взаимодействию с окружающим миром.
Для лечения аутизма у детей в Центре применяется игровая и когнитивная психология. Метод игровой психологии позволяет сформировать социальные и межличностные представления на примере игры.
Коррекция аутизма также подразумевает использование метода «Запуск Речи – Доброе Слово». Он предназначен для неговорящих детей и включает в себя целый комплекс направлений, среди которых нейропсихологическая коррекция, логопедия, биаокустическая коррекция, сенсорный логопедический массаж, вокалотерапия, АВА-терапия. С его помощью можно сформировать навыки, необходимые для того, чтобы ребенок овладел речью.

Ранний детский аутизм и его преодоление в Центре «Доброе слово»

Почему нашим специалистам удается оказывать результативную помощь детям с аутистическим расстройством? Дело в том, что мы умело используем как традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя, так и новые методы лечения аутизма. При этом наши специалисты понимают: одни и те же способы обладают различной актуальностью в разные возрастные периоды и могут быть более или менее эффективными для разных детей. Поэтому мы постоянно находимся в поиске наиболее результативных приемов и направлений, нацеленных на решение проблемы.
Все методы, которые мы применяем, хорошо изучены и используются только после тщательного обдумывания и подтверждения коллегиальным опытом. Педагоги находятся в постоянном контакте, сотрудничают друг с другом и обмениваются опытом. В Центре «Доброе слово» созданы условия для обучения родителей и молодых коллег, постоянно проводятся мастер-классы, педсоветы, коллегиальные обсуждения, родительские собрания. Такая обратная связь дает возможность каждому методу, использующемся, чтобы корректировать ранний детский аутизм, оказать наиболее эффективное воздействие.
Если у вас есть вопросы – обращайтесь! Наши специалисты готовы оперативно дать исчерпывающие ответы и предоставить консультации в режиме онлайн.

Как выбрать терапию и критерии выбора. Наш опыт. Самые эффективные терапии для нас.


Методы коррекции аутизма:

Биомед лечение (синтетические витамины в сверхдозах)

7 место . Когитум. Место в конце, потому что только недавно начали. И эффект скорее всего временный. Это аминокислота способная подтолкнуть речь. Отзывы были противоречивые. Но эффективность-безопасность были в правильной пропорции. Подходит для детей которых нужно уже только подтолкнуть к речи. Для нас сработала отлично. Много новых слов,словосочетаний и даже предложений. Желание общаться, очень долгий взгляд в глаза! С первых часов Максим преобразился и начал говорить МНОГО слов и все по делу и даже то чему не учили! Покупали поштучно, на пробу. Дописано. Через полгода был второй курс. Опять отличный рывок в речи, долгий взгляд, желание говорить. Оба раза после МП! Решили делать чаще курсы каждые три месяца. Место бы сейчас присвоила выше в эффективности для нас данного раствора. Эффект шикарный, хоть и все таки временный.

8 место. Остеопат. Поправил немного шею, расслабил немного язык для начала речи(речь появилась в 3,5 года). Немного поработал по точкам и телу Максима. Ходили в течении примерно года. Раз в месяц.
9 место. Массаж с кремом Тенториум всегда хорошо нам помогает и уснуть и в речи и развитии. Подходит крем и для глубокого массажа, профессионального,мы правда делали один раз только такой массаж! В основном я делаю сама, ножки,ручки, стопы, за ушками(для слуха), лицо, у нас были сильная нечувствительность тела, поэтому стараюсь делать массажики почаще! Вижу эффект всегда от крема, делаю курсами, с перерывами.

…другие терапии либо не были попробованы, либо не произвели эффект (лето 2016).

ИТАК: Я поделилась своим списком и СВОИМ опытом. Это то что помогло и помогает нам. Напомнию что дети разные и то что помогло одному может не помочь другому и наоборот. ПРОБУЙТЕ И НЕ СДАВАЙТЕСЬ! Давайте тарапиям время, не делайте для галочки, делайте взвесив и за и против и вдохновившись и убедившись что терапия РАБОТАЕТ у других. Совмещайте терапии и пробуйте РАЗНОЕ. Так как нарушений много, то и воздействовать надо КОМПЛЕКСНО. Ищите причину, работайте на результат и радуйтесь даже самым маленьким шагам вперед! Иногда мы не ценим того что ребенок улучшается. Почаще оглядыайтесь назад. Ваш ребенок уже ДРУГОЙ! Сравнивайте его только с самим собой!

Мне часто говорят что Максим уже норма и почти не отличается! Я же вижу еще много аутичного и есть стимы, и тяжело дается речь. Мне важно что Максим ЗДОРОВ, развивается, улыбается, улучшается. Он ВОСТАНАВЛИВАЕТСЯ. Если то что вы делаете не помогает — ОСТАНОВИТЕСЬ. И продолжите поиски. Каждой терапии нужно время, но нужно и пробовать что то новое. Мы не на диете, переварить, напитать и вывести нам помогает . Мы не на лекарствах, но простимулировать речевые зоны и востановить слух нам помогает и . И мы будем продолжать искать новые возможности и ставить новые цели!

Мы будем продолжать то что работает и делится своим опытом. Чтобы путь других был КОРОЧЕ!

То что мы вбираем для своих деток очень важно. Да жизнь большая, мы можем попробовать многое. Но очень важно именно до 5-6 лет максимально помочь ребенку. И принять его и научить говорить и научить играть, взаимодействовать, максимально социализировать и подготовить к садику и школе. Вложить максимум, не ошибиться в выборе. Убрать причины, помочь ИЗНУТРИ!

Выбор за Вами. Почему одной терапии сказать ДА, а другой НЕТ. Моим критерием всегда было «Победить Аутизм» Я не искала чудо таблетку. Я отвергла множество видов лечений связанных с риском для здоровья. Но и желание получить МАКСИМУМ всегда присутствовало. Воздействовать на причину. Знаю что многим помогают лошади и дельфины. Почему их нет в моем списке-они не вылечили ни одного аутиста, хотя положительные эмоции очень, очень полезны. Почему нет ноотропов — список противопоказаний огромен,а у аутистов и так нарушена ферментация и интоксикация…Терапий очень много, не дешего стоят и логопеды, дефектологи, но от этого ребенок меньше аутистом не становится…Если на причину (аутисты разные и причины разные) не воздействовать, то результата ждать можно очень долго.
Надо работать на те направления которые самые слабые. И которые важнее в данный момент. Работать комплексно. Совмещать терапии как платные так и бесплатные. Ведь очень многое может сделать мама. Просто рука в руке,через игру, через свою веру и принятие.

Я желаю вам не ошибиться в выборе. Не зависимо от принятых решений очень важно принимать ребенка какой он есть и сравнивать его только с самим собой! Очень важно и поможет в восстановлении любого ребенка держать ровный фон и дарить ребенку МАКСИМУМ положительных эмоции. Стресс избегаем. Нагрузку распределяем. Все что ребенку нравится используем в образовательных целях. Хвалим. Помогаем. Дарим улыбку и положительные эмоции. Логопедов и дефектологов подбираем таких которые находят ключик именно к нашему ребенку.
Любая терапия может помочь, а может нет. Не попробовав не узнаешь. Поэтому я ПРОБУЮ, а потом уже делаю свои выводы. А потом и делюсь опытом!

Я искала что то новое, меня не устраивал ответ «не излечим», я готова была пробовать все что безопасно и не навредит. Моим главным критерием было НАСКОЛЬКО помогло другим! Я люблю своего аутенка какой есть, радуюсь его успехам и во многом переосмыслила жизнь. Мой сын выбрал меня чтобы изменить. Моя же задача максимально ему помочь, научить, развить.

Я хочу вытащить своего сына в этот мир, показать насколько он прекрасен, научить новым вещам и обучить необходимому и сделаю для этого все возможное! Мой сын другой, я хочу чтобы он раскрылся миру как прекрасный бутон розы, ведь пока его мир никому невиден и непонятен. Его шипы не дают увидеть внутреннюю красоту. Я не хочу ломать шипы.

Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции .

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.

Что такое аутизм?

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Причины аутизма

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует: инфицирование матери краснухой во время беременности, ДЦП, туберозный склероз, нарушения жирового обмена - у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом, хромосомные аномалии. Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.

  • Нарушение социального поведения;
  • Нарушение коммуникации;
  • Стереотипное поведение;
  • Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет);

Нарушения социального взаимодействия

  • Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза.

Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.

  • Скудная мимика, часто не адекватная ситуации
  • Неспособность понять эмоции окружающих

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.

  • Отсутствие интереса к ровесникам

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.

  • Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей

Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

  • Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Нарушение коммуникации

  • Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

  • Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)

При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить? Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации. Отсутствует реакция на собственное имя. Не наступает или задерживается «возраст вопросов». Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

  • Стереотипное поведение

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

  • Выполнение ежедневных ритуалов

Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

  • Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке. хлопанье в ладоши щелканье пальцами покачивание головой другие однообразные движения. Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

Ранние проявления аутизма у детей

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Синдром Аспергера

Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.

  • Синдром Аспергера проявляется после 7-10 лет,
  • уровень интеллекта нормальный или выше среднего
  • речевые навыки в пределах нормы,
  • могут быть проблемы с интонацией и громкостью речи
  • зацикленность на одном занятии или изучении одного явления (человек с синдромом Аспергера может часами рассказывать собеседникам историю, которая никому не интересна, не обращая внимание на их реакцию)
  • нарушена координация движений: неловкая ходьба, странные позы
  • эгоцентричность, неспособность договариваться и искать компромиссы

Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.

Синдром Ретта

Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек.

Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:

  • относительно нормальное развитие в первые 6-18 месяцев жизни замедления роста головы после 6-18 месяцев
  • утрата навыков и целенаправленных движений рук стереотипные движения руками по типу умывания или рукопожатия
  • плохая координация и низкая двигательная активность
  • исчезновение речевых навыков

В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.

Диагностика аутизма

Первые симптомы аутизма , замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS) Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальные методы:

  • УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
  • ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
  • Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  • Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  • Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  • Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

Этапы лечения аутизма

  • Формирование навыков, необходимых для обучения - если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • Устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
  • Обучение подражанию и наблюдению
  • Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • Обучение эмоциональному контакту

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедические занятия

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Медикаментозная терапия

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.

Состояния, имитирующие аутизм

СДВГ

Часто за аутистические проявления принимают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Считается, что у каждого третьего ребенка есть те или иные признаки этого синдрома. Главные симптомы дефицита внимания: неусидчивость, сложности в обучении школьной программе. Дети не могут концентрироваться на одном занятии долгое время, ведут себя чересчур подвижно. Отголоски СДВГ есть и у взрослых, которым трудно принимать зрелые решения, запоминать даты и события. Такой синдром нужно выявлять как можно раньше и начинать лечение: психостимуляторы и успокаивающие средства в совокупности с занятиями с психологом позволят скорректировать поведение.

Тугоухость - нарушения слуха различной степени

Слабослышащие дети имеют задержку речи разной степени: от мутизма до неправильного произношения некоторых звуков. Они плохо откликаются на имя, не выполняют просьбы и кажутся непослушными. Все это очень похоже на аутичные черты, поэтому родители в первую очередь спешат к психиатру. Грамотный специалист направит ребенка на обследование слуховой функции. После коррекции с помощью слуховых аппаратов развитие ребенка приходит в норму.

Шизофрения

Долгое время аутизм считался одним из проявлений детской шизофрении. В настоящее время известно, что это два совершенно разных заболевания, никак не связанных друг с другом. Шизофрения, в отличие от аутизма, начинается в более позднем возрасте. Раньше 5-7 лет она практически не встречается. Симптомы развиваются постепенно. Родители отмечают странности в поведении ребенка: страхи, навязчивости, уход в себя, разговоры с самим собой. Позже присоединяется бред и галлюцинации. В течении болезни наблюдаются небольшие ремиссии с последующим ухудшением. Лечение шизофрении медикаментозное, его назначает психиатр.

Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.

Можно ли вылечить аутизм? Станет ли ребенок, страдающий аутизмом, нормальным? Что значит «нормальный»?

Излечение аутизма - отсутствие поведенческих признаков, которые подходят под определение «аутизм», и достижения уровня интеллигенции, который соответствует возрастной норме.

Однако некоторые родители и члены «Всемирной ассоциации людей, больных аутизмом» полагают, что больных аутизмом детей лечить не стоит вообще, что их нужно принимать такими, какими их создала природа. Это значит, что нужно смириться с заболеванием и видеть аутизм как неотъемлемую часть характера и личности ребенка.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Как бы то ни было, но принимать решение «лечить-не лечить» должны родители. Однако решить этот вопрос намного проще, чем выбрать правильный метод лечения.

Существует довольно большое количество методов коррекции аутизма (несколько десятков). У каждого из этих методов есть и противники, и поклонники. Далеко не все методы доказали свою эффективность в полной мере. Некоторые методы пугают своей нелепостью. Однако родители в надежде излечить ребенка могут прибегать к различным, даже самым нелогичным методам.

Специалисты же рекомендуют выбирать методы коррекции, которые все-таки доказали свою эффективность. Ниже будут приведены методы терапий, которые помогут уменьшить прогрессирование и симптомы аутизма .

Терапии поведения

  1. Интенсивная школьная поведенческая программа;
  2. Парадигма натурального обучения;
  3. Обучение основным реакциям;
  4. Обучение беглости реакции;
  5. Позитивная поддержка поведения;
  6. Интенсивная домашняя поведенческая программа;
  7. Обучение вербального поведения;
  8. Прикладной анализ поведения.

Данные виды терапии меняются в зависимости от разновидностей тех навыков, которым необходимо обучить ребенка.

Терапии, где ребенок является «ведущим»

  1. Развитие взаимоотношений;
  2. Опшен, или Сон-Райз;
  3. «Обучение говорить»;
  4. Модель Гриншпана.

С помощью этих видов терапий ребенок сможет научиться общаться с окружающим миром, не боятся его, и начнет развиваться.

Биологические медицинские терапии

  1. Витами В6;
  2. Без-глютеновая диета и без-казеиновая диета (БКБГ);
  3. Секретин;
  4. Кетогеническая диета;
  5. Магнезиум;
  6. Диета, заключающаяся в дефиците питательных веществ;
  7. Хелирование (вывод из организма ребенка тяжелых металлов).

Для этих процедур нет противопоказаний. Только хелирование проводят тем детям, у которых имеется отравление тяжелыми металлами.

Другие терапии

  1. Терапия с животными;
  2. Холдинг-терапия;
  3. Аудиторная интеграция;
  4. Дельфинотерапия;
  5. Музыкальная терапия;
  6. Трудотерапия;
  7. Визуальная терапия;
  8. Сенсорная интеграция.

Эти виды терапий не всегда приводят к уменьшению симптомов аутизма. Однако от многих из них ребенок получает удовольствие.

Задать вопрос на форуме


Добрый день. Моему сыну 2.7. В 2. 6 лет поставили диагноз СДВГ и зпрр. Ребенок говорит на своем иностранном. Зрительный контакт есть, но не постоянный. Сам ест, пьет, потихоньку одевается,... (1)

Добрый день! Нашему сыну 2.6 годика. В 2.4 поставили зппр, и рас под вопросом ставит психиатр. Занимаемся дома ежедневно плюс психолог три раза в неделю как только поставили диагноз. Улучшения есть,...

Здравствуйте сыну 1,10. Не разговаривает, не играет с игрушками правильно. В глаза смотрит но не долго. Не выполняет просьбы. Хотелось бы узнать стоимость ваших услуг.

Здравствуйте! Как получить скрининг, для выявления находится ли ребенок в группе риска? Ребенку лечащим психиатором поставлен диагноз аутизм, но в дестких дошкольных учреждениях игнорируют эту... (1)

Здравствуйте! Пришлите пожалуйста скрининг, для выявления находится ли ребенок в группе риска. Спасибо (1)

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения - это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились». Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация - это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.