Когда терпеть больше нельзя: как наказать ребенка за плохое поведение? Как наказывать ребенка: важные правила для родителей

Как часто Вам хочется взять и отшлепать ребенка?

Чем старше он становится, тем больше провинностей за ним водится. Мы знаем, что бить детей нельзя ни в коем случае, но вот наказывать, порой, хочется по двадцать раз на день.

Известный психиатр Джеймс Добсон написал свою книгу «Непослушный ребенок» для тех родителей, которым действительно небезразлична судьба их детей.

Доктор Д. Добсон сформулировал шесть основных принципов, которые помогут ответить на родительские вопросы о наказании своего непоседы.

Установите границы - и лишь потом требуйте их соблюдения

Сами для себя определите, чего Вы хотите, и чего - нет. Объясните ребенку, что в его поведении приемлемо, а что нет. Говорите доступно, чтобы он точно понял все правильно. Только, если обе стороны будут знать границы, которые нельзя пересекать, наказание будет восприниматься как акт справедливости. Если же Вы не установили правила, не нужно требовать их исполнения.

Уверенно и решительно отвечайте на вызывающее поведение

Если ребенок демонстративно не хочет слушаться родителей, идет на конфликт, будьте к нему готовы. Знайте, что беспомощность взрослого лишит его в детских глазах .

Например, однажды ударив маму и увидев, что нет никаких негативных последствий, потому что мама не знала, как на это реагировать, ребенок и дальше будет бить её. Но помните, что с возрастом дети становятся всё сильнее и, если ничего не предпринимать, агрессивнее.

Научитесь отличать своеволие от детской безответственности

Нельзя наказывать ребенка за непреднамеренный проступок. Если он просто забыл выполнить просьбу, а то и вовсе её не понял, не нужно наказаний. Нельзя предъявлять одинаковые требования к памяти и интеллекту ребенка и взрослого человека.

Детская безответственность встречается довольно часто: вспомните хотя бы, как мама просила помыть посуду после себя, а Вы так торопились к друзьям, что забывали. Это не злостное непослушание, и поэтому требует от родителей более терпеливого отношения.

Когда конфликт исчерпан, утешьте ребенка

Дети всегда тяжело переносят наказание. Они чувствуют себя и виновными, и растерянными, и брошенными. Обязательно помиритесь с ребенком после того, как срок наказания истек. Обнимите его, приласкайте, погладьте, скажите, что очень сильно любите его и Вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните, почему он был наказан, и как нужно поступать в следующий раз.

Не требуйте от ребенка невозможного

Вы должны быть на 100% уверены, что ребенок сможет исполнить то, что от него требуют. за сломанную игрушку, которую Вы подарили. В этом случае наказание может привести к внутреннему конфликту ребенка. А мы ведь заботимся о психике любимого малыша?

Во всех действиях руководствуйтесь любовью

Не спешите наказывать ребенка. Для начала разберитесь в ситуации, и при этом постарайтесь оставаться спокойным (да, мы знаем, что вы злитесь, и хотите прикрикнуть на маленького разбойника, но нельзя). Помните о том, что в любом воспитательном процессе неизбежны конфликты, промахи и ошибки .

Мерилом здоровых отношений с детишками были и остаются забота, теплота и любовь. И лишь они смогут оправдать необходимость проявлений строгости и дисциплины.

Евгения Пархоменко, психолог: «Не забывайте не только наказывать детей за плохое поведение, но и хвалить их. По личным наблюдениям, около 40% детей 6-7 лет не могут вспомнить ни одной ситуации, когда бы мамы их хвалили, еще 40% требуется время, чтобы ответить на вопрос, и их рассказ довольно короткий. Всего 20% детей говорят, что их хвалят часто. При этом первые 40% детей не уверены в себе, агрессивны или, наоборот, замкнуты. А те 20% деток, которых и наказывают, и хвалить не забывают, уверены в собственных силах и с адекватной самооценкой».

Данные принципы сокращают область применения наказания (не так ли?), они закладывают в основание его ответственность за будущее ребенка и большую любовь к нему.

Помните о том, что, наказывая ребенка, нельзя оскорблять и унижать его, помните, что вы хотите вырастить гармоничного человека, которым сможете гордиться!

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
  3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
  4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Способы конструктивного и лояльного наказания

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

16:25 13.11.2015

Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка - утопия. Наказание - необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Но как наказывать правильно?

Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство. Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом. Это банальная жестокость.

Не лучше и другая крайность - полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо - в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Почему дети не слушаются?

Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: "А что изменится в мире, если я сделаю то или это?" или "Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?"

Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.

Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью "достать" своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.

"Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, - отмечает семейный психолог Светлана Ройз. - Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу. Зачастую бунтарское поведение - это неумелая попытка привлечь к себе внимание.

Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: "Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования". Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию".

Искусственные игрушки делают детей неуправляемыми

Еще одна причина детского непослушания - нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры). Проведя всего несколько часов в процессе наблюдения за виртуальными монстрами, ребенок становится гипервозбудимым, его невозможно успокоить и уложить вечером спать.

"Дети становятся неуправляемыми и агрессивными, если они играют искусственными игрушками, - утверждает вальдорфский педагог Валентина Антощенко. - Я имею в виду не только виртуальные игры (компьютер, приставки). Пластмассовые, пластиковые игрушки не дают чувству осязания развиться в полной мере. Ребенок в буквальном смысле слова не чувствует и не осознает, что, ударив сверстника или вырвав клок шерсти у кошки, он причинил им боль".

Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту - свой подход

Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.

"Важный нюанс: наказание - это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, - говорит Светлана Ройз. - Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.

К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе "Я" (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни. Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла. Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое".

"Приблизительно до пяти лет действия ребенка - это прежде всего подражание, - добавляет Валентина Антощенко. - Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их. Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел. Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети "отзеркаливают" поведение родителей) - возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице. Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?"

Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила

Цель наказания - помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.

  • Холодная голова…

Когда ты наказываешь сына или дочку, в тебе самой не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде "сосчитать до десяти" и "выйти в другую комнату и успокоиться" действительно работают. Вначале разберись со своими собственными чувствами и только после этого совершай какие-либо действия.

  • …и горячее сердце

В славянской традиции издавна существовало правило: наказывая своих детей розгами, родители мысленно помещали перед малышом свое сердце, наполненное любовью. И несмотря на всю непедагогичность порки, дети воспринимали такое наказание как справедливое. Мы ни в коем случае не призываем тебя применять физические меры воздействия.

Но хорошо, если отношение "с любовью в сердце" станет основополагающим мотивом любых твоих действий по отношению к малышу (и наказания в том числе). Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение. "Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них - это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза".

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным он не останется без родительской любви.

  • Задай себе пару вопросов

Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, приостановись и спроси себя: "Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?". Второй тест: представь, что на месте твоего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для тебя взрослый человек - муж, мама или подруга; в) ты сама. Позволила бы ты себе в этом случае поступить так, как собираешься?

  • Поступок, а не личность

Критикуй плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: "Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами". Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

  • Ребенок должен знать, за что его наказывают

Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помни: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем. Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол. Ты можешь сказать: "Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается". Не стремись любой ценой унять детские слезы. Ведь плач - это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Психолог Лиз Бурбо утверждает: "Невыплаканные слезы могут привести к появлению хронического насморка и даже гайморита". Кроме того, если ты не будешь позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.

  • Временные рамки

Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание. Формулировки "не получишь больше сладкого" или "отныне ты не будешь смотреть мультики" абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь - согласись, это слишком сурово и к тому же нереально. И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

  • Ритуал примирения

Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: "Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!" Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!

Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка

В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей. Игнорирование - вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: "Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни". Нельзя угрожать ребенку: "Будешь плохо себя вести - отдам тебя бабаю" (кроха воспринимает это как "ты мне не нужен").

Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге "Радости родительских забот" писал: "Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания - это уже заранее обдуманная жестокость".

Ставить ребенка в угол - тоже не лучший вариант. Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации. Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: "Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: "Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты.

И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь". Проходит время, ребенок подходит и говорит: "Я знаю, что теперь нужно сделать". - "Что?" - "Извиниться" (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.

Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону".

Наказывай без свидетелей

Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

Поведение и наказание: игра по правилам

Договориться заранее всегда лучше, чем "разруливать" уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.

  • Минимум запретов

Ограничений не должно быть слишком много. Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для тебя в поведении детей (мыть руки перед едой, застилать по утрам постель, здороваться, не ковыряться в носу и т. д.). Старайся предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.

  • Единые стандарты

Важно, чтобы у тебя с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

  • Одни правила для всех

Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы с мужем.

  • Творческий подход

Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги "напоминалки", касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды тебе будет достаточно указать на плакат - и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.

  • Гибкая система

Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!

Фото в тексте: Depositphotos

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель - ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты . К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий . Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание . Цель такого вида наказания - заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение . Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред.

    Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.

  • Игнорирование . Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть.

    С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.

    Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители - главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.

  • Изоляция . Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом.

    Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.

  • Физическое наказание . Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни.

    Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное - физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.

    Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.

Принципы наказания

  • Справедливость . К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному . Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки . Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность . Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины . Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Надо ли наказывать ребенка? Многие родители считают, что наказания — это естественная и необходимая мера для правильного формирования личности ребенка. Многие же мамы и папы сегодня придерживаются совсем другого подхода. Времена изменились, и родители хотят устанавливать с ребенком дружеские отношения, основанные на взаимной любви и понимании.

Но здесь часто возникают проблемы – родители не могут решить, как им правильно действовать. С одной стороны, дружеские или товарищеские отношения предполагают, что родители и ребенок должны быть на равных. С другой стороны, — это как будто невозможно, ведь в тот момент, когда ребёнок совершает проступок, родители обязаны отреагировать и тут сохранить дружеские отношения становится крайне сложно.
В результате, родители не могут решить, как правильно реагировать на «неправильные» поступки ребенка. В свою очередь, если ребенок чувствует, что несправедливо (а он чувствует это почти всегда), то естественная реакция с его стороны — отторжение, либо агрессия. «Он как будто не слышит меня! Ему все равно, что я ему говорю! Он только огрызается», — традиционные жалобы мам и пап. От дружеских отношений не остаётся и следа.
Ребенок не выбирал, с какими свойствами и качествами родиться, и он не виноват, что проходит определенный этап в своем развитии. Родители должны научить ребенка понимать, что кроме возникающих в нём порывов, ему дан также разум, с помощью которого он может отслеживать, анализировать и контролировать свои эмоции.
Как это сделать?
Первое: важно, чтобы ребенок был наказан не в тот момент, когда он совершает проступок. Наказание должно быть правильно осознано ребенком и стать воздействием, которое поможет ему в следующий раз избежать . Нужно просто зафиксировать его словесно, либо записать, а также обратить на него внимание ребенка. Далее самое лучшее – это выбрать конкретное время, когда обговариваются все происшествия и проводится беседа, например, в таком русле: “Вспомни, на этой неделе ты сделал то-то и то-то. Попробуй посмотреть со стороны на свой поступок, это как будто чертёнок, который выскочил и заставил тебя что-то сделать. Выскажи свое мнение о том, что произошло.”
Именно таким образом происходит воспитание человека в ребенке. А иначе он просто будет злиться, ничего не поймет, будет считать несправедливым наказание и постарается найти любой повод ускользнуть от него. При описанном же отношении к ребенку родители начинают возвышать в нем человека и уважать эту его часть. Ребенок поймет, почувствует, что его уважают, относятся как к равному, взрослому, советуются с ним и вместе с ним пытаются найти правильное решение.
Второй важный момент: ребенок в результате обсуждения своего поступка должен сам вынести себе вердикт. Иначе это будет не воспитание, а просто . В данной ситуации ребенок должен быть действительно равным партнером. Такое совместное обсуждение, совместная работа над тем, что произошло необходима и уже сама по себе является воспитанием. Никакого наказания более не потребуется. Слово «наказание» следует вообще убрать из лексикона.
Таким образом, при правильно организованном воспитательном процессе, ребенок должен научиться, при поддержке родителей, из всего набора своих свойств, качеств, мыслей и желаний, самостоятельно формировать сначала маленького человечка, а далее – уже действительно взрослую гармоничную личность.