Конспект занятия по экологии "волшебница вода" в подготовительной группе. Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода» Конспект открытого занятия волшебная вода

Тема: «Путешествие капельки» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

— создать целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека;

— познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, не имеет своей формы);

— расширить и закрепить знания детей о состояниях воды;

— познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Развивающие:

— развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимательность;

— обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

— воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща;

— формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры;

— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе (за облаками, снегом, льдом); беседы о воде; рассматривание картинок о явлениях природы (снег, дождь, град, радуга); чтение художественных произведений о воде; опыты со снегом и льдом; разгадывание загадок о природных явлениях; подвижные и дидактические игры.

Методы и приёмы:

игровой, наглядный, практическая деятельность детей, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Журчание ручейка», инвентарь для опытов: стаканы с водой, стакан с молоком, сосуды различной формы, картинки с изображением воды в природе, рисунок-схема «Круговорот воды в природе»; раздаточный материал на каждого ребенка: одноразовые стаканы с водой и без воды.

Ход образовательной деятельности:

Орг. момент.

Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуйте!

Наше солнышко проснулось

И ребяткам улыбнулось.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (дети садятся на стулья)

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?

Дети: Это звуки воды.

Восп.: Действительно. Это журчит ручей.

Мотивация на предстоящую деятельность

Восп.:Сегодня ручей не просто так журчит. К нам приплыла гостья. А кто это вы узнаете из загадки:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. (Капелька)

И сегодня речь пойдет о воде. Мы с вами совершим путешествие в Царство Воды. А путешествовать с нами будет наша гостья – капелька по имени Капитошка. (Показывает нарисованную капельку воды)

Эта капелька путешествует по всему свету.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Так ли это? Как вы думаете?

Дети отвечают.

Восп.: Ребята, скажите, а откуда взялась капелька, где она может быть?

Дети отвечают.

Восп.: Ребята, посмотрите, а у нас в группе есть вода, где она находится?

Дети: в кране, лейке, чайнике, стаканчиках.

Восп.: А для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Восп.: Капелька говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. А теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дети: Нужно стать такими же, как капелька, — маленькими.

Восп.: Давайте вспомним считалочку-превращение.

Воспитатель вместе с детьми произносят считалочку-превращение.

Без меня не будет моря, океана и реки,

Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки.

Раз, два, три …. Стали капельками мы.

Восп.: Теперь мы все капельки. А Капитошка приготовила для нас карту. (Подводит детей к карте) Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек как Капитошка.

Восп.: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:

1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;

2) поддерживать порядок на рабочем месте;

3) не шуметь;

4) внимательно следить за результатом опыта.

Восп.: У нас на столах стаканчики с водой.

Опыт 1. Исследовать воду на вкус.

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А если добавим в стаканчик с водой немного сахара. Что изменится? (Вода станет сладкой). Мы можем изменить вкус воды.

Вывод : у воды нет вкуса.

Опыт 2. Исследовать воду на прозрачность.

Восп.: Перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему?

В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет.

Вывод: вода бесцветная, прозрачная, а молоко — нет.

Опыт 3.Исследовать воду на запах.

Тонкий аромат издают цветы,

Аппетитно пахнут пирожки,

По-особенному пахнет лимон

А понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети: У воды нет запаха.

Вывод : вода не имеет запаха.

Опыт 4. Исследовать воду на текучесть.

Восп.: Ребята, у вас два стаканчика — один с водой, другой – пустой. Берём стакан с водой и аккуратно переливаем в другой стакан. Льется вода? Почему? (ответы детей) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода жидкая, может течь.

Опыт 5. Узнать, имеет ли вода форму.

Восп.: Перед вами разные сосуды (кружка, тарелка, поднос). Аккуратно перелейте воду из стакана в разные сосуды. Что происходит? (ответы детей) Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Восп.: Наше путешествие продолжается. Сейчас мы немного развлечемся, попробуем изобразить капельку с подружками.

Музыкальная игра «Капельки» .

Восп.: Вот так и Капитошка с другими капельками играла, резвилась, но солнце светит ярко, пригревает, и капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше.

(Воспитатель показывает на картине) Что происходит с капельками? Во что они превращаются? (ответы детей)

Восп.: Как видим, солнце пригревает и вода превращается в пар. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются … Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовила нам загадку.

1. Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Облака соединяются вместе и образуется то, что в следующей загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите поскорей! (Туча)

Восп.: А кто знает, о чем эти загадки? (О воде)

Восп.: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки. Это летняя картина, а как же зимой? Зимой вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите сестричек – снежинок Капитошки? Давайте вспомним стихотворение про снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Восп.: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ей грустно с вами расставаться, но её ждут сестрички — капельки. А теперь дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? (ответы детей: капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой )

Восп.: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды . Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? (ответы детей)

Восп.: Дети, Капитошка оставила нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Воспитатель обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.

Восп.: Ребята! Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы были капельками. И дружно прошли путешествие. Теперь нам снова пора стать ребятами.

Чики-чики- чикалочка,

Помоги мне, волшебная палочка!

Вокруг себя повернитесь,

В ребят снова превратитесь!

Рефлексия.

— Ребята, а сейчас прошу вас пройти на ковер и сделать большой круг.

Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:

— Понравилось вам наше занятие-путешествие?

— Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Вода какая?

— В каком виде можно встретить воду?

— Как называется путешествие капельки в природе?

Восп.: Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Кстати, завтра, 22 марта, отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей, беречь воду и водные ресурсы. Ребята, а закончим наше сегодняшнее занятие следующими словами:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить .

Наше занятие окончено. Молодцы!

Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода - источник жизни.

Задачи:

Образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы; - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные:
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт;
- расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Материал: Посуда разной формы; Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, масло растительное, электрочайник, зеркало, капли воды (нарисованные), презентация.

Ход мероприятия

Вос-ль: Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Сегодня я буду ученым, а вы моими помощниками. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Давайте сегодня представим, что наша группа это лаборатория.

1. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.

Вос-ль: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

Дети: Потому что вода жидкая.

Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.

(Самостоятельная работа детей)

Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Вос-ль: Верно, значит первое свойство воды «Не имеет формы» (слайд). Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.

2. «ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»

Вос-ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Вос-ль: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно - это электрочайник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вос-ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Вос-ль: А какая кипящая вода?

Дети: Она очень горячая.

Вос-ль: Приведите пример, где вода очень - очень горячая, а где тёплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.

Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.

Вос-ль: Значит второе свойство воды «Вода может нагреваться» (слайд)

3. «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Вос-ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)

Вос-ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: 3. Свойство: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая» (слайд)

Вос-ль: А сейчас давайте поиграем в игру. В нашей группе тоже есть вода, и я сейчас предлагаю вам её найти. Места с водой отмечены капельками, те, кто найдет больше всех капель, получает награду как самый внимательный.

4. «ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ»

Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Вос-ль: Теперь вторая загадка:

«В воде родится,

Воды боится». (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:

«Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит». (Масло)

Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положим кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Теперь возмем другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (слайд)

Любовь Анисимова
Конспект занятия «Волшебница вода»

Цель : закрепить знания воспитанников о основных свойствах воды.

Программные задачи :

Обучающие : уточнить знания детей о свойствах воды, о назначении воды в нашей жизни. Активизировать и обогащать словарь; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Развивающие : развивать познавательную активность в процессе эсперементирования, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе.

Оборудование : карточки в виде капелек воды с загадками, ведёрко, костюм волшебницы воды , аудиозапись «Шум воды» , стакан с молоком, чайная ложка, соломинки для коктейля, резиновая перчатка, коробочка с соком, голубая гуашь, зубные щётки, презентация «Волшебница Вода » , листы белой бумаги, обручи по количеству детей.

Методы и приемы : сюрпризный момент, игра, загадки, худ. слово, вопросы поискового характера, беседа, практическое экспериментирование, рисование, анализ, физкультминутка, поощрение.

Словарная работа : фильтр, состояние, свойства.

Предварительная работа : беседы о воде, экспериментирование с целью выявление свойств воды, чтение худ. Литературы, наблюдения за водой в разных состояниях.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы свами будем говорить о волшебной воде . Почему волшебной ? Да потому, что вода бывает очень разной и может превращаться из одного состояния в другое, может менять свой цвет. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!

(Звучит шум воды, появляется Волшебница вода )

Воспитатель : Слышите? Это идет к нам в гости сама волшебница вода .

Волшебница Вода : Вы обо мне? А вот и я!

Узнали вы меня, друзья?

Здравствуйте, ребята.

Я – волшебница вода .

Я на свете всех важней.

Я прелестней всех на свете.

Я на свете всех нужней.

Ну, наконец – то, я добралась к вам… Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Вы рады меня видеть?

Дети : Да.

Волшебница вода : Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. У меня есть волшебное ведерко , в нём капельки с загадками. Отгадав загадки, вы узнаете, где можно встретиться с капелькой воды в разное время года. (по очереди достает из ведерка капельки с загадками)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь - вода в руке ? (Снежинки) Слайд 2.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Чуть солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Слайд 3.

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман) Слайд 4.

Капли влаги на листочках –

На траве и на листочках.

Это что за чудеса?

По утрам блестит … (Роса) Слайд 5.

Что за чудо покрывало?

Ночью всё вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (Снег) Слайд 6.

Прозрачный как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед) Слайд 7.

Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) Слайд 8.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка) Слайд 9.

Волшебница вода : Ой, какие молодцы! Отгадали все загадки. Дети, теперь вы сами убедились, что капелька воды может превращаться в капельку тумана или росы, в град или иголочку инея, в морозный узор на окне или прозрачную сосульку.

Воспитатель : Воду можно встретить во многих местах : в виде пара, (Слайд 11) в туче, (Слайд 12) озере, (Слайд 13) море (Слайд 14) ручье (Слайд 15) океане.

(Слайд 16) Даже организм человека на 70% состоит из воды. (Слайд 17) Воду мы можем встретить в трех состояниях : газообразном, твердом и жидком. (Слайд 18)

Вода – одно из самых удивительных вещей на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, знакомились с некоторыми её свойствами, наблюдали, проводили опыты. А сейчас покажем нашей гостье – волшебнице воде , что мы о ней знаем. (Слайд 19)

Первое свойство воды – вода не имеет запаха . (Дети нюхают воду в стаканчике.) Чем она пахнет? Вода совсем не пахнет . А теперь понюхайте одеколон. Он имеет запах.

Значит, вода не имеет запаха .

Второе свойство воды – вода не имеет цвета , она прозрачная. Посмотрите на стакан с водой, какого вода цвета . А теперь скажите, вот стакан с молоком, какого молоко цвета. Молоко белое, а вода прозрачная .

Третье свойство воды - вода не имеет вкуса . Попробуйте через соломинку воду. Если у неё вкус? Когда человек хочет сильно пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит : «Какая вкусная вода Хотя, на самом деле, её вкуса не чувствует. А теперь попробуйте сок. Какой у него вкус. Верно, сок яблочный. А вода не имеет вкуса .

Четвертое свойство воды – вода не имеет формы , она принимает форму того предмета, в который её помещают. Вот я наливаю воду в широкую баночку, вода приняла форму банки , теперь я налью в узкий сосуд, вода приняла форму сосуда, а теперь я налью воду в перчатку, вода приняла форму перчатки. Значит, вода не имеет своей формы.

Вот с такими свойствами воды мы с вами знакомы, существует ещё много свойств воды, но вы сними познакомитесь немного позже на уроках физики в школе. А теперь давайте немного разомнёмся. Поиграем в игру «Капельки и тучки» .

Физкультминутка

На полу разложены обручи (на дин меньше, чем детей) . Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, «капельки» свободно перемещаются по залу. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую тучку . «Капелька» , которой не хватило «тучки» - испарилась.

Волшебница вода : А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот» . Я начну, а вы продолжайте, но не забудьте, как называется игра – скажи наоборот.

Из одного крана течёт горячая вода , а из другого…

Река глубокая, а ручеёк…

Река может бежать быстро, а может и …

В океане волны большие, а в реке…

В ручейке вода бежит , а в пруду…

Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже вода…

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, много ли на земле воды?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает…

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком иней…

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

1-й ребенок : Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

Путешествует всегда

Наша спутница вода !

Воспитатель : Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

2-й ребенок : Вода – это радость земли !

Вода – это счастье земли !

Вода – это чудо земли !

Воду ты всегда береги.

(Слайд 20)

Воспитатель : Ребята, вода бывает соленая и пресная. Соленая вода где ? (В морях, океанах) . А пресная вода - это та вода , которую мы пьём после очистки. Посмотрите, на нашей земле 97% соленой воды и всего лишь 3% пресной, много пресной воды? Верно, нет. Поэтому, нужно беречь воду. (Слайд 21) Ведь без воды мы не сможем ни умыться, ни попить, ни приготовить пищу. Растения без воды засохнут, животные погибнут. Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды – всего три дня.

- Вода – это , что всем жизнь нам даёт,

Что силы и бодрости нам придаёт.

Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть

Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.

(Слайд 22)

Волшебница вода : Человек, запомни навсегда :

Символ жизни на земле - вода .

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Мне пора, у меня много работы. До свидания! До новых встреч!

(Слайд 23)

Воспитатель : Ребята, чтобы нам ещё долго помнить свою гостью, давайте с вами нарисуем воду. Обычно воду мы привыкли изображать голубым цветом. Рисовать мы будем не кисточками, а зубными щётками.

Я рисую воду, голубые дали.

Вы такой воды просто не видали!

У меня такая краска голубая, что вода любая , просто как живая!

Дети, вода – это бесценный дар ! Чистую воду надо беречь и разумно использовать, не тратить зря! Пусть на земле всегда будет чистая вода .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Капелька»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: Вода – волшебница.

Разработала и провела:

Смирнова Н.А.

д. Каликино 2017

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-Волшебница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Итог занятия:

Что вы сегодня узнали нового?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы узнали из опытов о воде?

А какая игра вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в старшей группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды и значение воды для жизни и здоровья людей.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, «круговорот воды в природе», фильтрование, пароход, гидроэлектростанция, рыболовецкое судно; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница Вода»
Программные задачи:
Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.
Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.
Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.
Материал к занятию: разная стеклянная посуда, схемы, стеклышки, чайные ложки, картинки с изображением птиц, животных, зверей, магнитофон с записью, по кусочку сахара, соль, камешки, опилки.
Ход занятия:
Воспитатель: Начинаем наш семинар-практикум. Вы мои ученики. Я ваш научный руководитель. Сегодня вы приготовили загадки, давайте послушаем.
(Дети по очереди достают карточки-капельки с загадками)
1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде! (Дети рассказывают о воде)
1. Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете.
2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу.
3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.
4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать что-нибудь интересное.
Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Воспитатель: Предлагаю детям занять места в лаборатории для проведения опытов.
Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии может быть вода.
1.Газообразное состояние.
Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
На доске вывешивается схема газообразного состояния воды.
2.Жидкое состояние.
Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость.
На доску вывешивается схема жидкого состояния воды.
3.Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
На доске вывешивается схема твердого состояния воды.

Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.
4. Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко.
Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите картинку под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили?
Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема)
6. Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке.
Вывод: вода не имеет запаха (схема).
7. Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна (схема).
8. Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки.
Вывод: Вода растворитель (схема).
Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов.
По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды.
Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
- загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы
Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей.
Дети читают наизусть стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!