Какие бывают страхи у подростков и как с ними бороться? Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям Почему у ребенка страх смерти

В процессе воспитания, в каждом возрастном периоде малыша, у вас возникают различные трудности. Появление фобий - одна из проблем, которая может обнаружиться на любом этапе взросления маленького человечка. Что делать, если ребёнок боится смерти. Насколько опасен этот страх и есть ли у него границы нормы. Каковы возрастные особенности тревожности.

Об этом сегодня и поговорим.

Страх смерти

Страх смерти считается одной из сильнейших человеческих фобий, которая может сформироваться ещё в детстве. Как ребёнок будет относиться к конечности земного бытия, всецело зависит от вас и ваших близких.

Страх смерти у детей имеет варианты:

  1. Боязнь умереть самому или потерять близких людей;
  2. Может лежать в основе других боязней: темноты, болезни, замкнутого пространства, нападения, войны или остаться дома одному (читайте статью по теме: Ребенок боится оставаться в комнате и дома один >>>).

Умеренный страх смерти не является патологией, а говорит о полноценном развитии психики ребёнка. Проявлением аномалии будут являться крайние формы: от полного безразличия к своему существованию, до ужаса перед неизбежностью.

Информацию о конечности жизни малышу необходимо осознать и переработать, в противном случае, боязнь может уйти глубоко в подсознание, переплестись с другими фобиями и мешать нормальному общению.

Интересный факт! Дети из верующих семей переживают страх смерти значительно реже и в менее безопасной форме. Поскольку христианское учение утверждает, что жизнь человека никогда не прекращается, и после смерти тела, душа продолжает жить.

Причины страха в разном возрасте

У каждого ребёнка страх смерти проявляется в индивидуальной степени и имеет различные истоки. Причинами сильного страха может быть:

  • смерть близкого человека или любимого питомца;
  • чувствительный тип нервной системы ребёнка (актуальная статья по теме: >>>);
  • частые болезни малыша;
  • воспитание в неполной семье.

Если вы знаете причину, то с ребенком обязательно нужно поговорить. Главный посыл таких разговоров - это ваше искреннее желание помочь малышу разобраться в сложных вопросах, проявление заботы, любви и заинтересованности к его проблеме. Не волнуйтесь, если в основе любовь, то нужные слова обязательно найдутся.

Важно! Учтите, что девочки чаще подвержены боязни смерти, чем мальчики.

До 3-х лет

  1. Первые три года жизни малыш активно познаёт мир и такие вопросы, как уход из жизни, не волнуют его сознание;
  2. Он воспринимает людей и окружающую обстановку как постоянную величину;
  3. Маленький первооткрыватель очень привязан к маме и папе, не мыслит себя как отдельную личность. Поэтому до трёхлетнего возраста проблема страха смерти не возникнет у вас. Используйте возможность хорошо подготовиться к дальнейшей беседе.

От 3 до 7

  • После 3-х лет ваш ребенок не только получает новые знания, но и оценивает их;
  • На данном этапе взросления малыш ощущает себя неуязвимым, при этом ребёнок боится смерти родителей или других близких людей - всё это может стать почвой для сильнейших переживаний, с которыми вам нужно работать. Страх потерять маму и папу на психологическом уровне воспринимается малышом как утрата заботы, поддержки, внимания, защиты;
  • В данном возрастном периоде характерно тесное переплетение нескольких страхов малыша: темноты (читайте, что делать в этом случае в актуальной статье: Ребенок боится темноты >>>), замкнутого пространства, боязни засыпать, так как возможны страшные сны, где ребёнка кто-то хочет съесть, или нападают некие сущности;
  • Так страх смерти у детей дошкольного возраста приобретает расплывчатые черты, образуя некую сборную солянку из нескольких разных боязней, которые в большинстве своём основаны на инстинкте самосохранения;
  • К 5 годам у вашего малыша развивается абстрактное мышление, его интересуют такие категории как пространство и время. Приходит понимание конечности бытия природных явлений и человека, ваш ребенок начнет задавать вопросы, касающиеся тематики смерти, и всего, что с ней связано.

Старше 7

После 7 лет у ваших деток формируется осознанное представление о конце жизни, как неизбежного установления, примирения с данным фактом, либо фобия перерастает в патологическую форму.

Знайте! Страх смерти имеет открытую и скрытую формы. Первый вариант представляет собой непосредственно боязнь умереть, а во втором случае, фобия выражается через опасения острых предметов, воды, пожара, стихийных бедствий, большой высоты, подавиться едой - всего того, что гипотетически может привести к смерти.

Страх смерти у детей младшего школьного возраста труднее диагностируется из-за сформированного чувства стыда и потребности личного пространства. Ребёнок способен тщательно скрывать свои переживания. Вам могут осложнить ситуацию новые эмоции, в связи с посещением школы и приобретение дополнительных страхов социального характера.

Подростки

  1. Незрелость подростковой психики выражается в склонности к магическому сознанию и повышенному интересу к теме смерти;
  2. Впечатлительные натуры обладают бурным воображением: придают повышенное внимание знакам и символам, выдумывают различные страшные истории про вампиров и призраков, пугают друг друга;
  3. Умеренное проявление страха смерти у вашего подростка является залогом нормального развития личности;
  4. Боязнь умереть у детей старшего школьного возраста интенсивно маскируется под разного рода социальными фобиями, к тому же, ваш повзрослевший ребёнок может сильно замкнуться в себе. Если у вас отлично налажен контакт и присутствует взаимное доверие, то вам будет значительно легче помочь ему справиться с возникающими сложностями.

В каком бы возрасте не возник вопрос о смерти у вашего малыша, главное - не отмахивайтесь от него отговорками, честно ответьте на возникшие вопросы, развейте сомнения. А в идеале - заранее приготовьтесь к беседе, чтобы в случае возникновения переживаний у крохи, не откладывая в долгий ящик, провести с ним полезный разговор.

Важно! Не объясняйте смерть близкого человека сном или длительным отъездом. Это может спровоцировать дополнительные страхи и, когда вскроется обман, малыш получит психологическую травму.

Если вы определили, что ребёнок боится смерти, что делать в такой ситуации? Примите во внимание несколько универсальных полезных советов, но учитывайте возраст крохи.

  • На всём периоде становления детской психики проявляйте по отношению к малышу внимание, терпение, заботу, любовь;
  • Если горе произошло в семье, и у ребёнка возникли вопросы, обязательно ответьте на них максимально корректно. При отсутствии сил на подобные разговоры, попросите близкого человека побеседовать с ребенком;
  • Не обсуждайте свои переживания по поводу смерти в присутствии малыша;
  • Умеренная доза новых эмоций: цирк, парк, театр - помогут отвлечь впечатлительное чадо от негативных переживаний. Главное - не переусердствуйте;
  • Объясняйте смерть самыми нейтральными толкованиями: старческий возраст или тяжёлая болезнь;
  • Во время обострения страха, не отправляйте ребёнка в оздоровительный лагерь и, по возможности, сократите походы по больницам (актуальная статья по теме: Ребенок боится врачей >>>);
  • Мечтайте вместе с малышом о его будущем: профессии, семье;
  • Учитывайте тот факт, что боязнь смерти часто сопровождается страхом темноты, закрытого пространства, одиночества. Если вы обнаружили дополнительные фобии, искореняйте и их тоже;
  • Не позволяйте ребёнку смотреть по телевизору или в интернете фильмы с кровавыми сценами, жестокостью и насилием;
  • Почитайте ребёнку художественную литературу, где на доступном языке автор повествует об уходе из жизни. Например, П. Стальфельт «Книга о смерти», сказки Г- Х Андерсена «Русалочка», «Ангел», «Девочка со спичками».

Помочь ребёнку преодолеть страх смерти способны творения современных психологов:

  1. Терапевтическая сказка психолога И. Гавриловой «Капелька»;
  2. М. Антонова «Солнечный луч»;
  3. Т. Гриза «Волшебное предназначение Джина».

Если вы обнаружили у ребёнка страх смерти, что делать в таком случае, как себя вести правильно? Для начала уясните, что в подобных вопросах малыша нет ничего страшного, это полноценный этап развития личности. Чтобы доступно рассказать ему о конце жизни, нужно прежде родителям точно определить свою позицию по отношению к смерти и найти нужные слова для ребенка, которого никто не знает лучше вас.

Страх смерти - это одна из самых сильных фобий человека. Для многих она родом из детства. И только от родителей и близких ребёнка зависит, насколько правильно маленький человечек воспримет данность, что всё имеет свой конец, и жизнь в том числе. Как появляется боязни умереть у малышей, и можно ли избежать этой проблемы? Ответ на этот вопрос поможет мамам и папам найти правильный подход к такой серьёзной стороне воспитательного процесса.

До трёхлетнего возраста сознание ребёнка - это губка, которая впитывает окружающую информацию. Процесс восприятия напрямую связан с необходимостью всё новое пощупать и потрогать. С 3 лет, кроме получения знаний, малышу уже необходимо их анализировать. В этот период возникает ряд страхов, самым сильным из которых является страх смерти. При этом себя кроха считает неуязвимым, ведь рядом мама и папа, бабушка и дедушка - они не позволят никакой силе его забрать. Такая убеждённость сохраняется вплоть до подросткового периода и является характеристикой нормального психического развития детей. А вот за своих близких (родителей, родственников) ребёнок действительно сильно переживает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что боязнь смерти - естественная фобия, возникающая у детей после 3-летнего возраста, с наиболее активной фазой вплоть до 5 лет. Постепенно другие вопросы и интересы вытесняют тему ухода из жизни, и к 8 годам происходит осознание неизбежности. В противном случае начинается патологический процесс, который требует вмешательства детского психолога.

Это интересно. До подросткового возраста ребёнок также переживает и страх собственной смерти. В этот период он может пугаться царапин на своём теле, малейшего недомогания, ассоциируя это с возможной причиной ухода из жизни. Такая работа психики не считается отклонением от нормы, это этап взросления.

Все ли малыши подвержены страху смерти

Если у ребёнка нет страха смерти, то, вероятно, он воспитывается в неблагополучной семье, и поэтому у него наблюдается такая поверхностность чувств. Чуть реже встречаются случаи, когда у жизнерадостных, оптимистичных мам и пап растёт малыш, не сталкивающийся с этой боязнью вплоть до младшего школьного возраста. Такая задержка не считается отклонением от нормы. А также фобии не присущи детям, которых держат в тепличных условиях, оберегают от реальности, что является ошибкой: кроха, напрочь лишённый страхов, в том числе и страха смерти, заведомо обречён на сильнейший стресс при столкновении с неизбежными потерями в жизни.

Более сильный страх может наблюдаться у ребёнка, пережившего потерю близкого человека или любимого домашнего питомца.

Что делать, чтобы помочь ребёнку и избавить его от страха

Даже когда разговоры о смерти малыш заводит в раннем возрасте, главное правило для родителей - не лукавить. Другими словами, если в семье произошло горе, не нужно говорить, что старенький родственник крепко уснул - ребёнок может начать бояться засыпать. Неправильно также называть уход из жизни длительным путешествием - кроха будет ждать и со временем задастся вопросом, кто виноват в том, что близкий человек долго отсутствует. Кстати, вполне вероятно, что винить он будет себя: «Я не выучил уроки, вот он и не возвращается». А это уже благоприятная почва для развития комплексов.

Говорить с ребёнком на тему смерти нужно без лукавства

Все слова и действия взрослых должны быть согласованными и направленными на поддержку крохи в процессе его взросления.

  1. Любой страх - это слабость нервной системы, а она у маленьких детей только формируется. Так что постарайтесь оградить малыша от стрессов (ссор, в которых он даже просто наблюдатель, просмотра телевизора - это неполезно при любых обстоятельствах, чтения ужастиков и пр.). В то же время ваше тепло, забота и внимание дадут ребёнку почувствовать себя защищённым, имеющим опору в лице родителей.
  2. Не замалчивайте тему. То есть не стоит избегать разговоров о смерти, как бы неприятно вам ни было. Если горе произошло в семье, и говорить о потере трудно, попросите близких ответить на вопросы малыша. Дело в том, что обговаривая свой страх, карапуз сживается с ним и перестаёт бояться.
  3. Не обсуждайте при детях свои переживания по поводу смерти. Причём даже если вам кажется, что ребёнок этого не слышит. Он в любом случае чувствует все эмоции и примеряет их на себя. Вспомните: стоит вам только пожаловаться на мигрень, у сочувствующего карапуза уже через несколько часов начинается «сильная головная боль».
  4. Дайте ребёнку новые впечатления, чтобы он отвлёкся. Это могут быть поход в зоопарк, поездка в парк аттракционов, развлекательный центр. Однако будьте осторожны: слишком много хорошего - тоже плохо, то есть перевозбуждение не улучшит состояние психики малыша.
  5. Объясняйте. Самыми правильными истолкованиями смерти будут преклонный возраст или очень серьёзная неизлечимая болезнь.
  6. Не оставляйте ребёнка наедине со страхом. Это значит, что во время проявления фобии не стоит отправлять малыша в летний оздоровительный лагерь (даже на море он не оздоровит свою психику!), по возможности, лучше отказаться и от походов в больницу (это учреждение у большинства детей ассоциируется с неприятными ощущениями).
  7. Нацеливайте малыша на будущее. Другими словами, мечтайте вместе с карапузом о том, кем он станет, каким он станет, о его семье, детях. И обязательно говорите и стройте планы на настоящее.
  8. Будьте готовы к дальнейшей борьбе с сопутствующими проблемами. Обычно боязнь смерти сопровождается страхом темноты, замкнутого пространства, одиночества. Если вы замечаете проявления этих фобий у ребёнка, то обязательно займитесь и их устранением.

Приёмы борьбы с боязнью

Для ребёнка сложное понятие конечности жизни не имеет философского смысла, характерного для взрослого понимания. Так что простым объяснением значения слова в борьбе со страхом явно не обойтись.

Объяснять малышу философский смысл течения и конечности жизни не стоит, лучше сделать это на его уровне

Есть несколько приёмов, которые детские психологи рекомендуют для преодоления страха смерти у ребёнка:

  • рисунки. Пусть малыш визуализирует свой страх. А затем вместе с ним порвите картинку на мелкие кусочки, сожгите в пепельнице;
  • сказкотерапия. Для начала стоит почитать сказки Андерсена, затрагивающие тему ухода из жизни: «Русалочка», «Ангел», «Красные башмачки», «Кое-что». Есть смысл также обратиться к историям, сочинённым сказкотерапевтами, которые посвящены избавлению от страха из-за конкретных потерь, например, смерти мамы;

    Высоко-высоко в горах было Зелёное озеро. Вода в нём всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек, красивая зелёная кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
    Но самая красивая и самая зелёная кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
    Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину водоёма. Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
    Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать её, но мама не откликалась. Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился всё гуще и больше, пока, наконец, не превратился в лягушку. Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Её кожица светилась серебром и золотом, а не была зелёная, как обычно. А ещё на её спине выросли крылышки - точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
    — Мама, это ты? - неуверенно спросил лягушонок.
    — Да, мой дорогой, - ответила волшебница.
    — Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая? Почему у тебя выросли крылышки?
    — Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
    — Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! - закричал лягушонок и горько заплакал.
    — Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, - успокоила лягушонка мама-ангел.
    — А как же я? Кто будет меня любить? - не успокаивался Ква-симка.
    — Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят ещё много других лягушек.
    — А когда я тебя снова увижу? - уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
    — Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Ещё я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
    — До свидания, мамочка, - ответил Ква-симка и грустно побрёл домой. Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и передёрнул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел. Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел

  • сны под зонтиком. Довольно часто дети, боящиеся смерти, видят кошмары ночью. Правда, специалисты утверждают, что 1–2 страшных видения в месяц в детском возрасте - это норма. И всё же помочь исключить сны такого содержания нужно. Расскажите малышу сказку про Оле-Лукойе, смастерите зонтик из картона и украсьте его цветными аппликациями. Каждый раз, укладывая ребёнка, раскрывайте над ним зонтик, чтобы крохе снились только добрые, сказочные и цветные сновидения.

Сказкотерапия - очень эффективный способ борьбы с детскими страхами

  1. Нельзя смеяться над фобией. Даже если представления о смерти у малыша комичны, ни в коем случае не показывайте это ребёнку. Иначе кроха перестанет быть уверенным в том, что вы относитесь к нему серьёзно.
  2. Нельзя называть малыша трусом или наказывать за проявленный интерес. Многие дети в 5–8 лет начинают рисовать образы смерти. Это нормальная реакция сознания на то, что волнует в данный момент: просто ребёнку легче визуализировать проблему - так она перестаёт быть неразрешимой для него.
  3. Нельзя постоянно говорить о смерти, диагнозах-прогнозах для знакомых (и не знакомых) больных.
  4. Нельзя ограничивать свободу ребёнка. Он должен достаточно много времени проводить в окружении сверстников - так легче отвлечься.
  5. Нельзя смотреть в присутствии малыша фильмы с кровавыми или трагическими сценами - даже во сне кроха воспринимает этот негатив.
  6. Не стоит водить ребёнка, не достигшего подросткового возраста (12 лет), на похороны.

Страх смерти у детей: как вести себя родителям - видео

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, то есть те, что несут угрозу жизни. Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: «Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?» Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

Почему возникает страх смерти у детей?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях, как время и пространство, и следовательно понимает, что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

Все ли дети боятся смерти?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по-разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих, не имеющих мужского влияния — защиты и эмоционально — чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики. Но есть дети, которые не испытывают страха смерти. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха смерти. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства — мимолетны, интересы — неустойчивы. Иногда страх смерти может отсутствовать и у детей, без каких — либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь «где есть страх, там места нет любви».

Что не надо делать?

Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:

1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.

3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях, и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.

4. Говорить ребенку: » Не бойся того-то — того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым». Эти слова пустые для малыша.

5. Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова «смерть» и «болезнь» в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.

6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.

7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.

8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельност ь.

9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.

Как лучше поступить?

1. Родителям необходимо помнить, что детский страх — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.

2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.

3. Уделить ребенку по — больше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.

4. Создать в доме такую обстановку, чтобы ребенок без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.

5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.

6. Расширить круг интересов и контактов, так как чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.

7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой корректной форме. Лучшее оправдание смерти — это старость или очень редкая болезнь.

8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время «поправить здоровье» в санаторий (в период возникновения страха смерти) .

9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может «заразиться» взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постепенно преодолеть свои недостатки и страхи.

10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.

Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справиться со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

Все мы родом из детства.

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревне. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по «наследству» детям.

Сны под зонтиком Оле-Лукойе.

Детям в этот возрастной период могут сниться кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если «плохие» сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также — у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след, которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать «зонтик Оле — Лукое». Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле — Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним «волшебный» зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

Художник, побеждающий страх.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно «зациклен» (застревает) — на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся «ужастики» из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка. Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное — нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом — сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще — выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи! При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

Сказкотерапия.

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок — это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки — это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка. «Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. «Русалочка», » Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», » Дочь болотного царя», «Девочка, наступившая на хлеб», «Кое — что», «Анне Лисбет»- в этих сказках затрагивается тема смерти. Когда Вы будете читать Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя, его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.

Религиозное воспитание.

Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты. Причину этого он видел в глубоких корнях православного воспитания и культуры, которые не в силах была изъять у людей за 20 с небольшим лет новая советская власть. «У воцерковленных детей нет страха смерти», — сказал мне староста одного московского храма. . Когда ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что смерти нет, душа бессмертна, а Бог — это любовь, там действительно нет места страху смерти, но … при условии, что родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет — каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол, рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент, рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в радостные.

Психолог ДТД Татьяна Карниз

Здравствуйте. Нужно поговорить с ребенком, но поговорить правильно. Если ваши «объяснения» заканчиваются истериками - значит, вы что-то делаете (говорите) не совсем так. Возможно, в чем-то лукавите, возможно, пытаетесь сделать проблему менее значимой или вовсе отмахнуться от нее. И та, и другая тактика неверны. Когда ребенок впервые стал задавать вам вопросы о смерти? О смертности всего живого? Обычно это происходит несколько раньше, чем в шесть лет, и в случае если он получает обоснованные и достоверные ответы родителей тогда, к шести годам, как правило, такие вопросы уже не задаются. Поэтому предположу, что ваш ребенок живет с этим непроговоренным страхом уже некоторое время.
Говорить о смерти с ребенком нужно честно - да, все стареют и умирают. Объясняя явление смерти, можно использовать религиозные концепции (к примеру о переселении душ или о жизни в раю) - то, что ближе именно вам. В разговоре о смертности акцентировать внимание на жизни - да, мы все умрем, но это будет еще очень нескоро - нам предстоит прожить долгую, интересную жизнь. Да, когда умирают наши близкие, нам становится очень грустно, но они всегда остаются в нашей памяти (смотрят на нас с неба и т.д.) Да, ребенок будет плакать, возможно, но нельзя доводить это состояние до истерики и скандала - позвольте ему это проплакать. Разговор должен вестись в спокойном тоне.
После такого откровенного разговора ребенок, скорее всего, будет задавать этот вопрос еще и еще раз. Много раз. Столько раз, сколько ему нужно. Будьте к этому готовы. Так же спокойно повторяйте ему то же самое и позволяйте плакать, если этого хочет. Нельзя отмахиваться от этого разговора - я же тебе уже все объяснила. Ему нужно быть уверенным в том, что вы говорите правду.
Обсудите этот вопрос со всеми близкими, к которым ребенок может обратиться, расскажите, что и как говорить. Все взрослые должны говорить одно и то же, противоречий быть не должно.

В вашем случае к страху смерти добавился и страх собственного взросления. И вовсе необязательно страх взросления связан со смертью близких. Здесь важен второй аспект - как вы сами относитесь к взрослению вашего ребенка, видит ли он во взрослении и положительные моменты, а не только растущую ответственность? В каком контексте вы употребляете слово «взрослый» по отношению к ребенку? И употребляете ли вы его вообще? Позволено ли ему быть ребенком в свои шесть лет? Таким образом, чтобы ребенок не переживал, лучше вам обратиться к детскому психологу очно или онлайн, чтобы разобрать детально, что происходит и выстроить адекватную модель взаимодействия с ребенком по этим вопросам.

Всего вам доброго.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте. Нужно поговорить с ребенком, но поговорить правильно. Если ваши «объяснения» заканчива..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.

Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.