Традиции масленицы - праздник по дням недели. Празднуем масленицу. Вторник - Заигрыш. Среда - Лакомка Кулинарные традиции праздника

Каждый день масленичной недели имеет свое название. Второй день праздника в народе прозвали Заигрышами, и он обладает своими уникальными традициями и обычаями.

Ранняя Масленица в 2018 году начинается с 12 февраля и продлится до 18 числа. Праздничная неделя для всех является поводом повеселиться, полакомиться вкусными блинами с различными начинками и провести несколько обрядов, чтобы привлечь в жизнь благополучие и процветание .

Традиции второго дня Масленицы

Второй день Масленицы проводят с участием различных персонажей, которые поднимают людям настроение и зазывают их на веселые гулянья. Обычно это Петрушка и Дед-зазывала, которые развлекают народ, предлагая покататься на горках, коньках и санках, а также на лошадиных упряжках.

Повсюду во время Заигрышей можно встретить людей в масках, которые поднимают настроение окружающим. В современном мире ряженые чаще всего выбирают готовые костюмы и маски, тогда как наши предки сами шили себе праздничные карнавальные наряды. Ряженые ходили по домам, возвещая о начале второго дня Масленицы и обязательно угощались блинами, желая хозяевам благополучной жизни.

Во вторник люди по традициии ходят друг к другу в гости и угощаются приготовленными блинами с различными начинками. Чем больше гостей пожалует в дом, тем радостней хозяевам, ведь пришедшие несут с собой энергетику благополучия и процветания.

Во время Заигрышей парни и девушки присматриваются друг к другу, чтобы определиться с выбором женихов и невест. Молодые люди решали, к кому они отправят сватов для будущей свадьбы, а девушки не теряли время и гадали на суженого. Множество обрядов, которые направлены на привлечение любви , можно провести и сейчас.

Во время празднования большое внимание уделяли украшениям, которые вешали на сани, запряженные лошадьми. Молодежь мастерила чучело Масленицы и с веселыми песнями катала его по деревне, а также в поле, чтобы позвать весну и привлечь обильный урожай.

Развлечения и катания с гор также символичны. Считалось, что чем дальше человек съедет с обледенелой горы, тем больший урожай льна будет у везунчика.

Большое внимание во второй день Масленицы уделялось молодоженам. Они обязательно объезжали деревню на красиво украшенных санях, принимали поздравления и угощали празднующих блинами.

На Масленицу наши предки не употребляли алкоголь: считалось, что он дурно влияет на мысли и отводит удачу от людей. Проведите этот день вместе с друзьями и близкими, обязательно прокатитесь с горки или покатайтесь на коньках. Ваше прекрасное настроение станет залогом удачи на весь год. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2018 01:15

Масленица - славянский праздник, зародившийся в глубокой древности. Раньше его ждали с нетерпением. Особые приметы...

Масленичная неделя - период гуляний на широкую ногу. Как говорили в старину, пришла Масленица-разорительница. Не...

Масленица всегда начинается в понедельник. И этот день называется встреча.

ВСТРЕЧА (понедельник)

К этому дню - первому дню Масленицы - устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали её.

В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся!

Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

ЗАИГРЫШ (вторник)

Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны - просим жаловать». В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.

ЛАКОМКА (среда)

В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор.

Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами. Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - « к тёще на блины».

РАЗГУЛЯЙ (четверг)

Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков. С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ (пятница)

В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ/ ПРОВОДЫ (суббота)

В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Как правило, в этот же день наряженную Масленицу - чучело из соломы - на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так прощались с Масленицей и серьёзно, и шутя, потому что эту весёлую неделю нужно было ждать целый год.

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения и говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали знакомое: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

В прощёное воскресенье люди ходили на кладбище, оставляли на могилах блины.

А вот, что писал по этому поводу известный российский поэт и наш современник Андрей Дементьев:

Прощаю всех, кого простить нельзя. Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: «Не будьте к ближним строги. Вас всё равно всех примирит земля»...

С Масленицей связано несколько примет

·На Масленицу гадали : берёт девушка один из первых блинов и выходит на улицу и угощает первого встречного и спрашивает его имя. Почему? Потому что так будут звать суженого читать еще способы гадания;

·Прощёное воскресенье - последний день, когда разрешалось употреблять спиртное;

·Ритуально съедение блина - во славу Весны и плодородия земли. Блины ведут начало от жертвенного хлеба древних язычников, а круг считался знаком Солнца;

·На Масленице первый блин - за упокой - «для душ родительских».

Масленица — самый веселый и разгульный праздник со времен древней Руси. В этот период сама природа чувствует приближение весны и начинает просыпаться после холодной зимы. А люди, после долгой зимы, тянутся друг к другу.
Не просто так второй день масленицы называется Заигрыш .

Утро второго дня масленицы начиналось с катания на горках. Катались и взрослые и дети. Для катания использовались обычные санки, коньки, салазки. Детишки по младше катались на ледянках. Ледянками могли быть любые коробки, корзинки, корыта, которые со стороны дна были покрыты слоем льда. Сидя в таких ледянках можно было легко катиться со снежной или ледяной горки. Для спуска с горы могли использоваться соломенные связки или старые шкурки, на которых спускались целыми группами.

Катание с горок было не простым развлечением, раньше существовало поверье о том, кто скатится с горы дальше всех, у того лён будет самым высоким. Для молодых семейных пар катание с горы было обязательным требованием. Раньше считали, что так молодая пара привлечет в свою семью благополучие и достаток, а в деревенские хранилища — богатый урожай.

Во время зайгрыша на Масленицу по дворам начинали ходить ряженые. Они желали хозяевам хорошего урожая, здоровья и благополучия, а взамен их потчевали блинами со сметаной и угощали медовухой.

Также второй день Масленицы был посвящен молодоженам. К молодоженам относились все семьи, кто поженился за год до масленицы. Одним из обязательных условий было участие этих пар в народных играх. Например, каждая пара должна была скатиться с ледяной горки или их могли поставить у столба и заставить целоваться. А иногда даже забрасывали старыми лаптями, когда молодожены проезжали на санях по деревне.

Молодые люди приглашали девушек кататься на ледяную горку или расписных санях, угощали разнообразными блинами и блинчиками. Все масленичные забавы вели к тому, чтобы заинтересовать понравившегося представителя противоположного пола. Все это можно было назвать одним словом — заигрыш . Определившиеся в своем выборе парни, переходили к сватовству.

Древние славяне очень серьезно относились к свадьбе, потому что она являлась началом семейной жизни. В старые времена, свадебный обряд был сложным и состоял из нескольких частей. Первым этапом было сватовство.

Первой, к невесте домой, приезжала сваха, которая являлась самым главным человеком свадебного действа. Сваха проводила первую встречу с отцом и матерью будущей невесты и узнавала какое приданное есть у невесты. Также одной из главных обязанностей свахи было убедить семью невесты, что представляемый жених самый подходящий вариант.

Иногда сваха самостоятельно искала подходящую невесту для жениха. В таком случае встреча будущих молодоженов проходила у свадебного алтаря. Вместо знакомства, будущему жениху и невесте, сваха рассказывала про внешний облик и человеческие качества друг друга.
После переговоров свахи и родителей невесты, назначалась дата сватовства, естественно если сваха убедила родителей невесты в выборе данного жениха.

День сватовства надо было держать в строжайшей тайне, так же как и маршрут сватов до невесты. Существовал поверье, что чем быстрее сваты приедут к родителям невесты, тем разговорчивее будут мама и папа невесты.
В первый визит сватов, жених не приезжал. Переговоры проводили стоя, чтобы быстрее договорится. Разговаривали сваты с отцом невесты.

Никакой отец с первого раза не соглашался на выдачу дочки замуж, потому что это было не пристойно. Иногда сватовство проходило в три — четыре этапа, хотя решение родителей было изначально положительным. Каждый раз родители невесты не отказывали жениху, а сообщали что им надо посоветоваться, обдумать, спросить совет у ближайшей родни.

Если же жених пришелся не ко двору, то родители невесты искали различные способы, чтобы мягко ему отказать. Рассказывали, что дочь еще очень молода или болеет плохой болезнью. Если и это не помогало, то приходилось выставлять сватов силой.

Иногда бывало, что родители невесты, желая породнится с определённой семьей, отправляли в дом потенциального жениха сватов от себя. Те со своей стороны нахваливали невесту, говорили о её красоте и умениях, объясняли выгоду родителям жениха от возможного союза.

Если вопрос уже был решен и надо было только провести сватовство второй раз, то в дом к невесте, помимо сватов, приезжал жених, родители жениха и их ближайшая родня.

Для долгожданных гостей накрывали стол с угощениями, поджигались свечи. Это действо называлось сговор (в настоящее время помолвкой).
В процессе «сговора» отец невесты официально подтверждал согласие на заключение брака. После получения официального согласия переходили к написанию «рядной записи» (своеобразный брачный договор). Рядная запись включала в себя: дату свадьбы, описание приданного невесты, траты на проведение свадебного обряда.
Порой там прописывались обязанности будущей жены на протяжении года после замужества или запреты для будущего мужа, например, бить свою жену.

После фиксации всех договоренностей, официальная часть сватовства завершалась. В том случае, когда семьи, планирующие женить своих детей, были зажиточными, то жених дарил своей невесте колечко, а она в ответ давала жениху платок. Кольцо и платок выступали не просто в роли подарков, а служили гарантией обеспечения обязательств данных их родителями.

Сват тоже не уходил с пустыми руками, а получал корочку хлебушка, которую оборачивали самым красивым платком. Это говорило всем о благополучном завершении сватовства. После чего все проходили к накрытому столу за угощениями.
По окончании сватовства определяли дату смотрин невесты и владений жениха.

С того времени многое поменялось и современный обряд сватовства стал намного проще. Жених самостоятельно получает согласие невесты и приводит своих родителей в дом будущей жены в заранее оговоренный день. К этому времени, мать и отец невесты уже знают избранника дочери и дают свое согласие на брак. Вот такое короткое сватовство.

Второй день масленицы подходил к концу. Для кого то он запомнится снежными горками и ароматными блинами. Для других этот день станет первым шагом к началу будущей счастливой семейной жизни.

Рассмотрим дни масленицы и дадим их названия и характеристику.

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и за-сыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн.

Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.

Наступает 2 день масленицы, получивший название в народном календаре Заигрыш, в первой декаде марта. Как следует из названия, в это время начинаются различные игры для взрослых и детей. Список таковых открывают традиционные катания на санках с горки, коньках, прогулки на лошадиных упряжках и прочие забавы. Помимо спортивной части, второй день масленицы характеризуется насыщенной развлекательной программой.

Основные действующие лица праздника

Важной частью масленичной традиции являются Петрушка и хранитель праздника — Дед-зазывала. Их задача — создать праздничное настроение. При этом подход необходимо было найти к любому гостю, пожаловавшему на пир. Сделать это было не всегда просто, поэтому для этой роли подбирались самые харизматичные жители конкретного населенного пункта.

Использовать Дед-зазывала и Петрушка могли только свои таланты и силу красноречия. В связи с этим процесс подготовки к масленичной неделе начинался в конце осени. Непосредственные участники праздника должны были продумать каждое свое действие, чтобы масленичный заигрыш удался на славу. При этом работать им приходилось не только вдвоем.

На протяжении всей праздничной недели по улицам ходили ряженые в масках. Каждый образ не должен был походить на уже существующие, поэтом глашатые торжества тратили два и больше дней на разработку концепции. Столь трепетное отношение сохранилось и в наши дни. Несмотря на возможность приобрести в торговой сети наряд любого фасона, многие продолжают самостоятельно их делать.

Если тяга к созданию уникальных костюмов даже в XXI не ослабла, то с течением времени немного изменились функции ряженых.

В годы наших предков их задача — сообщить горожанам о наступлении 2 дня масленицы. Они имели право зайти в любой дом, чтобы поздравить со столь знаменательным событием. В ответ хозяева должны были угостить пришедших свежеиспеченными блинами.

В наши дни акцент в походах ряженых немного сместился. В большинстве своем они гуляли только по территории, где проходил праздник. В зависимости от местных традиций, они пели, танцевали, рассказывали веселые истории и просто развлекали гостей. Неотъемлемой частью их работы было управления имеющимися на площади забавами:

  • аттракционы;
  • катание на лошадиных упряжках;
  • сани;
  • лыжи;
  • кулинарная часть;
  • ведение конкурсов для различных возрастных групп и пр.

Спортивная часть весеннего праздника

Вне зависимости от того, какая погода стояла за окном, вторничный заигрыш невозможно было себе представить без многочисленных активных способов провести время весело. Как было сказано ранее, открывала список спортивных забав езда на запряженной тройке. Если дело происходило в сельской местности, то гостей везли через заснеженный лес. Благодаря этому получалось в полной мере погрузиться в атмосферу праздника.

Случалось так, что праздник могут проходить в городской черте или без значительного снежного покрова. В этом случае просто меняли тип колесницы. Вне зависимости от того, какую погоду небесная канцелярия приготовила для гостей, катание на лошадях носило обязательный характер. Также существовала традиция перетягивания канатов, покорения измазанного жиром столба.

Не забывали на подобных мероприятиях и о маленьких гостях. Специально для них устанавливали разнообразные аттракционы:

  • горки;
  • «цепные качели»;
  • «качели-лодочки»;
  • «лошадки».

Кулинарные традиции праздника

Вне зависимости от того, какой день Масленицы был за окном, молодые и пожилые активно пекли и кушали блины. При этом начинки были всевозможные. Красная и черная икра, сгущенное молоко, сметана, каша, грибы, жульен — одно только перечисление яств занимает несколько часов. Считалось, что дело каждого гостя скушать как минимум 3-4 блинчика во время каждого праздничного дня.

При этом первый блин, который готовился супругой, надлежало скушать дома.

В последующие дни надлежало ходить в гости на блины к близким и соседям, не забывая при этом угощать тех, кто придет в гости. Одной из значимых традиций вторничной масленицы являются так называемые «тещины блины». Как бы в течение календарного года теща и зять не ссорились, на Масленицу надлежало «закопать топор войны». Делалось это в Прощеное воскресенье.

Обязательные походы в гости на блины имели и еще одну цель. Помимо сближения с соседями и друзьями, неженатые молодые люди получали возможность присмотреть себе невесту. Ведь во второй праздничный день можно зайти в любой дом, где тебя примут и накормят. Благодаря этому молодые люди могли оценить девушек не только с внешней, но и с практической точки зрения.

Если в доме было грязно, блины были невкусными, а общая атмосфера оставляла желать лучшего — то у такой красавицы не было практически никаких шансов обратить на себя внимание потенциального кавалера. Именно поэтому каждая незамужняя старалась показать себя с лучшей стороны. Для этого можно было использовать любые способы, позволяющие даме подчеркнуть свои сильные стороны.