Коррекция поведения при аутизме. Методы поведенческой коррекции аутизма у детей. Обучающие программы «Игровое время», «РМО» и другое. Уровни межличностных отношений

Существует немало способов коррекции поведения аутистов, домашних обучающих программ, и методов, основанных на глубинных знаниях самых ранних этапов развития ребенка и принципах прикладного поведенческого анализа. Способы лечения аутизма, методы поведенческой коррекции аутизма разнообразны, но одними из самых эффективных и дающих возможность заниматься с аутичным ребенком самостоятельно в домашних условиях считаются программы «Игровое время» Гринспана, и РМО – «Развитие межличностных отношений» Гатстина и Шили. О них и поговорим.

  • СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: ПРОГРАММА «ИГРОВОЕ ВРЕМЯ»

Методика «Floor Time» была создана Стэнли Гринспаном. Программа «Игровое время» основана на использовании интересов ребенка, даже патологических (к примеру, часами тереть чем-нибудь по стеклу), чтобы установить контакт с ним. Коррекция аутизма детей происходит по следующему принципу. Родитель или терапист становится рядом и начинает тоже тереть по стеклу, или закрывает от ребенка стекло, тогда ребенок просто вынужден как-то на это реагировать: толи начать в другом месте тереть стекло, толи тереть руку родителя, толи по очереди с родителем тереть стекло – любой из этих вариантов уже начало контакта.

  • 1. стадия интереса ребенка к миру (достигается примерно к 3-месячному возрасту),
  • 2. стадия привязанности (к 5-месячному возрасту),
  • 3. стадия развития двухсторонней коммуникации (к 9-месячному возрасту),
  • 4. стадия осознания самого себя (к 1,5-летнему возрасту),
  • 5. стадия эмоциональных идей (к возрасту 2,5 года),
  • 6. стадия эмоционального мышления (к 4-летнему возрасту).

Аутичные детки, как правило, все стадии не проходят, а останавливаются на какой-то одной из них. Задача программы «Игровое время» – помочь ребенку через все стадии пройти. К примеру, двусторонняя коммуникация достигается, когда ребенок на действия тераписта дает реакцию. Всякий раз, когда происходит такая реакция, замыкается один круг коммуникации. Тераписту необходимо стремиться, чтобы в процессе общения ребенок замыкал как можно больше кругов. А сам терапист при этом становится помощником, ассистентом при ребенке, ему нужно добиться, чтобы ребенок вел, а терапист следовал за ним. Так ребенок осознает, а затем утверждает самого себя как личность. Именно так и происходит поведенческая терапия для аутистов.

В игре терапист новых идей не предлагает, но развивает идеи, которые предлагает ребенок, и задает вопросы, прикидываясь непонимающим, получая ответы, и побуждает ребенка объяснять, а, следовательно, анализировать игровые ситуации. Этим образом развивается эмоциональное мышление в ребенке, происходит поведенческая коррекция аутизма детей. Вмешаться в процесс и предложить какие-то новые идеи, терапист может только, если ребенок перестает замыкать коммуникативные круги, прерывает общение.

Гринспан советует, ни в коем случае ребенка не прерывать, даже если он начинает вводить в игру какие-то агрессивные мотивы. Если таким образом ребенок выговаривается, он учится не бояться самого себя и собственных эмоций, учится обыгрывать их и управлять ими таким способом.

В отличие от АВА, программа «Игровое время», по мнению автора, не требует обязательно многочасовых занятий, ее способы лечения аутизма свободно могут проводиться родителями самостоятельно в домашних условиях. Однако в идеале родителей должен консультировать супервайзор, который специализируется на данной методике обучения при детском аутизме.

  • СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: РМО (РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

Суть методики обучения при детском аутизме «Relationship Development Intervention, RDI» вкратце такова. Авторы Гатстин и Шили утверждают, что ребенок, который развивается нормально, начинает очень рано ориентироваться на общение, месяца в три, находить основное удовольствие в общении, и отдает ему предпочтение нахождению в одиночестве. Впоследствии эта потребность ребенка в общении разрастается, он учится разделять эмоции окружающих людей (сначала родителей), учится в глаза смотреть, чтобы распознавать выражение лица, и просто обожает играться с родителями (самые простейшие игры, вроде «ку-ку» или «коза рогатая»). Это месяцам к шести.

Примерно к году ребеночек уже становится способным находить удовольствие, самостоятельно внося вариации в уже знакомую игру, учится искать одобрение или неодобрение на лице взрослого своим действиям и корректировать собственное поведение в соответствии с тем, какое выражение он видит на лице взрослого. Уже к полутора годам ребенок обучается быстро переключаться, не повторяясь, не «застревая» на каком-то одном виде деятельности. Годам к 2-2,5 малыш начинает понимать и реагировать на точку зрения другого человека (когда сидя напротив взрослого и желая показать ему в книжке картинку, переворачивает ее, чтобы взрослый видел не вверх ногами). В четыре года он понимает, что другие люди могут иметь другие чувства и другие идеи, нежели он, и начинает этим интересоваться. Затем начинает понимать дружбу, заводить приятелей.

Эта сторона восприятия окружающего мира у аутистов нарушена по какой-то причине. На самых ранних этапах почему-то не вырабатывается интерес и умение разделять эмоции окружающих людей. Далее ребенок просто живет без этого всего, и все, что на этом строится у обычных детей, также не вырабатывается и не воспринимается. Отсюда отсутствие у аутистов даже зрительного контакта, не то, что интереса к эмоциям окружающих. Отсюда патологическая любовь ребенка к привычным ритуалам – у него не было возможности научиться ценить вариации. Отсюда навязчивые идеи – переключаться не научился. И, конечно, ребенок не научается интересоваться мнением окружающих, не умеет контактировать и дружить.

И как лечить аутизм у детей, что делать? Автора методики предлагают методы поведенческой коррекции аутизма, позволяющие пройти в ускоренном варианте весь путь с ребенком. Сначала нужно научить его находить удовольствие от общения. Затем можно учить прочитывать выражение лица, координировать собственные действия с кем-то другим, не «застревать» на одном и так далее.

Детский аутизм: методики обучения аутистов по программе РМО

То есть самый первый, самый важный шаг данной методики обучения при детском аутизме – научить ребенка потребности в общении. Как это сделать? Для этого существует масса специально выработанных упражнений для первого уровня поведенческой терапии для аутистов. Для конкретного ребенка, как правило, выбирают пару-тройку подходящих ему упражнений, а затем проделывают их в достаточно стремительном темпе.

ПРИМЕР ПЕРВОГО УРОВНЯ . Допустим, ребенку необходимо научиться разделять эмоции, смотреть в лицо человеку, чтобы не пропустить что-то интересное, научиться воспринимать других (для начала – взрослых людей), как основной источник любопытных событий. С ребенком проделывают, к примеру, следующее упражнение методики обучения при детском аутизме РМО: его ведут по дивану (высота должна быть небольшой – это обострится внимание, позволит обеспечить безопасность, подстраховывая его), на конце которого его мама, которая радостно подхватывает малыша на руки. Если ребенку это нравится, то довольно скоро он сам начинает бежать к маме по дивану. Мама его подхватывает и, к примеру, начинает раскачивать на диванной подушке, одновременно считая до трех вслух, и на счет «три» делает «плюх», осторожно бросая ребенка на кучу подушек, уложенных рядом. Если малышу нравится это, вскоре он станет перед счетом «три» смотреть маме в лицо в предвкушении «плюха». Затем он опять идет к ней по дивану, опять мама качает малыша на подушке, опять «плюх».

Когда ему с этими упражнениями уже комфортно, можно начинать вариации – идти по дивану нужно, то медленно, то быстро, бросать ребенка с подушкой на кучу подушек на счет «четыре», а не на «три», и так далее.

Как и сколько нужно заниматься с ребенком?

Время от времени нужно проверять, получает ли малыш удовольствие действительно от общения с мамой или от чего-то иного, к примеру, ребенку нравится валяться на подушках. Проверяют следующим образом: мама ненадолго самоустраняется, к примеру, кладет малыша на подушку для раскачиваний и от него отворачивается. Если малыш станет пытаться восстановить контакт – начнет издавать какие-то звуки, говорить «мам» или «еще», тянуть за рукав, значит все в порядке, и главная цель может считаться достигнутой. Если вместо попыток каким-то образом возобновить совместную игру он станет сам скакать на подушке – значит, ребенок ценит подушку, она доставляет ему удовольствие, а не общение, то есть вам есть еще над чем поработать.

Заниматься с ребенком подобным образом нужно ежедневно по два-три часа (если больше – еще лучше). Обязательно нужно делать небольшие интервалы минут по десять-двадцать, полчаса максимум, чтобы его психологически и эмоционально не перенапрягать – поначалу внимание будет очень плохо концентрироваться. Проводиться такая игровая поведенческая терапия для аутистов может и родителями, и другими взрослыми. Идеально было бы, чтобы время от времени за занятиями наблюдал психолог, специализирующийся или хотя бы знакомый с этой методикой поведенческой коррекции аутизма (хотя у нас, найти такого будет довольно сложно). Цель занятий этого способа лечения аутизма в том, чтобы аутичный ребенок стал получать от общения с людьми удовольствие.

Особенности коррекционного лечения аутизма по программе РМО

Имеются три важных нюанса данной методики обучения при детском аутизме:

ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ : В отличие от программы прикладного анализа поведения АВА, здесь не используются никакие внешние вознаграждения, конфеты, игрушки, телевизор за успехи и прочее. Наградой должен стать для ребенка сам процесс совместных игр, совместного общения, и если такого не происходит, взрослым следует хорошенько обдумать, что и как поменять в своей стратегии.

ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ : В играх с ребенком не применяются никакие сложные игрушки, никакие настольные игры, и вообще ничего такого, что может спровоцировать ребенка на отстранение, на чем он мог бы зациклиться. Это важно, поскольку цель – развить у него интерес именно к общению, поэтому нельзя допустить усугубления и без того чрезмерно развитого интереса к взаимодействию с различными предметами, а не окружающими людьми. А значит, реквизит для игр непременно должен быть простейшим, примитивнейшим. Например, мячи, бесформенные мягкие подушки без надписей и рисунков (такие можно использовать разнообразнейшими способами – падать на них, строить крепости из них, прятать предметы под ними, кидаться ими, и прочее), покрывало для игр в прятки. Это же касается и самого помещения для занятий с ребенком на этом уровне, оно должно быть максимально простым, без отвлекающих факторов – минимум мебели, голые стены – идеальный вариант. Если такого помещения не имеется, можно завешивать все на время занятий простынями, все, что могло бы отвлечь – телевизор, открытые или застекленные полки и шкафы. Даже окна, в которые видна улица, рекомендуется зашторить занавесками.

ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ : На двух начальных уровнях обучения (пока малыш не освоит некоторые важные вещи: внимание к выражению лиц, быстрое переключение внимания и некоторые другие), участвовать в занятиях должны только аутичный ребеночек и один, максимум двое взрослых. Сейчас, на данной стадии к взаимодействию с другими детками он еще не готов, ему еще непонятны их спонтанные реакции, они могут напугать его или сбить с толку. Безусловно, общение с другими детками за пределами занятий желательно должно быть интенсивным, только нужно помнить, что малыш еще не способен извлечь всей пользы из этого общения, однако одного того, что его не будет смущать и пугать присутствие детей, уже хорошо.

В конце второго уровня занятия с ребенком можно трансформировать, начав проводить их вместе другими детками, но желательно не сверстниками. Лучше если это будут либо детки помладше, либо тоже аутисты, прошедшие два уровня обучения, то есть соответствующего ему уровня развития. Обычный ребенок этого же возраста, почувствовав неумение аутиста реагировать адекватно на возникающие в процессе ситуации, весь контроль, как правило, берет в свои руки, лишая ребенка-аутиста возможности учиться ситуацию распознавать и придумывать адекватное ей решение. Когда же общаются двое аутистов, которые научились находить в общении интерес и в некоторой степени координировать свои действия с реакцией другого партнера по играм, тогда они вполне эффективно учатся сообща поддерживать игру и разрешать возникающие проблемы. При этом взрослый вмешиваться должен, как можно меньше – только если его просят, или ситуация сложилась очевидно тупиковая (дети игнорируют друг друга, не общаются и не замечают).

Уровни межличностных отношений

Всего, согласно данного методики лечения аутизма, в своем развитии ребенок проходит через шесть основополагающих уровней межличностных отношений. Начинается все с проявления большего интереса к окружающим людям, чем к каким-то неодушевленным предметам, и заканчивается умением завязывать дружеские взаимоотношения и способностью поддерживать нормальные отношения в группе.

Обычно развивающиеся детки на шестом уровне оказываются годам к четырем, аутисты же, как правило, вовсе не «понимаются» выше четвертого уровня (уровня, которого обычный ребенок с успехом достигает года в 1,5-2,5). Абсолютное большинство детей с расстройствами аутичного спектра, невзирая на возраст и даже возможные достижения в разных областях (таланты к музыке, развитая речь, выдающиеся способности в математике, рисовании, компьютерном деле и прочее), по межличностным отношениям находятся где-то уровне на первом, то есть на уровне шестимесячного младенца. Занятия по этой методике на протяжении нескольких месяцев (года) позволяют ребенку подняться на второй уровень и продвигаться дальше, если продолжать регулярные занятия.

Цели, которые ставятся и достигаются на следующих уровнях, выглядят примерно следующим образом:

УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ : Ребенок наряду с партнером вносит свои вариации в игру, придумывает для нее новые правила, координируя при этом свои действия с действиями партнера по игре, а не настаивает на непременном принятии своих собственных правил. В процессе одна игра переходит плавно в другую игру, интерес при этом представляет не игра как таковая, а процесс совместного творчества, совместного созидания.

УРОВЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ : Ребенок сравнивает свое собственное восприятие предметов с восприятием их партнером («Я думаю, эта тучка похожа на зайца, а ты как думаешь?»), его начинает активно интересовать эмоции партнера по общению.

УРОВЕНЬ ПЯТЫЙ : Ребенок сравнивает идеи, эмоции и мнения, учится понимать, что в действительности чувствуют люди, а когда притворяются, начинает разбираться в эмоциях.

УРОВЕНЬ ШЕСТОЙ : Начинает принимать решения, что следует предпринять, чтобы другу было с ним хорошо общаться, проверять, что думает друг об их дружбе – сомневаться, взвешивать и решать. Ребенок начинает воспринимать принадлежность к группе ценной частью собственного «Я» и предпринимать адекватные действия, чтобы находиться в группе.

Для данных уровней также разработаны свои упражнения и диагностические критерии. По сути, эти методы поведенческой коррекции аутизма применимы к деткам, страдающим практически любой степенью заболевания внутри аутистического спектра –с низкофункциональным, с высокофункциональным аутизмом, с первазивным расстройством развития и с синдромом Аспергера. Прогресс при этом не находится в зависимости от стартового уровня функционирования – подчас, низкофункционирующие детки могут семимильными шагами продвигаться вперед, компенсируя искренним интересом к людям свою плохо развитую речь, вниманием к происходящему и истинной готовностью радоваться, грустить, сопереживать вместе со всеми. Конечно, это не совсем обычные детки, но пусть немногие слова, но употребляемые уместно позволяют им нормально общаться с обычными детьми во многих ситуациях (к примеру, такие как «давай», «не надо», «вот здорово» и «еще»). Также, учеными замечено, что после того, как в ребенке пробуждается потребность в общении, развитие речи происходит гораздо успешнее и быстрее, чем раньше. Когда у ребенка имеется потребность объяснить другому свое желание (к примеру, он хочет, чтобы другие дети с ним в мяч поиграли), то способ сделать это (умение сказать «давай», соединив со словом «мяч») придет гораздо легче и естественней.

Конечная цель методики поведенческой терапии для аутистов – дать деткам наиболее полноценную жизнь по возможности. Что такое эта самая полноценная жизнь, каждый по-своему понимает, но для большинства здоровых и не очень людей, жизнь становится полноценной, с наличием в ней работы и друзей. Возможность иметь друзей у аутистов поражена в большей степени – это факт. По результатам исследования проведенного в США, 96% взрослых высокофункционирующих аутистов друзей не имеют, а 86% – вообще ни с кем, кроме своих родственников, не общаются. Что касается наличия работы у аутистов, то многие из них обладают, подчас даже выдающимися способностями в какой-то области, однако неумение общаться, неспособность к нормальной коммуникации резко ограничивает возможности получить работу, а главное удержать ее. По данным опроса, проведенного в Англии, у взрослых аутистов с синдромом Аспергера, свыше 50% получают высшее образование, однако всего 12% имеют работу на полной ставке. Тот же опрос высокофункционирующих аутистов в Америке показал, что всего 10% имеют нормальную работу при достаточном уровне образования.

При этом совершенно неверно думать, что аутистам безразлично или они не замечают этого. Все те же исследования показывают, что порядка 40% людей с аутизмом впадают в депрессию от жизни в изоляции, сами аутисты свидетельствуют, что тяжело переживают одиночество и невозможность осознать, что движет окружающими их людьми.

_________________________

Главная ценность практический любой коррекционной поведенческой методики то, что они позволяют улучшить положение, уменьшить изоляцию: научить понимать аутиста, как и зачем люди общаются, предоставить возможность аутисту самому общаться с другими людьми. И этого можно добиться.

можно по тел. 050-6919192 (+Viber), 050-3809538 (+Viber), 063-1457164, 093-7550629 .

*********************************************************************************************

Прежде, чем начинать любую коррекционную работу с ребенком, обязательно нужно провести .

Если раньше считалось, что диагноз аутизм необратим, и дети никогда не смогут стать обычными людьми, то сегодня специалисты всего мира подтверждают обратное: если коррекция начинается вовремя (в 2-3 года), то к подростковому возрасту ребенок может прийти с минимальными «особенностями коммуникативного развития», как говорят специалисты — «спектром аутизма».

Как же нужно работать с ребенком с аутизмом? Прежде всего — определить «точки приложения усилий». Это:

  • развитие и расширение навыков
  • преодоление нежелательного поведения
  • помощь в преодолении проблем здоровья
  • преодоление сенсорной дезинтеграции

Для этого существуют разные методы, о которых поговорим подробно.

Развивающая среда для ребенка с аутизмом

Первое и самое основное — это развивающая среда. Можно окружить ребенка самыми современными гаджетами и нанять чудесную няню, которая с легкостью справится с проблемами поведения малыша. Однако если ВСЕ окружающие ребенка взрослые не поддерживают одинаковых требований, трудно предугадать результаты обучения ребенка с аутизмом. Главный элемент развивающей среды — это руководящий контроль родителей. Ведь если ребенок с аутизмом думает, что «он главный», то он никогда не узнает, в какую сторону ему нужно развиваться.

Развивающая среда — это не только акцент на «правильные» игрушки. Основная работа — это выстраивание общения, коммуникаций с ребенком таким образом, чтобы ему было необходимо обращаться за помощью к взрослым. Это не так уж сложно. Для обучения существуют тренинги для родителей детей с аутизмом.

Прикладной анализ поведения, или АВА-терапия

Приверженцы АВА-терапии справедливо считают, что этот метод — наиболее действенный. Являясь научной дисциплиной, развиваясь в строгих рамках вертикальной иерархии «терапистов», этот метод действительно добивается, как правило, быстрых и стойких результатов. Его плюс — это предсказуемость для ребенка результатов собственной деятельности и поведения. Некоторые родители и дети видят минусы в том, что ребенка заставляют что-то делать, а он сопротивляется. Действительно, поначалу занятия по АВА-терапии выглядят неприятно, ребенок может кричать, даже драться и кусаться, отказываясь от занятий. Но если родители преодолевают первые требования ребенка прекратить занятия, то достаточно быстро добиваются результатов.

Что касается «единственно доказанного метода» — все исследования «доказательности производятся самими терапистами. При этом «чистая наука» требует отказа от других методов в течение эксперимента по исследованию эффективности. А можно ли найти хотя бы одного родителя аутичного ребенка, который однозначно использует ТОЛЬКО АВА-терапию, или же все-таки ребенок идет по комплексной программе? Сегодня нет ни одного ребенка с аутизмом, который преодолевает аутизм, не применяя других методов коррекции. Потому категоричность приверженцев АВА-терапии, или их пренебрежение другими методами может говорить только о методах продвижения очень не дешевого метода с точки зрения обучения тераписта (около 3 тыс. дол. со знанием английского языка, на котором нужно сдавать экзамен).

Среди методов коррекции аутизма (по данным Национального центра профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США) подавляющее большинство — это фрагменты или дочерние направления АВА-терапии. Каждое направление имеет своих «авторов», и защищается как наиболее эффективный метод.

Floortime

Флортайм — это игровая терапия. Принцип коррекции состоит в присоединении педагога к ребенку, и на этой основе — налаживание стойких коммуникаций. Однако, отсутствие структурности, так необходимой для аутичного ребенка, отсутствие руководящего контроля взрослого и акцента на необходимых для дальнейшей учебы навыках — слишком затягивает процесс коррекции. А время — главный враг ребенка с аутизмом. Однако элементы, идеи этой игровой терапии используются нами в занятиях.

TEACCH

Если разобраться, то TEACCH — это АВА для подросших аутистов. Разработчики этого метода взяли визуальное расписание, метод поэтапного формирования действий, использовали тягу людей с аутизмом к повторяемости действий и необходимостью для них структурировать свое время. В условиях «не наших» школ — метод очень хорошо себя зарекомендовал. Но стоимость обучения, также как и АВА-терапии достаточно большая. Потому в наших условиях тоже применяем элементы TEACCH — в ракурсе АВА-терапии.

Сенсорная интеграция и нейрокоррекция

В основе аутизма лежит нарушение развития, как пишут специалисты — «сквозное нарушение развития», т.е. которое затрагвает много систем организма. Если прочитать описание ребенка неврологом — можно увидеть очень разные нейропсихологические нарушения — от особенностей функционирования сенсорных систем до двигательных, эмоционально-волевых, пищевых, обменных нарушений. Основа формирования высшей нервной деятельности — в психомоторике. Если ребенок с раннего детства получает неправильные сенсорные ощущения — ему очень трудно жить в условиях нашего восприятия мира. Потому мы должны понять, КАК воспринимает мир ребенок с РАС, приспособиться к этому восприятию — для того, чтобы знать, как помочь ребенку. Сенсорная интеграция – это упорядочивание ощущений, исходящих из нашего тела и окружающей среды. Это изучение взаимодействия всех органов чувств, всех видов чувствительности для адекватного реагирования на определенные стимулы и действия в соответствии с ситуацией. Нужно сказать, что сама по себе сенсорная интеграция не имеет ничего общего с занятиями, которые проводятся в специальных кабинетах, на тренажерах. Это нужно делать ВСЕГДА — дома, на улице, в гостях — в жизни! Ребенок с РАС постоянно тренирует себя в каких-то ощущениях. Иногда это странно выглядит — например, как стереотипные движения.

Остеопатия

Аутизм как «сквозное нарушение развития» нужно рассматривать с разных сторон. Иногда преодолеть нежелательное поведение, отказ от общения можно только лишь тем, что ребенок избавляется от длительных головных болей из-за неправильного расположения шейных позвонков или других косточек головы.

Для записи на ОЧНУЮ , или на оставьте сообщение в вайбер 050-6919192 (+Viber) или позвоните 063-1457164

Аутизм относится к нарушениям психического развития, одним из основных симптомов которого является исключение личности из социального взаимодействия.

Первые признаки данного нарушения проявляются в самом раннем возрасте (обычно на первом году жизни) в виде отсутствия ответной улыбки, зрительного контакта. Ребенок часто не откликается на имя (поэтому родители могут думать, что у малыша нарушен слух). В более взрослом возрасте можно заметить, что игры ребенка с аутизмом бедны на сюжеты, стереотипны или почти отсутствуют. Часто у такого ребенка есть четкая избирательность в еде, например, некоторые едят всего 1-2 вида продукта, склонны употреблять исключительно пюреобразную пищу. Помимо избирательности в пищевых привычках могут проявляться такие симптомы, как переедание (ребенок не чувствует насыщения) или, наоборот, отсутствие чувства голода, склонность к ритуалам в еде: есть из определенной посуды, в определенных условиях. Также идет задержка моторного и речевого развития. Ребенок с аутизмом часто начинает ползать, ходить позже сверстников. Отсутствует или позже нормы появляется указательный жест. Речь появляется поздно или может не появиться вообще. В то же время часть детей с аутизмом, даже заговорив поздно, может самостоятельно рано начать читать и писать (иногда раньше, чем говорить). Страдает коммуникативный компонент речи, а в некоторых случаях и понимание обращенной речи. Очень часто специалисты затрудняются разделить диагнозы «алалия» и «аутизм» или пишут в заключении под вопросом оба диагноза именно по причине нарушения речевых центров в мозге и соответствующих особенностей развития. Очень специфично сенсомоторное развитие таких детей ввиду нарушения обработки информации в нервной системе. Например, их до истерики могут доводить некоторые звуки (шум миксера, звук пылесоса и т.д.); ребенок с аутистическим расстройством может бояться каких-то действий, игрушек, купания; не любить какой-то конкретный цвет/рисунок или фактуру материала одежды или мебели. В то же время дети с РАС (расстройством аутистического спектра) могут стремиться к чрезмерной стимуляции в других действиях: любить шуршать фантиками или пакетом, часами качаться на качелях, играть в одну и ту же игру чрезвычайно долго, не желая других занятий, интересоваться одной узкой темой, «подвисать» на ней.

Интеллект у детей с РАС примерно в 70% случаев снижен (умственная отсталость).

Выделяют различные формы аутизма, поэтому используются и разные термины в отношении детей с данными особенностями развития. Например, синдром Аспергера, синдром Каннера, расстройство аутистического спектра, аутичные черты, аутистические проявления. Специалисты разного профиля (психиатры, неврологи, дефектологи, логопеды, детские психологи) могут употреблять разные термины в рамках своей компетенции и образования. Кроме того, медицина в отношении данного заболевания иногда внедряет новые термины и подходы.

Для коррекции и социализации детей с данными особенностями разработано множество психологических, дефектологических, физиотерапевтических и медикаментозных методов. Также применяются такие альтернативные направления, как специальные диеты и гомеопатия, остеопатия.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма в наше время является аппаратный метод нейросенсорной стимуляции головного мозга Томатис (Tomatis®), который отличается мягкостью воздействия и высокой эффективностью для преодоления .

Признаки аутистического расстройства

Существует ряд клинических показателей, свидетельствующих о наличии аутического синдрома:

  • Неспособность к установлению социальных взаимосвязей, осознанию роли окружающих людей, а также рефлексии собственного поведения. Уровень аффективной (эмоциональной) реакции даже при взаимодействии с самыми близкими людьми ослаблен, создается ощущение, что достучаться до человека невозможно.
  • Страх перед любыми изменениями – маршрутов, обстановки, места жительства, круга общения. Уровень страха быстро поднимается до панических реакций и последующему психомоторному возбуждению.
  • Однообразный тип поведения, отсутствие выраженных реакций на комфортные или дискомфортные условия, неспособность к подражанию. Определяющим в выборе линии поведения является непосредственное влечение без оценки общей логики ситуации и жизни в целом.
  • Сфера интересов ограничена неодушевленными предметами, а характер взаимодействия с ними определяется выполнением стереотипных манипуляций (включение-выключение, кручение, сортировка по размеру или цвету и др.).
  • Нарушение сенсомоторного развития и интеграции сенсорных стимулов. Характерна повышенная чувствительность к тактильным, зрительным или аудиальным стимулам вплоть до истерик и сенсорной перегрузки. Иногда отсутствует чувствительность – ребенок не чувствует голода, не реагирует на раздражители, поскольку его внимание сосредоточено на собственном внутреннем мире. Такая дезинтеграция стимулов приводит к проблемам с координацией в пространстве (движения могут быть угловаты, стереотипны, возможна ходьба на цыпочках), а также к речевым нарушениям (эхолалия, недостаточность экспрессии, нарушение произношения). Со временем данные нарушения могут приводить к снижению интеллектуальных показателей, хотя изначально их там нет. При различных синдромах интеллект может снижаться или же иметь показатели высокого уровня, как в раннем периоде, так и в качестве последствий нарушения.

Причины возникновения аутизма

Существует несколько теорий, обуславливающих развитие аутизма. Большинство исследований подтверждают биологическую основу возникновения отклонений, при этом ученые отмечают особенности в анатомии и физиологии ЦНС (а именно во взаимодействии разных отделов головного мозга).

Проявления аутизма связаны со следующими биологическими аспектами:

  • Нарушение внутриутробного развития и генетические механизмы. Есть исследования, которые связывают аутизм с различными заболеваниями матери до или во время беременности (например, сахарный диабет). Кроме того, ученые изучают специфические мутации генов, которые предположительно могут приводить к РАС. По результатам отдельных научных работ были сделаны выводы, что генные мутации коррелируют лишь с аутизмом у мальчиков. Инновационные методики медицинской диагностики уже позволяют определять наличие аутизма у ребенка почти сразу после рождения по анализу крови (к сожалению, в нашей стране данный метод пока не применяется).
  • Ряд ведущих нейрофизиологов мира сформулировали теорию «зеркальных нейронов» (mirror neurons). Эти нейроны в буквальном смысле позволяют человеку «быть зеркалом», копировать жестикуляцию и поведение других людей. Копирование поведения – жизненно необходимый навык, позволяющий детям обучаться от значимых взрослых, приобретать умения функционирования в обществе, общаться, сопереживать. Дисфункция зеркальных нейронов обуславливает изолированность человека в социуме, бедность аффективной (эмоциональной) сферы. При таком отклонении человек практически не способен сочувствовать, испытывать эмпатию и правильно интерпретировать эмоции других людей.

Зеркальные нейроны относятся к особому классу нейронов и располагаются в двигательной коре головного мозга. Они отвечают за обретение ребенком навыков социализации и познания. Было проведено исследование импульсов клеток мозга обезьян, которые наблюдали за людьми, выполнявшими определенные движения. Специалисты смогли заметить, что зеркальные нейроны активно проявлялись в тот момент, когда испытуемый примат начинал подражать действиям и движениям экспериментатора. Исследователи сделали вывод, что при действиях «по образцу» и произвольных движениях (когда не происходит копирование, а испытуемый сам совершает действие) участвуют две разные группы клеток. Зеркальные нейроны активируются именно при копировании.

Посмотрите на рисунок. На нем наглядно показано, как ребенок по врожденным биологическим механизмам повторяет движения взрослого человека. Это стало возможным при помощи зеркальных нейронов.

По результатам эксперимента были сделаны выводы, что у ребенка с аутизмом командные моторные нейроны функционируют нормально, а зеркальные нейроны работают неправильно. Ученые полагают, что у страдающих аутизмом активность данных нейронов в нижней фронтальной извилине снижена, поэтому такие люди хуже распознают намерения других индивидуумов. А нарушение функций островковой и передней поясной извилин головного мозга приводят к неспособности сопереживать. Дисфункция угловой извилины может стать причиной появления дефектов речи.

  • Теория «эмоционального ландшафта» В. Рамачандрана и Л. Обермана. Давайте попробуем понять, как связаны окружающие нас стимулы и наше поведение. Информация поступает в наш мозг через органы чувств. Каждый анализатор имеет свое «представительство» в коре головного мозга. После того, как стимул «прошел» от органа чувств по нервным путям до своей зоны коры, информация поступает через специальное образование в мозге, называемое миндалиной (находится в височной доле мозга), в лимбическую систему. Так, по сути, к лимбической системе «стекается» вся информация от органов чувств о внешней среде: от зрения, слуха и т.д.
    Именно она отвечает за регулирование эмоциональной сферы, так как в ней накапливается эмоциональная память, которая сохраняет оценку событий и объектов индивидуумом за всю жизнь. Исходя из предыдущего опыта субъекта, миндалина способствует приданию окраски происходящему: страх при виде предметов, представляющих угрозу, радость при встрече любимых людей и т.д. Из лимбической системы сигналы перенаправляются в лобную долю мозга, которая создает программу последующих действий и «принимает решения», а также в вегетативную нервную систему, которая отвечает за работу внутренних органов. Так и происходит подготовка организма к последующим реакциям и поведению.Таким образом, миндалина и лимбическая система в целом формируют «эмоциональный ландшафт», как будто «ставят метки» на объекты и события, чтобы человек быстро и адекватно мог принимать нужные решения, реагировать на окружающую среду.Дети, страдающие аутизмом, имеют деформированный "эмоциональный ландшафт", так как у них незрелые связи корковых областей (отвечают за переработку сенсорной информации) с миндалиной. Также нарушена связь лимбических структур мозга и фронтальных долей коры. То есть информация об окружающей среде обрабатывается неадекватно вследствие сенсорной дезинтеграции на уровне головного мозга. Вот почему восприятие эмоциональной значимости предметов искажено, а поведение ребенка с РАС часто нелогично и иррационально.Исходя из гипотезы В. Рамачандрана и Л. Обермана, такие дети, с одной стороны, избегают зрительных контактов и любых непривычных для них ощущений, но, с другой –ребенок может резко реагировать на пустяки и, наоборот, оставаться равнодушным в проблемных и стрессовых ситуациях или к тому, что интересно сверстникам.

Незрелость мозговых структур и нарушение в их взаимодействии в итоге приводит ко многим проблемам в эмоциональной, когнитивной (познавательной) и поведенческой сферах. Соответственно, для изменения состояния необходима корректировка нейронных связей и мозговых структур. Это возможно благодаря методу Tomatis®.

Коррекция аутизма с использованием метода Томатис

На занятиях с использованием метода Томатис производится активное воздействие на миндалевидное тело, подкорковые и корковые мозговые структуры, участвующие в формировании эмоциональных реакций и социальных взаимодействий. Также производится стимуляция зеркальных зон коры, отвечающих за коммуникативные функции и сопереживание.

Терапия направлена на две цели:

  1. Постепенное развитие нейронных связей мозговых структур до необходимого уровня.
  2. Включение их в активную работу.

В итоге после стимулирования ядер миндалевидного тела улучшается восприятие образов всех модальностей (зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных). Созревают связи между лимбической системой, лобной корой и сенсорными зонами коры. «Включаются» в работу зеркальные зоны коры. Это способствует тому, что улучшается речь и ориентация в пространстве, эмоциональные реакции становятся более соотносимыми с происходящим.

Метод Томатис не корректирует поведение напрямую, но он оказывает опосредованное воздействие (с помощью стимуляции среднего и внутреннего уха звуком) на мозговые структуры, отвечающие за общение, речь, эмоциональные реакции, мотивацию и вегетативные проявления. Вследствие этого человек с аутизмом:

  • перестает оценивать любые изменения окружающей действительности как враждебные и вызывающие панику;
  • способен контролировать свое поведение в контексте ближайшего будущего и общей жизненной направленности, а не только текущего момента;
  • начинает лучше ориентироваться в пространстве, воспринимать чужую и строить собственную речь.

С социальной точки зрения, после терапии с использованием метода Томатис можно заметить большую вовлеченность в общение, а также установление более глубоких и ценных отношений.

Часто после курсов Томатис запускается речь, появляется зрительный контакт, снижаются проявления истерик, уходит агрессия и аутоагрессия, улучшается пищевое поведение, снижается проявление стереотипных действий. Компания Tomatis Development S.A. на своем официальном сайте публикует международные исследования, которые доказывают эффективность метода Томатис при нарушениях аутистического спектра.

Пройдите курс в нашем центре и убедитесь в его результативности сами.

Аутизм – серьезное заболевание, которое вызывает нарушение социальных навыков человека, а также негативно сказывается на речевой функции и психическом развитии, ухудшая работу головного мозга. Чаще всего болезнь диагностируется у малышей от 1 до 2 лет, при этом появиться она может не позднее достижения пятилетнего возраста. Родителей, чьи дети столкнулись с такой проблемой, волнует лишь то, можно ли вылечить аутизм.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию;
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей;
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ;
  • Влияние вирусов или бактерий;
  • Воздействие ртути или химических веществ;
  • Злоупотребление антибиотиками;
  • Гормональные нарушения;
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова;
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны;
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному;
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Для взрослых, чьи дети больны таким расстройством, Институт изучения аутизма создал бесплатное специальное руководство, которое помогает в лечении малыша.

Основная терапия

Идеального способа, как вылечить аутизм у ребенка, не существует. При любых стараниях избавляться от него полностью не удается никому. Тем не менее применение нескольких методов терапии позволит добиться коррекции состояния больного, что позволит ему чувствовать себя обычным человеком, который способен общаться с другими людьми. Для этого потребуется сначала пройти диагностику, после чего больному будут назначены медикаментозное лечение и работа с врачами. Эти три элемента станут отправной точкой в борьбе с болезнью. После их реализации также стоит обратить внимание и на другие методы, т.к. без них добиться хорошего результата будет тяжело.

Диагностика

Подтвердить наличие аутизма – не такая простая задача. Врачу потребуется провести беседу не только с ребенком, но и с его родителями. При этом взрослые должны заранее записать свои наблюдения, чтобы подробно изложить все, что им кажется необычным. Также мама и папа малыша должны будут ответить на специальные вопросы из опросника, который применяется для диагностирования этой болезни.

Очень часто родители и врачи не придают значения небольшим отклонениям в поведении ребенка, из-за чего начало лечения затягивается, а ребенку может стать хуже. Также сложность выявления аутизма в том, что некоторые симптомы могут относиться к другим болезням. Иногда детям диагностируют шизофрению, умственную отсталость или нарушения отдельных органов, даже не думая о развитии аутизма.

Медикаментозное лечение

Первым методом борьбы с аутизмом является медикаментозная терапия. Ее применяют сразу после постановки окончательного диагноза. В некоторых случаях необходимость лечения лекарствами вообще отсутствует. Однако чаще всего к ней все же прибегают.

Этот метод лечения направлен на устранение проявлений аутизма. Особое внимание уделяют поведенческим отклонениям, среди которых — неадекватные реакции на различные события, стереотипность действий, агрессия, . Для борьбы с ними назначают психостимуляторы с нейролептиками, которые постепенно нормализуют психику больного. Однако принимать такие препараты регулярно не рекомендуется, т.к. это может негативно сказаться на интеллектуальных способностях ребенка.

Работа с врачами

Обязательным условием для нормализации состояния больного ребенка является работа с врачами. Родители должны обратиться за помощью к психотерапевту и логопеду.

Во время занятий с психотерапевтом ребенок будет постепенно улучшать функции мозга. Задачей врача становится правильное направление терапии и помощь малышу. Сначала психотерапевт будет применять упражнения для избавления от симптомов аутизма, а потом постарается добиться максимального развития социальных навыков у ребенка. Существует большое количество специальных программ, которые позволяют добиться результата за несколько сеансов. Чаще всего применяются следующие типы терапии: поведенческая, социальная, развивающая, игровая.

Логопед работает с детьми старше 5 лет. Он помогает им развивать речевые навыки, которые при аутизме очень часто нарушены. Для этого применяют специальный комплекс упражнений, затрагивающий язык, губы и мелкую моторику. Сначала ребенка учат полноценно разговаривать, а уже потом начинают развивать социальные навыки с помощью общения с другими людьми.

Дополнительная терапия

К дополнительной терапии относят методы лечения, которые нормализуют психику ребенка, возвращают его интеллектуальные способности и помогают улучшить их социальные навыки. Большинство методов довольны просты и могут применяться для всех детей. Но перед этим рекомендуется провести беседу с врачом, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Эффективные способы лечения детского аутизма:

  1. Пет-терапия. Такой метод подразумевает покупку для ребенка домашнего животного. Кошка способна вылечить малыша своим покоем, а собака простимулирует в нем проявление физической активности.
  2. Иппотерапия. Верховая езда – еще один вид терапии. Он применим для детей школьного возраста, подростков или взрослых. При иппотерапии у больного происходит восстановление психики, устранение стереотипности поведения, а также обучение взаимодействию с окружающими через общение с лошадью.
  3. Дельфинотерапия. Терапия с помощью общения с дельфинами помогает восстановить психику ребенка, развить интерес к окружающему миру и помочь ему в социализации. При этом эхолокация дельфинов оказывает положительное воздействие на клетки организма.
  4. Арт-терапия. Основой арт-терапии является творчество. Регулярные занятия по рисованию помогают развить у ребенка навыки коммуникации и эмоционального восприятия, сделать его более открытым для общения, а также избавляют от агрессивности и напряжения.
  5. Музыкальная терапия. В лечении очень эффективна терапия с использованием музыки. При еженедельных занятиях у ребенка начнут развиваться социальные навыки, он станет более общительным, сможет концентрироваться на любых вещах, а также перестанет испытывать чувства тревоги и агрессии. Большое значение в такой терапии играет опытность специалиста, с которым будет заниматься больной.
  6. Остеопатия. Такой метод восстанавливает функции мозга, а также нормализует социальные навыки. При осторожном физическом воздействии специалиста у ребенка через несколько процедур полностью изменится самочувствие. Остеопатия позволяет не просто развить социальные навыки, но и помочь аутисту полностью адаптироваться в обществе. Параллельно с этим у него улучшаются интеллектуальные способности.
  7. Йога. Во время занятия йогой у больного улучшается сенсорное восприятие, его поведение становится менее стереотипным, а психика постепенно успокаивается и приходит в норму. Заниматься ею можно в домашних условиях, но перед этим потребуется пройти обучение у квалифицированного специалиста.
  8. Эрготерапия. С помощью такого типа терапии ребенку помогают развивать навыки для повседневной жизни. После нескольких занятий у больного появится способность самостоятельно делать привычные для обычных людей вещи, которые раньше для него были недостижимы.
  9. Визуальная и сенсорная терапия. Первый вид лечения подразумевает обучение ребенка воспринимать окружающий мир с помощью изображений. Второй тип терапии учит больного лучше ощущать и понимать мир с помощью сенсорных функций организма.
  10. Стволовые клетки. Использование стволовой клетки для лечения болезни стало довольно распространенным методом терапии. Такой способ помогает ускорить развитие у ребенка социальных навыков, а также избавить его от неприятных симптомов. Вводятся стволовые клетки интратекальным и внутривенным путем.

Вылечивать ребенка, больного аутизмом, такими методами довольно просто. Нужно лишь правильно подобрать варианты терапии, сочетая их с основным лечением.

Комбинировать слишком большое количество методик не рекомендуется, т.к. это может оказать негативное влияние на ребенка. В лечении аутизма важно не переусердствовать.

Необычные методы

Дополнить основное лечение можно и другими методами. Некоторые врачи относят их к экстремальным. Такие варианты терапии очень специфичны и могут оказывать крайне негативное влияние на здоровье. Однако лечебный эффект с их помощью достигается довольно легко. А родители, думающие, как лечить аутизм у их детей, все чаще обращают на них внимание.

Применение таких способов лечения на практике не рекомендуется. Это связано с большим количеством возможных побочных эффектов, а также отсутствием научных доказательств эффективности любого из указанных методов.

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами. Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии.

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов.

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Если пытаться излечивать аутизм народными средствами, то не стоит ими злоупотреблять, т.к. это окажет обратный эффект.

Домашняя коррекция

Терапия будет бесполезна, если не заниматься коррекцией аутизма в домашних условиях. Именно родители играют важнейшую роль в излечении своего ребенка. От них требуется повышенное внимание к аутисту и постоянная забота. Но более важным будет следование простым правилам, которые помогут добиться результата, а также поддержание особого диетического меню.

Правила включают следующие пункты:

  1. Научиться настраивать контакт с малышом путем многократных обращений к нему, при этом запрещено проявлять по отношению к нему негатив или кричать.
  2. Уделять ребенку много внимания, часто брать его на руки, играть с ним, общаться, хвалить или ласкать.
  3. Проводить с больным много времени, стараться общаться настолько много, насколько это возможно.
  4. Помогать ребенку развивать привычки, связанные с повседневными навыками. Поддерживать повторение этих действий даже после их изучения.
  5. Сделать специальные карточки, которые малыш сможет использовать для общения с окружающими.
  6. Составить четкий распорядок дня, где будет указано, что и когда делает ребенок. Нарушать план нельзя.
  7. Избегать резких перемен, стараться не менять внезапно обстановку или привычки ребенка.
  8. Позволять ребенку отдыхать столько времени, сколько ему требуется. Нельзя заставлять его заниматься через силу.
  9. Обеспечить малышу возможность проявлять физическую активность, заниматься вместе с ним простым домашним спортом.
  10. Отказаться от давления на ребенка, не торопить его и не позволять себе прерывать какие-либо его действия.

Правила следует дополнить особым диетическим рационом. Это позволит подавить многие симптомы аутизма, т.к. часть из них связана с питанием и наличием некоторых веществ в организме ребенка. Как построить меню:

  1. Постараться сделать так, чтобы ребенок пил больше чистой воды.
  2. Наполнить меню белковой пищей с клетчаткой, снизив количество углеводов.
  3. Минимизировать присутствие в еде сахара.
  4. Отказаться от молока, пшеницы, ячменя, а также дрожжевой пищи.
  5. Исключить из рациона еду с консервантами или красителями.

Сложно ли лечиться

При правильных назначениях врача лечение аутизма у детей приводит к практически полному устранению симптомов болезни. Поэтому стоит приложить все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Для этого достаточно следовать рекомендациям врача и придерживаться правил по домашней коррекции состояния. Положительный эффект не заставит себя ждать.