Проект «Неделя психологии в ДОУ. Неделя психического здоровья в детском саду календарно-тематическое планирование (группа) на тему Психологическая акция «Дерево пожеланий»

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Цель практической работы с детьми - это психическое здоровье ребенка, а личное развитие - условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями. Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены дети, родители и сотрудники детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя психического здоровья.

10 октября ежегодно с 1992 года отмечается всемирный день психического здоровья. Учрежден по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье - это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье - это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Цель практической работы с детьми - это психическое здоровье ребенка, а личное развитие - условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.

Признаки психического здоровья:

Способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

Чувство уверенности и доверия

Формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;

Достаточный диапазон чувств.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:

К внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

Обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены дети, родители и сотрудники детского сада.

Задачи:

1. Привлечение внимания родителей к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в детском саду.

6.Мотивирование родителей на участие в образовательной деятельности ДОУ.

Предварительная работа:

  • оформление информационных стендов для родителей по проблемам психического здоровья; ежедневной тематике недели;
  • разработка конспектов занятий с детьми и взрослыми;
  • подготовка материала для тематических бесед с детьми;
  • оформление плакатов с «забором, деревом, радугой»;
  • оформление ящиков «Почты доверия»;
  • подготовка анкет для родителей.

В первый день Недели психического здоровья родителей, педагогов ждал «Забор психологической разгрузки», где все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение о работе детского сада. Узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения можно было из предложенной анкеты о работе детского сада. В этот день ребята подготовительной группы и старшей группы создавали рисунок «Мой любимый детский сад». Получилась большая и интересная выставка детских работ. Данный рисунок проинформировал о степени психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Дети всех групп начали заполнять «Календарь настроения», где обращали внимание на своё эмоциональное состояние в начале и в конце дня. Календарь заполнялся в течение недели.

Второй день был обозначен как «Уроки доброты». Добрые пожелания сотрудникам детского сада оставляли родители на «Дереве», «выросшим» за нашим «Забором». Пожелания любви, счастья, доброты, удачи, радости, успехов, а большинство – терпения – писались на сердечках.

В средней, старшей группе, а так же в подготовительной группе педагогами были проведены ролевые игры «Заколдованное сердце», где дети, преодолевая препятствия, растапливали «ледяные сердца» заколдованных воспитателей. Дети с большим интересом спасали своего воспитателя от чар злой королевы. Эта игра помогает выявить положение детей в группе, эмоциональные отношения как в группе, так и в отношении с педагогом. «Эта противная злая королева заколдовала нашу Елену Ивановну!» - рассказывали с негодованием дети.

В средней группе на занятии дети учились различать чувства радости и грусти и адекватным способом справляться с ними.

В среду в «День комплиментов» проведена психологическая акция «День комплиментов». Каждый сотрудник мог составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече, все дарили друг другу комплименты, в том числе и на физкультурном занятии. Детьми средней группы изготавливались цветы, которые потом вручались мамам со словами комплиментов.

На тренинге «Пойми меня» дети учились толерантному поведению, развитию умения различать чувства других, формировать позитивное отношение к своему «Я», развивать чувство принадлежности к группе.

Педагоги в этот день разгадывали психологический кроссворд. Сотрудники детского сада получили возможность принять участие в занятии с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье», где закрепляли позитивные взаимоотношения, взаимопонимания между педагогами; повышали групповую сплоченность; улучшали эмоциональное состояние педагогов.

В четверг под названием «Подари себе настроение» родители и сотрудники отмечали своё настроение в детском саду на «Радуге настроения» и «Калейдоскопе настроения». В этот день дети по группам рисовали и «оживляли Кляксу»: глаза, рот, придумывали имя, дарили ей радостную жизнь. У кого-то клякса – добрая, у кого-то грустная, смешная, забавная, драчливая, веселая… Это внутреннее душевное состояние ребёнка.

В средней группе воспитатель с детьми читала сказку «Колобок», где ребятишки придумывали счастливое завершение. Дети младшей группы выражали своё настроение, рисуя ножками. Ребята подготовительной группы выражали своё настроение на бумаги, а затем изготавливали из этой же бумаги бабочек, которые подарили родителям.

В пятницу девиз «Здесь вам всегда рады».

С понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где родители и сотрудники имели возможность высказать свои мнения, предложения, замечания о работе детского сада и мероприятиях «Недели».

Для родителей был организован стенд с различной информацией о том, как сохранить психическое здоровье детей и взрослых, предлагались памятки.

В подготовительной группе проводилось занятие «Моё душевное здоровье, где дети обучались навыкам взаимодействия, в том числе в парах, адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния, снимали напряжение, улучшали настроение.

В последний день «Недели » мною подводились итоги психологического марафона: что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве пожеланий», рисунков детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Думаем, что «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей. Такое мероприятие послужило для меня опытом, позволило увидеть недостатки и положительное в своей работе, изменить стратегию взаимодействия психолога с родителями для большего привлечения их к участию в образовательном процессе детского сада.

Спасибо родителям и педагогам, которые приняли участие в этом необычном марафоне.

Приложение 1.

План проведения Недели психического здоровья

05.10-09.10.2015.г.

№ п\п

Название и форма мероприятия

Дата проведения

Участники

«Детский сад – это мы!»

05.10. 2015 г.

«Забор психологической разгрузки»

Все желающие родители и сотрудники могут оставить свое мнение о работе детского сада

сотрудники детского сада родители (все группы), заполнение в течение недели

Анкета «Качество обслуживания в ДОУ» - Удовлетворяет ли Вас уход, воспитание, обучение детей? Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны? и т.д.

родители

Акция «Почта доверия»

Родители (в течение недели)

Рисование «Мой любимый детский сад»

воспитанники старшей и подготовительной группы, педагоги

Календарь настроения

Дети отмечают свое эмоциональное состояние в календарях настроений, когда они пришли в детский сад и с каким настроением ушли из него вместе с родителями

Дети (в течение недели)

Тренинг «Пойми меня»

Старшая группа «Малинка» -психолог (согласно расписанию)

Занятие «Добро»

Подготовительная группа

Игра-адаптация по социально-коммуникативному развитию «Грусть-радость»

Воспитанники средней группы – психолог (согласно расписанию)

«Уроки доброты»

06.10.2015 г.

«Дерево доброты»

По желанию, родители могут оставлять на «дереве доброты» добрые пожелания сотрудникам детского сада

родители

Беседа в группах:

«Я желаю своим родителям…».

воспитанники средней, старшей и подготовительной группы

«Подарок Другу»

На занятиях дети делают подарок другу, и после сна можно подарить малышам средних и младших групп

воспитанники старшей и подготовительной группы

Игра «Заколдованное сердце»

воспитанники средней и старшей группы, подготовительная группа, педагоги, психолог

Буклеты для родителей

«Секреты воспитания Вирджинии Сатир»

родители

Оформление стенда для родителей «10 октября – Всемирный день психического здоровья»

Родители, психолог

«День комплиментов»

07.10.2015г.

Психологическая акция

«День комплиментов».

Каждый сотрудник может составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече, дети учатся дарить комплименты на занятиях (в том числе на физкультурном)

воспитанники средней, старшей и подготовительной группы, родители, все сотрудники

«Самый лучший комплимент для мамы»

Все группы. Средняя группа: комплимент с вручением бумажного цветка, педагоги

Игра-адаптация «Путешествие в страну красок» - рисуем ножками

Воспитанники второй младшей группы - психолог

Тренинг «Пойми меня»

воспитанники старшей группы «Пчёлка» - психолог (согласно расписанию)

Занятие с элементами тренинга для сотрудников «Сохраним своё душевное здоровье»;

Психологический кроссворд.

Сотрудники, психолог

Консультация - информационный стенд

«Советы Дороти Нолти», «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения. Техника безопасной ссоры»

родители

«Подари себе настроение»

08.10.2015 г.

«Калейдоскоп настроения» - сотрудники отмечают своё настроение, с которым они приходят на работу

Сотрудники детского сада

«Радуга настроения» - родители расписываются на том цвете радуги, с которым они приходят в детский сад в соответствии с значением цвета

Родители

Творческая работа «Подари настроение взрослым»: дети превращают листок, раскрашенный в цвет настроения в бабочку и дарят её родителям

воспитанники подготовительной группы - психолог

Чтение сказки «Колобок» с изменением окончания сказки в счастливое её завершение с помощью детей

воспитанники средней группы – педагоги

«Оживляем Кляксу»

Раскрашиваем и оживляем: глаза, рот, придумываем имя, дарим кляксе радостную жизнь

воспитанники старшей группы - педагоги

«Здесь вам всегда рады»

09.10.2015 г.

Весёлое физкультурное развлечение

воспитанники старших групп - физинструктор, психолог

Занятие «Моё душевное здоровье»

Подготовительная группа - психолог

Итоги психологического марафона (что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве пожеланий», «Почте доверия», рисунков детей). Оформление результатов.

Психолог, педагоги

Итоги недели.

Сведения о количестве детей, родителей,

педагогов, участвующих в Неделе Психологии, её результатах.

с 05.10 по 09.10.2015 г.

Критерии

Количественные показатели

Охват участников

Сотрудников

«Калейдоскоп»: уч-ли 26 – 100%

Проводили занятия (педагоги): 8 – 88%

Участие в тренинге (педагогов): 9 – 100%

Воспитанников

Охвачено 72– 70%

Родителей

Охвачено 80 – 75 %

Результаты «Календаря настроения»

Преобладающее настроение у детей - положительное

Результаты акции «Радуга настроения» - родители

«Калейдоскоп настроения» - сотрудники

Восторженное – 9%

Радостное – 22%

Приятное – 20%

Спокойное – 39%

Грустное, тревожное, неудовлетворительное – 0%

Преобладает – хорошее

Число участников положительно оценивших эффективность мероприятий недели психологии - Всего охвачено 106 ч - 100%

Пример:

«Я рада, что проводилась «неделя психического здоровья», очень много полезной наглядной информации. Такие мероприятия всегда заставляют подумать проанализировать, помыслить…»,

«…На мой взгляд, такие недели сближают не только детей и родителей, но и работников детского сада с родителями. цель ведь одна – дать хорошее воспитание нашим детям, чтобы они выросли хорошими детьми и достойно могли войти во взрослую жизнь…»,

«…Спасибо вам за то, что вносите много нового в развитие детей. Занимаетесь различными видами деятельности и обеспечиваете ребёнку нужный личностный рост».

Что мне дала «Неделя психического здоровья».

Видение того, над чем нужно работать;

Желание действовать;

Стимул для личностного и профессионального роста, реализации новых планов.

Список наглядной информации.

  1. «10 заповедей воспитания детей» (Я. Корчак).
  2. Советы Дороти Нолти для родителей.
  3. Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
  4. Секреты воспитания от Вирджинии Сатир.
  5. Семейные ссоры и дети: техника безопасности.
  6. Влияние родительских установок на развитие детей.
  7. Цветотерапия в коррекции психоэмоционального состояния ребенка.
  8. О Всемирном Дне психического здоровья.
  9. Как оставаться в хорошем настроении (притча).
  10. О комплиментах.
  11. Несколько интересных фактов о таком психологическом феномене как смех.
  12. Эфирные масла.

Приложение 2.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

По теме: «Мое душевное здоровье»

(занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Цель: знакомство детей с понятием «душевное здоровье».

Задачи:

Познакомить детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими;

Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;

Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;

Закрепление навыка взаимодействия в парах;

Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;

Создание чувства сплоченности коллектива;

Снятие напряжение, релаксация;

Развитие внимания, образной памяти;

Создание положительного эмоционального настроения.

Материал:

Клубок толстых ниток;

Высокий стул;

Корона на ребенка;

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей);

Листы бумаги, цветные карандаши (по одному набору на пару детей);

Медальки с изображением веселых человечков.

Ход занятия:

Разминка.

Психолог.

«Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, какой сегодня день? (ответы детей). Правильно, сегодня День Здоровья. Вы уже наверняка побеседовали о здоровье человека? Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? (ответы детей). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье душевное. Как вы понимаете это? (ответы детей).

Давайте начнем наше занятие с разминки. Упражнение называется «Клубочек». Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».

Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое».

Основная часть.

Психолог.

«Скажите пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей).

  1. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Поссорились-помирились». Для этого вам нужно разбиться на пары».

Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару.

«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

Психолог.

«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? (ответы детей). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».

  1. Упражнение «Горячий стул»: один ребенок садится на стул, ему на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Остальные дети по очереди, или кто желает, говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

Психолог.

«Человек – часть целого общества. И от того, как мы умеем понимать других людей, взаимодействовать с ними, зависит и наше здоровье, и здоровье окружающих. Иногда мы не можем справиться в одиночку с каким-то делом, нам нужно объединиться.

  1. Давайте поиграем в игру, которая называется «Атомы и молекулы». Когда я называю слово «атомы», вы свободно ходите по группе. Как только я скажу «молекулы» и назову какое-то число, и вы должны соединиться в молекулы, состоящий из двух, трех, четырех и т. д. атомов. Например… (психолог определяет, как дети поняли задание)». В конце упражнения важно объединить всю группу.

Психолог.

4.Упражнение «Сладкая проблема»

Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей - по одной салфетке.

Психолог: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...

Анализ упражнения:

Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

В этой игре с тобой справедливо обошлись?

Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению?

Как ты себя при этом чувствовал?

Как иначе ты мог бы прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Психолог.

«Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Хочется ли вам в такие моменты оказаться где-то далеко-далеко, отдохнуть и забыть про неприятности? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку. Но для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться. (Звучит спокойная музыка).

  1. Упражнение «Волшебная прогулка»: Мы отправляемся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась. А теперь возьмите карточку и в ее клеточках нарисуйте то, что вы видели в своем путешествии».

Дети выполняют задание.

  1. «Скажите, ребята, вам нравится, когда у вас плохое настроение? Что вам хочется изменить? А когда хорошее – приятно? (ответы детей). Давайте постараемся продлить хорошее нестроение, сядем в круг и поиграем в игру «Ручеек радости».

Дети берутся за руки. Психолог предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький, озорной, он не может долго усидеть на одном месте. Психолог предлагает детям представить, как чистая, прозрачная и теплая водичка течет через руки и переливается друг к другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Заключительная часть (обратная связь).

Психолог.

«Наше занятие подошло к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей беседы? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (ответы детей). Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу». Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка.

Приложение 3.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ

«Сохраним своё душевное здоровье»

Задачи:

способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

повысить групповую сплоченность;

снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;

улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Условия проведения :

Приглашаются все желающие педагоги, группа - не более 15 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.

Оборудование:

мяч;

листы чистой бумаги;

ручки, карандаши, губка;

заготовленные бланки с лепестками;

макет «сердца группы».

Ход тренинга

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

1.Упражнение №1 «Чего мы ждем от тренинга? Чего опасаемся»

2.Упражнение № 2 «Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

3.Упражнение № 3 « Комплимент»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу добрых комплиментов. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему свой комплимент. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

4.Конкурс чувствоведов.

Участники делятся на группы. Каждой группе выдаётся листок с несколькими пиктограммами, обозначающими эмоции. Педагоги должны подписать названия эмоций.

5.Упражнение №4 «Танцевально-двигательное» с шариками для пинг-понга.

Разбившись по парам участники тренинга передвигаются под музыку, между ладонями держа шарики для пинг-понга, стараются не уронить их.

6.Упражнение №5 «Я такой же, как ты»

Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

7.Упражнение № 6 «Узнать через прикосновение»

Участники сидят по кругу. Одному из вас нужно выйти в центр круга и закрыть глаза, по желанию кто-то из вас подойдет к стоящему в центре и положит руки ему на плечи, стоящий в центре с закрытыми глазами должен будет по прикосновению постараться описать человека, стоящего за спиной.

8.Рисунок «СЮЖЕТ» (Брейн Шелби).

Цель: анализировать свои жизненные цели, состояния, суждения.

Инструкция:

Нарисовать в любой последовательности на одном листке бумаги дом, забор, березу, дуб, мешок, змею, дорогу.

9.Упражнение № 8 «Все мы чем-то похожи».

Педагог-психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра…», «Любимый цвет каждого из нас - синий» и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

10.Упражнение №9. «Театр кабуки».

Я предлагаю вам поиграть в одну игру, называется она «Театр кабуки», нам необходимо разделиться на две команды. Разделимся на апельсины и лимоны. Апельсины встанут по правую руку, а лимоны – по левую. В нашем театре существуют следующие герои – принцесса, дракон, самурай. Каждой команде между собой нужно договорится о том, кого они будут одновременно изображать. Дракон может победить принцессу, принцесса может влюбить в себя самурая, а самурай может победить дракона.

Упражнение №10 «Поиск по руке»

Педагог-психолог: Каждый из вас с закрытыми глазами должен найти самую приятную руку!

Гасится свет, все закрывают глаза, ходят и берут друг друга за руки. Через некоторое время свет включается.

Педагоги обсуждают, ожидали ли они увидеть этого человека, кто как действовал, кто старался выбрать приятную руку, кто старался сделать свою руку приятной.

11.Релаксация.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Закройте глаза… сделайте глубокий вдох…выдох…представьте, что вы находитесь на крыше девятиэтажного дома. Вам высоко, вы подходите к краю крыши, смотрите вниз, немного кружится голова…внизу ходят люди, ездят машины. И вот вы прыгаете с крыши вниз. Вы легко, медленно, медленно, спокойно опускаетесь вниз, паря по воздуху, опускаетесь мимо 9 этажа…8 этажа…7 этажа…6…5….4…3…2…1…и спокойно, плавно опускаетесь на зелёную лужайку…. Делаете глубокий вдох…и выдох. Открываете глаза.

12.Завершение.

Упражнение «Пожелания».

Пожелания пишутся на листочках, сворачиваются, кладутся в шляпу, а затем перемешав, участники вытягивают любое пожелание для себя.

Рефлексия.

Приложение 4.

Как оставаться в хорошем настроении.

Притча.

Ты такой мудрый.

Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

И это всё? - недоумённо спросил ученик.

Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Семейные ссоры и дети: техника безопасности

(памятка для родителей)

В семейных ссорах, даже тех, что заканчиваются примирением, всегда есть пострадавшие – это

дети. Ни одна родительская ссора, свидетелем которой стал ребенок, не проходит бесследно для его психики и эмоционального состояния. Это подтверждают современные исследования. Психолог и доктор философии Университета Нотр-Дам И. Марк Каммингс утверждает, “что на детское эмоциональное состояние больше влияют ссоры родителей, а не отношение ребенка к ним”.

Дети начинают чутко улавливать негативные эмоции примерно с 1 года, а с возрастом реагируют на взаимоотношения отца и матери как эмоциональный счетчик Гейгера. Малыши младше трех лет, для которых родители – это образец поведения во всем, начинают воспринимать ту агрессию, которую наблюдают во время их ссоры, как норму поведения. В результате они транслируют ее в окружающий мир, что выражается в играх и общении с другими детьми.

Дети постарше воспринимают ссору как опасность, как возможность потерять одного из родителей. Семья, в которой происходят постоянные ссоры, перестает быть для них безопасным местом. Нередко реакцией ребенка на ссоры родителей может стать болезнь – тем самым ребенок как бы берет на себя миссию миротворца.

Не менее болезненно воспринимаются ссоры родителей детьми подросткового возраста. В этот особенно сложный период взросления частые ссоры в семье могут привести к депрессии или агрессии подростка.

Чтобы ограничить до минимума негативное воздействие родительских ссор, семейные психологи настоятельно рекомендуют придерживаться следующих правил:

Правило 1. Постараться не ссориться вообще. Этот совет предполагает пересмотр родителями своего поведения, выяснения наиболее частой причины ссор и избавления от неё. Совет больше используется теми родителями, которые желают работать над собой и своими отношениями, а также не хотят, чтобы их ребенок получал негатив в семье. Задавшись такой целью, родители могут избавить ребенка от всех вышеописанных проблем и переживаний, а заодно – укрепить семью и свои отношения друг с другом.

Правило 2. Лучше всего выяснять отношения в отсутствии ребенка. Это поможет избавить его от негативного воздействия ссоры.

Правило 3. Нельзя вовлекать ребенка в конфликт в качестве свидетеля или судьи, задавать ему провокационные вопросы или заставлять принимать сторону одного из родителей.

Правило 4. Дети часто испытывают чувство вины по отношению к ссорящимся родителям, даже если они и не являются причиной ссоры. Поэтому нельзя обвинять ребенка, говорить ему о том, что это из-за него вспыхнула ссора.

Правило 5. Если ссора все-таки вспыхнула в присутствии ребенка, следует воздерживаться от грубых оценок своего оппонента. Ни в коем случае не нападайте друг на друга с критикой и обвинениями. В таком случае, конфликт будет только расти, как снежный ком. Запрещенный прием – критиковать перед ребенком другого родителя, негативно о нем говорить, настраивать ребенка против него. Такое родительское поведение, когда ребенок является орудием и участником ссоры, жестко ломает детскую психику и наделяет маленького человека массой комплексов и переживаний, которые просто непосильны для детской души.

Правило 6. Нельзя в присутствии ребенка грозить разводом, есть риск, что эти угрозы больше подействуют на неокрепшую детскую душу, чем на партнера. Угрозы друг другу – это табу для конфликтов вообще. Помните, что дети – максималисты, и все ваши слова они принимают на веру, за чистую правду, и их воображение способно разрисовать ваши угрозы до чудовищных размеров, что вызовет стресс у маленького человека. Угрожать друг другу при ребенке или угрожать ребенку – значит, сломать его неокрепшую психику.

Правило 7. Если в семье конфликт пока имеет форму спора, то постарайтесь не развивать его. В споре полагается четко приводить аргументы, называть проблему, говорить откровенно и обязательно – выслушивать другую сторону. Если родители будут владеть искусством ведения споров, то конфликтов в семье не будет, и, естественно, их последствий для ребенка – тоже.

Если ребенок вдруг оказался свидетелем конфликта между родителями, то очень важно - поговорить с ним, спросить, что он ощущает и чувствует.

Ребенку необходимо сказать, что его любят мама и папа, и произошедшая ссора ни в коем случае не разрушит семью, и не изменит родительскую любовь к ребенку.

К сожалению, в пылу семейных ссор родители не задумываются о том, что в данный момент чувствует их ребенок. В то же время, гнетущая эмоциональная атмосфера, когда ссорятся (а порой и дерутся!) два его самых близких и любимых человека, оказывает огромное давление на неокрепшую детскую психику, откладывая огромный отпечаток на всё, что ребенок делает сейчас, и каким он будет в дальнейшем.

Основные модели поведения детей в семейных конфликтах - как ведет себя Ваш ребенок во время конфликтов в семье?

Поведение ребенка при конфликтах, происходящих в семье, во многом зависит от его возраста, темперамента, самооценки, стрессоустойчивости, активности и общительности .

Психологи выделили основные модели поведения детей в семейных конфликтах:

  • Ребенок-буфер.
    Этот ребенок неосознанно или сознательно пытается сгладить все острые углы или примирить родителей. Все переживания, которые он испытывает, рано или поздно выливаются в его болезни, являющиеся условно-желательными, потому что отвлекают всех от продолжения ссоры. Очень часто у такого ребенка развивается серьезное заболевание – бронхиальная астма, экзема, или целая череда простудных заболеваний. Часты также нарушения неврологического плана – беспокойный сон и трудности с засыпанием, ночные кошмары, энурез, заикание, нервные тики или синдром навязчивых движений.
    Если Ваш ребенок
    часто болеет или у него наблюдаются какие-либо нарушения здоровья – проанализируйте ситуацию в семье. Может быть, Вы найдете корень всех его недомоганий в частых ссорах и, конечно, постараетесь его свести на нет, ради здоровья любимого малыша.
  • Ребенок встает на сторону более слабого родителя.
    Такой ребенок старается защитить более слабого родителя в семейных конфликтах, вставая на его сторону и полностью бойкотируя другого родителя.
    Если Ваша семья часто переживает ссоры и конфликты, а такое поведение типично для Вашего ребенка, в дальнейшем это
    послужит причиной стойких неудач в личной жизни и формированию неправильного образа своей взрослой роли .
  • Ребенок уходит в себя.
    Такой ребенок принимает нейтральную позицию в семейных конфликтах, стараясь не принимать в них участие. Он может внутренне очень переживать свою неспособность уладить данные конфликты, но внешне никак не проявлять эмоций, становясь отдаленным от близких людей, дистанцируясь всё больше и больше от семьи, уходя в свое одиночество и не пуская во внутренний мир никого. Такой малыш очень
    тяжело будет адаптироваться в любом детском коллективе, а потом – в социуме , частыми его спутниками будут депрессия, неуверенность в себе, страхи, пониженная самооценка . В подростковом возрасте такие дети становятся неэмоциональными и замкнутыми, и часто находят утешение в том, что запрещено – курении, выпивке, наркотиках, уходах из дома и т.д.

Бытует мнение, что на ребенка негативно влияют только те конфликты в семье, которые произошли при нем.

Но психологи обращают внимание родителей на тот факт, что дети способны глубоко переживать даже скрытые конфликты между родителями, которые не выливаются во внешнюю ссору или обвинения друг друга, но надолго поселяют в семье отчужденность и холод в отношениях.

Такая «холодная война» способна исподволь разрушать психику ребенка, порождая те же самые проблемы, о которых мы говорили выше.

Последствия конфликтов в семье для будущей взрослой жизни ребенка

  1. Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку , при любых стрессовых ситуациях часто испытывают депрессию и неуверенность в себе , у них часто развиваются неврозы .
  2. У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.
  3. Во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье . То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.
  4. У ребенка формируется негативная картина мира , и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.
  5. Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

Быть родителем – это великое искусство, которому учатся на протяжении всей жизни. Родители должны найти возможность конструктивного решения всех возникающих споров между ними, и ни в коем случае не привлекать к ним ребенка.

Если Вы любите своего ребенка, то, в первую очередь, будете заботиться о его душевном комфорте и благополучии, а свои амбиции усмирите, не позволяя им перерасти в противостояние.


День психологического здоровья

«Дарите друг другу добро»

Дата проведения: 06.04.2017

Цель - сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения в ДОУ.

Задачи :

  1. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
  2. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
  3. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

Тематический план на день

Наименование

Цели и задачи

Участники процесса

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Задачи:

Создание благоприятного климата в ДОУ;

Развитие познавательного интереса;

Поднятие общего эмоционального тонуса.

Родители и педагоги

Психологическая акция «Устами младенца…»

Цель: повышение настроения, формирование у взрослых интереса к миру детей.

Родители

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов, снижение эмоционального напряжения.

Задачи :

Создание благоприятного климата в коллективе;

Сохранение психологического здоровья педагогов;

Повышение тонуса и расслабление при помощи релаксации.

Педагоги

Акция «Аптечка для души»

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в ДОУ, получение положительных эмоций

Педагоги и родители

Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе «Страна Добрых слов»

Цели:

Задачи:

Воспитанники старшей группы, родители, педагоги

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Составитель : педагог-психолог Фионова С.П.

Целевая аудитория : педагоги

Цель : профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения.

Ход тренинга:

Педагог-психолог : Я рада, что мы смогли встретиться, и у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.

А начнем нашу сегодняшнюю встречу мы со снятия напряжения.

Упражнение «Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

Упражнение «Моё имя»

Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга) .

«Диагностика с помощью опросников»

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

Игра «Заряд энергии»

Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).

Упражнение «Кинопроба»

(на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но..», и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение «Свеча спокойствия»

Зажигает одна свеча. Под спокойную музыку передаем свечку по кругу. Каждый задерживает свечу у себя на 15-20 секунд и думает о приятном, о будущих планах, о мечте и передает её дальше по кругу пока она не вернется ведущему: «Сейчас я затушу эту свечу, но, надеюсь, этот огонек не погаснет в вас!»

Спасибо всем за плодотворную работу!!!

Удачного продолжения рабочего дня!!!

Приложение 2

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом в старшей группе «Страна Добрых слов»

Составитель: педагог-психолог Фионова С.П.

Цели:

1. Развивать эмоциональную сферу детей.

2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.

3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.

Задачи:

1. Закреплять знания детей об эмоциях.

2. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

3. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.

4. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.

5. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Материал : клубок ниток красного цвета, сердечки-открытки из бумаги с пожеланиями, сундук, цветы разных цветов, разделенные на части, зонт, карточки с заданиями, макет дерева, пальчиковые краски, влажные салфетки, магнитофон, проектор для демонстрации красочных иллюстраций по ходу занятия.

Дети проходят в зал, их встречает психолог.

Психолог:

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты!

Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.

Здравствуй, Леночка, ты сегодня очень хорошо выглядишь, я очень рада тебя видеть…

Привет, Максим, мне нравится твое веселое настроение…

Психолог: Вот, ребятки, мы с вами и поздоровались. Посмотрите - ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы дружные, приветливые, добрые. (Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)

Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?

Психолог: Я должна вам признаться – у меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» открытки – сердечки с пожеланиями. Я хотела эти открытки подарить вам сегодня на занятии. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно попасть в эту страну «Добрых слов», а для этого необходимо выполнить ряд заданий. Дорогие мои, одной мне не справиться, вы поможете мне?

Психолог: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.

Звучит музыка: шум ветра.

Психолог: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Может, попробуем исправить это, давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.

Игра «Соберите цветочки» - дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.

Психолог: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.

Игра «Клеевой дождь»

Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.

Психолог: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.

Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за плечи. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!

Психолог: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до лесочка. Пока мы шли, клей успел высохнуть и мы с вами можем отклеиться друг от друга.

Мы попали с вами в волшебный лес, давайте на время превратимся в деревья.

Психогимнастика: «Деревья»

В поле дерево стоит.

Ветер ветви шевелит.

Весной набухнут почки

Раскроются листочки

Чтоб деревья подрастали,

Чтоб они не засыхали,

Корни дереву нужны

Корни дереву важны

Психолог: Хорошо. Немного отдохнули. Я вижу на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке) Надо закончить фразы…

Игра «Доскажи слово» - психолог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

Дети вежливые и развитые, говорят при встрече …

Во всех странах на прощание говорят все …

Психолог: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!

Творческое задание : «Дерево дружбы»

Смотрите, ребята, а здесь еще одно задание для нас. А сейчас давайте присядем за столы и выполним его:

Психолог: Это ствол дерева. Скажите, чего ему не хватает? Правильно, ему не хватает листьев. Сейчас оно тусклое и будто неживое. Давайте оживим дерево, добавим ему яркости и красок, вложим в него частичку своей радости, своей доброты. Пускай это дерево станет символом нашей дружбы и сплоченности. А теперь приступим к заданию!

Дети с помощью пальчиковых красок «оживляют» дерево.

(После дети приводят руки в порядок, а психолог размещает рисунок дерева на доске)

Психолог: Как красиво! Глядя на такое яркое и красивое дерево, и настроение улучшается, не правда ли, ребята? Какое у вас сейчас настроение?

Релаксация «Тихое озеро»

Психолог: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Психолог: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем!

А в нем как раз и половинки сердечек, которые мы с вами искали. Давайте достанем их и соберем целые сердечки, объединяя их по цвету.

Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные. И за это каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.

Психолог читает пожелания и раздает детям сердечки.

Желаю вам:

Добра и улыбок!

Радости и удач!

Веселья и успехов!

Верных друзей!

Хорошего настроения!

Счастья и тепла!

Психолог: Наше занятие подходит к концу. Мы отлично провели время: выполнили все задания, отыскали сундучок, нарисовали восхитительное дерево дружбы! Спасибо родителям, что поприсутствовали на занятии и поддержали своих детей. Надеюсь, что вам было интересно. До свидания! До новых встреч!


Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены дети, родители и сотрудники детского сада.

Цель мероприятий: стимулирование интереса к психологическим знаниям, психическому здоровью и работе психолога у родителей и сотрудников сада, популяризация различных форм работы и возможностей психологической службы детского сада, создание благоприятного психологического климата, формирование общего настроения оптимистической тональности.

1. Привлечение внимания родителей к психическому здоровью детей и профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в детском саду.

В первый день Недели психического здоровья родителей, педагогов ждал «Забор психологической разгрузки», где все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение, впечатление о работе детского сада. Узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения можно было из предложенной анкеты о работе детского сада. В этот день ребята подготовительной группы с Ольгой Ивановной и старшей группы «Пчёлка» с Галиной Ивановной рисовали «Мой любимый детский сад». Такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс - диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Дети всех групп начали заполнять «Календарь настроения», где обращали внимание на своё эмоциональное состояние в начале и в конце дня. Календарь заполнялся в течение недели.

На протяжении недели психологом с детьми подготовительной, старших, средней групп проводились занятия на укрепление психического здоровья «Пойми меня», «Моё душевное здоровье», «Радость-грусть» где дети учились толерантному поведению, развитию умения различать чувства, адекватным способам открытого выражения своих эмоций, чувств, душевного состояния.

В средней группе «Капелька», старшей группе «Малинка» педагогами Юлией Владимировной и Ольгой Андреевной, а так же в подготовительной группе Еленой Ивановной были проведены ролевые игры «Заколдованное сердце», где дети, преодолевая препятствия, растапливали «ледяные сердца» заколдованных воспитателей, учились работать в группе, развивали эмоциональные отношения в группе, тем самым улучшали взаимоотношения между детьми и воспитателями.

В «День доброты» родители оставляли добрые пожелания сотрудникам детского сада. В подготовительной группе Ольгой Ивановной проведено занятие на тему «Доброта».

В среду в «День комплиментов» все дарили друг другу комплименты, в том числе и на физкультурном занятии. Ольга Андреевна с детьми средней группы изготовили цветы, которые потом вручались мамам со словами комплиментов.

Педагоги в этот день разгадывали психологический кроссворд. Самыми психологически подкованными оказались Надежда Витальевна, Юлия Владимировна и Мария Ивановна. Сотрудники детского сада получили возможность принять участие в занятии с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье».

В «День настроения» родители и сотрудники задумывались над своим эмоциональным состоянием, отмечая своё настроение в детском саду на «Радуге настроения» и «Калейдоскопе настроения». Дети в группах рисовали кляксы своего настроения, превращали их в добрых. В средней группе Татьяна Александровна с детьми читала сказку «Колобок», где ребятишки придумывали её счастливое завершение. Дети младшей группы выражали своё настроение, рисуя ножками на бумаге.

В пятницу ребята подготовительной группы выражали своё настроение на бумаге, а затем изготавливали из этой же бумаги бабочек, которые подарили родителям.

С понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где родители и сотрудники имели возможность высказать свои мнения, предложения, замечания о работе детского сада, впечатления о Неделе психического здоровья.

Для родителей был организован стенд с информацией о том, как сохранить психическое здоровье детей и взрослых.

В мероприятия данной недели вовлечено большее количество детей и взрослых. Спасибо педагогам и родителям, которые приняли участие в этом необычном марафоне.

людмила гридина
План проведения недели «Психологическое здоровье» в детском саду

Девиз недели : «От достигнутого к нашим истокам» .

Понедельник

Название дня : вперед и только вперед!

Девиз дня : ученья корень горек, да плод сладок.

Внизу на входной двери указан анонс предстоящего дня и девиз (каждый день новая информация) .

С утра висят «заборы» (обои с фломастерами) для выражения пожеланий и мнений.

Выставка при входе с полезной информацией для родителей и педагогов

(стоит всю неделю ) .

«Дереве настроений» .

«Островок» разгрузки (в спортзале) . Работает всю неделю .

Тренинг «В краю хорошего настроения» в группах.

Название дня : наше сокровенное.

Девиз дня : тайное слово в своих устах держи.

Продолжают висеть «заборы» .

Ящики - «Листов радости» и ящики «Листов гнева» . Стоят под «заборами» .

День вежливости, «Тайный друг» . Все в саду оказывают знаки внимания, проявляют вежливость. Передача записок с добрыми пожеланиями, открыток, маленьких сувениров, рисунков из группы в группу или любому работнику сада (работают дети - почтальоны) .

Составление словаря вежливых, добрых слов, комплиментов. Утром – родители записывают в тетрадь, в течении дня – воспитатель со слов детей.

Название дня : малышарики : молодо – не зелено.

Девиз дня : гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Развешены цитаты по всему детскому саду

Театрализованное представление для детей младших групп с участием родителей.

Дети остальных групп, родители и воспитатели - Семейные мастерские по – выбору воспитателей.

Дети и родители (домашнее задание) Подготовить стенгазету «Познакомьтесь – это Я» или создать коллаж любой формы (солнышко, ягодки, цветочки и т. д.) с ласковым обращением к ребенку.

Дети старших групп и воспитатели Создать стенгазету, коллаж «Мои пожелания родителям…» или «Счастье – это…»

Администрация и родители Стол «Вопросов и ответов» .

Название дня : день откровений.

Девиз дня : не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Дети младшего звена, воспитатели Игра – занятие «Дружба начинается с улыбки» в группе.

Дети старшего звена, воспитатели Игра «Заколдованное сердце воспитателя» в группе.

Администрация, родители Общее родительское собрание. Подведение итогов недели «Психологическое здоровье » . Обсуждение «заборов» , ящиков «радости и гнева» , стола «Вопросов и ответов» .

Название дня : мы все творцы!

Девиз дня : не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

«Заборы» висят. Делятся впечатлениями о недели «Психологическое здоровье » .

Дети и родители Отмечают утром в группе свое настроение на «Дереве настроений» (хорошее, плохое или среднее) .

Педагоги ДОУ Круглый стол. Обсуждение педагогами недели «Психологическое здоровье » за чаепитием на совещании. Отвлекающее мероприятие – терапевтический тренинг.

Дети всех групп и воспитатели Психологические игры в группе .

Публикации по теме:

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

План проведения тематической недели по изучению детьми правил дорожного движения Утверждаю заведующий МКДОУ "Родничок" ___ План мероприятий тематической недели «Правила дорожные детям знать положено!».

План проведения недели «Игры и игрушки» (старшая группа) Цель: отработка механизмов развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Задачи: 1. Применять эффективные подходы к созданию игровой.

План проведения недели «Игры и игрушки» в подготовительной группе План проведения недели «Игры и игрушки» в подготовительной группе «Пчёлки» 2015-2016 учебный год. Цель: - развитие интереса у детей к различным.

План проведения недели «Игры и игрушки» в средней группе ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ «ИГРЫ И ИГРУШКИ» 16.11.2015г. – 20.11.2015г. Возрастная группа: средняя воспитатели: Вениченко И. Е., СеменихинаЯ. В.

План проведения недели психологии в ДОУ Тема недели психологии «Доброжелательные отношения между взрослыми и детьми» № п/п Название и форма мероприятия Дата проведения Целевая.

«Пришла осенняя пора-спортивным праздникам - «ура!» План проведения осенней недели здоровья План проведения осенней недели здоровья «Пришла осенняя пора – спортивным праздникам ура!» Дата проведения: 5-10 октября 2015 год Цель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка»,

г.Зеленогорск, Красноярский край

Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества

(2013-2014 учебный год)

Номинация конкурса «Организация праздников и мероприятий»

Название работы «Неделя психологического здоровья в ДОУ»

педагог-психолог

Неделя психологического здоровья в ДОУ проводится в ноябре месяце и приурочена к Всемирному дню психического здоровья.

Цель проведения : создание положительной психологической атмосферы в детском саду, привлечение внимания к профессиональной деятельности психолога, повышение психолого-педагогической грамотности педагогов ДОУ и родителей, создание благоприятного климата для комфортного самочувствия детей и взрослых в ДОУ.

Предварительная работа : оформление помещения детского сада (афиша планируемых мероприятий), подготовка папок-передвижек, бюллетеней по заявленным темам, распространение объявлений о начале недели психологии по группам.

При планировании недели мы придерживались следующих принципов:


  • неделя должна быть целостной и законченной;

  • учитывали возрастные и индивидуальные возможности детей;

  • мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно - образовательный процесс (соблюдения режима дня);

  • события недели должны охватывать по возможности весь детский сад (взрослых и детей);

День недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с пед.коллективом

понедельник

1.Беседа «Что такое радость?» «Мы рисуем радость!» (старший дошкольный возраст)

2. Занятие «Мыльные пузыри в гостях у нас» (группы раннего возраста)



1.Акция «Сундучок радости или предсказания звонкого ручейка»

2. Информационные бюллетени, папки- передвижки во всех группах.


Консультация «Психологическое здоровье воспитателя. Антистрессовая аптечка»

3. Психологическая игра «Радуга настроения» (средние, старшие, подготов. группы)

Вторник

1.Занятие для детей младшего возраста

«У нас пальчики всегда- самые лучшие друзья».



Стенд «Устами младенца» (для педагогов, родителей всех возрастных групп). Стенд заполняется постепенно.

Среда

Игротренинги на развитие навыков общения (старшая, подготов. группы)

Стенды в группах старшего дошкольного возраста «Рисунок - как отражение эмоционального мира ребенка»

«Психологическая пятиминутка» Релакс-пауза «Использование образов и слова - как способ саморегуляции , самовоздействия»

Конкурс «Мой портрет в лучах солнца» (младшие и средние группы)

четверг

1.Творческая работа «Дерево ладошек» (для детей групп раннего возраста)

2.Игра «Я-всезнайка!» (для старших и подготовительных групп)



1.Акция «Азбука родительской любви»

2.Тренинг «Мой ребенок… Какой он?»





пятница

1.Праздник дружбы и хороших отношений (для детей младшей, средней, старшей и подгот.групп)

1.Акция «Забор пожеланий и предложений». Подведение итогов недели.

2. Анкетирование родителей и педагогического коллектива.

3.«Круглый стол» с воспитателями и специалистами ДОУ (чаепитие)


В течение недели во второй половине дня просмотр детьми в лекотеке мультфильмов о дружбе: «Кот Леопольд», «Лунтик», «По дороге с облаками», «Самый маленький гном».

С планом мероприятий в рамках недели психологического здоровья родители, дети и сотрудники знакомятся через представленную «афишу», которая размещается в тамбурах при входе в детский сад (слайд №1 презентации).

Психологическая игра «Радуга настроения» (для детей, воспитателей и родителей средней, старшей и подготовительной групп)

Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду.

Цель акции «Азбука родительской любви»- познакомить родителей с народными мудростями и мыслями великих людей о воспитании детей. Используется набор психологических открыток «Азбука родительской любви» (слайд №3). Родители вытягивают открытку, на лицевой стороне которой подсказка, из которой можно узнать:

Как вести себя в сложных ситуациях общения с детьми;

Какие чувства испытывают дети, и каких чувств они ждут от родителей;

Как научить детей тому, что взрослые считают важным и нужным;

Как взрослым и детям стать по- настоящему близкими друг - другу.

На оборотной стороне открытки приводится афористическое высказывание или народная мудрость о воспитании, связанные по теме с текстом на лицевой стороне.

Цель создания Стенда «Устами младенца» - повышение настроения, формирование у взрослых интереса к миру детей . Взрослые вспоминают интересные высказывания своих детей, записывают их на стикеры (листочки), приклеивают к плакату (ватману). С изречениями знакомятся все входящие в детский сад.

Релакс - пауза для воспитателей «Использование образов и слова - как способ саморегуляции, самовоздействия». Для проведения занятия используется набор психологических открыток Н.Огненко «Женщина – цветок» (слайд № 6)

«Забор пожеланий и предложений». Цель акции - психологическая разгрузка, т.е. создание условий для выражения отрицательных эмоций, тревожных состояний. Все взрослые участники недели могут оставить на ней записи любого содержания: жалобы, предложения, пожелания, мнения о ДОУ, тревоги за своего ребенка.

Вы недовольны, печальны, обижены

Или напротив – счастья полны,

Облегчить страданья,

Услышать признанья

На нашем заборе готовы мы.

Пишите о том,

Что вас беспокоит

В детском саду,

на работе, в семье.

Делиться радостью также стоит,

От этого лучше всем и везде!

(Акция проходит в течение всей недели)

Игра для детей «Я – Всезнайка»

Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса, развитие представлений об окружающем мире, обучение детей навыкам коллективной самоорганизации.

Каждая группа утром получила бланк с 20 вопросами, которые касались детского сада, детей и педагогов. Ответы необходимо найти и запомнить до 15.30. дня. В указанное время психолог и старший воспитатель приходят и задают эти вопросы детям. Каждый Всезнайка получал сладкий приз (т.е. все дети были поощрены).

Вопросы к игре «Я – Всезнайка»


  1. Какого цвета глаза у вашего воспитателя?

  2. Сколько дней в неделю вы ходите в садик?

  3. У кого в группе самые длинные волосы?

  4. Кто в группе самый высокий?

  5. Сколько в группе сегодня мальчиков?

  6. В какое время года День рождения у вашего воспитателя?

  7. Какие любимые цветы у вашего младшего воспитателя ?

  8. Сколько цветочных горшков в вашей группе?

  9. У кого из девочек карие глаза?

  10. Сколько всего окон в вашей группе?

  11. Сколько ламп на потолке?

  12. У кого в группе самая большая семья?

  13. Назовите телефон скорой помощи и милиции.

  14. Сколько человек знают свой домашний адрес?

  15. Как зовут нашу медсестру?

  16. Сколько в вашей группе кукол?

  17. Как зовут детей воспитателя?

  18. Сколько человек могут изобразить самую смешную рожицу?

  19. У кого сегодня зеленая одежда?

  20. Какой рисунок нарисован на дверцах шкафчиков у …(имя ребенка) (в раздевалке)
Психологическая игра «Тайный друг» для педагогов и младших воспитателей.

Цель: игра способствует психологической разгрузке , повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.

Педагогам и младшим воспитателям необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах необязательно.

«Тайный друг» у нас игра. Постарайтесь все друзья!


Вам даю по 5 конвертов пожеланья написать,
А потом в почтовый ящик попрошу их отправлять.
Правила игры такие:
Указать «Кому» письмо, чтоб по адресу дошло.
Пожелания любые, юморные и простые.
«От кого» писать не надо, так интересней будет, правда?!
И кому письмо отправил, держит это каждый в тайне.
Завтра ящик я открою, письма дружно заберу.
Пожеланья Вам оформлю, потом каждому вручу.

Все пожелания оформляются в форме сердечек и вручаются каждому сотруднику (слайд 6).

Тренинг для родителей: «МОЙ РЕБЕНОК.… КАКОЙ ОН?»

Цель: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок - родитель».

Праздник дружбы и хороших отношений является итоговым мероприятием в работе с детьми в рамках Недели психологии. Проводится совместными усилиями специалистов и воспитателей детского сада. Наш праздник был простроен в форме интерактивной игры. Дети путешествовали по сказочным станциям, выполняя задания сказочных злодеев (Бабы Яги, Бармалея, Старухи Шапокляк и Снежной Королевы) (слайд 9). Полученные детьми в ходе правильного выполнения заданий солнечные лучики помогли Фее Добра вновь сдружить жителей страны. Закончился праздник проведением дискотеки вместе со сказочными персонажами.
Для подведения итогов Недели нами были организованы: анкетирование среди родителей и воспитателей, проанализированы отзывы «Забора пожеланий и предложений», обсуждение за «Круглым столом» педагогами удачных мероприятий и того, с чем еще можно было проработать. В заключение «Круглого стола» среди педагогов ДОУ организовали чаепитие