Введение прикорма при дисбактериозе. Можно ли при дисбактериозе вводить прикорм и как это правильно сделать. Показатели нормы кишечной микрофлоры

Всем привет! Прикорм это, пожалуй, наиболее обсуждаемый вопрос на детских форумах.

Когда малютка дорастает, до полугодовалого возраста, у мамы, словно по сигналу появляются вопросы. А что? А как? С чего начать? Можно ли давать прикорм при дисбактериозе? Вот как раз об этом мы сегодня и поболтаем.

Для начала дорогие мамочки давайте определимся с тем, что же такое дисбактериоз. В первую очередь это диагноз, установленный доктором, и уж никак не ваше умозаключение. Явление это очень неприятное и нежелательное, но не смертельное.

В последнее время диагноз дисбактериоз ставится чуть ли не каждому 3 малышу. Причиной для заболевания могут послужить различные факторы, это может быть элементарная плохая экология, от вредных воздействий которой никто не защищен.

Также от долгой болезни и приема медикаментов, плохого питания мамы, неправильно подобранной детской смеси, перенесенные стрессы.

Но что же делать, если пришло время взрослой пищи, а дисбактериоз никуда не делся?

Как правильно ввести

Прикорм вводить можно, но делать это нужно очень осторожно и малюсенькими порциями.

Чем меньше будет порция, тем легче будет, детскому кишечнику с ней справится. К тому же если здоровому малышу, мы сразу даем немного пюре, а потом докармливаем молоком, то в данном случае все делается наоборот.

Сперва поим ребенка смесью или молочком, и лишь после кормления даем крохе немного пюре. Лишь после того как порция достигнет 50 грамм, можно будет сменить очередность.

Важно: Ввод осуществляется минимальными порциями, внимательно запоминаются съеденные граммы, консистенция прикорма более жидкая. Введение 1 продукта занимает от 10 дней, и более.


Все время мама внимательно следит за реакцией организма, и за изменением стула. Если вдруг состояние ребеночка ухудшилось, то введение продукта стоит прекратить.С чего же лучше начать прикорм, ответ однозначный с каш.

Когда стоит отказаться от введения?

В случае если вы проходите, курс лечения, режутся зубы, намечаются вакцинации, то это повод для отказа введения нового продукта.

Запор

Еще одна неприятность, с которой может столкнуться мама при введении прикорма это запор. В случае если при введении в рацион нового продукта у вашего пупса появилась такая проблема, то стоит отказаться от ввода.

Лечить запор можно легкими слабительными средствами, предназначенными для деток. А также можно делать массаж животика, 3 – 5 раз в день по 10 минут.

А как же лечить дисбактериоз?

Лечение дисбактериоза это в первую очередь полное выполнение врачебных рекомендаций. От себя мама грудничка обязательно должна пересмотреть все свое меню, и убрать из него все продукты которые могут оказывать слабительное действие.

Для ребеночка находящегося на искусственном вскармливании приобретается специальная смесь. Также из рациона ребеночка убираются все сырые продукты.

Немаловажную роль при лечении играет атмосфера в доме, ребеночек должен быть полностью огражден от стрессовых ситуаций, скандалов и криков. Мамин голос должен быть доброжелателен, нести любовь и заботу.

В случае если из-за проблем со стулом, у грудничка нарушается аппетит, то обязательно нужно много поить малютку. Для питья используется сладкий чай, или специальный раствор который назначает доктор.

В сложных случаях педиатры для лечения назначают курс антибиотиков, писать их название не стану, для того чтобы исключить самолечение.

Дома же, мама может приготовить ребеночку травяной отвар. Но делать его нужно также после консультации с доктором. Для отваров хорошо подходят такие травки как ромашка, шалфей, ягода черники и другие.

А какие методы борьбы с недугом знаете вы, делитесь своими советами с другими читательницами.

Что можно сделать для профилактики?

  • Прикладывание малыша к груди, сразу же после родов
  • Внимательность к пище
  • Кормление грудью до 1 года
  • Введение прикорма в положенном возрасте
  • Внимательное наблюдение за физическим развитием пупса, хорошо ли он набирает вес
  • Наблюдение за стулом

В случае если мама замечает проблемы со стулом, она должна не боясь спрашивать у доктора все что ее интересует, ведь здоровье карапуза это самое главное в жизни любой мамы.

Рекомендация Получите БЕСПЛАТНО запись онлайн вебинара:
«Ребенок от рождения до года. Ответы на вопросы» .
+ Бонус для подписчиков — 18 статей о раннем развитии малыша.Чтобы скачать вебинар перейдите

Дисбактериоз у новорожденных - не самостоятельное заболевание, а следствие определенных патологий в организме. Для его лечения необходимо выявить причину возникновения отклонений в работе кишечника. Следует сбалансировать рацион питания младенца, а также кормящей мамы. При поступлении соответствующих рекомендаций от врача можно использовать пробиотики и пребиотики.

Часто подобный диагноз ставят новорожденным, которым нет еще месяца от роду. На развитие отклонений влияют такие факторы:

Причины Особенности
Позднее начало грудного вскармливания Материнское молоко является естественным источником полезных бифидобактерий. Если грудное вскармливание начинается вовремя, уже через 7 дней после первого прикладывания к груди в кишечнике ребенка появляется практически полный комплекс необходимых бактерий. Если питание неправильное, кишечник заселяется условно-патогенными бактериями, вызывающими различные нарушения
Употребление антибиотиков, необходимых для купирования различных заболеваний При проведении операции, развитии опасных болезней без введения данных медикаментов невозможно провести правильное лечение. Среди побочных эффектов, возникающих при приеме антибактериальных препаратов, выделяется потеря полезной микрофлоры кишечника. Наиболее опасными являются препараты широкого спектра действия. Если антимикробная терапия проводится совместно с осуществлением грудного вскармливания, процесс восстановления происходит намного быстрее. Желательно проводить его до полугода или дольше

Симптомы

Если сбои в работе кишечника появляются периодически, данные отклонения относятся к вариантам нормы. При усугублении негативной симптоматики диагностируется недостаточность полезной микрофлоры в кишечнике.

На возникновение дисбактериоза указывают такие симптомы:

  1. Повышенное беспокойство ребенка.
  2. Патологии сна.
  3. Отказ от дневного приема пищи, резкое снижение веса свидетельствует о нарушениях в работе органов ЖКТ.
  4. Понос водянистой консистенции с зеленоватым оттенком. В некоторых случаях обнаруживаются примеси слизи, белые хлопья, участки пищи, которая не переварилась. Данные симптомы могут выявиться при введении прикорма. Стул отличается неприятным запахом.
  5. Постоянные запоры. Малыш, находящийся на грудном вскармливании, может ходить по большому раз в 2-3 дня. Данная особенность является вариантом нормы в случае, если дефекация происходит без посторонней помощи, малыш не испытывает дискомфорта. Если ребенок проходит искусственное вскармливание, естественное опорожнение должно происходить минимум раз в день.
  6. Нерегулярный стул. Возможно появление поносов, чередующихся с запорами.
  7. Повышенное газообразование, чрезмерно сильные колики.
  8. Срыгивания после приема пищи. Подобные отклонения диагностируются у большого количества младенцев. Чтобы избежать данных неприятных явлений, необходимо переместить ребенка в горизонтальное положение после еды, держать так в течение 10 минут. При наличии дисбактериоза возможен выход практически всей еды, которую ребенок употребил недавно. Появляется риск возникновения обильной рвоты.

Чтобы уточнить диагноз дисбактериоза, необходимо не только подтвердить наличие уже перечисленных признаков, но и пройти обследование.

Анализы на дисбактериоз

Для выявления заболевания, формирования лечебной терапии осуществляются такие исследования:

  1. Копрограмма. Позволяет определить степень переваривания конкретных пищевых компонентов. С помощью данного исследования можно обнаружить воспалительные реакции, подтвердить их отсутствие.
  2. Посев кала с последующим выявлением условно-патогенной микрофлоры в лабораторных условиях. При данном исследовании можно обнаружить процент облигатных бактерий. Их численность определяется без учета количества нормальной микрофлоры.
  3. Посев кала на дисбактериоз. С помощью данного анализа можно определить соотношение патогенной микрофлоры к нормальной. Диагностируется влияние определенных антибиотиков на патологических бактерий.

Сбор анализов необходимо осуществлять, соблюдая важные правила. При сборе кала его помещают в предварительно вымытую баночку. Чтобы получить наиболее точные сведения, кал собирается в количестве 5 г или более, сдается в тот же день. Нельзя хранить материал для анализов при комнатной температуре. Если ребенку уже прописаны пробиотики, перед проведением анализа необходимо сделать перерыв в приеме данных лекарственных препаратов.

Причины дисбактериоза у новорожденных

Нарушения деятельности ЖКТ часто ассоциируются с патологиями в работе кишечника. Обычно заболевание возникает при неправильном питании ребенка.

Перекорм

Иногда женщины принимают решение о кормлении ребенка по требованию. Если вы решили придерживаться данной методики, необходимо учитывать естественные потребности малыша. Ребенок может проголодаться только через несколько часов после полноценного приема пищи. Не следует кормить его гораздо чаще. Если не последовать данному правилу, возможно возникновение выраженных проблем с пищеварением. На образование патологий влияет незрелость ферментов, их небольшое количество. Если не происходит полного расщепления питательных веществ и микроэлементов, запускаются процессы брожения, из-за чего возникает повышенное газообразование, колики.

Недокорм

Когда ребенок употребляет только молоко, в котором содержится большое количество лактозы, однако недостаточно жира, возможно возникновение стандартных проблем с пищеварением. Ребенок страдает от вздутия, слишком жидкого стула. Следует поспособствовать употреблению малышом молока, богатого и жирами, и лактозой. Не следует предлагать другую грудь до полного опорожнения предыдущей.

Переход на другую смесь

Если практикуется искусственное вскармливание, проблемы могут развиться при попытке заменить смесь. В организме ребенка вырабатываются ферменты, необходимые для переваривания смеси с конкретным составом. Проблемы с пищеварением могут возникнуть при лактазной недостаточности. Если количество этого вещества снижено, ЖКТ не справляется с расщеплением важных микроэлементов. Чтобы решить эту проблему, необходимо перейти на низколактозные смеси. Не следует слишком часто менять состав смеси, которую ежедневно употребляет малыш. Переход на другое питание должен производиться постепенно. Выполняйте замену смеси в течение 7 дней.

На заметку! Дисбактериоз может образоваться при резком переходе от грудного кормления к искусственному.

Раннее введение прикорма

Если вы решили давать малышу соки, овощи и фрукты, мясные блюда до достижения 6 месяцев, возможно образование дисфункции органов ЖКТ. При обнаружении характерных симптомов необходимо приступить к лечению дисбактериоза, полностью скорректировать рацион питания ребенка. Прикорм вводят постепенно, подбираются продукты согласно возрасту ребенка. Ориентируйтесь на определенные особенности организма конкретного человека.

На заметку! Признаки дисбактериоза могут самостоятельно исчезнуть или уменьшится, если скорректировать рацион питания. Когда заболевание возникает при кишечных инфекциях, требуется комплексное терапевтическое лечение. Важно не только использовать специализированные лекарственные средства, но и укреплять общий иммунитет ребенка, восстанавливать состояние организма для запуска процессов саморегуляции.

Стадии дисбактериоза

Существует четыре степени развития данного заболевания.

1 стадия

Полезные бактерии преобладают над патогенной микрофлорой. При данной стадии дисбактериоза состояние ребенка часто путают с нормальным. Условно-патогенные бактерии присутствуют в кале, однако практически не влияют на общее состояние организма. Поведение малыша не выказывает проявления опасностей. На данном этапе возникает дисбактериальная реакция. Обычно данное отклонение проявляется при употреблении мамой нежелательных продуктов, введении прикорма, переходе на другой режим питания. Данное состояние не требует медицинского вмешательства. Обычно организм ребенка восстанавливается самостоятельно.

2 стадия

Выраженное подавление нормальной микрофлоры. Возможно вздутие желудка, может появиться понос. Чтобы уточнить диагноз, необходимо обратиться к педиатру. Врач пересмотрит рацион питания кормящей мамы. Если ребенок находится на грудном вскармливании, возможно, требуется замена смеси.

3 стадия

Патогенная микрофлора значительно преобладает над полезными бактериями. Размножаются стафилококки, другие вредные микроорганизмы. Развивается патологический процесс, который необходимо срочно оккупировать. В противном случае он сохранится на долгое время. Проявляется болевой синдром в животе, длительный понос, в котором обнаруживаются участки не переваренной пищи. После консультации с врачом назначают симптоматическое лечение. Чтобы подобрать комплекс необходимых препаратов, желательно сдать анализы.

4 стадия

Характеризуется активным ростом патогенных микроорганизмов. Происходят перечисленные выше симптомы, наблюдаются признаки общей интоксикации организма. Если диарея не купируется с помощью лекарственных препаратов, резко снижается вес, ухудшается здоровье ребенка.

На заметку! Когда заболевание доходит до этой стадии, увеличивается вероятность перехода дисбактериоза в хроническую форму.

Лечение

Если возникает острая кишечная инфекция, процесс пищеварения нарушается в результате приема антивирусных препаратов, используется терапия, состоящая из пробиотиков и пребиотиков.

Пробиотики

Группа микроорганизмов, полезных для пищеварения. В составе препаратов из данной группы содержатся различные бифидо- и лактобактерии, дрожжевые грибы, энтерококки, полезные кишечные палочки. Пробиотики стабилизируют микрофлору кишечника, устраняют патогенных микроорганизмов, благодаря чему ликвидируются сбои в процессе пищеварения. Пробиотики могут использоваться как в сухом, так и в жидком виде.

Виды пробиотиков:

  1. Однокомпонентные. Помогают устранить конкретные штаммы бактерий. К препаратам данной группы относятся Лактобактерин, Биобактон, Бифидумбактерин .
  2. Многокомпонентные. Помогают побороть ряд штаммов определенного вида бактерий. Среди наиболее популярных препаратов из данной группы выделяются Линекс, Аципол, Ацилакт .
  3. Симбиотики. Устраняют несколько разновидностей бактерий. Необходимы при выраженном дисбактериозе. Врачи назначают Хилак форте, Бифилиз, Бифиформ .
  4. Сорбционные. Создаются с примесью энтеросорбентов. Используются Пробифор, Бифидумбактерин форте, Флорин форте .

Чтобы терапия была эффективной, необходимо доверить назначение пробиотиков врачу. Специалист подберет методы лечения дисбактериоза, опираясь на результаты анализов, симптоматические признаки. Длительность курса терапии зависит от особенностей течения заболевания, конкретного препарата. Если выражается минимальное расстройство деятельности ЖКТ, врач прописывает пробиотики первого поколения. Обычно лечение с их помощью проводится в течение месяца.

На заметку! При появлении симптомов острых кишечных инфекций, отравления назначаются пребиотики 3 и 4 поколения. Курс приема длится около недели.

Пребиотики

Органические микроэлементы, ускоряющие рост полезных микроорганизмов. В составе препаратов присутствуют белки, углеводы и витамины. Данные лекарства производятся из натурального сырья. Используются соя, свекла, злаковые, водоросли и грибы.

Популярные пребиотики:

  1. Чистые. Сироп лактулозы, его аналоги: Нормазе, Лизалак, Лактусан, Порталак .
  2. Комбинированные препараты, изготовленные с добавлением энтеросорбентов. В медицинской практике используются Полисорб, Лигносорб, Лактофильтрум .

Пребиотики, предназначенные для использования младенцами, выпускаются в различных формах: сиропы, порошки или гранулы.

Данные препараты используются для достижения комплексного лечебного эффекта:

  1. Блокировка процессов, влияющих на рост патогенных микроорганизмов.
  2. Ускорение роста полезных бактерий.
  3. Снижение количества слизи.
  4. Регенерация стенок кишечника.
  5. Ликвидация запора.
  6. Увеличение количества витаминов В и К.
  7. Стабилизация уровня кислотности.
  8. Улучшение общего иммунитета.

На заметку! Пребиотики и пробиотики часто назначаются в комплексе для достижения оптимального терапевтического эффекта. Иногда используются синбиотики, в составе которых находятся наиболее активные компоненты из двух групп препаратов. Наиболее популярным из них является Максилак .

Бактериофаги

Бактериофаги - лекарственные средства, содержащие вирусы, необходимые для устранения определенных штаммов патогенных микроорганизмов. Они не оказывают влияния на полезную микрофлору кишечника, также опасные бактерии не могут выработать устойчивость к ним.

Конкретный препарат выбирается, учитывая результаты анализов, так как определенные бактериофаги помогают устранить конкретные виды бактерий. Чтобы подобрать оптимальное лекарственное средство, необходимо проконсультироваться с врачом. Бактериофаги выпускаются в форме раствора. Их можно применять внутрь. Если такой возможности нет, осуществляется ректальное введение с использованием клизмы. Курс лечения составляет от недели до 10 дней.

Чтобы вылечить дисбактериоз у новорожденного, необходимо скорректировать рацион питания, использовать медикаментозные и подручные методы для устранения наиболее важных нарушений. Если заболевание характеризуется умеренными симптоматическими проявлениями, можно применить минимум лекарственных средств, позволяя организму восстановиться самостоятельно. Для коррекции выраженных нарушений используются пребиотики, пробиотики, бактериофаги и другие препараты.

Видео — Дисбактериоз

Видео — Чем лечить дисбактериоз

Введение прикорма. Как сделать все правильно, чтобы не навредить здоровью младенца?

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Введение прикорма в рацион малыша – это достаточно ответственный момент, который пугает практически всех молодых мамочек. Прикорм – это питание , которое начинают вводить малышам примерно с 5 – 6 месяца их жизни. Данное питание может быть дополнением как к грудному, так и к искусственному вскармливанию. Прикорм в этом возрасте действительно нужен, так как он помогает обогатить растущий организм всеми необходимыми питательными компонентами, особенно углеводами, белками и жирами. Первые двенадцать месяцев жизни грудного ребенка являются самыми главными, так как именно в этот промежуток времени формируются основы общего состояния здоровья, в том числе и иммунной системы. Учитывая данный факт, каждый родитель обязан обеспечить своего малыша правильным питанием.
Как же сделать все правильно, чтобы не навредить здоровью младенца?

Каковы основные причины введения прикорма?

Прежде всего, это необходимость дополнительного введения в растущий организм как минеральных веществ, так и витаминов , микроэлементов, а также энергии. Помимо этого новые продукты питания способствуют развитию жевательного аппарата и всей пищеварительной системы, при этом развивая еще и моторную функцию кишечника. Прикорм способствует развитию и совершенно новых вкусовых качеств.

Прикорм и формирование вкуса:

Вкус относят к категории самых важных ощущений, которым свойственно вызывать исключительно положительные эмоции. Все продукты питания, которые будут вводиться в рацион малыша, должны быть здоровыми, вкусными и разнообразными. Сладостей в меню должно быть как можно меньше, так как именно сладкие блюда являются предрасполагающим фактором к развитию аллергических реакций, кариеса зубов, ожирения и других патологических состояний. Помните о том, что малышу не так уж просто привыкнуть к новым вкусам, именно поэтому он может и не совсем охотно есть те или иные предлагаемые ему продукты. Наберитесь терпения, еще несколько попыток и ребенок обязательно полюбит новое блюдо.

Каковы признаки готовности ребенка к введению новых продуктов?

1. Ребенку исполнилось 6 месяцев;
2. Он уверенно сидит без поддержки;
3. Вес от рождения увеличился в 2 раза;
4. Малыш проявляет интерес к пище, которую Вы употребляете;
5. У него отмечается угасание выталкивающего рефлекса (пропадает срыгивание );
6. Ребенок чаще прикладывается к груди;
7. Он самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу;
8. Он совершенно здоров.

Примерная схема введения прикорма:

Наименование продуктов и блюд 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 9 - 12 месяцев
Фруктовые соки (мл) 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Фруктовое пюре (мл) не раньше, чем через 14 дней после введения сока 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Творог (г) 10 - 30 40 40 40 50
Желток (шт.) 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре (г) 5 - 100 150 150 170 180 200
Каша (г) 5 - 100 150 150 180 200
Мясное пюре (г) 5 - 30 50 60 - 70
Кефир и другие кисломолочные продукты либо цельное молоко (мл) 100 200
Рыбное пюре (г) 5 – 30 - 60
Пшеничный хлеб (г) 3 - 5 5 5 10 - 15
Печенье, сухари (г) 3 - 5 5 5 10 - 15
Растительное масло (г) 1 - 3 3 3 5 5 6
Сливочное масло (г) 1 - 4 4 4 5 6

Метаболические и физиологические особенности детского организма, определяющие сроки введения новых продуктов:

1. Снижение чрезмерной проницаемости слизистой оболочки кишечника - 3 месяца;
2. Созревание процессов местного иммунитета в области кишечника – 3 - 4 месяца;
3. Созревание ферментативных процессов всасывания, а также переваривания пищи:
  • усиление выработки пепсина и некоторых других ферментов – 3 - 4 месяца;
  • снижение рН (концентрации ) желудочного сока, а также усиление выработки соляной кислоты – 3 месяца;
  • усиление активности амилазы (фермента, которому свойственно расщеплять углеводы ) - с 2 - 3 месяцев до 12 месяцев;
4. Созревание всех рефлекторных механизмов, которые отвечают за проглатывание полужидкой и твердой пищи – 4 - 5 месяцев.

Ранний и поздний прикорм:

Ранее введение новых продуктов – это прямой путь к развитию аллергических реакций. Помимо этого в таких случаях у ребенка может возникнуть и непереносимость тех или иных продуктов питания. Чрезмерное количество жира и углеводов в ежедневном меню может привести к развитию ожирения.
Позднее введение новых продуктов – это в свою очередь прямой путь к отставанию как в психическом, так и в физическом развитии. Кроме этого у малыша может развиться белково-калорийная недостаточность. Очень важно обратить внимание и на состав меню. Однообразный рацион повышает риск развития весьма разнообразных дефицитных состояний. В список таких состояний можно занести железодефицитную анемию , гиповитаминоз, рахит , а также гипотрофию.

Железодефицитная анемия – это синдром, сопровождающийся нарушением выработки гемоглобина из-за недостатка железа.

Гиповитаминоз представляет собой состояние, которое возникает при нарушении соответствия между расходованием витаминов и их поступлением в организм.

Под понятием «рахит » скрывается заболевание грудного и раннего возраста, которое характеризуется нарушением формирования костей вследствие дефицита витамина D .

Гипотрофия представляет собой расстройство питания, которое характеризуется той или иной степенью дефицита общей массы тела.
Позднее введение прикорма нередко влияет и на формирование далеко не самых правильных пищевых привычек в будущем.

Пять заповедей первого прикорма от доктора Комаровского:

  • не нужно использовать опыт бабушек;
  • не стоит торопиться;
  • нет разнообразию;
  • не нужно увлекаться количеством;
  • нет насилию.

Правила введения прикорма:

1. Дополнительную пищу можно вводить только тогда, когда ребенок полностью здоров;
2. Прикорм следует давать исключительно перед кормлением грудью ;
3. Все блюда прикорма должны быть гомогенными (однородными ) по своей консистенции, чтобы у ребенка была возможность проглатывать их без затруднений;
4. Все блюда нужно давать в теплом виде с использованием ложечки, во время приема пищи ребенок должен находиться в сидячем положении;
5. Ни в коем случае нельзя 2 раза в день давать один и тот же вид прикорма;
6. Все продукты нужно вводить постепенно согласно имеющейся последовательности, другой вид прикорма можно вводить только тогда, когда произойдет полная адаптация (привыкание ) к предыдущему продукту;
7. Во время введения нового продукта следует внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если никаких его изменений не наблюдается, тогда уже на следующий день увеличьте количество предлагаемого блюда;
8. Категорически запрещено вводить в рацион новые продукты в случае, если Вы готовите ребенка к какой-либо профилактической прививке;
9. Первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов, лучше всего на первых парах остановить свой выбор на картофеле и кабачках, так как именно этим продуктам не свойственно вызывать аллергических реакций и метеоризма ;
10. Если Вы решили покормить ребенка кашей, проследите за тем, чтобы она состояла из безглютеновых злаков, а именно из кукурузной либо гречневой муки или риса ;
11. Творог категорически запрещено вводить в рацион малыша, если ему еще нет полугода;
12. Сырые овощи и фрукты можно давать только в 7 – 8 месяцев;
13. Ни в коем случае не давайте до года бульоны, так как в их состав входит достаточно большое количество пуриновых оснований (органических природных соединений ), которым свойственно оказывать отрицательное воздействие на работу не до конца созревших почек ;
14. Если Вы решили приготовить суп-пюре, тогда в качестве основы используйте овощной отвар;
15. Будьте аккуратны с кефиром, так как данный продукт может спровоцировать нарушение кислотно-щелочного баланса;
16. Детям в возрасте 9 месяцев рыбу и мясо следует давать не чаще 2 раз в неделю, причем лучше всего остановить свой выбор на нежирных сортах;
17. В промежутках между приемами пищи можно давать фруктовые соки, но без сахара.
18. Сыр разрешается вводить в меню только с 1 года.

Когда нельзя вводить прикорм?

1. ребенок болен;
2. у него наблюдается расстройство кишечника ;
3. недавно ему была поставлена профилактическая прививка либо он к ней готовится;
4. отмечается повышенная температура тела.

Фруктовые и овощные соки:

Как овощные, так и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, так как им присуща жидкая консистенция, напоминающая грудное молоко. Сок способствует обогащению организма младенца микроэлементами, минеральными компонентами и витамином С . Помимо этого он удовлетворяет потребности детского организма в воде. Все соки подразделяются на монокомпонентные и поликомпонентные. Под монокомпонентными соками подразумеваются соки, в состав которых входит только 1 овощ либо фрукт. Так, к примеру, это может быть яблочный, морковный либо сливовый сок. Поликомпонентные соки содержат в своем составе 2 либо больше видов овощей или фруктов. Поликомпонентные соки могут состоять из яблока и тыквы или из черной смородины , яблока и банана. Вне всякого сомнения, такие соки намного полезнее, однако их введение особенно опасно, так как в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.

Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Наибольшее количество соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. Если же говорить о соках с мякотью, то в их составе имеются так называемые пищевые волокна, которым свойственно оказывать стимулирующее воздействие на двигательную функцию кишечника. В итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Учитывая данный факт, специалисты рекомендуют вводить такие соки в более поздний период жизни. В большинстве случаев соки состоят только из натуральных углеводов. Сахар в их составе встречается редко. Введение сока рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5 – 7 дней его общее количество можно увеличить до 30 – 40 миллилитров.

Яблочный сок – самый первый обучающий прикорм. Очень важно, чтобы сок был изготовлен из зеленых сортов яблок. Более того, в его составе не должно быть сахара. Так как в составе яблочного сока имеется большое количество органических кислот и натуральных углеводов, его употребление повышает аппетит, а также усиливает выработку пищеварительных соков.

Грушевый сок – «кладовая» фолиевой кислоты, которая принимает неотъемлемое участие в процессе кроветворения. Помимо этого в данном соке отмечается скопление фосфора, клетчатки, кальция, магния и кобальта. Его употребление позволяет улучшить перистальтику (сокращение стенок ) кишечника, а также избавляет от тех или иных нарушений процесса пищеварения.

Морковно-абрикосовый сок – содержит в своем составе огромное количество пектина, пищевых волокон и клетчатки. Особенно полезен данный сок для всех тех малышей, которые страдают от запоров , так как ему свойственно усиливать рост полезной микрофлоры кишечника. Кроме этого он ведет борьбу с различными патологиями кожного покрова, усиливает выделение желчи, уменьшает количество холестерина . Морковно-абрикосовый сок следует давать на голодный желудок .

Черносливовый сок – наделен целым рядом полезных свойств за счет наличия в нем пищевых волокон и пектина. Такой сок рекомендуется давать при ослабленной иммунной системе, а также при склонности к запорам.

Плодоовощное пюре:

Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша только через 2 недели после сока. Современные специалисты выделяют 3 вида такого пюре, а именно гомогенизированное, пюреобразное и крупноизмельченное. Гомогенизированное пюре предназначено для детей, возраст которых варьирует в пределах от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное пюре можно давать с 6 до 8 месяцев, а вот крупноизмельченное пюре предназначено для детей от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах умноженному на 10. Всем фруктовым и плодоовощным пюре присуща более плотная консистенция, так как в их составе имеются еще и растительные волокна, принимающие участие в регулировании двигательной функции кишечника.

Пюре из черники – подойдет для всех малышей без исключения. Данной ягоде присуще достаточно мощное противовоспалительное и дезинфицирующее действие. В ее составе имеется как марганец, так и дубильное вещество под названием танин, провитамин А , ароматические кислоты, углеводы и многие другие компоненты. Чернике свойственно улучшать зрение, повышать аппетит, улучшать работу головного мозга, регулировать кроветворение, а также обеспечивать организм необходимым количеством энергии.

Пюре из брокколи – обогащено бета - каротином и различными витаминами, преимущественно витамином С . Введение данного продукта в рацион поможет улучшить работу сердечно-сосудистой системы, а также предупредить развитие железодефицитной анемии. Регулярное употребление такого пюре способствует очищению организма от холестерина и улучшению обменных процессов в печени . Брокколи является великолепным средством профилактики и атеросклероза .

Морковное пюре – оказывает весьма благоприятное воздействие в самую первую очередь на желчевыделительную деятельность. Кроме этого моркови присуще бактерицидное и антиоксидантное свойство. Данный овощ нормализует эпителизацию (образование эпителия в пораженных участках ) слизистой оболочки кишечника и способствует его опорожнению. Особенно полезно давать морковное пюре всем тем малышам, у которых отмечается достаточно низкий темп роста. Морковное пюре принято считать прекрасным средством профилактики респираторных патологий, а также рецидивирующих (часто повторяющихся ) бронхитов .

Пюре из цветной капусты – обладает высокой пищевой ценностью. В составе данного пюре отмечается скопление большого количества минеральных солей, витаминов, растительной клетчатки, а также микроэлементов.

Злаковый прикорм:

Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы обогащены большим количеством углеводов, которые снабжают растущий организм необходимой ему энергией. Кроме этого в состав круп входят микроэлементы, белки растительного происхождения и витамины группы В , которым свойственно оказывать стимулирующее воздействие на работу желудочно-кишечного тракта. Отметим, что кашам в виде порошка, в отличие от сухих молочных каш, присущ целый ряд преимуществ, а именно:
  • безопасность потребления;
  • гарантированный химический состав;
  • наличие большого количества микроэлементов и витаминов.
Впервые ребенку можно дать не более 1 чайной ложечки каши. Очень важно, чтобы это была безглютеновая каша, то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии, состояния, сопровождающегося такими признаками как увеличение объема живота, плохая прибавка в весе и жидкий стул. К числу безглютеновых каш можно отнести кукурузную, гречневую, а также рисовую крупу.

Готовим каши сами:

Чтобы приготовить кашу самостоятельно, следует для начала тщательно перебрать и промыть крупу, после чего измельчить ее в кофемолке. Заливаем полученную муку холодной водой и оставляем вариться, периодически перемешивая. Чтобы улучшить вкус каши, а также повысить ее питательные свойства, прямо перед кормлением добавляем в нее около 20 – 30 миллилитров адаптированной молочной смеси либо сцеженного грудного молока. После этого кашу выливаем в тарелку и даем ей остыть. Что касается соли и сахара, то их в кашу лучше всего не добавлять, особенно если ребенку еще нет года. Со временем в кашу можно будет добавить и сливочное масло.

Кисломолочные продукты:

В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Всем этим продуктам свойственно подавлять рост патогенных (болезнетворных ) микроорганизмов. Они являются и прекрасным средством профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются кефир, йогурт и твердые сорта сыра.
Использование кисломолочных продуктов помогает:
  • улучшить перистальтику кишечника;
  • снизить количество холестерина;
  • улучшить усвоение белков, жиров и молочного сахара;
  • усилить секреторную активность пищеварительных желез.

Мясной прикорм:

Мясо – это универсальный продукт, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется. Именно мясо является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, которые так необходимы для образования эритроцитов. Под эритроцитами скрываются красные кровяные тельца, которым свойственно повышать уровень гемоглобина. Имеются в мясе и экстрактивные (органические ) компоненты, необходимые для стимуляции пищеварительной функции.

Коровье молоко в питании малышей:

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте вводить запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений с последующим образованием железодефицитной анемии, то есть микроцитарной анемии, возникающей в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость его белков.

Яйцо в качестве прикорма:

Яйцам присуща достаточно высокая биологическая ценность, обусловленная наличием в них большого количества аминокислот, липидов, железа, а также насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Все эти компоненты играют важную роль как в физическом, так и в психическом развитии младенца. Помимо этого они улучшают потребление белков животного происхождения. Перед употреблением очень важно подвергнуть яйца тщательной термообработке, дабы защитить малыша от отравления сальмонеллой .

Рыба и морепродукты:

Рыба и морепродукты – это одни из основных источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. В морской рыбе очень много йода .

Что нужно знать маме при приготовлении сока в домашних условиях:

  • соблюдаем все правила личной гигиены (хорошо вымытые руки, короткие ногти, на голове косынка );
  • посуда, предназначенная для приготовления сока, для других целей использоваться не должна;
  • перед приготовлением сока кастрюлю, а также другую необходимую посуду следует вымыть в горячей содовой воде с использованием щетки, затем посуду нужно прокипятить в течение 10 минут;
  • содовую воду используем и для мытья бутылочки для сока, после чего кипятим бутылочку в течение 10 минут;
  • сразу же после кипячения бутылочку рекомендуется закрыть плотной пробкой, изготовленной из стерильной ваты;
  • хранить посуду, предназначенную для приготовления сока, следует в отдельной чистой и закрытой емкости;
  • щетки, применяемые для мытья посуды, следует мыть в содовой воде, после чего кипятим и тщательно сушим их;
  • приготовленный сок следует давать младенцу сразу же после приготовления. Летом его можно хранить не более 120 минут, а вот зимой - не более 240 минут.

Можно ли кормить ребенка киселем?

Специалисты не рекомендуют давать младенцам кисели, дабы не спровоцировать перекорм. Как фрукты, так и ягоды лучше всего давать в свежем либо консервированном виде, так как во время варки они утрачивают наибольшее количество витаминов и минеральных веществ.

Каким образом можно научить ребенка кусать?

В таких случаях на помощь приходит яблоко. Возьмите небольшое яблоко, очистите его от кожуры и вложите в руку малыша. Очень важно, чтобы яблоко было целым, так как в таком виде от него не отламываются кусочки. Ребенок поначалу будет скоблить его зубами, а затем начнет откусывать по кусочку.

Нужно ли перед едой мыть ребенку руки?

Да, нужно. Все дело не только в гигиене, но и в том, что вода является очень сильным раздражителем нервных окончаний кожного покрова. Раздражение таких окончаний повышает аппетит и усиливает выработку активных пищеварительных соков.

Прикорм и дисбактериоз:

Дисбактериоз представляет собой нарушение нормального соотношения микрофлоры в организме, вследствие чего возникает нарушение как всасывания, так и усвоения питательных компонентов. У детей, страдающих от дисбактериоза, чаще всего наблюдаются различные нарушения нормальной работы желудочно-кишечного тракта, именно поэтому вводить им прикорм следует крайне осторожно, что поможет избежать фатального (опасного для жизни ) недостатка витаминов и питательных компонентов. Осторожное введение новых продуктов поможет избежать развития и диатезов , а также атопического дерматита (хронического заболевания, которое возникает у детей с генетической предрасположенностью к аллергическим патологиям ).

Введение прикорма при атопическом дерматите:

Если диагноз «атопический дерматит» уже поставлен, тогда новые продукты разрешается вводить только тогда, когда на коже нет свежих элементов сыпи. Таким детям новую пищу можно вводить не раньше 6 месяцев. Самый первый прикорм должен состоять из овощного пюре, лучше всего остановить свой выбор на пюре из кабачков либо цветной капусты. Первоначально можно дать не более четверти чайной ложки прикорма. Общее правило таково: 1 продукт в 7 - 10 дней. Очень важно завести и специальный пищевой дневник, в который нужно будет вписывать все продукты питания, вызывающие обострение данного недуга. В случае возникновения очень сильных реакций со стороны кожного покрова, следует получить консультацию специалиста , который пропишет необходимое местное и системное лечение.

Введение прикорма при лактазной недостаточности:

Лактазная недостаточность представляет собой врожденное либо приобретенное патологическое состояние, сопровождающееся недостатком или полным отсутствием фермента лактазы, который отвечает за расщепление молочного сахара. Организмы таких детей не в состоянии усваивать молоко.
Основными симптомами лактазной недостаточности являются:
  • метеоризм (чрезмерное образование газов в кишечнике);
  • понос после употребления молока;
  • недостаточная прибавка в весе;
  • признаки обезвоживания организма.
Употребление цельного молока в таких случаях необходимо снизить до минимума, заменив его кисломолочными продуктами, сырами и маслом. Каши и овощные пюре следует готовить на безлактозных основах. Соки в рацион вводятся только после 6 месяцев. Если же ребенок находится на грудном вскармливании , тогда ему прописывают специальные медикаменты, которым свойственно расщеплять лактозу.

Введение прикорма недоношенным детям:

Недоношенные дети особенно сильно нуждаются в витаминах и питательных компонентах, именно поэтому им прикорм следует вводить намного раньше, нежели всем остальным малышам. Так, к примеру, овощные и фруктовые соки вводят им в возрасте от 1 до 3 месяцев. Первоначально сока должно быть не более 5 капель. Давать сок недоношенному ребенку следует после еды. Что касается свекольного, клубничного и земляничного соков, то их категорически запрещено давать на протяжении всех первых 12 месяцев жизни. Все дело в том, что эти соки наделены достаточно мощным аллергенным действием. Фруктовые пюре вводятся таким малышам в возрасте 2 месяцев. Уже в 3 месяца им можно начать давать яичный желток. В этот же период нужно начать вводить и творог. Каши вводят в рацион с 4 месяцев. Чтобы предупредить развитие анемии, мясо следует начать вводить уже с 5 месяца. В 8 месяцев малыша можно порадовать несладким печеньем, хлебом, овощным супом либо мясным бульоном.

Что делать, если прикорм стал причиной запора?

Неправильное введение прикорма опасно не только возникновением высыпаний на коже. Довольно часто новые продукты питания становятся причиной развития и запора, который очень вреден для растущего организма. У малышей запор возникает в виде обратной реакции на тот или иной новый продукт. Таким образом, организм показывает, что он не в состоянии справиться с новым для него продуктом. Если Вы заметили, что Вашего малыша начали мучить запоры, тогда для начала измените режим введения новых продуктов. Новую пищу таким детям можно начать давать не раньше 6 месяцев, причем это должны быть специальные продукты промышленного приготовления в виде пюре. Такие пюре намного безопаснее для детского кишечника. Что касается домашних блюд, то их можно использовать не раньше 8 месяцев. Справиться с запором поможет и массаж живота, который нужно проводить 3 - 4 раза в день продолжительностью в 10 минут. Чтобы укрепить мышцы брюшной стенки и улучшить работу кишечника, как можно чаще кладите малыша на живот.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Адаптация (на ср.-век. лат. adaptatio — приспособление) в биологии — это приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования, выражающееся в изменении морфологических и физиологических особенностей и поведения. Адаптацией называется также процесс привыкания.

В течение всего раннего детского периода ребенку приходится адаптироваться к меняющимся условиям питания: адаптация к молочному питанию; адаптация к смесям; адаптация к введению прикорма; адаптация к введению элементов общего стола.

Сразу после рождения ребенка подача глюкозы по гемотрофным путям прекращается. Переход с гемотрофного на молочное питание в первые дни жизни представляет собой сложную цепь взаимосвязанных процессов. Лактотрофное питание в раннем периоде жизни — это основа для всех обменных процессов. Более того, лактотрофное питание, являющееся аналогом и продолжением гемотрофного питания, —это источник веществ и стимулов, служащих непосредственно для развития и роста всех функциональных систем организма ребенка. Именно поэтому замена грудного вскармливания искусственным или смешанным может расцениваться как грубое вмешательство в обменные процессы организма новорожденного, по сути как метаболическая катастрофа.

Следующая фаза развития автономного питания ребенка связана с введением прикормов. Эта фаза представляет собой сложный и достаточно длительный адаптационный процесс. Знакомство ребенка с новой пищей происходит довольно продолжительное время, и в норме только к 1,5-2 годам материнское молоко полностью заменяется обычными продуктами.

Введение прикорма при недостаточной для этого степени зрелости интенсивно растущих органов представляет собой еще одну метаболическую катастрофу с возможными неблагоприятными последствиями. Таким образом, ребенок может пережить 2 «метаболические катастрофы»: первую — при переводе на смешанное или искусственное вскармливание, а вторую — при раннем введении прикормов. Чрезвычайно важны критерии готовности детей к введению прикормов и достаточная растянутость по времени этого процесса для обеспечения оптимальной метаболической адаптации. Существуют определенные физиолого-биохимические обоснования наиболее оптимального времени введения прикорма ().

Как видно из приведенных в таблице данных, прикорм нецелесообразно вводить ранее 3-4 мес жизни, так как до этого возраста ребенок физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, кроме женского молока или его заменителей. Поэтому, по мнению большинства исследователей, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 мес жизни. Однако, согласно сложившейся в России практике, до введения «основного» прикорма дети начинают получать фруктовые соки.

В соответствии со схемой вскармливания, утвержденной МЗ СССР в 1982 г. и официально действующей в настоящее время в России, введение фруктовых соков рекомендовано с 3-4-недельного возраста.

При этом многочисленные данные (в том числе и наши собственные наблюдения) показывают, что у детей, которым до 3-4 мес вводились соки, отмечались срывы адаптации в виде кишечной дисфункции (появление «зелени», слизи в фекалиях, нарушения опорожнения и др.), кожных высыпаний, а также развивался дисбактериоз кишечника.

В раннем введении соков нет никакой необходимости, их, так же как и остальные виды прикорма, следует включать в рацион не ранее 4 мес.

Перед специалистами, работающими в области педиатрии и детского питания, стоят 3 основные задачи:

  • уделять максимальное внимание поддержке грудного вскармливания и обеспечению полноценной лактации у матерей;
  • добиваться максимальной эффективности искусственного вскармливания (докорма и прикорма), обеспечивающей адекватный рост, развитие и устойчивость детей к действию неблагоприятных внешних факторов;
  • вводить новые продукты таким образом, чтобы не вызвать срыв адаптации, «метаболическую катастрофу», и, как следствие, развитие атопического дерматита.

Сохранение и стимуляция лактации

Естественное вскармливание — физиологическое явление для матери и ребенка, и поэтому случаи истинной нехватки молока (гипогалактии) встречаются редко. Наиболее ответственный момент — становление лактации у матери в первые 3-4 мес после родов. Можно рекомендовать следующие правила, которые необходимо соблюдать для успешного вскармливания:

  • раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);
  • желателен режим свободного вскармливания (по требованию ребенка);
  • при введении прикорма или докорма для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;
  • если молока недостаточно, необходимо чаще прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе;
  • следует обеспечить кормящей женщине полноценное сбалансированное питание. Исключение многих продуктов (кисло-молочных, мяса, рыбы, овощей и фруктов, белковой пищи) не оправдано;
  • нужно соблюдать адекватный питьевой режим: кормящая женщина должна выпивать 150-200 мл жидкости за30 мин до кормления и через 20-30 мин после кормления. Пить можно компоты, морсы, соки, чай, чай с молоком, минеральную воду без газа. Нежелательно употреблять сладкую газированную воду, цельное коровье молоко. Из спиртных напитков можно: слабоалкогольное или безалкогольное пиво (до 500,0 мл в сутки), бокал сухого вина или шампанского (без газов);
  • следует обеспечить кормящей женщине душевный комфорт, отсутствие психоэмоциональных стрессов и ятрогенных воздействий (необдуманные высказывания медицинских работников могут существенно уменьшить лактацию);
  • профилактику воспалительных заболеваний молочной железы, для чего желательно периодически (1 раз в 2-3 мес) проверять молоко «на стерильность» — микробиологическую чистоту, т. е. проводить бактериологическое исследование грудного молока и лечебные мероприятия по необходимости;
  • профилактику застойных явлений, для чего рекомендуется полное сцеживание молока при его избытке. Сцеженное молоко также может быть использовано для последующих кормлений;
  • правильную трактовку лактационных кризов, которые могут возникать в любом периоде лактации и сопровождаться кратковременным снижением лактации и появлением у ребенка беспокойства, урежения стула. При адекватных мерах лактация восстанавливается в течение 5-7 дней, т. е. наступает возвращение к обычному режиму лактации, преждевременное же введение докорма может вызвать угнетение лактации;
  • при выявлении инфицированности грудного молока не прекращать грудного вскармливания, а провести лечение, по возможности, без применения антибиотиков;
  • если кормящей женщине назначают антибактериальную терапию по какому-то поводу, следует, во-первых, подобрать антибиотик из специального «разрешенного» списка (ампициллин, пенициллин, оксациллин и др.), во-вторых, назначить ребенку профилактический курс пробиотиков для уменьшения риска развития у него дисбактериоза кишечника. Как показывает наш опыт, в этом случае дисбактериоз от применения антибиотиков ребенку почти не угрожает;
  • необходимо индивидуально решать вопрос о целесообразности применения кормящей женщиной любого медицинского препарата, по возможности, следует избегать их приема.

При тенденции к уменьшению лактации возможно применение таких средств, как млекоин, апилак, апилактин, фемилак, обкладывание груди теплым капустным листом перед кормлением.

Максимальная эффективность искусственного вскармливания

На наш взгляд, существуют три взаимосвязанных критерия адекватности естественного вскармливания.

  • Прибавка в весе ребенка составляет не менее 600 г в среднем за 1 мес (считая от веса при рождении).
  • Интервал между кормлениями составляет не менее 2,5 ч.
  • Количество съедаемого ребенком материнского молока соответствует потребности: 1/5 от реального веса — до 1 мес; 1/6-1/7 от реального веса — до 5-6 мес. Количество съедаемой ребенком пищи можно узнать, проводя контрольное взвешивание, причем не однократное, а в течение суток (а лучше нескольких суток подряд).

Если все перечисленные критерии соответствуют вышеуказанным, то питание ребенка следует признать адекватным, и до 4-5 мес такому ребенку не требуется менять питание (вводить докорм и прикорм). Если имеются отклонения, нужно выяснить, связаны ли они с какими-либо заболеваниями или дисфункциями (в том числе с дисбактериозом кишечника) либо причина в дефиците грудного молока.

Если материнского молока недостаточно для обеспечения адекватного вскармливания ребенка, возникает вопрос о введении докорма. В понятие «докорм» включаются смеси — заменители грудного молока.

Заменители женского молока делятся прежде всего по степени их приближения к составу женского молока на две большие группы: адаптированные и частично адаптированные. Адаптированные заменители в наибольшей степени приближены к женскому молоку по всем параметрам: в них снижено, по сравнению с коровьим молоком, общее содержание белка (до 1,4-1,6 г/100 мл), причем белковый компонент представлен смесью казеина (основного белка коровьего молока) и белков молочной сыворотки (доминирующих в женском молоке) в соотношении 40:60 или 50:50. Это близко к их соотношению в зрелом женском молоке (45:55). Сывороточные белки образуют в желудке под влиянием соляной кислоты значительно более нежный и мелкодисперсный сгусток, чем казеин, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с пищеварительными ферментами и, как следствие, более высокую степень переваривания и усвоения.

Основным углеводом в большинстве заменителей женского молока служит лактоза, которая обладает рядом свойств, имеющих важное физиологическое значение для младенцев. Она способствует всасыванию кальция, обладает бифидогенным действием (т. е. способностью поддерживать рост бифидобактерий), снижает рН в толстом кишечнике. Последние два ее свойства обусловлены тем, что большая часть лактозы (до 80%) не всасывается в тонком кишечнике и поступает в толстый кишечник, где служит субстратом для B. bifidum и лактобактерий, под влиянием которых она подвергается сбраживанию с образованием молочной кислоты.

К числу смесей, максимально адаптированных к женскому молоку по всем своим компонентам, относятся: «Нутрилон» («Нутриция», Нидерланды), НАН («Нестле», Швейцария), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «ХиПП-1» («ХиПП», Австрия), SMA («Вайт Нутришнл Интерн.», США), «Галия-1» («Данон», Франция), «Сэмпер Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «Фриcолак» («Фризланд», Нидерланды) и др. Очень близки к ним по составу смеси «Бона» и «Пилтти» («Нестле», Финляндия) и «Туттели» («Валио», Финляндия), не содержащие, однако, таурин и карнитин. Особенностью смесей «Симилак» («Эббот Лэбораториз», США) и «Нестожен» («Нестле», Нидерланды) является их белковый компонент: в отличие от всех упомянутых адаптированных смесей,в которых преобладают белки молочной сыворотки, в этих смесях доминирует казеин, на долю которого приходится 80% от общего белка продукта. При этом казеин подвергают специальной обработке, повышающей его усвояемость. Состав необходимых компонентов казеиновых формул также максимально приближен к составу женского молока. Это обстоятельство, а также известные литературные данные о высокой эффективности казеиновых формул в питании детей первого года жизни и в то же время сходстве аминограмм крови детей, получавших оба вида смесей, позволяют относить казеиновые формулы к числу адаптированных смесей, которые могут использоваться в питании детей с первых дней жизни.

Высокое содержание минеральных солей в коровьем молоке, кефире и других неадаптированных цельномолочных продуктах приводит к значительной нагрузке на канальцевый аппарат почек, нарушениям в водно-электролитном балансе, усилению выведения жиров в виде кальциевых солей и др. Это одна из причин, по которым неадаптированные молочные продукты не рекомендуют в нашей стране детям первых 6-8 мес жизни, а в США — и на протяжении всего первого года. Неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир и др.) не соответствуют физиологическим особенностям детей первого года жизни и не должны включаться в их рацион до 6-8 мес жизни даже в очень сложных социально-экономических условиях.

Следует подчеркнуть, что ингредиентный и химический составы всех современных заменителей женского молока, соответствующих международным стандартам, достаточно близки между собой. В то же время в практике нередки случаи, когда ребенок дает выраженные аллергические (псевдоаллергические) реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей, но хорошо переносит другую смесь того же поколения. Это указывает на необходимость максимальной индивидуализации питания детей и отказа от каких-либо готовых шаблонов и стандартов при назначении ребенку молочных смесей. Критерием здесь могут служить только результаты внимательного наблюдения за ребенком в динамике и оценка переносимости им конкретного продукта, естественно, при условии, что врач имеет четкие представления о его составе.

Расширение питания ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) другими продуктами (прикормом) обусловлены следующими основными факторами:

  • необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком (или его заменителями), начиная с определенного этапа развития младенцев (обычно с 4-6 мес), становится недостаточным;
  • целесообразностью тренировки и развития пищеварительной системы детей;
  • необходимостью тренировки и развития жевательного аппарата;
  • целесообразностью стимуляции моторной активности кишечника.

Сбалансированное питание ребенка от 6 мес до 1 г. должно включать:
3/4 от общего суточного объема — белковая пища (грудное молоко, смеси — заменители грудного молока, каши, кисло-молочные продукты);
1/4 от общего суточного объема — клетчатка (овощи, фрукты в виде пюре или в другом виде);
+ 10 мл х возраст (мес) в сутки — сок;
+ 50,0 в сутки — творог;
+ 1/2 желтка 2-3 раза в нед;
+ 50,0 в сутки мяса или рыбы.

Профилактика развития атопического дерматита при введении новых продуктов

Адаптация ребенка к введению новых продуктов во многом осуществляется за счет нормального состава и функционирования кишечной нормофлоры. С учетом того, что основной углевод грудного молока — лактоза — расщепляется при активном участии бифидо- и лактобактерий, их присутствие в достаточном количестве необходимо для адаптации как к грудному молоку, так и к лактозосодержащим искусственным смесям. Присутствие лактозы в детском питании — основа всех обменных процессов, поэтому замена молочных смесей на безлактозные нефизиологична.

Таким образом, дисбактериоз может быть причиной так называемых болезней адаптации, к которым относят и кожную реакцию на введение новых продуктов, возникающую у детей первого года жизни. Эта реакция официально обозначается как атопический дерматит, родители часто используют термин «диатез». В основе появления атопического дерматита на введение докорма или прикорма лежит срыв адаптации. В свою очередь, срыв адаптации, вызванный дисбактериозом или неправильным введением нового питания, приводит к усугублению дисбактериоза, возникает порочный круг. Итогом может быть стойкий дисбактериоз кишечника, развитие глубокого дисбаланса и формирование хронического заболевания, которое может продолжаться на протяжении многих последующих лет.

Атопический дерматит — хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание кожи, проявляющееся интенсивным зудом, симпатергической реакцией кожи, папулезными высыпаниями и выраженной лихенификацией в сочетании с другими признаками атопии.

Среди этиологических факторов, приводящих к развитию атопического дерматита, указывают на сенсибилизацию к пищевым аллергенам, особенно в детском возрасте. Это связано с врожденными и приобретенными нарушениями функций пищеварительного тракта, неправильным вскармливанием, ранним введением в рацион питания высокоаллергенных продуктов, кишечным дисбактериозом, наличием высокого титра УПФ, нарушением цитопрoтективного барьера и т. д., что способствует проникновению антигенов из пищевой кашицы через слизистую оболочку во внутреннюю среду организма и формированию сенсибилизации к пищевым продуктам.

Наибольшее значение пищевая аллергия имеет в развитии атопического дерматита у детей раннего возраста, а причинно-значимыми аллергенами являются белки коровьего молока, яиц, рыбы. Соответственно одним из основных постулатов лечения было исключение огромного числа продуктов из рациона ребенка, что нередко приводило к грубым нарушениям обменных процессов. Этот вопрос активно обсуждался на 1-м Международном симпозиуме Герга Райка (Давос, Швейцария, 1998 г.), где некоторые ученые отмечали отсутствие IgE-антител почти у половины детей с атопическим дерматитом. По нашим данным, уровень IgE при пищевых реакциях у детей первого года жизни повышается достаточно редко. Скорее всего, центральный момент в развитии атопического дерматита — не просто повышение IgE, а нарушенная регуляция этого иммуноглобулина. Снижение синтеза γ-интерферона, блокирующего продукцию IgE, может запускать развитие атопического дерматита. Установлено, что концентрация в крови γ-интерферона ниже у детей из группы риска, у которых на первом году жизни развился атопический дерматит, чем у детей без атопии, хотя уровни IgE у этих детей существенно не отличались.

Значимую роль в патогенезе реакций на питание и атопического дерматита играет состояние ЖКТ. Доказана связь неатопических экзем с инфекционными агентами, в частности со стафилококковой, стрептококковой инфекциями, грибами рода Candida , гемолитической E. сoli и другими представителями УПФ. Исследование, включившее 100 амбулаторных больных, подтвердило распространенность разных видов стафилококков в 88%. В ходе других исследований получены данные о том, что продукты расщепления стафилококкового энтеротоксина и других микроорганизмов высокогомологичны IgЕ-рецептору. Их значимость для кожного воспаления может быть связана с прикреплением микробных энтеротоксинов на В-лимфоцитах, что стимулирует синтез IgЕ, вызывая вторичную гиперсенсибилизацию. Кроме того, продукты жизнедеятельности микроорганизмов — токси-ны — могут накапливаться в организме ребенка. Они нейтрализуются бактериями нормофлоры, а также поджелудочной железой, печенью, вызывая их реактивное воспаление и явления дисбактериоза, что, в свою очередь, снижает качество пищеварения и влияет на расщепление и усвоение жизненно важных питательных веществ.

Очень часто воспалительные высыпания на коже обусловлены нарушением перистальтики кишечника (спастические колиты), которое приводит к выраженным запорам и зачастую является следствием дисбактериоза кишечника. Находясь в кишечнике иногда несколько дней, каловые массы, распадаясь, образуют аммиак, аммиачные кислоты, что тоже вызывает синдром эндотоксемии.

Особо важную роль в развитии и обострении аллергодерматозов играет режим питания. Очень часто врачи при появлении единичных высыпаний на коже исключают из рациона ребенка ценные питательные компоненты, при этом ничем их не заменяя, что приводит к выраженному нарушению всех видов обмена веществ и функционального состояния многих систем организма, для работы которых требуется достаточное количество белков, жиров и углеводов. При этом обострение заболевания часто обусловлено не самим продуктом, а нарушением его расщепления и всасывания. За полноценное расщепление и всасывание продуктов питания отвечает, опять же, нормофлора кишечника.

Сохранение микробиологических нарушений в кишечнике, наряду с такими факторами, как наследственная предрасположенность, нарушения высшей нервной деятельности, вегетативной нервной системы, расстройства деятельности внутренних органов, обменные, нейрогуморальные, нейрососудистые нарушения, нерациональное питание, различные интоксикации, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, становится причиной хронического рецидивирующего течения атопического дерматита.

В связи с вышеизложенным становится очевидной важность профилактики аллергических проблем в раннем детском возрасте, когда ребенок особенно уязвим. В основе такой профилактики лежит правильное введение новых продуктов, позволяющее избежать срыва адаптации и поддержать баланс кишечной нормофлоры.

Следует учитывать основные сроки проведения планового микробиологического исследования фекалий для выявления и коррекции отклонений у детей первого года жизни:

  • к 1,5-2 мес — к этому времени первый этап формирования биоценоза заканчивается;
  • к 4-5 мес — перед началом введения прикорма;
  • после 6 мес (в 7-8 мес) — когда введены многие из продуктов прикорма, начинают прорезываться зубы;
  • после 1 года — контроль.

Кроме того, возможны исследования биоценоза после замены питания, приема антибиотиков, проведенной микробиологической коррекции (не ранее, чем через 2-3 нед).

Правила введения докорма и прикорма

Основной принцип введения любого нового продукта — постепенность; начинать надо с очень маленьких доз новой пищи.

Другой важный принцип вскармливания — стабильность базового питания. Это относится к адаптированным смесям — заменителям грудного молока. Если ребенок получает в качестве докорма адаптированную смесь, ее нежелательно менять на аналогичную, чтобы не перегружать адаптационные возможности ребенка. Докорм вводят постепенно, и, если в течение 7-10 дней не наступает выраженного ухудшения состояния ребенка, смесь менять не нужно. В некоторых случаях, когда ребенок не способен нормально усваивать адаптированные смеси, временно может быть введено лечебное питание («Фрисовом» — при запорах и срыгиваниях; «Ал-110» — при лактазной недостаточности; гипоаллергенные смеси («Хумана-ГА») — при выраженном дерматите и т. д.), которое также нужно вводить максимально постепенно. Мы считаем соевое питание и гидролизаты нефизиологическими продуктами, приводящими к метаболической дисфункции, поэтому не рекомендуем использовать такое питание в качестве докорма, а, по возможности, советуем заменить его на лечебные или адаптированные смеси. Обычно нарушения адаптации связаны с дисбактериозом кишечника, и после его коррекции можно и нужно от лечебного питания постепенно переходить к адаптированной молочной смеси.

Есть основания полагать, что биологическая эволюция человека в последние десятилетия отстает от эволюции окружающей среды. Поэтому большинство детей рождаются с нарушениями адаптации или существенными предпосылками к таким нарушениям (дисбактериоз, который появляется в раннем возрасте у большинства детей). Поэтому вводить новые продукты детям первого года нужно гораздо осторожнее, чем это делалось ранее, для предыдущих поколений. Более осторожное введение докорма или прикорма нисколько не повредит ребенку, никакого недостатка в питательных веществах и витаминах не возникнет. При этом осторожное включение в рацион нового продукта сведет к минимуму риск развития атопического дерматита и других срывов адаптации у ребенка.

Даже если ребенку существенно не хватает грудного молока, постепенность введения докорма оправдана, и риск недоедания потенциально менее опасен, чем риск срыва адаптации. Наш опыт показывает, что дети, которым докорм или прикорм вводился сразу в большом количестве, в большинстве случаев имели более выраженные нарушения биоценоза кишечника, сопровождающиеся функциональной декомпенсацией, в том числе проявлениями атопического дерматита, по сравнению с малышами, которым новое питание вводилось постепенно.

Чем меньше первоначальная доза нового продукта, чем медленнее она увеличивается, тем меньше вероятность возникновения атопического дерматита.

Данное правило можно проиллюстрировать «физкультурным» примером. Для того чтобы не «сорвать» мышцы, а эффективно «накачать», нужно постепенно увеличивать нагрузку. Это относится и к работе поджелудочной железы, иммунной системы и других механизмов адаптации. Нельзя забывать, что у ребенка первых месяцев жизни эти механизмы недоразвиты и нагрузка должна быть адекватной. Таким образом, чем младше ребенок, тем с большей осторожностью ему следует давать любой новый продукт.

Новый продукт желательно вводить в конце кормления, по возможности, смешивая с привычным питанием.

Новые продукты вводят в те кормления, когда в дальнейшем планируется их использовать. Докорм (адаптированная смесь — заменитель грудного молока) можно вводить несколько раз в сутки, а любой вид прикорма вводят только однократно в сутки. В данном случае также может быть полезна «физкультурная» аналогия: во время физической тренировки мышцы сначала «разогревают» и лишь потом дают им нагрузку. Ферментативным системам, кишечнику тоже нужно «разогреться», начать активно работать, переваривая знакомую пищу. Введение нового продукта в конце кормления не застанет врасплох организм ребенка, кроме того, он будет легче привыкать к новым вкусовым ощущениям. Когда количество нового продукта достигнет 30,0-50,0 (при правильном введении — к 7-10-му дню), а ребенок адаптируется к этому продукту, можно начинать давать такой продукт в начале кормления.

После того как ребенок поел привычную пищу, новый продукт нужно капнуть в рот из пипетки, или дать на кончике чайной ложки, или смешать с «последней ложкой» привычной пищи. День за днем порция продукта увеличивается.

Следует вводить не более одного нового продукта за 7-10 дней.

Для адаптации к новому продукту необходимо время: не менее одной недели. Этот процесс идет лучше, когда адаптироваться приходится к одному воздействию. Если на пике адаптации к одному воздействию добавляется еще одно воздействие, также требующее привыкания, то это может привести к срыву. Это относится не только к питанию: нежелательно вводить новые продукты за 3 дня до или через 3 дня после прививок, в первую неделю прорезывания зубов, во время ОРЗ и других острых заболеваний, а также в первые 10-14 дней проведения корригирующих мероприятий по поводу дисбактериоза кишечника. Помимо облегчения адаптации соблюдение этого условия дает информацию об индивидуальной переносимости вводимого нового продукта.

Оценивать течение адаптации и индивидуальную переносимость нового продукта следует по изменениям стула, кожи, поведения и самочувствия ребенка.

Оценить исходное состояние по этим критериям нужно до введения нового продукта. Начиная вводить новый продукт с микродоз, следует следить за изменениями. Если отмечаются ухудшения от исходного состояния (появление или усиление кожных высыпаний; изменения стула: нарушения опорожнения, разжижение, появление слизи или «зелени»; беспокойства или срыгивания) и эти нарушения носят умеренный характер, вводимый продукт не нужно отменять сразу: некоторое время (2-4 дня) можно продолжать давать его, не увеличивая дозу. Таким образом пищеварительные системы могут адаптироваться, что будет проявляться возвращением к исходному состоянию, в этом случае постепенное введение нового продукта можно продолжить. Если проявления срыва адаптации выраженные или после ухудшения не наступает возврата к исходному состоянию, новый продукт отменяют. После отмены продукта, вызвавшего срыв адаптации, некоторое время (до 1 нед) желательно не вводить новых продуктов, а затем следует продолжить введение прикорма. К продукту, который не подошел ребенку, можно вернуться через 3-4 нед, включая его в рацион так же постепенно.

Очень важно соблюдать данные правила при первых попытках ввести новые продукты. В дальнейшем адаптационные возможности ребенка совершенствуются, и новые продукты можно вводить более быстрыми темпами, но, по-прежнему, с осторожностью.

Эти правила могут показаться излишне жесткими, однако, на наш взгляд, осторожность и даже перестраховка при введении новых продуктов ребенку до 1 года не помешает. Не будет большого вреда, если введение прикорма затянется, все равно ребенок получит все необходимые ему для развития компоненты пищи. А риск срыва адаптации с последующим развитием дисбактериоза кишечника и атопического дерматита при неаккуратном введении новых продуктов у детей первого года жизни возрастает многократно.

При введении прикорма желательно отдавать предпочтение готовым продуктам детского питания, адаптированным или частично адаптированным. Привыкание к таким продуктам происходит более гладко, чем к продуктам собственного приготовления. В свою очередь, если уже произошла адаптация к «баночному» питанию, ребенку будет легче приспособиться к другим продуктам. Детское питание не содержит консервантов и вредных добавок, обогащено витаминами и сбалансировано по составу, но приобретать его можно только в специализированных магазинах или отделах детского питания.

В некоторых случаях рекомендации по срокам введения, указанные на упаковке детского питания (особенно это относится к сокам и пюре), не соответствуют физиологическим возможностям ребенка (). Независимо от рекомендаций фирмы — производителя детского питания, нужно помнить, что введение любого прикорма нежелательно до 4-5 мес, а таких продуктов, как творог, мясо, рыба, — до 6-7 мес.

Следует учитывать, что кроме индивидуальной непереносимости каких-то продуктов вкус новой еды может просто не нравиться ребенку. В этом случае он будет плеваться новой пищей или отказываться от нее. Мы считаем, что заставлять ребенка есть насильно неправильно. Можно попытаться сделать так, чтобы ребенку питание понравилось (например, добавить фруктозу) или отказаться от этого продукта (возможно, временно, до тех пор пока ребенок не станет относиться к продукту иначе).

Если отмечается непереносимость какого-то конкретного продукта, можно найти ему замену среди аналогичных. Но если нарушения адаптации сопровождают введение практически любого продукта прикорма или не усваивается целая группа продуктов (например, молочные продукты, в том числе лактозосодержащие смеси), то, скорее всего, дело — не в питании, а во внутренних проблемах, приводящих к дизадаптационному синдрому. Чаще всего, по нашим наблюдениям, такой проблемой является дисбактериоз. Коррекция микроэкологических нарушений приводит к восстановлению нормальной адаптации ребенка к питанию.

А. Л. Соколов
Ю. А. Копанев, кандидат медицинских наук
МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского, Москва