Цикл семинаров-практикумов для педагогов доу "трудные дети". Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями Материал и оборудование

Семинар-практикум

"Секреты успешной работы с родителями "

Подготовила

Зам.зав по ВМР МБДОУ Платошинский детский сад «Солнышко»

Коновалова Галина Витальевна

Цель:

повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

    Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

    Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления.

    Познакомить педагогов с причинами эмоционального выгорания и способами его предотвращения и коррекции.

Предварительна работа:

1.Изучение ФГОС, методической литературы, составление презентации, наглядного материала.

Материалы, оборудование: памятки, ноутбук, медиапроектор, ручки, листы бумаги,

Этапы

Деятельность ведущего

Деятельность педагогов

1.Приветствие

Добрый день, уважаемые педагоги.

Нашу встречу я предлагаю начать с упражнения «Мозговой штурм» (или «включаем мозги»).

Цель - помочь членам группы включиться в работу, способствовать взаимодействию друг с другом, позитивному настрою.

Педагоги по кругу считают от 1 до 60 (100) в быстром темпе. Нельзя говорить цифру 6 и числа, которые делятся на 6. Вместо цифры хлопать в ладоши. Кто ошибается, встаёт и до окончания счёта продолжает стоять.

2.Основной этап

Практикум.

Выступление Коноваловой Г.В

Перефразируем Маяковского: «Е сли человек работает воспитателем в детском саду, то ему это зачем- нибудь нужно!»
Работа непростая, требующая больших эмоциональных вложений. Конечно, хочется, чтобы этот труд был по достоинству оценен. Хочется, чтобы ваша работа была отмечена, хочется числиться на хорошем счету и в коллективе, и, тем более, в глазах родителей. Для этого мы должны выяснить для себя: «Зачем я работаю, что меня мотивирует?». Не секрет, что мотивация у каждого своя.


Мотивация всегда внутренняя, и она может изменяться. Сегодня, например, меня мотивирует денежное стимулирование, завтра – профессиональный рост.

А сейчас давайте разберёмся, что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с ДОУ, на участие в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.

Итак: для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать:

Тренинговое упражнение « Минута на разговор».

Итак: что вы испытывали при общении, легко ли вы идёте на контакт с другим человеком. Что было легче, задавать вопросы или рассказывать о себе?

Используйте это упражнение на родительских собраниях с целью создания эмоциональной атмосферы комфортности, с целью получить дополнительную информацию о родителях, и родители смогут лучше узнать друг друга.

1.Выступление воспитателя Гобан И.А

Упражнение "Выбери фразу"

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1 ) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять ;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Задание.

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение…».

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете …".

Воспитателям предлагаются памятки «Правила общения»

2.Выступление воспитателей Тимофеевой И.В с презентацией

«Причины недопонимания между родителями и педагогами ДОУ и пути их преодоления»

3.Выступление Гусельниковой О.А « Причины эмоционального выгорания педагогов и пути преодоления»

1.Деньги;

2.Профессиональный рост/ самореализация;

3.Признание/успех;

4.Стремление принести пользу обществу;

5.Возможность передать свой опыт;

6.Ощущение стабильности;

7.Власть;

8.Внешние обстоятельства, какие-либо жизненные ситуации.

9.Поддержка коллег, семьи, руководства.

Педагоги отвечают на поставленный вопрос:

1.Стремление доставить радость своему ребёнку;

2.Стремление принести пользу обществу;

3.Желание особенного отношения к ребёнку со стороны воспитателей.

4.Желание повысить свою пед.компетентность.

5.Самореализация/демонстрация своих умений, талантов.

6.Возможность передать свой опыт.

7.Стремление к изучению своего ребёнка в социуме.

Педагоги выбирают себе собеседника и в течение 3-5 мин ведут беседу на тему «Мои увлечения» (можно на тему «Спорт», «Семья», « Новости» и т.д) ,затем каждая пара представляет друг друга присутствующим.

Педагоги выполняют задание.

Педагоги знакомятся и обсуждают предложенные им памятки

Педагоги смотрят предложенную им презентацию

Педагоги знакомятся и обсуждают памятки.

Рефлексия

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки Количество баллов

1 2 3 4 5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания

Педагоги заполняют таблицу.

Памятка для педагога.

Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.

Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!

Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.

Уверенность в своих знаниях придает силу.

Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

Если собеседник ведет себя некорректно в общении с вами, никогда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.

Семинар для воспитателей ДОУ

«Такие разные дети»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Предварительная работа:

1.Создание презентации «Такие разные дети».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

Ход семинара:

    Приветствие.

    Показ мультфильма «Откуда берутся дети»

    Упражнение «Все дети разные»

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик) . А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку) . А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку) . А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик ). Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные . (слайд 2 – категории «Трудных детей»)

    Мини-лекция «Психологические особенности агрессивных, гиперактивных детей»

Рассмотрим основные признаки таких детей по схеме «Портрет особого ребенка» (Приложение 1) – слайд 3

(Педагоги выбирают качества, характерные для агрессивных детей)

    Агрессивный ребенок (слайд 4)

Портрет агрессивного ребенка.

Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал « SOS », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Т.е. детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия.

Агрессивность в дошкольном возрасте может проявляться в виде угроз, дразнилок, а также разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Причины детской агрессивности: (слайд 5)

Вследствие этого причинами агрессивного поведения можно назвать:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний;

Стиль воспитания в семье (гипер-, гипоопека, отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей);

Психологический климат в детском коллективе

Как помочь агрессивному ребенку: (слайд 6)

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление . Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». (Упражнение «Шарик») Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

    Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

    Игры с песком и водой. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Второе направление

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно:

    в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

    проговаривать свои чувства и чувства других детей.

    проигрывать проблемные ситуации при помощи игрушек

    чтение и сказок и обсуждение чувств героев.

    Рисование на темы «Я сержусь», «Я радуюсь»

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    Играть в игры, развивающие сопереживание «Добрые волшебники», «Жужа»

    Демонстрация модели неагрессивного поведения. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

    Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка (слайд 6)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы.

Причины гиперактивности (слайд 7)

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее.

    Для гиперактивных детей важен физический контакт. Поэтому педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

    Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Игры для гиперактивных детей

Игры на развитие внимания "Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай", психогимнастические занятия

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого), сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

    у!»

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара - практикума:

Приложение 1
Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать профессии;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
- чтение детской художественной литературы;
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
- опыт хозяйственно-бытового труда;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
________________________________

Приложение 2
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Сюжетно – ролевые игры
«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов
для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор.
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.
Кукольные кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды.
Набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объѐмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления
  2. Обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми.
  3. Проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.

Форма работы: групповая, подгрупповая.

Методы работы: семинар-практикум.

Сроки проведения: 3 семинара по 35-40 минут.

Участники: педагоги возрастных групп 5-7 лет.

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если ребенок постоянно дерется? Не идет на контакт со сверстниками? Не слышит ни сверстников, ни взрослых? Не может усидеть на месте? Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заниматься ребенком, плохая экология, увеличение числа общих и хронических заболеваний у детей. Таким образом, перед родителями и педагогами встает вопрос: как научиться взаимодействовать с подобными детьми, чтобы они полноценно прожили период дошкольного детства. Данный цикл лекций, прежде всего, предназначен для педагогов ДОУ, так как они первые в образовательной системе встречаются с «трудными» детьми. И на их плечи ложится основная задача по социализации детей в общество. На наших встречах под «трудными» детьми будут пониматься агрессивные, гиперактивные и тревожные дети, так как на практике педагоги чаще всего встречаются с подобными детьми. Для закрепления полученной информации необходимо продемонстрировать или проиграть предложенные игры вместе с педагогами.

Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический словарь, 1997 г). В свою очередь, агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют 5 видов агрессии (А.Басс, А.Дарки):

  1. Физическая – физические действия против кого-либо
  2. Косвенная – бывает направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание)
  3. Раздражение – вспыльчивость, грубость
  4. Негативизм – оппозиционная манера поведения
  5. Вербальная – угрозы, крики, ругань.

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту агрессивный ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем
  • по характеру агрессивный ребенок: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам других, дерзок, проявляет негативизм.

Причины возникновения агрессии:

  1. Нарушения эмоционально-волевой сферы – проявляются в неумении ребенком управлять своим поведением, а также в недостаточном усвоении им общественных норм поведения и общения.
  2. Неблагополучная семейная обстановка – в семье нет единых требований к воспитанию ребенка, асоциальное поведение родителей, физические и жестокие наказания, плохие жилищно-бытовые и материальные условия жизни.
  3. Трудности в обучении
  4. Неблагоприятный психологический климат в дошкольном учреждении.

В приведенной ниже таблице даны направления и методы работы педагогов с агрессивными детьми, а также указаны компоненты предметно-развивающей среды, которые помогут в выстраивании взаимодействия с данными детьми.

Взаимодействие с агрессивными детьми.

направление методы предметно-развивающая среда

1. Выражение гнева в приемлемой форме

  • Заявлять о своих чувствах
  • Выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете
  • Упорядочить систему требований для ребенка

Резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишень с магнитными дротиками, стаканчик для крика.

Игры: Добрые-злые кошки, Каратист, Боксер, Упрямая подушка, Клоуны ругаются.

2. Обучение приемам саморегуляции

  • Релаксационные упражнения

Картотека релаксационных игр: «Загораем на солнышке», «Море», «Тропический остров», «Водопад», «Волшебный сон», «Пылесос и пылинки» и т. д.

3. Отработка навыков общения

  • Привлекать детей к ролевым играм
  • Подчеркивать значимость ребенка в выполняемом деле
  • Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун

Настольный театр, разнообразие игровой атрибутики.

4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты)

  • Научить ребенка жалеть других
  • Чтение художественной литературы
  • Сочинение вместе с детьми сказок, историй
  • Создание «Эмоционального словаря»

Дидактические игры «Эмоциональные состояния», «Азбука эмоций», «Лица бывают разные», «Хорошо или плохо».

Предложенные в таблице игры и упражнения можно найти в Приложении 1 .

Семинар-практикум 2. «Методы взаимодействия с тревожными детьми»

О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. В современной литературе часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не следует их подменять друг другом. Под «тревогой» понимается эпизодическое проявление беспокойства и волнения. И она не всегда носит отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека. А вот термин «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.

Исследования Захарова А.И (1997) , что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а Раншбург Й. (1983), что чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов и тревоги.

Причины тревожности следующие:

  1. Негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить и поставить зависимое положение
  2. Неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку
  3. Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или дошкольное учреждение.
  4. Высокая тревожность у родителей.

Критерии выявления тревожного ребенка

  1. Испытывает постоянное беспокойство
  2. испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
  3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)
  4. Раздражителен
  5. Имеет нарушение сна

Для того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных критериев постоянно проявлялись в его поведении.

Основные направления работы представлены в таблице.

Взаимодействие с тревожными детьми

Направление Методы предметно-развивающая среда

1. повышение самооценки

  • Чаще называть ребенка по имени
  • Выполнение престижных в данном коллективе поручений
  • Хвалить его в присутствии других детей и взрослых
  • Награждать жетонами
  • Тактильный контакт
  • Сравнивать результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад
  • Избегать заданий, выполняемых на время
  • Желательно спрашивать в середине занятия, задавать один вопрос и давать время на обдумывание (каждое повторение вопроса ребенок воспринимает как вновь раздражающий стимул)
  • Общение «глаза в глаза»

Картотека игр на повышение самооценки: « Похвалики», «За что меня любит мама»

2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

  • Выполнять релаксационные упражнения
  • Телесный контакт с ребенком
  • Использование элементов массажа
  • Маскарад (переодевание, маски)

Картотека релаксационных игр: «Нарисуй губами», «Скульптура», «Ласковый мелок», «Покатай куклу», «Добрый – злой, веселый – грустный», психогимнастика М.И. Чистяковой.

3. отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях

Проигрывание сценок с использованием кукольного театра или масок

Семинар-практикум 3. «Методы взаимодействия с гиперактивными детьми»

Если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются «гиперактивностью, вследствии дефицита внимания».Гиперактивностью называют несвойственные для нормального развития ребенка невнимательность, отвлекаемость и импульсивность, двигательная расторможенность. Пики проявления: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.

Гиперактивные дети вызывают у взрослых наибольший протест, т.к. эти дети приносят много неудобств.

До сих пор точно не выявлено, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые полагают, что это нарушение функций головного мозга в лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания. Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают комплексную помощь: психолого-педагогическое сопровождение и медикаментозное лечение.

Основные причины возникновения гиперактивности:

  1. Пренатальная патология (токсикоз, обострение хронического заболевания, резус-конфликт)
  2. Осложнения при родах (преждевременные роды, роды со стимуляцией, асфиксия, внутреннее кровоизлияние)
  3. Психосоциальные факторы (попустительский стиль воспитания)

Признаки гиперактивных детей:

  • плохой сон
  • чувствительность к раздражителям
  • повышенный мышечный тонус
  • у ребенка не наблюдается попыток проникнуть в суть явления
  • действия спонтанные, беспорядочные
  • не задумываются о последствии своих поступков
  • эгоистичны, демонстративны, требовательны, конфликтны
  • чрезмерно болтливы

Если не проводить работу с гиперактивным ребенком в дошкольном детстве, то в подростковом возрасте у него будет наблюдаться асоциальное, деструктивное поведение.

Необходимо также отметить, что у детей с гиперактивностью порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию. Но легко отвечают на малейшую похвалу.

Основные направления работы с данными детьми приведены в таблице.

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Направление работы Рекомендации Предметно-развивающая среда

Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля

  • Проводить обучение ребенка в начале дня
  • Инструкции четкие и краткие (не более 6 слов)
  • Общаться мягко, спокойно, ровно (воздержаться от эмоционально приподнятого тона)
  • За несколько минут до начала новой деятельности предупредить ребенка об этом
  • Соблюдение четкого режима
  • Ограничить от просмотра телевизора
  • Спрашивать ребенка в начале и конце занятия
  • Найди отличия
  • Сделай так!
  • Бездомный заяц
  • Клубочек
  • Что нового
  • Будь внимателен
  • Послушай тишину
  • Пальчиковые игры
  • Психогимнастика

Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • Перед началом занятий оговорить правила поведения, за выполнение которых ребенок получит вознаграждение
  • Награды – идти в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры
  • Чаще поощрять
  • Стараться избегать в речи частицу «НЕ»
  • Контролировать выполнение коротких заданий
  • Бездомный заяц
  • Колокольчик
  • Говори!
  • Колпак мой треугольный
  • Да и нет, не говорите
  • Кричалки, шепталки, молчалки
  • Пожалуйста
  • Давайте поздороваемся

Предложенные в таблице игры и упражнения можно найти в Приложении 1.

Список литературы:

  1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -- М., 2000.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
  5. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  7. Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеек»

Семинар-практикум для педагогов
«Давайте поиграем!»

Подготовила:
старший воспитатель
Козлова Лариса Александровна

Г. Вологда, 2014г.

Ведущая: И ещё одно творческое задание.
Попробуйте из двух предметов сделать один, из тарелки и вилки, табуретки и клещей, молотка и клещей. Попробуйте нарисовать и придумать название.
Ведущая: Игра «Выведение следствий». Вамнужно ответить на вопросы, начинающиеся со слов «Что произойдёт»
«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?» и. т. п.
Рефлексия «Все у меня в руках».
Ведущая: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Нашу встречу мне хочется закончить стихотворением Дианы Плескачёвой.
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии
Дельфины там летучие
Порхают в небесах.
Там бабочки цветочные
Гоняют носорогов
И крошечные гномики
Стоят на головах.
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии
Там не бывает холода,
Там лето круглый год.
Там можно вместо каши
Есть целый день мороженое
И никакого супа -
За этим смотрит кот.
Да, много там смешного,
Чудного, заводного,
Веселого, прекрасного
В моей стране живет!
Ведущая: Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.