Удмуртские украшения. Национальная удмуртская одежда. Женский народный костюм

Удмуртский костюм является культурным достоянием финно-угорской народности. Это не только символ трудолюбия, но и защита от сглаза. Приданое девочки начинали готовить с 6–7 лет. Постепенно сундук наполнялся повседневными и праздничными платьями, обувью, украшениями, нарядами для будущего мужа. Всего можно насчитать в припасах больше 40 изделий.

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет . Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники . Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой . Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику . Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору . Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье).

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги . Зимой все носили валенки.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами . Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Женские головные уборы Головные уборы северных удмурток Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая кумачом и монетами. Девочки 10-12 лет носили круглую такъю (котрес такъя), 14-15 лет - продолговатую (кузялэс такъя). Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники - из кашемира и шелка. Замужние женщины, кроме налобных повязок и платков, носили головное полотенце (весяк кышет, йыр котыр), концы которого украшались вышивкой и красными ткаными полосками.

3 слайд

Описание слайда:

Головные уборы южных удмурток Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью. Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине - пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой. Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см. Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемый бырттос (от слова бырттыны - вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки - аппликация из разноцветного материала. Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в.

4 слайд

Описание слайда:

Мужские головные уборы Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы)

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски. Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.

6 слайд

Описание слайда:

Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо). В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной. Тканые мужские пояса

7 слайд

Описание слайда:

Женская одежда Северный костюмный комплекс Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики. Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название "пестросаес" по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.

8 слайд

Описание слайда:

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм - небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло - полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё - плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем - красной отделкой. Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20x30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

9 слайд

Описание слайда:

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет - букв, боковой платок). Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины. Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.

10 слайд

Описание слайда:

Южный костюмный комплекс Южно-удмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале - булгары, затем - татары и башкиры. Территория распространения комплекса - Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан. Южная удмуртка в праздничном костюме

11 слайд

Описание слайда:

В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась)[. Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в Верхняя одежда дукес в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом - узорную полоску. Сюлык

12 слайд

Описание слайда:

Украшения Среди женских украшений XVIII-XIX вв. главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и в богатых семьях переходили от поколения к поколению. В более бедных слоях населения в качестве украшений применялась имитация монет из олова и жести. Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами. Значительно меньшее место среди украшений занимали изделия из стекла – бусы и бисер, в то время как у соседних народов – мордвы, чувашей – бисер и бусы пользуются до настоящего времени чрезвычайно широким распространением.

13 слайд

Описание слайда:

Замужние женщины скрывали свои волосы под головным убором; девушки украшали свои косы накосником. Девичьи накосники представляли собой узкую полосу холста, на которую нашивались жетоны или монеты; вместо холста иногда употреблялась тесьма. Накосник заканчивался металлической пластинкой и прикреплялся сзади к такъе. Другое девичье украшение для косы представляет собой небольшой треугольник из бересты, обтянутый зеленой бумажной тканью; основание треугольника равно 8 см, высота – 6 см; лицевая сторона его покрыта мелкими серебряными и имитированными монетами и мелкими кораллами; на оборотной стороне пришита петля из шнурка для прикрепления к косе около затылка. В ушах девушки и замужние женщины носили серьги (угы), которые чаще всего состояли из мелких серебряных монет. В центре помещалась самая крупная монета, а вокруг нее – более мелкие. Под подбородком проходила веревочка, соединяющая серьги.

14 слайд

Описание слайда:

Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), которые составляли необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Они состояли из двух больших серебряных монет, привязанных к отдельным ниткам, на которые были нанизаны стеклянные бусы разной формы и цвета; обе нитки сплетались в одну. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений. На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь). Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая шею снизка из мелких монет в 15-20 коп., ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов. Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, общей стоимостью до 40 руб., оно покрывало шею и грудь до пояса, широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. Возникновение этого украшения связывают с эпохой христианизации удмуртов. Термин «кироскал» в переводе на русский язык означает шнурок для креста. У удмуртов до недавнего времени существовал обычай подвешивать крест, полученный девочкой при крещении, к украшениям взрослой девушки, например к камали – чересплечному украшению из серебряных монет. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д.

15 слайд

Описание слайда:

Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Этим термином обозначаются два различных украшения – шейное и нагрудное. Шейное украшение надевалось молодыми замужними женщинами и девушками с праздничным костюмом. Оно имело вид ожерелья из стеклянных желтых бус, нанизанных на проволоку вперемежку с более мелкими голубыми бусами и крупными серебряными монетами в 1 рубль. К началу XX в. чыртывесь исчезает из употреблении, но продолжает храниться в сундуках старух. Нагрудные украшения из серебра особенно широко были распространены в южных районах Удмуртии и известны под различными названиями. Чыртывесь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Спереди к ожерелью пришивались три полосы холста в виде языков, скрепленные между собой и обшитые также монетами, средняя полоса обшивалась более крупными монетами, боковые – более мелкими.

16 слайд

Описание слайда:

Чыркерттэт представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы. Его носили обязательно с шейно-нагрудным украшением, состоявшим из двух рядов монет или подделок под них; в нижнем ряду были крупные монеты (рубли, полтины), в верхнем – мелкие (не выше гривенника). Оба ряда монет были пришиты к нижнему краю полосы цветного холста, имевшей крючок для застегивания позади. Поверх монет на холст были нашиты ряды поддельных кораллов, небольших пуговиц, мелких стеклянных бус. От середины ворота на грудь спускался пришитый к нему угол холста, длиной 25 см и шириной 5 см. Весь язычок холста сплошь был украшен серебряными монетами. Это украшение надевалось на верхнее платье, стоимость его достигала 30 руб.

17 слайд

Описание слайда:

Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями. В бывшем Глазовском уезде наплечное украшение представляло собой широкую ленту с нашитыми на нее серебряными монетами и мягкими красными бусами. Лента спускалась у женщин с левого плеча и прикреплялась другим концом к ожерелью. В Селтинском районе перевязь сюмыс бырттон представляла собой продолговатый кусок холста, шириной в 7-8 см, обшитый черной материей или кумачом; с верхней лицевой стороны к холсту прикреплялись монеты в 15-25 коп. или жетоны, а иногда даже и медные пуговицы. По всей вероятности, в более раннюю эпоху это украшение изготовлялось из сыромятной кожи, о чем свидетельствует сохранившийся термин «сюмыс», что значит кожа. Иногда женщина в качестве украшения спускала с левого плеча две-четыре вышитые серебром или золотом ленты, которые одним концом подвязывались к ожерелью, а другим закладывались вдоль груди; ленты носили название «камали». Такие ленты невеста приготовляла к свадьбе в качестве подарка для свекрови. В современном переводе «камали» значит нагрудник из серебряных монет.

18 слайд

Описание слайда:

Обувь Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Такие чулки – наиболее старинные; они были известны и соседям удмуртов – коми-пермякам и коми-зырянам; у последних холщовые чулки сохранились как смертная обувь. Зимой под чулки надевали шерстяные или меховые обертки, а летом – холстинные. Для того, чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью. Поверх чулок женщины обертывали ноги портянками из белого холста (бинялтон), которые не доходили до колен и оставляли открытой всю верхнюю часть чулка. Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Они отличались от русских лаптей формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные - из 7 и 5. Веревочки к лаптям плели из белых льняных и черных шерстяных нитей, для крепости добавляли конский волос. Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки - зимой

19 слайд

Описание слайда:

Литература http://vorshud.unatlib.org.ru/Национальный_костюм https://www.google.ru/search?q=краеведческий+музей+г+глазов 1. Лебедева С. Х. Традиционная одежда и украшения / С. Х. Лебедева, Л. С. Христолюбова // Удмурты: ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 125-141. 2.Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008. - С. 9-13, 13-18. 3.Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. - М., 1951. - С. 28, 70-80. 4. Владыкин В. Е. Одежда / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов: учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 73.

Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, до нач. XX в. почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов - северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов.
Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

Праздничный костюм молодой замужней женщины. Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Костюм молодой девушки.
Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


Одежда срединных удмуртов впитала в себя некоторые черты северных и южных удмуртов. Основу костюма составляла рубаха с декоративным аппликативным нагрудником, поверх надевали распашной кафтан из белой льняной домотканины. Спинка кафтана отрезная и присборенная в талии, полы прямы, рукава втачные. Женский головной убор – аппликативный треугольный платок. Его надевали поверх шапочки.
Одежда бесермян близка по своему покрою к южноудмуртской. Она туникообразного покроя, грудной разрез прямой, вокруг него пришивались полосы цветастого ситца, с небольшой оборкой. Шилась в основном из клетчатой домотканины. Носилась в паре с распашным кафтаном из клетчатой или продольнополосатой домотканины красных тонов.
Особенно активно украшалась праздничная одежда удмуртов. Она включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты, и т.д.

Искусные мастерицы

Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно - свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.

Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.

Костюмы северных и южных удмуртов очень сильно отличались. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Богато и со вкусом

Удмуртскую одежду шили из холста, сукна и овчины, почти вся она была домашнего производства.

Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи - кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник.

Южные удмуртки носили рубаху, сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой.
Поверх этой одежды надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были лапти, башмаки или валенки.

Головные уборы - платки, шапочки, повязки, дополненные бисером, бусинами, монетами, - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение.

К тому же женщины-удмуртки любили украшать себя большим количеством серебряных монет, это было и демонстрацией богатства, и защитой от сглаза. А праздничная одежда включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты и т.д.

Мужской костюм удмуртов за века изменился мало. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Штаны да рубаха

При всем таком богатстве женской одежды удмурты совершенно не сохранили многообразие мужского костюма. Мужчины, судя по всему, одевались очень просто: рубаха-косоворотка, полосатые штаны, плетеный или кожаный пояс. На голове - валяная или овчинная шапка, на ногах - лапти, сапоги, валенки. Из украшений разве что перстень, но обязательно с родовой печатью.

Комментарий специалиста

Серафима Лебедева, историк-этнограф:

Национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия. Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты - клетчатую пестрядь. Более древняя одежда - белая, а южные удмурты многое переняли от тюрков.

В костюмах разнились крой, цвет. Отличались наряды женщин разных возрастов и социального круга - была одежда для девочки, девушки, невесты, зрелой и пожилой женщины. В праздничных вариантах использовались украшения из монет, нагрудные, чересплечные, поясные. А мужской костюм прост и функционален: клетчатая косоворотка, полосатые штаны и валяная шляпа.

Утямышева Юлия

Одежда и праздники удмуртского народа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней

общеобразовательной школы с. Новая Смаиль Малмыжского

района. Учебно-исследовательская работа.

Одежда и праздники

удмуртского народа.

Работу выполнила ученица 9

Класса Утямышева Юлия

МКОУСОШ с. Новая Смаиль

ул. Школьная,2.

Руководитель:

Гильмутдинов Ильяс Гайфуллович

учитель географии МКОУСОШ

с. Новая Смаиль

2012 год.

Стр.

Введение 3

I. Национальный удмуртский костюм 4-5

Одежда южных и северных удмуртов Слободского района

И Кировской области в сравнении 6-7

II. Календарно - обрядные праздники:

А) Великий пост. Пасха; 8

Б) Троицкая неделя. Семик. 8

III. Традиционные блюда. 9

IV. Песни и пляски в жизни удмуртов. 10

Заключение. 11

Приложение.

Литература. 12

Введение.

На пригорке - родная деревня.

Хорошо у меня на душе.

Речка Китячка меж старых деревьев

Деловито шуршит в тишине.

Наслаждался простором и тишью,

И чувствовал сердцем, что я

В этом радостном крае - не лишний

И душа отдыхала моя. (ФедорВасильев).

Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали, как наивысшую святыню, сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах, прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. Цель жизни каждого поколения - создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я считаю, что люди, благодаря немалым трудам, в какой - то мере выполнили свой долг перед прошлым и будущим и внесли достойный вклад в копилку ценностей, жизненно необходимых каждому поколению.

Я провела исследовательскую работу о традициях, обычаях и национальной одежде удмуртов. Также, я в своей работе отметила важнейшие обрядовые праздники удмуртского народа. Я горжусь своим народом и считаю, что мы должны знать и помнить быт и религию наших предков.

Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда и праздники занимают важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы.

Исходя из этого, объект моей работы - традиционная одежда удмуртов.

Предмет моей исследовательской работы - исчезновение удмуртских обрядов и традиций.

Цель исследования - изучить обычаи удмуртского народа, путем сравнения одежды и традиций северных и южных удмуртов.

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Расспросить жителей моей деревни, записать интересные факты;

Мой народ очень богат своими традициями. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и мы сами забываем свой язык. Я написала эту работу, чтобы затронуть забытые народом праздники и традиции. На мой взгляд, выбранная мною тема, актуальна на сегодняшний день. Я могу предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. При написании этой работы возникли небольшие трудности при сборе материала. При написании работы мне очень помогли заведующая Пор - Китякской библиотекой Трухина Алевтина Николаевна, моя бабушка Асанова Евдокия Тихоновна и долгожительница нашей деревни Камаева Татьяна Семёновна (1915).

Национальный удмуртский костюм.

Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора. Известный писатель - этнограф Всеволод Лебедев не случайно, наверное, писал: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась.» Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки (дэремы) и верхние рубашки (шортдэремы) укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно - родственным надзором находилась обрядовая одежда (нерге дись). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды, у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая. К обрядовым относится свадебная (сюан дись) и погребальная (кулэм мурт дись).

Есть три великих вечных цвета.

Красный, черный, белый.

Солнце красное,

Земля чёрная,

И всё это - белый свет.

Божественные три цвета -

Белый, красный, чёрный.

Национальный удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук - служило оберегом от несчастья. Оберег - предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто - ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней. Мне хочется расск азать и про мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Штаны были холщовые. На ногах мужчины

носили лапти с цветными завязками, а кто побогаче, у того обувь была кожаная с украшениями. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс - оберег.

Ремень у талии со многими приспособлениями для топора, ножа, а также сплетённые специфично лапти, придавали мужскому костюму национальный колорит. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В качестве верхней одежды носили «зыбын» и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой - суконный кафтан «дукес» и шубу «пась». Головные уборы сохраняют возрастные отличия. Девушки носили шапочку такъю и различные головные повязки; замужние женщины - сложный головной убор, состоящий из нескольких отдельных элементов: налобной повязки «йыркерттэт», полотенца - «чалмы», высокой шапки из бересты - «айшона» со спадающим на спину покрывалом - «сюлыкош». Пожилая женщина вместо «чалмы» и «айшона» носила «пелькышет» - холщовую шапочку с двумя длинными концами, которую покрывала платком. Свадебные покрывала были из крашеного в синий цвет холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки.

Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы, на личике представлено как прямое, так и косое плетение. Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных и других ниток. Довольно много до наших дней сохранились удмуртские традиционные украшения. Кроме колец, серег, браслетов, бус носили еще и нагрудные украшения из монет, полудрагоценных камней, бусин, подвесок - оберегов. Украшения передавались по наследству: от бабушки к матери, потом к дочери и дальше. Подновлялись лишь при необходимости. Вот почему в них есть и архаичные черты - не только нагрудная, но и наспинная части, родовые амулеты (талисманы).

Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако, крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом. Я могу утверждать, что удмурты, в большинстве случаев, миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.

Одежда северных и южных удмуртов в сравнении.

Одежду удмурты шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиционной одежде выделяют северные, южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментацией, украшениями. Женский костюм северной удмуртки состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником (азькышет) без груди. У южных удмуртов к этому времени одежда сохранялась лишь в качестве ритуального, для остальных случаев шили дэрем (платье) из пестряди, расширяющейся к низу и оканчивающейся оборкой. Рукава и кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой повсеместно были шерстяные и полушерстяные кафтаны (зыбын, дукес, сукман) и шубы (пась). Обувь - узорные чулки, вязаные (пыдвыл) или сшитые холщовые носки (чуглэс), лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки (ката), валенки (гын сапег). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные - неотрезными и без сборок, но приталенными.

В наборе удмуртских головных уборов - налобная повязка (йыр керттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон). На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы - платок (кышет), налобная повязка (уко туг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). У северных удмуртов девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера (чыртывесь, чыртыкыш, уксе тирлык); чересплечные перевязи (камали, бутьмар); серьги (пель угы); цепочки (жильы); кольца, перстни (зундэс); браслеты (поскес); бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах . Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных - монеты.

Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха - косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, заменёнными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами (кускерттон, путо). Мужские головные уборы - валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь - холщовые или шерстяные онучи (бинялтон, ыштыр), лапти (кут), сапоги (сурон сапег), валенки (гын сапег). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской. Мужской костюм в настоящее время утратил своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют удмуртские

платья (дэрем) из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, которые носят с однотонными вышитыми передниками. Сохранившуюся домотканую одежду и традиционные украшения надевают редко. Большинство носит одежду городского тип а.

Календарно - обрядные праздники.

Важную роль в жизни удмуртов играют календарно - обрядные праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов). Обрядное содержание календарных праздников состояла из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванные отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Весенне-летний цикл (гырыны потон, акашка, гербер, куарсур) был связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на дружные всходы нового урожая. В основе осенних обрядов (виль жук, сизьыл юон, кутсан быдтон) - благодарение в честь собранного урожая, утверждение дальнейшего благополучия. Новый год удмуртского земледельца начинался весной, с началом нового земледельческого сезона.

Великий пост. Пасха.

Пасха - главный удмуртский праздник. К ней готовятся заранее: копят яйца, которые красят луковой шелухой, накануне пекут куличи, варят пшеничную кашу. Празднуют его неделю. Первый день ходят по родству, один род к другому не заходит. Во второй день пожилые уходят в Пор - Китяк, в гости, а молодежь из двух деревень в Удмурт - Китяк с песней и пляской, ходят по домам, а в третий день меняются местами. Во время этих пасхальных праздников устраивают соревнования на лошадях и бег среди населения, хороводы, игры, качания на качелях. Обычно хороводы водит молодежь.

Троицкая неделя. Семик.

После пасхи седьмая неделя называется Троицкой. Каждый вечер молодежь собиралась возле качели до Троицы. Вечером, перед Троицей их снимали. Мероприятие было очень зрелищным. Снимать качели доставалось самому ловкому. После снятия молодежь шла обходить поля с песнями и плясками и возвращалась только под утро, где их встречало старшее поколение.

Основная обрядность этой недели связана с растительностью, а также с поминанием умерших предков. Поминки устраиваются в Семик (четверг на Троицкой неделе). Ходят на кладбища, едят поминальную еду: блины, рыбные пироги, яйца, конфеты, оставляют эту еду на могилах. Возможно, древние корни Троицкой и Семицкой обрядности связаны с принесением жертвы предкам.

Традиционные блюда удмуртов.

Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. В рацион включают дикорастущие дары природы: грибы (губи), ягоды (будос емыш), различные травы (турын - куар). В сушёном и солёном виде их заготавливают на зиму. Традиционные хлебные изделия: подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), в прошлом из гречишной и овсяной муки, теперь чаще пшеничные, блины с маслом и кашей (жуко мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками - мясной, грибной, капустной; всевозможные пироги из кислого и пресного теста. Одно из любимых блюд - пельмени (пельнянь), мясные, капустные, творожные. Варят различные супы (шыд): с лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой, уху; весной - щи из дикорастущей зелени, например, крапивы (пушнерен шыд). Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши (жук) из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные блюда: простокваша, ряженка (йолпыд, чырс йол). Как и блюда из яиц, масло (вой) и сметана (йолвыл, нокы) в прошлом были ритуальной пищей.

Приложение № 1

Песни и пляски в жизни удмуртов.

Я считаю, что песня, как никакой другой жанр фольклора, занимает исключительно важное место в жизни удмуртов. Песня сопровождала удмурта с рождения до самой смерти. «Улон - вылон» - цикл жизненного бытия, все его важнейшие этапы были отмечены песенными ритуалами, признанными способствовать успешному прохождению человеком его кругооборота жизни. Цикл жизни удмурта включал три свадьбы: свадьбу младенца, когда человек обручается со всем белым светом; свадьба в обычном понимании, когда человек обручается со своим суженым; свадьба - похороны, когда человек обручается с землей, с потусторонним миром. Появление человека отмечали песнями. Приходили родственники, соседи с вкусными подарками в честь новорожденного, одним из самых дорогих подарков считалась специально сложенная песня, в которой славили родившегося младенца, желали ему добра, радости.

С достижением возраста «быдэ вуэм» (когда человек считался готовым к семейной жизни), начинали готовиться к свадьбе. Много было разных хлопот, важное место среди них занимали песенные. Весь свадебный ритуал строился как своего рода состязание двух хоров: со стороны жениха и со стороны невесты. Лишь в конце свадьбы оба хора могли спеть общую мелодию, символизируя единство семьи.

Когда человек завершал свой жизненный цикл, готовили последнюю, безвозвратную свадьбу - похороны. Часто хоронили в подвенечном платье, пели любимые песни покойного.

Когда парень достигал совершеннолетия, он отправлялся в армию, перед этим юноша вбивал в матицу дома серебряную монету, а по возвращении выдергивал ее оттуда зубами. Считалось, что он теперь достиг возраста «кын корт куртчан дыр», «возраста, когда он может перекусить стылое железо», то есть в расцвете сил. Пока солдат находился на службе, его портрет берегли, не забывали. Ведь человек живет до тех пор, пока его помнят, пока не умолкла, не потерялась его песня. К сожалению, многие удмуртские песни сейчас уже безвозвратно умолкли, навсегда затерялись в океане забвения. И все - таки, думается, народная песня не умолкнет, пока живет народ. Вопреки многому мой народ ещё поет. Хочется верить, надеяться, что все к лучшему. Мы, удмурты, совсем немногочисленный народ, очень не многое, наверное, зависит не от нас в мире.

По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь и танцевать.

Популярные удмуртские танцы - хождение по кругу с танцевальными движениями (кругэн эктон), парный перепляс (ваче эктон), женский танец покаток (ширъян), мужской танец (тыпыртон), фигурные танцы типа кадрили. Удмуртские танцы исполнялись с магическими словами и песнопением во время праздников и были слиты в единое целое, из которого постепенно выделились хороводы и пляски. Существовали ритуальные танцы календарных обрядов. Пение и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Во время праздников, вся деревня собиралась возле какого - нибудь двора и пела песни, плясала под гармошку. 10

Приложение № 3.

ШУДОН ПОЛ ГУРЪЁЗ.

1. Ай - кай но арлэн ортчемез, ай - кай, -

Кускись путолэн но юсьтэмез, ай - кай.

2. Посьтоно но путо мед ик посьтоз,

Ортчонтэм ик но даур лусал ке, ай - кай.

3. Гурезь но бамын сьод пушнер, ай - кай,

Солэн гынэ шараз сьод сутэр, ай - кай.

4. Сьод сутэр кадь ик синъёсыд, ай - кай,

Горд намер но кадь ик бамъесыд, ай - кай.

ПЕРЕВОД:

ХОРОВОДНО - ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

  1. Ай - кай год, да проходит (так быстро), ай - кай,-

Словно кушак изнашивается, ай - кай.

2. Кушак (который должен износиться) пусть износится,

Лишь бы годы наши (молодые) не проходили, ай - кай.

3. На склоне горы оза густая крапива, ай - кай,-

В ее зарослях черная смородина, ай - кай.

4. Глаза твои, словно черная смородина, ай - кай,

Щеки твои, словно ягоды костяники, ай - кай.

СЕМЫК СЯЛЕ.

1. Тэтэ сяськадэ бичатэк кыли,

Али уз тоизы шуыса,

Верано кылме вератэк кыли,

Али уз кошкы шуыса.

2. Кыдёкык адске, чиль - дол адске

Та кебитэдлэн тунганэз.

Кыдёкын кылиське, мусо кылиське

Милям туганлэн куараез.

ПЕРЕВОД:

ТРОИЦКАЯ ПЕСНЯ .

1. Цветы, не собрав, оставила,

«Еще не отцветут,» - думала.

Желаемые слова недосказала,

«Еще не уйдет,» - думала.

2. Издалека виден, блестит - переливается,

Замок на этом магазине,

Издалека слышны, милыми кажутся

Заключение.

Когда я начала писать эту работу, я не предполагала, что обычаи и традиции моего народа настолько богаты, своеобразны, редки. Я считаю, что каждый народ создавал свою культуру по - разному, в зависимости от тех материальных и социальных условий, от той природы, среди которой протекала его жизнь. Моя работа - культурное наследие народа. Я убедилась, что работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила удмуртской одежде и праздникам. Изучив культуру своего народа, я выяснила, что старинные обряды и традиции остаются в прошлом, забываются и редко кто может их вспомнить. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, его письменность, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому хоть капельку своих сил и знаний, но я думаю, что найдутся такие ученики, которых заинтересует моя работа и они продолжат изучение праздников и национального удмуртского костюма.

Я думаю, что при работе над этой темой, я смогла заглянуть в прошлое своего народа. К сожалению, мы - удмурты, совсем немногочисленный народ, но мы сделаем все возможное, чтобы сохранить наши обычаи, традиции и в частности народ. Я очень благодарна тем, кто помогал мне при написании этой работы и от всей души желаю им крепкого здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни.

Литература.

I. 1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

4. «Кенеш», 2007г.

5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

II. При сборе материала мне помогли:

1. Асанова Евдокия Тихоновна;

2. Камаева Татьяна Семеновна;

3. Трухина Алевтина Николаевна.

Красный сюлык. Женские нагрудные украшения.

Южные удмурты. Серебро, кораллы, бисер, стекло.

Южные удмурты.

Нагрудное чересплечное

женское украшение.

Женщины в национальных одеждах.

Серьги. Серебро, литье. Женская рубаха.

Дэрем. Платье - рубашка. Северные удмурты .

Приложение № 2

СЮАН ЗОУТ.

1. Жужыт но жужыт гурезь но йылад

Озорник чожед пи поттэ, ай,

Пиез Бен вуоз но, лобзоз но кашкоз,

Анаез кылёз бордыса, ай.

2. Кубиста вылэ ву ин кисьталэ,

Кубиста вуэз яратэ, ай.

Анай - атайлы зёч кыл вералэ,

Анай соос зёч кылэз ярато, ай.

3. Бончае кешыр пунтытэн гинэ,

Ой тод бакчалэсь небытсэ, ай.

Ачим Бен анай луытэк гинэ,

Ой тод анайлэсь кадырдэ, ай кай.

ПЕРЕВОД:

СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ.

  1. На вершине высокой да высокой горы

Озерная утка птенцов выводит, ай.

Детки да подрастут, да улетят, да насовсем,

Мать останется в слезах, ай.

  1. Капусту водой поливайте,

Капуста воду любит, ай.

Отцу с матерью добрые слова говорите,

Мать доброе слово любит, ай.

  1. Не посадив в огороде морковь,

Не узнала, какая мягкая в огороде земля.

Пока сама да матерью не стала,

Не познала материнского уважения, ай хай.

Приложение № 4.

СЕМЫН ДЫРЬЯ ВОЗЬ ВЫЛЫН КЫРЗАН.

1. Жужыт, жужыт юртъёстыно,

Югыт жуась тыльёсты,

Ортчыса кошким, шултыса кошким,

Секыт вылэм умъёсты.

2. Вало дурти, возьёс вылти

Ветли огнам кырзаса,

Киям бычай льомпу сяська,

Ас гажанли малпаса.

ПЕРЕВОД:

ЛУГОВАЯ ПЕСНЯ (ТРОИЦА).

1. Высокий, высокий ваш дом да,

Ярко горящие ваши огни

(Ваш дом) когда прошли, свистнули,

Крепкий («тяжелый), оказывается, ваш сон.

2. Вдаль Валы по лугам

Бродила я, песню напевая,

Собирала черемуховый цвет,

О своем любимом думая.

Приложение № 5.

ЧАСТУШКАОС.

1. Ву Берга но, ву Берга но,

Ву вылын шукы Берга.

Сюлмы малпаса бордэ но,

Синкыми уг поты.

  1. Кошкись вуэ кошкисько вал

Чабкас пасьта боз понна.

Пинал дырли быдтисько

Сьод синкашо пи понна.

3. Голькыт, чагыр сяська пушкын

Жот - жот кырза учыед

Жот - жот кырзась учыед казь,

Жот - жот гажа сюлэмы.

ПЕРЕВОД:

ЧАСТУШКИ.

  1. Вода кружит да, вода кружит да,

По воде пена кружит.

Душа в раздумьях плачет да,

А слезы не идут.

2. В бурный поток чуть не не упала было

Из - за ткани шириной в ладонь.

Молодость свою гублю

Из - за чернобрового парня.

  1. Среди розовых, голубых цветов

Громко поет соловей,

Как громко поющий соловей,

Сильно любит мое сердце.